2. Bal'sevich V. K. The phenomenon of physical activity as a socio-biological problem. Voprosy filosofii, 1986, No. 4, pp. 78-89.
3. Galimov B. S., Musin G. Kh. Биосистемы: опыт потребностного подхода [Biosystems: the experience requirement approach]. Ufa, Bashkirskiy Gosudarstvennyy Universitet Publ., 2009, 284 p.
4. Konovalova L. I. The actualization and self-actualization of creative abilities of pupils. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014, No. 3 (31), pp. 145-150.
5. Meretukova Z. K., Pisarevskaya M. A. Kul'tura didakticheskogo voprosopolaganiya: istoki, soderzhanie, formirovaniya [Culture of didactic questioning: sources, content and formation]. Maykop, Magarin O. G. Publ., 2011, p. 268.
6. Meretukova Z. K. The multifunctional nature of actualization of students' knowledge. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. No. 10. pp. 60 - 63.
7. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskiy sbornik nauchnykh trudov. Issue 12. Chelyabinsk: Ural Academy Publ., 2012. 380 p.
8. Stolyarov V. I. The transition from the empirical to the theoretical level of scientific analysis as a methodological basis for the design of physical culture programs, sport and Olympism. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015, No. 5, pp. 3 - 4.
9. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic dictionary of philosophy]. Moscow, INFRA Publ. Moscow, 2002. 468 p.
© В. В. Логинов, А. Я. Найн, 2016
Авторы статьи:
Виктор Викторович Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Альберт Яковлевич Найн, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск.
Рецензенты:
А. М. Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск.
О. Л. Карпова, доктор педагогических наук, профессор, Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений».
УДК 37.01+372.878 DOI 10Л7238^П1998-5320.2016.23Л61
К. Ю. Плотников, Центр образования № 47 города Иркутска
ПОТЕНЦИАЛ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ У ПОДРОСТКА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Материал статьи актуализирует проблему занятий вокалом не только с точки зрения одной из разновидностей музыкальной деятельности, но, и это главное, - с точки зрения формирования личностных качеств обучающегося (подростка, молодого человека), в первую очередь - развития уверенности в себе. Предлагаемый автором подход, названный «3Д», связывает основные правила вокала с достигаемыми при их использовании при поддержке музыкально-компьютерных технологий главными эффектами пения. Материал может быть адресован не только коллегам-учёным, но и учителям-практикам.
Ключевые слова: вокал, певческое дыхание, дикция, художественный образ, уверенность в себе, музыкально-компьютерные технологии, общее образование.
Наш современник, кем бы он ни был по профессии, непременно имеет отношение к педагогике, являясь (реально или потенциально) обучающимся или воспитуемым, учителем и воспитателем для своего ребёнка, коллеги. Именно поэтому через каждого, так или иначе, проходят как успехи, так и огрехи образования, надежды и свершения его модернизации, информатизации, глобализации, индивидуализации и т. д. Причём, говоря об образовании, мы изначально будем понимать под ним совокупность: а) обучения и воспитания; б) общего и т. н. дополнительного его компонента; в) традиционного и т. н. инновационного его составляющего.
Ответы на вызовы, бросаемые каждому члену т. н. общества потребления эпохой NBICS-конвергенции, глокальных организаций и пр., ищут специалисты и учёные, занимающиеся политическими, социальными, экономическими, техническими и другими науками. Но в центре любых возможных проблем, верных решений (взвешенных и интуитивных) и заблуждений был, есть и будет человек - молодой или пожилой; семьянин или холостяк со всеми своими надеждами и заботами; эмигрант или коренной россиянин, активный или пассивный, убеждённый или разочаровавшийся в своей гражданской позиции; житель столицы или провинциал (забегая вперёд, отметим: это всё примеры того, что в контексте самоидентификации проявляется как обусловленности: этнические, научные, биологические, социальные, религиозные [1, с. 77-81]). Именно поэтому остаётся востребованной не только гносеологическая, но и онтологическая, аксиологическая оценки явлений современности.
Осознавая, что многочисленные факторы нестабильности (разного - глобального, национального, регионального - масштаба) сказываются на взрослых и их поведении и ещё более на детях и подростках, можно представить, насколько остро (всегда, а особенно актуально в наше время) стоят для молодого поколения разного рода вопросы - выбора системы ценностей, нравственных ориентиров, модели поведения, профессии и т. п. Одна из центральных и наиболее важных в этом ряду - проблема самоидентификации (самости, самоактуализации, самодетерминации, самоидентичности [2, с. 30-33]) и самореализации. Не найдя конструктивного её решения, наш современник всё чаще выбирает деструктивные способы адаптации к жизни (наркомания, алкоголизм, девиантное поведение и пр.).
Сферу, в которой происходит для личности поиск путей решения проблемы самоидентификации и последующей самореализации, можно определить как личностное социально-психологическое пространство [3, с. 50] (I), что позволительно рассматривать через стратегию образования, в целом выражаемую аббревиатурой СЛОВО - социально-личностное обучение и воспитание (предложено В. И. Загвязинским [4, с. 11]; (II).
