Научная статья на тему 'Экономическая функция: функция трудового права или государства?'

Экономическая функция: функция трудового права или государства? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1987
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (УПРАВЛЕНИЯ) / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ПРАВА / ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА / ECONOMIC FUNCTION / FUNCTION OF ADMINISTRATION (MANAGEMENT) / FUNCTIONS OF THE STATE / FUNCTIONS OF LAW / FUNCTIONS OF LABOR LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванчина Юлия Валерьевна

Поднимается вопрос о том, является ли экономическая функция непосредственно функцией трудового права, при условии, что функции трудового права являются элементом системы функций не только права, но и государства. Автор обосновывает мнение о том, что экономическая функция это функция в первую очередь государства, а также права, реализация которой осуществляется одновременно посредством нескольких отраслей права, в каждой из которых она проявляется в специфическом виде. В трудовом праве данная функция проявляется как функция администрирования (управления).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Function: Function of Labor Law or State?

The article raises the question of whether the economic function is directly a function of labor law, provided that the functions of labor law are elements of the system of functions not only law, but also the functions of the state. The author substantiates the point of view that the economic function is a function of the state, as well as the law, its implementation is carried out simultaneously through many branches of law, in each it manifests itself in a specific form. In labour law, this function is manifested in the form of an administration (management) function.

Текст научной работы на тему «Экономическая функция: функция трудового права или государства?»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 2 (55). С. 108-112.

УДК 349.2+331.101

DOI 10.25513/1990-5173.2018.2.108-112

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ: ФУНКЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА

ИЛИ ГОСУДАРСТВА?

ECONOMIC FUNCTION: FUNCTION OF LABOR LAW OR STATE?

Ю. В. ИВАНЧИНА (Yu. V. IVANCHINA)

Поднимается вопрос о том, является ли экономическая функция непосредственно функцией трудового права, при условии, что функции трудового права являются элементом системы функций не только права, но и государства. Автор обосновывает мнение о том, что экономическая функция - это функция в первую очередь государства, а также права, реализация которой осуществляется одновременно посредством нескольких отраслей права, в каждой из которых она проявляется в специфическом виде. В трудовом праве данная функция проявляется как функция администрирования (управления).

Ключевые слова: экономическая функция; функция администрирования (управления); функции государства; функции права; функции трудового права.

The article raises the question of whether the economic function is directly a function of labor law, provided that the functions of labor law are elements of the system of functions not only law, but also the functions of the state. The author substantiates the point of view that the economic function is a function of the state, as well as the law, its implementation is carried out simultaneously through many branches of law, in each it manifests itself in a specific form. In labour law, this function is manifested in the form of an administration (management) function.

Key words: economic function; function of administration (management); functions of the state; functions of law; functions of labor law.

Право оказывает влияние на многие происходящие в обществе процессы, включая социальное и экономическое развитие. При этом следует отметить, что влияние экономики на большинство сфер общественной жизни в последнее время существенно усиливается, в связи с чем реализация государством экономической функции выходит на первый план. Т. А. Калентьева отмечает, что «переход к рыночным отношениям повлёк за собой пересмотр роли государства в регулировании экономики, смену всей правовой системы, изменение права по существу» [1].

Кроме того, на современном этапе, в условиях периодического осложнения эко-

© Иванчина Ю. В., 2018

номической ситуации, особое внимание уделяется реализации экономической функции не только государства, но и права, а также соотношению таких категорий, как государство, право и экономика, их взаимосвязи и способам взаимодействия.

В соответствии с объективно возникающими потребностями, на разных этапах исторического развития государства выделяются устойчивые, жизненно важные и потому основные направления его управленческой деятельности, которые традиционно называются функциями государства [2]. В качестве характерного для государства средства, с помощью которого оно реализует данные направления

своей деятельности по организации общественных процессов, выступает право. Полагаем, что тезис о связи функций государства с функциями права не вызывает возражений.

Набор основных реализуемых государством функций объективно обусловлен закономерностями взаимодействия общества и государства, следовательно у последнего нет выбора, реализовывать их или нет. В качестве основных функций государства выделяют в том числе экономическую. «Экономическая функция - главная и постоянная функция государства, так как материальные отношения являются фундаментом (основой) государства» [3]. По мнению Т. А. Калентье-вой, экономическая функция государства представляет собой совокупность однородных направлений государственной деятельности в области регулирования развития экономики страны в оптимальном режиме [4].

Право - инструмент государства, с помощью которого оно осуществляет своё предназначение - регулирует общественные отношения. Так, государство переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, вводит в нужное русло. Однако с помощью нормативного воздействия государство регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей [5].

Право, воздействуя совместно с другими социальными институтами своими специфическими средствами на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, выполняет общесоциальные функции, одна из которых - экономическая. Однако право имеет и функциональное назначение, которое выражается в том, что оно выступает регулятором общественных отношений. Указанное предназначение права проявляется в ряде конкретных, собственно юридических функций (регулятивной и охранительной).

