Научная статья на тему 'Потенциал социальной функции трудового права'

Потенциал социальной функции трудового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
707
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА / ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА / POTENTIAL OF LABOR LAW SOCIAL FUNCTION / ВЕКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА / СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL SYSTEMS / "МОДЕЛЬ СООТВЕТСТВИЯ" / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ / RISK-DIRECTED APPROACHES / LABOR LAW SOCIAL FUNCTION / VECTOR OF THE INFLUENCE OF LABOR LAW SOCIAL FUNCTION / "COMPLIANCE MODEL"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорина О.О.

В статье рассматривается социальная функция российского трудового права, ее потенциал для достижения целей и решения задач, стоящих перед трудовым правом. Автор указывает на возможность участников нормотворческого процесса задать вектор воздействия социальной функции трудового права. В качестве примера приводятся источники трудового права, закрепляющие новые подходы к реализации потенциала социальной функции трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the social function of labor law

The article deals with labor law social function, its potential for achieving goals of labor law. The author points out that there is a possibility to vector the influence of labor law social function. To illustrate, the author gives sources of labor law that set up new approaches to realization of potential of labor law function.

Текст научной работы на тему «Потенциал социальной функции трудового права»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2015. № 6

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

О. О. Зорина, аспирантка кафедры трудового права юридического факультета МГУ*

потенциал социальной функции трудового

ПРАВА

В статье рассматривается социальная функция российского трудового права, ее потенциал для достижения целей и решения задач, стоящих перед трудовым правом. Автор указывает на возможность участников нормотворческого процесса задать вектор воздействия социальной функции трудового права. В качестве примера приводятся источники трудового права, закрепляющие новые подходы к реализации потенциала социальной функции трудового права.

Ключевые слова: социальная функция трудового права, потенциал социальной функции трудового права, вектор воздействия социальной функции трудового права, системы внутреннего контроля, «модель соответствия», риск-ориентированные подходы.

The article deals with labor law social function, its potential for achieving goals of labor law. The author points out that there is a possibility to vector the influence of labor law social function. To illustrate, the author gives sources of labor law that set up new approaches to realization of potential of labor law function.

Keywords: labor law social function, potential of labor law social function, vector of the influence of labor law social function, internal control systems, "compliance model", risk-directed approaches.

В отечественной правовой науке господствуют два подхода к понятию функций права. Согласно первому подходу, функции права представляют собой определяемые сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на общественные отношения. Сторонники второго подхода полагают, что функции следует определять, используя термин «регулирование», т.е. функции права есть основные направления регулирования общественных отношений. Термин «регулирование» является более узким по отношению к термину «воздействие», но позволяет выделить специальные средства регулирования, выявить специфические функции права как особого регулятора общественных отношений.

* olga_zorina90@mail.ru

Одной из классификаций функций права является их деление на две большие группы — основные, собственно юридические (охранительная, регулятивная), и социальные функции права. Такая классификация учитывает оба подхода к определению функций права. Собственно юридические функции права соответствуют пониманию функций как основных направлений правового регулирования. Социальные функции отражают многообразие воздействия права на общественные отношения. Под социальными функциями права понимают экономическую, политическую и идеологическую функции1. Зачастую их именуют общесоциальными и относят к ним воспитательные, информационно-ориентировочные функции, функцию социального контроля и др.

В каждой из отраслей права перечисленные функции имеют место, преломляясь в соответствии с предметом и методом. Отрасль трудового права не исключение, однако собственно юридические и общесоциальные функции не позволяют указать на специфику отрасли, подтвердить ее самостоятельность. Наряду с предметом и методом функции выступают одним из критериев деления права на отрасли. Функциями трудового права, характерными именно для данной отрасли, являются экономическая и социальная функции.

Здесь следует остановиться на терминологии. Социальная функция отражает специфику трудового права и не дублирует содержание социальных (общесоциальных) функций, присущих праву в целом. Далее в тексте настоящей статьи понятие «социальная функция» будет использоваться именно в качестве обозначения одного из двух основных направлений воздействия трудового права на общественные отношения, входящие в его предмет.

