Научная статья на тему 'Потенциал организации как основа её конкурентоспособности'

Потенциал организации как основа её конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / POTENTIAL / MANAGERIAL DECISIONS / INNOVATIONS / RESOURCES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полунина Н. Л.

В данной статье уточнено понятие экономического потенциала предприятия. Инновационный потенциал предприятия и персонала рассмотрен как конкурентное преимущество. Возможностью добиться конкурентоспособности организации является использование внутренних уникальных ресурсов знаний, умений, квалификаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF ENTERPRISE AS A BASE OF HER COMPETITIVENESS

In this article the conception of economic potential is made. Innovation potential of enterprise and staff is regard as competitive advantage. The opportunity to obtain competitiveness of enterprise is application of internal unique resources – attainments, skills, qualification

Текст научной работы на тему «Потенциал организации как основа её конкурентоспособности»

ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Н.Л. Полунина, магистрант

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

В данной статье уточнено понятие экономического потенциала предприятия. Инновационный потенциал предприятия и персонала рассмотрен как конкурентное преимущество. Возможностью добиться конкурентоспособности организации является использование внутренних уникальных ресурсов - знаний, умений, квалификаций

У каждого предприятия есть миссия. Миссия определяет совокупность ценностей компании. Стратегия предприятия - это стремление развития. В зависимости от стратегии необходимо установить цели предприятия. Установка целей и определение сроков их достижения - это задачи управленческого аппарата. Потенциал - это совокупность возможностей в какой-либо области для достижения определённых целей.

Экономический потенциал страны - совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие

производства и потребления. Экономический потенциал страны может быть представлен в виде комплекса взаимоувязанных потенциалов: научно-технического, промышленно-производственного, аг-рарно-промышленного, инвестиционного и социального развития и др. Каждый из указанных потенциалов может быть определен совокупностью потенциалов отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений, производящих промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию, оказывающих различные услуги производственного и непроизводственного назначения. При росте потенциала организации возрастает и потенциал региона, в свою очередь при росте потенциала региона происходит прирост потенциала страны. (Рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь экономических потенциалов.

Многие авторы определяют потенциал предприятия как совокупность его финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других ресурсов. Однако данный подход не может учесть, тот факт, что использование идентичных хозяйственных ресурсов в разных условиях не является гарантией одних и тех же экономических результатов.

Экономический потенциал предприятия - это возможность развития предприятия за счёт адекватных управленческих решений во всех сферах и на всех этапах деятельности, с учётом влияющих на

предприятие внешних и внутренних факторов. (Рис.2).

К ресурсам, которыми располагает предприятие, относятся: технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), финансовые ресурсы и возможности. Одновременно в состав предприятия включаются ресурсы организационной структуры системы управления. Предприятие должно обеспечить высокую эффективность функционирования за счет полного и рационального использования всех имеющихся у него ре-

сурсов. Ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия - все эти факторы имеют место в границах предприятия, но наличие их не может быть оценено в денежном измерении.

Деятельность по руководству людьми, умение

добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей сегодня определяется термином «менеджмент». Предприниматель - это творческая личность.

Рис. 2. ЭП на этапах деятельности предприятия

Билл Болтон и Джон Томпсон в своей книге "Предприниматели", дают следующее определение предпринимателя: Предприниматель - это человек, для которого творчество и инновации являются привычкой, в результате которой он, на основе замеченных им возможностей, создает и доставляет потребителю нечто новое и ценное. То есть, предприниматель - это человек, который должен выявить возможности, благодаря которым организация может формировать, поддерживать или развивать экономический потенциал.

Команда и её руководитель - это единое целое, система с возникающим синергетическим эффектом от взаимодействия людей в процессе труда между собой. Команда - это система, которую руководитель либо укрепляет, либо разрушает. Успех команды зависит от эффективности её лидера.

Если руководитель команды беспокоится только о своих личных и профессиональных интересах, команда распадается, так как действия ее становятся неэффективны. Напротив, если командный лидер заряжает энергией свою команду, такой коллектив решает поставленные задачи. Хорошая профессиональная подготовка и длительный опыт работы в компании являются необходимыми, но недостаточными критериями для выбора эффективного лидера. Лидер должен понимать сложившуюся корпоративную культуру и иметь доступ к руководству.

Лидер инновационной проектной команды должен обладать следующими ключевыми качествами:

• проявлять заинтересованность в потребностях и ожиданиях членов своей команды, потребителей, непосредственных начальников членов команды, топ-менеджеров компании;

• быть хорошим коммуникатором: поддерживать открытость внутри команды и разрушать внутри компании препятствия и барьеры, создаваемые работе проектной команды другими подразделениями и менеджерами;

• иметь способность управлять командой в условиях неопределенности (потребители, конкуренция, внутренние компетенции), которые могут возникать по ходу развития проекта.