Экономическая функции государства многообразна по своему содержанию. «Каждая функция государства, - указывают Д. В. Пожарский и Э. Р. Мирзоян, - носит комплексный, собирательный характер, её

объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений» [6]. Так, экономическая функция государства состоит из системы подфункций, в частности подфункции регулирования отношений собственности и регулирования предпринимательства, налоговой и финансового регулирования, а также подфункции валютного и таможенного регулирования [7]. Реализуется данная система подфункций посредством законодательства разной отраслевой принадлежности, в том числе трудового законодательства. Трудовое право, регулируя трудовые отношения, непосредственно влияет на темпы общественного развития и экономического роста.

У трудового права как самостоятельной отрасли права есть самостоятельная система функций, в состав которой, по мнению отдельных учёных, входит экономическая [8]. Вместе с тем система функций трудового права является частью системы функций права как правовой системы. Функции права - это синтетически целостное, гармоничное соединение функций отдельных отраслей права. В основе отраслевых функций лежат функции правового регулирования (регулятивная и охранительная) как основные (базовые) функции права, при этом в совокупности отраслевые функции в системе функций права начинают обладать и выраженными функциями правового воздействия.

При этом, как верно отмечает И. Ф. Казьмин, для функций права в целом очень важно, чтобы они были присущи не отдельным отраслям права, а всему праву в целом, имели бы межотраслевой характер. В остальных случаях можно говорить лишь о функциях отдельных отраслей, подотраслей, в которых конкретизируются и реализуются основные функции права [9]. В связи с этим полагаем, что у отраслей права как структурных элементов системы права, которой свойственны определенные функции, не может быть других функций. Части свойственно всё то, чем обладает целое. В частности, функциям трудового права свойственны как функции правового регулирования (регулятивная и охранительная), так и такая функция правового воздействия, как экономическая. При этом в рамках отрасли они имеют свои особенности, обусловленные со-

циально значимыми потребностями субъектов права в рамках общественных отношений, входящих в предмет её правового регулирования. В то же время функции права -это фундамент, на котором существуют, функционируют и развиваются функции отраслей права, в том числе трудового права.

Как верно отмечал Т. Н. Радько, функции права всегда предполагают уяснение их взаимосвязи как между собой, так и с функциями государства, в особенности с теми, которые непосредственно примыкают к функциям права [10]. Функции права являются не только самостоятельной системой, но и элементом другой системы - функций государства.

Следовательно, функции государства, отражённые в функциях права и его отдельных отраслей, должны также обладать определённой спецификой, свойственной конкретной отрасли права, чтобы как часть в совокупности создавать целостность.

Следует отметить, что многие функции государства, такие, как социальная, свойственны всем отраслям права и праву в целом. При этом не следует забывать, что существуют отраслевые функции права, которые являются особенными по отношению к общеправовым функциям. Именно через них можно выделить специфику той или иной отрасли права, в том числе трудового права, а также установить взаимосвязь с функциями права и государства.

В реализации экономической функций также участвуют все отрасли права - прямо или косвенно. При этом каждая из отраслей использует свои специфические методы и средства, отражающие регулируемые ими общественные отношения.

В связи с этим полагаю, что экономическая функция не может являться непосредственно функцией трудового права. Она в большей степени является функцией государства, которое, в свою очередь, реализует её посредством права, через различные отрасли, а не только посредством трудового права. В частности, В. И. Шкатулла указывает, что экономическая функция реализуется в трудовом праве не в полном объёме, а лишь в определённой части, поскольку функционирование трудового права направлено только на часть экономических отношений [11].

Стоит согласиться с мнением Т. Н. Радько о том, что вид, число, характер отраслевых функций не могут совпадать с количеством и наименованием основных функций права [12].

Так, экономическая функция находит своё отражение в таких отраслях права, как гражданское, хозяйственное, налоговое, финансовое, бюджетное и др. Естественно, в них она проявляется по-разному. Можно ли в таком случае говорить применительно ко всем перечисленным отраслям, что в их составе есть самостоятельная отраслевая экономическая функция? Полагаем, что нет, поскольку в каждой из них она находит своё отражение - в узком специфическом виде, присущем только данной отрасли права.

Если исходить из направленности функций права на удовлетворение социально значимых потребностей общества, то функции отдельных отраслей права будут направлены на удовлетворение социально значимых потребностей основных субъектов той или иной отрасли. Именно поэтому они не могут быть одинаковыми.

Более того, отраслевые функции, являясь производными от основных (базовых) функций права и государства, в процессе преобразования и конкретизации приобретают признаки, присущие только определённой отрасли права, позволяющие в дальнейшем отличить их от иных отраслевых функций. Данные признаки необходимы для оптимального удовлетворения общественных потребностей посредством различных отраслей права.

