Медиакультура Media Culture
Концептуальное моделирование системы символического конструирования профессиональной идентичности в медиапространстве *
А.С. Фролова,
Южный федеральный университет, 344005, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 160
framser@gmail. com
О.Ю. Посухова,
Южный федеральный университет, 344005, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 160
belloks@yandex. ru
* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306
Аннотация. В данной статье приводится апробация методологии концептуального моделирования применительно к проблематике конструирования профессиональной идентичности в медипространстве России. Концептуальное моделирования дает возможность исследовать статическую структуру системы в контексте целедостижимости в процессе наблюдаемого перехода. При моделировании авторы исходят из того, что доминирующие формы медиа детерминируют идентификационные матрицы посредством различных инструментов, будь то средства массовой информации, формирующие повестку дня (а значит, расстанавливающие ценностные приоритеты), социальные сети, блоги, фильмы, реклама, мультипликация, сериалы. Все эти формы коммуникации транслируют определенные символические коды, воспринимаемые индивидами, и выстраивающиеся в его многоуровневую идентификацию. Результаты исследования, изложенные в статье, представляют интерес для специалистов и исследователей медиа, профессиональной идентичности и трансформационных процессов символическом конструировании идентичности под влиянием развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
При этом, в отличии от традиционных медиа, интернет стимулирует людей активно конструировать собственную идентичность, использую символические инструменты различных платформ. И данный процесс находится на самой первой стадии своего развития. Такая ситуации не проблемна для индивидов, но может затруднить существование групп, опирающихся на постоянные ценности
Ключевые слова: медиапространство, СМИ, концептуальное моделирование, профессиональная идентичность, символическое пространство.
Conceptual modeling of the system of professional identity symbolic construction in the media space
Anna Frolova,
Southern Federal University, 344005, Russia, 160 Pushkinskaya str., Rostov-on-Don.
frannser@gmail. com
Oxana Posukhova,
Southern Federal University, 344005, Russia, 160, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don.
belloks@yandex. ru
Abstract.This article provides approbation of the conceptual modeling methodology in the context of constructing professional identity in Russian media-space. Conceptual modeling makes it possible to investigate the static structure of the system in the context of the goal-achievement in transition. The authors proceed from the premise that the dominant forms of media determine the identity matrices through various instruments, be they the mass media that form the agenda (which means the setting value priorities), social networks, blogs, films, advertising, animation or TV series. All these forms of communication transmit certain symbolic codes perceived by individuals, that are built into its multi-level identification. The results of the research, stated in the article, are of interest for specialists and researchers of the media, professional identity and transformational processes in symbolic construction of identity under the influence of developing information and communication technologies.
Keywords: media space, media, conceptual modeling, professional identity, symbolic space.
Введение
В последние несколько десятилетий в российском обществе наблюдается колоссальный сдвиг в социально-профессиональной структуре, серьезным трансформациям подвержен сектор занятости, что стало следствием действия различных социокультурных, правовых и политических факторов. Данные процессы протекают в контексте бурного развития цифровых медиа и сети интернет. Развитие информационно-коммуникационных технологий оказало влияние на характер деятельности по накоплению, ретрансляции и генерированию знания, коммуникацию в обществе, способы творческой и профессиональной самоактуализации. Цифровая эпоха диктует свои требования к специфике профессиональной социализации и формированию профессиональной идентичности. Пространство медиа выступает площадкой личной, интергрупповой, межгрупповой и массовой коммуникации, социального взаимодействия, трансляции символов, ценностей, идей и образцов поведения.
Потенциал системного моделирования в исследовании процесса конструирования профессиональной идентичности в условиях нарастающей неопределенности и развития ИКТ рассматривался нами в предыдущих работах [Фролова, Посухова, 2016]. Исследования в данной области, а также наработки российских и зарубежных исследователей в системном моделировании позволяют приблизиться к решению задачи анализа и прогнозирования протекания сложных социальных процессов с возможностью адаптации к изменениям внешней среды. Подобные задачи сами по себе требуют учета большого числа факторов, рисков, последствий, интересов, в них наблюдается слабая формализация методов решения и многокритериальность при оценке достигнутых результатов [Розин, Свечкарев, 2012]. Данный модельный подход к анализу и прогнозированию сложных социальных процессов предполагает множество проблем, варьирующихся от постановки задач моделирования до интерпретации полученных результатов. Среди основных научно-технических проблем, связанных с применением модельного подхода, исследователи выделяют «идентификацию реальных объектов, выбор вида моделей, построение моделей и их программную реализацию, взаимодействие исследователя с моделью в ходе компьютерного эксперимента, проверку правильности полученных в ходе моделирования результатов, выявление основных закономерностей, исследованных в процессе моделирования» [Розин, Свечкарев, 2012].
