Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ / ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / WORLD CULTURAL HERITAGE / CULTURAL MONUMENT / ACCESSIBLE EDUCATION / OPEN EDUCATIONAL SPACE / SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садретдинов Д.Ф., Панченко О.Л., Веселова Е.И.

В статье проведен анализ потенциала использования объектов всемирного культурного наследия в целях образования на примере одного из регионов Российской Федерации - Республики Татарстан. Проведенное пилотное исследование показало, что данный потенциал в современном образовании используется недостаточно. Между тем, инновационная среда требует развития открытых и доступных форм образования. Организация открытого образовательного пространства средствами объектов культурного наследия выступает перспективным направлением развития общего, профессионального и дополнительного образования. Она способствует повышению субъектной активности обучаемых, закреплению их знаний на практике, развивает научно-исследовательские и проектно-управленческие компетенции. Справедливость изложенных выше тезисов подтверждается результатами проведенного авторами исследования по выявлению степени востребованности описываемого подхода к использованию информации об объектах всемирного культурного наследия в просветительских и культурно-воспитательных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садретдинов Д.Ф., Панченко О.Л., Веселова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CULTURAL HERITAGE POTENTIAL IN AN OPEN EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes the potential use of the objects of the world cultural heritage for the purpose of education. The analysis is carried out on the example of one of the regions Russian Federation-the Republic of Tatarstan. A pilot study showed that this potential is insufficiently used in modern education. Meanwhile, the innovation environment requires the development of open and accessible forms of education. The organization of an open educational space by means of cultural heritage objects is a promising direction for the development of general, professional and additional education. It contributes to an increase in the subject activity of students, to consolidate their knowledge in practice, and develops research and project-management competencies. The fairness of the above theses is confirmed by the results of a study conducted by the authors, aimed to determine the degree of relevance of the described approach to the use of information about World Heritage sites for educational and cultural purposes.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕКТОВ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 378

Потенциал объектов всемирного культурного наследия в открытом образовательном пространстве

World cultural heritage potential in an open educational space

Садретдинов Д.Ф., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, sadretdinov. daniiar@yandex. ru

Панченко О.Л., Казанский (Приволжский) федеральный университет, kadri@bk.ru Веселова Е.И., Казанское училище олимпийского резерва, uvelenus@mail.ru

Sadretdinov D., Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, sadretdinov.daniiar@yandex.ru

Panchenko O., Kazan (Volga region) Federal University, kadri@bk.ru Veselova E., Kazan school of the Olympic reserve, uvelenus@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.022

Ключевые слова: всемирное культурное наследие, памятник культуры, доступное образование, открытое образовательное пространство, субъектно-ориентированная образовательная среда.

Keywords: world cultural heritage, cultural monument, accessible education, open educational space, subject-oriented educational environment.

Аннотация. В статье проведен анализ потенциала использования объектов всемирного культурного наследия в целях образования на примере одного из регионов Российской Федерации - Республики Татарстан. Проведенное пилотное исследование показало, что данный потенциал в современном образовании используется недостаточно. Между тем, инновационная среда требует развития открытых и доступных форм образования. Организация открытого образовательного пространства средствами объектов культурного наследия выступает перспективным направлением развития общего, профессионального и дополнительного образования. Она способствует повышению субъектной активности обучаемых, закреплению их знаний на практике, развивает научно-исследовательские и проектно-управленческие компетенции. Справедливость изложенных выше тезисов подтверждается результатами проведенного авторами исследования по выявлению степени востребованности описываемого подхода к использованию информации об объектах всемирного культурного наследия в просветительских и культурно-воспитательных целях.

Abstract. The article analyzes the potential use of the objects of the world cultural heritage for the purpose of education. The analysis is carried out on the example of one of the regions Russian Federation-the Republic of Tatarstan. A pilot study showed that this potential is insufficiently used in modern education. Meanwhile, the innovation environment requires the development of open and accessible forms of education. The organization of an open educational space by means of cultural heritage objects is a promising direction for the development of general, professional and additional education. It contributes to an increase in the subject activity of students, to consolidate their knowledge in practice, and develops research and project-management competencies. The fairness of the above theses is confirmed by the results of a study conducted by the authors, aimed to determine the degree of relevance of the described approach to the use of information about World Heritage sites for educational and cultural purposes.

