Научная статья на тему 'Модель управления инновационной деятельностью предприятия при наличии риска'

Модель управления инновационной деятельностью предприятия при наличии риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / РИСКИ / RISKS / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнев Дмитрий Владимирович, Кириленко Александр Степанович, Миронова Людмила Николаевна

Жизнь предприятия связана с бесконечной чередой изменений, связанных с рисками, и отказ от них ведет к потере позиций на рынке. Успешные компании непрерывно создают и внедряют инновации в стратегию развития, в управление производством, совершенствование технологий, продуктов, маркетинга и параллельно с развитием инноваций разрабатывают способы нейтрализации и минимизации рисков. Создание инновационной модели при наличии риска базируется на мониторинге внешней среды и опережающей реакции на ее изменения, актуальнейшая проблема для российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ENTERPRISE INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT IN THE PRESENCE OF RISK

Enterprise activities are connected with endless changes associated with risks. Avoidance of risks leads to the loss of market position. Successful companies continuously create and implement innovations in their development strategy, production management, improvement of technologies, products, marketing and together with innovation development they work out the methods to neutralize and minimize risks. The creation of an innovative model in the presence of risk that is based on monitoring of external environment and anticipatory response to the changes of the last, is the most urgent problem for Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Модель управления инновационной деятельностью предприятия при наличии риска»

УДК 651.2.001.76

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ НАЛИЧИИ РИСКА

© Д.В. Огнев1, А.С. Кириленко2, Л.Н. Миронова3

1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2,3Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский р-он, п. Молодежный.

Жизнь предприятия связана с бесконечной чередой изменений, связанных с рисками, и отказ от них ведет к потере позиций на рынке. Успешные компании непрерывно создают и внедряют инновации в стратегию развития, в управление производством, совершенствование технологий, продуктов, маркетинга и параллельно с развитием инноваций разрабатывают способы нейтрализации и минимизации рисков. Создание инновационной модели при наличии риска базируется на мониторинге внешней среды и опережающей реакции на ее изменения, - актуальнейшая проблема для российских предприятий. Ил. 1. Табл. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; риски; управление рисками; модель управления рисками.

MODEL OF ENTERPRISE INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT IN THE PRESENCE OF RISK D.V. Ognev, A.S. Kirilenko, L.N. Mironova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St, Irkutsk, 664074, Russia. Irkutsk State Agricultural Academy,

Molodezhny settlement, Irkutsk district, Irkutsk region, 664038, Russia.

Enterprise activities are connected with endless changes associated with risks. Avoidance of risks leads to the loss of market position. Successful companies continuously create and implement innovations in their development strategy, production management, improvement of technologies, products, marketing and together with innovation development they work out the methods to neutralize and minimize risks. The creation of an innovative model in the presence of risk that is based on monitoring of external environment and anticipatory response to the changes of the last, is the most urgent problem for Russian enterprises. 1 figure. 3 tables. 4 sources.

Key words: innovation; innovative activity; risks; risk management; risk management model.

Необходимость инновационного развития для России очевидна. Треть ВВП России в настоящее время включает продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела. Модернизация и инновация - одни из самых употребляемых среди политиков и экономистов России термины, однако такая популярность обратно пропорциональна их воплощению в реальную практику. Ежегодно бюджет выделяет колоссальные средства на мегапроекты РОСНАНО. Ростехнологии, Сколково подписываются многомиллионные контракты, успешно осваиваются средства. Бюджетное финансирование инноваций в будущем планируется не снижать. Финансирование из федерального бюджета исследований гражданского секто-

ра в 2013-2014 гг. составит 444 млрд руб. «Сколково» в 2012-2014 гг. получит из бюджета 61,2 млрд руб. Эти усилия государства на выходе дают один результат - ежегодное снижение промышленного потенциала страны. За 22 года реформ России не удалось восстановить свой промышленный потенциал (табл. 1).

Россия, будучи шестой в мире по ВВП, занимает лишь 17-е место по объёму добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, в 24 раза уступая лидеру - США. По душевой промышленной выработке (504 дол./чел. в 2010 г.) мы уступаем Японии и Сингапуру в 16 раз, США в 11 раз. Зато Россия в настоящее время занимает первое место по показателю «доля торгово-посреднической сферы» в ВВП - 26%.