По отношению друг к другу второе (II, стратегия) будет процессом, первое (I, пространство) -средой, в которой этот процесс происходит. Мы намеренно упрощаем в рамках данной статьи систему, где элемент, названный нами процессом (стратегия образования), сам является системой: самоидентификация и самореализация - это собственно процесс, а социально-психологическое пространство - среда микроуровня; СЛОВО же (I), представляя собой процессы обучения и воспитания, является источником формируемой при этом среды на макроуровне.
Поставим целью в контексте данной модели представить в качестве среды феномен музыки (I-1) через такой вид музыкальной деятельности как пение (I-2) с использованием музыкально-компьютерных технологий (I-3), в качестве процесса рассмотрим развитие подростком уверенности в себе (II), осуществляемое через занятие вокалом.
(I-1) Большинство детей и даже некоторые взрослые под словом «музыка» подразумевают инструментальные её жанры, таким образом не признавая за этим словом того, что способна выразить в пении их собственная душа, того, что открывается в сотворчестве вокального ансамбля, хористов. Объяснение подобного факта нам видится в глубинах человеческого ощущения феномена музыки как чего-то не-будничного, сакрального, а не просто досугового от-, и раз-влечения мусических искусств. В дальнейшей логике исследования мы будем исходить из понимания не только эстетической, но и социальной природы музыки, которая представлена виртуальной реальностью музыкального коммуникативного пространства, порождаемого «звуковой материальной основой, пространством личности и социокультурными условиями коммуникации» [5, с. 111].
Ограничивая в рамках данной статьи диапазон исследуемого предмета вокальной музыкой (куда включаем и ту, что сопровождается инструментальной - ансамблевой или оркестровой - игрой), рассмотрим образовательный потенциал пения в сочетании с возможностями, предоставляемыми нашему современнику музыкально-компьютерными технологиями (МКТ [6, с. 364-365, 367-368; 7, с. 352-356; 8, с. 157]) относительно перспектив развития подростком уверенности в себе (что выступит в качестве объекта).
(I-2) В каталоге научной электронной библиотеки eLibrary.Ru на ноябрь 2015 г. свыше 600 статей, диссертаций и других работ, в названии которых фигурирует слово «пение». Не более 5-7 % этого списка составляют работы, в которых пение изучается с точки зрения филологии (фонетика пения), биологии (орнитология - пение птиц), медицины (отоларингология - механизмы вокализации и пр.), физики (акустика - интенсивное тональное излучение винта и др.), что не совпадает с предметом данного исследования.
Остальная литература в указанном списке посвящена различным (эстетическим, технологическим, богословским, культурологическим и пр.) аспектам пения как вида музыкальной деятельности
- пения сольного, хорового, ансамблевого; академического, народного (разных культурных традиций, в т. ч. горлового), церковного, эстрадно-джазового; акапельного, одноголосного, многоголосного. Отдельно в этом ряду стоит пение жестовое, которое представлено не через вокал, а с помощью ми-мико-пластических средств художественной выразительности. Не станем приводить возможные критические замечания в адрес содержания значительной части публикаций из этого списка, отметим главное - среди прочитанного (в этот раз и ранее) не встречается идея о том, что пение, кроме всего прочего, - это эстетически оформленный тренаж по развитию уверенности в себе.
Реализация обозначенного направления касается не только музыкантов-профессионалов и любителей музыки. Данный вопрос решаем в системе {мир - человек - музыка}, в пространстве общего образования (в первую очередь, на уроках музыки, а также через дополнительное образование, досуг и самовоспитание) в триаде {урок - ученик - произведение} [9, с. 38-39, 47]). Таким образом, «урок» расширен до объёма, понимаемого под словом «мир»; при этом ученик становится субъектом образовательного процесса, включающего в себя и самообучение, и, что наиболее важно, самовоспитание.
Среди аргументов в пользу предлагаемого подхода то, что:
- пение - доступный каждому здоровому человеку способ музицирования, что позволяет использовать этот личный инструмент в любое время и в любом месте (i);
- песня выступает как самый популярный музыкальный жанр, начало и суть любой народной (в т. ч. русской) музыкальной культуры, синтетический жанр, представляющий определённую культурную традицию (ii);
- поддержкой пению способны стать такие средства современных ИКТ, которые представлены функционалом МКТ (iii).
Проблема пения является предметом исследований:
- певческого голоса как проявления человеческой сущности в искусстве (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский и др.; музыковедение);
- вокальных жанров, в т. ч. в контексте творчества конкретных композиторов, исполнителей, стилей, эпох (Е. Е. Дурандина, Ю. В. Келдыш и др.; музыковедение и культуроведение);
- певческой деятельности как вида музыкального исполнительства (М. С. Агин, В. В. Емельянов, В. П. Морозов, И. Е. Ульева и др.; история вокальной педагогики, методика обучения вокалу и пр.);
- аспектов голосообразования и моторики вокалиста (П. К. Анохин, Н. Н. Данилова, В. А. Ермаков и др.; физиология [10, с. 4]).