Концептуальное моделирование сложной социальной системы позволяет, при решении обозначенных проблем получить работающую модель, осуществить прогноз развития ситуации, эмпирически апробировать управленческие решения. В контексте данного исследование перед нами стоит задачи построить концептуальную модель процесса профессиональной идентификации в медиапространстве. На наш взгляд, тернарная концептуальная модель позволит выявить эмерджентное свойство системы, непосредственно зафиксировать процесс символического конструирования идентичности за счет совмещения целей моделируемых объектов.
Материалы и методы исследования
Основным методологическим посылом работы выступает принцип системности, обеспечивающий концептуальное исследование проблемы профессиональной идентификации в медийном пространстве. Система конструирования профессиональной идентичности изучается как сложная саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, которой свойственна эмерджентность. В связи с этим, для осмысления специфики ее функционирования необходим выход на более высокий уровень системности и разработка релевантной модели.
Данная работа в рамках парадигмы междисциплинарности имплементирует метод социального моделирования, в частности концептуального моделирования посредством UML (Universal Modeling Language - универсальный язык моделирования). Нотация и семантика UML дает возможность построения точной, полной и непротиворечивой модели, представленной в виде совокупности диаграмм, которые отражают инвариант системы. Минимально необходимое условие концептуального моделирования - конструирование трех диаграмм: прецедентов, классов и деятельности, которые в совокупности представляют три аспекта системы - статический, динамический и функциональный [Олишевский, Свечкарев, 2014].
Концептуальное моделирования дает возможность исследовать статическую структуру системы в контексте целедостижимости в процессе наблюдаемого перехода. Спецификой такой методологии является интегративный подход. Результатом конструирования является интегрирование исходных унарных моделей. В нашем случае модель может быть записана следующим образом:
Где S - множество сущностей, состоящее из элементов s^ R - множество отношений rj, отражающих связи и взаимодействия элементов.
Тернарная модель должна представлять собой соединение моделей, обладающее следующими свойствами [Свечкарев, Розин, Фролова, 2016]:
Mt{St,Rt) = Myl(St,Rj + My2{S2rlQ ~ Ыя&я,Яя)1
Sj := 5tU S2 U S^SiR-r := Д.L U R2 и U {гя1
= е Jift^e Sjufca = Е S2SiSa € 5 J
при условии 5± n S2 n S„ = 0 , Rg fl Нг П RK = 0,
причем S± = [st-Pc(s-,)]; S2 = Pc(s2)}; ST = {>r: Pc (sr)}; но
Также в работе используются результаты исследований ВЦИОМ.
Дискуссия
Для построения релевантной модели символического конструирования профессиональной идентичности в медиапространстве необходимо выявить ключевые элементы системы, их положение в структуре, отношения и связи. Для начала определим механизмы воздействия медиа на процессы идентификации.
Медиа оказывают значительное влияние на формирование социальных структур, процессов, накладывают отпечаток на массовое сознание, культуру. Доминирующие формы медиа детерминируют идентификационные матрицы посредством различных инструментов, будь то средства массовой информации, формирующие повестку дня (а значит, расстанавливающие ценностные приоритеты), социальные сети, блоги, фильмы, реклама, мультипликация, сериалы. Все эти формы коммуникации транслируют определенные символические коды, воспринимаемые индивидами, и выстраивающиеся в его
187
многоуровневую идентификацию. Формирующийся Я-образ, вкупе с самосознанием, конструирует когнитивную репрезентацию индивида, под которой исследователи и понимают идентичность [Aronson, Wilson, & Akert, 2010, 118]. Другими словами, на идентичность влияют как внутренние, так и внешние факторы. Благодаря новым медиа и интернету, которые трактуются как «инструмент культурных изменений» [Singh, 2010] изменяется процесс формирования идентичности..
В процессе формирования идентичности важным компонентом является сравнение своего Я-образа с другими и идеальным представлением [Arnett, 2010, p. 340]. Интернет дает практически безграничный доступ к информации и возможностям обмена ей, что, с одной стороны, облегчает задачу формирования представления об идеальном представители профессии, но с другой - создает информационный шум, в котором многим сложно ориентироваться, и который создает условия для искажения идей. Непроверенная, недостоверная информация в результате может лечь в основу идентичности индивида. Данная проблема актуализирует значимость медиаграмотности для формирования профессиональной идентичности представителя любой социально-профессиональной группы.
Современные медиа имеют довольно сильный потенциал убеждения, внедрения идей в сознание. Так, в частности, исследования выявляли практически мгновенное воздействие на поведение и восприятие женщинами собственной внешности под воздействием СМИ [Eisend & Möller, 2007].
