Научная статья на тему 'Потенциал современного казачества'

Потенциал современного казачества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
356
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казачество / Республика Калмыкия / традиции / патриотическое воспитание / Cossacks / the Republic of Kalmykia / traditions / patriotic education.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С. Н., Манцаева А. А.

В статье на основе эмпирических данных раскрыты потенциальные возможности современного казачества. Сделан вывод о том, что эффективное социокультурное развитие казачества, успешное конструирование их этносоциальной идентичности возможно в ходе выработки таких механизмов взаимодействия казачества и власти, которые бы способствовали возрождению казачества как одного из элементов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF MODERN COSSACKS

The potentialities of modern Cossacks based on empirical data are disclosed in the article. The conclusion is made that the effective socio-cultural development of the Cossacks, the successful construction of their ethno-social identity is possible through the elaboration of mechanisms for interaction between the Cossacks and the authorities. These mechanisms should contribute to the revival of the Cossacks as one of the elements of civil society.

Текст научной работы на тему «Потенциал современного казачества»

Подводя итоги, можно сказать, что объем читательской аудитории печатных СМИ в Калмыкии довольно значительный. Об этом говорит и тот факт, что печатные региональные издания среди средств массовой информации как источников местных новостей сохраняют второе место (27,2%). Их опережает только такой источник информации как Интернет (29,4%), использование которого является основной причиной отказа от печатных изданий, особенно у молодежи.

1. Социология журналистики / под ред. Е. П. Прохорова. М.: Изд-во Моск. ун-та,1981. С. 53-105.

2. Аудитория как объект социологических исследований: курс лекций Белорус. гос. акад. искусств [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5007621/ (дата обращения 11.05.2018 г.).

3. Смирнова, М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах: учеб.-метод. пособ. для студентов фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1984. 82 с.

4. Ноэль, Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978. 382 с.

5. Пугачев, В. П. Выборы: общая теория в российских иллюстрациях // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. N° 4. С. 3-30.

6. Солодухин, Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? // СМИ в политических технологиях. М.: Энигма. 1995. С. 15-21.

DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10009 НЕМГИРОВА С.Н., МАНЦАЕВА А.А.

ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА

Аннотация: В статье на основе эмпирических данных раскрыты потенциальные возможности современного казачества. Сделан вывод о том, что эффективное социокультурное развитие казачества, успешное конструирование их этносоциальной идентичности возможно в ходе выработки таких механизмов взаимодействия казачества и власти, которые бы способствовали возрождению казачества как одного из элементов гражданского общества.

Ключевые слова: казачество, Республика Калмыкия, традиции, патриотическое воспитание.

В последнее время российское казачество испытывает к себе все большее внимание со стороны органов государственной власти. Принят целый ряд федеральных законов, концепций, постановлений, создан Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации, развернувший активную деятельность. С момента принятия Федерального закона Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» [1] велась активная работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок несения российским казачеством государственной и иной службы, вносились поправки и изменения в данный закон. Тем самым принятие важнейших законодательных актов, регулирующих деятельность казачьих обществ, с одной стороны, и стихийный подъем казачьего самосознания «на местах», с другой, в совокупности дали реальный стимул для возрождения казачества в России.

Еще в 2012 г. Президент Российской Федерации утвердил Стратегию развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года [2]. Стратегия со всей очевидностью подчеркивает главную цель - развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы казаков при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры. При этом предполагается учет исторических и иных традиций российского казачества.

Кроме очевидных успехов, связанных с деятельностью казачьих обществ, выявилось и немало проблем. Для их решения и общей оптимизации государственной политики в отношении казачества существенным является знание об общественных настроениях, взглядах и мнениях как в казачьей среде, так и среди населения.

На территории Республики Калмыкия дислоцировано восемь казачьих обществ, являющихся структурными подразделениями войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и две казачьи общественные организации. Республиканским правительством утверждены Концепция развития казачества в Республике Калмыкия до 2020 года [3] и План мероприятий по реализации в Республике Калмыкия в 2017-2018 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года [4].

