Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / CIVIC ACTIVITY / SOCIAL NETWORK SITES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Беляков Алексей Александрович

В статье рассматривается трансформация гражданской активности с учетом развития информационно-коммуникативных технологий. Приводятся данные, полученные в результате опроса экспертов в области государственного управления, средств массовой информации, гражданских активистов. Результаты интервьюирования по вопросам состояния гражданской активности в современной России, условиях и рисках ее организации, проявлениях и формах гражданской активности в социальных сетях и их воздействием на нее рассматриваются через призму последних событий в общественно-политической жизни России и Ярославской области. В ходе анализа научной разработанности темы дается определение социальным сетям и гражданской активности в социальных сетях, приводятся аргументы как в пользу перспективности осуществления гражданской активности в социальных сетях, так и против, указываются причины подобного расхождения во мнениях у экспертов и исследователей. Делается вывод о том, что гражданская активность в виртуальном пространстве обретает отличительные черты, реализуется в условиях онлайн-пространства, что значительно отличает ее от офлайн активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF CIVIL ACTIVITY DEVELOPMENT ON SOCIAL NETWORKS SITES (ON THE EXAMPLE OF YAROSLAV REGION)

The article deals the transformation of civic activity taking into account the development of information and communication technologies. The data obtained as a result of the survey of experts in the field of public administration, mass media, civil activists are presented. The results of interviews on the state of civil activity in modern Russia, the conditions and risks of its organization, the manifestations and forms of civil activity in social network sites and their impact on it are considered through the prism of recent events in the socio-political life of Russia and the Yaroslavl region. The analysis of scientific elaboration of the topic the definition of social networks and civic engagement in social network sites are arguments both in favor of the prospects of implementation of citizens activity on social networks, or against, the reasons for such differences in opinions among experts and researchers. It is concluded that civil activity in the virtual space acquires distinctive features, is realized in the conditions of online space, which significantly distinguishes it from offline activity.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

А.В. Соколов, А.А. Беляков

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ) *

Аннотация

В статье рассматривается трансформация гражданской активности с учетом развития информационно-коммуникативных технологий. Приводятся данные, полученные в результате опроса экспертов в области государственного управления, средств массовой информации, гражданских активистов. Результаты интервьюирования по вопросам состояния гражданской активности в современной России, условиях и рисках ее организации, проявлениях и формах гражданской активности в социальных сетях и их воздействием на нее рассматриваются через призму последних событий в общественно-политической жизни России и Ярославской области. В ходе анализа научной разработанности темы дается определение социальным сетям и гражданской активности в социальных сетях, приводятся аргументы как в пользу перспективности осуществления гражданской активности в социальных сетях, так и против, указываются причины подобного расхождения во мнениях у экспертов и исследователей. Делается вывод о том, что гражданская активность в виртуальном пространстве обретает отличительные черты, реализуется в условиях онлайн-пространства, что значительно отличает ее от офлайн активности.

А. Sokolov, А. Belyakov

POTENTIAL OF CIVIL ACTIVITY DEVELOPMENT ON SOCIAL NETWORKS SITES (ON THE EXAMPLE OF YAROSLAV REGION)

Abstract

The article deals the transformation of civic activity taking into account the development of information and communication technologies. The data obtained as a result of the survey of experts in the field of public administration, mass media, civil activists are presented. The results of interviews on the state of civil activity in modern Russia, the conditions and risks of its organization, the manifestations and forms of civil activity in social network sites and their impact on it are considered through the prism of recent events in the socio-political life of Russia and the Yaroslavl region. The analysis of scientific elaboration of the topic the definition of social networks and civic engagement in social network sites are arguments both in favor of the prospects of implementation of citizens activity on social networks, or against, the reasons for such differences in opinions among experts and researchers. It is concluded that civil activity in the virtual space acquires distinctive features, is realized in the conditions of online space, which significantly distinguishes it from offline activity.

Ключевые слова:

гражданская активность, социальные сети, информационно-коммуникативные технологии, интернет.

