Медиакультура Media Culture
Потенциал медиа как пространства рефлексии профессиональной идентичности *
А.С. Фролова, мл. науч. сотрудник, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская 160, Ростов-на-Дону, 344005, Россия, frannser@gmail. com О.Ю. Посухова, доцент,
Южный федеральный университет, ул. Пушкинская 160, Ростов-на-Дону, 344005, Россия, belloks@yandex ru
Аннотация. Проблема профессиональной идентичности в современном российском обществе актуализируется в условиях прекариатизации,. По сути образуется замкнутый цикл в котором разложение социальных институтов, образование прекариата размывает профессиональную идентичность, что в свою очередь еще больше ускоряет процессы деструкции. В данной статье предпринимается попытка осмысления роли медиа в формировании профессиональной идентичности. Выступая пространством рефлексии, критического осмысления социальной реальности, меди уже не просто отражают ее, а трансформируют, придают ей принципиально новое качество. В качестве методологии работы выступает междисциплинарная парадигма и принцип системности. Основным исследовательским методом выбран метод когнитивного моделирования, являющийся фундаментальным для дальнейшего концептуального моделирования системы формирования профессиональной идентичности. Авторы показывают роль медиа-пространства в отражении и критическом осмыслении профессиональной идентичности, выявляют противоречия и перспективы дальнейшего становления профессиональных идентичностей в условиях становления информационного общества, а также в связи с угрозой прекариатизации трудовых отношений. В результате построения когнитивной карты выявляются три разгоняющих цикла, на которые можно оказывать влияние для осуществления управляемого воздействия на профессиональную идентичность. Обосновывается место и роль медиаобразования в процессе профессионализации личности. Показано, что при системном и целенаправленном стабилизирующем воздействии на систему возможно укрепление профессиональной идентичности, что будет противодействовать процессам профессионализации, социальной имитации и в целом укрепит ценностную матрицу. Результаты данного исследования закладывают основу для дальнейшего более глубокого изучения взаимосвязи информационного пространства, медиа и профессиональной идентичности и переложении полученной модели в компьютерную среду с целью проведения апробирования различных сценариев развития ситуации. Ключевые слова: профессиональная идентичность, медиа, новые медиа, медиаобразование, прекариатизация, когнитивная карта.
* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306
The potential of media as a space of professional identity reflection
Anna Frolova, junior researcher, Southern Federal University, 160 Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344005, Russia frannser@gmaiL com Oxana Posukhova, associate professor, Southern Federal University, 160 Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344005, Russia belloks@yandex ru
Abstract: The problem of professional identity in contemporary Russian society is becoming more urgent in conditions of a precarization. In fact, a vicious cycle of social institutions decomposition and emerging of precariat blurs professional identity, which in turn further accelerates decomposition. This article attempts to reflect on the role of media in formation of professional identity. Media being space of critical understaning of social reality do not merely reflect it. Media transforms reality, gives it a new quality. Methodology of work is interdisciplinary paradigm and systems principle. The main research method is cognitive modeling. This article shows the role of media space in the reflection and critical understanding of professional identity, reveal contradictions and prospects for the further formation of professional identity in the conditions of information society, as well as in connection with the threat of precarization of labor relations. As a result of the construction of a cognitive map we identified three overclocking cycle, that can be influenced for controlled impact on professional identity. This article substantiats the role and place of media in the process of professionalization. It is shown that with systematic and targeted stabilizing impact on the system we may strengthen professional identity that will in turn counter the deprofessionalization, processes of social imitation and in general will strengthen value matrix. The results of this study provide the basis for further more in-depth study of correlation of information space, media and professional identity and can be used in order to create more complex computer model to test various development scenarios. Keywords: professional identity, media, new media, media education, precarization, cognitive map.
Введение
Современное общество характеризуется с одной стороны процессом размывания идентичностей, с другой - все возрастающим запросом на формирование новых, более устойчивых и отвечающих вызовам современности. В связи с этим проблема идентичности рассматривается в научной мысли довольно пристально, однако зачастую вниманием обходится вопрос становления идентичности в условиях информационного общества. Кроме того на периферии исследовательского внимания оказывается профессиональная идентичность, которая уступает в научной разработанности идентичностям гражданским, этническим, национальным. Однако размытие профессиональной идентичности разгоняет процесс прекариатизации общества, способствует экономическому кризису и стагнации.