Целью исследования стало выявление и анализ доминант общественного мнения по отношению к казачеству. В соответствии с целью исследования основными задачами были определение отношения населения к казачьему движению; оценка деятельности казачьих организаций на территории республики; определение уровня взаимодействия казачьих организаций с республиканскими, муниципальными органами власти, отношение к государственной службе казачества; оценка перспектив развития казачества.

Объектом исследования стали жители г. Элисты, Городовиковского, Ики-Бурульского, Приютненского, Целинного, Яшкульского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия в возрасте 18 лет и старше, а также члены реестровых казачьих обществ (Яшалтинского, Городовиковского, Ики-Бурульского, Икицохуровского, Приютненского, Целинного станичных обществ и Элистинского городского казачьего общества). Отбор респондентов среди населения производился посредством пропорциональной квотной выборки, репрезентативной по полу, возрасту и территориальному размещению населения Республики Калмыкия. Объем выборочной совокупности составил 439 респондентов среди населения и 68 - среди реестровых казаков.

Методом сбора эмпирических данных стало анкетирование в виде формализованных интервью, которые проводились при непосредственном контакте интервьюеров с респондентами. Вопросы были разделены на отборочные, раскрывающие необходимые социально-демографические характеристики респондентов, и основные, ориентированные на конкретные эмпирические индикаторы. Обработка полученных данных производилась методами описательной статистики и количественного анализа в программе SPSS.

Из-за отсутствия официально верифицируемых критериев идентификации казачества как сословия, нации, этноса или другой социальной группы современное казачество определяется на основе различных критериев, самостоятельно сформулированных субъектами внешней идентификации или самоидентификации. Одной из проблем казачьего возрождения, по которым не прекращаются споры, является вопрос о социальном статусе казачества. Большинство опрошенных считает, что на сегодняшний день казачество представляет собой группу людей, имеющих общую историю и обычаи (табл. 1). Анализ показывает, что чаще высказывают такую точку зрения горожане и жители районных центров, а также респонденты в возрасте 30-49 лет. Вторую по количеству ответивших позицию занимает точка зрения, согласно которой современное казачество представляет собой категорию граждан России, исполняющих государственную казачью службу. Это свидетельствует о том, что несение государственной казачьей службы становится важным идентификационным признаком казачества не только для государственных органов, самих казаков, но и для населения.

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов при определении казачества

На Ваш взгляд, что представляет собой казачество в настоящее время? Процент

Группа людей (общественное движение), имеющих общую историю и обычаи 59,0%

Категория граждан России, исполняющих государственную службу казачества 22,8%

Образ жизни 12,3%

Особый род войск 8,4%

Группа людей, обладающих особыми правами 5,9%

Другое 2,7%

Затрудняюсь ответить 5,4%

Переход казачества на новый этап развития открыл иные возможности консолидации казачьей социальной общности и определил нишу, в которой будет развиваться потенциал казачества. Деструктивные элементы в деятельности казачества заметно сократились, возросла его позитивная роль, наметился поворот к конструктивному сотрудничеству казачества с органами государственной власти и муниципального управления. Более половины опрошенных считает целесообразным возрождение казачества (совокупность ответов «Да» и «Скорее да»), почти пятая часть не смогла дать определенный ответ, а четверть опрошенных не видит в этом необходимости, при этом среди ответивших категорично «Нет» 75,0% составляют мужчины. Тем самым результаты исследования демонстрируют, что современное казачество, прошедшее непростой путь первоначального становления, до конца еще не получило признание в общественном сознании населения как значимая социальная группа современного общества.

Анализ социальной мотивации участия в казачьем движении показывает, что ведущим мотивом вступления в казачьи организации является потомственная принадлежность к казачеству (табл. 2). Почти треть опрошенных указали такие мотивы, как стремление активно участвовать в воссоздании казачьих традиций и казачьей службы, в то время как в Стратегии слабо обозначено место и роль в жизни казака культуры и традиций как одного из важных элементов формирования самосознания казаков. Такого рода задачи вообще не ставятся ее

разработчиками. А если этой цели нет, то и казачество будет представлять из себя «служилую» часть населения, лишенную исторических корней. Учитывая, что по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа, выбор первого мотива не исключал осознанной ориентации на стратегические цели возрождения казачества. Менее значимыми оказались мотивы, лежащие вне сферы данных целей.