Key words:

civic activity, social network sites, information and communication technologies, internet.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-011-00268 "Трансформация гражданской активности в условиях развития информационно-коммуникативных технологий (на примере Ярославской области)".

В России наблюдается значительный рост протестной активности, проявляемой в различных формах: митинги, демонстрации, несогласованные акции, пикеты и т.д. Однако, эффективность данных проявлений гражданской активности сложно назвать высокой. Во многом, данное утверждение связано с тем, что подобные мероприятия носят односторонний характер, выражают мнение населения, но не получают должной публичной обратной связи от представителей власти. При этом можно говорить о снижении вовлеченности граждан в традиционные организации (некоммерческие организации, политические партии), и росте активности неформальных и не зарегистрированных форм активности граждан (краудфандинг, краудсорсинг, создание и подписание петиций, ведение блогов и страниц в социальных сетях) [12, с. 27]. В данном случае, общественно-политические акторы вынуждены прибегать к новым, ранее неиспользуемым каналам коммуникации с властью. Одним из таких каналов стали социальные сети.

Постепенное внедрение таких продуктов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как социальные сети, форумы, блоги, видео-хостинги и прочие электронные средства коммуникации обеспечили возможность выражения гражданской позиции более широкому кругу лиц без ограничений по полу, возрасту, месту нахождения, уровню образования и опыту работы. Гипертекстуальность, доступность и скорость распространения информации в социальных сетях сделали из них эффективный механизм объединения, координации и выражения интересов пользователей в виртуальном пространстве. Исследователи отмечают, что Интернет оказал существенное положительное влияние на развитие самоорганизации граждан [15, с. 423]. Однако, несмотря на всепроникающее воздействие новых технологий на общественно политические процессы, остается дискуссионной тема сопоставления реального мира и мира виртуального, а также тех процессов, которые в них протекают. Так, существует точка зрения, что виртуальность социальных сетей, как особой площадки коммуникации, создает символическую реальность, замещающую объективную реальность [2]. Таким образом появляется фактор несоответствия процессов, происходящих в онлайн реальной действительности. Безусловно, фактор виртуальности действительно влияет на восприятие процессов, проходя-

щих в сети Интернет и различных онлайн-площадках, однако, пользователи в первую очередь интерпретируют именно свой реальный опыт, перенося его в виртуальное пространство, что, в свою очередь, связывает оффлайн и онлайн.

Для осмысления роли социальных сетей в современных общественно -политических процессах, а также для того, чтобы оценить трансформацию гражданской активности в виртуальном пространстве были проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых по данной теме, а также проведено собственное исследование. Эмпирической базой исследования стали оценки экспертов состояния гражданского сектора в России, возможности осуществления гражданской активности в социальных сетях, рисков данного процесса, а также форм его выражения.

В рамках экспертного опроса представителям органов региональной власти, СМИ, научного сообщества, а также гражданским активистам были заданы следующие вопросы:

1. Как Вы можете охарактеризовать условия для осуществления гражданской активности на данный момент? Какие ключевые факторы оказывают влияние на нее?

2. Видите ли Вы трансформацию гражданской активности в условиях развития информационно-коммуникативных технологий, Интернета? В чем именно выражается данная трансформация?

3. Как Вы считаете, можно ли говорить о значительном проникновении ИКТ в деятельность и функционирование гражданской активности в Ярославской области (НКО, консультативные органы, формальные процедуры слушаний, организацию протестов и т.д.)? Либо оно носит ситуативный / поверхностный характер?

4. Каким образом гражданские активисты, НКО, другие юридически закрепленные формы и субъекты гражданской активности адаптируют/трансформируют свою деятельность в условиях развития ИКТ?

5. На ваш взгляд, какую роль играют социальные сети в современной системе общественно-политических отношений?

6. Являются ли социальные сети эффективным инструментом организации и осуществления гражданской активности? Какие есть сложности в работе в социальных сетях в данном направлении?

