Научная статья на тему 'Методологические основы исследования социального партнерства хозяйственных организаций'

Методологические основы исследования социального партнерства хозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
477
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND ECONOMIC INTERESTS / TRUST / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шипитько Андрей Борисович

Выявляются сущность и принципы современного социального партнерства. Обосновывается необходимость развития социального партнерства в контексте совершенствования рыночных отношений российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases of Research of Social Partnership for Economic Organizations

The essence and principles of modern social partnership are revealed. The necessity of social partnership development in the context of market relations improvement in the Russian society is grounded.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования социального партнерства хозяйственных организаций»

Библиографический список

1. Федюнина С.М. Проводник ценностей мультикультурализма // Высшее образование в России. 2006. № 6.

2. Федюнина С.М. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современном мультикультурном обществе // Власть. 2012. № 3. С. 34-38.

3. Анциферов Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

4. Масычев П.В. Этнорелигиозный экстремизм: враги и друзья радикального православия // Вестник ПАГС. 2012. № 1. С. 38-43.

5. Федюнина С.М. Мультикультурализм: политика репрезентаций и практика повседневной жизни. Саратов, 2005.

6. Ярская В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 46-53.

7. Плохова Н.В. Портрет трудового мигранта Саратовской области. иИЬ: http://sarrsute.ru/ images/stories/articlefoto/rio/journal/journaI2-24/Plokhova.pdf

8. Витковская Г.С. Миграция и мигрантофобия в Приволжском регионе: Саратовская область. иЯЬ: http://migrocenter.ru/acrobat/privol_v202.pdf

9. Федюнина С.С. Толерантность к межэтническим взаимодействиям с мигрантами в установках сотрудников силовых структур // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 151-158.

10. Четвертая власть: Интернет-издание. иЯЬ: http://www.4vsar.ru/news/33148.html

11. Антонова Н.Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Общественные науки. 2009. № 4 (70).

12. Бизнес-среда: информационный портал г. Балакова. Адаптационные курсы для мигрантов // иЯЬ: http://biznessreda.ru/biznes-novosti/item/891 (дата обращения: 16.11.2012).

A.B. Shipitko

Methodological Bases of Research of Social Partnership for Economic Organizations

The essence and principles of modern social partnership are revealed. The necessity of social partnership development in the context of market relations improvement in the Russian society is grounded.

Key words and word-combinations: social partnership, social and economic interests, trust, social responsibility.

Выявляются сущность и принципы современного социального партнерства. Обосновывается необходимость развития социального партнерства в контексте совершенствования рыночных отношений российского общества.

Ключевые слова и словосочетания: социальное партнерство, социальноэкономические интересы, доверие, социальная ответственность.

УДК 658.114 ББК 65.292

А.Б. Шипитько МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

условиях совершенствования рыночных отношений хозяйственные организации все более ориентируются на удовлетворение потребностей экономических субъектов и конкретных социальных нужд общества. Ме-

96 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

няется характер взаимодействия субъектов хозяйствования, трансформируется система экономических и социальных факторов экономического роста общества. В новых условиях актуализируется новая партнерская форма отношений между хозяйственными организациями и организационными структурами предпринимателей, профессиональными союзами работников, государственными структурами, внешними потребителями и поставщиками.

Социальное партнерство хозяйственных организаций - это особый тип социального взаимодействия хозяйственной организации с экономическими субъектами и институтами внешней среды, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников данного социального процесса. В социологических исследованиях представлены различные (порой противоречивые) методологические подходы исследования данного явления.

В различных научных парадигмах представлены относительно независимые теоретические разработки по выявлению сущности и содержания социального партнерства хозяйственных организаций. Методологические разработки по проблеме социального партнерства хозяйственных организаций можно условно разделить на три группы: 1) междисциплинарные концепции; 2) социальноуправленческие социологические теории; 3) социально-экономические социологические парадигмы.

