Научная статья на тему 'Потенциал перехода экономики Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «Зеленой» экономики'

Потенциал перехода экономики Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «Зеленой» экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / БАЙКАЛЬСКИЙ СУБРЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янтранов Александр Евгеньевич, Сангадиева Ираида Гомбоевна

Обосновывается необходимость перевода Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики. Процесс трансформации предлагается начать с использования потенциала в сельском хозяйстве, туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янтранов Александр Евгеньевич, Сангадиева Ираида Гомбоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал перехода экономики Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «Зеленой» экономики»

Потенциал перехода экономики Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики Potential of the transition of the Baikal region's economy to sustainable development based on the principles of a "green" economy

Янтранов Александр Евгеньевич Yantranov Alexandr Evgenievich

кандидат экономических наук заведующий лабораторией региональной экономики Научно-исследовательский центр Институт экономики и управления

Бурятского государственного университета

E-mail: [email protected] Сангадиева Ираида Гомбоевна Sangadieva Iraida Gomboevna доктор экономических наук, профессор ведущий научный сотрудник Научно-исследовательский центр Институт экономики и управления Бурятского государственного университета E-mail: [email protected]

Аннотация:

Обосновывается необходимость перевода Байкальского региона к устойчивому развитию на принципах «зеленой» экономики. Процесс трансформации предлагается начать с использования потенциала в сельском хозяйстве, туризме.

Abstract:

The necessity of transferring the Baikal region to sustainable development based on the principles of a "green" economy is substantiated. The process of transformation is proposed to begin with the use of potential in agriculture, tourism.

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, стратегия развития, институты развития, Байкальский субрегион.

Keywords: sustainable development, «green» economy, development strategy, development institutions, Baikal subregion.

Введение

Необходимость в проведении исследования потенциалов региональных экономик к переходу к устойчивому развитию продиктована актуальностью создания единой методологической базы по формированию высокопроизводительной конкурентоспособной экономики, основанной на "умной силе" человеческих знаний и традиционном укладе местных сообществ. Для Байкальского субрегиона перевод пастбищного животноводства сибирских народов, мясная переработка и других традиционных видов бизнеса, характерных для местных сообществ, на принципы "зеленой" экономики даст возможность повысить численность поголовья пастбищного животноводства, продуктивность ведения хозяйств, создать региональные бренды, характеризующие "зеленые" пятна экономики России: «Мясной пояса», «Байкальская Евразия», «Большая байкальская тропа» и др. с одновременным обеспечением устойчивости развития экономики [2, С. 112].

Научная новизна таких исследований заключается в интеграции традиций исторически сложившегося хозяйственного уклада с современными достижениями научно-технологического прогресса в сферах «зеленой» экономики; в пионерном характере методологических подходов к созданию экологически устойчивого природопользования на Байкальской природной территории, Транс-Саянском ареале; исследовании традиций, обычаев, деловых и социальных коммуникаций местных сообществ в методах ведения пастбищного животноводства и других видов хозяйствования (добыча рыбы и ее переработка, сбор дикоросов и др.), выработке на этой основе предложений по созданию рыночных и социальных институтов для секторов «зеленого» развития на принципах устойчивого развития; в разработке методологических подходов и методических приемов определения потенциала полного запаса капитала конкретного аграрного ареала.

Генезис категории устойчивого развития своим началом обязан Конференции ООН по проблемам окружающей среды, состоявшейся в Стокгольме в 1972 г., в декларации которой, впервые в истории человечества

были сформулированы 26 принципов, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды человека.

Развитие Стокгольмской декларации продолжилось в последующем на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г., так называемом «Саммите Земли», где была сформулирована «Повестка на XXI век», а основные положения Декларации стали одним из источников экологического права для большинства стран - участников.

На встрече Организации Объединенных Наций «Рио+20» в июне 2012 года формулируются новые приоритетные подходы в достижении устойчивого развития, основанные на принципах «зеленой» экономики, которые были закреплены в итоговом документе конференции «Будущее, которого мы хотим» (The Future We Want). Основополагающий принцип - повышение благосостояния населения должно происходить исключительно при снижении отрицательного воздействия на природную среду [11, 4].

Спустя 3 года на состоявшемся в Нью-Йорке в 2015 г. Саммите ООН по принятию Повестки дня в области развития на период после 2015 года были утверждены для всех стран-членов организации «Цели устойчивого развития до 2030 года»,которые были зафиксированы в итоговом документе «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (англ. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development). Участниками Саммита было 193 страны. Всего было сформулировано 17 Глобальных целей и 169 соответствующих задач, носящих комплексный, интеграционный характер, обеспечивающих сбалансированность всех трех компонент устойчивого развития: экономического, социального и экологического, а это требует разработки новой модели социально-экономического развития [1]. С уверенностью можно утверждать, что концептуальные требования к социально-экономической модели на уровне стран были сформулированы четко [7, с. 195].

