Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал / рефлексивные технологии / процесс / обучение / учащиеся / педагог / potential / reflexive technologies / process / learning / students / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махаева Гюльнара Магомедтагировна, Шамхалова Асият Эльдаровна, Миназова Венера Магомедовна

В статье рассмотрен потенциал рефлексивных технологий в процессе обучения учащихся. Подчеркнуто, одной из актуальных проблем на сегодняшний день в сфере образования является формирование и развитие рефлексивных умений младших школьников. Показана роль педагога, который должен формировать условия, при которых возможен данный процесс например, демонстрировать примеры такого поведения. Обобщенно, данное умение называется рефлексией осмысление деятельности через призму их соответствия ситуации на основе самоанализа. В младшей школе особенности формирования рефлексии зависят от способностей детей проводить самоанализ и регулировать свое поведение. Автор пришел к выводу, что при использовании педагогической технологии важно создать специальные условия, поддерживающие учебную деятельность младших школьников как сферу формирования рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the potential of reflexive technologies in the process of teaching students. It is emphasized that one of the urgent problems in education today is the formation and development of reflexive skills of junior schoolchildren. The role of the teacher is shown, who should form the conditions under which this process is possible for example, to demonstrate examples of such behavior. In general, this skill is called reflexion comprehension of activities through the prism of their correspondence to the situation on the basis of self-analysis. In junior school, the peculiarities of reflexion formation depend on children's abilities to conduct self-analysis and regulate their behavior. The author came to the conclusion that when using pedagogical technology it is important to create special conditions supporting the learning activity of junior schoolchildren as a sphere of reflexion formation.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Рисунок 4. Автор: Романова А. Обложка к комиксу Рисунок 5. Автор: Судуткина П. Обложка к книге

«Евангелион» «Кошки в доме»

Шестой этап - рефлексия. Был проведен просмотр и обсуждение творческих работ обучающихся. Каждый ребенок не просто демонстрировал свою работу, но и кратко отвечал на вопрос - «Почему нужно обязательно прочитать эту книгу?».

Выводы. Таким образом, обращение к искусству книжной графики на уроках изобразительного искусства может эффективным средством приобщения обучающихся к чтению. Иллюстрация играет важную роль в художественном оформлении книги, не только дополняя её визуальным рядом, но и дополняя и поясняя её содержание. Процесс создания иллюстрации и обложки - это трудоёмкая и кропотливая работа, включающая анализ содержания книги, поиск её основного замысла и разработка изображений, поясняющих и дополняющих его. На наш взгляд, формированию читательского интереса обучающихся может способствовать выполнение самостоятельных творческих проектов -«Книжка-малышка», «Книжка-игрушка» и др. Перспективными мы видим использование графических редакторов в создании дизайна будущей книги. Интересным будет попробовать создать иллюстрации по мотивам мордовских сказок, которые не только познакомят подростков с устным поэтическим творчеством мордвы, но и позволят лучше узнать особенности мордовского национального костюма.

Литература:

1. Варданян, В.А. Экологический подход к художественно-творческому развитию ребенка / В.А. Варданян, Т.А. Копцева, В.П. Копцев // Гуманитарные науки и образование. -2018. - Т. 9, № 1(33). - С. 25-29

2. Горячева, О.Н. Кризис читательских интересов молодежи / О.Н. Горячева, Г.М. Полькина // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 2(59). - С. 210-213

3. Клюкина, М.Ю. Иллюстрирование православной литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся детской художественной школы / М.Ю. Клюкина // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. -2015.-№ 8,-С. 99-102

4. Пересада, О.В. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки / О.В. Пересада, Н.А. Корепина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6,№6.-С. 981-989.-Б01 10.30853/реа20210163

5. Соколова, Б.В. Развитие образного мышления учащихся 3-6 классов при иллюстрировании стихов Юнны Мориц в технике аппликации из ткани / Б.В. Соколова // Изобразительное искусство в школе. - 2020. - № 1. - С. 52-59

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гюльнара Магомедтагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, преподаватель Шамхалова Асият Эльдаровна

Северо-Кавказский Институт (филиал) Всероссийского государственного

университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, преподаватель доцент кафедры

педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

ПОТЕНЦИАЛ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрен потенциал рефлексивных технологий в процессе обучения учащихся. Подчеркнуто, одной из актуальных проблем на сегодняшний день в сфере образования является формирование и развитие рефлексивных умений младших школьников. Показана роль педагога, который должен формировать условия, при которых возможен данный процесс - например, демонстрировать примеры такого поведения. Обобщенно, данное умение называется рефлексией - осмысление деятельности через призму их соответствия ситуации на основе самоанализа. В младшей школе особенности формирования рефлексии зависят от способностей детей проводить самоанализ и регулировать свое

поведение. Автор пришел к выводу, что при использовании педагогической технологии важно создать специальные условия, поддерживающие учебную деятельность младших школьников как сферу формирования рефлексии.

