Научная статья на тему 'Потенциал памятников культуры в системе расселения'

Потенциал памятников культуры в системе расселения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / SPACE / РАССЕЛЕНИЕ / SETTLING / ОБРАЗНЫЙ ЗНАК РОДНЫХ МЕСТ "РОДОВАЯ ГОРА" / УНИКАЛЬНОСТЬ МЕСТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / UNICITY OF PLACE / УРОЧИЩЕ БАРСОВА ГОРА / BARSOVA MOUNTAIN / РЕЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RIVER CIVILIZATION / DOMINANTS / NATURAL BOUNDARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарев Виталий Владимирович, Лазарева Ирина Владимировна, Мельникова Галина Леонидовна

The article is dedicated the role of natural and cultural vernacular dominants in the process of settling. Numerous ethnocultural monuments are traced in the materials studied from the time of paleolith, allow to estimate centuries-old history of mastering of the river 0b basin as one of most ancient river civilizations on the planet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лазарев Виталий Владимирович, Лазарева Ирина Владимировна, Мельникова Галина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал памятников культуры в системе расселения»

Потенциал памятников культуры в системе расселения

В.В.Лазарев, И.В.Лазарева, Г.Л.Мельникова

Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалось ему организовать эти пространства.

Н.А.Бердяев

Города представляют собой неотъемлемую часть исторического процесса развития человечества в координатах «пространство - время»1. Пространство города в конкретной точке планеты объективно зависит от геодинамического состояния места его расположения в природной зоне. Поэтому у населения каждого города с его исторически сложившейся функционально-планировочной структурой всегда есть свои приоритеты в выборе места. Со временем в ходе цивилизаци-онного и историко-культурного процесса роль и значимость выбранного места может меняться [1, 2].

Распределение исторических и современных поселений фиксирует дуализм восприятия места: с одной стороны, по степени его пригодности для проживания, с другой - по значимости культурно-сакрального потенциала для конкретного сообщества. Неудивительно, что для членов этого сообщества такие места, изначально пригодные для их жизни и воспринимаемые как сакральные, становятся исконными, - так складываются коренные народы. Поэтому исторические миграции зачастую провоцируются не только военными конфликтами, но и памятью каждого народа о своем месте на земле. Только там природное и этнокультурное восприятие становится ему близким, родным, и появляется его сакральное место.

Как отмечал Ю.М.Лотман, природа нам дана изначально, а культуру человек делает сам.

При многообразных изменениях во времени функций и планировочных структур городов, а также полиэтнического состава населения неизбежно происходит смена восприятия им значимости места проживания во многом под влиянием как повышения уровня технического прогресса, так и расширения горизонтов познания мира. Хорошо известно, что палеоазиаты - коренное население на пространстве Западной Сибири - занимали свои природные ниши в зависимости от этнокультурных и религиозных предпочтений. Это наглядно демонстрирует своеобразие сложившейся сети расселения [3]. Этническая

1 Согласно документам, города существуют более 5 тыс. лет, но - по результатам всемирных переписей - к началу XXI века население 19 городов уже превышало 10 млн человек, а к третьей четверти столетия превысит 80% населения планеты.

память фиксировала особенности природных ландшафтов расселения, а визуально воспринимаемая пластика рельефа закреплялась в сознании каждого жителя как своеобразное сакральное место. «Человечество ещё не вышло из человеческого рода», - отметил в свое время Н.А.Бердяев.

Показательно, что сформировавшаяся в Западной Сибири в течение тысячелетий система расселения была, по существу, предопределена особенностями ландшафта, физико-географическими и геоморфологическими условиями (рис. 1).

Поэтому ханты расселялись на одном берегу реки Оби, а манси на другом. В то же время татарский этнос как целостность занимал территорию по обоим берегам Тобола и Иртыша и среднее Пообье. Нельзя также забывать, что историческое и

Гранины блоков морфоструетурного районирования: I - третьего ранга, 2 - второго ранга, 3 - первого ранта. 4 - надранговые границы Западно-Сибирской плиты.

Рис. 1. Схема физико-географических и геоморфологических особенностей территории Западно-Сибирского региона. Темно-красной линией обозначена наиболее крупная структурная ее единица - Западно-Сибирская плита, расчлененная на крупные блоки, которые отмечены ярко-красной линией. Геоморфологические районы в пределах крупных блоков очерчены черными линиями; морфоструктурные узлы их сопряжения пронумерованы арабскими цифрами

современное название «Сибирь» досталось нам в наследство от одного из поселений татар (рис. 2 а, б).

Река Обь имеет значительный участок широтной ориентации с востока на запад. На схеме четко прослеживается наличие археологических памятников именно на этом участке. Возникает вопрос - почему? Судя по имеющимся данным, именно здесь были наиболее благоприятные условия для жизни человека еще с глубокой древности. Неудивительно, что самоназвание коренных жителей по Оби - «селькупы», то есть «люди реки». Использование радиоуглеродного метода исследования позволило определить, что поселения в этих местах существуют уже 13-15 тысячелетий.

