УДК: 330.01
Роль венчурных фондов в управлении рисками инновационной деятельности
© Технологии гражданской безопасности, 2009
С.Ю. Угнич Е.А. Угнич
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития инновационной деятельности в современных условиях. Создание инноваций характеризуется повышенным риском и неопределенностью коммерческих результатов и требует значительных финансовых вложений. Выход из этой ситуации видится в совершенствовании механизма финансирования, в создании венчурных фондов. Показывается необходимость развития фондового механизма, позволяющего оптимально управлять инновационными рисками, что особенно важно для всех субъектов рыночной экономики.
Ключевые слова: инновации, риск, управление рисками, венчурный бизнес, венчурный фонд.
Role of venture funds in risk management of the innovative activity
© Civil Security Technology, 2009
Yu. Ugnich E. Ugnich
Abstract
The article concerns the problems of the development of innovative activity in the today's world. Innovative activity suggests high risk, uncertain financial results and requires large investment. The solution is seen in the improvement of financing and also in venture funds. The article highlights the necessity of the development of the fund mechanism, which enables to run venture risks, more effectively, which is vital for the market economy.
Key words: Innovation, risk, risk management, venture business, venture fund.
/228
См! БесигШуТесИпоЬду, Уо!. 6, 2009, N0 3-4 (21-22)
В условиях глобализации мировой экономики и ускорения научно-технического прогресса существенно возрастает влияние инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности национального хозяйства в мировой экономике. Как показывает практика, будущее экономики России определяется способностью бизнеса адаптироваться к быстро меняющимся внутренним и внешним условиям развития. В этой связи создание эффективной инновационной системы является мощным резервом парирования кризисных проявлений, обеспечения стабильности национального воспроизводства и повышения уровня социально-экономического развития страны. Мировой опыт ХХ столетия показывает, что наиболее успешно и устойчиво развивались те страны, которые достигали высокого уровня конкурентоспособности в высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивали опережающий рост обрабатывающих отраслей экономики.
Инновационное развитие в России последних лет нельзя считать эффективным. Так, по данным Росстата, в 2007 году только 10,8 % организаций в добывающих и обрабатывающих отраслях Российской Федерации занимались инновационной деятельностью, в то время как в развитых странах Европы этот показатель достигает 70%. А в марте 2009 г. наша страна в мировом рейтинге инновационного развития занимала 35 место из 40 возможных [3].
По мнению многих экономистов [1, 6] главная причина такого состояния инновационной деятельности заключается в существенном разрыве и несоответствии инновационной и производственной сторон деятельности промышленности. Поэтому актуальной задачей в современных условиях является поиск механизма, обеспечивающего устранение подобного несоответствия посредством управления инновационными рисками.
Инновационный процесс и связанные с ним риски
Создание новшеств — это, как правило, рискованный процесс из-за невозможности заранее предсказать результаты экспериментов и из-за значительных затрат, сопровождающих этап разработки и внедрения технологий. Ведь для того, чтобы получить одно изобретение, приносящее коммерческий успех, необходимо отработать не менее сотни научно-технических идей. Иными словами, инновационный процесс как объект инвестирования не всегда привлекателен для частных компаний, ориентированных на достижение предсказуемых коммерческих результатов и на получение высоких доходов в возможно короткий срок. Однако, отказ от осуществления рискованных, но, одновременно перспективных предпринимательских проектов в условиях интенсивного научно-технического прогресса грозит на практике куда большими финансовыми потерями
как для отдельных предприятий, так и для экономики и общества в целом. Эти потери могут выражаться в утрате конкурентоспособности национальных производителей на внешнем и внутреннем рынках, а значит — неизбежного сокращения производства, снижения доходов граждан и бюджета государства, роста безработицы и других негативных социально-экономических последствий.
В условиях, когда существенно преобразуется деятельность людей, формы их организации и характер отношений, связанный с активизацией всех традиционных и появлением новых видов инвестиционной деятельности, с переходом экономических систем на инновационный тип развития, исследование природы и роли рисков, умение управлять ими становятся решающими в обеспечении эффективности управленческих решений на всех уровнях хозяйствования.