Ключевые слова: потенциал, рефлексивные технологии, процесс, обучение, учащиеся, педагог.

Annotation. The article considers the potential of reflexive technologies in the process of teaching students. It is emphasized that one of the urgent problems in education today is the formation and development of reflexive skills ofjunior schoolchildren. The role of the teacher is shown, who should form the conditions under which this process is possible - for example, to demonstrate examples of such behavior. In general, this skill is called reflexion - comprehension of activities through the prism of their correspondence to the situation on the basis of self-analysis. In junior school, the peculiarities of reflexion formation depend on children's abilities to conduct self-analysis and regulate their behavior. The author came to the conclusion that when using pedagogical technology it is important to create special conditions supporting the learning activity ofjunior schoolchildren as a sphere of reflexion formation.

Key words: potential, reflexive technologies, process, learning, students, teacher.

Введение. Условия современного мира и ускоряющийся темп жизни часто не позволяет человеку осмыслить сущность и значимость своих поступков. Рефлексия же выступает как когнитивная функция и одновременно способность индивида к самоанализу и самопознанию. Социальная роль рефлексии состоит в формировании собственной точки зрения, определенной логики поведения, которая некоторым образом упорядочивает общество. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день в сфере образования является формирование и развитие рефлексивных умений младших школьников. У школьников, обучающихся в начальной школе формируется осознание собственной деятельности и состояния. Специфика их учебной деятельности на данном этапе заключается в адекватной объективной оценке поступков, действий и слов. Педагог должен формировать условия, при которых возможен данный процесс - например, демонстрировать примеры такого поведения. Обобщенно, данное умение называется рефлексией - осмысление деятельности через призму их соответствия ситуации на основе самоанализа.

Изложение основного материала статьи. Рефлексия подразумевает также сравнение собственного поведения с поведением окружающих, поскольку, если дошкольнику свойственно опираться лишь на собственный опыт, то младший школьник уже старается соответствовать общим представлениям о нормах поведения. Рефлексия способствует формированию способности мыслить и обдуманно принимать решения. Успешность освоения школьной программы на последующих ступенях непрерывного образования будет зависеть от уровня овладения рефлексией. Рефлексия не ограничивается лишь самоанализом и самопознанием. Одновременно она подразумевает сравнительный анализ собственного поведения и общепринятых норм и традиций.

Рефлексия - это признак взросления, так как индивид уже начинает формировать свою точку зрения и бездумно выполнять указания. Глубина развития рефлексии влияет на осознание себя как субъекта собственной жизни и появления ответственности за свои поступки. Тема исследования считается актуальной в виду важности рефлексии для учебной деятельности младших школьников. Многие отечественные учение, такие, как Л.И. Айдарова, М.Э. Боцманова, В.В. Давыдов, A.B. Захарова Г.А. Цукерман и др. рассматривали рефлексию как новообразование, которое формируется именно в младшем школьном возрасте. Нельзя оставить без внимания современных авторов, разработавших теорию рефлексивной деятельности, таких как A.B. Карпов, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

Сфера социальных отношений «ребенок - учитель» постепенно расширяется, трансформируясь в модуль «ребенок -общество». Социальные требования и законы общественных отношений воплощены в учителе, его педагогической работе. Носителем непреложных ценностей и основой школьных взаимоотношений, безусловно, является учитель.

При поступлении в школу существенные изменения претерпевают взаимоотношения у ребенка с окружающими, родными и близкими. Формируется жизнь по школьным правилам, зависимость и подчинение требованиям. Усиливается родительский контроль, возникает мониторинг оценок, поведения, выполнения домашнего задания. Нагрузка на ребенка возрастает, вместе с ней появляется чувство отдаления от родителей, которых теперь интересуют школьные оценки. Появляется еще и дополнительная ответственность - необходимо контролировать свое поведение в тех или иных ситуациях, планировать распорядок дня. Результатом становится чувство одиночества и отдаления от родных.

Определение рефлексии впервые появилось в философии Нового времени, первоначально оно обозначало внутренний взгляд на самого себя и только позднее получилось переносным значением отражения.

Рефлексия может быть: эмоциональной - анализ ситуации, ретроспективной - склонность к анализу уже выполненной деятельности, и перспективой - планирование.