В последние десятилетия в социуме происходит трансформация социально-профессиональной структуры, кардинальным изменениям подвергается сектор занятости, что определяется различными социокультурными, правовыми и политическими факторами. Одной из причин этих процессов, а также одним же из главных катализаторов
растворения границ профессиональной и других идентичностей, является стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий.
Материалы и методы исследования
Однин из основных методологических посылов работы - принцип системности, обеспечивающий комплексное, целостное, концептуальное изучение проблемы медиа как пространства рефлексии профессиональной идентичности. Система формирования профессиональной идентичности предстает как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, характеризующаяся эмерджентностью. В связи с чем для понимания принципов ее функционирования нужно выйти на более высокий уровень системности и разработать релевантную модель, отражающую происходящие в ней процессы.
В связи с эти данная работа в рамках междисциплинарной парадигмы использует метод социального моделирования, в частности когнитивной карты. Данная методология позволяет выявит взаимосвязи факторов изучаемой системе, а также найти возможные способы влияния на ситуацию посредством воздействия на разгоняющие и стабилизирующие циклы.
По своей сути когнитивная карта представляет из себя ориентированный граф, вершинами которого являются факторы системы, а дугами - взаимосвязи между ними. Математически это можно выразить, как:
у. е V, i = 1,п; е.. е Е; 1,1 =1,п,
1 1 1
G = <У,Е>,
где V - множество вершин, а Е - множество дуг, отражающих отношения между у1 и у1.
Влияние одной вершины на другую в той или иной ситуации может быть положительным (обозначается знаком «+»), когда увеличение (или уменьшение) значения одного фактора приводит к увеличению (или соответственно уменьшению) другой; и отрицательным (обозначается знаком «-»), означающим, что увеличение (уменьшение) первого фактора вызывает уменьшение (или соответственно увеличение) другого. Для того, чтобы оценить последствия принятия тех или иных управленческих решений и изменения значений управляемых факторов методология когнитивного моделировании используют положения теории импульсных процессов. Под импульсом принято понимать изменение значения вершины графа (фактора) под воздействием изменения значения другого фактора модели по отношению к предыдущему моменту времени [Сидоров, Сапрон, 2015].
Кроме того в работе используется метод анализа вторичных данных эмпирических исследований таких, как результаты исследования ВЦИОМ [Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети], медиа-исследования компании Т№ и др.
Дискуссия
Исследования, посвященные профессиональной идентичности, акцентируют внимание на том, что сама по себе потребность в идентичности является ответом на различные дифференцирующие внешние стимулы [Tompkins & Cheney, 1983], реакцией на разделение общества, попыткой человека приобщиться к другим индивидам, группам, коллективам, и опосредованно целям, ценностям и идеалам [Banghart, 2013].
Идентичность представляет собой многоуровневый социальный конструкт, формирующийся в течении всей жизни. Я-образ, являющийся представлением о себе, вместе с самосознанием образует целостною картину репрезентации индивида [Aronson, Wilson, & Akert, 2010, p. 118]. Таким образом, на формирование идентичности оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Новые же медиа представляют собой уже не просто виртуальность, а продолжение реальности, инструмент и механизм социокультурных изменений [Singh, 2010]. Медиа представляют собой символическое пространство взаимодействия и выражения идентичностей. В этом контексте наиболее важную роль играют именно новые медиа -интерактивные каналы взаимодействия с аудиторией, мультимедийные платформы - социальные сети, порталы, блоги. Но и роль традиционных медиа нельзя недооценивать. Они создают информационный контекст реальности, транслируют ценностную и идентификационную матрицу и, в отличие от «новых» медиа, могут придавать процессу формирования идентичности системность.