Всего было опрошено 10 человек. Необходимо отметить, что выбор экспертов был обоснован их опытом взаимодействия с населением, опытом

работы с социальными сетями в т.ч. проведения мониторинга социальных сетей, а также реализации общественных кампаний с применением социальных сетей. Опрос осуществлялся путем очного интервьюирования по заранее подготовленным вопросам.

Условия осуществления гражданской активности и ее трансформация под развитием информационно-коммуникативных технологий

Одним из ключевых факторов, обязательных для развития демократических правовых государств являются существование различных форм самоорганизации граждан [4, с. 233]. В наиболее широком смысле, различные формы самоорганизации граждан можно охарактеризовать как «гражданскую активность - форму активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан» [1]. Особенностью ее осуществления является зависимость от множества факторов: политических, социальных, общественных, экономических. Значительное влияние на условия возникновения гражданской активности являются духовные, культурные ценности общества в целом и каждого конкретного человека в отдельности [10, с. 61]. Взаимодействие данных факторов создают некое общественно-политическое пространство, в котором существуют определенные условия для осуществления гражданской активности.

По мнению опрошенных экспертов, условия для осуществления гражданской активности в современной России, в целом, достаточно благоприятные, однако наблюдается тенденция на регулирование данного процесса со стороны государства в условиях развития ИКТ, которые расширили возможности выражения гражданской позиции и организации коллективных действий. Для некоммерческих организаций, которые не преследуют политические цели и не замечены в политической деятельности, существует прекрасная возможность принять участие в конкурсах на получение грантов, которые приняли достаточно широкое распространение и на которые выделяются солидные финансовые средства.

Однако, при этом отмечается, что условия осуществления гражданской активности нельзя назвать благоприятными для активистов, если говорить о политической активности. Принимаемые на различных уровнях нормативные акты уточняют и конкретизируют положения Конституции РФ, вводя их в довольно ограниченные рамки (появление «гайд-парков» [8],

«статья Ильдара Дадина» [9], введение ответственности за вовлечение в несанкционированные акции несовершеннолетних и т.д.), так и в практической плоскости (несогласование протестных акций, давление на организаторов публичных мероприятий).

Важной характеристикой современных условий гражданской активности является снижение доверия граждан к власти и к общественным объединениям одновременно (в том числе, политическим партиям), считают эксперты. В связи с этим, ключевым фактором в проявлении гражданской активности становится личный интерес, а не принадлежность к какой-либо группе или организации. Без наличия личной заинтересованности человек не стремится демонстрировать гражданскую активность и принимать участие в делах общества. При этом, личный интерес связывается не с абстрактными правами и свободами, а лежит в плоскости личного пространства человека.

В рамках исследования акцент был сделан на анализе ИКТ, как фактора развития гражданской активности и выстраивания эффективной коммуникации власти и общества. Следует отметить, что мнения экспертов о процессе трансформации гражданской активности под влиянием ИКТ разделяются на диаметрально противоположные. С одной стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий в целом благоприятствует гражданской активности, так как способствует агрегации и артикулированию гражданских интересов, самовыражению и публичной деятельности по защите своих интересов, а также помогает самоорганизации, минуя официальные институты. Можно также привести мнение К. Ширки, который указывает, что глобальная сеть трансформировал политику и активность граждан, облегчив вовлечение новых участников [19]. Кроме того, в условиях серьезного ограничения возможностей для проведения публичных мероприятий гражданская активность в определенной степени переносится в Интернет, на данный момент предоставляющий относительно широкие возможности для выражения позиции без угрозы санкций.

Благодаря использованию ИКТ мобилизация сторонников становится более динамичной, в ряде случаев - лавинообразной так как, по мнению ряда исследователей, социальные медиа позволяют получить доступ к значительному количеству людей через их аккаунты, тем самым привлечь социально значимого количества сторонников и участников [18, с. 347].