В контексте нашего исследования отметим, что поёт не голос, не инструмент, а «вся личность в целом, поёт весь человек, со всем содержанием, присущим именно данной личности» (И. М. Егоричева; цит. по [11, с. 11]).
Таким образом, перед нами стоят задачи:
- обнаружить факторы, способствующие становлению через пение человека - от индивида до индивидуальности, когда для него в музыкальном творчестве откроется единство индивидуального и общественного на всех четырёх (телесной реакции, психических процессов, музыкальной информации, духовно-ценностного смысла музыки; по И. А. Корсаковой [12]) уровнях музыкально-художественной коммуникации (а);
- выявить возможные противоречия в данном образовательном секторе (б);
- адекватно возрастным и другим индивидуальным особенностям обучающегося (школьника или студента, ученика или воспитанника) наметить траекторию образовательных приращений, реализуемых при педагогической поддержке в условиях высокотехнологичной образовательной среды [13, с. 84, 87] (в).
(А) Ограничивая в данном случае область исследования вокальной музыкой, вынесем за скобки факторы общемузыкальные, среди которых: влияние музыкальной культуры и музыкального искусства на общую культуру человека, частные её проявления (этика поведения, эмоциональная культура и пр.), формирующийся при этом эстетический вкус, расширяющийся кругозор, опыт творчества, возможность проявления задатков именно в этом или в другом, смежном искусстве (хореография, театр, кинорежиссура и т. д.), в коллективных видах музыкальной деятельности (хор, оркестр) - опыт работы в группе, дисциплина в сочетании с возможностями самовыражения и пр.
Отдельного внимания, но также за рамками данной статьи в оценке потенциала вокальной музыки заслуживает расширение словарного запаса поющего, повышение шансов встречи с достойными
образцами поэзии (ставшими словами песен, романсов и т. д.), общеукрепляющий для организма эффект (при правильном дыхании, ведущем к увеличению объёма лёгких, к улучшению кровоснабжения всех органов) и пр.
(Б) Говоря о пении в детском возрасте, следует отметить следующие противоречия:
- с одной стороны, данный вид музыкальной деятельности наиболее адекватен психолого-возрастным особенностям акторов, их стремлению к активным формам освоения жизни (в т. ч. искусства) / с другой стороны, не каждый ребёнок имеет возможность реализовывать образовательный потенциал пения: а) по причине неполного охвата контингента обучающихся системой дополнительного образования по направлению «вокал»; б) из-за методических упущений учителей музыки общеобразовательных школ (ввиду отсутствия у них достаточной методической подготовки по данному вопросу и др.);
- с одной стороны, поэтический текст в дуализме (слов и мелодии) вокального произведения служит канвой-напоминанием (и для слушателя, и для исполнителя), даже в случаях неточно интонируемой мелодической линии / с другой стороны, как отмечают педагоги, психологи, развитие у наших современников клипового мышления, возможность не запоминать, а обратиться на смартфоне к файлу с текстом проявляется у детей в том, что они всё чаще обнаруживают знание (на память) слов репертуара масскультуры, чем классических произведений или народных песен;
- с одной стороны, в случаях ансамблевого и хорового пения может проявляться эффект усиления эмоционального воздействия художественного образа, что выражается в чувстве эмоционального единения соучастников (которое оказалось в дефиците у нашего современника после социально-экономических катаклизмов рубежа столетий) / с другой стороны, традиции народного ансамблевого пения, заменённые при социализме «колхозными» хорами, не выжили при ещё одной смене социально-экономической формации, а в настоящее время правильный курс на возрождение хорового пения больше провозглашается, чем реализуется;
- с одной стороны, в процессе пения (включая пение хоровое) воспитываются такие важные черты личности, как организованность, умение контролировать свои эмоции и пр. / с другой стороны, как показывает практика, занятий пением избегают как раз те, кто больше всего нуждается в развитии подобных качеств.
(В) Представляя предлагаемый подход, ещё раз отметим: при всех перечисленных противоречиях, возможность устранения которых не является чем-то сверхъестественным, удивителен сам факт того, что в числе исследований, поднимающих проблему занятий вокалом, практически не встречаются такие, которые рассматривали бы её не с профессиональной музыкантской точки зрения, а в общеобразовательном смысле - в отношении значимости для личностного развития человека.
Между тем, и для школьника (особенно начиная с подросткового возраста), и для студента (в т. ч. для неучащейся молодёжи) к устранению указанных противоречий и к значимым позитивным для личности приобретениям может вести выполнение трёх простых вокальных правил, дающих тройной эффект. На уроках в общеобразовательной школе, начиная с 4-5-го класса [14, c. 81, 103104], мы называем это «3Д» (мнемическая аллюзия к 3-dimensional, англ. «трёхмерный», известный нашему современнику по технологии кино, печати, сканирования в медицинских целях и др.).