Распределение ответов респондентов на вопрос

Таблица 2.

Что побудило Вас вступить в казачью организацию в первую очередь? Процент

Потомственная принадлежность к казачеству 85,3%

Стремление активно участвовать в воссоздании казачьих традиций 30,9%

Стремление возродить казачью службу 30,9%

Желание нести государственную службу 22,0%

Желание навести порядок в своем населенном пункте 19,1%

Вера в то, что с развитием казачьего движения положение казаков улучшится 2,9%

Влияние родственников, друзей 1,4%

Большинство членов казачьих организаций признают, что им нравится общественная работа, которую они выполняют, а также возможность следовать казачьему образу жизни, почти половине опрошенных казаков интересно участвовать в мероприятиях, проводимых их организацией (Рис. 1). Что касается обязательного членства в реестровой казачьей организации, 88,2% опрошенных уверены, что человек, считающий себя казаком, должен в ней состоять, при этом основной причиной называют то, что эффективно работать может только единственная для всех казаков организация. Еще 11,8 % респондентов полагают, что членство в реестровой казачьей организации - это личное дело каждого, а тех, кто считает, что казак не должен состоять в ней, не нашлось.

казачьему образу жизни :Е:::Е::::::::

Членство в казачьей организации дает возможность нести- 29,4 государственную службу :Е:Е=Е:Е:::Е:Е Е:ЕЕЕ:ЕЕЕ::Е % ЁЕНЁЕН!

:::::::::::::: Мне нравится общественная работа,- которую выполняю в организации ННННННН 1

Меня привлекает работа с детьми и_ 2п к°/ : молодежью :|:|:17;.;.: 1 щ

мероприятиях, которые проводятся- организацией :ЕЕ::ЕЕ::ЕЕ::Е Е:::Е

Мне нравится общениес_ интересными людьми в организации ^ Возрождение казачества -необходимый этап возрождения- :Е::|19,1%|:Е Аэссии ::

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о преимуществах членства в казачьей организации

Среди казачьих традиций и обычаев прошлого, способствующих расширению поля деятельности казачьих организаций, почти все опрошенные казаки выделили воспитание уважения и любви к Родине (Рис. 2). Еще одним атрибутом казачьего народа является аспект служения Родине, который связан не только с тем, что казачество исторически являлось военно-служивым сословием, но и с тем, что служение Отечеству стало духовной миссией, закрепленной в психологии, менталитете, укладе и образе жизни казаков. Служение Отечеству - одна из главных обязанностей казака. Готовность бескорыстно служить Отечеству, на благо своим ближним прививалась мальчикам в казачьих семьях с детства. Защита Отечества - право и долг каждого человека. Достигнув 18 лет, юноши из казачьих семей принимали присягу на верность

Отечеству и проходили обучение военному делу, вместе с тем обучаясь взаимовыручке, сотрудничеству, умению подчинять свои интересы интересам коллектива.

рпщпптщ

Воспитание уважения, Дисциплина Семейные ценности Служение Рэдине

любви к године

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о казачьих традициях и обычаях прошлого, способствующих расширению поля деятельности казачьих организаций

В основе существования любого социума, и казачьего в том числе, лежит, безусловно, семья. 44,1% опрошенных казаков назвали семейные ценности как одни из приоритетных среди казачьих традиций и обычаев прошлого. Уважение и почитание старших членов семьи, хранителей традиций, обрядов и обычаев, которые пользовались заслуженным авторитетом и играли главную роль в казачьем самоуправлении, были определяющим в семейно-бытовом укладе. Прочности семейных уз, уважительному и доверительному отношению в паре предавалось большое значение. Как отмечает Н.Е. Шафажинская, «семейный союз у казаков пользуется большим уважением, причем женщина и мужчина в семейных отношениях являются почти равноправными. Данный факт подтверждает то важное обстоятельство, что в отсутствие мужа казачка сама ведет хозяйство и поддерживает дом. Глава семейства - это всегда отец, но в случае его смерти главенство в доме переходит к матери» [5].