Ученые Слободчиков В.И. и Цукерман Г.А. определяют рефлексию обучающегося как индивидуальную способность устанавливать границы собственных знаний, возможностей о том, что он знает или умеет и чего не знает, не умеет [6, С. 162].

Ряд авторов утверждает, что само включение рефлексивных функций во внутреннюю деятельность ставит индивида перед выбором исследователя по отношению к своей деятельности и не сводится ни ко одной из них.

В младшей школе особенности формирования рефлексии зависят от способностей детей проводить самоанализ и регулировать свое поведение.

Классические методы и интерактивные методы, оптимальное чередование индивидуальных и групповых форм работы, создание атмосферы сотрудничества и взаимозависимости могут способствовать интенсивному и основательному развитию способности к рефлексии детей младшего школьного возраста.

Самостоятельная деятельность включает рефлексию, как внутреннюю составляющую, но при этом сама учебная деятельность выступает в качестве интегратора основных типов рефлексии: личностного, когнитивного и коммуникативно-кооперативного .

Учебная деятельность представляет собой взаимодействие между субъектами процесса обучения, и имеет в основе коммуникативное и практическое взаимодействие, так как процесс обучения является вербально- деятельным [2, С. 234].

При данном взаимодействии первичным этапом является установление взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, что представляет собой коммуникативную (межличностную) рефлексию. Обучение проходит в рамках практического взаимодействия, в ходе которого студент усваивает содержание образования. Эффективность этого процесса повысится, если знания реализуются осмысленно и посредством осуществления познавательной рефлексии. Информационная рефлексия, направленная на осмысление учебной задачи, приобретаемой в процессе выполнения учебной задачи, и организация действий в совокупности с познавательной реакцией являются неотъемлемой частью учебной деятельности [2, С. 51-56].

При выполнении учебной задачи поиск решения происходит в самом начале процесса, когда учащиеся строят проект для выполнения задачи - начинает работать совместная рефлексия. Приняв от преподавателя учебное задание, учащийся сосредотачивается на его формулировке, осуществляет первоначальное ознакомление с текстом и приступает к анализу.

При анализе задания учащийся разбивает его на структурные элементы и понимает их. Анализ превращается в

самоанализ. Это сопоставление знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задания, с субъективным опытом исполнителя. Анализ приводит учащихся к выделению двух видов содержания образования: нормативного, заложенного в задаче и необходимого для его выполнения, и личного, доступного ребенку.

Детский мозг учится оценивать и анализировать отдельные элементы своей деятельности, что имеет важное значение для развития способностей ребенка [3, С. 129-135].

Особенность учебной деятельности школьников состоит в том, что им приходится обосновывать правильность своих высказываний и действий. Отсутствие различий в образцах суждений и самостоятельные попытки их построения способствуют формированию у учащихся способности оценивать свои мысли и действия. Эта способность лежит в основе рефлексии - осознания своих суждений и действий с точки зрения их соответствия намерению и условиям деятельности.

Рефлексия учебной деятельности - способность учащегося понять и переоценить учебную деятельность, свою и своих одноклассников, а также понять их смысл и значение.

Педагогу необходимо знать методические приемы, используемые в работе с детьми, и уметь их применять [1, С. 357].

Перед формированием компонентов учебной рефлексии и определения особенностей ее построения, необходимо выбрать стратегию деятельности. Для этого необходимо рассмотреть педагогическую технологию формирования учебной рефлексии в системе системно-деятельностного модуля [5, С. 116].

В процессе формирования учебной рефлексии на организационно-содержательном этапе большое внимание уделяется дискуссионному методу, анализу ситуации постановки и решения проблем. Пригодятся следующие методы формирования рефлексии: метод проектов, «Если бы...», Метод прогнозирования, метод ученического планирования, метод нормотворчества и метода создания образовательных программ учеников. Полилог, метод придумывания гипотезы, метод анализа конкретной ситуации морального выбора.

В случае использования метода гипотез обучающимся предлагается сформулировать версии ответов на поставленный учителем вопрос [4, С. 144-146].

Задачи формирования учебной рефлексии школьника, в содержательно-процессуальном блоке: Выработать рефлексивную основу деятельности (способность определить свой способ деятельности и самостоятельно анализировать эффективность выбранного способа); Учить использовать приемы и способы самопознания в конкретной жизненной ситуации.

Поддерживать позитивное отношение к систематическому рефлексированию, как основа для положительного самочувствия.

Можно решить поставленные перед школьниками задачи в процессе рефлексивно-аналитической деятельности путем фиксации внимания школьников на каждом элементе ориентировочной основы работы, при выполнении задач.