«3Д» [три дэ] - это три основных правила пения и три его главных развивающих личностный потенциал человека эффекта:
- душа -
- настрой и способность почувствовать музыку, найти на неё отклик в своём эмоциональном багаже (в своём жизненном опыте), что является путём к пониманию, открытию себя, других (эмпа-тия), мира;
- способ узнать разные стороны жизни, возможность (соинтонируя) познать её с различных точек зрения (через произведения разных стилей, жанров);
- дыхание -
- развитие навыка контролируемого напряжения певческой диафрагмы, на чём основывается регуляция человеком своего эмоционального состояния и проявление им волевых усилий (в т. ч. как тренировка уверенности, выражающей право иметь свой голос, право быть услышанным и т. п.);
- облачённый в форму образности (музыкального произведения) тренинг по повышению уровня психоэмоциональной интенсивности процесса моделирования (от переживаемого внутри до со-бытия с другими поющими; путь катарсиса);
- дикция -
- как один из компонентов вокальной орфоэпии, который способствует развитию дикции и в разговорной речи, являющейся непременным атрибутом эффективности делового сотрудничества [15];
- что особенно важно для молодых, начинающих свой жизненный (личный, профессиональный) путь людей, - ещё один способ развития уверенности, теперь в сочетании с ясностью, чёткостью артикуляции слова (и фразы, мысли), а значит, с более внятным осознанием смысла, несомого озвучиваемым (или обратной связью - проявления эмотивной функции в отношении вербального смысла [16, с. 97]).
(I-3) МКТ, как показали исследования, являются значащим социально-культурным фактором интеллектуального и эмоционального развития личности [17, с. 23-27] в условиях современного образования, отражающего особенности школы цифрового века. Педагогический потенциал МКТ позволяет использовать их не только в специализированном (музыкальном) образовании, но и в общем, как на уровне основного, так и далее, в т. ч. в режиме самообучения и самовоспитания [18, с. 272-274; 19, с. 55-56, 62-63; 20, с. 157-158; 21, с. 140-141].
Определённые нами в их программно-аппаратной части как подклассы [22, c. 96-111] программы-плейеры, программы-рекордеры, программы редакции звука, программы «Электронный музыкальный инструмент» и программы-мультимедиа-комплексы (и другие инструменты ИКТ) позволяют современному школьнику:
A. Продолжить за пределами кабинета музыки (к примеру, используя для этого запись, сделанную на уроке с помощью приложения смартфона «диктофон») встречу с вокальным произведением, давая шанс:
- открыть для себя в музыкальном произведении то, что осталось непонятым, непрочувствованным (из-за проблем с собственным вниманием, из-за каких-либо отвлекающих факторов и пр.);
- сравнить записанный вариант с альтернативными версиями (включая собственное «домашнее» исполнение);
- «освоить» художественный образ записанной музыки через собственное творчество дирижёра, музыканта-инструменталиста, танцора, кинорежиссёра (от виртуального до реального воплощения).
Б. Выполнить (как домашнее творческое задание) упражнения или создавать творческие этюды по вокальному дыханию и дикции, что, в свою очередь, даёт возможность:
- оценивать своё пение по сделанной (самим собою, другом, другим членом семьи) записи (при этом накануне учитель должен обязательно предупредить учеников об эффекте «незнакомо-сти» собственного голоса, возникающем на первоначальных этапах при прослушивании его «со стороны», а не «из себя»);
- использовать преимущества сравнения разных (своих - первоначального и последующего; своего и чужого, в т. ч. - в роли «эталонного») вариантов исполнения - сначала по записи, затем по реальному звучанию (начиная с отдельных фраз, далее - увеличивая фрагмент до куплета, до всего произведения).
B. Поддержать, что является эффективным эмоциональным фактором при пении (сольном, ансамблевом, хоровом), свой голос качественной, обладающей художественными и техническими достоинствами фонограммой (т. н. «минусовкой»), которую можно:
- при отсутствии возможностей у себя дома записать (скачать) в школе, у друга, у одноклассника (в т. ч. на их аппарат, чтобы пользоваться вместе);
- «подгонять» под себя, т. е. регулировать темп и тональность (в программах аудиоредактиро-вания (как в приложениях, устанавливаемых на смартфон, так и в сервисах, включённых в определённый интернет-ресурс для стационарного компьютера)).
Г. Сфотографировать или снять на видео текст, что позволяет:
- отработать дикцию в каком-либо вокальном произведении (в т. ч. используя при этом процедуру записи своего проговаривания);
- в спектре художественных возможностей мультимедиа создавать т. н. презентацию или мини-фильм (к примеру, в программах Power Point, Keynote, «ВидеоСТУДИЯ» и др.) по различным учебным предметам и на внешкольную тематику - для друзей, родных.
