Научная статья на тему 'Потенциал образовательного сообщества в рамках обучения «базовому русскому языку»'

Потенциал образовательного сообщества в рамках обучения «базовому русскому языку» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное сообщество / занятия по русскому языку / синергия преподавания и самосто-ятельного обучения / взаимодействие субъектов образовательного процесса / курс «Базовый русский язык» / learning community / Russian language classes / synergy of teaching and self-study / course “Basic Russian language”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуэйпин Чжу, Галагузова Юлия Николаевна

В информационную эпоху способность к самостоятельному обучению и сотрудничеству является необходимыми навыками студентов. Создание образовательного сообщества является одним из путей для развития этих навыков. В статье рассматривается становление и развитие понятия «образовательное сообщество», выделяются его ключевые характеристики: группа, состоящая из преподавателей и учащихся; использование специальных средств обучения; интерактивность взаимодействия; нацеленность на совместное решение учебных задач посредством переговоров, диалога, обмена мнениями; совместное использование различных учебных ресурсов. В статье рассматривается специфика построения курса «Базовый русский язык» в китайском вузе; обосновывается необходимость создания образовательного сообщества; выделяются преимущества реализации данного курса в рамках образовательного сообщества в отличие от традиционной модели обучения: описываются способы активизации учебной мотивации студентов; определяются формы интеграции учебной и внеучебной деятельности; описываются результаты в овладении студентами как языковыми, так и межкультурными компетенциями. На примере темы «Русская и китайская кухня» выделяются этапы обучения. Предлагаются методы для обеспечения синергии аудиторного занятия и внеаудиторной работой, офлайн и онлайн работ, синхронным и асинхронным общением, а также реализация многомерного взаимодействия между русскими и китайскими студентами и преподавателями. На основе проведенного исследования, в котором участвовали студенты Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии и Уральского государственного педагогического университета подтверждается результативность обучения китайских студентов русскому языку в рамках образовательного сообщества, что обогащает методику профессионального иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of the educational community while teaching “basic Russian language”

Nowadays, the ability to learn independently and collaborate are essential skills for students. Creating an educational com-munity is one way to develop these skills. The article examines the formation and development of the concept of “educational community”, highlights its key characteristics: a group consisting of teachers and students; the use of special learning tools; inter-activity of interaction; focus on joint solution of educational tasks through negotiations, dialogue, exchange of views; sharing of various educational resources. The article examines the specifics of the construction of the course “Basic Russian language” in a Chinese university; substantiates the necessity to create an educational community; highlights the advantages of implementing this course within the educational community in contrast to the traditional learning model: describes ways to activate the educational motivation of students; defines the forms of integration of educational and extracurricular activities; the results of students' mastery of both linguistic and intercultural competencies are described. The stages of learning are highlighted using the example of the topic “Russian and Chinese cuisine”. Methods are proposed to ensure the synergy of classroom and extracurricular work, offline and online work, synchronous and asynchronous communication as well as the implementation of multidimensional interaction between Russian and Chinese students and teachers. The effectiveness of teaching Russian to Chinese students is confirmed due to the research attended by students of the Manchurian Institute of the University of Inner Mongolia and the Ural State Pedagogical University which enriches the methodology of professional foreign language education.

Текст научной работы на тему «Потенциал образовательного сообщества в рамках обучения «базовому русскому языку»»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 177-183 --- ♦ ----

УДК 378.14 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_177

Хуэйпин Чжу, Юлия Николаевна Галагузова

г. Екатеринбург

Потенциал образовательного сообщества в рамках обучения «базовому русскому языку»

В информационную эпоху способность к самостоятельному обучению и сотрудничеству является необходимыми навыками студентов. Создание образовательного сообщества является одним из путей для развития этих навыков. В статье рассматривается становление и развитие понятия «образовательное сообщество», выделяются его ключевые характеристики: группа, состоящая из преподавателей и учащихся; использование специальных средств обучения; интерактивность взаимодействия; нацеленность на совместное решение учебных задач посредством переговоров, диалога, обмена мнениями; совместное использование различных учебных ресурсов. В статье рассматривается специфика построения курса «Базовый русский язык» в китайском вузе; обосновывается необходимость создания образовательного сообщества; выделяются преимущества реализации данного курса в рамках образовательного сообщества в отличие от традиционной модели обучения: описываются способы активизации учебной мотивации студентов; определяются формы интеграции учебной и внеучебной деятельности; описываются результаты в овладении студентами как языковыми, так и межкультурными компетенциями. На примере темы «Русская и китайская кухня» выделяются этапы обучения. Предлагаются методы для обеспечения синергии аудиторного занятия и внеаудиторной работой, офлайн и онлайн работ, синхронным и асинхронным общением, а также реализация многомерного взаимодействия между русскими и китайскими студентами и преподавателями. На основе проведенного исследования, в котором участвовали студенты Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии и Уральского государственного педагогического университета подтверждается результативность обучения китайских студентов русскому языку в рамках образовательного сообщества, что обогащает методику профессионального иноязычного образования.