Люди каменного века, изготавливавшие орудия труда и оружие из камня, кости и дерева, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. К самым ранним свидетельствам промысловой деятельности древнего населения Сургутского Приобья относятся находки в районе урочища Барсова гора -по сути, уникального места. Высокий, до 33 м над уровнем реки Оби, этот лесной участок выделялся среди болот: с северной стороны его границей была болотистая пойма шириной 3,5 км, а с восточной - протока Утопля, близко подходящая к берегу. По легенде именно здесь погиб хантыйский вождь Барс (Барц), именем которого названы и речка, и урочище.

В районе местных поселений, датируемых серединой I тысячелетия до н.э. и I тысячелетием н.э., то есть ранним железным веком, в разное время были найдены сохранившиеся кости лосей, северных оленей, медведей, зайцев, бобров, соболей и других животных. Это позволяет с уверенностью утверждать, что местное население успешно занималось охотой. Природа обеспечивала благоприятные условия для многовекового проживания населения именно в районе Средней Оби.

В таежной зоне Западной Сибири стоянки неолитического человека встречаются не повсеместно. Основной массив памятников археологии сосредоточен в урочище Барсова гора, а также в бассейне реки Конды, в верховьях рек Туры и Тавды. В памяти этносов они сохраняются как сакральные места.

Раскопки Археологической комиссии России, учрежденной в 1859 году, позволили выявить древние артефакты, относящиеся к скифам Сибири [5]. Однако наиболее раннее описание Евразийского пространства подготовил Филипп-Иоганн Страленберг (1676-1747) - шведский подполковник, сопровождавший Карла XII во время его похода в Россию, участник Полтавской битвы. В качестве пленника был сослан Петром I в Сибирь и пробыл там 13 лет. Получив позволение путешествовать по Сибирскому краю, он составил подробную карту. По возвращении в Швецию Страленберг издал на немецком языке свою рукопись «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии». На русском языке эта работа впервые была напечатана в 1797 году.

В урочище Барсова гора в окрестностях города Сургута первые археологические раскопки начал политический ссыльный В.Ф.Казаков в 1889 году, а продолжил их в 1890-м проректор Томского университета С.М.Чугунов. Но собранные ими материалы были утрачены, а результаты проведенных исследований неизвестны. К счастью, была сохранена коллекция, собранная при раскопках под руководством Ф.Мартина2 (рис. 3). Долгое время практически единственным научным трудом, посвященным археологическим исследованиям в Сургутском Приобье, была изданная в Стокгольме в 1935 году работа шведского востоковеда Т.Ю.Арне.

Новые открытия памятников археологии в Сургуте и его окрестностях произошли на рубеже 1960-1970-х годов благодаря экспедициям Уральского университета. Работы археологов Екатеринбурга - при сопоставлении данных этнографии и археологии - позволяют провести ретроспективный анализ материальной и духовной культуры народов региона на протяжении тысячелетий, а также выявить при одновременном оперировании данными по истории освоения сибирских

Рис. 2 а. Расселение сибирских народов в ХVII веке [3] Рис. 2 б. Схема расположения археологических памятников в бассейне реки Оби. Относится к 1953 году. Район археологических памятников Усть-Палуй на схеме обозначен красным

2 Фредерик Мартин родился в 1868 году в Стокгольме, с юношеских лет посвятил себя изучению археологии, этнографии и искусства Востока. В 1904-1908 годах работал экспертом в шведском посольстве в Константинополе. Большую часть жизни ученый провел в путешествиях; его коллекции были показаны на выставках в Стокгольме (1897) и Мюнхене (1910).

лесов и степей этноландшафтные основы расселения и развития городов, особенности межэтнических контактов в ходе миграций населения, проблемы взаимодействия и взаимообогащения различных этнокультур в общем пространстве жизнедеятельности.

В зависимости от особенностей межэтнических контактов в условиях предпочтения и выбора конкретных мест расселения различных этнических общностей в пределах города (иного поселения) происходит своеобразная «пульсация» городской черты (рис. 3) [6].

Некогда городскую черту, утверждаемую законодательно, называли «померий» и фиксировали пограничными знаками. Однако в ходе любой землеградоустроительной работе выявлялось расположение населенного места в пределах сопряжения структурно-тектонических блоков земной коры, выражающегося в пластике рельефа. Символика знаковых сооружений отображает доминанту этнического и полиэтнического сообществ, а их сохранность во времени означает целостность государства.

Современный город Сургут представляет собой реализованную модель взаимосвязи этносов на просторах Сибири. В марте 1994 года в Сургуте прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная 400-летию города. В числе более 100 ее участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Сыктывкара, Сургута, Тобольска, Томска и Тюмени были докладчики из Венгрии (Л.Викар, О.Трогмайер, И.Фодор) и Англии (Коллинз, Лидз).

Тематика 92 докладов на этой конференции охватывала большой круг проблем, связанных с изучением истории расселения жителей Западно-Сибирской равнины, их традиционной

Рис. 3. План местонахождения археологических раскопов в урочище Барсова гора (Барсов городок в окрестностях Сургута), проведенных в 1891 году под руководством Ф.Мартина

культуры. Этот регион является прародиной финно-угорских народов, однако по неизвестным причинам на юбилейной встрече не были представлены материалы ученых из Финляндии и Швеции. Безусловно, их сообщения представляли бы особый интерес, поскольку со времени проведения археологических раскопок Ф.Мартином прошло более столетия.