(II) В свете представленных образовательных возможностей музыки (I-1), пения (I-2) и МКТ (I-3) рассмотрим особенности процесса развития подростком уверенности в себе.
При всём разнообразии трактовок (психофизической, социально-психологической, системно-функциональной, дифференциально-психологической и комплексной) учёные видят в феномене уверенности в себе целостное (с мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистемами)
образование, представляющее «интегральную характеристику человека, где можно выделить личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты» [23, с. 116].
Проблема уверенности в себе, актуальная для многих периодов жизни, особо остро стоит в подростковом возрасте, представляющем в развитии человека один из самых критических и ключевых для дальнейшего развития этапов. Именно в это время в коррекции нуждается большая часть школьников (по проведённому исследованию - 77 % 5-классников, 78 % 6-классников, 63 % 7-классников, 58 % 8-классников [24, с. 110].
Гендерные различия, наблюдаемые в проявлении подростками уверенности в себе, проявляются в уровне направленности на определённое окружение: так, мальчики чаще демонстрируют большую уверенность в кругу сверстников, меньшую - по отношению к посторонним; среди девочек - картина обратная.
Выявлена взаимная корреляция между уверенностью в себе у подростков и их субъективным ощущением качества жизни, компонентами которого чаще других называются общение и личная свобода, счастье и здоровье, семья и признание, уверенность в ближайшем будущем [23, ^ 119121], т. е. то, что является т. н. «зоной ближайшего развития» для данного возраста. Из перечисленного стоит выделить компонент общения, реализацией которого объясняется популярность социальных сетей, где к тому же пользователь получает возможность ощущать чувство свободы. Отдельного упоминания заслуживает чувство уверенности в ближайшем будущем во всём спектре факторов, наполняющих его содержание: от отношений с противоположным полом и школьных дел (предстоящих экзаменов, сложившихся отношений с одноклассниками и учителями и т. д.) до экономической стабильности семьи и положения дел в мире.
Полученные исследователями [25, с. 43- 45] результаты свидетельствуют об успешности развития уверенности в совокупности с развитием коммуникативных компетенций, формируемых в ходе психологического тренинга, в т. ч. на основе психологического механизма личностной рефлексии, с приобретением умения разбираться в конфликтных смыслах жизненных ситуаций, совершая сначала воображаемые (а), затем, формулируя жизненные цели и самостоятельно принимая решения (б), и реальные поступки (в). Реализацией первого (а) и второго (б) этапов на синтезе обобщения и конкретизации в примерах художественного образа музыкального (в нашем случае - вокального) произведения и является, с точки зрения психологии, пение.
В «Я-концепции», представляющей единую совокупность установок личности, являющейся механизмом самоидентификации человека и ведущей в т. ч. к развитию уверенности в себе, Р. Бёрнс выделяет такие отдельные модальности, как физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я (по [1, с. 83-84]). Совокупность же в пении психоэмоционального с интеллектуальным (художественные эмоции, интеллектуальное и эмоциональное моделирование того, что стоит за си-мулякром художественного образа) и физиологическим (дыхание, явная или скрытая пластика как выражение динамики развития образа) позволяет констатировать обращённость при этом виде музыкальной деятельности ко всем перечисленным модальностям.
В итоге, на основе рассмотрения характеристик пения и процесса развития у подростков уверенности в себе как элементов системы {мир - человек - музыка} можно резюмировать следующее:
1. Потенциал пения может и должен использоваться педагогикой в интересах развития подростками уверенности в себе в контексте процесса личностной самоидентификации и самореализации.
К вышеуказанному добавим, что ряд исследователей (Р. Лэйнг, А. Ш. Тхостов и др.), во-первых, в клинике неуверенности обращают внимание на шизоидные процессы, проходящие между физическим и ментальным «Я» человека; во-вторых, называя уверенность в себе онтологической (в некоторых случаях, вводя категорию социальной уверенности), указывают на значительность влияния данного психического феномена на формирование субъектности индивидуума (по [26, сс. 175, 178-180]). Пение же, совмещая в себе физические и ментально-эмоциональные процессы, является в таких случаях для поющего онтологическим мостом между этими проявлениями человеческой сущности.
Предлагаемый подход, несомненно, является одним из компонентов (по [24, с. 111-112] -эмоциональным) в одном из возможных вариантов развития данного качества личности, но при этом вариантом, имеющим преимущества. Эти преимущества мы находим в механизме сублимации напряжения, что возникает у индивидуума в момент самопрезентации (в нашем случае - в пении), и в вокале - может быть переключён на эмоциональный фон, создаваемый художественным образом музыки, которую поёт (которой подпевает) обучающийся (в данном случае, более правильно -«воспитывающий себя»).
2. В условиях действующей системы общего и дополнительного образования основными организационными формами, реализующими данное направление, являются школьные уроки музыки, а также кружки по вокалу (при школах, домах творчества и т. п. - в течение учебного года; в детских оздоровительных лагерях - во время летних каникул).