В рейтинге «Глобальный индекс инноваций», со-

1Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economy and Management, tel.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

2Кириленко Александр Степанович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, предпринимательства и права, тел.: 89025608388, e-mail: ikc2@narod.ru

Kirilenko Alexander, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Business and Law, tel.: 89025608388, e-mail: ikc2@narod.ru

3Миронова Людмила Николаевна, специалист по учебно-методической работе, тел.: 89041407781, e-mail: dln2009@mail.ru Mironova Lyudmila, Specialist on Teaching and Studies, tel.: 89041407781, e-mail: dln2009@mail.ru

Таблица 1

Индексы промышленного производства в сравнении с 1991 г., %

Показатели Годы

1998 2008 2012 2015

ВВП 60,5 117,8 122,1 138,1

Промышленность 48,2 85,4 91,0 101,4

Добыча полезных ископаемых 67,2 105,6 111,2 112,4

Обрабатывающие производства 40,7 82,9 87,8 102,2

в том числе машины и оборудование 38,1 63,3 55,3 68,8

в том числе станки 10,3 6.5 4,3 5,4

ставленном международным агентством Inscad, по критериям «инновационный потенциал» и «уровень научной и креативной продукции в экономике» Россия заняла 56-е место среди !25 стран. Первое место в рейтинге инновационных стран занимает Швейцария, далее расположились Швеция и Сингапур.

Технологическая отсталость - основная причина низкой конкурентоспособности продукции российских компаний. Производительность труда в отечественной металлургии, например, составляет лишь 33% от уровня производительности труда в США и 30% от уровня производительности Японии. Это прежде всего связано с большой долей (16%) устаревших технологий (выплавка сталей в мартеновских печах). Технология литья стали в таких печах требует в 2,5 раза больше персонала, чем при использовании современных кислородно-конвертерных печей [9].

По объёму ВВП Россия - седьмая в мире, а по потреблению энергии - третья. Японии на производство 1 тыс. дол. ВВП достаточно 124 кг условной нефти, США - 173 кг, Индии - 195 кг, Китаю - 279 кг. Россия тратит 333 кг. Отставание объясняется не суровым климатом! Энергоёмкость ВВП в России в 3 раза выше, чем в другой северной стране - Канаде, в 6 раз выше, чем в Финляндии. Потери за счет избыточного энергопотребления эквивалентны 140 млрд дол. Эта сумма превышает ВВП 140 из 190 стран мира [5].

Российские нефтеперерабатывающие заводы на получение 1 т этилена расходуют нефти в 2,5 раза больше, чем аналогичные производства в США, в 3,8 раза больше, чем такие же производства в Германии.

В табл. 2 приведены сведения об уровне производительности труда в некоторых отраслях экономики России.

Положение дел в инновационной сфере России можно охарактеризовать словом «кризис», который можно расшифровать как «Конечный Результат Игнорирования Застоя, Инициированного Самодовольством». Технологический базис многих отраслей экономики нашей страны на 1-2 уклада отстает от укладов, установившихся в развитых странах. Так, среди сельскохозяйственных товаропроизводителей России небольшой удельный вес занимают хозяйства, которые можно отнести к пятому технологическому укладу. В основном это предприятия свиноводческого и птицеводческого направления. Сельскохозяйственные организации, крупные крестьянские хозяйства в основном относятся к 3-4 укладам. Личные подсобные хозяйства и мелкие фермерские хозяйства в большинстве своём работают на ручном труде и не вышли ещё из 2-го уклада. Модернизация в агропродоволь-ственном секторе осуществляется в основном через заимствования зарубежных технологий, машин и оборудования, селекционных достижений. Растёт зависимость России от мирового агропродовольственного рынка. В 2010 г. импорт продовольствия составил 36 млрд дол., в 2011 г. он вырос более чем на 25%. При этом около 45% научных организаций РАСХН вообще не имеют патентов, а из зарегистрированных поддерживается только 20% [4].