Для обозначения социальной функции трудового права нередко используют термин «защитная» функция, «функция охраны труда». Думается, что это необоснованно умаляет содержание социальной функции трудового права, ограничивая ее исключительно вопросами защиты и охраны трудовых прав. Именно поэтому термин «социальная функция» трудового права как более широкое понятие позволяет полнее охарактеризовать данное направление воздействия трудового права на общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

Социальная функция присуща трудовому праву на протяжении всей его истории. Общее назначение социальной функции состоит в создании работнику условий труда, оплаты и охраны, достойных представителя современного человеческого сообщества2.

1 Радько Т. Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971; Абрамов А. И. Теоретические и практические проблемы реализации функций права. Самара, 2008. С. 45.

2 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. М. Куренного, С. П. Маврина, В. А. Сафонова, Е. Б. Хохлова М., 2015. С. 10 (автор главы — С. П. Маврин).

Нельзя не отметить, что решение вопросов, возникающих в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, важно не только для большинства населения нашей страны, для наемных работников, но и для государства в целом с точки зрения устойчивого социально-экономического развития. Отсюда социальную функцию трудового права можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле она воздействует на общественные отношения, связанные с вопросами безопасности условий труда, созданием условий для реализации интересов работника. В широком смысле социальная функция связана с интересами государства, для которого работники — «производительная сила». Интерес государства (публично-правовой интерес) связан в первую очередь с необходимостью достижения высоких и стабильных макроэкономических показателей, характерных для прогрессивного и устойчивого социально-экономического развития. В то же время социальное государство, коим Россия провозглашена в ст. 7 Конституции, должно осуществлять регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечивая их стабильность и справедливость.

Такой подход к пониманию социальной функции трудового права позволяет констатировать тот факт, что данное направление воздействия трудового права на трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, постоянно расширяется. Поэтому и возникает необходимость исследования возможностей трудового права, потенциала его социальной функции.

Этимологически слово «потенциал» происходит от лат. "роЮп-йяШ", которое означает «мощный» или "ро1епйа" («сила»). В словарях под словом «потенциал» понимаются источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Отсюда потенциал социальной функции трудового права представляет собой средства и возможности социальной функции трудового права, использование которых необходимо для решения задач данной отрасли российского права.

Не полностью раскрытый и не полностью реализованный потенциал социальной функции российского трудового права ведет к социально-трудовым конфликтам, препятствуя устойчивому социально-экономическому развитию государства. Так, в первом полугодии 2015 г. зарегистрировано 76 социально-трудовых конфликтов, связанных в основном с вопросами оплаты труда, сокращением и увольнением работников3.

3 иЯЬ: http://industrialconflicts.ru/lib/18/analiz_razwitiya_sotsialyno-trudowoy_obsta-nowki_w_rf_w_p.html

Стоит отметить, что ставить перед трудовым правом задачу исключения трудовых конфликтов не имеет смысла по причине объективной невозможности. Как указывал Р. З. Лившиц, «противоречие социального и производственного элементов — неизбежное противоречие, заложенное в природе трудового отношения, его «генетическом коде»4. Более того, нельзя отрицать конструктивную, положительную роль конфликтов. Ведь они выступают индикаторами потребностей и интересов, не выявленных своевременно, например, на этапе нормотворчества. Положительная роль конфликтов заключается в том, что их анализ позволяет устранить недостатки действующих норм различного уровня, а также сформулировать недостающие нормы, потребность в установлении которых возникла у общества.

Представляется, что для обеспечения эффективной реализации социальной функции трудового права следует «задать исходные параметры», «задать вектор» воздействия трудового права на общественные отношения, составляющие его предмет. Одним из направляющих факторов выступает социальное назначение трудового права, имманентно присущее ему. Как указывает Т. Н. Радько, «при понятии функции права только как основного направления воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия — социальное назначение права»5. Таким образом, социальное назначение трудового права есть внутренний фактор, обусловливающий основное направление воздействия трудового права, его социальную функцию. Однако исходные параметры, вектор воздействия могут быть заданы и другими, внешними, факторами. Способом выступают те источники трудового права (в формальном смысле), в содержании которых выражены взгляды, позиции относительно дальнейшего развития трудового права, реализации его функций. В отличие от социального назначения трудового права, неизменного на протяжении всей истории существования данной отрасли российского права, задаваемые внешними факторами параметры меняются в зависимости от конкретного этапа развития общества, потребностей государства и экономики.