Введение. Современное общество выдвигает новые требования к развитию общего и профессионального образования. Продуманное и обоснованное внедрение инновационных технологий в образование позволяет сделать его все более открытым и доступным. В этой связи особый интерес представляет возможность использования объектов всемирного культурного наследия для популяризации научного знания, -

исторического, культурологического,

искусствоведческого. Практика показывает, что открытое образование, реализующееся через современные подходы к расширению образовательной доступности, имеет высокий потенциал и используется пока что недостаточно. Тем не менее «открытое образование» без преувеличения можно назвать явлением нашей действительности, ибо оно позволяет

обучающимся самостоятельно решать вопрос о сроках обучения, определять цели и содержание обучения в соответствии со своими потребностями, интересами, планами, перспективами и т.д.

Применение в рамках программ образовательных социо-гуманитарных дисциплин технологий открытого образования очевидно будет способствовать обогащению учебного процесса, поскольку в этом случае познавательные способности обучаемых активизируются значительно более, чем в традиционном «стационарном» (лекционном) формате. Объекты всемирного культурного наследия выступают важнейшим средством развития открытого образовательного пространства. Памятники культурного наследия выполняют несколько важных социальных функций [2, с.6], среди которых следует отдельно выделить функции просвещения и образования граждан.

Материалы и методы. Республика Татарстан относится к регионам с богатой историей и самобытной культурой. Обладая высоким культурно-познавательным и культурно-историческим потенциалами, данный регион концентрирует в себе три действующих объекта ЮНЕСКО: Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль», Успенский собор острова-града Свияжск и Болгарский историко-археологический комплекс. На примере этих объектов всемирного наследия целесообразно выстроить открытое образовательное пространство, позволяющее каждому гражданину, независимо от его возраста и социального статуса, приобщиться к культуре и традициям народов республики.

Казанский кремль относится к числу памятников культуры, синтезирующих в себе достижения различных народов и эпох. Будучи созданным в 1994 году, музей-заповедник «Казанский кремль» был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. С самого основания музея-заповедника

продолжалась его музеефикация, в настоящий период в нем сосуществует ряд разнопрофильных музеев: музей исламской культуры в мечети Кул Шариф, музей государственности татарского народа и Республики Татарстан в здании бывшей Дворцовой церкви, музей естественной истории в здании бывшего Юнкерского училища, музей истории Благовещенского собора в Благовещенском соборе и другие [4, с.24-26]. На 1 января 2016 фонды музея-заповедника составляли 16787 ед. [там же]. Посещение музея-заповедника «Казанский кремль» в рамках образовательного

процесса одновременно выступает и видом образовательного туризма, позволяя

обучающимся выступать в роли туристов и наоборот. Так, студенты имеют возможность проявить себя в качестве гида, подготовив фрагмент экскурсии по одному из предложенных объектов. Особенно полезна такая форма работы тем, кто обучается по профилю подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг». Расположение в близком соседстве двух главных объектов Казанского кремля - мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора глубоко символично исторически [1, с.7-12], и с образовательной позиции выполняет функцию формирования национальной и религиозной толерантности. Разновременная и разностильная архитектура Казанского Кремля в рамках образования становится источником трансляции межкультурной преемственности.

