Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / МОТИВАЦИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Ж.А.

Актуальность статьи заключается в теоретическом обосновании необходимости внедрения цифровых технологий в процесс обучения. В данной статье отображены основные аспекты обучения и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков технического вуза, а также особенности обучения с применением цифровых технологий и современных методов обучения. Целью исследования данной темы является ознакомление с теоретическими и практическими аспектами обучения иностранному языку с применением цифровых технологий студентов технического вуза. Научная новизна заключается в попытке определить современные методы обучения, анализируя научные статьи и педагогические справочники, и сформировать действенную методику обучения иностранным языкам студентов технического вуза, устраняя прежние ошибки и недейственные техники. В результате данной работы были выявлены основные недостатки традиционного обучения иностранному языку и преимущества использования цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яруллина Ж.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The relevance of the article lies in the theoretical substantiation of the need to introduce digital technologies into the learning process. This article displays the main aspects of teaching and the problems faced by the foreign languages teachers of a technical university, as well as the features of teaching using digital technologies and modern teaching methods. The purpose of the study of the subject is to introduce the theoretical and practical aspects of teaching a foreign language to technical students using digital technologies. Scientific novelty lies in the attempt to define modern teaching methods, analyzing scientific articles and teaching reference books, and to create an effective method of teaching a foreign language to technical students, eliminating previous mistakes and ineffective techniques. As a result of this work, the main disadvantages of traditional teaching of a foreign language and the advantages of using digital technologies in the process of teaching a foreign language to technical students were identified.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.147

Потенциал применения цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов технического вуза

The potential of using digital technologies in teaching a foreign language to students of a technical university

Яруллина Ж.А., Национальный исследовательский университет «МЭИ», zhannaenglish@yandex. ru

Yarullina Zh., National Research University "MPEI", zhannaenglish@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.014

Ключевые слова: методы обучения, цифровые технологии обучения, иностранный язык, студенты технического вуза, мотивация, процесс обучения.

Keywords: teaching methods, digital learning technologies, foreign language, technical students, motivation, learning process.

Аннотация. Актуальность статьи заключается в теоретическом обосновании необходимости внедрения цифровых технологий в процесс обучения. В данной статье отображены основные аспекты обучения и проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков технического вуза, а также особенности обучения с применением цифровых технологий и современных методов обучения. Целью исследования данной темы является ознакомление с теоретическими и практическими аспектами обучения иностранному языку с применением цифровых технологий студентов технического вуза. Научная новизна заключается в попытке определить современные методы обучения, анализируя научные статьи и педагогические справочники, и сформировать действенную методику обучения иностранным языкам студентов технического вуза, устраняя прежние ошибки и недейственные техники. В результате данной работы были выявлены основные недостатки традиционного обучения иностранному языку и преимущества использования цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Abstract. The relevance of the article lies in the theoretical substantiation ofthe need to introduce digital technologies into the learning process. This article displays the main aspects of teaching and the problems faced by the foreign languages teachers of a technical university, as well as the features of teaching using digital technologies and modern teaching methods. The purpose of the study of the subject is to introduce the theoretical and practical aspects of teaching a foreign language to technical students using digital technologies. Scientific novelty lies in the attempt to define modern teaching methods, analyzing scientific articles and teaching reference books, and to create an effective method of teaching a foreign language to technical students, eliminating previous mistakes and ineffective techniques. As a result of this work, the main disadvantages of traditional teaching of a foreign language and the advantages of using digital technologies in the process of teaching a foreign language to technical students were identified.

Введение. Поскольку цифровые технологии являются частью нашей повседневной жизни, пришло время переосмыслить идею их внедрения в учебный процесс и поставить задачу сделать цифровые технологии неотъемлемой частью обучения, помогая организовать образовательный процесс. Многие исследователи разделяют мнение, что благодаря цифровым технологиям изменилась методика обучения языкам, что применение цифровых технологий помогает обучающимся организовать обучение с учетом своих интересов. Цифровые технологии

позволяют получать доступ к большому количеству информации.

Знание иностранного языка является обязательным в наше время и одним из ключевых требований, предъявляемых к специалистам любой сферы деятельности. Необходимость в анализе современных методов обучения с применением цифровых технологий становится актуальной, особенно в процессе глобализации и развития современных технологий.

Проблема исследования заключается в анализе и обосновании недейственных и устаревших

методов обучения иностранному языку в техническом вузе, недостаточном внимании к данной проблеме.