В современном мире существуют две кардинальные по своему характеру тенденции, раскрывающие комплекс проблем, относящихся к сфере обеспечения качества среды жизнедеятельности, градостроительства и архитектуры. Одна связана с усилением процесса интеграции, некоторым «выравниванием» уровня этнокультур, а также другая - с известным с конца XX века этническим парадоксом, отражающим растущее стремление этнических групп и народностей сохранить своеобразие традиционной культуры и ее неповторимость.

При взаимодействии процессов глобализации и регионализма наиболее актуальной для теории и практики градостроительства становится проблематика сохранения памятников культуры и исходного ландшафта как национального достояния. В своей работе «О России» историк и публицист Иван Ильин писал: «В недрах нашего прошлого нам даны великие залоги и благодатные источники». И все же в наше время уникальный природный памятник федерального значения - Барсова гора подвергается разрушению ради решения сиюминутных задач. К сожалению, такого рода разрушения не единичны не только в нашей стране, но и в мире в целом. Тому пример - разрушение Пальмиры на территории Сирии.

Для Руси-России одним из сакральных мест является Аркаим - уникальная территория в истории расселения народов мира. Материалы археологов, историков, этнологов и социологов о размещении более чем 20 поселений возрастом свыше 4,5 тыс. лет в центре Евразии позволили признать протогород Аркаим объединяющим их центром. Ныне подтверждены уникальность расположения Аркаи-ма в центре Евразии и его роль как интегратора расселения различных этнических сообществ.

Параметры центральной части Аркаима и его фиксация по астрономическим ориентирам абсолютно точно были повторены в астрономо-культовых сооружениях этой широты: Стоунхендж в Великобритании, на территории Бранденбурга в Германии, на Алтае, в Китае.

Аркаим в силу его конкретного положения на сакральной территории различных народностей, можно счи-

тать северной прародиной человечества. Многочисленные исторические и современные исследования документально подтверждают, что пространство Евразийского континента уже не одно тысячелетие является родиной многочисленных этносов, которые воспринимают его ландшафты как свои оберегаемые национальные и сакральные места.

Древнейшим форпостом в истории Руси - России можно считать Старую Ладогу. Еще в 1116 году был заложен первый камень крепости, которая в 1164-м смогла выдержать мощную осаду шведов. По преданию, в честь этого события была сооружена цитадель Святого Георгия Победоносца, ставшая сакральным местом на берегу Ладожского озера. Соединение на одном участке планеты объекта культурного наследия с его исторической значимостью как сакрального места полиэтнической общности послужило основой для внесения Старой Ладоги в Список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Литература

1. Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 1995.

2. Саваренская Т.Ф. Историко-культурный потенциал города и его место в современном градостроительстве // Градостроительство России XXI века: сборник научных статей. РААСН. М., 2001. С. 211-213.

3. The Paleolithic of Siberia. New Discoveries and Interpretations. Edited and compiled by Anatoliy P. Derevyanko, Demitri B. Shimkin and W. Roger Powers. Institute of Archaeology and Ethnography Siberian Division, Russian Academy of Sciences, Novosibirsk; University of Illinois Press Urbana and Chicago. 1998.

4. Национальное пространство / Под общ. ред. В.В. Лазарева. М.: АСВ, 2008.

5. Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 35. М.: Изд. АН СССР, 1953.

6. Лазарева И., Мельникова Г., Лазарев В. Город во времени и пространстве // Муниципальная власть. Март-апрель 1999. С. 14-18.

Literatura

1. Gorod kak sociokuljturnoe yavlenie istoricheskogo processa. M.: Nauka, 1995.

2. Savarenskaya T.F. Istoriko-kuljturnyj potencial goroda i ego mesto v sovremennom gradostroitelstve // Gradostroitelstvo Rossii XXI veka: sbornik nauchnyh statej RAASN. M., 2001. S. 211-213.

4. Nacionalnoe prostranstvo / Pod obshch. red. V.V.Lazareva. M.: ASV, 2008.

5. Materialy i issledovaniya po arheologii SSSR. Vyp. 35. M.: Izd. AN SSSR, 1953.

6. Lazareva I., Melnikova G., Lazarev V. Gorod vo vremeni i prostranstve // Municipalnaya vlast. Mart-aprel 1999. S. 14-18.

The Potential of Cultural Monuments in the Settlement

System.

By V.V.Lazarev, I.V.Lazareva, G.L.Melnikova

The article is dedicated the role of natural and cultural vernacular dominants in the process of settling. Numerous ethnocultural monuments are traced in the materials studied from the time of paleolith, allow to estimate centuries-old history of mastering of the river Ob basin as one of most ancient river civilizations on the planet.

Ключевые слова: пространство, расселение, образный знак родных мест - «родовая гора», уникальность места жизнедеятельности, урочище Барсова гора, речная цивилизация.

Key words: space, settling, dominants, unicity of place, natural boundary, Barsova Mountain, river civilization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.