Трансформация же виртуальной гражданской активности по сравнению с ее выражением в офлайн среде, по мнению ряда экспертов, заключается в расширяющихся возможностях выражении своей позиции в Интернете. Если раньше основной активностью было хождение на митинги или протесты, то в настоящее время активность может появляться только в Интернете и не иметь развития офлайн. Власть в этих условиях также трансформируется, имея возможность оперативнее реагировать на обращения граждан: организуются мониторинги социальных сетей, создаются официальные страницы и группы публичных политиков и органов местной и государственной власти и т.д.

Ряд экспертов не соглашаются с данной оценкой современной ситуации и отмечают, что всплеск и трансформация форм гражданской активности, обусловленные развитием ИКТ были 2-3 года назад, когда новые средства коммуникации были в новинку, были модой. Сейчас люди привыкли к ним, это стало частью повседневной жизни, эффект «Вау!» прошел и говорить о какой-то текущей трансформации нельзя. Однако, они не отрицают влияние ИКТ на гражданскую активность. В частности, отмечается то, что ИКТ являются существенным и одним из важнейших условий осуществления гражданской активности на современном этапе. Этому способствуют, собственно, возможности, которые предоставляют ИКТ, а также политика государства по развитию механизмов «электронного правительства», электронного взаимодействия, «народного правительства» - вовлечения представителей общественности и экспертов в процессы принятия решений и консультирования.

Тем не менее, проникновение осуществляется несинхронно в разных сферах. Гражданские активисты и их объединения склонны активно и качественно использовать достижения ИКТ. Органы власти и квазигосударственные институты (общественные слушания и советы) особенно на региональном уровне мало используют ИКТ, либо использует не эффективно. Таким образом, возникает дисбаланс, когда возрастающая активность со стороны пользователей социальных сетей не находит отражения в реальной действительности из-за отсутствия готовых инструментов реагирования со стороны власти. Однако, существуют примеры эффективного использования виртуального пространства со стороны властных структур. В частности, в исследовании роли Интернет-ресурсов в реализации программы инициативного бюджетирования «Решаем вместе!» в Ярославской об-

ласти отмечается, что общий охват по социальным сетям составил более 7 500 000 просмотров, а количество человек, принявших участие в голосовании за выбор объектов ремонта превысило 300 000 человек [7, с. 103]. Как итог, мы видим, что виртуальные способы коммуникации граждан и НКО, граждан и власти через Интернет и социальные сети стали нормой в результате закономерной трансформации деятельности гражданских активистов.

Развитие информационных технологий позволило гражданским активистам, представителям НКО и власти использовать новые информационные ресурсы для оповещения, мобилизации, отчетов о деятельности. Интернет и социальные сети используются для охвата большей аудитории, неся меньшие издержки. Некоторые формы переводятся в онлайн-формат: проводятся различные флешмобы и акции, собираются подписи под петициями и организуются так называемые электронные пикеты.

Достаточно распространенной на данный момент является практика создания групп в социальных сетях, которые по сути могут поддерживать и в определенной степени заменять деятельность общественных движений как с точки зрения содействия защите интересов граждан, так и решения конкретных социально значимых проблем («Московский мусор в Ярославской области» [6], «Дороги Ярославля» [3], «Многодетные семьи в Ярославской области» [5] и т.д.). Активно используются инструменты создания страниц, посвященных мероприятиям, с приглашением на данные мероприятия, а также опросов, посвященных выявлению мнения общественности по различным вопросам. Инструменты ссылок и гиперссылок позволяют быстро переходить на интересующие страницы.

В результате для постоянной коммуникации со своими сторонниками, целевой аудиторией возникает потребность ведения страниц в социальных сетях. Организационно оформленные субъекты гражданской активности (партии, НКО и т.д.) для сохранения своей аудитории должны создавать и поддерживать сайты, а тенденцией последнего времени стало создание и ведение ими аккаунтов, страниц, пабликов в социальных сетях.