Риски, связанные с инновационным процессом, обусловлены целым рядом факторов, к которым можно отнести следующие [4, с.74-75; 7, с.92]:
риск оригинальности технологии или продукта; он обусловлен тем, что инвестирование в «прорывные технологии» не дает гарантии получения необходимого результата. Для еще нереализованных проектов в большей степени характерен риск недостижения исходных требований, заложенных в технических заданиях, а для стадии реализации — риск нежелательных развитий событий, приводящих к непредсказуемым отрицательным последствиям;
риск информационной неадекватности, состоящий в том, что информация о существовании освоенной технологии не соответствует действительности (например, технология успела устареть);
риск технологической неадекватности, состоящий в том, что предполагаемая для инвестора технология является пока лишь интеллектуальным продуктом, но еще не доработана до стадии промышленного освоения;
риск юридической неадекватности, состоящий в неопределенности прав на интеллектуальную собственность — в невыполнении обязательств в части эксклюзивности и конфиденциальности;
риск финансовой неадекватности, состоящий в умышленно неверной или ошибочной оценке необходимых инвестиционных средств;
риск неуправляемости инновационного проекта или предприятия в целом возникает из-за отсутствия на предприятии сплоченной команды квалифицированных разработчиков и профессиональных специалистов, менеджеров;
риск несоответствия целей и ожиданий инвестора и руководства предприятия в отношении инновационного проекта.
Вышеуказанные факторы риска зависят от состояния субъектов инвестирования и определяются его спецификой.
Стратегия управления рисками инновационной деятельности
Одной из главных задач при осуществлении менеджмента инновационного проекта является управление рисками.
Несмотря на отраслевые различия, в разных секторах и сферах экономики применяются похожие механизмы и отдельные приемы снижения рисков до приемлемого уровня. Эти приемы можно объединить в несколько типов стратегий управления рисками инновационных проектов.
1. Стратегия исключения риска — наиболее простой способ снижения риска, так как чаще всего реализуется в форме отказа от связанного с риском венчурного проекта и отдачи предпочтения в пользу менее рискованных проектов. Ограниченность данного способа очевидна.
2. Стратегия компенсации риска. Эта стратегия не всегда означает отказ от управленческих действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя возможность сохранения риска допускается и без финансирования [8, с.19]. Возможные пути реализации данной стратегии управления основаны на создании системы материальных и информационных резервов на случай тех или иных изменений условий реализации венчурного проекта. Зарубежный опыт допускает увеличение стоимости проекта от 7 до 12% за счет резервирования средств на форс-мажор. Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации.
Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий риска. При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась оценка. Для инновационных проектов, успешность реализации которых трудно поддается оценке, данный способ не всегда применим.
3. Стратегия передачи рисков (страхование). Данная стратегия заключается в передаче определенных рисков страховой компании. Зарубежная практика страхования использует полное страхование инвестиционных проектов. Условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта — здания, оборудование, персонал, ущерб от некоторых экстремальных ситуаций и т.д. К данной стратегии можно также отнести и хеджирование. Оно представляет собой особую форму страхования от возможных потерь покупкой и продажей фьючерсных контрактов.
4. Стратегия локализации рисков; она осуществляется путем переноса научно-технической и инновационной деятельности, связанной с повышенными инновационными рисками, на малые юридически самостоятельные или небольшие дочерние предприятия.
5. Стратегия распределения рисков. Важным фактором стабильности является снижение инвестиционных рисков, которое может быть достигнуто путем пространственной и временной диверсификации инвестиций. Пространственная диверсификация обеспечивается благодаря тому, что в рамках системы венчурных инвестиций одновременно могут финансировать несколько проектов, а в рамках каждого принятого к реализации проекта избирать сценарий развития, обеспечивающий минимизацию рисков при одновременном росте стоимости. Временная диверсификация предусматривает одновременное нахождение средств инвесторов на разных этапах жизненного цикла финансируемых проектов. Снижение рисков инновационной деятельности обеспечивается принятием решений о пространственно-временной диверсификации использования инвестиционных ресурсов.
