ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СТРАТЕГИИ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Чеснокова Н.В., к.э.н., соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУВПО «Поволжский государственный
технологический университет»
Рассмотрена концепция стратегии социально-экономического развития на примере конкретного региона, обоснованы принципы и сценарии его перспективного развития. Приведен анализ фактического положения, обусловленного текущей бюджетной политикой за прошедший отчетный период. Приведены приоритетные направления региональной бюджетной политики и сопутствующие ее реализации риски.
Ключевые слова: бюджетная стратегия, регион, социально-экономическое развитие, факторы, сценарии, государственная поддержка.
THE PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE BUDGET STRATEGY OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
Chesnokova N., Ph.D., the applicant of accounting and auditing chair, FGBOU VPO «Volga State Technological University»
The concept of socio-economic development on the example of a particular region, substantiated principles and scenarios for its future development. The analysis of the actual situation arising from the current fiscal policy over the last reporting period.Presented the priorities of the regional budget policy and related implementation risks.
Keywords: budget strategy, region, socio-economic development factors, scenarios, state support.
менение принципов, наиболее значимыми из которых следует выделить:
- «принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающей комплекс стратегических целей развития;
- принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;
- принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития республики как субъекта Российской Федерации;
- принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов Республики Марий Эл с учетом возможных изменений условий;
- принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;
- принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми субъектами социально-экономических процессов республики относительно стратегических целей и приоритетов развития и др. (принцип легитимности, принцип демократичности, принцип первого лица и др.)»2 .
Конечной целью реализации стратегии обозначен рост благосостояния населения республики. Думается, что реалии
Прогнозирование и планирование доходов региональных бюджетов обусловлено долгосрочной бюджетной стратегией, которую регионы разрабатывают в соответствии со своими ресурсными возможностями и концептуальными проектами развития экономики.
Долгосрочная бюджетная стратегия регионов нормативно обеспечивается положениями Бюджетных посланий Президента РФ о бюджетной и налоговой политиках, программными документами правительств РФ и регионов. Разработка долгосрочных бюджетных стратегий должна учитывать достигнутое состояние экономики в регионе, прогнозов социально-экономического развития. В исследуемой Республике Марий Эл долгосрочная бюджетная стратегия основывается на стратегии долгосрочного социальноэкономического развития республики, которая была разработана в соответствии с поручением президента РМЭ на период 2008-2025 годы1 . Эта стратегия конкретизирует различные варианты развития республики, определяет возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения этих целей. Концепцию стратегии социально-экономического развития определяют взаимосвязь и взаимообусловленность целей, приоритетов, ограничений экономического и социального развития республики, общие экономические условия функционирования субъектов хозяйствования, в совокупности обеспечивающие потенциал экономического и социального развития региона.
Реализация концепции предусматривает гармоничное при-
Основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 гола
V. Формирование точек роста и
I. Развитие ин- II. Разви- III. Повы- ІУ.Разв зон опережающего развития
фраструктуры: тие рес- шение кон- итие республики:
1 - дорожной сети; публи- курентоспо- малого 1 - зоны интенсификации про-
2 - электроэнерге- канской собности пред- мы тленности;
тики; иннова- отраслей прини- 2 - зоны активизации шропро-
3 - оптоволокон- ционной промыш- матель- мышленной деятельности;
ной связи. системы ленности ства 3 - зоны активизации туристско-
рекреацноннои деятельности
VI. Реализация национальных проектов, направленных на улучшение качества жизни людей и социальную обеспеченность: развитие здравоохранения, образования, решение жнлишных проблем, поддержка сельского хозяйства и др.
Рис. 1.Основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года
1 Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214. http://gov.mari.ru/rep/strategy/
2 Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214. http://gov.mari.ru/rep/strategy/
экономического развития государства в целом, его бюджетной и межбюджетной политик должны выдвигать на ключевые позиции цель устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования конкурентной экономики при соблюдении соответствующих социальных и экологических требований. Структура реализуемой в Республике Марий Эл стратегии долгосрочного социально-экономического развития республики как основополагающего документа включает следующие основные направления и приоритеты (рис. 1).