Таким образом, можно говорить о динамичном развитии новых форм коммуникации и обмена информацией, которые появляются благодаря ИКТ для обмена опытом, ресурсами, демонстрации результатов своей деятельности: появление социальных сетей и стриминговых сервисов, развитие мессенджеров и профессиональных социальных сетей и т.д.

Гражданская активность в социальных сетях: формы выражения и риски осуществления

Социальные сети могут выполнять как коммуникативную, так и организационную функцию, позволяя пользователям достигать поставленных целей. Исследователи также отмечают, что они выступают в качестве источника информации [16, с. 335], а также позволяют формировать идентичность, играющую важную роль в ходе коллективных действий граждан [14, с. 52]. Профессиональный журналист и аналитик Вилл Кентон делает акцент на том, что социальные сети - это онлайн-средство для взаимодействия с другими людьми, которые имеют общие интересы, опыт или взаимодействуют в реальной жизни [20]. Исследователь из калифорнийского университета М. Бойд указывает на то, что социальные сети представляют из себя ряд услуг по созданию аккаунтов, профилей, пабликов для коммуникации с широким кругом пользователей, формировать их различные объединения [13]. В отечественных исследованиях социальным сетям дается, в целом, схожее определение. Так, И.Е. Штейнберг под социальными сетями понимает сообщества, в которых люди могут достаточно свободно делиться суждениями, точками и на этой основе зрения формировать дружеские отношения [11, с. 87]. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что социальные сети, в рамках данной работы понимаются как виртуальные. Таким образом, можно дать следующее определение: социальные сети - сайты в Интернете, обладающие рядом инструментов, которые дают возможность пользователям, создавшим свой профиль, вести коммуникацию с другими пользователями, передавать информацию, объединяться в группы по интересам, а также интерпретировать свой реальный опыт в виртуальную реальность.

На основе приведенного определения, можно сказать, что гражданская активность в социальных сетях - это форма выражения интересов общества, направленная на решение каких-либо социальных проблем, осуществляемая с использованием инструментов, предоставляемых социальными сетями в виртуальном пространстве, реализуемая как группой лиц, так и отдельными индивидами. В данном контексте представляет интерес классификация гражданской активности, данная Е. Цукерманом [21, с. 159]. Исследователь выделяет две ключевые характеристики:

1. По степени вовлеченности граждан: незначительная (действия со своим профилем в социальных сетях, подписание коллективных обращений граждан в Интернете) и значительная (вовлечение лояльных граждан в коллективные действия, планирование и организация коллективных действий);

2. По форме активности: инструментальная (активность, преследующая цель трансформации институциональной среды) и демонстративная (активность граждан по выражению своего мнения).

Социальные сети, по мнению опрошенных экспертов, играют позитивную роль - как эффективные средства социальной коммуникации, способ агрегирования групп социальных интересов. Они также выполняют коммуникативную роль: если у власти есть желание, то они могут увидеть проблемы людей, а для людей они служат каналом для демонстрации и обсуждения проблем. Таким образом, социальные сети выступают в роли площадки для обсуждения, а не принятия решений.

Социальные сети также занимают важную позицию в современной общественно-политической системе - в частности, являясь эффективным инструментом для public relations, т.е. там, где необходимо взаимодействие с общественностью. При этом в условиях доминирования государства в современной России процессы принятия политически значимых решений выведены в непубличную плоскость и, соответственно, не затронуты социальными сетями. В данном случае возможно лишь косвенное влияние: страницы официальных деятелей в социальных сетях подвергаются постоянному мониторингу, что делает возможным изменение официальных позиций или решений в тактических целях (примером может служить история с объединением Александринского и Волковского театров). Таким образом, социальные сети могут сыграть роль зеркала, и в какой -то степени, призмы общественного мнения.

Если рассматривать социальные сети не как инструмент ИКТ, а как социальное явление, социальное сообщество, то их значение как в рамках общей волны демократизации, так и в русле политики перекладывания ответственности за решение проблем с государства на плечи граждан будет постоянно нарастать.