А ведь для инновации нужны новые идеи. Поэтому развитые страны проявляют особую активность в

Таблица 2

Сравнительная производительность труда некоторых отраслей российской экономики*

По всей экономике 2008 г. - 40,8% от Германии; 2008 г. - 38,7% от Франции; 2010 г. - 4,5% от США

Промышленность 2008 г. - 42,7% от Германии; 2008 г. - 44,6% от Франции

Высокотехнологичные отрасли машиностроения 20-30% от ведущих зарубежных компаний

Ракетно-космическая промышленность 3% от США; 12% от ЕС

Автомобилестроение 20-23% от ЕС

Электроэнергетика 15% от США

Металлургические компании 20-50% от ведущих зарубежных компаний

Цементная промышленность 15-20% от ведущих зарубежных компаний

Строительство 2008 г. - 49% от Германии; 2008 г. - 36% от Франции

Жилищное строительство 21% от США

Железнодорожный транспорт 10-12% от развитых стран

Розничная торговля 36% от США

*По расчётам члена-корреспондента РАН Д.Е. Сорокина.

сфере патентной деятельности. Япония на миллион населения имеет I 213 103 патентов. В Швейцарии на миллион населения приходится 501 797 патентов, в США - 350495. В России на миллион жителей приходится 1567 патентов. В 2010 г. крупнейшие российские компании получили около тысячи патентов, в то время как одна лишь IBM запатентовала 5 тыс. изобретений, Microsoft - более 3 тыс., Siemens - 873. Международных патентов у наших компаний всего пять. По данным академика А. Татаркина, лишь 20% научных идей, которые выходят из учреждений образования и науки России, остаются в стране. Остальные уходят иностранным патентополучателям. Низкая патентная активность в России сопровождается слабым внедрением их в производство и низкой отдачей. Так, на 1 января 2010 г. из действующих 170264 патентов использовались в экономике лишь 10378 (6,4%). В России средняя сумма роялти и лицензионных выплат на одного исследователя составляет 1,8 дол. в год, в странах ОЭСР - 104,2 дол., в США - 191,5 дол. [3].

Одна из основных причин неудовлетворительной инновационной активности в России - низкий спрос на инновации, предпочтения отдаются закупкам готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Баланс платежей за технологии в 2000 г. был положительным (20 млн дол.), а в 2009 г. составил «минус» 1000,8 млн дол. За этот же период увеличили профицит технологического баланса США в 1,5 раза, Великобритания - в 1,9 раза, Япония - в 2,5 раза [1]. В период кризиса десятки миллиардов долларов были вложены ими в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 5-10 лет приблизить смену технологического уклада.

Приведённые факты ставят под сомнение достижение амбициозной цели - формирование экономики лидерства и инноваций, озвученной как Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [2].

Для обеспечения активной инновационной деятельности предприятий, во-первых, должна быть благоприятная внешняя среда, во-вторых, встроенное в культурно-деловую среду организации «колесо инноваций». Под «колесом инноваций» я подразумеваю непрерывно действующую, охватывающую всех работников и все подразделения отлаженную систему сопровождения новых решений с момента их появления до практического внедрения.

Внешняя среда в России неблагоприятна для инновационной деятельности. По мнению компаний [6], их инновационной активности больше всего препятствуют сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и избыточная бюрократизация экономики.

У российских предприятий отсутствует опыт ведения инновационной деятельности в рыночных условиях, развитый уровень инновационной политики. Отсутствие маркетинговых технологий ведёт к неумению достоверно прогнозировать, выявлять потребительские предпочтения и реагировать на них. Часто мене-

джеры преследуют лишь собственные интересы узкой группы акционеров, коррумпированы. Коррупция -противоположность инноваций, эти модели поведения антагоничны. Инновации тормозятся такими аспектами корпоративной культуры, как бюрократия, иерархичность и атмосфера запугивания.

«Колесо инноваций», как и тотальный менеджмент качества - TQM, должно охватывать все аспекты деятельности организации. По аналогии с практикой применения стандартов системы менеджмента качества ИСО 9000:2008 можно выделить принципы, соблюдение которых будет способствовать повышению эффективности инновационной деятельности предприятия. Это - ориентация на потребителя, ведущая роль руководства, вовлечение сотрудников, процессный подход, системный подход к управлению, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с контрагентами, снижение потерь, мотивация персонала, непрерывное обучение. Инновационный механизм предприятия, думаю, должен строиться на этих принципах.