Перспективы развития на принципах «зеленой» экономики

Определение «зеленой» экономики сформулировано UNEP (United Nations Environment Program), как экономики, приводящей к «улучшению благосостояния людей и социальному равенству, значительно уменьшая экологические риски и экологические дефициты» [4, с.17]. Главная цель "зеленой» экономики - обеспечить экономический рост и рост инвестиций, одновременно обеспечив при этом улучшение качества окружающей среды и социальной интеграции [4, с.20].

Как известно, концепция устойчивого развития на принципах «зеленой экономики» включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии (феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.), связанных с проблемами устойчивого развития [2, С. 39]. Наиболее известные исследователи - Р. Эмерсон, Дж. Беддингтон, У. Белл, А. Косби, П. Нювелл, Р. Ставинс, Дж. Стиглиц, Н. Штерн и др.

В России переход к устойчивому развитию экономики отнесен к вопросам национальной безопасности. «Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация... сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:... экономический рост достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; ... экология живых систем и рационального природопользования, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны.» [8].

Успешность дальнейшего содержательного и пространственного продвижения Концепции устойчивого развития на принципах «зеленой» экономики зависит от степени его теоретико-методологической разработанности - с одной стороны, и практической взаимосвязанности друг с другом принципов исторического традиционализма хозяйственного уклада для

традиционных обществ с инноватикой современного научно-технического прогресса - с другой. Еще предстоит вывести на общепринятый уровень формулировку определения самой категории устойчивого развития на принципах «зеленой» экономики, продолжая развивать методологический аппарат определения пороговых значений истощения факторов природных услуг в традиционной экономике, а также оценки полного запаса капитала «зеленой» экономики применительно к отрасли животноводства и другим укладным отраслям экономики.

Особое место занимают вопросы становления институтов развития устойчивого развития на принципах «зеленой» экономики в местных сообществах, особенно среди коренных народов. Единственно эффективный способ преодоления существующих противоречий между экономикой, экологией, демографическим и социальным благополучием коренных и малочисленных народов России - это разработка и внедрение новой модели и Байкальский регион может стать одной из модельных территорий [9, С. 119].

Кроме байкальского фактора дополнительным основанием для реализации новой модели именно в Байкальском регионе может служить тот факт, что естественно-географическое местоположение Транс-Саянского и Байкальского субрегионов - в самом центре огромного европейско-азиатского суперконтинента с «наибольшей полнотой естественно-промышленного одарения» (по П.Н. Савицкому - одному из основателей евразийского движения), волею судеб соединившего в единое духовно-культурное пространство цивилизаций Востока и Запада, сформировало свой колорит традиционализма евразийских ценностей: сочетание толерантности и комплиментарности разных этнокультур и конфессий ко всему новому и умеренного консерватизма. Поэтому, с точки зрения человеческого капитала, ограничений в культивировании элементов «зеленой» экономики в традиционным видах деятельности в том числе животноводстве местных сообществ нет. Необходимо проведение лишь отдельного предметного

самостоятельного исследования по развитию государственных и гражданских институтов.

С другой стороны, приоритетность настоящего предмета исследования исходит из характеристик этноэкономики:

•Является малозатратной и жизнеобеспечивающей; в этой роли на нее не влияют внешние вызовы и угрозы в виде кризисов, а с учетом минимальных вложений - быстро реализуема.

•Базируется на возобновляемых источниках и ресурсах, поэтому имеет вечный потенциал.

•Экологична и сбалансирована с законами природы, из-за чего природные услуги неистощительны, а органопродукция превосходит по питательным, вкусовым и экологическим характеристикам своих конкурентов - аналогов, произведенных по интенсивным технологиям [10, с.232].

О резервах экстенсивных факторов развития свидетельствует пример соседней к Байкальскому региону Монголии: на 3,1 млн. населения приходится около 61,5 млн. голов скота [5], т.е. 19,8 - на одного жителя и 39 головы на 1 кв. км. 562,8 а в Республике Бурятия, например - 0,57 и 1,6 головы, соответственно. Резерв - несколько порядков. С учетом коэффициента урбанизации и удельного веса труднодоступных для животноводства территорий, реальный резерв роста поголовья - порядка 6-7 млн. (7,7 раза). Сопоставимые значения и в Республиках Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и Иркутской области. Наряду с резервами, связанными с увеличением поголовья пастбищного животноводства, значительные возможности и в области повышения его продуктивности на основе использования новых технологий. Таким образом, с переводом на принципы «зеленой» экономики животноводства субрегион по праву обретет бренд «Мясного пояса «зеленой» экономики России».

В свое время вопросами развития традиционного пастбищного животноводства в сибирских регионах занимались многие ученые. Среди исследователей этноэкономики народов Сибири были историки: И.А.

Асалханов, И.Б. Батуева, Н.П. Егунов, Р.А. Кудрявцев,А.П. Щапов; географы: Б.О. Гомбоев, А.К. Тулохонов, К. Хэмфри; специалисты по технологии сельского хозяйства: М.Н. Балков, К.Т. Мункоев, М.Н. Нармаев, С.Б. Помишин и экономисты: В.Р. Боев, П.М. Першукевич, Г.С. Яскина и др.