Задачи исследования: описать основные методы обучения иностранному языку в техническом вузе, определить преимущества обучения иностранному языку с использованием цифровых технологий, дать рекомендации по успешному внедрению цифровых технологий в процесс обучения.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез учебной литературы и научных статей по проблеме исследования, анализ и обобщение методов обучения, анализ тенденций в использовании цифровых технологий.

Теоретической базой исследования стали работы современных отечественных и зарубежных ученых и практиков в области применения цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации по внедрению цифровых технологий в процесс обучения иностранному языку в техническом вузе будут способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка и стремительному прогрессу в его осваивании.

Методология исследования. Основные методы обучения иностранному языку в техническом вузе. Прежде всего, хотелось бы отметить наличие отличий в методах обучения иностранному языку в языковом - гуманитарном и неязыковом - техническом университете. Связанно это с тем, что в техническом университете иностранный язык не является основной дисциплиной, и сферы применения иностранного языка разительно отличаются у выпускников технического вуза от выпускников гуманитарного вуза.

Так, студентам гуманитарных вузов, а особенно журналистам и филологам, иностранный язык в первую очередь необходим для выступлений на публике, написания тексов, научных работ, журналов, книг, для дальнейшего преподавания, то есть основной уклон сделан на приобретение широкого лексического запаса и выработке художественного стиля. Практические семинары у таких студентов в основном заключаются в выступлениях перед группой, написаниях эссе, рассказов, изучении основ копирайтинга. В свою очередь студенты технического вуза нуждаются в знании терминологии и возможности общаться с иностранными заказчиками в официальной

форме, что исключает необходимость в изящных оборотах речи и литературном письме [9, с.445].

Анализируя опыт работы ряда технических вузов, можно сказать, что основным методом обучения студентов технического вуза является грамматико-переводной метод, не требующий особого разнообразия в применении цифровых технологий во время проведения занятий. Помимо того, что данный метод приводит к снижению мотивации у студентов к изучению иностранного языка, также этот метод не способствует развитию коммуникативных навыков. С целью получения хороших результатов в освоении программы по иностранному языку студентами технического вуза необходимо использовать не только грамматико-переводной метод обучения, но и различные коммуникативные методы обучения. Как отмечает Е.И. Архипова, коммуникативные навыки лучше всего развиваются у студентов при помощи различных мультимедийных средств обучения и цифровых технологий [1, с.104]. В процессе обучения иностранному языку, с помощью предлагаемых преподавателем различных методик, у студентов постепенно формируются основные языковые навыки, а также навыки общения. Согласно некоторым исследованиям, студенты технических вузов испытывают трудности с освоением разговорной речи. С одной стороны это связано с недостаточным знанием иностранного языка, а с другой стороны с индивидуальными особенностями мышления у студентов технического вуза, которые отличаются от студентов гуманитарного вуза.

Несмотря на устаревшую традицию деления людей на людей с гуманитарным складом ума и людей с техническим складом ума, знание иностранного языка важно в каждой специальности. Студенты технических специальностей должны быть больше остальных мотивированы на прогресс в обучении, ведь знания языка - залог успеха и стремительного взлета карьеры, так как дает возможность трудоустроиться в международные фирмы по всему миру, принимать участие в высокооплачиваемых проектах и заниматься фрилансом, то есть повышает ценность специалиста на рынке труда. Более того, большинство специальной научной литературы и специализированные сайты не имеют русскоязычной версии, поэтому незнание языка может мешать профессиональному росту [4, с.430]. Следовательно, основной задачей преподавателей является не только объяснение терминологии и базовых слов, но и мотивирование студентов, что возможно осуществить с помощью

применения цифровых технологий в процессе обучения.

Что касается проведения самих занятий, очень часто преподаватели используют несколько базовых учебников и пособий, из которых берут тексты для изучения технической лексики и задания, направленные на закрепление выученного. Однако существует тенденция редко использовать аудиоматериалы, что лишает студентов возможности воспринимать иностранный язык на слух, тренировать слух, различать акценты и, как следствие, в будущем могут возникнуть проблемы во время общения с иностранными работодателями [6, с.123-124]. Следовательно, материал по иностранному языку, который предлагается студентам, должен быть актуальным, содержащим профессиональную информацию, интересным и преподноситься студентам таким образом, чтобы студенты с легкостью воспринимали его. Цифровые технологии, которые стали нормой не только в повседневной жизни, но и в образовании, расширяют возможности повышения знаний по выбранной профессиональной направленности. [8, с.168-169]