Всепроникающие информационно-коммуникационные технологии, постоянно усложняющийся и расширяющийся медийный ландшафт, общество «информационного шума» - все это усложняет процесс формирования устойчивой идентичности. В информационном пространстве существует такое количество альтернативных вариантов «Я-образов», что индивид порой затрудняется в самоидентификации [Johnson, 2014]. Кроме того, сеть Интернет также многократно интенсифицировала появление так называемых «фрилансеров», по сути, превратив их в свое рода класс. Однако род деятельности фрилансеров может сильно варьироваться, более того, они сами вынуждены переучиваться, осваивать все новые и новые виды деятельности. Естественно, ни о какой профессиональной идентичности и четкой системы ценностей не может быть речи.
Профессиональная идентичность на микроуровне - неотъемлемый компонент Я-образа индивида - обеспечивает ощущение причастности, нахождение своего места в социуме, наделяет профессиональную деятельность смыслом, что противодействует, депрофессионализации и профессиональному выгоранию, а на макроуровне предотвращает прекариатизацию. Е.А. Зоткина пишет, что профессиональная идентичность выступает связующим звеном для различных видов идентичности,
способствует «укорененности человека в собственной профессии, в обществе и в своих представлениях о себе» [Зоткина, 2011].
Для того чтобы оценить потенциал медиа-пространства в рефлексии, а значит и в формировании профессиональной идентичности разберемся из чего она складывается. Рикель А.М. предлагает выделять три основных компонента профессиональной идентичности, находящиеся во взаимосвязи [Рикель, 2011]:
Рис. 1. Компоненты профессиональной идентичности
Поведенческий компонент представляет собой непосредственно деятельность индивида в профессиональной практике. Результат деятельности оценивается как самим индивидом, так и обществом, по поводу его соответствия или несоответствия профессиональным требованиям и идеалам. Соответственно полученная оценка влияет и на эмоциональное, и на когнитивное восприятие Я-образа.
Эмоциональный компонент включает в себя самооценку индивида, профессиональную самооценку, ощущение востребованности. Если индивид с адекватной положительной самооценкой ощущает свою профессиональную востребованность, это будет оказывать влияние и на реализацию профессиональной деятельности на практике, и на когнитивную составляющую профессиональной идентичности.
Когнитивный компонент включает в себя представления индивида о карьере и труде, о профессиональной востребованности, самоэффективности и профессионально-релевантных качествах. Соответственно, также как и два предыдущих компонента оказывают влияние на представления индивида о профессии и своем месте в ней, так и представления детерминируют эмоциональный и поведенческий компоненты.
Какую же роль играет медийное пространство в формировании профессиональной идентичности? Масс-медиа выполняют в обществе ряд специфических функций: рекреационная (развлекательная);
образовательная; функция социального контроля; коммуникативная; социально-интеграционная.
Каждая из этих функций, так или иначе, оказывает влияние на профессиональную идентичность. Являясь зеркалом социальной реальности, медиа создают пространство взаимодействия, коммуникации различных социальных акторов по поводу актуальных проблем. Сложное общество не может быть воспринято вне информационного пространства. Индивиды, группы, организации ориентируются в социуме на основании информации полученной посредством коммуникации, при этом чем сложнее общество, тем большая роль отводится средствам массовой коммуникации. Доля информации, полученной непосредственно из межличностного общения, относительна мала. Соответственно, именно медиа становится пространством отражения и критической рефлексии профессиональной идентичности.
Сказанное выше объединяет последние три функции СМК. В медиапространстве интегрируются различные социальные акторы, вступающие здесь же в коммуникацию и критически осмысляющие социальную реальность. Образовательная функция медиа же проявляется в донесении и разъяснении сущности профессионализма в той или иной сфере, требований к профессионалу, профессиональных ценностей и идеалов.