Показанное на рис. 1 «колесо инноваций при наличии рисковой составляющей» описывает жизненный цикл продуктовых новшеств. Оно может распространяться и на другие виды инноваций. «Колесо» каждого индивидуального проекта за жизненный цикл делает один полный оборот с момента возникновения идеи до диффузии инноваций на рынке. Для непрерывного вращения «колесо» должно иметь движущие силы, «дорожную» инфраструктуру, «службу эксплуатации» и эффективную систему управления процессом. При этом «угол сопротивления инноваций» со стороны сил внутренней и внешней среды желательно уменьшить, насколько это возможно.

Движущей силой «колеса инноваций при наличии рисковой составляющей» являются, во-первых, стремление бизнеса к получению максимальной прибыли, во-вторых, рыночная конкуренция, в-третьих, научно-технический прогресс. Эти естественные силы внешней среды оказывают воздействие на все хозяйствующие субъекты. У отдельных компаний могут быть и добавочные движущие инновации силы. Таковы стремление к решению глобальной задачи, получение превосходства над конкурентами в сфере своей деятельности, желание стать мировым лидером, увеличение рыночной доли, завоевание новых рынков. Для безостановочного вращения «колеса» и уменьшения сопротивления вращению в культурно-деловой среде компании необходимо формировать элементы организационно-управленческого механизма поддержки инноваций.

Схожая технология ведения инновационной деятельности успешно реализована в компании ЗМ [7]. Жизненный цикл венчурной компании в ЗМ начинается с «семенной» стадии. Учёный или изобретатель компании имеет право посвящать 15% своего рабочего времени собственному проекту, используя научно-техническую базу фирмы. ЗМ, таким образом, инвестирует долю своих ресурсов в новый проект сотрудника. Правда, о деньгах на этом этапе речь пока не идёт. Именно так появились на свет знаменитые кле-

ящиеся бумажки для офиса Post-it, водоотталкивающие адгезивы. Вероятность выхода проекта в следующий этап в компании колеблется в пределах 6-10%. Для достижения успеха команда должна реализовать все пять практических решений. В исследованных проектах команда, которая плохо реализовала эти практические решения или игнорировала их, оказывалась неудачницей на рынке с вероятностью почти 1. А если разработчики блестяще владели всеми пятью правилами и соблюдали их, вероятность провала составляла только 0,02.

Серьёзной проблемой бюрократических структур управления крупными фирмами является недостаточная гибкость для коммерциализации радикальных инноваций и несовместимость с венчурными методами менеджмента. По этой причине инновационные проекты целесообразно реализовать отдельно от основного производства. Опыт Thermo Electron (Швеция), ЗМ и Corning (США) показывает, что создание внутрифирменных венчурных предприятий устраняет барьеры к коммерциализации новшеств.

Так, Corning изолировала радикально инновационные проекты от корпоративной бюрократии и дала

лидерам проектов свободу для венчурного управления. Благодаря эффективной реализации этой модели капитализация компании за 3 года выросла более чем в 7 раз, а цена акций подскочила более чем в 11 раз. Thermo Electron разработал корпоративную венчурную стратегию и для быстрой коммерциализации каждого изобретения, отвечающего требованиям венчурных стратегий, отделял их в новые венчурные фирмы -спинауты.

Компания оказывала спинаутам финансовую помощь (привлечение начальных венчурных инвестиций извне, предоставление гарантий инвестиций для внешних инвесторов, координация всей финансовой стратегии - от начального раунда финансирования до 1РО, мониторинг финансовой деятельности, переплетение акционерных пакетов).

«Колесо инноваций при наличии рисковой составляющей» нуждается в умелом водителе, роль которого в инновационных компаниях играют лидеры-новаторы. Инициатором инноваций являются, как правило, владельцы компании, топ-менеджеры или специализированные подразделения (сотрудники), отвечающие за инновации.