Итак, объективную форму выражения вектор, исходные параметры социальной фнукции трудового права получают в источниках права, важнейшими из которых выступают нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Содержание этих источников формируется на основе изучения потребностей общества в установлении той или иной нормы права. Потребности и интересы, одобряемые и поощряемые государством, становятся юридически значимы-

4 Трудовое право России / Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М., 1998. С. 6 (автор главы — Р. З. Лившиц).

5Радько Т. Н. Теория функций права: монография. М., 2014. С. 69.

ми, а в нормативном правовом акте закрепляется соответствующая им модель поведения.

Однако у субъекта, вступающего в трудовые правоотношения, имеются собственные интересы и потребности, реализовать и удовлетворить которые он стремится в рамках конкретных правоотношений. Модель поведения, желательная с точки зрения субъекта нормотворческой деятельности и закрепленная в источнике права, не должна становиться препятствием для удовлетворения потребностей и реализации интересов работника. Поэтому при формировании норм трудового права необходимо предварительно выявлять потребности и интересы работников для обеспечения эффективного воздействия, надлежащей реализации социальной функции трудового права.

Экономический интерес является одним из доминирующих для работника в его стремлении к повышению производительности труда. Но отнюдь не исключительным. Результаты теоретических и экспериментальных исследований иллюстрируют и иные интересы работников, удовлетворяемые в процессе трудовой деятельности — самореализация, исследовательский интерес (например, для научных сотрудников), вклад в процветание компании. Выделяют следующие виды интересов работника, оказывающие влияние на его трудовую деятельность: экономические (личные); профессиональные (узкопрофессиональные); карьерные (широко-профессиональные); интересы малых групп (узкогрупповые); корпоративные (интересы больших групп); территориальные (национальные); общегражданские6.

Это многообразие интересов следует учитывать при составлении проектов коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов для формирования определенного вектора социальной функции трудового права, эффективной ее реализации на соответствующем уровне. Ведь для трудового права наряду с государственным уровнем регулирования важнейшее место в системе источников занимает коллективно-договорный и локальный уровень регулирования. Именно на этих уровнях представляется возможным более полно учесть потребности и интересы работников конкретной организации. Не следует упускать возможность учета этих интересов и в рамках индивидуальных трудовых договоров.

Как было отмечено, социальная функция связана, в частности, с обеспечением безопасных и достойных условий труда для работников. В первую очередь здесь имеется в виду соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа-

6 Лобанова Т.Н. Влияние доминирующих трудовых интересов на деятельность сотрудников организации // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 33.

щих нормы трудового права. 5 июня 2015 г. утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1028-р7) (далее — Концепция-2015). В самой Концеп-ции-2015 ее появление объясняется результатами исследований, иллюстрирующих, с одной стороны, потребность граждан в защите своих трудовых прав, увеличение количества обращений в федеральную инспекцию труда, а с другой — стремление работодателей обеспечить соблюдение требований трудового законодательства.

Данные, опубликованные в Отчете о работе Государственной инспекции труда в г. Москве (за первое полугодие 2015 г.)8 подтверждают правильность указанных положений Концепции-2015. Так, количество проверок, проведенных Государственной инспекцией труда в г. Москве за первое полугодие 2015 г. на основании обращений граждан, возросло на 30,21% по сравнению со вторым полугодием 2014 г. Результаты работы Государственной инспекции труда по направлению «Информирование и консультирование» зафиксировали факты обращений работодателей за разъяснениями по вопросам трудового законодательства, количество которых увеличилось по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Это свидетельствует об увеличении количества добросовестных работодателей, стремящихся к соблюдению требований законодательства. Задача органов власти обеспечить доступность и качество консультационной и методической помощи работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства.

Содержание Концепции-2015 позволяет говорить о новых подходах к реализации социальной функции трудового права в части обеспечения безопасных и достойных условий труда. Их инноваци-онность заключается в привлечении в процесс повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не только органов контроля и надзора, но и работодателей и работников. Это согласуется c развитием механизмов социального партнерства (социального диалога), построенного в нашем государстве по модели трипартизма.