Конечно, такие качества, как навыки управления проектами и навыки фасилитатора брейнсторминговых сессий, также очень полезны для проектного лидера, но они могут быть достаточно быстро приобретены через соответствующие тренинги. Перечисленные же ключевые качества не приобретаются быстро.

Для достижения компанией инновационного лидерства должны выполняться следующие основные корпоративные принципы:

• стремление к тому, что заведенный порядок вещей постоянно подвергается сомнению, а компания все время стремится превзойти текущий уровень работы на рынке; постоянный поиск, креативность и удивление потребителя;

• четко сформулированная инновационная стратегия, понятная сотрудникам, потребителям и инвесторам, и корпоративные бизнес-процессы и системы,

поддерживающую эту стратегию;

• последовательное распределение ресурсов компании в соответствии с принятой инновационной стратегией;

• действия компании подчеркивают приверженность инновационной стратегии;

• корпоративная культура восприимчива к новым идеям.

Однако, отсутствие у лидера отдельных профессиональных компетенций может быть преодолено за счет опыта и знаний некоторых членов коллектива. Для эффективного управления, определения "рычагов" воздействия на команду необходимо оценить её трудовой потенциал.

Растущий год от года уровень образованности персонала означает, что большинство работников способны внести ценный вклад в достижение стратегических целей компании. Их предложения могут расширить диапазон решений многих сложных проблем, а подчас дать импульс другим идеям, реализуемым на уровне топ-менеджеров, тем самым открывая путь новым продуктам и стратегиям. Хорошие идеи одинаково востребованы и в больших корпорациях, и в предприятиях малого семейного бизнеса. Даже очень небольшие компании могут быть чрезвычайно эффективными за счет постоянного поиска и внедрения новых идей, выдвинутых их сотрудниками.

Все современные экономические теории указывают на то, что инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их рождения. В этой связи необходимо говорить только о потенциальной способности новых идей, продуктов и технологий создавать новые ценности, что проявляется в конкретных бизнес-процессах лишь под воздействием заинтересованности собственников и грамотного управления людьми.

Только наступательная и активная инновационная политика могла бы обеспечить нашей стране существенный прорыв в научно-техническом развитии, перевести ее на качественно иной уровень жизни. Это означает, что инновационный потенциал должен определяться не только и не столько имитационной способностью предприятий к восприятию "чужих" нововведений и новаций, но и способностью самим "творить будущее", вырабатывать самостоятельно улучшающие изменения и новые ценности.

В целом под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Что же касается персонала, то его инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия и персонала — это, по сути, ключевой фактор будущего успеха фирмы. Вопрос стратегии развития — это все-

гда вопрос изменений. Непрерывный поиск перспективных идей и направлений создает необходимую базу для осуществления оптимального выбора, идет ли речь о выборе портфеля товаров (услуг) для производства в будущем, или о прогнозной структуре активов корпорации, или о перспективных методах и технологиях управления и производства.

Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий.

Инновационный потенциал предприятия можно рассматривать как меру его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей.

Чтобы добиться конкурентоспособности организации, необходимо посредством менеджмента фирмы создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию новшеств и способностей.

Оценка конкурентоспособности организации по её потенциалу может быть наиболее точным и объективным инструментом управления организацией.

Чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально -финансовыми ресурсами. На первый план выходят внутренние ресурсы организации. Фирмы обращают свои взгляды не на изучение конкурентов, клиентов, посредников, поставщиков или окружающую среду, а на самих себя, свои внутренние возможности, которые уникальны и присущи только данной фирме, что и определяет наличие конкурентного преимущества. Таким образом, поиск конкурентного преимущества при широкой доступности рынков материальных ресурсов сводится к обладанию информацией и знаниями. Фирма должна обладать уникальными ресурсами - знаниями, квалификацией, умениями, благодаря которым фирмы могут конкурировать на рынке.

Литература

1. Багов В.П., Селезнёв Е.Н., Ступаков В.С. Управление интеллектуальным капиталом: Учеб. пособие.- М.: "Камерон", 2006. 243 с.

2. Третьякова Е.П. "Оценка трудового потенциала организации". Менеджмент в России и за рубежом, №1, М.:"Финпресс", 2009.

3. Хомутских. Д.Ю. Управление инновациями в компании. М.: "ТОЛОН-ПРЕСС", 2008. 160с.

® 89107585910

Ключевые слова: потенциал, управленческие решения, инновации, ресурсы, конкурентоспособность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.