Как упоминает в своей работе И.С. Москалева: «Компонентами языковой подготовки студентов неязыковых вузов должны стать формирование устойчивой установки на постоянное развитие в профессиональном плане когнитивных способностей, готовность к своим профессиональным обязанностям, уверенность в своих деловых возможностях, подготовленность в сфере делового этикета» [7, с.32]. Таким образом, обучение будущих специалистов технических специальностей должно включать в себя комплексное изучение, а не ограничиваться узкой направленностью изучаемого. И.В. Батунова обращает внимание на использование «компетентностного подхода, направленного на комплексное освоение студентами знаний и в первую очередь их практическое применение, что способствует усилению направленности образования, учитывая потребности студента...» [2, с.22].

Таким образом, проанализировав методы обучения, можно сказать, что студенты технического вуза получают изолированное от живого общения изучение иностранного языка, не практикуют аудирование и устную речь в достаточной степени, чтобы после выпуска не только разбираться в терминологии своего направления, но и свободно общаться с иностранцами, не имея языкового барьера.

Преимущества обучения иностранному языку с использованием цифровых технологий. Во

времена стремительного распространения цифровых технологий во все сферы жизни выпускникам вузов необходимо иметь навыки и умения, которые помогут им получать знания самостоятельно и использовать их для успешного решения различных задач.

Также использование цифровых технологий значительно облегчает изучение иностранного языка и ускоряет процесс [12, с.165]. Согласно словам Н.К. Рябцевой, «...применение компьютерной техники привносит новизну в процесс обучения, делая процесс изучения языка интересным и необычным, отвечает современным тенденциям и создает мотивацию для продуктивного самопознания и

самосовершенствования. Использование

мультимедийности и визуализации имеет особое значение в обучении, так как способствует развитию когнитивных стилей мышления, креативности и мыслительной активности студентов, а также оказывает положительный эффект на их психологическое и эмоциональное состояние» [10, с.236-238]. Также применение цифровых технологий заставляет переключаться с методов преподавания, ориентированных на преподавателей, на методы, ориентированные на студентов. Преподаватели должны быть помощниками и направлять обучение своих студентов.

Цифровые технологии могут быть представлены в виде различных курсов (MOOCS, I-tunes Courses), электронных учебников, инструментов (Google Docs, Camtasia, Explain Everything), энциклопедий и других академических источников (Google Search, Wikipedia, автономных словарей, Microsoft Office, Quizlet) и помогать проводить интерактивное изучение определенных тем [11, с.106]. Применение различных цифровых технологий способствует не только совершенствованию навыков письменной и устной речи, но и повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка в техническом вузе, где язык не является основной дисциплиной образовательной программы. Использование аудио- и видеоматериалов вносит разнообразие и помогает привыкать к иностранному языку и лучше усваивать изучаемую тему. Также, это превосходная возможность познакомиться с культурой изучаемой страны, привыкнуть к иностранной речи, наблюдать за техническими процессами на иностранном языке и усваивать терминологию во время просмотра [5, с.112]. Еще одним преимуществом применения цифровых технологий при обучении студентов технического вуза иностранному языку является то, что с

помощью цифровых технологий обучающиеся имеют возможность значительно расширять свое знакомство с языком и приобретать большой объем новых знаний. Цифровые технологии способствуют социальному взаимодействию студентов, что позволяет на практике тренировать навыки общения не только необходимые в реальной жизни, но и в профессиональной сфере.

Это является неотъемлемым преимуществом формирования коммуникативных навыков студентов, которые развиваются в недостаточной степени, из-за программы по иностранному языку в техническом вузе. Основные преимущества применения цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Преимущества применения цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку

студентов технического вуза

Следует отметить, что именно сейчас перед преподавателями вузов открыты новые возможности на пути совершенствования методов обучения иностранному языку. В связи с этим так важно начать новый этап образования, обновив научную литературу, методики и технологии обучения и совершить образовательную революцию, столь необходимую в современном мире возможностей и технологий. По мнению

И.В. Батуновой, дополнительные ресурсы должны содержать «... систематизированные учебные материалы по лингвострановедческой тематике, культуре общения, способствующие

разнообразить коммуникативные навыки всесторонне развитых специалистов» [2, а25-26].