Рис. 1. «Колесо инноваций» предприятия

Таблица 3

Характеристика этапов «колеса инноваций» товаров_

Этап, его суть Управленческие механизмы, способствующие реализации работ на этапе Источники финансирования

1. Генерирование идей. Генерирование, сбор, фиксация идей 1. Постановка вдохновляющих целей 2. Система сбора идей и стимулирования авторов. 3. Объявление грантов, конкурсов. 4. Обеспечение доли затрат на НИОКР не ниже отраслевого уровня. 5. Применение методов активизации творческой деятельности (метод аналогий эмпатии, ассоциации, эвристики, «мозгового штурма», морфологического анализа, синектики, поискового конструирования, фокусирования на объектах, проектирования и др. 6. Создание кросс-команд для решения проблем. 7. Применение системы мотивации персонала творчеству и креативности. 8. Выделение времени на творческую работу в рабочее время. 9. Постоянный мониторинг деятельности конкурентов, рынка научно-технической продукции и информирование работников. 10. Изучение удовлетворенности потребителей вашими товарами и товарами конкурентов Собственные средства работников организации, гранты средства венчурных компаний, бизнес-ангелов

2. Экспертиза идей. Экспертиза на реализуемость, эффективность, конкурентоспособность; отбор для финансирования 1. Создание экспертных групп. 2. Создание комитета по инновациям. 3. Разработка критериев для отбора идей. 4. Применение экспертных методов оценки идей. 5. Система закрепления прав собственности. 6. Оценка рыночного спроса продукта. Применение инструментов маркетинга для оценки перспектив новшества. 7. Систематизация не только своих предыдущих успехов и неудач, но и конкурентов Средства организации

3. Старт-ап. НИР и ОКР, испытание, доводка, сертификация продукции, технологическая подготовка производства, организация производства, подготовка товара для вывода на рынок 1. Создание проектных команд. 2. Применение при разработке методологии «ворот конкурентоспособности». Соблюдать принципы: по мере возможности добиться эксклюзивности товара; учесть еще не удовлетворенные требования потребителей; при решении проблем интересы потребителей ставить на первое место; товар разработать на целевой сегмент рынка; обеспечить превосходство новой модели над аналогами по показателю качество/цена; использовать имеющиеся в распоряжении ноу-хау; применить современные объективные методы анализа, прогноза, оптимизации, моделирования, оценки экономической эффективности и конкурентоспособности; на следующий этап проектирования переходить только после достижения необходимого уровня экономической эффективности качества и конкурентоспособности товара средствами предыдущего этапа; проектирование вести с учетом перспективных показателей, которые будут достигнуты к началу освоения новой модели; модель разрабатывать в неразрывном единстве научных достижений в области проектирования и производственно-технологических возможностей предприятия; на предпроектном этапе рассматривать многовариантность модели, а в последующих этапах - многовариантность локальных технических решений; модель спроектировать на принципах минимизации номенклатуры деталей в изделии; в конструкции учитывать знания и положительный опыт конструирования аналогичных изделий; разработку и освоение производства вести с учетом фактора времени выхода на рынок новой модели Собственные средства организации гранты, средства венчурных фондов бизнес-ангелов, фондов, бюджетные средства, кредиты и займы, лизинг, средства инвесторов и акционеров

4. Ранний рост. Поиск выгодных рынков, освоение производства, выход и закрепление на рынке 1 .Создание спинаутов. 2.Создание эффективных каналов сбыта. 3.Интенсивная реклама. 4.Применение методов стимулирования продаж. 5.Применение метода ценообразования по потребительским свойствам товара. б.Оценка экономической эффективности, качества и конкурентоспособности товара в эксплуатации. 7.Создание сети сервиса. 8.Измерение удовлетворенности потребителей и выявление неудовлетворенных потребностей Собственные средства организации кредиты, займы средства инвесторов и акционеров

5.Расширенный рост. Завоевание рынка, рост объемов производства и продаж 1 .Применение рекламы и приемов стимулирования продаж. 2. Разработка модификаций товара. 3. Более мелкая сегментация рынка, удовлетворение индивидуальных потребностей. 4. Система удовлетворенности потребителей. 5. Мониторинг конкурентных позиций товара Собственные средства организации акционерный капитал, кредиты, займы

б.Создание производства. Формирование новой бизнес-единицы 1. Непрерывное совершенствование товара и производства. 2. Управление уровнем конкурентоспособности товара. 3. Применение идеологии бережливого производства Собственные средства, акционерный капитал, кредиты

