Научная статья на тему 'Потенциал по созданию точек роста мегаполиса в условиях пространственной интеграции территорий'

Потенциал по созданию точек роста мегаполиса в условиях пространственной интеграции территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ТОЧКИ РОСТА / МЕГАПОЛИС / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ / СУБСИДИИ / СОГЛАШЕНИЕ / СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Кривцова Марина Константиновна

В данной работе рассматривается вопрос создания точек роста мегаполиса в условиях пространственной интеграцией территорий. С этой целью в статье предлагается формирование двенадцати кластеров, где также проводится их детальная характеристика. В заключении авторы приводят различные сценарии возможного развития города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL REGARDING THE CREATION OF GROWTH POINTS OF THE MEGALOPOLIS IN THE CONDITIONS OF SPATIAL INTEGRATION OF TERRITORIES

In this work the question of creation of growth points of the megalopolis in the conditions of spatial integration of territories is considered. For this purpose in the article the formation of twelve clusters with the detailed characteristic is also presented. The authors provide various scenarios of possible development of the city of Moscow in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Потенциал по созданию точек роста мегаполиса в условиях пространственной интеграции территорий»

УДК 332.1

ПОТЕНЦИАЛ ПО СОЗДАНИЮ ТОЧЕК РОСТА МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос создания точек роста мегаполиса в условиях пространственной интеграцией территорий. С этой целью в статье предлагается формирование двенадцати кластеров, где также проводится их детальная характеристика. В заключении авторы приводят различные сценарии возможного развития города Москвы.

Ключевые слова: кластеры, точки роста, мегаполис, Концепция развития новых территорий, субсидии, Соглашение, сценарий развития.

THE POTENTIAL REGARDING THE CREATION OF GROWTH POINTS OF THE MEGALOPOLIS IN THE CONDITIONS OF SPATIAL INTEGRATION OF TERRITORIES

Abstract. In this work the question of creation of growth points of the megalopolis in the conditions of spatial integration of territories is considered. For this purpose in the article the formation of twelve clusters with the detailed characteristic is also presented. The authors provide various scenarios of possible development of the city of Moscow in the conclusion.

Keywords: Clusters, growth points, megalopolis, concept of development of new territories, subsidies, Agreement, development scenario.

Для обеспечения полицентрического развития столицы на новой территории необходимо создание «новых центров притяжения», так называемых точек роста. Согласно новому градостроительному плану новые присоединенные территории в первую очередь должны обеспечить население рабочими местами. Предполагается, что будет построено 100 млн. м2 и создано примерно 1 млн. рабочих мест. Для того чтобы это реализовать необходимо создание примерно 12 социально-деловых кластеров.

Основной принцип при развитии этих кластеров - это территории вокруг населенных пунктов и близость к транспортным магистралям. В состав 12 кластеров войдут:

1. многофункциональный административно-деловой кластер в Коммунарке;

2. аэрополис Внуково;

3. технопарк «Румянцево»;

4. многофункциональный кластер «Мосрентген» (торговля, гостиницы, офисы, производство);

5. образовательный кластер;

6. историко-рекреационный комплекс;

7. инновационно-научный центр «Троицк»;

8. медицинский кластер;

9. логистический кластер «Киевский»;

10. агропроизводственный кластер «Кленово»;

11. кластер «Вороново»;

12. агрорайон «Рогово».

Хорошим примером формирования и развития точки роста является технопарк «Румянцево». Территория технопарка расположена по обе стороны от Киевского шоссе, их общая площать около 190 га. Инвесторы планируют построить 1,5 млн. м2 недвижимости (торговые, складские, производственные помещения, административно-деловые помещения и т.д.). Все это позволит создать 105 866 рабочих мест [7].