Деятельность преподавателя заключается не просто в правильном построении занятия, но и в непрерывном совершенствовании своих

профессиональных навыков, поскольку эффективность процесса обучения иностранному языку и мотивация студентов напрямую зависят от преподавателя [3, а12]. Таким образом, основной задачей преподавателя является не просто использовать технологии для облегчения учебного процесса, но с определенной целью, например для более подробного изучения определенной темы, понимания или усвоения материала, тогда использование таких технологий будет оправданно и улучшит прогресс студентов. Также применение цифровых технологий даст возможность увеличить столь незначительные часы, отведенные на изучение иностранного языка, поскольку возможно отдать часть работы с ресурсами на самостоятельную проработку.

Рекомендации по успешному внедрению технологий. Обзор научной литературы и личный опыт преподавания с использованием цифровых технологий позволяет автору предложить следующие рекомендации по внедрению цифровых технологий в учебный процесс:

1. Преподаватели должны претворить в жизнь технологический план, который предусматривает стратегии интеграции.

2. Технологический план должен быть согласован с учебными стандартами. Преподаватели должны знать, какой образовательный подход является наиболее эффективным при внедрении технологий на занятиях.

3. Следует специально предусмотреть повышение квалификации, чтобы обеспечить обучение студентов и изменить отношение к технологиям преподавателей, которые не знакомы с теми преимуществами, которые предоставляют цифровые технологии. Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью не только повседневной жизни, но и учебной деятельности. Посредством цифровых технологий навыки передаются обучающимся.

4. Преподаватели, ведущие занятия по иностранному языку, должны побуждать студентов использовать технологии для развития языковых навыков.

5. Университеты должны рассматривать цифровые технологии как важную часть программ преподавания и обучения.

6. Специалисты в области цифровых технологий должны оказывать дополнительную помощь преподавателям, которые используют их во время проведения занятий по иностранному языку. Для преподавателей следует проводить обучающие занятия, где их будут учить, как использовать технологии и эффективно преподавать с их помощью. Также

преподавателям следует обращаться за советом к коллегам, которые могут им помочь разработать занятия с применением современных цифровых технологий. Преподаватели должны быть примером для своих студентов в области применения цифровых технологий, а также поощрять их использовать технологии для повышения своих языковых способностей и навыков.

7. Преподаватели должны создавать учебные материалы для ведения занятий с использованием цифровых технологий. Эти материалы должны относиться к преподаванию и обучению, а не просто к вопросам внедрения технологий.

8. Преподаватели должны искать способы, с помощью которых технологии помогут изменить учебный процесс и сделать его ориентированным на обучающегося в противоположность обучению, ориентированному на преподавателя. Преподаватели должны осознавать свою роль в качестве ведущих и помощников в обучении своих студентов.

Результаты исследования. Результаты данного исследования показали, что цифровые технологии позволяют создать взаимодействие между преподавателями и студентами, делают понятным получение информации и ее воспроизведение, помогают обучающимся развивать мышление, делают обучение и преподавание более ориентированным на обучающихся, способствуют их

самостоятельности, помогают им чувствовать себя более уверенно и повышают мотивацию обучающихся к эффективному изучению иностранного языка. Однако, наличие цифровых технологий не гарантирует качество преподавания и обучения. Следует убедить преподавателей в их полезности и доказать им преимущества использования цифровых технологий для улучшения обучения студентов. Это означает, что преподавателям требуются поддержка и дополнительное обучение, чтобы они могли интегрировать цифровые технологии в процесс обучения языку. Исследование показало, что при правильном использовании цифровых технологий они могут дать множество преимуществ как преподавателям, так и обучающимся. Это ресурс, которым могут пользоваться студенты, потому что он помогает им решать свои учебные задачи и находить способы более эффективно и осмысленно применять полученные знания. Кроме того, обзор научной литературы дал возможность предложить рекомендации по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.

Заключение. На основании анализа учебной литературы и методов обучения в современных вузах, можно определить основные слабые места обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Во-первых, недостаточное количество, выделяемого на иностранный язык времени, приводит к низким результатам знаний студентов и ограничивает возможности комплексного обучения, то есть преподаватель вынужден жертвовать определенными видами деятельности, чтобы объяснить необходимую техническую лексику. В связи с этим навыки говорения и слушания иностранного языка не развиваются и могут препятствовать дальнейшему

профессиональному росту.

Во-вторых, нельзя забывать про устаревший грамматико-переводной метод обучения, который не может заинтересовать студентов и способствовать стремительному прогрессу в осваивании иностранного языка.