Данный способ взаимодействия учителя и обучающихся - рефлексивное управление, которое мы рассмотрели в эмоционально-волевом блоке. Более всего он проявляется в проблемно-модульном рефлексивном обучении, которое представляет собой модификацию проблемного обучения.

Основной вид рефлексии, формируемый на этом этапе интеллектуальная рефлексия, в процессе которой обнаруживаются неясности в предметном содержании задачи и ошибки в операционном движении. Формирование данного типа рефлексии можно проводить при помощи таких вопросов: «Почему так?», «На что это похоже?» и др.

Методы формирования учебной рефлексии могут быть реализованы в таких формах обучения, как зачет, устный журнал, деловая игра и дискуссия, заседание клуба знатоков.

Итогово-прогностический этап завершается самоконтролем, самооценкой и коррекцией. В результате оценки результатов формирования рефлексии в этом блоке делается вывод о решении задачи создания учебной мотивации.

Каждая технология формирования учебной рефлексии завершается промежуточным тестированием сформированности учебных навыков, а итоговая диагностика включает уровни сформированности учебной рефлексии.

Немаловажным кажется вопрос способности учителя к собственной рефлексии. Учитель способный к самостоятельной рефлексии - эффективный учитель. Это свойство отражает склонность учителя к анализу и более внимательному, частому обдумыванию своих методов и подходов к обучению. Большинство учителей рефлексивны по своей природе, поскольку они постоянно вносят коррективы в свое обучение. Однако существует очень мало данных, показывающих, сколько или как учитель должен размышлять.

Первое различие, которые можно отметить - время, которое отводит учитель для рефлексии. Кто-то откладывает этот процесс во времени, другие выделяют время на размышление и рефлексию сразу после урока. Разница может заключаться в том, что выводы, сделанные позже могут быть не такими точными, как те, которые являлись результатом рефлексии непосредственно после урока. Другими словами, если рефлексия учителя удалена из времени, это отражение может пересмотреть прошлое, чтобы оно соответствовало нынешнему убеждению.

Рассмотрим отдельные методы рефлексии учителя. Несмотря на отсутствие конкретных доказательств в поддержку эффективности рефлексии учителя о преподавании, многие школы обычно требуют, чтобы учителя размышляли над своей практикой в рамках процесса оценки учителей. Существует много разных способов, которыми учителя могут включать размышления, чтобы соответствовать программам оценивания и повысить свое профессиональное развитие, но лучшим методом может быть тот, при котором учитель регулярно использует рефлексию на протяжении всего учебного процесса.

Например, ежедневная рефлексия - это когда учителя выделяют несколько минут в конце дня, чтобы проанализировать события и итоги. Как правило, это не займет больше нескольких минут. Такая практика ежедневной рефлексии в течение определенного периода времени, способствует сбору достаточного объема информации, которая может быть полезной для повышения эффективности учебного процесса. Некоторые учителя ведут дневник, а другие просто записывают ситуации, проблемы, с которыми они столкнулись в классе и удачные идеи.

В конце изучения темы или определенного периода обучения, после выставления оценок за все задания, можно потратить некоторое время на то, чтобы поразмышлять над темой, разделом в целом. Для практического включения рефлексии в деятельность учителя могут использовать следующие, которые способствуют решению что важно сохранить, а что изменить, когда в следующий раз будут изучаться тот же раздел.

В конце учебного года учитель может просмотреть оценки учащихся, чтобы попытаться получить общее впечатление и выводы о практиках и стратегиях, которые являются эффективными, а также областях, которые нуждаются в улучшении.

Использование результатов рефлексии заключается во внедрении полученных выводов в практику учителя. Размышление о том, что было правильным и неправильным на уроках и предметах, а также в школьных ситуациях в целом является первым этапом рефлексии. На втором этапе учителю необходимо принять решения о том, что делать с этой информацией. Время, потраченное на размышления, может гарантировать, что эта информация может быть использована для реальных изменений и роста.

Выводы. Также отметим, что при использовании педагогической технологии важно создать специальные условия, поддерживающие учебную деятельность младших школьников как сферу формирования рефлексии. Организаторские

условия формирования учебной рефлексии младших школьников следует понимать, как характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды для обеспечения упорядоченного и эффективного функционирования школы.

Литература:

1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

2. Давыдов, В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников / В.В. Давыдов. - Тбилиси, 2008. - 234 с.

3. Енжевская, М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно- оценочных умений учащихся 1-5-х классов при обучении русскому языку / М.В. Енжевская // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008. - № 4. - С. 129-135

4. Приказ от 6 октября 2009. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Министерство образования и науки Российской Федерации, зарегистрировано в Минюст РФ 22 декабря 2009 г. № 15785)

5. Степанов, С.Ю. Психология думающего учителя. Рефлексия / С.Ю. Степанов. - М.: Эксмо-Сидиком, 2008. - 148 с.