Болгарский историко-археологический

комплекс представляет наибольший интерес для изучения истории становления и развития коренного народа республики. В рамках данного памятника сохранилось несколько важных культурных объектов различных эпох, которые и были подвергнуты реставрации. Великий Болгар, возникнув в начале Х века, представлял экономический, политический и культурный центр Волжской Болгарии и сохранил за собой это значение вплоть до середины 14 века. Памятники были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Уникальность памятников, представленных в Болгарском историко-археологическом

комплексе, позволяет удовлетворить

познавательный интерес и выступает важным образовательным ресурсом. В 2016 году был утвержден план управления объектом всемирного культурного наследия «с учетом маркетинговых исследований и расчетов допустимой антропогенной нагрузки на объект и исторический ландшафт» [11, с.55-56]. Это позволило усилить историческую и культурную ценность комплекса, привлечь значительный поток туристов на объект, следовательно, повысилась и образовательно-познавательная привлекательность, и возрос потенциал Болгарского заповедника.

Успенский собор острова-града Свияжск отражает преимущественно историю становления и закрепления православия в Казанской губернии, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2017 году. Помимо Успенского собора, в культурном наследии острова-града сосредоточены объекты различных эпох и традиций, наслоены артефакты разных культур и

народов. Остров-град Свияжск представляет собой город-крепость как особый архитектурно-ландшафтный комплекс с более чем 40 объектами истории и культуры, включая культовые сооружения и памятники археологии [9;3;5;12]. Использование данного потенциала в целях образования может значительно повысить экономическую и культурную ценность острова-града Свияжск.

С целью выявления включенности обучаемых в открытое образовательное пространство, основанное на объектах всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Татарстан, авторами статьи было проведено исследование методом анкетного опроса. Выборка составила 146 чел., -учащиеся школ города Казани. Согласно полученным результатам, только 24% обучаемых посетили все три объекта ЮНЕСКО в Татарстане; еще 16% побывали на двух из трех объектов; хотя бы один из трех объектов посетили 94% обучаемых. При этом только 11% респондентов указали, что посетили объекты всемирного наследия в республике в рамках учебной программы, в форме экскурсий на них. Кроме того, результаты исследования показали, что после посещения культурных объектов фактически не была организована рефлексия обучаемых, не был проведен анализ их мнений и впечатлений. Так, сочинение на тему «Роль Великого Болгара в развитии истории и культуры народов Республики Татарстан» после экскурсии на объект ЮНЕСКО было проведено лишь среди 3% опрошенных учащихся школ. Несмотря на то, что результаты исследований носят лишь пилотный характер ввиду небольшого охвата обучаемых, они демонстрируют низкий уровень использования объектов всемирного наследия и открытого образовательного пространства в целях школьного образования.

Организация открытого образовательного пространства средствами всемирного наследия представляет собой перспективное направление развития образования, синтезируя в себе одновременно и познавательный потенциал обучаемых различных уровней, категорий и возрастов, и возможность создания преемственности в развитии наук через их популяризацию. Пробуждая интерес к изучению родной истории и культуры, объекты всемирного наследия наиболее активно формируют патриотическое сознание граждан через приобщение к наилучшим достижениям цивилизации. В этом состоит инновационный компонент развития открытого образовательного пространства в гуманитарном знании, что является предметом обсуждений ряда

современных авторов [7;8]. Уже само понятие «пространство» ориентирует нас на трехмерность среды, в которой проецируются ресурсы и коммуникации как необходимые составляющие. В качестве ресурсов используются объекты всемирного наследия; в качестве коммуникаций -процессы диалогичного взаимодействия субъектов образования [10, с.29-30].

Результаты. Подтверждение высказанных выше тезисов нашло свое выражение в результатах исследования, которые были получены при анализе итогов анкетирования, проведенного авторами статьи в трех различных группах:

а) преподаватели гуманитарных дисциплин высшей и средней школы, а также преподаватели учреждений дополнительного образования (в частности, истории, географии, обществознания, родиноведения, краеведения и т.д. - всего 38 чел.);

б) учащиеся 10 - 11 классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев -всего 94 чел.;

в) родители учеников 5 - 11 классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев -всего 112 чел.;

Изучение полученных ответов анкетируемых убедительно показало, что востребованность и понимание значимости сформулированного в данной статье подхода к организации образовательного пространства не вызывают сомнений. Не удивителен и результат опроса преподавателей - эта группа респондентов ожидаемо подтвердила готовность принять новый подход к обучению через организацию открытого образовательного пространства на базе культурно-исторического наследия Республики Татарстан.