Величину валового регионального продукта в результате реализации указанных на рисунке направлений социально-экономического развития планируется увеличить к 2025 году в 5,1 раза по сравнению с 2006 годом3 . Реальное достижение указанного показателя зависит от множества факторов, в том числе и от реализуемых вариантов (сценариев) долгосрочного социально-экономического развития. Основными сценариями перспективного развития Республики Марий Эл рассматриваются три:
Сценарий 1. Инерционный вариант, предполагающий преимущественное развитие существующих в республике производств и инфраструктуры.
Сценарий 2. Институциональный вариант, обеспечивающий формирования благоприятного предпринимательского климата и ускоренное развитие малого бизнеса.
Сценарий 3. Инновационный вариант, требующий разработки и внедрения в хозяйственную практику новых технологий, ускоренного перехода на наукоёмкую продукцию. Каждый из вариантов предполагает использование существующих возможностей, имеет свои преимущества и недостатки применительно к региональной специфике. Заметим, что исследуемый регион - Республика Марий Эл имеет объективное отставание от ряда регионов Российской Федерации, обусловленное множеством факторов. С учетом таких факторов характеристика региона представлена в экономической литературе следующим образом4 (табл. 1).
Анализ влияния вышеперечисленных факторов на финансовую результативность экономических процессов в регионе объясняют уровни ежегодного исполнения консолидированного бюджета республики. Нижеприведенный анализ исполнения консолидированного бюджета РМЭ за 2012 год, опубликованный в журнале «Инновационное развитие экономики»6 , объясняет причины некоторого отставания отдельных индикаторов развития и раскрывает возможности региона на будущие периоды.
На фоне весьма благоприятной экономической ситуации в стране перед ее субъектами остается еще масса нерешенных задач. Субъекты Приволжского федерального округа отличаются по своему уровню экономического развития, на который оказывает влияние не только общеэкономические и политические факторы,
Таблица 1. Характеристика региональных особенностей Республики Марий Эл (РМЭ), составленная на основании статистического сборника «Россия в цифрах. 2010»5 и Аналитической справки Управления федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл за 2011 год
Критерии характеристики Основное содержание
1 2
1. Основные социальноэкономические показатели РМЭ Площадь территории республики составляет 23,4 тыс. км'; численность работающего населения в республике на начало 2012 года - 203,4 тыс. чел., при этом в некоторых секторах экономики наблюдается рост числа работающих: в обрабатывающих производствах, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве и др., и снижение в сельском хозяйстве, транспорте и др. Среднемесячная начисленная заработная плата в республике на 1 работника в 2011 году составила 14,8 тыс. руб. Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах) в 2010 году составил 67,5 млрд. руб., в 2011 году -На территории республики выделено 14 муниципальных районов, 3 городских округа, 16 городских поселений и 140 сельских поселений. Основная масса проживающего населения и объектов малого бизнеса приходится на муниципальное образование городов, среди которых больший удельный вес относится к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола".
2. Сфера производства Индекс промышленного производства за 2010 год в Республике составлял 116,2% к уровню 2009 года, а в 2011 году — 107,8% по отношению к 2010 году (в основном за счет сферы добычи полезных ископаемых и сферы обрабатывающие производства). По отдельным видам экономической деятельности индекс промышленного производства в 2011 году к уровню 2010 года составил: по добыче полезных ископаемых — 163,3%; по обрабатывающим производствам -108,9%; по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды - 99,6%. Объем выполненных строительными организациями работ составил 11,5 млрд. руб. Грузооборот автомобильного транспорта республики составил 454,5 млн. тонно-километров Объем продукции сельского хозяйства в действующих ценах составил 24,6 млрд. руб. Оборот оптовой и розничной торговли составил соответственно 47,1 млрд. руб. и 50,3 млрд. руб.
3. Финансовая деятельность организаций региона. Сальдированный финансовый результат за 11 месяцев 2011 года (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) -прибыль в размере 3989,8 млн. руб., причем 182 организации закончили финансовый год с прибылью, а 88 организаций- с убытком. Суммарная задолженность на конец отчетного года по обязательствам организаций (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) составила 51,5 млрд. руб., что больше задолженности прошлого отчетною года на 17,6%. Совокупная дебиторская задолженность организаций на конец отчетного года составила 21,1 млрд. руб. Потребительские цены и тарифы на товары и платные услуги в целом по республике выросли на 6%.