Механизм данной стратегии во многом присущ венчурному (от англ. «venture» — «рискованное предприятие или начинание») бизнесу, который является мощной поддержкой инновационной деятельности в странах с развитой экономикой, ориентированной на инновации. Венчурный бизнес объединяет носителей денежного капитала и носителей технологий, и именно он решает проблему финансовой недостаточности в секторе стартующих инновационных проектов [2, с.8-9]. Характерной особенностью венчурного бизнеса является его способность мобильно ориентироваться, изменять направление поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи, а также содействовать в управлении инвестициями в инновации. Специфика венчурного бизнеса состоит также в высокой доходности вложенного капитала. Например, по результатам 2001-2005 гг. доходность ценных бумаг компании «Yahoo!» составила 3998% [5].
Снижение риска инновационной деятельности посредством венчурного фонда
Типичной схемой венчурного бизнеса является схема с использованием звена-посредника между венчурными инвесторами и компаниями-реципиентами — так называемого венчурного института. В качестве такого посредника выступает венчурный фонд. Именно такая схема, «венчурные инвесторы — венчурный фонд — компания-реципиент», включающая всех вышеперечисленных участников, в наибольшей степени раскрывает механизм венчурного бизнеса в том виде, в котором он зародился первоначально. А именно, механизм посредничества между коллективными инвесторами и непосредственно инновационными (малыми) компаниями. Средствами венчурного фонда управляет профессиональная управляющая компания. Она выступает в роли посредника между инвесторами и компаниями — реципиентами. На начальном этапе функционирования фонда под руководством управляющей компании происходит выбор объектов инвестиций, список кото-
/230
Civil SecuritiyTechnology, Vol. 6, 2009, No 3-4 (21-22)
рых утверждается инвестиционным комитетом фонда, представляющим интересы всех инвесторов. По окончании деятельности фонда, после «выхода» из проинве-стированных компаний вознаграждение управляющей компании составляет 20-25 % от прибыли, что является компенсацией за эффективное управление. Управляющая компания, как правило, преследует несколько целей: исключение дополнительного уровня налогообложения; пригодность одного фонда для любого типа инвесторов; минимальное обложение налогом платы за управление фондом; простота в управлении. В венчурном бизнесе руководитель или ведущий менеджер управляющей компании часто называется «венчурным капиталистом» [2] или венчурным профессионалом.
Венчурный профессионал — руководитель или ведущий менеджер управляющей компании, который часто выступает инициатором создания венчурного фонда [2, с.319]. Он не является владельцем большей части средств венчурного фонда, его главный вклад в фонд — прежде всего видение перспективы, управленческие навыки, связи. Найти разработчика, который был бы идеальным предпринимателем, невозможно. Чаще всего разработчик понимает только в технологии и ни в чем больше. Ему придется перековываться в менеджера, либо очень скоро передать бразды правления профессионалу, а самому довольствоваться ролью технического директора. Необходимо отметить, что в силу специфики венчурного бизнеса методики работы, выбора компаний, оценки, прогнозирования успеха инновационного проекта и т.п. у каждого венчурного профессионала свои. Причем, опять-таки в силу специфики отрасли, знания эти отнюдь не дешевы. И венчурные профессионалы получают определенный доход от своего know-how в этой области.
Особенно ярко проявляются все значения знаний, которые привносит венчурный профессионал в компанию, когда речь идет об иностранном венчурном инвесторе, финансирующем компанию из страны с переходной экономикой или развивающейся страны. По вполне понятным причинам, для предпринимателей этих стран know-how венчурного профессионала по ряду уже отработанных, апробированных рыночных методик ведения предпринимательской деятельности могут быть просто бесценными и стать залогом успеха проекта.
Вопросы обеспечения стабильности и снижения рисков для венчурных инвесторов и инновационных предприятий — прерогатива венчурных фондов. Рост венчурных фондов возможен только при увеличении в них доли акций предприятий, акционерами которых фонды являются, при активном участии в управлении последними в мероприятиях, направленных на усиление конкурентных позиций этих предприятий.