Ключевые слова: образовательное сообщество, занятия по русскому языку, синергия преподавания и самостоятельного обучения, взаимодействие субъектов образовательного процесса, курс «Базовый русский язык»

Huiping Zhu, Yulia Nikolaevna Galaguzova

Yekaterinburg

Potential of the educational community while teaching "basic Russian language"

Nowadays, the ability to learn independently and collaborate are essential skills for students. Creating an educational community is one way to develop these skills. The article examines the formation and development of the concept of "educational community", highlights its key characteristics: a group consisting of teachers and students; the use of special learning tools; interactivity of interaction; focus on joint solution of educational tasks through negotiations, dialogue, exchange of views; sharing of various educational resources. The article examines the specifics of the construction of the course "Basic Russian language" in a Chinese university; substantiates the necessity to create an educational community; highlights the advantages of implementing this course within the educational community in contrast to the traditional learning model: describes ways to activate the educational motivation of students; defines the forms of integration of educational and extracurricular activities; the results of students' mastery of both linguistic and intercultural competencies are described. The stages of learning are highlighted using the example of the topic "Russian and Chinese cuisine". Methods are proposed to ensure the synergy of classroom and extracurricular work, offline and online work, synchronous and asynchronous communication as well as the implementation of multidimensional interaction between Russian and Chinese students and teachers. The effectiveness of teaching Russian to Chinese students is confirmed due to the research attended by students of the Manchurian Institute of the University of Inner Mongolia and the Ural State Pedagogical University which enriches the methodology of professional foreign language education.

Keywords: learning community, Russian language classes, synergy of teaching and self-study, course "Basic Russian language".

«Национальные стандарты качества преподавания русского языка в высших учебных заведениях» и «Руководство по преподаванию русского языка в вузах», разработанные китайским Министерством образования указывают на необходимость развития у студентов способности к сотрудничеству и самостоятельному обучению как одну из целей преподавания русского языка.

Развитие способности к сотрудничеству и самостоятельному обучению студентов независимо от того, находятся они в режиме

онлайн-обучения или традиционной аудиторной форме обучения, является важной педагогической задачей. А взаимодействие между участниками учебного пространства является ключевым фактором создания образовательного сообщества [6].

Деятельность образовательного сообщества по русскому языку - это поощрение взаимодействия и сотрудничества между студентами, преподавателям и студентами, повышение навыков самостоятельного обучения и сотрудничества для развития межкультурной

коммуникативнои компетенции, получения знаний, формирования навыков. Учебные действия реализуются через различные формы общения, такие как общение между преподавателями и студентами, между студентами, а также через работу студентов с учебниками, информационно-коммуникативными технологиями и т.д. [8]

Образовательная ситуация в китайском вузе. «Базовый русский язык» - это обязательный и основной курс для студентов-бакалавров по специальности «Русский язык» на базовом этапе. Этот курс имеет особое значение как для развития и тренировки языковых навыков студентов, так и для формирования знаний, ценностей и творческого мышления. Он проводится с первого по четвертый семестры в бакалавриате; продолжительность обучения в рамках данного курса составляет 8 часов в неделю, общее количество кредитов составляет 32.

Основная цель обучения - овладение студентами основными знаниями по фонетике, грамматике и лексике русского языка, базовыми навыками слушания, говорения, чтения и письма и начальными коммуникативными навыками; овладение базовыми знаниями о российской культуре, поскольку данный курс готовит студентов к освоению другого курса -страноведение.

Несмотря на большое количество часов, длительность семестра, большую долю кредитов, освоение русского языка для китайских студентов является чрезвычайно сложным. Кроме того, у студентов практически нет занятий, связанных с говорением и аудированием, поэтому итоговый письменный тест показывает, что китайские студенты хорошо владеют грамматикой русского языка, демонстрируют высокие навыки в чтении и письме, однако фонетика, говорение и аудирование для них остается сложным процессом.

Состояние исследований по преподаванию курса «Базовый русский язык».

В настоящее время в китайской научной литературе преобладают исследования, которые сфокусированы на отдельных аспектах методики преподавания русского языка, таких как преподавание лексики, грамматики или чтения. Активно изучаются образовательные модели (смешанная модель обучения, перевернутый класс и т.д.); предлагаются методы обучения студентов, которые можно реализовывать в традиционном и онлайн-обучении;

осмысливаются формы самостоятельной работы студентов над содержанием курса.