4. Внешнеэкономическая деятельность. За январь-ноябрь 2011 года внешнеторговый оборот в республике составил более 404 млн. долл. США. Торгово-экономическое сотрудничество осуществлялось с 69 странами. Основную долю в экспорте и импорте товаров составляла машиностроительная предукция.
5. Трудовые ресурсы и уровень жизни населения. Характеризуются в 2011 году в целом: ростом среднемесячной начисленной заработной платы на 12,9 %; снижением сумм просроченной задолженности по выплате заработной платы на 3,1 млн. руб.; ростом численности работающего населения на 1,8% по сравнению с показателями 2010 года. Численность безработных в республик на 1 января 2012 года составляет 5,3 тыс. чел.
Рис. 2. Бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации Приволжского Федерального округа за 2012 год
но и территориальное расположение самого региона, его объектов производственного назначения, отраслевая инфраструктура, численность работоспособного населения и многие другие факторы. Не секрет, что ряд регионов в составе округа отличаются дотационно-стью, объективным фактором риска, связанного с конъюнктурой на сырьевом рынке страны. Влияние внешних обстоятельств на экономику подчас усугубляется инфляцией, невыполнением темпов роста важнейших показателей экономики в отдельных отраслях.
Это, безусловно, сказывается на собираемости налогов в регионах и исполнении их консолидированных бюджетов.
Надо отметить, что положительная динамика доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл, свидетельствующая о его росте за последние 10 лет в четыре раза, не позволяет пока достигнуть высокого уровня показателя бюджетной обеспеченности субъекта. Среди 14-и субъектов Приволжского федерального округа Республика Марий Эл по данному показателю находится на 10-м месте, ее бюджетная обеспеченность составляет 26248 рублей на одного жителя, что составляет 60,5% от аналогичного показателя бюджетной обеспеченности Республики Татарстан, лидирующей среди субъектов округа по данному показателю(рис. 2).
В этой связи Правительство Республики Марий Эл активизировало работу в рамках принятого Правительством республики Постановления «О мерах по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Марий Эл и дополнительной мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл в 2012-2014 годах» от 14.02.2012 г. № 36. Для достижения обеспечения финансовой устойчивости республики и увеличения доходной части бюджета реализуются следующие основные мероприятия:
- осуществляется на постоянной основе мониторинг показателей социально-экономического развития;
- принимаются меры, обеспечивающие повышение прибыльности организаций и выявление резервов налоговых поступлений от прибыли и налога на доходы физических лиц;
- осуществляется контроль за соблюдением налогового законодательства и предотвращением налоговых правонарушений;
- применяются меры принудительного взыскания задолженности в рамках действующего законодательства;
- осуществляется анализ эффективности установленных законодательством республики налоговых льгот.
Реализуемые мероприятия позволили увеличить основные социально-экономические показатели в 2012 году по сравнению с 2011 годом:
- индекс объема работ по виду деятельности «строительство»
- на 100,1%;
- индекс физического объема оборота розничной торговли - на
3 Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214. http://gov.mari.ru/rep/strategy/
4 Миронов А.А. Налоговый потенциал региона: теория и методика его формирования и оценки: Монография / А.А. Миронов. - Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2013. - 195 с. - С. 32-33.
5 Россия в цифрах. 2010: Крат.стат. сб. / Росстат. М., 2010. 558 с. - С. 42-43.
6 Овсянникова Т.А. Анализ исполнения консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2012 год и перспективные задачи на 2013 год. Инновационное развитие экономики. 2013. № 2(14). С. 33-37.
106,9%;
- индекс платных услуг населению - на 100,7%;
- индекс производства продукции сельского хозяйства - на
114,3%;
- индекс промышленного производства - на 110,3%.
Министерствами и ведомствами республики, имеющие подведомственные организации - налогоплательщиков, заключено 331 соглашение на 2013 год, согласно которому по 517-и организациям республики проводится мониторинг основных показателей деятельности. Такие соглашения направлены на развитие налогового потенциала республики и рост республиканского бюджета. Соглашениями предусмотрено обеспечить рост ряда ключевых показателей: роста среднемесячной заработной платы до 110%, роста оборота товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка до 120%, роста объема отгруженной продукции (работ, услуг) предприятиями промышленного комплекса не менее 110%, что соответствует прогнозируемым темпам роста основных социально-экономических показателей, предложенных Минэкономразвития Республики Марий Эл при прогнозировании бюджета.