На Я-образ и профессиональную самоидентификацию влияют, транслируемые через медиа образцы массовой культуры. К примеру, после выхода и обретения популярности сериала «Доктор Хаус» в различных медицинских вузах страны было зафиксирована значительное увеличение количества заявлений на поступление («Сериалы «Доктор Хаус» и «Интерны»..., 2012). Примерно такой же результат был зафиксирован на химических факультетах после выхода и популяризации сериала «Во все тяжкие». При этом положительное влияние остается в данных случаях сомнительным, так как в первом случае идеалом в профессии предстает мизантроп, зависимый от обезболивающих, а во втором бывший учитель химии, перешедший в наркобизнес.
Согласно концепции социальной идентичности [Tajifel and Turner, 1979], индивиды постоянно испытывают потребность в подтверждении и укреплении самооценки, положительной оценки другими их Я-образа. Поколения профессионалов осуществлявших деятельность до появления интернета были вынуждены подтверждать свои заслуги реальными действиями для получения оценки. В XXI веке люди получили возможность конструировать свой виртуальный образ так, как им этого хочется. Пользователи интернета могут представить вымышленные данные о своем роде деятельности, внешность и даже возрасте по своему усмотрению и при этом получить признание. Зачастую, под давлением негативных отзывов в социальных медиа, пользователи отказываются от своей прежней идентичности, либо корректируя ее, либо полностью заменяя. До появления соцсетей и развития интернета позитивные оценки в доминирующих медиа перевешивали негативные, чем укрепляли идентичности [Taylor, 2011].
На сегодняшний день в России телевидение все еще остается главным ретранслятором ценностей и источником идентитификации, однако его роль постепенно снижается (62% в 2015 году, 57% в 2016 году). Однако, согласно данным исследований 2016 года, число пользователей интернета, и, в частности, использующих его для узнавания новостей постепенно будет возрастать и составляет на 2017 год 27% среди всего населения, среди 18-24-хлетних - 62%, для 25-34-хлетних - 43 % [Медиапотребление сегодня., 2017].
При этом, в отличии от традиционных медиа, интернет стимулирует людей активно конструировать собственную идентичность, использую символические инструменты различных платформ. И данный процесс находится на самой первой стадии своего развития.
Такая ситуации не проблемна для индивидов, но может затруднить существование групп, опирающихся на постоянные ценности [Tubella, 2004].
Результаты исследования
Итак, нами была построена первичная унарная диаграмма классов формирования профессиональной идентичности (рис. 1):
Рис. 1. Унарная диаграмма классов формирования проессиональной идентичности
На диаграмме мы видим классы восприятие профессии (ассоциируется с профессией), отождествление с профессиональной группой (ассоциируется с профессией). Оба этих класса напрямую определяются профессией. В свою очередь восприятие профессии агрегируется в рефлексию (предполагается, что от того, как индивид представляет себе профессию, оценка и восприятие своей деятельности). Также восприятие профессии агрегируется в оценку социально-профессиональной группой, которая сравнивает ее результаты с предъявляемыми профессиональными требованиями. Профессия и отождествление с группой агрегируются в оценку группой. В свою очередь, оценка группой и рефлексия агрегируются в идентичность (получив обратную связь от социально-профессиональной группы, к которой себя причисляет индивид и сравнив результаты с собственным анализом, индивид делает выводы о своем Я-образе).
Добавив классы реализации целей к имеющимся целевым классам, получим бинарную диаграмму (рис. 2).
На диаграмме мы видим три класса достижения целей - образование (от него зависят все три целевых класса), символическое пространство - детерминирует восприятие профессии, а также отождествление с группой. Эта связь обусловленна тем, что без наличия должной репрезентации в символическом пространстве индивид не может сформировать целостный Я-образ, так как не будет «картинки»-ориентира. И последний класс реализации -самоопределение. От самоопределения зависит, к какой социально-профессиональной группе отнесет себя индивид.
Рис. 2. Бинарная диаграмма классов формирования профессиональной идентичности
Далее построим тернарную диаграмму классов, добавив функционально целевые классы (рис. 3).
Рис. 3. Тернарная диаграмма классов формирования профессиональной идентичности
На тернарной диаграмме классов мы фидим конкретные функциорально-целевые классы, среди которых освещение в СМИ, представленность положительных образов в искусстве и массовом сознании и мотивация, которая в основном зависит от самоопределения и символического пространства
Далее построим диаграмму прецедентов (рис. 4).
На диаграмме прецедентов изображены запросы (акторы) и прецеденты во взаимосвязи. Индивид ассоциируется с профессиональной деятельностью, от которой зависит то, какой образ будет сформирован медиа. Транслирующийся образ воспринимается обществом и самим индивидом. Восприятие включает себя оценку социально-профессиональным сообществом.