На данный момент все преподаватели должны строить свою работу с учетом реальных потребностей, мотивации и способностей студентов. Если студенты не будут понимать смысл в получаемой информации и видеть свой прогресс, то обучение теряет свою основную функцию. Следовательно, преподаватели должны развиваться профессионально и создавать условия для практического овладения языком. Использование цифровых технологий играет ключевую роль в освоении языка обучающимися в своем собственном темпе, способствует их самопознанию, не препятствует взаимодействию с преподавателем и создает у них высокую мотивацию для эффективного освоения языковыми навыками, что способствует развитию

творческих способностей студентов, а также предоставляет им интересные, захватывающие альтернативные способы изучения языка.

Учитывая технический прогресс,

неудивительно, что университеты начинают использовать цифровые технологии, однако это явление происходит медленно, в сравнении с западными вузами. В отличие от традиционных методов, где преподаватель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения обучающийся сам выбирает медийные средства и самостоятельно обучается. Использование на занятии цифровых технологий помогает заинтересовывать студентов, способствует лучшему запоминанию информации и дает возможность получать представления о стране, ее жителях и традициях.

Подводя итог, можно определить, что разработка инновационных методов обучения иностранному языку в техническом вузе с применением цифровых технологий является приоритетным направлением в современных лингвистической и методической науках и требует дальнейшего изучения, ведь благодаря современным методам студенты имеют колоссальные возможности для быстрого прогресса в изучении языка. Также следует подчеркнуть, что использование цифровых технологий играет ключевую роль в разработке данного метода, так как с помощью цифровых технологий студенты могут осваивать язык в своем собственном темпе. Цифровые технологии способствуют самопознанию студентов, помогают взаимодействовать с преподавателем и создают высокую мотивацию к изучению и освоению иностранного языка.

Литература:

1. Архипова Е.И. Иноязычная коммуникативная компетенция как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки магистров неязыковых направлений / Е.И. Архипова // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2015. - Т. 18. - № 4. - С. 103-107.

2. Батунова И.В., Жавнер Т.В., Лобынева Е.И., Николаева А.Ю. Современный подход к обучению иностранному языку студентов технического вуза [Электронный ресурс] / И.В. Батунова, Т.В. Жавнер, Е.И. Лобынева, А.Ю. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - Vol. 9. - N° 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza

3. Батунова И.В., Лобынева Е.И., Николаева А.Ю. Применение эффективных методов обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковых (технических) вузах [Электронный ресурс] / И.В

Батунова, Е.И. Лобынева, А.Ю. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал. -2018. - N° 1(67). - Ч. 4. - Режим доступа: https://research-journal.org/ pedagogy/primenenie-effektivnyx-metodov-obucheniya-na-zanyatiyaxpo-inostlannomu-yazyku-v-neyazykoyyx-texnicheskix-vuzax

4. Гниненко А.В. Опыт решения проблем профессионально ориентированного обучения студентов иностранному языку в неязыковом (техническом) вузе с использованием инновационных

технологий [Электронный ресурс] / А.В. Гниненко //

Известия МГТУ. - 2012. - № 2. - Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problem-

professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-

inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-tehnicheskom-

vuze-s

5. Любанец И.И., Копытич И.Г., Шило Е.В. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] / И.И. Любанец, И.Г. Копытич, Е.В. Шило // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam

6. Максимова Э.В., Ишмурадова А.М., Калашникова М.Р., Рысева Ю.В. Реализация условий формирования коммуникативной компетенции студентов в процессе изучения иностранных языков в техническом вузе [Электронный ресурс] / Э.В. Максимова, А.М. Ишмурадова, М.Р. Калашникова, Ю.В. Рысева // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2015. - № 3(47). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-usloviy-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-v-protsesse-izucheniya-inostrannyh-yazykov-v-tehnicheskom/viewer

7. Москалева И.С. Языковая подготовка в неязыковом вузе / И.С. Москалева // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. - Барнаул, Алтайский государственный университет, 2018. - № 7. - С. 30-38.

1. Arhipova E.I. Foreign language communicative competence as an integral component of professional training of masters in non-linguistic fields / E.I. Arhipova // Bulletin of Kalashnikov Izhevsk State Technical University. - 2015. - Vol. 18. - № 4. - P. 103-107.