Топ-менеджмент компании становится инициатором внедрения чаще всего новых продуктов, чем новых технологий. Пренебрежимо мала роль внешних инвесторов, внешних консультантов, сотрудников линейных подразделений, а также внешних научно-исследовательских организаций. Известен опыт инно-ваторов Б. Гейтса, А. Морито, Д. Уэлча, К. Мацусита, С. Джобса, которые привели свои компании к мировому лидерству. Успешные инноваторы-менеджеры органично сочетают три способности: в технике, планировании и сбыте. Поучителен пример М. Делла, который, основав Dell Computers в 1984 г. в возрасте 19 лет, стал в возрасте 26 лет самым молодым в истории США главой фирмы, входящей в число Fortune 500. В 2004 г. фирма Dell занимала шестое место в глобальном списке фирм, вызывающих наибольшее восхищение. В 2005 г., по оценкам журнала Forbes, М. Делл с состоянием в 18 млрд дол. был на четвертом месте в списке самых богатых людей США. Секрет успеха Делла заключается в революционной по тем временам идее - продавать компьютеры не через посредников, а напрямую. В результате достигалось не только преимущество в цене (экономия на комиссии посредников). Находясь в прямом контакте с покупателем, Dell благодаря мгновенной обратной связи получала информацию о его неудовлетворенных потребностях и результатах тестового маркетинга своих новых продуктов. Партнёрство с покупателем и прямой контакт с ним дали Dell возможность реагировать на изменения рынка и создавать повышенную потребительскую ценность быстрее конкурентов. Когда М. Делл создавал новую бизнес-модель, многие утверждали, что она не будет работать.

Приведённые выше примеры показывают, что инновационная деятельность - это получение социально-экономического эффекта за счёт эффективного использования интеллектуального капитала предприятия. Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний и псевдоматериальных ценностей, полученных в познавательном процессе человека, используемых в деятельности хозяйствующих субъектов и дающих конкурентные преимущества. Он представляет собой некую ауру, окружающую материальный капитал и приводящую его в действие для достижения целей организации. По данным Всемирного банка, в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом. В эпоху информационной экономики до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате применения эффективной системы образования [8]. Мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растёт в 5 раз быстрее, чем традиционные рынки. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. Яркий тому пример - Япония - одна из стран с высокотехнологичной промышленностью. В

течение 43 лет (с 1968 по 2009 г.) Япония по объёму ВВП удерживает вторую позицию в мире, отставая лишь от США. Лишь в 2010 г. Китай обошёл Японию.

На активизацию инновационной деятельности предприятия позитивно будут влиять внедрение системы управления уровнем интеллектуального капитала, который объединяет интеллектуальный потенциал, сформированный из человеческих, инфраструктурных, маркетинговых активов и интеллектуальной собственности, и результат его реализации, выраженный добавленной стоимостью за оцениваемый период.

На российских предприятиях интеллектуальный капитал «простаивает». Управление интеллектуальным капиталом редко указывают в качестве приоритета стратегического развития отечественного бизнеса, он никак не оценивается, нет ответственного за управление таким мощнейшим инструментом обеспечения конкурентоспособности предприятия. В бухгалтерском балансе отражается лишь незначительная часть интеллектуального капитала в виде нематериальных активов. Учёт и управление таким существенным по стоимости и значимости капиталом будут способствовать формированию конкурентных преимуществ, повышению результативности капитала предприятия.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы: во-первых, низкая инновационная активность российских предприятий в основном обусловлена отсутствием в практике их управления системного подхода управления рисками инновационной деятельности. Абсолютное большинство преуспевающих компаний обладает одним свойством - в культуру управления в этих компаниях внедрены «колесо инноваций при наличии рисковой составляющей», организационно-управленческий механизм сопровождения всего жизненного цикла инноваций от формирования идеи до реализации результата на рынке. Во-вторых, инновации реализуются поэтапно, поэтому для успешного выполнения инновационного решения на предприятии должны быть организационно-управленческие механизмы («спицы колеса инноваций»), которые поддерживают инновационные процессы на этапах его жизненного цикла. В-третьих, в компании должен быть высокопоставленный менеджер творческого склада (лидер-инноватор), который, во-первых, запускает «колесо инноваций при наличии рисковой составляющей», во-вторых, придает ему направление движения. Естественно, его инициативы должны поддерживаться коллективом, подкрепляться поддержкой менеджеров, управляющих инновационной деятельностью компании. В-четвертых, ииннова-ционная деятельность, по сути, это получение социально-экономического эффекта за счёт эффективного использования интеллектуального капитала предприятия, поэтому на предприятии необходимо внедрение системы управления интеллектуальным капиталом.

