УДК 349.2+349.3 ББК Х405.10+Х405.20
DOI: 10.14529/^170210
О ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МИРА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ
Ю. В. Иванчина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский институт управления (филиал), г. Екатеринбург
Функции трудового права направлены на удовлетворение социально значимых потребностей его основных субъектов - работника и работодателя. Автор приходит к выводу, что трудовому праву присуща функция, направленная на удовлетворение социальных потребностей государства как обобщенных социально значимых потребностей для общества, - функция социального мира. Данная функция в большей степени свойственна трудовому праву, несмотря на то, что нормы других отраслей тоже влияют на создание и поддержание социального мира в государстве. Это обусловлено тем, что в основе данной отрасли лежат отношения по применению наемного труда - неотъемлемого условия развития общества и экономики. Именно поэтому реализация функции обеспечения социального мира, направленная на удовлетворение потребностей государства, наиболее эффективна посредством норм трудового права.
Ключевые слова: функции трудового права, социально значимые потребности, государство, функция социального мира.
Одной из важных задач юридической науки является выработка научно-обоснованных предложений, необходимых правотворческим и правоприменительным органам, обеспечение должной эффективности правового регулирования, что может быть достигнуто только на основе системного анализа, правильного определения сущности подвергаемых регулированию общественных отношений, предвидения социальных результатов действия права [5, с. 4.]. Однако это не может быть достигнуто без должного анализа функций права, а также функций его отраслей. Поскольку основное назначение права заключается в том, чтобы регулировать основные сферы общественных отношений, сущность права и его назначение проявляются в его функциях, которые в свою очередь представляют наиболее существенные направления правового воздействия на общественные отношения, сознание и поведение людей. Право в целом, вся его система, включающая отдельные отрасли права, направлены на реализацию определенных функций, в основе которых лежит осознанная социальная потребность.
Полагаем, что именно функции правового регулирования являются базовыми, исходными по отношению к функциям отраслей пра-
ва, они претерпевают процесс преломления и конкретизации в рамках определенной отрасли права с учетом основных, социально значимых потребностей ее субъектов.
В результате процесса конкретизации формируются функции трудового права, направленные на удовлетворение социально значимых потребностей основных субъектов данной отрасли права - работника и работодателя. Более того, в рамках отраслей права, в частности в трудовом, присутствует функция, направленная на удовлетворение социальных потребностей государства как обобщенных социально значимых потребностей общества.
«Государство выступает как особый социальный институт общества, отличающийся от других социальных объединений и организаций. Оно призвано выявлять всеобщие потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих граждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов и практической деятельности» [3, с. 7]. При этом государство, определяя границы удовлетворения социально значимых потребностей основных субъектов трудового права, будет это делать с учетом потребностей общества и государства на том или ином этапе его развития. Воздействие общества на государство принято считать
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2017. Т. 17, № 2, С. 55-58
прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной. Кроме того, как форма организации общества, как управляющая система, государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие противоречия значимых потребностей работников, работодателей и государства.
Государственные интересы современной России - это юридически зафиксированные и обусловленные потребностями самосохранения и позитивного развития российской государственности и национальной культуры основные направления государственной политики, обеспечивающие функционирование государства и его институтов, регулирование и защиту общественных отношений и социального качества - физического и духовного -личности, социальных групп и общества в целом от воздействия на них нежелательных с точки зрения общества явлений и процессов [2, с. 9].
Вместе с тем государство регулирует общественные отношения ради сохранения своей социально-политической целостности, что невозможно без поддержания социального мира и согласия в обществе. Например, А. Н. Быков [1, с. 9] еще в 1909 году задавался вопросом о причинах, вызвавших возникновение и развитие фабричного законодательства. Он пришел к выводу о том, что своим появлением оно отнюдь не обязано только деятельности рабочего класса и профессиональных союзов, хотя не следует умалять их роль в этом процессе. Первые законы касались регулирования рабочего времени и иных условий труда малолетних и подростков, не принимавших активного участия в рабочем движении. Для государства серьезным стимулом к изданию фабричных законов были периодически возникающие волнения в среде рабочих, когда вскрывались «мрачные» стороны фабричной жизни.
Следует заметить, что в формировании функции государства безусловно присутствует экономическая составляющая. Так, повышение удельного веса женского и детского труда в начале ХХ века привело к снижению жизненного уровня жизни рабочих, ибо женщины и дети за ту же работу получали меньшую заработную плату. Кроме того, безработные способствовали снижению цен на рабочую силу, они удерживали на местах недовольных рабочих, являлись угрозой забастов-
щиков [6, с. 30]. В сохранении сложившегося положения дел были заинтересованы работодатели, так как это позволяло им снижать издержки на производство. Однако государство было вынуждено сдерживать этот процесс, так как он отражался на покупательской способности значительной части населения и был экономически невыгоден самому государству. Более того, растущее социальное недовольство являлось потенциальной угрозой для существования как государства в целом, так и для его экономической системы.
В связи с этим уместно вспомнить слова А. А. Микулина о том, что «создание лучшей обстановки труда и обеспечения личных и общественных интересов рабочих будет иметь прямым следствием сохранение и поддержание государственного и общественного порядка, ибо у обеспеченного и довольного рабочего отпадает всякое основание быть его нарушителем» [4, с. 35].