В связи с модернизацией образования, усилением процессов информатизации активно развиваются исследования, связанные с поиском новых смыслов обучения русскому языку; осмыслении проектной и исследовательской деятельности студентов при освоении русского языка; продвижение современных технологий для

поддержки языкового обучения. В этом процессе интернет и мультимедийные технологии предоставляют большой исследовательский интерес, поскольку дают доступ к неограниченному количеству ресурсов, методическую поддержку преподавателям для построения учебного процесса, предоставлению студентам возможностей для самостоятельного обучения и практике русского языка [1; 9].

Анализируя научные статьи можно заключить, что в меньше степени изучаются вопросы активного и интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентами, связь аудиторной и внеаудиторной работы, сочетание аудиторного обучения с онлайн-самостоятельным обучением, вопросы интеграции синхронной коммуникации с асинхронным обменом, хотя данные процессы имеют высокую значимость и предоставляют новые перспективы и пространство для преподавания русского языка [2; 4].

Мы полагаем, что повысить уровень владения русским языком у китайских студентов позволит такой новый формат как «образовательное сообщество», исследование которого в Китае началось в 2001 году. Теоретическим осмыслением понятия

«образовательное сообщество» занимаются ученые, как в Китае, так и в России: Ван Яньмин, Сан Лей, Цзэн Сяоли, О.Л. Балашов, Н.А. Копылова, Д.В. Моглан, Ю.А. Размачева, Ю.Ю. Рублева и др. Несмотря на разные трактовки понятия, общими признаками его являются следующие: группа, состоящая из преподавателей и учащихся; использование специальных средств обучения; интерактивность взаимодействия; нацеленность на совместное решение учебных задач посредством переговоров, диалога, обмена мнениями; совместное использование различных учебных ресурсов.

Можно заключить, что образовательное сообщество - это особая группа участников учебной деятельности (включая экспертов, преподавателей, студентов, социальных партнеров), которая создается вокруг общего тематического контента, предполагает диалог и взаимное сотрудничество между всеми участниками, в результате чего происходит личностно-профессиональное развитие каждого из участников группы.

В образовательном сообществе используются традиционные и инновационные образовательные средства, методы и технологии для 1) проведения интерактивного обучения; 2) создания особого (интересного обучающимся) контента в процессе обучения посредством диалога; 3) обмена различными учебными ресурсами; 4) совместного выполнения определенных учебных задач; 5) формирования межличностных отношений, которые влияют и продвигают друг друга среди участников.

В образовательном сообществе участники равноправны, между ними устанавливаются дружеские неформальные отношения, которые позволяют решать как образовательные задачи, так и задачи профессионально-личностного совершенствования. Благодаря данному общению студенты более успешно овладевают языковыми компетенциями, а в случае межнационального образовательного сообщества - осваивают и межкультурные компетенции.

Образовательные сообщества бывают разные: сетевые и несетевые, формальные и неформальные, внутри одной студенческой группы, объединяющие студентов нескольких образовательных организаций, объединяющие студентов из разных стран. В международных образовательных сообществах могут участвовать студенты и преподаватели университетов, а сотрудники правительственных, некоммерческих и общественных организаций. В аспекте выстраивания китайско-российских отношений, межнациональное образовательное сообщество может стать хорошей формой организации взаимодействия между китайскими и русскими студентами. Однако использование данного формата требует совершенствования методов, форм и инструментов работы.

Преимущества обучения в образовательном сообществе заключаются в том, что оно ориентировано на студента, использует модели проблемного и смешанного обучения, ориентировано на конструктивное взаимодействие и общение между участниками, позволяет углубленно изучать материал и совершенствовать навыки говорения [11; 12].

Образовательное сообщество основывается на общих целях обучения и состоит из процесса обучения, в котором участники взаимно поддерживают и стимулируют друг друга. Оно интегрирует возможности преподавателей как стороны, обладающей системой знаний и опыта, позволяет им выполнять разнообразные роли (преподаватель, координатор, мотиватор, фасилитатор, организатор), а также учитывает возможности студентов, позволяет им стать субъектами обучения, которые с помощью учителей активно получают знания о языке, культуре и т.д., формируя в процессе обучения многомерную, объемную систему знаний [5].