С целью разделения рисков венчурные фонды инвестируют собранные средства в большое число проектов (10-30). Это естественно. Ведь значительная часть проектов окажется убыточной или малодоходной, но зато небольшая доля профинансированных компаний смо-
жет принести сотни и даже тысячи процентов прибыли (правило «3-3-3-1», когда на 10 проинвестированных компаний: 3 — неудачны, 3 — приносят умеренную доходность, 3 — высокодоходны, а одна оказывается сверхдоходной и приносит сотни процентов прибыли. Это во много раз покрывает издержки, связанные с неудачным инвестированием).
В ряде венчурных фондов могут размещаться средства государственных программ поддержки бизнеса, обычно направленные на развитие малых инновационный предприятий на этапе становления. В частности, Администрацией малого бизнеса США финансируется программа инвестиций в малый бизнес (8В1С), в рамках которой венчурные фонды могут объединить собственные средства с государственными для увеличения инвестиций в инновационные компании-реципиенты.
Кроме различных организационных форм рискового капиталовложения крупных корпораций независимых венчурных фондов венчурным финансированием занимаются также структурные подразделения крупных банков. Часть венчурных фондов может быть инициирована правительством, которое усмотрело в них мощное средство развития новых отраслей, каким было, например, в свое время производство компьютеров. Федеральные средства в США, размещенные в этих фондах, подкреплены значительной долей денег частных инвесторов. Такого же рода фонды образованы во всех штатах.
Непременным участником финансово-хозяйственной деятельности предприятий наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики являются и страховые фонды и компании. Страховая компания, специализирующаяся на страховании в определенных наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики, должна обладать весьма значительными страховыми резервами и собственным капиталом, часть которых могла бы быть инвестирована в технологическое развитие соответствующей наукоемкой и высокотехнологичной отрасли экономики под залог имущества или пакета ценных бумаг, например акций самих предприятий. Осуществление и страховой, и инвестиционной деятельности в высокотехнологичной отрасли требует аккумулирования больших финансовых ресурсов. На сегодняшний день отечественные страховщики такими ресурсами не располагают. Следовательно, необходим механизм, позволяющий такие средства привлекать из других источников. А для этого требуется пересмотреть сам принцип формирования страховых резервов в компании, специализирующейся на страховании в определенных наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики.
Деятельность венчурных фондов в системе распространения инноваций имеет важное значение для обеспечения их эффективности. От этого механизма выигрывают все — и инновационные компании-реципиенты, которые получают возможность финанси-
Технологии гражданской безопасности,
рования своих разработок, и инвесторы, которые могут достигнуть высоких прибылей за счет роста капитализации проинвестированных компаний, и государство — за счет роста налоговых поступлений и создания новых рабочих мест. А экономика в целом получает возможность своевременного внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности.
Венчурный бизнес, будучи по своей природе высокорисковым, уже содержит в себе элементы управления риском, к которым относится, например, их локализация, пространственная и временная диверсификация посредством образования венчурных фондов. Участие венчурных профессионалов в финансировании рисковых проектов также служит средством снижения риска благодаря их опыту, компетентности, знаниям в области менеджмента, маркетинга, финансов.
том 6, 2009, № 3-4 (21-22) /231
Литература
1. Балацкий Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности
// Экономист. — 2004. — №1.
2. Венчурное инвестирование в России / Каширин А.И., Семенов А.С. — М.: Вершина, 2007.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Интеграция науки и образования
как одно из направлений инновационного развития финансовой и банковской сферы // Финансы и кредит. — 2009. — №20 (356). — с. 30-38.
4. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. — М.: Наука,
2002.
5. Концепция формирования и развития ОАО «Технопарк — Зеленоград» // www.tech-park.ru/intro.htm
6. Россия в глобализирующемся мире / Отв. ред. Львов Д.С., Сорокин Д.Е. — М.: 2005.
7. Симаранов С.Ю. Экспертиза как инструмент минимизации рисков при управлении инвестиционными проектами. // Федеральные и региональные программы. — 1997. — №3 (9).— с. 92-98.
8. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Сведения об авторах
Угнич Сергей Юрьевич: Южный филиала ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
Угнич Екатерина Александровна: Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, к.э.н., доцент.