Таким образом, социальные сети в настоящее время можно рассматривать как мобилизационный механизм, как информационный механизм,

как механизм получения обратной связи и поддержки коммуникации субъекта со своей целевой группой.

Большинство экспертов также согласились с тем, что виртуальная гражданская активность приобретает дополнительные формы выражения, которые могут быть выражены исключительно в онлайн среде: лайки, ре-посты, подписывания, комментарии, просмотры и т.д. Однако, они отметили, что особенностью данных форм является их недостаточно институционализированный характер, т.е. они пока в недостаточной мере регулируются законодательством, санкции за них не всем очевидно, а потому они имеют относительную свободу применения. Кроме того, позиция, выраженная в данных формах, является по сути виртуальной, т.е. человек может воспринимать ее как высказывание «на кухне», в то время как системой она может быть расценена как политическое действие. Не всегда применение указанных форм позволяет однозначно толковать позицию субъекта, в то время как система может стремиться к однозначным и простым решениям. Еще одно следствие виртуальности - отсутствие механизмов обязательного учета выраженного мнения политическими институтами.

Если говорить о социальных сетях как форме выражения общественного мнения и давления на официальную власть, то они могут быть эффективным инструментом проведения гражданских кампании. Однако, эффект от них не предопределен потому, что социальные сети слабо институцио-нализированны в общественно-политической системе.

В качестве примера успешного проявления гражданской активности можно назвать реакцию пользователей социальных сетей на заявление министра культуры России В.Р. Мединского об объединении Александринско-го и Волковского театров. В результате преобладания негативных мнений, высказанных региональными лидерами общественного мнения, публичная позиция губернатора области по данному вопросу за несколько часов изменилась с осторожного оптимизма на выражение несогласия с решением и солидарности с ярославцами. Другие недавние примеры: протесты против дебаркадера-ресторана на Волжской набережной и отмены маршрута речного трамвая в Ярославле. При этом есть и неудачные примеры, в том числе протест против отмены ряда социальных льгот в декабре 2018 года в Ярославле.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что особенность осуществления гражданской активности в социальных сетях состоит в том, что

виртуальную активность проявлять легче, а также в том, что ответственность за нее пока минимальна и не до конца осознается виртуальными активистами. Помимо этого, специфика социальных сетей позволяет формировать доверительные отношения между пользователями и инициаторами гражданской активности, формирующие потенциал для дальнейшего вовлечения в активность [17, с. 227]. Поэтому формируются дополнительные сложности и риски при ее осуществлении. В частности, эксперты указывают на следующие:

- сложность интерпретации и необязательность форм активности в социальных сетях, что может означать несоответствие реальных результатов заявленным;

- простота организации мониторинга активности в социальных сетях делают активность не только легко отслеживаемой, но и доступной для использования с целью дезинформирования или клеветы;

- отсутствие институционализированных механизмов реагирования властей на выраженное мнение;

- ограничения на распространение определенного рода информации, предусмотренные законодательством;

- недостаточное администрирование активности;

- возможные атаки ботов;

- размывание информации, большое количество источников противоположной информации;

- размытость и безразличие аудитории;

- для обеспечение большого охвата необходимо вкладывать средства;

- необходимость подбирать команду профессиональных рекламщи-ков и SMM-специалистов;

- потеря интереса у аудитории к предмету протеста в ситуации отсутствия быстрых результатов;

- необходимость постоянно поддерживать групповую идентичность.

Необходимость учета данных рисков ведет к усложнению процесса

организации и сопровождения гражданской активности в социальных сетях. Несмотря на всю простоту использования, они могут нести отрицательный эффект при отсутствии должного внимания к методам и формам распространения информации, коммуникации с единомышленниками, властью, средствами массовой информации.

Таким образом, проведённое исследование позволяет сформулировать ряд выводов:

Во-первых, под понятием гражданская активность в социальных сетях понимается форма выражения интересов общества, направленная на решение каких-либо социальных проблем, осуществляемая с использованием инструментов, предоставляемых социальными сетями в виртуальном пространстве, реализуемая как группой лиц, так и отдельными индивидами.