Основными направлениями исследований в области истории пастбищного животноводства являлся генезис и хронология его развития; в области географии - его пространственное рассредоточение; в области технологии животноводства приоритетами исследований были - особенности кормления и содержания видов и пород скота, культивируемые в Южной Сибири; экономики - экономическая эффективность пастбищного животноводства. Однако вопросы развития традиционного животноводства народов Сибири в контексте "зеленой" экономики исследованы фрагментарно.

Еще одной отраслью в данном начинании по нашему мнению является туризм. Развитие туризма - это возможность поддержания баланса между потребностями в сохранении окружающей среды и доходной деятельностью от привлечения внутренних и иностранных туристов. Туризм представляет собой дополнительный инструмент продвижения Республики Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области, паломничества сюда граждан со всего мира, территория для коммуницирования с теми представителями индустриального общества, которые ищут гармонию между технократией и духовностью, между экономическим благополучием и экологической устойчивостью и т.д.

Самые привлекательные виды - оздоровительный, религиозный и ознакомительный туризм, которые продвигают регион для наиболее просвещенной категории граждан. Основные надежды связаны с туристическим потоком из стран АТР, СНГ и регионов России. Развитие целевого туризма, ориентированного на пропаганду «зеленой» цивилизации, стимулирует местные сообщества повышать качественные характеристики территории как в экономическом плане, так и в социальном, экологическом и маркетинговых аспектах [6, с. 275].

Перспективы растениеводческой отрасли имеют меньший потенциал, чем животноводство, но в тоже время, ее подъем до должного уровня, обеспечит местные потребности на уровне рациональных норм питания по таким видам продукции региональной специализации, как крупы (кроме риса), мука, картофель и овощи. Для нужд быстроразвивающегося туризма в продовольствии необходимо межрегиональное и импортное дополнение.

В последние годы усиливается тенденция проведения комплексных исследований, охватывающих экологические проблемы в увязке с решением экономических, социальных и культурных задач. Однако нераскрытый пласт исследований кроется в предлагаемой нами системной триаде: повышение экономической эффективности, достижение социальной справедливости и экологической устойчивости.

Заключение

Потенциал быстрого перехода экономики на принципы устойчивого развития у Байкальского региона большой. Важно выстроить стратегическую ось и последовательно вводить этнохозяйственные практики. Не менее важным является выстраивание институтов реализации стратегии мягких технологий системного управления разрозненными хозяйствующими субъектами для формирования взаимовыгодных горизонтальных и диагональных связей.

И особое значение конечные результаты данного исследования имеют для коренных народов Сибири и Дальнего Востока, которым «зеленая» экономика вернет самобытность традиционного хозяйственного уклада - основы для преодоления демографической обреченности и встраивания в глобальное социальное и рыночное пространство.

В дальнейшем необходима разработка конкретных продуктов при решении прикладных задач:

-при формировании научно обоснованной Концепции развития экономики Байкальского региона и Байкальской природной территории в частности, основанной на принципах "зеленой" экономики;

-при разработке проекта «дорожной» карты перехода от традиционной экономики к модели устойчивого развития на принципах «зеленой» экономики;

- при разработке комплекса рекомендаций для федерального и регионального уровней государственного управления по формированию государственной политики и механизмов развития отраслей в соответствии с принципами устойчивого развития экономики;

- при разработке учебных и научно-методических пособий для учащихся и студентов по теме проекта.

Библиографический список:

1. Open Working Group proposal for Sustainable Development Goals (англ.). Sustainable Development Knowledge Platform. United Nations.

2. Атанов Н.И., Янтранов А.Е. Потенциал «зеленого развития» Республики Бурятия // ЭКО, 2015 - №11(497) - С. 111-119

3. Беломестнов В.Г., Хайхадаева О.Д., Максарова Д.Д., Багаев А.Н. Формирование эколого-ориентированных экономических кластеров как основа развития региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2017. - №1 - ч. 1. - С. 39-43

4. Навстречу «зелёной» экономике: Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. - Найроби (Кения); Москва: ЮНЕП, 2011.

5. Отчеты о численности поголовья скота Национального статистического комитета Монголии [Электронный ресурс] URL: http://www.en.nso.mn (дата обращения: 25.12.2016).

6. Рубан В.А. Методология управления качеством развития территориально-отраслевых систем на основе партнёрства // Проблемы современной экономики, 2012 - №2 - С. 274-277

7. Рубан В.А. Роль социальных ресурсов в модернизации экономики регионов России // Проблемы современной экономики, 2014. - №4(52) - С. 193196.

8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020-го года» [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 25.11.2016)

9. Шаралдаева И.А., Ващенко Е.В. Институциональные особенности развития байкальской природной территории // Вестник ВСГУТУ, 2015 - №2 -С. 115-122

10. Янтранов А. Е. Российско-монгольское сотрудничество в сфере трансформации этноэкономики в "зеленую" экономику [текст]/Атанов Н. И., Янтранов А. Е. // Материалы 2-й международной конференции "Специфика территориальных и природных условий в социально-экономическом развитии страны" / под общ. ред. доктора, профессора Г. Нямдаваа, Улан-Батор, 2015. — С. 231-235.

11. Яшалова Н.Н. Стимулирование устойчивого эколого-экономического развития региона. Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. М.: 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.