Кроме уроков музыки и дополнительного образования в направлении «пение» (народное, эстрадное, сольное, ансамблевое, хоровое), предлагаемый подход применим в таких организационных формах, как:
- уроки и факультативные занятия по иностранному языку (пение народных и эстрадных песен соответствующей страны);
- досуговые объединения школьников (молодёжи) - кавээновское движение, самодеятельный театр и т. п., включающие в синкретизм искусств, к которым обращаются участники, вокальную музыку;
- детское TV (в части подготовки песенного репертуара для сюжетов или передач).
3. Эффективность реализации указанного образовательного направления зависит от методики, применяемой педагогом, осуществляющими поддержку развития индивидуальности обучающегося.
Следовательно, актуальным является вопрос разработки (или конкретизации) образовательной методики, отдельных приёмов, в т. ч. технологии с использованием МКТ, в направлении развития у подростка уверенности в себе.
4. Одним из важнейших в рамках обозначенной методики является вопрос репертуара, решаемый подбором наиболее соответствующих поставленным задачам вокальных жанров (к примеру, жанр частушки, жанр авторской песни и др.), конкретных вокальных сочинений.
5. Само собой разумеется, что работа педагога по предлагаемой методике предполагает и его специальную предварительную подготовку к этому, что ставит задачу разработки соответствующего учебного курса. Такой курс и подготовка специалиста при его прохождении могут входить в систему того, что является первоочередной задачей образовательных организаций по фронтальному переобучению и последующей систематической переподготовке «преподавательского состава в плане освоения новых электронных технологий в профессиональной деятельности» [27, с. 84]. Состав курсантов вытекает из п. 2 выводов по данной статье.
Библиографический список
1. Дубянский С. И. Самоидентификация - безначальный поиск (самоидентификация и обусловленность, самоидентификация в структурировании «я») / С. И. Дубянский // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 76-84.
2. Южанинова, Е. Р. Самоидентификация современного человека: причины и его развитие в Интернет-пространстве / Е. Р. Южанинова, К. З. Кеидия // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 4. - С. 28-35.
3. Соина, И. А. Динамика личностного социально-психологического пространства в разных образовательных системах и его влияние на личность / И. А. Соина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - №2. - С. 50-54.
4. Загвязинский, В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации / В. И. Загвязинский // Образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 3-15.
5. Корсакова, И. А. К вопросу об онтологическом статусе музыки / И. А. Корсакова // Наука и современность. 2010. - № 5-1. - С. 108-112.
6. Плотников, К. Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) / К. Ю. Плотников // Научное мнение: научный журнал. - СПб., 2014. - №8. - С. 364-368.
7. Плотников, К. Ю. Педагогический потенциал музыкально-компьютерных технологий в общем образовании / К. Ю. Плотников // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №5 (112). Ч. 2. - C. 352-356.
8. Плотников, К. Ю. Освоение молодёжью музыкально-компьютерных технологий (musical and computer technologies) как отражение основных тенденций развития современного образования / К. Ю. Плотников // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». -2015. - вып. 70, октябрь. - С. 152-158. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.70.
9. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч. Ч. I: Инновационная образовательная программа. / К. Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 229. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
10. Фролова, Е. М. Методическая система вокального развития студентов различных исполнительских специальностей в условиях вузовского образования : автореф. дисс. канд. пед. наук. / Е. М. Фролова. - М., 2013. - 26 с.
11. Коваль, Л. М. Интегративный подход к обучению эстрадных певцов (на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза) : автореф. дисс. канд. пед. наук. / Л. М. Коваль. - М., 2013. - 29 с.
12. Корсакова, И. А. Структура музыкально-художественной коммуникации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22023, свободный.
13. Носкова, Т. Н. Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда / Н. Т. Носкова, Е. А. Тумалева, О. Н. Шилова // Universum: Вестник Герценовского университета. -2012. - № 2. - С. 83-87.
14. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: музыкально-компьютерные технологии на уроках информатики и музыки в общеобразовательной школе: В 2 ч. Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс. / К. Ю. Плотников - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24840533.
15. Белоусенко, М. И. Роль артикуляции и дикции в процессе сольного пения. Их преимущества и недостатки [Электронный ресурс] / М. И. Белоусенко // Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Выпуск 3. - ART 85262. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85262.htm, свободный.
16. Южанинова, Е. Е. Речевая техника - один из важных компонентов деловой коммуникации / Е. Е. Южанинова // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 1. - С. 96-98.
17. Горбунова, И. Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века / И. Б. Горбунова // Общество: философия, история, культура. - 2015. - № 5. - С. 22-29.
18. Горбунова, И. Б. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) / И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - с. 272-275.
19. Плотников, К. Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка / К. Ю. Плотников // Педагогический журнал. - 2015. № 6. - C. 50-65.