Так, первая группа исследований в работах В. Михеева, С. Перегудова, О. Иванова, Д. Г авра представляет проблемы развития социального партнерства хозяйственных организаций на междисциплинарном уровне. В рамках данного направления уточняются сущностные основы социального партнерства. Доказывается, что социальное партнерство представляет собой междисциплинарное явление, характеризующее систему общих общественных и социально-экономических отношений в социальной, а также социально-трудовой сфере хозяйствования, строящихся на основе согласования, коррекции и защиты социальных и экономических интересов социальных субъектов. При этом авторы традиционно выделяют основные субъекты социального партнерства - работников, структуры государственной власти, организации местного самоуправления, работодателей, ассоциации бизнеса. В качестве инструментов реализации партнерского взаимодействия представляют договора, совместные социальные и экономические проекты, формальные соглашения и достижения компромисса, согласования и уточнения по ранее имеющимся практикам сотрудничества, договоренности по экономическим, социально-экономическим, социально-культурным проблемам деятельности.

В соответствии с междисциплинарным подходом выделяют важнейшие сущностные черты социального партнерства: во-первых, субъекты социального партнерства (работники; органы государственной власти, местного самоуправления; работодатели) имеют как общие, так и различные социальные, социально-экономические и экономические интересы; во-вторых, социальное партнерство включает в себя не только процессы координации и коррекции целей и задач его субъектов, но и достижение взаимовыгодных результатов как в экономической, так и в социальной и социально-культурной сферах; в-третьих, социальное партнерство - важнейший интегральный фактор в обществе, объединяю-

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 97

щий общество, формирующий социальный капитал, институционализирующий интересы субъектов экономического действия; в-четвертых, социальное партнерство является основным механизмом демократизации социальных и социально-экономических отношений в обществе.

Таким образом, в рамках междисциплинарного методологического подхода выявлено содержание социального партнерства, уточнены общие принципы его проявления, раскрыты его сущностные черты. Важным теоретическим положением здесь выступает доказательство связи развития социального партнерства и процессов демократизации в обществе и в отдельных его подсистемах. Между тем в контексте общетеоретических парадигм не уточняется специфика социального партнерства хозяйственных организаций, не выявляется механизм его реализации.

Вторая группа исследований - социально-управленческие концепции -представлена в работах Т. Баландиной, А. Живлаковой, Ю. Тена, Т. Соломанидиной, Э. Шейна. Социальное партнерство здесь характеризуется как объект социального управления. Т. Баландина в связи с этим отмечает, что в рамках социального макроуровневого подхода объект управления является системным. Объект управления как системное целое - это результат целевого управленческого воздействия, выполняющий управленческие решения и обеспечивающий в итоге реализацию миссии, направленной на оценку различных форм социального действия, в том числе и социального партнерства как системного проявления совместных практик населения, основанных на равных правах и обязанностях и нацеленных на достижение совместных разработок, планов, проектов, задач [1, с. 53].

В соответствии с данным подходом социальное партнерство характеризуется устойчивым социальным взаимодействием населения с организациями, представляющим собой комплекс коммуникативного партнерского обмена сообщениями, знаниями, информацией для решения общеуправленческих социальных задач, целей, стратегий. Социальное партнерство на уровне отдельной организации выступает как универсальная социальная система добровольного и равноправного сотрудничества работников, управляющих, собственников (работодателей). Данная система воспроизводит упорядоченность управленческого социального взаимодействия, организует и актуализирует процесс совместных деятельных практик работников и населения, определяющих достижение общих не только социальных, но и экономических, а также политических задач [2, с. 30]. Социальное партнерство в управленческом контексте является формой межкультурной социальной коммуникации как неизбежный атрибут существования современных партнерских социальных групп, объединений, общностей. Последних следует рассматривать, с одной стороны, как носителей определенной культуры в современных социально-управленческих процессах; с другой стороны - как определенный вид социально-управленческих отношений, характеризующих процесс равновесия обновляющихся и совершенствующихся социально-экономических интересов всех его субъектов.