Одной из проблем, которую можно решить в рамках образовательного сообщества - повысить интерес к изучению русского языка и культуре России. Достаточно часто, в китайских вузах преподаватели встречаются со слабо выраженной мотивацией к изучению данного курса и пассивной позицией во время занятий. Поскольку обучение основам русского языка ограничено во времени и имеет большой объём учебного материала, педагоги в такой ситуации вынуждены использовать методы зубрежки, модель обучения «слова + грамматика + перевод + упражнения»,

обучение формализовано, студенты пассивно принимают знания, мало участвуют в практических занятиях, не демонстрируют умение творчески преломлять учебный материал. Кроме того, русский язык сложен для освоения китайскими студентами. Для его изучения требуется терпение и выдержка, студенты испытывают страх перед трудностями, пассивно относятся к обучению, что приводит к неудовлетворительным результатам обучения.

Во-вторых, образовательное сообщество позволяет устранить проблему отсутствия связи между занятиями в аудитории и вне нее, аудиторным обучением и онлайн-самостоятельным обучением, синхронным общением и асинхронным обменом. Обучение русскому языку не должно ограничиваться только аудиторным временем. И во внеаудиторной работе язык должен практиковаться, совершенствоваться, тем самым повышая эффективность обучения студентов. Именно взаимодействие студентов друг с другом на интересующие их темы во внеаудиторной работе в рамках образовательного сообщества позволяет решить данную проблему.

В-третьих, образовательное сообщество позволяет решать проблему поверхностного освоения словаря в иноязычном образовании. Освоение русского языка требуют значительных затрат времени и усилий на объяснение отдельных слов, что приводит к формальному изучению русских слов, игнорированию контекста и смысла высказывания, а также ограниченному обсуждению культурного контекста. Студенты тратят много времени на изучение лексических и грамматических знаний, но все равно остаются «немыми на русском языке». Образовательное сообщество позволяет улучшить навыки языкового общения, особенно устной речи, а также повысить речевую, межкультурную и коммуникативную

компетенции студентов.

Этапы создания образовательного сообщества на занятиях «Базовый русский язык». Для создания образовательного сообщества, прежде всего необходимо обеспечить благоприятную атмосферу, способствующую взаимодействию. Студенты и педагог должны владеть профессиональной культурой - это совокупность идей и способов поведения педагога и обучающихся на аудиторных занятиях, которая в определенной степени определяет основные способы существования и развития субъектов обучения.

В образовательном сообществе также необходимо создать атмосферу терпимости и понимания, чтобы обеспечить поддерживающее и поощряющее обучение. Участники должны, понимать и принимать друг друга, только в этом случае они могут выстроить диалог для совместного решения проблем, с которыми

сталкиваются сами и коллектив. Через осознанные действия и рефлексию создается надежный механизм обратной связи, который способствует обучению, росту и развитию участников сообщества.

В образовательном сообществе делается акцент на конструктивном взаимодействии. Любое взаимодействие требует практики. Практика в обучении русскому языку - это способ говорения об общих исторических и социальных ресурсах, культуре, традициях, обычаях России, т.е. это некий практический способ взаимного участия в практических действиях [15]. Практика иностранного языка всегда проходит в аудиториях, поэтому необходимо использовать аудитории как место существования образовательного сообщества, чтобы спроектировать учебное занятие, предполагающее активное взаимодействие между преподавателями и студентами не только в рамках аудиторного занятия, но и «до учебного занятия» и «вне его».

В настоящее время при подготовке к учебному занятию, студент может проявить свою активность через использование бесплатных курсов, предоставляемых на платформах обучения (например, xuexitong, University MOOC и т.д.). Данные курсы записаны известными преподавателями рейтинговых вузов, где качество учебного содержания гарантировано. Преподаватели могут выбирать подходящие фрагменты в качестве материалов для предварительного обучения в соответствии с уровнем, способностями и индивидуальными особенностями студентов.

Если подходящий материал не найден, то преподаватель может самостоятельно записывать видео. Преподаватель разрабатывает

определенные задачи для проверки эффективности обучения в соответствии с образовательными целями и содержанием дисциплины. Эти платформы также предоставляют функцию автоматической проверки результатов обучения, чтобы студенты могли своевременно проверить свой текущий уровень освоения предмета, а преподаватели также могут контролировать состояние предварительного обучения студентов с помощью данных, предоставляемых этими платформами, для своевременной корректировки плана и программы обучения и предоставления студентам более индивидуализированного руководства по обучению [10;13].

Кроме того, преподаватели также могут публиковать учебные материалы на этих учебных платформах или через социальное программное обеспечение, публиковать задания, чтобы предоставить студентам более разнообразные учебные материалы. Студенты могут выбирать материал в соответствии с заданиями по

обучению и своими способностями, углублять знания, расширять свой кругозор.

На занятиях, в основном, реализуется учебная активность для активизации студентов и вовлечения их в учебный процесс. Для этого можно использовать следующие меры.