Еще одним примером удачной точки роста является развитие территории Внуково. На базе этого авиационного кластера планируется создать и реализовать проект «Аэрополис». Это крупнейший для Московского региона комплекс отдыха и спорта. Его

© Бутова Т.В., Кривцова М.К., 2014

Т.В. Бутова М.К. Кривцова

Tatiana Butova Marina Krivtsova

могут посещать как жители столицы и Московской области, так и гости столицы, поскольку комплекс будет расположен вблизи аэропорта. Реализация данного проекта позволит обеспечить жителей района объектами социальной инфраструктуры, а также создать около 1500 перспективных рабочих мест.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поддержке Сбербанка и Минэкономразвития России разработала Концепцию развития новых территорий (рис. 1).

Рис. 1. Принципы, на которых основывается Концепция развития новых территорий [5]

Качество жизни вбирает в себя такие показатели как качество жилья, социальной, транспортной, рекреационной инфраструктуры, наличие возможностей для досуга и трудоустройства рядом с местом жительства, экологическая обстановка и т.д. Необходимо планировать территорию с учетом потребностей Новой Москвы и непосредственно жителей. Представляется возможным использование Infill архитектуры и prefab-технологий для оживления существующих объектов недвижимости. Prefab-технология представляет собой изготовление домов каркасно-модульного типа, которые состоят из отдельных модулей и собираются на месте в полноценный дом.

Опора России предлагает четыре основных инструмента развития в рамках разработанной Концепции, создавая три новых центра «притяжения». К ним относятся такие поселения как Новофедоровское и Киевский; Первомайское, Троицк, Десеновское, Внуковское и Коммунарка; Краснопахорское, Щаповское и Кленовское.

1) Планирование территории. Проблему транспортной системы нельзя решить только строительством новых дорог. Существует идея реализации программ доступного и привлекательного арендного жилья в центре города, а также создания новых рабочих мест в периферии для снижения маятниковой миграции населения. На первый взгляд идея проста, но для ее реализации необходимы, во-первых, материальная база и, во-вторых, переосмысление стиля жизни. Не думаю, что многие согласятся снимать квартиры и дома и переезжать поближе к месту работы. Также предлагается внедрение специальной Интернет-среды Crowd Thinking, которая бы, имея на входе потребности населения в потреблении и производстве, на выходе дала бы новые идеи, продукты, бизнесы. Иными словами, способствовала бы развитию территории, оптимально отражающей запросы потребителей.

2) Культивация бизнеса. Работая совместно со Сбербанком России, данная организация предлагает ряд услуг для будущих предпринимателей. К примеру, разработаны современные образовательные программы, имеется широкий ассортимент готовых бизнес решений, включающий имущественный комплекс, пакет необходимой документации, договорная база, контакты с поставщиками и подрядчиками. Помимо готовых бизнесов, Сбербанк и Минэкономразвития оказывают финансовую поддержку проекта, предоставляя специальный кредитный продукт и субсидии. Существует также идея внедрения Crowd Thinking для развития существующих и создания новых бизнес решений.

3) Рrefab-технология. Она представляет собой каркасно-модульное строительство домов, которые собираются прямо на месте. Так называемая «живая» архитектура способствует сокращению сроков строительства новых объектов, быстрому изменению объектов недвижимости, а также оживлению неэффективно используемых объектов без полного редевелопмента. Более того, данная технология позволяет осуществлять строительство в местах непригодных для полномасштабных строительных работ, а также сокращать инвестиционные издержки.

4) Новые подходы к управлению. Нужно отметить, что развитие старых и новых территорий не может осуществляться раздельно. Оно находится во взаимосвязи. Организация «Опора России» отмечает, что необходимо создание новых конкурирующих центров, которые могут стать альтернативой старому. Конечно, конкуренция новых центров со старым не будет легкой, поскольку территория Москвы в пределах МКАД и Садового кольца уже представляет собой устоявшийся бренд, подразумевающий концентрацию финансовых потоков, бизнеса, рабочей силы и пр. Подобного рода конкуренция на уровне территорий предполагает переосмысление стимулов для местных властей, профессиональную команду менеджеров для каждого из новых центров, а также разработку программ развития и поддержки предпринимательства [2, с. 89].