Практически каждая хозяйственная организация оказывается вовлеченной в круговорот мощнейших изменений общества в его экономической, политической и культурной сферах. Наиболее важной тенденцией сегодняшнего дня

98 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

является формирование на основе принципа справедливости партнерского социокультурного и социально-управленческого взаимодействия как во внутренней, так и во внешней среде организации. Социальная справедливость выступает важнейшим принципом системы социального управления партнерскими отношениями.

Таким образом, в рамках социально-управленческого подхода выявлена вну-триорганизационная сущность социального партнерства как интегрированная система внутренних и внешних социально-управленческих отношений. Здесь социальное партнерство проявляет себя в качестве универсального социального комплекса, организующего и актуализирующего внутренние и внешние организационные процессы совместных деятельных практик работников, управляющих, собственников (работодателей) и субъектов внешней среды организации. Между тем в контексте общетеоретических парадигм не раскрываются социально-экономические и социально-правовые основы механизма партнерского взаимодействия.

Т ретья группа исследований - социально-экономические парадигмы -представлена в работах Ю. Быченко, Т. Кривошеева, В. Митрофанова, А. Палади. В рамках данных исследований недостатки рассмотренных ранее концепций частично преодолеваются. В. Кривошеев доказывает, что эффективные социальноэкономические отношения современной организации возможны только в условиях развитого института социального партнерства как основы идеологии социального рыночного хозяйства. Именно социальное партнерство способствует достижению согласия и социальной ответственности: «Социальное партнерство позволяет преодолеть “синдром неэффективного собственника” и управлять занятостью на рынке труда при условии активной роли государства и развития социального механизма лоббирования как опосредованной формы взаимодействия. Лоббизм выполняет роль своеобразного института, обеспечивающего более полное участие интересов заинтересованных групп населения, в том числе и некоммерческих организаций, в государственном управлении» [3, с. 217]. Автор отождествляет отношения организационного партнерства и социально ответственного взаимодействия работников, указывая на то, что социальное партнерство в новых условиях должно быть распространено не только на внутриорганизаци-онные трудовые отношения, но и на политическую, культурную и духовную сферу общества, а также на международные отношения.

При данном методологическом подходе недостаточное внимание уделяется изучению процессов становления нормативной правовой базы, определяющей формирование партнерских отношений, регулирующей социально-трудовые, социально-культурные, социально-управленческие отношения социального партнерства. Ю. Быченко в связи с этим указывает, что в новых условиях первоочередное внимание необходимо уделить регулирующим нормативно-правовым механизмам социального партнерства. Здесь механизм социального развития рассматривается как три подсистемных комплекса: 1) механизм целевого развития человеческого потенциала; 2) механизм потребительного саморазвития человека; 3) «интегрирующий адаптивный механизм развития человеческого потенциала, обеспечивающий формирование и регулирование гибкого рынка

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 99

труда, регулирование трудовых отношений» [4, с. 33]. Третий комплекс и призван обеспечивать условия развития социального партнерства в системе хозяйственных организаций.

Следует отметить, что социальное партнерство развивается с учетом как международного правового поля (законодательная база Международной организации труда - МОТ, Европейского Союза), так и законодательных и нормативных актов государств, отдельных хозяйственных организаций. При этом используются принципы трипартизма и многоуровневого сотрудничества, суть которых изложена в документах Международной организации труда. Представляется важным, что в рамках международного правового поля ответственность за реализацию условий и практик социального партнерства лежит полностью на социальном государстве. Именно государство в современных условиях должно реализовывать роль социального партнера и брать под контроль возможности партнерского взаимодействия; способствовать подписанию межор-ганизационных договоров и соглашений, связанных с сотрудничеством, оплатой, характером, условиями труда, тенденциями изменения занятости, реализацией социальной защиты и профессионального обучения работников.

Таким образом, в контексте социально-экономического подхода выявлены внешние проявления феномена социального партнерства. Исследователи доказывают, что социальное партнерство реализуется на различных уровнях - международном, общественном, региональном, организационном, причем развивается в результате функционирования механизма социального развития. Социальное партнерство строится на основе принципов трипартизма и многоуровневого сотрудничества.