Развлекательная функция медиа играет также не последнюю роль. По данным агентства медиа-исследований ТЫБ, доля аудитории развлекательного телевидения составила в 2014 г. 19 % [Т№ - медиа-исследования]. Мы приводим данные в первую очередь по телевидению, так как оно до сих пор занимает лидирующие позиции по привлечению аудитории в стране - 87% [Правда.ру]. При этом, по данным ВЦИОМ за 2016 г., интернетом в России пользуется 70% населения и процент стремительно растет [Новое о цифровой грамотности....]. При этом треть опрошенных пользуется интернетом для развлечения. Но какова же роль развлечения в медиа? Развлекательная функция медиа - это по сути «карнавализация» М. Бахтина, смех вызывается абсурдом, то есть инверсией двоичных противопоставлений, или по-другому переворачиванием смыслов бинарных оппозиций [Бахтин, 1990]. Развлекательные программы, материалы не могут не иметь оценочной и воспитательной функции, так как помогают интерпретировать те или иные явления реальности, разграничивать архетипичные дихотомии (черное/белое, плохо/хорошо, добро/зло, мужское/женское), снимать или наоборот устанавливать табу. Через функцию развлечения некритично воспринимается и усваивается ценностная матрица, что детерминирует, в контексте нашего исследования, восприятие профессии, профессионала.
Влияние новых медиа на профессиональную идентичность противоречиво. Так, интегрированное медиапространство позволяет взаимодействовать внутри профессионального сообщества, не стесненного географическими и политическим границами. Исследователи признают за социальными сетями потенциал и для развития, и для разрушения
132
профессиональной идентичности [Tanner, 2015]. Так, к примеру, в медицине исследователи критикуют Twitter за стирание границ между доктором и пациентом, что, по их мнению, может подорвать профессиональную идентичность [Decamp, Koenig, and Chisolm, 2013).
К похожим выводам пришли исследователи влияния социальных сетей на аспирантов, изучившие репрезентацию их идентичностей как аспирантов и преподавателей в Интернете [Bennett & Folley, 2014]. Социальные сети, с одной стороны, способствуют профессиональному развитию, так как помогают устанавливать и поддерживать профессиональные контакты, а с другой - могут отвлекать, а их открытость способствует размыванию границ профессиональной деятельности [Tanner, 2015].
Похожим образом теоретики менеджмента [Oiller-Malaterre, Rothbard, & Berg, 2013] критикуют Twitter за стирание границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью.
C другой стороны, ряд исследователей наоборот подчеркивает положительное влияние эффекта «открытости» социальных сетей. В частности, Twitter поспособствовал становлению профессиональной идентичности журналистов за счет создания «прозрачной», открытой журналистики, усилившегося социального контроля [Revers, 2014].
Междисциплинарное исследование в сфере образования [Evans, 2015] делает выводы о том, что социальные сети создают формальные и неформальные возможности для индивидуализированного обучения. При этом именно последнее является обязательным для получения специализированного знания - ключевого компонента профессиональной идентичности. Таким образом, в Западной научной мысли влияние социальных сетей на профессиональную идентичность получило определенную разработку, хотя еще не сложилось единого представления.
Результаты исследования
Для того, чтобы лучше понять, как медиа встраиваются в систему формирования и поддержания (или размывания) профессиональной идентичности, построим когнитивную карту. Когнитивная архитектура является наглядной и схематичной моделью статических явлений [Свечкарев, Розин, 2012]. Такая методология позволяет выработать цельный подход к моделированию социальных процессов, и в последствии может быть расширена до полномасштабной компьютерной модели, на основании которой можно делать прогнозы развития ситуации в системной динамике.
С чего же начинается когнитивное моделирование социальных процессов? Для начала происходит вербальное описание предметного поля и выявление ключевых факторов развития ситуации. Далее выбирается точка зрения с которой будет вестись моделирование. Каждый актор воспринимает ситуацию по-своему. Когнитивный же метод имеет дело, как видно из самого названия с процессом познания и интерпретации. А для этого нужно
133
определить кто осуществляет это познание. Для упрощения и при этом концептуализации задачи в данной работе мы будем исходить из точки зрения исследователя - отстраненного, не вовлеченного в процесс актора-наблюдателя.
Когнитивная карта влияния медиа на формирование профессиональной идентичности будет выглядеть следующим образом:
Рис. 2. Когнитивная карта профессиональной идентичности
На рис. 2. мы видим один из фрагментов возможной когнитивной карты процесса формирования и поддержания/размывания профессиональной идентичности. Нами был промоделирован именно этот участок для того, чтобы проследить, каким образом медиа могут оказывать влияние на данный процесс.