6. Шаров, A.C. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография / A.C. Шаров; М-во образования Рос. Федерации. Ом. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 356 с.

Педагогика

УДК 372.853

доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

О ПЕРСПЕКТИВАХ НАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА МЕХАНИКА ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ СВЕДЕНИЯМИ О

НАНОТЕХНОЛОГИЯХ

Аннотация. Статья рассматривает важное направление в современном образовании - интеграцию нанотехнологий в учебный процесс Нанотехнологии, объединяющие физику, химию, математику и информатику, представляют собой многогранную и перспективную область, способную обогатить образовательную практику и стимулировать интерес студентов к науке и инновациям. В статье анализируется потенциал нанотехнологий в обучении разделу «Механика» курса физики в средней школе. В статье также обсуждаются ограничения преподавания нанотехнологий, включая сложность понимания и нехватку учебных ресурсов. Тем не менее, она подчеркивает, что правильное внедрение нанотехнологий в учебный процесс может значительно обогатить знания студентов и стимулировать их научное мышление и творчество.

Ключевые слова: физика, механика, нанотехнологии, средняя школа, урок.

Annotation. The article considers an important direction in modern education - the integration of nanotechnology into the educational process Nanotechnology, combining physics, chemistry, mathematics and computer science, is a multifaceted and promising field that can enrich educational practice and stimulate students' interest in science and innovation. The article analyzes the potential of nanotechnology in teaching the Mechanics section of the physics course in high school. The article also discusses the limitations of teaching nanotechnology, including the difficulty of understanding and the lack of educational resources. Nevertheless, she emphasizes that the correct introduction of nanotechnology into the educational process can significantly enrich students' knowledge and stimulate their scientific thinking and creativity.

Key words: physics, mechanics, nanotechnology, secondary school, lesson.

Введение. Преподавание нанотехнологий в школе представляет собой интересную и многогранную область образования, которая объединяет различные дисциплины и ступени образования [1-3]. Нанотехнологии являются современной научно-технической дисциплиной, изучающей управление и создание структур и устройств на наномасштабе, что позволяет разрабатывать материалы, устройства и системы с уникальными свойствами и функциональностью.

Введение нанотехнологий в школьное образование обогащает учебный процесс и расширяет понимание учащихся о современных научных и инженерных достижениях. Основной целью преподавания нанотехнологий в школе является побуждение у учащихся интереса к науке и технологиям, стимулирование их творческого мышления и развитие критического аналитического мышления. Для достижения этой цели не маловажным является преподавание основ нанотехнологий студентам - будущим учителям [4].

Одной из ключевых тем, которая может быть включена в образовательную программу по нанотехнологиям, является изучение основных принципов и явлений, лежащих в основе наномасштабных структур. В рамках этой темы учащиеся могут изучить особенности квантовой механики и свойства наноматериалов, которые существенно отличаются от свойств макроскопических материалов. Это может включать изучение квантовых явлений, таких как квантовые точки или ямы, а также поведение электронов на наномасштабах.

Другой важной темой является роль нанотехнологий в различных областях применения, таких как медицина, энергетика и электроника. Учащиеся могут изучить примеры применения нанотехнологий в создании новых материалов с уникальными свойствами, разработке медицинских нанодатчиков и систем таргетированной доставки лекарств, а также использование нанотехнологий в солнечных батареях и эффективных энергосберегающих устройствах.

Кроме того, преподавание нанотехнологий может включать в себя изучение этических и безопасностных аспектов использования наноматериалов и устройств. Важно обсуждать потенциальные риски и проблемы, связанные с применением нанотехнологий, а также способы минимизации негативных последствий.

Согласно имеющемуся на сегодняшний день опыту, преподавание основ нанотехнологий в школе имеет свои минусы и ограничения, которые следует учитывать [5]:

• Сложность понимания: нанотехнологии основаны на принципах и явлениях, которые являются сложными для понимания и требуют хорошего уровня знаний в физике, химии и математике. Для некоторых учащихся это может быть слишком сложным на данном этапе обучения.

• Ограниченность учебных ресурсов: нанотехнологии являются относительно новой и быстро развивающейся областью науки, и учебные ресурсы в этой области могут быть ограниченными и не всегда доступны для использования в школах.

• Недостаточное оборудование: для проведения практических занятий по нанотехнологиям требуется специализированное оборудование, которое не всегда доступно в школах из-за его высокой стоимости и сложности в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.