В соответствии с динамичным развитием реального сектора экономики в республике сложились поступления от налоговых и неналоговых доходных источников бюджета. Общие поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики в 2012 году составили 13258,6 млн. руб., превысив аналогичный показатель 2011 года на 13,6%. В структуре собственных доходов республиканского бюджета удельный вес налоговых поступлений составил 96,1%. Основными доходными источниками явились: налога на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы. Налог на доходы физических лиц поступил в консолидированный бюджет Республики Марий Эл в объеме 5432,9 млн. руб., в том числе поступления в республиканский бюджет составили 3137 млн. руб. (рис. 3).
Распределение налоговых и неналоговых доходов между республиканским и местными бюджетами в 2012 году сложилась в следующей пропорции: 72,8% - республиканский и 27,2% - местные бюджеты. Надо отметить, что доля собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов - невелика и составила в 2012 году 38,8% в общем объеме доходов местных бюджетов. Основой собственных доходов местных бюджетов составили поступления от налога на доходы физических лиц (63,7%). Местные налоги - налога на имущество физических лиц и земельный налог составили в собственной доходной базе местных бюджетов всего 4,2%.
В феврале 2013 года Правительством Республики Марий Эл было принято распоряжение «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению поступления местных имущественных налогов
Рис. 3. Структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в 2012 году
в консолидированный бюджет Республики Марий Эл». Планом мероприятий предусмотрен комплекс мер, с одной стороны, по актуализации инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений (налоговая база для объектов обложения налогом на имущество физических лиц), с другой - по актуализации кадастровой стоимости земельных участков (налоговая база земельного налога), что позволит обеспечить рост налоговых доходов, поступающих в местные бюджеты. С этой целью предусмотрено взаимодействие и осуществляется координация работы министерств, ведомств и органов местного самоуправления. Такая координация работы осуществляется в целях создания информационной базы для введения в республике налога на недвижимость.
Понимая, что введение нового налога может быть встречено определенными противоречиями между органами местного самоуправления и населением, министерства и ведомства прилагают значительные усилия для подготовки к переходу на налог на недвижимость, к созданию рынка оценщиков, оказывает консультации населению.
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), созданная в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года, позволит упростить процедуры получения государственных и муниципальных услуг, получать полную и актуальную информацию о начислениях на портале государственных услуг, в Многофункциональном центре. Система направлена на содействие в оперативной организации оплаты государственных и муниципальных услуг, на сокращение затрат по администрированию поступлений.
Расходы консолидированного бюджета за отчетный период произведены в размере 24,5 млрд. руб., что составило 95,8% годовых назначений, республиканского бюджета - 20,9 млрд. руб. (или 95,7% годовых назначений), из местных бюджетов профинансировано расходов на 9,3 млрд. руб. (98,5% к плану). В общей сумме расходов консолидированного бюджета республики наибольший удельный вес занимают расходы по разделам: «Образование», «Национальная экономика» (рис. 4).
На содержание учреждений социальной сферы в 2012 году было направлено из консолидированного бюджета 15,7 млрд. руб. (64%) и
12,2 млрд. руб. (58,3%) из республиканского бюджета. Бюджетные средства вкладывались: в реализацию республиканской адресной инвестиционной программы, в том числе в объекты муниципальной собственности; на обеспечение жильем молодых семей и предоставления социальных выплат на возмещение затрат гражданам республики на уплату процентов по кредитам, привлеченным на газификацию и водоснабжение жилых домов.
В рамках республиканской адресной инвестиционной программы в 2012 году из республиканского бюджета оказана поддержка на:
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 32,4 млн. рублей. С учетом средств Фонда реформирования ЖКХ в объеме 97,2 млн. рублей, улучшили жилищные условия 92 человека.
- строительство (реконструкцию) детских дошкольных учреждений во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2012 года № 599 в сумме 84,4 млн. рублей, в том числе за счет бюджетного кредита 66,0 млн. рублей,
- реализацию ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и на комплексную компактную застройку и благоустройство с. Шойбулак в сумме 37,3 млн. рублей. С учетом средств федерального бюджета в сумме 81,2 млн. рублей введено в эксплуатацию 58,1 км газовых и водопроводных сетей, улучшили жилищные условия 57 семей республики.
-строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности - 17,6 млн. рублей.
На исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в бюджеты муниципальных образований направлено 12,1 млн. рублей, что позволило, с учетом федеральных средств в сумме 16,6 млн. рублей, обеспечить жильем ЗЗчеловека данной категории граждан.
Однако, следует отметить, что Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 1 января 2013 года прекращено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными
Рис. 4. Структура расходов консолидированного бюджета за 2012 год
полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Данные полномочия в текущем году по указанному вопросу будут осуществлять уполномоченные органы государственной власти.
На реализацию мероприятий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по обязательствам 2011 и 2012 года профинансировано 99.8 млн. рублей. С учетом средств федерального бюджета в сумме 30,6 млн. рублей, 341 молодая семья получили жилищные свидетельства и улучшили жилищные условия.
В 2012 году за счет средств республиканского бюджета предоставлены субсидии 8 муниципальным образованиям на развитие их социальной и инженерной инфраструктуры в сумме 18 млн. рублей. При этом за счет средств бюджетов муниципальных образований расходы составили
11.9 млн. рублей. В 2013 году расходы запланированы 13 муниципальным образованиям на общую сумму 18,0 млн. рублей.
Финансирование расходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» произведено в размере 1729,4 млн. рублей или 92,9 % годовых назначений, в том числе на расчеты за жилищные услуги, теплоэ-нергоресурсы, водоснабжение и водоотведение при эксплуатации жилищного фонда направлено 652,9 млн. рублей, на благоустройство территорий республики -379,9 млн. рублей, на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов - 142,5 млн. рублей, из них: освоены средства Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме 106,9 млн. рублей.
Из общего объема финансирования жилищно-коммунальной сферы расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл на содержание, эксплуатацию специализированного жилищного фонда составили 9 млн. рублей или 90,8% к плану года.
Расходы на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства произведены в сумме 897,5 млн. рублей или 100% к годовому плану, в том числе за счет федеральных субсидий 655,6 млн. рублей, средств республиканского бюджета 241,9 млн. рублей.
Приоритетным направлением господдержки остается возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Данные расходы составили более 80 процентов от общего объема господдержки - 727,5 млн. рублей, в том числе за счет федеральных субсидий 561,9 млн. рублей, средств республиканского бюджета 165,6 млн. рублей.
На поддержку племенного животноводства и экономически значимых программ в данной отрасли направлено 103,1 млн. рублей, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с поддержкой малых форм хозяйствования на селе - 24,1млн. рублей
Условие Соглашения, заключённого с Минсельхозом Российской Федерации по установленному уровню софинансирования федеральных субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, республикой выполнено.
На государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в отчетном году направлено 192,7 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 135*6 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 54,9 млн. рублей, средств местных бюджетов - 2,2 млн. рублей.
Государственная поддержка осуществлялась в виде грантов Главы Республики Марий Эл на модернизацию производства предприятий малого и среднего бизнеса (0,2 млн. руб.), при реализации мероприятий республиканских целевых программ «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл в 2012 -2020 годах» (169,8 млн. руб.), «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Республике Марий Эл на 2011 - 2015 годы» (5 млн. руб.), «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 2010-2014 годах» (15,5 млн. рублей), при реализации муниципальных программ - 2,2 млн. руб.
В 2012 году перечислено межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в сумме 5,7 млрд. рублей, или 99,7 % к годовому плану. В структуре межбюджетных трансфертов наибольший удельный вес 42,8 % занимают субвенции. Дотации на выравнивание и сбалансированность составили 25,4 % в объеме финансовой помощи или 1444,5 млн. рублей.
За 2012 год расходные полномочия консолидированных местных бюджетов в среднем по республике обеспечены собственными доходами на 52,7% (за 2011 год - 45,5%). Самый низкий показатель обеспеченности расходных полномочий собственными доходами
в Горномарийском и Параньгинском районах - 19,2 % и 21,8 % соответственно.
По итогам 2011 года бюджеты всех муниципальных районов являются высокодотационными, т.е. с долей межбюджетных трансфертов (без субвенций) и НДФЛ по дополнительному нормативу в объеме собственных доходов в размере свыше 70 %.По бюджетам поселений картина выглядит следующим образом. Число высокодотационных поселений по сравнению с 2011 годом увеличилось с 111 до 114.