В настоящее время казачество является составной частью российского общества, поскольку осуществляет государственную службу, поддерживает порядок, что является гарантом социальной стабильности и безопасности в стране, поэтому больше половины опрошенных казаков называют несение государственной службы казачества необходимой частью в деле служения государству (табл. 3). Казачество включено в процессы нравственно-патриотического, гражданского, физического воспитания молодежи, участвует в решении проблем национальной безопасности и вопросов поднятия престижа военной службы. Опрошенные казаки выделяют педагогический потенциал казачества при решении задач патриотического воспитания обучающейся молодежи.

Таблица 3.

Распределение ответов о вопросах, в решении которых реестровые казачьи организации могут оказать наибольшее содействие

В решении каких вопросов реестровые казачьи организации могут оказывать наибольшее содействие? Процент

Патриотическое воспитание и подготовка призывников 75,0%

Военно-спортивная работа с молодежью 52,9%

Несение государственной службы казачества 52,9%

Сохранение культурных и духовных традиций 14,7%

Вопросы патриотического воспитания и военно-спортивной работы с молодежью находят свое отражение в работе образовательных учреждений республики, деятельность которых направлена не только на сохранение и поддержание традиций, обычаев, обрядов казачества, но и подготовку юношей к служению Отечеству на различных государственных и общественных службах. Примером таких образовательных учреждений является «Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия имени О. И. Городовикова», созданный в целях совершенствования военно-патриотического воспитания молодых граждан Российской Федерации по предложению командующего войсками Южного военного округа РФ генерал-полковника А. В. Галкина и по инициативе Главы Республики Калмыкия А. М. Орлова в 2013 г. 1 сентября 2017 года в нем начали обучение 160 кадетов. Особое внимание в Корпусе уделяется развитию этнокультурного казачьего компонента, под которым понимается все, что способствует развитию творческих возможностей кадетов, дает более полное представление о богатстве казачьей культуры, уклада жизни казаков, их истории, литературы, духовных ценностях, за что и выступает 14,7% опрошенных казаков.

Кроме того в целях сохранения и возрождения казачества в 2017-2018 учебном году в трех школах г. Элисты функционируют девять классов казачьей направленности. По республике насчитывается еще восемь таких классов. Основной целью организации таких классов казачьей направленности является гражданско-патриотическое воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций казачества; формирование духовной зрелости, высокой нравственности и готовности к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.

Именно поэтому вопрос о том, способствуют ли традиции казачества формированию патриотических ценностей в обществе вызвал у населения практически единодушие: 72,5% ответили «Да » и «Скорее да», также как и вопрос о возможности замены воинской службы на казачью 71,5% ответивших считают невозможным. При этом возможность казачества стать общенациональной организацией по военно-спортивной работе с молодежью поддерживает более половины опрошенных (57,7%).

Таким образом, восприятие населением Республики Калмыкия казачества можно в целом охарактеризовать как положительное, оно связано с восприятием казаков как части «своего» пространства, выделяя определенные признаки, которые отличают данную группу от остальной части общества, однако эти отличия не воспринимаются как чуждые для культуры населения республики в целом. В подтверждение указанного тезиса можно привести тот факт, что респонденты зафиксировали положительное отношение к процессу возрождения казачества, несмотря на разную степень оптимизма относительно будущего казачьих организаций. Население воспринимает казаков как защитников государства и одобрительно относится к их участию в решении общественно-политических вопросов, что может быть связано с восприятием казаков как наследников «духовной и военной традиции», возможно выгодно отличающее их от остальной части населения и властей.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/188922/ (дата обращения: 26.03.2018).

2. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 г. № Пр-2789) / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145826/ (дата обращения: 27.03.2018).

3. Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 22 августа 2013 г. № 274-р Концепция развития казачества в Республике Калмыкия до 2020 года / Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430563020 (дата обращения: 27.03.2018).

4. Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 14 декабря 2016 г. № 460-р утвержден План мероприятий по реализации в Республике Калмыкия в 2017-2018 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года / Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/444887188 (дата обращения: 28.03.2018).

5. Шафажинская, Н. Е. Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение. М.: ИНФРА-М, 2014. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.