20. Плотников, К. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи / К. Ю. Плотников // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА». - 2015. - Вып. 69, август. - С. 153-160. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.69.
21. Горбунова, И. Б. Место музыки и музыкально-компьютерных технологий в педагогической системе детского оздоровительного лагеря / И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 6. - С. 138-142.
22. Плотников, К. Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий : монография. / К. Ю. Плотников - СПб.: Лема, 2013. - 268 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24892632.
23. Папура, А. А. Взаимосвязь уверенности в себе и качества жизни подростков / А. А. Папура // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 9. - С. 114-122.
24. Папура, А. А. Формирование уверенности в себе у подростков / А. А. Папура // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2010. - № 5. - С. 110-114.
25. Кондратьева, Н. П. Развитие уверенности в себе подростков в процессе формирования коммуникативных компетенций / Н. П. Кондратьева, Е. В. Ерёмина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4 (20). - С. 42-45.
26. Коптева, Н. В. Онтологическая уверенность в себе / Н. В. Коптева // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 5. - С. 174-181.
27. Лапчик, М. П. О педагогике в условиях электронного обучения / М. П. Лапчик // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 2 (12). - С. 77-85.
K. Yu. Plotnikov, Center of the education (secondary school) № 47 Irkutsk THE POTENTIAL OF SINGING ACTIVITIES IN DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS' SELF-RELIANCE
This work is part of a series of articles on the theme of «Musical educatoin as modern Education that gets people through music». The article is updated employment problem is not only singing from the perspective of one of the varieties of musical activity, but in terms of the formation of personal qualities of the student (a teenager or a young man). The main author's idea is to provide singing as aesthetically decorated exercises for the development of self-confidence. The proposed method by the author called the «3D» (disembosom [soul], draw breath [singing breath], diction), it contains a description of the basic rules of singing and achieve the main (for the development of personal qualities) effects of singing. As a result of the analysis, in the conclusions, the author sums up the educational benefits of the proposed approach, indicating the organizational forms of realization of the ideas presented, poses new challenges (development methodology, selection of repertoire and so on.). Material is addressed not only to fellow scientists, and practicing teachers.
Keywords: vocal, singing breathing, diction, artistic image, self-confidence, music and computer technologies.
References
1. Dubyansky S. I. Self-identification - without beginning search (identity and conditioning, self-identification in the structuring of the «I»). Mirpsychologii, 2012, No 1, pp. 76-84.
2. Yuzhaninova Е. R. Keidiya K.Z. Self-identification of the contemporary person: reasons of crisis and its development in the cyberspace. Teoriya ipraktika obshhestvennogo razvitiya, 2013, № 4, pp. 28-35.
3. Soina I. А. Dynamics of personal social-psychological space in different educational systems and its impact on the individual. Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika, 2010, No 2, pp. 50-54.
4. Zagvyazinskii V. I. Strategic guidelines for the development of national education and the ways of their implementation. Obrazovanie i nauka, 2012, No 4, pp. 3-15.
5. Korsakova I. A. On the question of the ontological status of music. Nauka i sovremennost', 2010, № 5-1, pp. 108-112.
6. Plotnikov K. Yu. Use of music-computer technologies in basic general education as the implementation of individual educational routes (case of computer science and music lessons in secondary school). Nauchnoe mnenie, 2014. No 8. pp. 364-368.
7. Plotnikov K. Yu. Pedagogical potential of music and computer technology in general education. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, No 5 (112), Vol. 2, pp. 352-356.
8. Plotnikov K. Yu. The development of youth music & computer technologies as a reflection of the main trends of modern education's elaboration. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Vestnik IrGSKhA», 2015, 70 th edition, october, pp. 152-158. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.70.
9. Plotnikov K. Yu. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uroki muzyki v obshcheobrazovatel'noi shkole: V 2 ch.: Ch. I: Innovatsionnaya obrazovatel'naya programma [Information technologies in education: music lessons in secondary school: In 2 parts: Part I: An innovative educational program], St. Petersburg: Izd. RGPU im. A. I. Herzena, 2013, 229 p.
10. Frolova E. M. Metodicheskaya sistema vokal'nogo razvitiya studentov razlichnykh ispolnitel'skikh spetsial'nostei v usloviyakh vuzovskogo obrazovaniya: Author's abstract dissertation's ... PhD in educ. Sc. [Methodical system of vocal's development of students studying different specialties performing in terms of higher education], Moscow, 2013, 26 p.
11. Koval L. M. Integrativnyj podkhod k obucheniyu ehstradnykh pevtsov (na primere raboty so studentami muzykal'nogo fakul'tetapedagogicheskogo vuza): Author's abstract dissertation's ... PhD in educ. Sc. [The integrative approach to learning crooners (for example, work with students pedagogical high school music department)], Moscow, 2013, 26 p.
12. Korsakova I. A. Struktura muzykal'no-khudozhestvennoj kommunikatsii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, No 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22023.