Одновременно с наличием экономической необходимости в осуществлении правового регулирования общественных отношений по применению наемного труда у государства проявилась такая базовая потребность, как обеспечение социального мира. Возникновение социального недовольства -стачек и забастовок - всегда создавало «неудобства» не только работодателям, но и напряженную ситуацию, грозящую стране революцией. Как показывает отечественная история, социальная напряженность в обществе накануне революции 1917 года, а также распада СССР в 1991 году, обернулась для государства массовыми недовольствами, революцией и прекращением существования государства в целом. Социальный мир возможен только в обществе, исполненном согласия, где отсутствуют непримиримые противоречия.
Социальная нестабильность заставляет государство стремиться к установлению социального мира. Массовые недовольства, забастовки оказывают непосредственное влияние на экономику, и в этот момент потребность в обеспечении социального мира становится приоритетной, и государство принимает ряд мер, направленных на ее обеспечение. Одним из возможных путей может быть достижение баланса между социально значимыми потребностями работников и работодателей. Основной побудительной силой вмешательства со стороны государства в правовое регулирование применения наемного труда
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 2, pp. 55-58
Иванчина Ю. В.
О функции социального мира в трудовом праве
является не только необходимость в удовлетворении социально значимых потребностей работников, но и удовлетворение основных (экономических) потребностей работодателей, а также потребность самого государства в данном регулировании, направленном на создание и поддержание социального мира. В зависимости от экономической, политической обстановки в стране приоритетными для поддержания социального мира и интересов государства могут являться потребности работников или работодателей, а порой - достижение баланса интересов сторон трудового отношения.
Данная функция в большей степени свойственна трудовому праву, хотя и нормы иной отраслевой принадлежности, безусловно, влияют на установление и поддержание социального мира в государстве. Это обусловлено тем, что в основе данной отрасли лежат отношения по применению труда. Все общество можно условно поделить на тех, кто использует чужой труд, и на тех, то этот труд предлагает, а именно эта категория общественных отношений лежит в основе трудового права. Труд является неотъемлемым условием развития общества и экономики. Таким образом, реализация функции обеспечения социально-
го мира, направленная на удовлетворение потребностей государства, наиболее эффективна посредством именно норм трудового права.
Литература
1. Быков, А. Н. Фабричное законодательство и развитие его в России / А. Н. Быков. -СПб.: Типография «Правда», 1909. - 282 с.
2. Иванов, В. П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / В. П. Иванов. - М., 2002. - 23 с.
3. Маргулян, Я. А. Концептуальные основы современного социального государства и социальное право: учебное пособие / Я. А. Маргулян. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 135 с.
4. Микулин, А. А. Нужды рабочих. Сборник статей по рабочему вопросу / А. А. Мику-лин. - Киев: т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1905. - 188 с.
5. Радько, Т. Н. Теория функций права: монография / Т. Н. Радько. - М.: Проспект, 2014. - 272 с.
6. Теттенборн, З. Советское законодательство о труде / З. Теттенборн. - М.: Государственное издательство, 1920. - 104 с.
Иванчина Юлия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры социального права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский институт управления (филиал), г. Екатеринбург. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 3 марта 2017 г.
DOI: 10.14529/law170210
ON THE SOCIAL PEACE FUNCTIONS IN THE LABOUR LAW
Yu. V. Ivanchina
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Ural Institute of Management (branch), Yekaterinburg, Russian Federation
The functions of the labour law are to meet the socially significant needs of its main subjects - employees and employers. At the same time, the author comes to the conclusion that the labour law is inherent in the function, aimed at meeting the social needs of the state as generalized socially significant needs for society - a function of the social peace. This function is largely characterized by the labour law, despite the fact that the
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2017. Т. 17, № 2, С. 55-58
rules of other branches of law, too, affect the creation and maintenance of social peace in the state. This is due to the fact that at the heart of this industry lie the relations based on the use of the hired labour, and it is an essential condition for the development of society and economy. In this connection implementation of the function of the social peace, aimed at meeting the needs of the state, is most effective by means of the labour law.
Keywords: functions of the labour law, socially significant needs, state, function of the social peace.
References
1. Bykov A. N. Fabrichnoe zakonodatel'stvo i razvitie ego v Rossii [Factory legislation and its development in Russia]. St. Petersburg, 1909, 282 p.
2. Ivanov V. P. Organizatsionno-pravovoy mekhanizm obespecheniya gos-udarstvennykh interesov Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Organizational-legal mechanism maintenance of state-udarstvennyh Russian interests. Author. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2002, 23 p.
3. Margulyan Ya. A. Kontseptual'nye osnovy sovremennogo sotsial'nogo gosudarstva i sotsial'noe pravo [Conceptual bases of the modern welfare state and social rights]. St. Petersburg, 2015,135 p.
4. Mikulin A. A. Nuzhdy rabochikh. Sbornik statey po rabochemu vo-prosu [The needs of the workers. Collection of articles on the working of millet]. Kiev, 1905, 188 p.
5. Rad'ko T. N. Teoriyafunktsiyprava [The theory of functions of law]. Moscow, 2014, 272 p.
6. Tettenborn Z. Sovetskoe zakonodatel'stvo o trude [Soviet labor legislation] Moscow, 1920, 104 p.
Yulia Valerievna Ivanchina - Candidate of Sciences (Law), associate professor of the Department of Social Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, Ural Institute of Management (Branch), Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 3 March 2017.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Иванчина, Ю. В. О функции социального мира в трудовом праве / Ю. В. Иванчина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. - Т. 17, № 2. - С. 55-58. Б01: 10.14529/^170210.
FOR CITATION
Ivanchina YU. V. On the social peace functions in the labour law. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 2, pp. 55-58. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170210.
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2017, vol. 17, no. 2, pp. 55-58