За 2012 год консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 822,3 млн. рублей, республиканский бюджет - с дефицитом в сумме 1 829,4 млн. рублей, местные бюджеты с профицитом в сумме 7,0 млн. рублей.При таком развитии региона можно констатировать, что валовой региональный продукт (ВРП), рост которого спрогнозирован к 2025 году в 5,1 раза (207,5 млрд. руб.) по отношению к 40,8 млрд. руб. в 2006 году, достигнут к 2012 году в сумме 87,9 млрд. руб., то есть вырос в 2,2 раза по итогам 2011 года по отношению к базовому году (принятому при разработке Стратегии). При определенной сопоставимости цен разных планируемых периодов, стратегические ориентиры развития региона могут оказаться под угрозой невыполнения. В этой связи указанные выше сценарии долгосрочного социально-экономического развития требуют более детальной характеристики для последующего уточнения налоговой политики и бюджетной стратегии, реализуемых в регионе (табл. 2).
Следует сделать акцент на выбранных для характеристики преимуществ возможностей недостатков и угроз групп факторов внешней и внутренней среды. К ним относятся:
- факторы внутренней среды: географическое положение, транспортная инфраструктура; население, рынок труда, социальная сфера; экономический потенциал; инженерная инфраструктура; жилищная сфера;
- факторы внешней среды: социальные процессы, экономика.
Перечисленные факторы отражены в таблице SWOT-анализа
(приложение № 1).
Среди мер государственно поддержки в регионе для обеспечения сценарного стратегического развития и достижения ключевых показателей в социально-экономической сфере можно выделить:
- субсидирование части процентных расходов по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики;
- повышение функциональной роли банковского сектора;
- утверждение системы индикативного управления и переход на управление по результатам, позволяющие повысить результативность деятельности органов исполнительной власти республики.
Последнее, третье направление мер в регионе направлено на повышение уровня жизни населения, удвоение валового регионального продукта и реализацию приоритетных национальных проектов. Модель управления стратегическим развитием Республики Марий приведена на рисунке (рис. 5).
Направленность развития Республики по указанной выше модели позволит, по нашему мнению, определить приоритеты и их результативность, подтверждаемые ключевыми показателями, запланированными к 2025 году:
- ростом валового регионального продукта - до 207,5 млрд. руб.;
- ростом производства продукции промышленности - до 102,5 млрд. руб.;
- ростом среднемесячной заработной платы работающего - до 38070 руб.;
- сокращением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума - до 3,9% к общей численности населения республики.
По мнению специалистов, достижение вышеперечисленных показателей позволит характеризовать регион как регион с устойчиво растущей экономикой и стабильными социальными отношениями.
Однако, по нашему мнению, реализация стратеги долгосрочного социально-экономического развития не может быть эффективной без определения параметров бюджетной стратегии, для реализации которой важна корректировка бюджетной политики и налоговой политики, реализуемой в регионе. Общими направлениями бюджетной политики Республики Марий Эл, по нашему мнению, следует рассматривать:
Таблица 2. Матрица оценки сценарного социально-экономического развития региона*
Критерпи оценки сценарном» развития Сценарий 1. Инерционный вариаш Сценарии 2. Пнстигуциональ ный вариант Сценарий 3. Инновационны й вариант
1. Опирается на преимущества:
1.1. Благоприятное географическое положение республики (в центре ВолгоВятского района) + +
1.2. Наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге +
1.3. Эколог ически чистая территория + +
1.4. Значительный объем лесных ресурсов + +
1.5. Социальная стабильность + +
1.6. Стабильные темпы роста доходов населения +
1.7. Наличие свободной рабочей силы + +
1.8. Высокий образовательный уровень +
1.9. Развитая образовательная инфраструктура +
1.10. Развитая сеть учреждений социальной сферы +
1.11. Наличие крупных промышленных предприятий +
1.12. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающею рядом высоких технологий + +
1.13.11аличис вузовской науки +
1.14. Наличие свободных производственных площадей + +
1.15. Развитая инфраструктура переработки лесных ресурсов и сельскохозяйственной продукции + +
1.16. Наличие республиканской информационной сети + +
1.17. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства +
1.18. Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности республики. + + +
1.19. Высокие темпы прироста численности малых предприятий +
1.20. Наличие развитой сети автомобильных дорог + +