С другой стороны, как видно из результата опроса старшеклассников, для многих из них краеведческая информация остается

своеобразным пробелом, поэтому заявленная форма просветительской работы призвана показать школьникам место своей родины, своего отечества в мировом общекультурном поле. Родительская часть исследования только добавляет убежденности в необходимости проводить углубленное знакомство с историческим, культурным, архитектурным наследием, оставленным нам прежними поколениями.

Заключение. Безусловно, развитие открытого образовательного пространства на объектах всемирного наследия предполагает

использование и других образовательных технологий, прежде всего, создания субъект-

субъектного взаимодействия, партнерства между обучающимся и преподавателем, тьютором, то есть, построения субъектно-ориентированной среды обучения [6, с.81-85]. Это означает, что в процессе приобщения к истории и культуре народов обучающийся становится не объектом, а субъектом обучения, выстраивая диалогичное пространство, проявляя субъектную активность. Субъектная активность, в свою очередь, может пониматься как возможность и способность личности обучаемого к преобразованию полученного знания в более системное знание, а

также к самостоятельному закреплению данного знания на практике. В этой связи особую важность приобретает разработка практических программ дисциплин, использующих потенциал всемирного наследия. В рамках программ целесообразно использовать кейс-технологии, проектную работу в группах и индивидуально, «круглый стол» и другие активные формы организации практических занятий. Это позволит закрепить знания, полученные в ходе экскурсии, на объекты всемирного наследия и приобрести навыки системного самостоятельного анализа.

Рисунок 1. - Результаты анкетирования участников исследования

В заключение стоит отметить, что высокий дидактический и педагогический потенциал памятников всемирного культурного наследия в республике пока что используется недостаточно. Памятники культуры служат доступным и наглядным дидактическим пособием при изучении истории, быта, традиций, архитектуры народов региона. Сегодня формирование открытого образовательного пространства

средствами объектов культурного наследия выступает перспективным направлением развития доступного образования в регионах, богатых материальным и нематериальным духовным наследием, а также призвано способствовать закреплению усваиваемых знаний и навыков обучаемых по гуманитарным специальностям через проектную и научно-исследовательскую деятельность.

Литература:

1. Азитова Г.Ш. Казанский кремль / Г.Ш. Азитова // Эпоха науки. - 2016. - № 5. - С. 7-12.

2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Вестник СПбГУКИ. - 2014. - № 4(21). - С. 6-13.

3. Валеев Р.М. Атрибуты и ценности Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска / Р.М. Валеев // Историко-культурные и духовное наследие Свияжска. - Казань; Центр инновационных технологий, 2015. - С. 13-29.

4. Валеев Р.М., Шелковская Е.О. Концептуальные основы комплектования музейного фонда объекта всемирного наследия ЮНЕСКО музея-заповедника «Казанский кремль» / Р.М. Валеев, Е.О. Шелковская // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 4. - С. 24-29.

5. Куприянов В.Н., Копсова Т.П., Агишева И.Н. Свияжск: монография / В.Н. Куприянов, Т.П. Копсова, И.Н. Агишева. - Казань: Изд-во КГАСУ, 2005. - 416 с.

6. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Панченко О.Л. Метод фасилитации в поддержке

субъектности и одаренности студентов магистерского уровня подготовки / Ф.Г. Мухаметзянова, Р.Р. Хайрутдинов, О.Л. Панченко // Управление устойчивым развитием. - 2017. - № 2(09). - С. 81-85.

7. Мухаметзянова Ф.Г., Жураковская В.М. Коучинг как технология развития личностного потенциала обучающегося, механизм раскрытия его индивидуальности / Ф.Г. Мухаметзянова, В.М. Жураковская // Казанский педагогический журнал. -2018. - № 2. - С. 162-171.

8. Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р. Методология современного гуманитарного знания как специфика и основные принципы / О.В. Стукалова, А.Р. Масалимова, А.Р. Шайдуллина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 7-11.