Отметим, что базовыми системообразующими функциями права, как правило, выступают одноимённые функции государства, поскольку государство использует право как средство, с помощью которого оно реализует названные функции. Государство как особая организация, как участник общественных отношений испытывает определённые социальные потребности, которые и составляют его функции, поскольку «деятельность в каждой сфере общественной жизни обусловлена общественной потребностью нормального функционирования и развития» [13]. Эти потребности (функции) могут реализовываться посредством одной отрасли права, но чаще бывает, что реализация

осуществляется одновременно несколькими отраслями права. «Разные отрасли права способствуют осуществлению функций государства не в одинаковой мере и не в одной и той же области» [14].

Отсюда следует, что если базовая функция реализуется одновременно несколькими отраслями права (даже двумя), то их функции не могут быть одноимёнными. Особенностью каждой отрасли права выступает круг регулируемых общественных отношений, круг участников, имеющих свои социально значимые потребности, поэтому наименование функции должно отражать сущность данных потребностей. Кроме того, особые (специфические) функции отраслей права выступают в качестве одного из системообразующих факторов при формировании и выделении самостоятельных отраслей права.

В связи с изложенным полагаем, что у разных отраслей права не может быть одинаковых функций. Поэтому следует согласиться с позицией В. М. Лебедева, утверждающего, что задачи науки - уточнить формулировки названий функций и исключить их дублирование, т. е. создать систему функций, отвечающую научным требованиям классификации [15].

Представляется, что необходимо различать функции отдельных отраслей права, входящих в систему функций права и государства, посредством терминологически точного (корректного) закрепления их названия. Термины, используемые для закрепления наименования функций, должны иметь определённые границы употребления и оптимальные условия существования в рамках соответствующей отрасли права. Термин как лексическая единица должен поддерживать связь с понятийным аппаратом отрасли права, входить в его терминологическое поле, где все они должны быть увязаны между собой в строгую терминологическую систему.

Как верно отмечает Т. Н. Радько, первая и главная особенность взаимосвязи функций государства и права заключается в сходстве их служебной роли [16]. И те и другие направлены на удовлетворение социально значимых потребностей. Если это государство -в основе лежат потребности общества, а если это право - потребности субъектов этого права, точнее отдельной отрасли права. Сле-

довательно, в основу формирования системы функций трудового права должен быть положен субъективно-объективный критерий -субъекты трудового права и участник данных общественных отношений (государство) и их социально значимые потребности.

Поэтому полагаю, что экономическая функция - это функция государства, реализуемая им через систему права, различные отрасли, одной из которых выступает трудовое право. Следовательно, в систему функций трудового права входит не экономическая функция, а, по нашему мнению, функция администрирования (управления), направленная на удовлетворение социально значимых потребностей работодателя как одного их основных субъектов этой отрасли. Данная отраслевая функция в совокупности с другими направлена на реализацию экономической функции государства. Кроме того, полагаем, что подобное определение наименования одной из функций трудового права представляется более корректным, поскольку отражает в сжатом виде социально значимые потребности субъекта, на удовлетворение которых направлена её реализация.

1. Калентьева Т. А. Правовые формы реализации экономической функции российского го -сударства в условиях перехода к рыночным отношениям : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - С. 4-5.

2. См.: Коробов С. Е. Социальная функция государства : автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 2000. - С. 4.

3. Пожарский Д. В., Мирзоян Э. Р. Экономическая функция в системе функций современного российского государства // Вестник Владимирского юридического института. -2007. - № 2. - С. 294.

4. См.: Калентьева Т. А. Указ. соч. - С. 19.

5. См.: Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузов и А. В. Малько. - М., 1997. - С. 472, 474, 480.

6. Пожарский Д. В., Мирзоян Э. Р. Указ. соч. -С. 293.

7. См.: Калентьева Т. А. Указ. соч. - С. 11.

8. Экономическую функцию трудового права выделяли авторы следующих работ: Пашков А. С. Основные функции советского трудового права // Правоведение. - 1977. - № 5. -С. 67-78; Сухарев А. Е. Система функций советского трудового права : дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1987. - 195 с.; Демидов М. М. Функции российского трудового

права : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. -170 с. и др.

9. См.: Казьмин И. Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. -М., 1986. - С. 64.

10. См.: Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. - Волгоград, 1974. -С. 25.

11. См.: Шкатулла В. И. Функции советского трудового права : дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1980. - С. 26.

12. См.: Радько Т. Н. Теория функций права : монография. - М., 2014. - С. 126.

13. Черников В. Г. Человек и его потребности : курс лекций. - Рыбинск, 2003. - С. 85.

14. Советское трудовое право: вопросы теории / С. А. Иванов, Р. З. Лившиц, Ю. П. Орловский ; отв. ред. С. А. Иванов. - М., 1978. -С. 30.

15. См.: Лебедев В. М. Система функций трудового права // Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики : материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2014. - С. 25.

16. См.: Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. - С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.