Необходимо также отметить, что присоединение к Москве для некоторых поселений стало экономически выгодным, поскольку их бюджетам из московского бюджета выделяются субсидии на софинансирование расходов, которые возникают в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Субсидии предоставляются префектурой ТиНАО согласно Постановлению Правительства Москвы от 24 декабря 2013 г. .№878-1III «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в процессе реализации указанными внутригородскими муниципальными образованиями мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, и распределения указанных субсидий бюджетам городских округов и поселений». Размеры субсидий и направления расходования определяются заранее и закладываются в бюджет города Москвы.

Существует пять основных направлений расходования бюджетных средств. Это капитальный ремонт многоквартирных домов, благоустройство территории жилой застройки, ремонт, содержание и разметка объектов дорожного хозяйства. Чтобы получить субсидию администрации муниципального образования необходимо направить заявку с необходимым пакетом документов в префектуру (рис. 2).

Рассмотрение заявок проходит, как правило, два этапа. Сначала заявка и титульный список объектов должны пройти проверку в отделе Жилищно-коммунального хозяйства на предмет соответствия объемов выполняемых работ, указанных в титуле и муниципальном контракте. После этого полный пакет документов переходит к отделу Управление экономики и перспективного развития. В его задачу входит сверка объемов выполняемых работ, а также предоставление необходимых денежных средств.

Доказательством получения субсидии является Соглашение на предоставление субсидии из бюджета города Москвы бюджетам городских поселений и округов. Оно представляет собой документ, содержащий в себе предмет Соглашения, условия и порядок предоставления субсидии, права и обязанности сторон, основания и порядок приостановления перечисления субсидии, ответственность сторон, срок действия Соглашения, порядок рассмотрения споров, заключительные положении, а также адреса, реквизиты и подписи сторон. В Соглашении прописывается график предоставления субсидии (указываются сроки и сумма субсидии).

Важным элементом Соглашения являются отчет об осуществлении расходов бюджета того или иного муниципального образования и отчет о степени достижения заявленных целевых показателей использования субсидии в процессе реализации указанных муниципальным образованием мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Соглашение также включает в себя порядок оценки эффективности использования субсидии. Она проводится непосредственно Префектурой ТиНАО. Для этого муниципальное образование должно ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направлять в Префектуру отчет о степени достижения заявленных целевых

показателей использования субсидии. Чтобы определить эффективность использования субсидии необходимо сопоставить степень достижения целевых показателей с размером фактического финансирования расходов из бюджета города Москвы. Для оценки запланированных результатов нужно сопоставить фактически достигнутые целевые значения с их плановыми значениями.

Необходимые документы для заявки на получение субсидии администрации муниципального образования

-> -> -> -> -> -> С \ а) Решение органа местного самоуправления муниципального образования, которое устанавливает расходное обязательство. Именно на него и предоставляется субсидия. Сюда входят соответствующие перечни мероприятий или муниципальные программы.

б) Выписка из решения органа местного самоуправления о бюджете, которая должна подтверждать наличие бюджетных ассигнований в области ЖКХ и благоустройства по различным направлениям, предусмотренным в заявке.

-ч в) Расчет общей потребности в финансировании расходов муниципального образования по направлениям, прописанным в заявке. Здесь указывается сумма самой субсидии и средства местного бюджета.

г) Расчет (обоснование) запрашиваемого размера субсидий с приложением документов, которые отражают оправданность затрат на реализацию мероприятий.

д) Документы, которые отражают техническое состояние жилищного фонда, объектов дорожного хозяйства и благоустройства. Сюда включаются технические задания, дефектные акты и т.д.^^^^^^^^^^^Н

Г Л е) Копия решения муниципального образования о создании муниципального дорожного фонда. Отражается порядок его формирования и использования. Данный документ необходим только при оформлении заявки на предоставление субсидии на ремонт и содержание объектов дорожного хозяйства.^^^^^^^^^^Н

-> / \ ж) Документы, которые подтверждают принятые муниципальным образованием меры по обеспечению сохранности объектов жилищного фонда и приведению их в технически исправное состояние, по ремонту и содержанию объектов дорожного хозяйства, по благоустройству территории жилой застройки. к А

Рис. 2. Необходимые документы для заявки на получение субсидии администрации

муниципального образования

Можно вывести формулу для оценки эффективности использования субсидии:

Оэф = Одцп / Офс, где

Одцп - оценка достижения целевых показателей;

Офс - оценка фактического софинансирования из бюджета города Москвы [6, с. 26].