Как видно на карте, в качестве узлов выбраны такие факторы, как компетентность, результат/эффективность, положительная оценка обществом (отношение к профессии и/или профессионалу), положительная репрезентация в медиа, узнаваемость профессионального Я-образа и ключевой фактор - профессиональная идентичность. Ключевой фактор означает, что именно на него в конечном итоге нам нужно оказывать влияние.
Итак, на данной карте были выявлены только положительные связи (обозначены стрелочкой со знаком «+»). Это означает, что один фактор (из
которого выходит стрелочка) влияет на другой (тот, в который стрелочка заходит) прямо пропорционально. Мы видим, что на данном этапе была построена упрощенная модель, в которой не выявлена отрицательная связь (обратно пропорциональная).
Таким образом, на данный момент мы имеем разгоняющую модель, которая при правильном воздействии может работать на укрепление профессиональной идентичности. В модели имеется, как минимум, три замкнутых цикла. Первый, самый короткий показывает, что при положительной репрезентации в медиа отношение в обществе будет формироваться положительное. В свою очередь, через отношение в обществе проходит еще два разгоняющих цикла, усиливающих профессиональную идентичность. Один идет через идентичность к компетентности, затем к эффективности и замыкается вновь на отношении. Другой - через медиа, усиливает узнаваемость профессионального Я-образа, и дальше повторяет предыдущий.
Выводы
Мы видим, что медиа-пространство не только встраивается в систему, но и является одним из управляющих факторов. Конечно, еще раз подчеркнем, что в рамках данной работы брался лишь один фрагмент когнитивной карты, так как цель работы была именно в выявлении роли и потенциала медиа в рефлексии профессиональной идентичности.
Новые медиа предоставляют уникальные возможности по самопрезентации, можно сказать личному «брендингу» on-line. Один из способов такого продвижения - создание специальной on-line персоны, которая по сути будет продвигаться как товар. Необходимо поддерживать постоянную связь с аудиторией, делиться личной информацией, поддерживать иллюзию близости и открытости, дружбы. Коммуникация, опосредованная компьютером, приводит к тому, что у пользователя появляется практически безграничный контроль на создаваемым образом. Во время самопрезентации в социальных сетях ест возможность контролировать черты личности и посылы, которые идут от образа, возможно подвергнуть изменениям все: пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность. Получившийся «аватар» не будет иметь ничего общего с индивидом, его создавшим. Наличие таких возможностей приводит к тому, что в большинстве своем пользователи действительно наделяют свою «online личность» чертами, которые должны произвести положительное впечатление. Опасность такого подхода в полном отделении интернет-личности от самого индивида. Соответственно профессиональная идентичность переходит в виртуальную плоскость, становится «брендом», а не идентичностью.
Конечно, еще одним положительным результатом интегрированности в новые медиа и активности в соцсетях профессионала с высокой
135
референтностью, будет трансформировать восприятие профессии в целом и повышать уровень референтности других профессионалов, являющихся его аудиторией.
Конечно, приведенные аргументы на данном этапе в первую очередь касаются западных стран. Россия все еще находится в положении догоняющего в отношении развития новых медиа и интернет пространства. Однако, основные тенденции в данной сфере уже начали проявляться в последние несколько лет, постепенно наиболее значимые социальные явления переходят на мультимедийную платформу. Данный процесс можно остановить только введя жесткие тоталитарные меры регулирования сети Интернет сродни «Великому китайскому файерволу». Но, несмотря на разработку более строгих механизмов регулирования рунета, общий вектор развития идет в сторону еще большей интерактивизации и переводу в on-line большей части медиа и социальных коммуникаций.