Во-первых, использование гетерогенной группировки. В образовательном сообществе каждый член является независимой личностью, при группировке необходимо полностью учитывать индивидуальные различия между членами и проводить гетерогенную группировку на основе равенства и добровольности. Перед группировкой необходимо наблюдать за студентами, группировать их в соответствии с учебными показателями и личным стилем и т.д., а не только в соответствии с учебными достижениями. Различные способности к обучению, стили обучения, интересы к обучению и характерные черты членов группы способствуют взаимному обучению и взаимодополнению студентов [3;7].

В исследовании, проводимом на базе Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии, в соответствии с принципом гетерогенной группировки 17 человек были разделены на 4 микрогруппы (по 4-5 человек в каждой). Студенты распределялись в соответствии с определенными задачами обучения, предпочтениями и учебными достижениями. В процессе реализации многие участники группы остаются неизменными, но в ходе практической работы некоторые группы были скорректированы в соответствии с реальными образовательными запросами студентов. На занятиях в основном использовалось тематическое обучение, темы охватывали содержание курса «Основной курс русского языка» по учебнику «Восток».

Взаимодействие осуществлялось: один на один, один с многими, многие с многими. Это позволило повысить частоту контактов студентов друг с другом, при котором им приходилось говорить на русском языке [14, с. 115]. Кроме традиционных языковых тренировок, таких как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод и т.д., учебная деятельность также включала в себя другие виды деятельности, такие как поиск информации, создание новостного репортажа, создание презентаций, групповое обсуждение, ведение рефлексивного дневника, подготовку театрального представления, индивидуальную и групповую самопрезентацию и т.д.

Например, в рамках темы «Китайская и русская кухня», после того как студенты овладели основной лексикой и конструкциями этого урока, с целью закрепления языковых навыков и стимуляции понимания материала студентами, педагог, исходя из учебных целей, предлагает создание презентации в классе на тему «Китайская кухня» и ее обсуждение. Китайская

кухня делится на 8 категорий, студенты вытягивают жребий, и далее на русском языке должны раскрыть доставшуюся им тему. После определения темы, участники группы должны определиться с обязанностями, четко распределить задания для поиска информации, найти соответствующие материалы, перевести материалы, систематизировать материалы, создать видео, подготовить доклад и продемонстрировать его. Если в данное занятие включены русские студенты, тогда они могут рассказывать о китайской кухне на китайском языке, или представлять русскую кухню, но также на китайском языке.

Таким образом. процесс обучения на занятиях представлен следующим конструктом: обучение в основном проходит в два этапа (изучение и демонстрация на уроке). На этапе изучения на занятиях 4 часа (в неделю 8 часов) для понимания и усвоения диалогов и текстов, преподаватель использует различные методы и средства обучения, такие как аудирование и говорение по ключевым словам и предложениям, упражнения по переводу, упражнения «вопросы и ответы», создание ситуаций, имитация диалогов, объяснение и применение лексики и грамматики и т.д. Еще 2 часа используются для работы с «послеурочными заданиями», в которых есть упражнения для обсуждения темы. Учебная группа (которая также может рассматриваться как маленькое образовательное сообщество) обсуждает эти задания во внеаудиторное время, выносят на обсуждение в аудитории и представляют результаты. Это также может быть неформальное обсуждение в аудитории, преподаватель контролирует время и темп, своевременно поддерживает связь с каждой группой, контролирует и направляет студентов активно участвовать в обсуждении, чтобы каждый студент был вовлечен в него и мог находить полезный опыт в обсуждении.

Наблюдая за взаимодействием студентов, преподаватель может своевременно обнаружить трудности и решить проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения. Оставшиеся 2 часа реализуются на этапе комплексной демонстрации на уроке, направленной на улучшение языковых навыков студентов и развитие коммуникативной компетенции.

Если преподаватель создает образовательное сообщество между студентами разных стран, то тогда студенты согласно расписанию и стандартам осваивают учебные курсы каждый в своей стране, а встречаются друг с другом уже во внеаудиторной работе. Заранее выбирается тема для обсуждения, готовиться встреча, отбираются презентационные или видео материалы.

Целесообразно встречаться со студентами другой страны, уже в третьем семестре, когда студенты уже в течение двух семестров изучали

иностранный язык, что позволит им эффективно коммуницировать с другими студентами. Подготовка к встрече со студентами другой страны позволяет активизировать работу над учебным материалом: необходимо в малых группах совместно изучить содержание темы, продумать, о чем они будут говорить, какой способ демонстрации выберут. Члены группы должны распределить задачи, определить зоны ответственности, определить способы

коммуникации. Этот этап пробуждает интерес студентов к обучению, повышает способность студентов к языковому выражению и сотрудничеству, способствует формированию умения работать в команде.