13. Noskova T. N., Tumaleva E. A., Shilova O. N. Information technologies in education and high-tech learning environment. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2012, No 2, pp. 83-87.
14. Plotnikov K. Yu. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uroki informatiki i muzyki v obshcheobrazovatel'noi shkole: V 2 ch.: Ch. II: Innovatsionnyj uchebno-metodicheskij kompleks. [Information technologies in education: music lessons in secondary school: In 2 parts: Part II: Innovative training complex], St. Petersburg: Izd. RGPU im. A. I. Herzena, 2013, 116 p.
15. Belousenko M. I. The role of articulation and diction in solo singing. Their advantages and disadvantages [Electronic document]. Kontsept, Sovremennye nauchnye issledovaniya. 2015, Vypusk 3. URL: http://e-koncept.ru/2015/85262.htm.
16. Yuzhaninova Е. R. Voice technology - an important component of business communications. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2008, No 1, pp. 96-98.
17. Gorbunova I. G. Computer music technologies as a socio-cultural factor of personal intellectual and emotional development in the digital age school. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015, No 5, pp. 22-29.
18. Gorbunova I. G., Plotnikov K. Yu. Mastering of computer music technologies by teenagers on the basis of smartphone applications (in the context of cultural and educational environment formation). Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 2015, No 20, pp. 272-275.
19. Plotnikov K. Yu. The role of music and computer technologies in building and implementation of an individual educational route of an adolescent. Pedagogicheskii zhurnal. 2015, No 6. pp. 50-65
20. Plotnikov K. Yu. Music and computer technologies in the implementation of individual educational routes of youth. Nauchno-prakticheskii zhurnal «Vestnik IrGSKhA», 2015, 69 th edition, August, pp. 153-160. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.69.
21. Gorbunova I. G., Plotnikov K. Yu. The meaning of music and computer technologies in the educational system of a children's summer camp. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2015, No 6, pp. 138-142.
22. Plotnikov K. Yu. Metodicheskaja sistema obuchenija informatike s ispol'zovaniem muzykal'no-kompjuternyh tehnologij: Monografija [Methodical system of training to computer science using music and computer technology: a monograph], St. Petersburg: Lema, 2013, 268 p.
23. Papura A. A. Correlation Between self-confidance and quality of life of adolescents. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii, 2010, No 9, pp. 114-122.
24. Papura A. A. Formation of self-confidence among adolescents. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo ped. universiteta, 2010, No 5, pp. 110-114.
25. Kondrat'eva N. P., Eremina E. V. The development of adolescent's self-confidence in the process of forming communicative competence. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2014, No 4 (20), pp. 42- 45.
26. Kopteva N. V. Ontological security and self-confidence. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya, 2011, No 5, pp. 174-181.
27. Lapchik M. P. The pedagogy in terms of e-learning. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2013, No 2 (12), pp. 77-85.
© К. Ю. Плотников, 2016
Автор статьи - Константин Юрьевич Плотников, кандидат педагогических наук, Центр образования № 47 г. Иркутска, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
В. В. Безденежных, кандидат психологических наук, гимназия № 25 г. Иркутска.
Я. В. Безрукова, кандидат технических наук, Центр общего и дополнительного образования Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области».
УДК 378.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.23.170
Ю. Б. Дроботенко, Омский государственный педагогический университет
ИЗМЕНЕНИЕ ЭТОСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
В статье представлены результаты исследования, раскрывающего сущностные черты этоса педагогической профессии, его структуру и основные изменения, которые происходят в этосе педагогической профессии под влиянием социокультурных процессов современного общества. На основе анализа работ по философии и социологии образования, педагогике автор даёт определение понятию этоса педагогической профессии, описывает модели этоса педагогической профессии и объясняет факторы, влияющие на его развитие и трансформацию. В представленных автором выводах содержится заключение о том, что этос педагогической профессии - это исторически обусловленное явление, детерминированное конкретными социокультурными рамками, достаточно устойчивое к изменениям и обладающее «скрепляющим» свойством, которое задаёт ценностно-нормативные ориентиры профессиональной деятельности педагогов. Результаты проведённого исследования можно использовать для объяснения и прогнозирования изменений в развитии педагогической профессии, изменений в профессионально-педагогических ценностях и нормах, изменений профессиональной идентичности педагогов. Ключевые слова: педагогическая профессия, этос, модели этоса, этос педагогической профессии, профессионально-педагогические ценности и нормы, профессионально-педагогическое сообщество, профессиональная идентичность учителя, изменения, социокультурные условия.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-06-00251
Сегодня не утихают дискуссии, обсуждения, споры по поводу того, что представляет собой учитель в современном мире, каково современное понимание педагогической профессии и что меняется в профессиональной деятельности педагога в условиях складывающейся новой социальной реальности. Выдающийся учёный-математик и мыслитель XX века Н. Н. Моисеев сказал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель... тот, кто создаёт систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации. Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века!» [1].