В данном случае представляется нецелесообразным конструировать диаграмму деятельности, так как рассматривается абстрактный обобщенный пример. Построенные диаграммы дают возможность провести системный анализ формирования профессиональной идентичности в медиапространстве.
Полученная нами тернарная концептуальная модель позволила провести формализованный системный анализ и выявить элементы процесса символического конструирования профессиональной идентичности в их взаимосвязи. Предлагаемая методология обладает эвристическим потенциалом в исследованиях процессов формирования профессиональной идентичности. Междисциплинарная постановка проблемы актуализирует научный дискурс в области развития созидательной конвергенции наук, широкого применения математического, системного, имитационного моделирования при изучении сложных социальных процессов. Тернарная модель - принципиально новый инструмент в изучении подобных проблем, она позволяет построить интегративную модель, описывающую эмерджентное свойство системы, а также реализовать мультимодельный подход (Свечкарев, Розин, Фролова).
Результаты системного анализа процесса формирования профессиональной идентичности в медиапространстве могут быть положены в основу более глубокого
Рис. 4. Диаграмма прецедентов восприятия образа профессии
Выводы
эмпирического исследования данной проблематики посредством компьютерных имитационных моделей.
Литература
Медиапотребление сегодня: пять основных фактов // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3284. 13.01.2017. Олишевский Д.П., Свечкарев В.П. Концептуальное моделирование базовых задач культурной инфраструктуры
// Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 30. № 3. С. 91.
Розин М.Д., Свечкарев В.П. Проблемы системного моделирования сложных процессов социального взаимодействия // Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 20. № 2. С. 609-618.
Свечкарев В.П., Розин М.Д., Фролова А.С. Социальная ориентация технологий: модельный подход // Научная мысль Кавказа. 2016. № 4.
Сериалы «Доктор Хаус» и «Интерны» развращают представление о врачах, культивируя моду на язвительное хамство в нашей благородной профессии // Нижегородская государственная медицинская акаденимя. [http://www.nizhgma.ru/news/12073.html#ad-image-0]
Фролова А.С., Посухова О.Ю. Потенциал медиа как пространства рефлексии профессиональной идентичности
// Медиаобразование. 2016. № 4. С. 127-138.
Arnett, J.J. (2010). Adolescence and emerging adulthood: A cultural approach (4th edition). Upper Saddle River, NJ: Pearson-Prentice Hall.
Aronson, E., Wilson, T. D., & Akert, R. M. (2010). Social Psychology (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.
Eisend, M. & Möller, J. (2007). The influence of TV viewing on consumers' body images and related consumption behavior. Marketing Letters.
Singh, C. (2010). New Media and Cultural Identity. China Media Research, 6 (1).
Tajifel, H., Turner, J. (1979). Differentiation Between Social Groups. Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press.
Taylor, J. (2011). Technology: Is Technology Stealing our (Self) Identities. Dr. Jim Taylor. 27 July.
http://drjimtaylor.com/2.0/technology/technology-is-technology-stealing-our-self-identities/
Tubella, I. (2004). Television and Internet in the construction of identity. The Network Society.
References
Arnett, J.J. (2010). Adolescence and emerging adulthood: A cultural approach (4th edition). Upper Saddle River, NJ: Pearson-Prentice Hall.
Aronson, E., Wilson, T. D., & Akert, R. M. (2010). Social Psychology (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall.
Eisend, M. & Möller, J. (2007). The influence of TV viewing on consumers' body images and related consumption behavior. Marketing Letters.
Frolova, A.S., Posukhova, O.Y. (2016). The potential of media as a space of professional identity reflection. Media education. № 4.
Media consumption now. VCIOM. Press-vypusk № 3284.13.01.2017.
Olishevskiy, D.P., Svechkarev, V.P. (2014). Contseptual model of basic tasks of culture infrastructure. Inzhenerny VestnikDona. Vol. 30. № 3, 91.
Rozin, M.D., Svechkarev, V.P. (2012). Problems of system modeling process of difficult social actions. Inzhenerny Vestnik Dona. Vol. 20. № 2, 609-618.
TV series Dr. House and Interns. Http://www.nizhgma.ru/news/12073.html#ad-image-0 Singh, C. (2010). New Media and Cultural Identity. China Media Research, 6 (1), 86-90.
Svechkarev, V.P., Rozin, M.D., Frolova, A.S. (2016). Social orientation of technologies: model approach. Nauchnaya mysl' Kavkaza. № 4.
Tajifel, H., Turner, J. (1979). Differentiation Between Social Groups. Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press.
Taylor, J. (2011). Technology: Is Technology Stealing our (Self) Identities. Dr. Jim Taylor. 27 July.
http://drjimtaylor.com/2.0/technology/technology-is-technology-stealing-our-self-identities/
Tubella, I. (2004). Television and Internet in the construction of identity. The Network Society.