Здесь социальное партнерство проявляет себя как универсальная социальная система, организующая и актуализирующая внутри- и внеорганизационный процесс совместных деятельных практик работников, управляющих, собственников (работодателей) в рамках правового поля. Государство представляет собой основной субъект социального партнерства. Оно призвано брать на себя основные функции организации и контроля по достижению соглашений и договоров партнерского взаимодействия. Вот почему общественные социальноэкономические интересы в системе социального партнерства являются основными. Важнейшая задача социального партнерства хозяйственной организации связана с осуществлением сотрудничества на основе проведения консультаций между государственными структурами, предпринимателями, профсоюзами, общественными организациями. Можно констатировать, что в рамках социальноэкономического подхода социальное партнерство - это прежде всего модель взаимоотношений субъектов хозяйственного взаимодействия на всех общественных уровнях: в отдельной организации, по отдельным отраслям, по региону, в рамках общенационального взаимодействия в целом.

Различные концепции социального партнерства по-разному рассматривают его содержание, с различных позиций исследуют его проявления. При этом в новых условиях необходимо разработать обобщенный подход к данному феномену. В рамках синтезирующей доктрины социальное партнерство - это многоуровневый конструкт, характеризующий систему общественных отношений по проблемам согласования, коррекции и защиты социальных и экономичес-

100 2013 • ВЕСТНИК ПАГС

ких интересов субъектов экономического действия, рассматривающихся в расширенном контексте: мировое сообщество, структуры государственной власти, органы региональной власти и местного самоуправления, работодатели, ассоциации бизнеса, общественные организации, объединения населения, профсоюзы, трудовые организации.

В контексте новой доктрины социального партнерства, с одной стороны, важно признание различия социально-экономических интересов населения, государства, хозяйственных организаций, трудовых социальных групп, отдельных слоев; с другой стороны, необходимо учитывать, что в процессе функционирования и партнерского взаимодействия отдельные субъекты не могут существовать и действовать друг без друга. Следовательно, главная задача партнерского взаимодействия не в нивелировании или подавлении различных социальноэкономических интересов субъектов хозяйствования, а в осуществлении оценки и анализа нужд, потребностей и мотивов акторов, в поиске компромиссов и взаимовыгодных путей сотрудничества, в формировании договорных соглашений путем взаимных уступок, направленных на достижение согласованного совместного сотрудничества.

Эффективное социальное партнерство призвано сглаживать, а порой и предотвращать конфликтные ситуации, способствовать активизации социального и экономического развития за счет использования демократических преимуществ, реализации возможностей учета и обмена опытом в процессе социального взаимодействия. Новая система помогает приходить к эффективным управленческим решениям посредством согласовывания мнений и позиций, ведения переговоров, заключения обоснованных и взвешенных договоров и соглашений.

По нашему мнению, важным принципом социального партнерства в новых условиях является доверие: оно составляет социальный капитал организации. При этом формирование доверительных отношений требует, с одной стороны, социально ответственной деятельности; с другой стороны - систематизации партнерских контактов и обновления соглашений и договоров. Системный характер партнерских контактов позволяет строить устойчивые отношения, планомерно оценивать и корректировать деятельность, своевременно вносить необходимые изменения и обновления для адаптации к трансформационным сдвигам во внешней социальной среде. Важно отметить, что реализация современных принципов партнерства предусматривает необходимость постоянного роста человеческого капитала всех экономических субъектов хозяйствования, развитие их инновационных качеств и свойств.

Библиографический список

1. Баландина Т. Социология управления. Саратов, 2005.

2. Живлакова А.Е. Стратификационная вариативность парламентских партий России в системе коммуникативного взаимодействия общества и власти // Власть. 2010. № 11.

3. Кривошеев В. Т. Управление занятостью трудовых ресурсов в системе социального партнерства. Саратов, 2004.

4. Быченко Ю.Г., Логинова Л.В. Социальный политика как механизм развития социального потенциала российского общества // Вестн. Сарат. гос. социально-экономического ун-та. 2012. № 1.

2013 • ВЕСТНИК ПАГС 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.