Статья поступила 31.03.2014 г.

Библиографический список

1. Антипина О.В. Финансовое планирование и прогнозиро- проблемы и тенденции развития в период глобализации и вание на предприятии (статья) // Финансовая система РФ: интеграции мирового сообщества: сб. науч. трудов. Иркутск:

Изд-во ИрГТУ, 2012. С. 147-151.

2. Антипина О.В. Социальные основы инновационных инвестиций на уровне местного самоуправления //Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Первой междунар. науч.-практ. конференции / Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2010. С. 297-299.

3. Дубынин А.Р., Огнев Д.В., Нечаев А.С. Методические аспекты привлечения инвестиций в промышленность России // Вестник Ангарской государственной технической академии. 2007. Т.1, №1. - С. 70-74.

4. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России за рубежом. 2000. №3. С.

73-78.

5. Медовников Д. Тихо течёт река по равнине // Эксперт. 2002. №17.

6. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов // Путеводитель предпринимателя. 2009. №111. С. 219-230.

7. Нечаев А.С. Современные подходы к формированию инновационной макрологистической системы // Вестник стипендиатов ДААД. 2012. №1 (9). С. 70-77.

8. Нечаев А.С. Анализ современного положения российских предприятий в угольной отрасли // Бизнес, менеджмент и право. 2009. №1 (18). С. 64-67.

9. ЛиИ Г., Ре шли Р. Блокбастеры. Сенсационные продукты - путь к успеху. М.: Изд-во «Транзигкнига», 2005.

УДК 330.142.211

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Д.Р. Окладникова1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлен авторский модернизированный инновационно-инвестиционный механизм взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса. Отмечено, что на отдельных стадиях финансирования проектов можно использовать одновременно разные инструменты стимулирования. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: инвестиции; инновационно-инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; механизм взаимодействия инновационно-инвестиционной деятельности субъектов МСБ.

INNOVATIVE AND INVESTMENT MECHANISM OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS OPERATION: WAYS TO IMPROVE EFFECTIVENESS D.R. Okladnikova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article introduces the author's modernized innovation and investment mechanism of small and medium business interaction. It is noted that various incentive tools can be used simultaneously at specific stages of project financing. 1 figure. 1 table. 12 sources.

Key words: investment; innovation and investment activities of the subjects of small and medium business; interaction mechanism of innovation and investment activities of the subjects of small and medium business.

Практическая реализация инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса (далее ИИД субъектов МСБ) связана с реализацией инновационных проектов. В свою очередь понятие «инновационный проект» имеет различные трактовки. В частности, с одной стороны, инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов [1]. Данное определение в современных условиях отражает более широкий подход и ориентировано на реализацию приоритетных направлений экономической политики на уровне страны, регионов, предприятий, в том числе субъектов МСБ.

С другой стороны, инновационный проект - конкретный документ, отражающий деятельность предприятия по разработке и внедрению новых видов тех-

ники, технологии и связанные с этими процессами изменения в организации труда и производства. Подобный подход является более узким по сравнению с первым и предполагает стандартное финансирование на разработку и внедрение инновационных проектов с помощью поэтапного планирования, прогнозирования потока денежных средств и материальных, кадровых ресурсов [2].

Вместе с тем особо следует отметить значимость финансового обеспечения реализации инновационных проектов, учитывая проблемы формирования необходимого объема ресурсов и привлечения инвестиций как на макро, так и на микроуровнях. Поэтому в современных экономических условиях понятие «инновационный проект» логично рассматривать как «инновационно-инвестиционный проект». Здесь акцентируется внимание не только на специфических чертах ИИД субъектов МСБ, таких как организационно-правовые,

1Окладникова Диляра Рамисовна, аспирант, тел.: 89149576584, e-mail: 0205dr@rambler.ru Okladnikova Dilyara, Postgraduate, tel.: 89149576584, e-mail: 0205dr@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.