Во-вторых, опрос экспертов продемонстрировал, что на данный момент созданы достаточные условия для осуществления гражданской активности. Однако, существуют и барьеры, значительно снижающие возможности активистов, в особенности политических.

В-третьих, с развитием ИКТ и появлением социальных сетей началась трансформация гражданской активности в сторону усиления роли коммуникативной составляющей взаимодействия индивида и группы, групп между собой, групп и власти, индивида и власти. В связи с чем возросло роль и самих каналов данных форм коммуникации: социальных сетей, форумов, блогов и т.д.

В-четвертых, можно говорить о том, что возрастание роли виртуальной активности в общественно-политических процессах ведет к повышению требований к законности, моральном и культурном соответствии данной активности по отношению к общепринятым нормам.

В-пятых, происходит постепенный процесс институционализации виртуальной гражданской активности. Причем, данный процесс можно считать двухсторонним: активисты стремятся к тому, чтобы их активность в социальных сетях учитывалась властью при принятии решений по какому-либо вопросу, а власть, в свою очередь, стремится путем законодательного регулирования создать осязаемые границы, в рамках которых данная активность может разворачиваться.

В результате наблюдается постепенное развитие не столько форм коммуникации населения в рамках какой-либо гражданской кампании, сколько самой гражданской активности в целом. Приходящее осознание возможностей социальных сетей расширяет возможности активистов и власти к ведению полноценного диалога с целью принятия наиболее приемлемых для обеих сторон решений.

Литература

1. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения 25.08.2019).

2. Демичева К.А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет // International scientific review. 2015. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-sotsialnyh-setey-v- kontekste-vzaimodeystviya -v-seti-internet (дата обращения 31.08.2019).

3. Дороги Ярославля // Facebook URL: https://www.facebook.com/groups/yardorogi/?ref=group_header (дата обращения 25.08.2019).

4. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. №3.

5. Многодетные семьи Ярославии // ВКонтакте URL: https://vk.com/mnogodetokyaroslavl (дата обращения 25.08.2019).

6. Московский мусор в Ярославской области // ВКонтакте URL: https://vk.com/musoru_iz_mo_net (дата обращения 25.08.2019).

7. Соколов А.В., Чуркин Е.Ю. Использование интернет-ресурсов в реализации проектов инициативного бюджетирования в ярославской области // Сб. науч. ст. Под общ. ред. А.В. Соколова, А.А. Власовой. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Аверс Плюс», 2018.

8. Специальные площадки для митингов от идеи до воплощения // ОВД-Инфо. URL: https://ovdinfo.org/reports/specialnye-ploshchadki-dlya-mitingov#1 (дата обращения: 25.08.2019).

9. Федеральный закон от 21.07.2014 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» // СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165926/ (дата обращения: 25.08.2019).

10. Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. 2014. №10.

11. Штейнберг И.Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий // Социологический журнал. 2009. №4.

12. Bennett W.L. The personalization of politics: Political identity, social media, and changing patterns of participation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2012. №644(1).

13. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. №13.

14. Dalton R.J., Sickle A.V., Weldon S. The individual-institutional nexus of protest behavior // British Journal of Political Science. 2009. №40.

15. Devan R., Jang H., Yoonjae N. Birds of a Feather Protest Together: Theorizing Self-Organizing Political Protests with Flock Theory // Systemic Practice and Action Research. 2010. №23.

16. Gil de Zuniga H., Jung N., Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation // Journal of Computer- Mediated Communication. 2012. №17.

17. Gilbert E., Karahalios K. Predicting tie strength with social media // In CHI '09: Proceedings of the 27th annual SIGCHI conference on Human Factors in Computing Systems. NY: ACM Press. 2009.

18. Lovejoy K., Saxton G.D. Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media. Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

19. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. NY: Penguin Press. 2008.