Вполне вероятно, что студенты должны будут провести исследование, результатами которого они делятся на совместных встречах, что способствует более глубокому пониманию темы. После прослушивания презентаций, студенты из Китая и России задают и отвечают на соответствующие вопросы, где китайские студенты говорят по-русски, а русские студенты по-китайски. В этом процессе студенты постепенно преодолевают языковой барьер и страх перед общением на иностранном языке. В итоге, китайские студенты получают всесторонний опыт изучения и практики русского языка, развивают свои коммуникативные навыки.

Затем проводится этап оценки, в которую включены как студенты, так и преподаватели. Комплексная оценка предполагает: оценку педагога, взаимную оценку между группами студентов, самооценку всей группы, самооценку обучающихся. В данном процессе важны методы рефлексии. Студенты должны осознать ценность обучения в процессе сотрудничества и общения, ощутить радость от учебы и взаимодействия. В то же время, необходимо выявлять проблемы, способы преодоления неудач и пути саморазвития.

Оценка деятельности образовательного сообщества должна быть разнообразной и многофакторной. Традиционные методы оценки в основном опираются на успехи студентов в учебе и часто не учитывают степень понимания материала, усвоения навыков коммуникации, развитие эмоциональной сферы в процессе обучения. В отличие от этого, оценка деятельности студентов в образовательном сообществе уделяет большое внимание освоению языковых компетенций и развитию межкультурных компетенций, сформированности ключевых компетенций (критического мышления, командообразования, кооперации,

коммуникации).

Этап внеурочной деятельности весьма важен, так как он помогает студентам лучше закрепить знания, полученные на занятиях. С помощью обучающих платформ в Интернете и социальных сетей можно проводить внеурочное

обучение, что помогает студентам установить эмоциональное общение и взаимодействие с преподавателем и друг другом, усилить дух сотрудничества и взаимопомощи между ними, а также способствовать развитию навыков и привычек самостоятельного обучения у студентов.

Дополнительные материалы размещаются педагогами на различных образовательных платформах, например, xuexitong. Такие материалы могут представляться в виде видео, документов, аудио и других форматов. Студенты могут выбрать наиболее подходящий для себя способ обучения, чтобы закрепить полученные на уроках знания. Кроме того, на платформе xuexitong можно проводить онлайн-общение и дискуссии, студенты могут обсуждать вопросы и вместе решать проблемы, возникающие в процессе обучения.

В WeChat студенты могут общаться с преподавателем и однокурсниками в приватном режиме, что более удобно и доступно в любое время и из любого места. Студенты могут получать немедленные ответы на свои вопросы и решать возникшие проблемы, что способствует индивидуальному обучению и решению трудных вопросов в процессе обучения. Для некоторых стеснительных или неуверенных студентов личное общение с педагогом или однокурсником помогает им почувствовать себя более комфортно и практиковать язык. В результате нашего исследования, студенты в четвертом семестре могли взаимодействовать друг с другом без участия преподавателя. В общении с российскими студентами были установлены долгосрочные стабильные отношения, которые не ограничиваются учебными задачами, а позволяют обсуждать интересующие студентов проблемы.

В целом, этап внеурочного обучения является крайне важным и требует, чтобы учащиеся самостоятельно закрепляли и расширяли свои знания, повышали свои умения, развивали критическое и креативное мышление. В то же время, необходима активная поддержка и руководство со стороны педагога для помощи студентам в овладении знаниями, решении проблем и развитии мыслительных способностей.

Выводы. Построение образовательных сообществ, не только способствует изучению лексико-грамматического материала в рамках образовательных стандартов, но и позволяет

развивать коммуникативные навыки в области освоения иностранного языка, совершенствовать межкультурную и коммуникативную

компетенции, осваивать страноведческую информацию. Большой потенциал такой работы заключается в повышении мотивации китайских студентов к процессу изучения русского языка, развитии рефлексивной деятельности, направленной на осознанное обучение, развитие навыков самостоятельности и ответственности. Образовательное сообщество предоставляет органическую связь между реальным общением и асинхронным общением, позволяя студентам более активно участвовать в изучении иностранного языка и более эффективно овладевать знаниями иностранного языка. В образовательном сообществе студенты могут в реальном времени общаться с другими участниками, делиться опытом и ресурсами, совместно решать проблемы.