2. Batunova I.V., Zhavner T.V., Lobyneva E.I., Nikolaeva A.Yu. A modern approach to teaching a foreign language to technical students [Electronic resource] / I.V. Batunova, T.V. Zhavner, E.I. Lobyneva, A.Yu Nikolaeva // Russian Journal of Education and Psychology - 2018. - Vol. 9. - № 9. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podhod-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza

3. Batunova I.V., Lobyneva E.I., Nikolaeva A.Yu. The use of effective teaching methods in the classroom of a foreign language in non-linguistic (technical) universities [Electronic resource] / I.V. Batunova, E.I. Lobyneva, A.Yu Nikolaeva // International research journal. - 2018. - № 1(67). - Part 4. - Access mode: https://research-journal.org/ pedagogy/primenenie-effektivnyx-metodov-obucheniya-na-zanyatiyaxpo-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovyx-texnicheskix-vuzax

4. Gninenko A.V. Experience in solving problems of professionally focused teaching of a foreign language to students at a non-linguistic (technical) university using

8. Пашутина Е.Н., Кухтина Я.В. Информационные технологии в повышении качества языкового образования студентов технических вузов [Электронный ресурс] / Е.И. Пашутина, Я.В. Кухтина // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/informatsionnye-tehnologii-v-povyshenii-kachestva-yazykovogo-obrazovaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov

9. Рысева Ю.В. Реализация идей проблемного обучения в вузе на уроках английского языка. Проблемное обучение в современном мире / Ю.В. Рысева // VI Международные Махмутовские чтения // Сборник трудов конференции. Елабуга, 12 - 14 апреля 2016 г. - Елабуга: Изд-во: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский филиал, 2016. -С. 444-450.

10. Рябцева Н.К. Новые коммуникативные тенденции в современной культуре и инновации в области преподавания иностранного языка / Н.К. Рябцева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: периодический сборник статей. -М.: Институт языкознания РАН, 2016. - № 8. - С. 557.

11. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика / С.В. Титова. - М.: Эдитус, 2017. - 248 с.

12. Asabere N., Togo G., Acakpovi A., Torgby W., Ampadu K. AIDS: An ICT model for integrating teaching, learning and research in Technical University Education in Ghana // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). - Vol. 13. - Issue 3. - 2017. - P. 162-183.

innovative technologies [Electronic resource] / A.V. Gninenko // News of BMSTU. - 2012. - № 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problem-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-tehnicheskom-vuze-s

5. Lyubanecz I.I., Kopytich I.G., Shilo E.V. Use of online educational resources in the process of teaching foreign languages [Electronic resource] / I.I. Lyubanecz, I.G. Kopytich, E.V. Shilo // Bulletin of Doneczk Pedagogical Institute. - 2018. - № 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protsesse-obucheniya-inostrannym-yazykam

6. Maksimova A.V., Ishmuradova A.M., Kalashnikova M.R., Ryseva Yu.V. [Electronic resource] / A.V. Maksimova, A.M. Ishmuradova, M.R. Kalashnikova, Yu.V. Ryseva // Contemporary studies of social problems: electronic scientific journal. - 2015. - № 3(47). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-usloviy-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-v-protsesse-izucheniya-inostrannyh-yazykov-v-tehnicheskom/viewer

7. Moskaleva I.S. Language training at a non-language university / I.S. Moskaleva // Modern research in the field of

teaching foreign languages at a non-linguistic university. -Barnaul, Altai State University, 2018. - № 7. - P. 30-38.

8. Pashutina E.N., Kuhtina Ya.V. Information technologies in improving the quality of language education of technical students [Electronic resource] / E.N. Pashutina, Ya.V. Kuhtina // Pedagogical education in Russia. - 2020. -№ 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-povyshenii-kachestva-yazykovogo-obrazovaniya-studentov-tehnicheskih-vuzov

9. Ryseva Yu.V. Implementation of the ideas of problem-based learning at the university in English lessons. Problem-based learning in the modern world / Yu.V. Ryseva // VI International Makhmutov Readings // Materials of the conference. Elabuga, April 12 - 14, 2016. - P. 444-450.

10. Ryabceva N.K. New communication trends in modern culture and innovations in the field of teaching a foreign language / N.K. Ryabceva // Linguistics and methods of teaching foreign languages: a periodical collection of articles. - M.: Institute of Linguistics Russian Academy of Science, 2016. - № 8. - P. 557.

11. Titova S.V. Digital technologies in language teaching: theory and practice / S.V. Titova. - M.: Editus, 2017. - 248 p.

12. Asabere N., Togo G., Acakpovi A., Torgby W., Ampadu K. AIDS: An ICT model for integrating teaching, learning and research in Technical University Education in Ghana // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). - Vol. 13. - Issue 3. - 2017. - P. 162-183.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Яруллина Жанна Анатольевна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков Национального Исследовательского Университета «МЭИ», e-mail: zhannaenglish@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.