9. Фазлеев М.Ш. Подходы в сохранении архитектурно-ландшафтного наследия острова-града Свияжск / М.Ш. Фазлеев // Известия КГАСУ. - 2015. -№ 4(34). - С. 91-96.

1. Azitova G. Sh. Kazan Kremlin / G. Sh. Azitova // The era of science. - 2016. - №. 5. - P. 7-12.

2. Bogolyubova N.M., Nikolaev Yu.V. Protection of cultural heritage: international and Russian experience / N.M. Bogolyubova, Yu.V. Nikolaev // Bulletin of SPbSUKI. - 2014. - №. 4 (21). - P. 6-13.

3. Valeev R.M. Attributes and values of the Assumption Cathedral and Trinity Church of Sviyazhsk / R.M. Valeev // Historical, cultural and spiritual heritage of Sviyazhsk. - Kazan; Center for Innovative Technologies,

2015. - P. 13-29.

4. Valeev R.M., Shelkovskaya E.O. The conceptual basis of the acquisition of the museum fund of the UNESCO World Heritage Site of the Kazan Kremlin Museum-Reserve / R.M. Valeev, E.O. Shelkovskaya // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. -

2016. - № 4. - P. 24-29.

5. Kupriyanov V.N., Kopsova T.P., Agisheva I.N. Sviyazhsk: monograph / V.N. Kupriyanov, T.P. Kopsova, I.N. Agisheva. - Kazan: Publishing house of KGASU, 2005. - 416 p.

6. Mukhametzyanova F.G., Khairutdinov R.R., Panchenko O.L. Facilitation method in supporting subjectivity and giftedness of students of the master's level of training / F.G. Mukhametzyanova, R.R. Khayrutdinov, O.L. Panchenko // Management of sustainable development. - 2017. - № 2 (09). - P. 81-85.

7. Mukhametzyanova F.G., Zhurakovskaya V.M. Coaching as a technology for developing a student's

10. Хайрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. О развитии магистратуры в современном педагогическом образовательном пространстве / Р.Р. Хайрутдинов, Ф.Г. Мухаметзянова, О.Л. Панченко // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 29-36.

11. Шульгин П.М., Штеле О.Е. Принципы разработки и основные положения Плана управления для российского объекта всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс» / П.М. Шульгин, О.Е. Штеле // Наследие и современность. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 52-65.

12. Юрьева Т.В. Опыт определения памятника как выдающейся универсальной ценности: фрески Успенского собора г. Свияжска / Т.В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. -С. 275-280.

ces:

personal potential, a mechanism for revealing his personality / F.G. Mukhametzyanova, V.M. Zhurakovskaya // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 2. - P. 162-171.

8. Stukalova O.V., Masalimova A.R., Shaidullina A.R. Methodology of modern humanitarian knowledge as specifics and basic principles / O.V. Stukalova, A.R. Masalimova, A.R. Shaidullina // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 2. - P. 7-11.

9. Fazleyev M.Sh. Approaches to the conservation of the architectural and landscape heritage of the island-city of Sviyazhsk / M.Sh. Fazleyev // Bulletin of KSASU. - 2015. - № 4 (34). - P. 91-96.

10. Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Panchenko O.L. On the development of master's programs in the modern pedagogical educational space / R.R. Khairutdinov, F.G. Mukhametzyanova, O.L. Panchenko // Modern pedagogical education. - 2018. - № 6. - P. 29-36.

11. Shulgin P.M., Shtele O.E. The principles of development and the main provisions of the Management Plan for the Russian World Heritage Site "Bulgarian Historical and Archaeological Complex" / P.M. Shulgin, O.E. Stele // Heritage and Modernity. - 2018. - T. 1. - № 1. -P. 52-65.

12. Yurieva T.V. Experience in defining a monument as an outstanding universal value: frescoes of the Assumption Cathedral in Sviyazhsk / T.V. St. George // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2016. - № 2. - P. 275280.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.