В то же время, образовательное сообщество также создает модели обучения, такие как онлайн-обучение, сотрудничество и проектное обучение. Эти модели обучения не только делают преподавание иностранного языка более разнообразным и творческим, но и предоставляют студентам больше возможностей для сотрудничества и общения. Студенты в среде образовательного сообщества могут

самостоятельно выбирать учебный материал, планировать учебное время и сотрудничать со своими товарищами по выполнению различных учебных заданий, тем самым повышая свои навыки самостоятельного обучения и сотрудничества.

Построение образовательного сообщества устанавливает отношения доверия, поддержки и сотрудничества между преподавателями и студентами в преподавании иностранного языка, а также закладывает прочный фундамент для профессионального самоопределения студентов. Студенты в процессе совместного обучения развивают навыки командной работы, коммуникации, сотрудничества и решения проблем, которые имеют важное значение для их будущего обучения и работы. Преподаватели в рамках образовательного сообщества становятся не просто педагогами-наставниками, а реализуют роль социальных партнеров в образовательном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акишина, А.А. Медиа-образ русского языка в учебных пособиях по РКИ на основе ресурсов Интернета (цифровые педагогические технологии) / А.А. Акишина, А.В. Тряпельников. - Текст : непосредственный // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2013. - № 2 (49). - С. 210-215.

2. Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результат контент-анализа / В.Д. Горбенко, Т.Н. Доминова, Н.О. Ильина, Ю.А. Кумбашева, М.В. Митякова. - Текст : непосредственный // ПНиО. -2021. - № 1 (49). - С. 249-262.

3. Ли, С. Внедрение взаимодействия в классе в процессе преподавании английского языка / С. Ли. - Текст : непосредственный // Обучение и управление. - 2013. - № 5. - С. 94-96.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 177-183 --- ♦ ----

4. Мирзалиева, Д.Б. Новые методы обучения русскому языку как иностранному / Д.Б. Мирзалиева. - Текст : непосредственный // European science. - 2019. - № 6 (48). - С. 62-64.

5. Моглан, Д.В. Образовательное сетевое сообщество как одна из эффективных форм активизации учебно-познавательной деятельности студентов / Д.В. Моглан. - Текст : непосредственный // Terra Lingüistica. - 2014. - № 4 (208). - С. 183-191.

6. Самсонова, Н.И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку / Н.И. Самсонова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7 (111). - С. 706-708.

7. Сергеев, А.Н. Сетевой образовательный проект как способ создания сетевого образовательного сообщества / А.Н. Сергеев. - Текст : непосредственный // Грани познания. - 2009. - № 4 (5). - С. 47-50.

8. Фан, Л. Исследование модели обучения «Учебное сообщество» в рамках курса «Продвинутый английский» с точки зрения теории взаимодействия / Л. Фан. - Текст : непосредственный // Исследования в области высшего образования в Хэйлунцзян. - 2020. - № 1. - С. 157-160.

9. Фейзер, Ж.И. Этапы развития цифровой лингводидактики русского языка как иностранного / Ж.И. Фейзер, Т.А. Дьякова. - Текст : непосредственный // Русистика. - 2023. - № 2. - С. 196-211.

10. Хазиева, Р.Р. Современные образовательные технологии в образовательном процессе / Р.Р. Хазиева. - Текст : непосредственный // StudNet : науч.-образоват. журн. для студентов и преподавателей. - 2022. - № 4. - С. 2062-2068.

11. Чжу, Х. Исследование преподавания русской лексики на основе образовательного сообщества (на примере занятий по РКИ) / Х. Чжу, Е.В. Дзюба. - Текст : непосредственный // Известия ВГПУ. - 2022. - № 9 (172). - С. 72-77.

12. Чжу, Х. Формирование русско-китайского образовательного сообщества: цель, содержание, перспективы / Х. Чжу, Е.В. Дзюба, В.В. Савиновских. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 22-30.

13. Шикова, Ю.В. Облачное обучение и облачный преподаватель / Ю.В. Шикова. - Текст : непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2014. - № 10. - С. 80-84.

14. Ян, И. Исследование взаимодействия между учителями и учениками на основе создания образовательного сообщества / И. Ян. - Ханчжоу : Издательство Чжэцзянского университета, 2021. - 115 с. - Текст : непосредственный.

15. Wenger, E. Communities of practice: Learning, meaning, and identity / E. Wenger. - Text : direct // Cambridge University Press. - 1998. - № 6 (2). - P. 185-194.

REFERENCES

1. Akishina A.A., Trjapel'nikov A.V. Media-obraz russkogo jazyka v uchebnyh posobijah po RKI na osnove resursov Interneta (cifrovye pedagogicheskie tehnologii) [The media image of the Russian language in textbooks on RCT based on Internet resources (digital pedagogical technologies)]. Uchjonye zapiski ZabGU. Serija: Filologija, istorija, vostokovedenie [Scientific notes of ZabGU. Series: Philology, History, Oriental Studies.], 2013, no. 2 (49), pp. 210-215.