Современное информационное пространство - продолжение реальности, оно всепроникающе и интерактивно. Аудитория становится непосредственным участником многосторонней коммуникации. Осознание ответственности за свои действия в информационном пространстве каждым актором является необходим условиям противодействия размытию ценностной системы. В связи с этим возрастает актуальность медиаобразования. В процессе профессионального становления индивид сталкивается с необходимостью взаимодействия с информационным пространство. Освоение норм и правил взаимодействия в нем необходимо для обеспечения ретрансляции ценностей профессионализма.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что внедрение современных информационно-коммуникационных технологий,
распространение новых медиа и в целом уплотнение и расширение медиаландшафта приводит к трансформациям в профессиональной идентичности - в ее формировании и манифестации. Значение профессиональной идентичности в структуре социальных идентичностей крайне важно, так как она - связующее звено, обеспечивающее должный уровень профессионализма, выступающее профилактикой социальной и профессиональной имитации. В современном обществе по большому счету и формирование, и укрепление, и рефлексия, и ретрансляция профессиональной идентичности происходят в медийном пространстве. В связи с чем возрастает актуальность изучения его потенциала.
В результате проведенного когнитивного моделирования мы обнаружили, что в системе взаимодействия медиа и профессиональной идентичности существует как минимум три замкнутых разгоняющих цикла. Воздействуя на факторы, составляющие это цикл можно укреплять либо разрушать профессиональную идентичность. Полученный вывод закладывает основу для дальнейшего моделирования профессиональной идентичности
для нахождения путей ее укрепления, повышения референтности профессионалов.
Медиаобразование в этом процессе играет ключевую роль, так как формирование устойчивых адекватных современным информационным реалиям профессиональных идентичностей замедлит и способствует преодолению процессов прекариатизации российского общества.
Литература
Aronson, E., Wilson, T.D. & Akert, R.M. (2010). Social Psychology (7th ed.), Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.
Banghart, S.G (2013). Exploring Professional Identity // College of Communication. M.A. Theses. Paper 17. Bennett, L. & Folley, S. (2014). A tale of two doctoral students: Social media tools and hybridised identities // Research in Learning Technology. V.2. 2014.
http://www.researchinlearningtechnology.net/index.php/rlt/article/view/23791] (Access date: 01.07.2016). DeCamp, M., Koenig, T.W. & Chisolm, M.S. (2013). Social media and physicians' online identity crisis. JAMA. 2013. 310(6). http://search.proquest.com/docview/1429273888?accountid=15115. (Access date: 01.07.2016). Evans, P. (2015). Open online spaces of professional learning: Context, personalisation and facilitation. TechTrends, 2015, 59(1), pp. 31-36.
Johnson, С. (2014). Growing up digital: How the Internet affects teen identity. Media. 2014. http://national.deseretnews.com/article/1553/growing-up-digital-how-the-internet-affects-teen-identity.html (Access date: 01.07.2016).
Ollier-Malaterre, A., Rothbard, N.P. & Berg, J.M. (2013). When worlds collide in cyberspace: How boundary work in online social networks impacts professional relationships. The Academy of Management Review. 2013, 38(4), pp. 645-669. http://search.proquest.com/docview/1450175579?accountid= 15115 (Access date: 01.07.2016). Revers, M. (2014). The twitterization of news making: Transparency and journalistic professionalism. Journal of Communication. 2014, 64(5), pp. 806-826.
Singh, C. (2010). New Media and Cultural Identity. China Media Research, 2010, 6(1), pp. 86-90. Stigbrand, K. & Nygren, G. (2013). Professional identity in changing media landscapes. Stockholm: Elanders. Tanner, K. (2015). The Professional Identity Formation of Librarians on Twitter: Professional Development, Networking, and Chats, Oh My! Unpublished manuscript. Faculty of Information and Media Studies, The University of Western Ontario, London, ON, Canada. http://fims-grc.fims.uwo.ca/wp-content/uploads/2015/08/LIS9410 Tanner.pdf (Access date: 01.07.2016).
TNS - медиа-исследования. Данные по аудитории телеканалов. http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/description/. (Дата обращения: 01.07.2016).
Tompkins, P.K. & Cheney, G. (1983). Account analysis of organizations: Decision making and identification. / L.L. Putnam & M. E. Pacanowsky (Eds.). Communication and organizations: An interpretive approach. Beverly Hills, CA: Sage, pp. 123-146.
Бахтин М.М. (1990). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. Зоткина Е.А. Профессиональная идентичность современных телекоммуникаторов // Психологические исследования. 2011. №. 6(20).
Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3084. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 (Дата обращения: 01.07.2016).
Правда.Ру. Большинство россиян получают информацию с помощью телевидения - опрос. http://www.pravda.ru/news/society/04-06-2014/1210938-opros-0/ (Дата обращения: 01.07.2016). Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч. 1 // Психологические исследования. 2011. №. 2(16).
Свечкарев В.П., Розин М.Д. Проблемы системного моделирования сложных процессов социального взаимодействия // Инженерный вестник Дона. 2012. № 2.
Сидоров А.А., Сапрон Д.В. Концептуальные основы когнитивного моделирования социально -экономического развития муниципальных образований //Доклады ТУСУРа. 2015. № 2 (36).
References
Aronson, E., Wilson, T.D. & Akert, R.M. (2010). Social Psychology (7th ed.), Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.
Bakhtin, M.M. (1990). Creativity of Francois Rabelais and popular culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow.
Banghart, S.G (2013). Exploring Professional Identity // College of Communication. M.A. Theses. Paper 17. Bennett, L. & Folley, S. (2014). A tale of two doctoral students: Social media tools and hybridised identities // Research in Learning Technology. V.2. 2014.
http://www.researchinlearningtechnology.net/index.php/rlt/article/view/23791] (Access date: 01.07.2016). DeCamp, M., Koenig, T.W. & Chisolm, M.S. (2013). Social media and physicians' online identity crisis. JAMA. 2013. 310(6). http://search.proquest.com/docview/1429273888?accountid=15115. (Access date: 01.07.2016). Evans, P. (2015). Open online spaces of professional learning: Context, personalisation and facilitation. TechTrends, 2015, 59(1), pp. 31-36.
Johnson, C. (2014). Growing up digital: How the Internet affects teen identity. Media. 2014. http://national.deseretnews.com/article/1553/growing-up-digital-how-the-internet-affects-teen-identity.html (Access date: 01.07.2016).
Most Russians get their information through television - poll. Pravda.Ru. http://www.pravda.ru/news/society/04-06-2014/1210938-opros-0/ (Retrieved: 01.07.2016).
New on digital literacy, or the Russians mastered the network. VCIOM. Press release № 3084. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 (Retrieved: 01.07.2016).
Ollier-Malaterre, A., Rothbard, N.P. & Berg, J.M. (2013). When worlds collide in cyberspace: How boundary work in online social networks impacts professional relationships. The Academy of Management Review. 2013, 38(4), pp. 645-669. http://search.proquest.com/docview/1450175579?accountid= 15115 (Access date: 01.07.2016). Revers, M. (2014). The twitterization of news making: Transparency and journalistic professionalism. Journal of Communication. 2014, 64(5), pp. 806-826.
Rykiel, A.M. (2011) Professional self-concept and professional identity in self-consciousness structure. Part 1.
Psychological research. No. 2 (16).
Singh, C. (2010). New Media and Cultural Identity. China Media Research, 2010, 6(1), pp. 86-90. Stigbrand, K. & Nygren, G. (2013). Professional identity in changing media landscapes. Stockholm: Elanders. Svechkarev, V.P., Rosin, M.D. (2012). The problems of system modeling of complex social interaction processes.
Injenerny Vestnik Dona. 2012. № 2.
Tanner, K. (2015). The Professional Identity Formation of Librarians on Twitter: Professional Development, Networking, and Chats, Oh My! Unpublished manuscript. Faculty of Information and Media Studies, The University of Western Ontario, London, ON, Canada. http://fims-grc.fims.uwo.ca/wp-content/uploads/2015/08/LIS9410 Tanner.pdf (Access date: 01.07.2016).
TNS - media research. http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/description/ (Retrieved: 01.07.2016).
Tompkins, P.K. & Cheney, G. (1983). Account analysis of organizations: Decision making and identification. / L.L. Putnam & M. E. Pacanowsky (Eds.). Communication and organizations: An interpretive approach. Beverly Hills, CA: Sage, pp. 123-146.
Zotkina, E.A. (2011) Professional identity modern tele-communicators. Psychological research. 2011. No. 6 (20).