В Концепции-2015 изложена «модель соответствия», которая должна прийти на смену «модели санкций», т.е. основные усилия контрольно-надзорных органов должны быть направлены на предотвращение нарушений, а не на привлечение работодателя к юри-

7 URL: http://www.pravo.gov.ru/laws/acts/44/49485056451088.html

8 URL: http://git77.rostrud.ru/osnov/

дической ответственности. Это, как указано в Концепции-2015, предполагает развитие систем внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства, расширение участия работников в самоинспектировании, а также формирование «открытой инспекции труда», основанной на взаимном эффективном сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их организациями, при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Таким образом, Концепция-2015 задает вектор реализации социальной функции трудового права, так как в ней заложены определенные исходные параметры, установки, направляющие дальнейшее воздействие трудового права на общественные отношения, составляющие его предмет. Данный программный документ формализует интересы государства в сфере социально-трудовых отношений, закрепляет в качестве юридически значимых интересы общества. Интерес государства заключается в распределении и координировании усилий различного рода субъектов, направленных на реализацию социальной функции трудового права в части обеспечения надлежащего уровня условий труда, повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Однако изложенные в Концепции-2015 подходы к повышению эффективности соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исчерпывают потенциал социальной функции трудового права. Широта ее воздействия обусловлена также спецификой метода трудового права. Эта специфика связана с сочетанием индивидуально-договорного, коллективно-договорного и законодательного регулирования отношений, составляющих предмет трудового права. Таким образом, вектор, исходные параметры могут быть заданы не только на законодательном уровне регулирования, но и на уровне коллективных договоров и соглашений, локальных нормативных актов.

Примером служит, например, Политика ОАО «Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке (утв. Решением Правления ОАО «ЛУКОЙЛ», Протокол заседания от 18.05.2015 № 119). Данный документ в качестве одной из приоритетных задач указывает обеспечение безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала. Для ее решения создана Система управления промышленной

9 ШЬ: http://lukoil-masla.rU/about/1/

безопасностью, охраной труда и окружающей среды. Этот орган можно считать развитием системы внутреннего контроля в организации, принятием «модели соответствия», указанной в Концепции-2015. Такой вывод проистекает из анализа целей документа, среди которых — повышение эффективности производственного контроля, корпоративного надзора и внутреннего аудита, совершенствование процедур подготовки и реализации программ компании, обеспечивающих постоянное выявление и решение наиболее важных задач охраны труда. Анализ средств достижения указанных целей позволяет говорить о сосредоточении усилий компании именно на профилактических, предупреждающих мерах, отвечающих закрепленному в Концепции-2015 риск-ориентированному подходу (т.е. внедрение систем управления рисками причинения вреда).

Еще одним примером применения риск-ориентированных подходов можно считать деятельность ОАО «РЖД». Так, в Корпоративном социальном отчете за 2013 год10 далеко не последнее внимание уделено информации о рисках в области социальной ответственности компании (кадровые риски, риски травмирования, профессиональных заболеваний работников и др.). Управление рисками регламентируется такими документами, как, например, коллективный договор ОАО «РЖД», кодекс деловой этики ОАО «РЖД», функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД» и др. Это позволяет говорить о реализаци потенциала социальной функции трудового права на уровне конкретной организации посредством установления исходных параметров ее воздействия в локальных нормативных актах.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить тот факт, что на данном этапе развития российского трудового права потенциал его социальной функции раскрыт, а значит, и реализован не полностью. Это обусловливает необходимость дальнейших теоретических и практических исследований. Потенциал социальной функции трудового права в части обеспечения достойных и безопасных условий труда в настоящее время раскрывается и реализуется на всех уровнях правового регулирования трудовых отношений. Для реализации потенциала социальной функции разрабатываются и внедряются новые подходы к созданию и функционированию систем внутреннего контроля, а также к организации контрольно-надзорной деятельности соответствующих органов власти. Специфика метода трудового права позволяет на всех уровнях регулирования задать вектор, исходные параметры для эффективной реализации социальной функции трудового права.

10 ШЬ: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5085

Список литературы

1. Абрамов А. И. Теоретические и практические проблемы реализации функций права. Самара, 2008.

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. М. Куренного, С. П. Маврина, В. А. Сафонова, Е. Б. Хо-хлова. М., 2015.

3. Лобанова Т. Н. Влияние доминирующих трудовых интересов на деятельность сотрудников организации // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2.

4. Радько Т. Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971.

5. Радько Т. Н. Теория функций права. М., 2014.

6. Трудовое право России / Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.