2. Gorbenko V.D., Dominova T.N., Il'ina N.O., Kumbasheva Ju.A., Mitjakova M.V. Aktual'nye napravlenija metodiki prepodavanija russkogo jazyka kak inostrannogo: rezul'tat kontent-analiza [Current directions of the methodology of teaching Russian as a foreign language: the result of content analysis]. PNiO [PNiO], 2021, no. 1 (49), pp. 249-262.

3. Li S. Vnedrenie vzaimodejstvija v klasse v processe prepodavanii anglijskogo jazyka [Introduction of interaction in the classroom in the process of teaching English]. Obuchenie i upravlenie [Learning and management], 2013, no. 5, pp. 94-96.

4. Mirzalieva D.B. Novye metody obuchenija russkomu jazyku kak inostrannomu [New methods of teaching Russian as a foreign language]. European science, 2019, no. 6 (48), pp. 62-64.

5. Moglan D.V. Obrazovatel'noe setevoe soobshhestvo kak odna iz jeffektivnyh form aktivizacii uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti studentov [Educational network community as one of the effective forms of activation of educational and cognitive activity of students]. Terra Linguistica, 2014, no. 4 (208), pp. 183-191.

6. Samsonova N.I. Samostojatel'naja rabota pri obuchenii inostrannomu jazyku [Independent work in teaching a foreign language]. Molodoj uchenyj [A young scientist], 2016, no. 7 (111), pp. 706-708.

7. Sergeev A.N. Setevoj obrazovatel'nyj proekt kak sposob sozdanija setevogo obrazovatel'nogo soobshhestva [A network educational project as a way to create a network educational community]. Grani poznanija [Facets of knowledge], 2009, no. 4 (5), pp. 47-50.

8. Fan L. Issledovanie modeli obuchenija «Uchebnoe soobshhestvo» v ramkah kursa «Prodvinutyj anglijskij» s tochki zrenija teorii vzaimodejstvija [A study of the learning model "Learning community" in the framework of the Advanced English course from the point of view of interaction theory]. Issledovanija v oblasti vysshego obrazovanija v Hjejlunczjan [Research in the field of higher education in Heilongjiang], 2020, no. 1, pp. 157-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fejzer Zh.I., D'jakova T.A. Jetapy razvitija cifrovoj lingvodidaktiki russkogo jazyka kak inostrannogo [Stages of development of digital linguodidactics of the Russian language as a foreign language]. Rusistika [Rusistics], 2023, no. 2, pp. 196-211.

10. Hazieva R.R. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v obrazovatel'nom processe [Modern educational technologies in the educational process]. StudNet: nauch.-obrazovat. zhurn. dlja studentov i prepodavatelej, 2022, no. 4, pp. 2062-2068.

11. Chzhu H., Dzjuba E.V. Issledovanie prepodavanija russkoj leksiki na osnove obrazovatel'nogo soobshhestva (na primere zanjatij po RKI) [Research on teaching Russian vocabulary based on the educational community (on the example of RCT classes)]. Izvestija VGPU [Izvestiya VSPU], 2022, no. 9 (172), pp. 72-77.

12. Chzhu H., Dzjuba E.V., Savinovskih V.V. Formirovanie russko-kitajskogo obrazovatel'nogo soobshhestva: cel', soderzhanie, perspektivy [Formation of the Russian-Chinese educational community: purpose, content, prospects]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2023, no. 1, pp. 22-30.

13. Shikova Ju.V. Oblachnoe obuchenie i oblachnyj prepodavatel' [Cloud learning and cloud teacher]. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education], 2014, no. 10, pp. 80-84.

14. Jan I. Issledovanie vzaimodejstvija mezhdu uchiteljami i uchenikami na osnove sozdanija obrazovatel'nogo soobshhestva [Research of interaction between teachers and students based on the creation of an educational community]. Hanchzhou: Izdatel'stvo Chzhjeczjanskogo universiteta, 2021. 115 p.

2024, no 1(61), pp. 177-183 ---- ♦ ---

15. Wenger E. Communities of practice: Learning, meaning, and identity. Cambridge University Press, 1998, no. 6 (2), pp. 185-194.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Х. Чжу, аспирант кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: alinna2000@126.com.

Ю.Н. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук, профессор кафедры педагогики и педагогической компаративистики Института общественных наук, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: yung.ektb@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Huiping Zhu, Graduate Student of the Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies of the Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: alinna2000@126.com.

Yulia N. Galaguzova, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies of the Institute of Social Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies of the Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: yung.ektb@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.