Из формулы видно, что чем больше будет уровень достижения целевых показателей и чем меньше уровень фактического софинансирования из московского бюджета, тем выше будет оценка эффективности использования субсидии (рис. 3).

В силу особого положения Москва позиционируется как столица, как самостоятельный субъект Российской Федерации и как ядро Московской агломерации (рис. 4). Эти функции задают разные уровни рассмотрения Москвы: на национальном,

региональном и местном уровнях. Национальный уровень предполагает развитие Москвы как мирового города, который станет центром притяжения инвестиций, развития экономики знаний и высокотехнологичных услуг. Региональный уровень предполагает развитие Москвы как ядра Московской агломерации, который обеспечит региональные взаимосвязи, бесперебойность работы инфраструктуры, снижение социальной дифференциации. Местный уровень предполагает развитие Москвы как комфортной городской среды, обеспечивающей удобное проживание жителей столицы [2, с. 115].

Рис. 3. Оценка эффективности использования субсидии

Представляет собой

совокупность городских и сельских поселении, объединенных различными хозяйственными, трудовыми, культурными и иными взаимосвязями. Присоединенные территории являются ' дополнительным стратегическим ресурсом, который сможет обеспечить качественно новый уровень городского развития.

Рис. 4. Сущность Московской агломерации

Сценарии возможного развития Москвы основываются на данных официальных прогнозов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и параметров утвержденных бюджетов. Выбор того или иного сценария объясняет ключевые приоритеты и направления политики на среднесрочный (к 2016 г.) и долгосрочный периоды (к 2025 г.).

Инерционный сценарий. Характерной чертой данного сценария является сохранение основных тенденций последних десятилетий и лишь частичное изменение некоторых механизмов, которые обеспечивают сохранение конкурентных преимуществ Москвы: столичный статус, высокая концентрация финансовых, трудовых ресурсов, высокий уровень жизни населения по сравнению с общероссийским.

Реализация инерционного сценария обеспечит повышение уровня жизни населения за счет роста доходов занятых в сфере обрабатывающей промышленности, строительстве, оптовой и розничной торговле и т.д. Основой экспорта будут являться топливно-энергетические ресурсы (85,2% в 2016 г. и 75% в 2025 г.) [1]. Доля интеллектуальных услуг в ВРП увеличится несущественно (с 13,9% до 16%), а доля доходов населения от предпринимательской деятельности останется ниже 7%. Иными словами, данный сценарий не приведет к качественным изменениям развития города. Экономическое развитие города не приведет к качественному изменению городской среды и повышению уровня жизни горожан, а, следовательно, не обеспечит столице укрепление позиций на глобальном уровне. Более того, экстенсивное расширение экономики посредством традиционных отраслей сохранит высокий спрос на низкоквалифицированный труд иммигрантов, будет сохраняться высокая дифференциация доходов и качества жизни. Неэффективное использование территории и недостаток инвестиций в инфраструктуру повысят нагрузку на городскую среду, ухудшат деловой и инвестиционный климат.

«Москва - глобальный город». Данный сценарий предполагает, что вся городская политика будет направлена на глобальную конкуренцию в постиндустриальной фазе. Главным стимулом развития здесь является качество среды. Политика Правительства Москвы будет направлена на повышение качества четырех стратегических ресурсов города: экономический потенциал, человеческие ресурсы, территория и возможности городского управления. Он будет способствовать развитию качества городской среды, а в экономической политике будет сделан акцент на тех отраслях и кластерах, которые смогут стать «локомотивами» для развития городского хозяйства.