20. Social Networking Service (SNS) // INVESTOPEDIA URL: https://www.investopedia.com/terms/s/social-networking-service-sns.asp (дата обращения 11.05.2019).

21. Zuckerman E. New Media, New Civics? // Policy & Internet. 2014. Vol. 6, Issue 2.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Volkova N.V., Guseva L.A. Grazhdanskaya aktivnost' kak zerkalo politicheskikh, dukhovnykh i kul'turnykh tsennostei obshchestva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (data obrashcheniya 25.08.2019).

2. Demicheva K.A. Ponyatie i klassifikatsiya sotsial'nykh setei v kontekste vzaimodeistviya v seti internet. International scientific review. 2015. №3 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-klassifikatsiya-sotsialnyh-setey-v-kontekste-vzaimodeystviya-v-seti-internet (data obrashcheniya 31.08.2019).

3. Dorogi Yaroslavlya. Facebook URL: https://www.facebook.com/groups/yardorogi/?ref=group_header (data obrashcheniya 25.08.2019).

4. Kruglov M.S. Sovremennye formy grazhdanskoi aktivnosti v politicheskom protsesse rossiiskoi Federatsii. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. №3.

5. Mnogodetnye sem'i Yaroslavii. VKontakte URL: https://vk.com/mnogodetokyaroslavl (data obrashcheniya 25.08.2019).

6. Moskovskii musor v Yaroslavskoi oblasti. VKontakte URL: https://vk.com/musoru_iz_mo_net (data obrashcheniya 25.08.2019).

7. Sokolov A.V., Churkin E.Yu. Ispol'zovanie internet-resursov v realizatsii proektov initsiativnogo byudzhetirovaniya v yaroslavskoi oblasti. Sb. nauch. st. Pod obshch. red. A.V. Sokolova, A.A. Vlasovoi. Yaroslavl': Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Avers Plyus», 2018.

8. Spetsial'nye ploshchadki dlya mitingov ot idei do voploshcheniya. OVD-Info. URL: https://ovdinfo.org/reports/specialnye-ploshchadki-dlya-mitingov#1 (data obrashcheniya: 25.08.2019).

9. Federal'nyi zakon ot 21.07.2014 №258-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o publichnykh meropriyatiyakh». SPS «Konsul'tant plyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165926/ (data obrashcheniya: 25.08.2019).

10. Frolov A.A. Mekhanizmy osushchestvleniya grazhdanskoi aktivnosti. Vlast'. 2014. №10.

11. Shteinberg I.E. «Zhivye» i virtual'nye seti sotsial'noi pod-derzhki: analiz skhodstv i razlichii. Sotsiologicheskii zhurnal. 2009. №4.

12. Bennett W.L. The personalization of politics: Political identity, social media, and changing patterns of participation. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2012. №644(1).

13. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. №13.

14. Dalton R.J., Sickle A.V., Weldon S. The individual-institutional nexus of protest behavior. British Journal of Political Science. 2009. №40.

15. Devan R., Jang H., Yoonjae N. Birds of a Feather Protest Together: Theorizing Self-Organizing Political Protests with Flock Theory. Systemic Practice and Action Research. 2010. №23.

16. Gil de Zuniga H., Jung N., Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation. Journal of Computer- Mediated Communication. 2012. №17.

17. Gilbert E., Karahalios K. Predicting tie strength with social media. In CHI '09: Proceedings of the 27th annual SIGCHI conference on Human Factors in Computing Systems. NY: ACM Press. 2009.

18. Lovejoy K., Saxton G.D. Information, community, and action: How nonprofit organizations use social media. Journal of Computer-Mediated Communication. 2012. №17.

19. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. NY: Penguin Press. 2008.

20. Social Networking Service (SNS). INVESTOPEDIA URL: https://www.investopedia.com/terms/s/social-networking-service-sns.asp (data obrashcheniya 11.05.2019).

21. Zuckerman E. New Media, New Civics? Policy & Internet. 2014. Vol. 6, Issue 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.