1.21. Высокие темпы телефонизации и газификации республики +
1.22.1 (аличие строительного потенциала +
1.23. Развитие индивидуального жилищного строительства и газификации +
2. Использует возможности
2.1. Политическая стабильность + +
2.2. Наличие государственных программ социально-экономического развития регионов +
2.3. Рост мобильности трудовых ресурсов + +
2.4. Развитие рыночной инфрастру кту ры +
2.5. Восстановление госзаказа на продукцию военно-промышленного комплекса +
2.6. Активизация процессов перелива капитала + + +
2.7. Повышение кредитного рейтинга России +
3. Противодействует угрозам
3.1. Развитие иммиграционных процессов + + +
3.2. Снижение конкурентоспособности местных производителей в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию + +
3.3. 11овышение тарифов естественных монополий + +
3.4. Отток капитала в сырьевые регионы + + +
4. Противодействует недостатком
4.1. Столица республики находится в стороне от основных транспортных магистралей +
4.2. Невысокая плотность железнодорожных путей общего пользования +
4.3. Негативные последствия от строительства Чебоксарской гидроэлектростат i ци и
4.4. Неблагоприятная демографическая ситуация +
4.5. Ограниченная собственная сырьевая база +
4.6. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов + +
4.7. Высокая доля оборонно-промышленного комплекса в промышленности + + +
4.8. Низкая доля малого бизнеса в валовом региональном продукте +
4.9. Высокий износ инженерных систем +
4.10. Недостаточная обеспеченность населенных пу нктов республики дорогами с твердым покрытием + +
4.11. Наличие ветхого жилья
сил и экономику региона. Источник: Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214. http://gov.mari.ru/rep/strategy/
- наличие стабильной положительной динамики доходов консолидированного бюджета республики, рост которого будет опережать среднегодовой темп прироста ВРП;
- рост удельного веса налоговых доходов в консолидированном, региональном и местном бюджетах Республики Марий Эл;
- положительное изменение отраслевой структуры доходов консолидированного, республиканского и местных бюджетов за счет доминирующего развития приоритетных направлений реального сектора экономики;
- снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение уровня собираемости налогов;
74 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
- оптимизация структуры и динамики расходов консолидированного республиканского и местных бюджетов в связи с выделением приоритетных направлений в области бюджетных расходов;
- развитие межбюджетных отношений на уровне регион - муниципалитеты и обеспечения сбалансированности местных бюджетов пи соблюдении принципа вертикальной сбалансированности по уровням бюджетной системы;
- реализация мер долговой политики региона при сохранении баланса доходов и расходов консолидированного, республиканского и местных бюджетов; и др.
Рис. 5.Модель управления стратегическим развитием Республики Марий
Перечисленные направления являются ключевыми для регионального развития. Следует учитывать влияние внешних рисков на возможность реализации каждого из направлений. Такими рисками в настоящее время, безусловно, являются: снижение конкурентоспособности товаров внутреннего производства вследствие вступления России в ВТО; централизация большей части доходов консолидированного бюджета региона на федеральном уровне; снижение инвестиций в военно-промышленный комплекс, предприятия которого, работающие в регионе, испытывают стагнацию (спад объемов производства). Главным внутренним риском, сопутствующим реализации стратегии долгосрочного социальноэкономического развития региона, является, по нашему мнению, отсутствие мотивации главных администраторов бюджетных средств к эффективному исполнению бюджета по расходам. Этот фактор затрагивает управленческий процесс, его процедуры, подвержен влиянию исполнительной культуры в органах государственной власти и отсутствия денежной мотивации государственных служащих от деятельности которых зависит достижение результатов бюджетной политики и стратегии развития.
Литература:
1. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214. http:// gov.mari.ru/rep/strategy/
2. Миронов А.А. Налоговый потенциал региона: теория и методика его формирования и оценки: Монография / А.А. Миронов.
- Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2013. - 195 с. - С. 32-33.
3. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат. сб. / Росстат. М., 2010. 558 с. - С. 42-43.
4. Овсянникова Т.А. Анализ исполнения консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2012 год и перспективные задачи на 2013 год. Инновационное развитие экономики. 2013. № 2(14). С. 33-37.