По экспертным оценкам процесс развития города будет сопровождаться сокращением доли обрабатывающей промышленности до 6,5-7% за счет отказа от убыточных, экологически-грязных производств. Инерционный сценарий предполагает снижение до 12,7%. Около 17% ВРП будет принадлежать торговле, причем розничной. Повысится доля интеллектуальных услуг с 18,5% до 36,5%. Также вырастут доходы от предпринимательской деятельности до 7,5%, и увеличится доля образования и здравоохранения с 4-5% до 5,5%.

Чтобы реализовать данный сценарий необходимо усиление городской политики по нескольким направлениям. Во-первых, переориентация экономической и промышленной политики на технологические кластеры. Это и стимулирование таких отраслей как аэрокосмос, энергетика, биофрмацевтика и другие, а также достройка инновационной системы в ее наиболее востребованных элементах (инжиниринг, финансовые и деловые услуги). Во-вторых, поддержка таких отраслей, которые оказывают непосредственное прямое или косвенное воздействие на качество городских сервисов и уровень человеческого развития: образование, здравоохранение, деловые и финансовые услуги, культура, туризм и т.д. В-третьих, развитие системы мер, направленной на повышение качества основных инфраструктур и пространственной организации города. Приоритетным должны стать повышение качества коммунального хозяйства, решение транспортной проблемы и т.д. [3, с. 54].

Многие европейские мировые города-лидеры прошли в своем развитии три последовательных этапа от «города промышленно-индустриального к городу бизнеса и далее к городу для жизни». Иными словами, это переход от экономики производства товаров и услуг к «экономике впечатлений». Особое положение Москвы в условиях мировой конкуренции заключается в том, что переход к городу бизнеса и городу жизни должен пройти в сжатые временные сроки. Направление «город для бизнеса» предполагает модернизацию деловой институциональной среды, вклад в бизнес инфраструктуры и меры по стимулированию приоритетных отраслей и кластеров. Направление «город для жизни» предполагает, что все усилия должны быть направлены на улучшение качества среды -экологии, безопасности, создания точек роста.

Несмотря на определенные различия, в обоих вариантах развития Москвы на первом этапе необходимо предпринять комплекс мер, направленный на снятие институциональны и

инфраструктурных барьеров [4, с. 17]. Этот комплекс мер включает в себя повышение качества работы социальных служб и сервисов города, реконструкция городского центра, связанная с выносом части рабочих мест за пределы городского ядра, реализация мер по «интернационализации» Москвы как мирового города, создавая международно-привлекательные кластеры образования, здравоохранения, туризма.

Таким образом, главным отличием сценария Москва - глобальный город» от инерционного сценария развития является направленность первого на рациональное использование основных ресурсов города и создание новых источников роста. Он также предполагает, что произойдет отказ от технократического отношения к городу как к месту генерации доходов. Главным станет повышение качества среды, повышение уровня жизни населения, повышение доли технологичных секторов в экономике. Изменение структуры экономики будет сопровождаться увеличением спроса на квалифицированный труд, следовательно, необходимым условием эффективного использования трудовых ресурсов станет увеличение инвестиций в человеческий капитал.

Согласно Стратегии, к 2025 году Москва должна стать мировым городом, входящим в двадцатку лучших городов мира по экономическим возможностям и качеству жизни населения. Это город сбалансированного и гармоничного развития, экономический потенциал которого станет основой и ресурсом для высокого качества среды.

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года.

2. Глобальный город: теория и реальность // под ред. Н.А. Слуки. - М.: ООО «Аванглион»,

2012.

3. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. - М., 2007.

4. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. - М., 2014.

5. Развитие территории «Новой Москвы» [Электр. ресурс]: file:///C:/Users/Downloads/

conc.pdf.

6. Семкина О.С., Рождественская И.А., Кабалинский А.И. Государственные программы как инструмент совершенствования государственного управления для повышения эффективности бюджетных расходов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7. - С. 201-207.

7. 12 точек роста «Новой Москвы» [Электр. ресурс]: http://stroi.mos.ru/12-tochek-rosta-novoi-

moskvy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.