Научная статья на тему 'Потенциал личности: креативность и личностная автономия'

Потенциал личности: креативность и личностная автономия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
766
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ / PERSONAL POTENTIAL / CREATIVITY / PERSONAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Анастасия Вячеславовна

Рассматривается проблема креативности и личностной автономии как структурные образования потенциала личности. Представлены результаты исследования, в которых прослеживается специфическая взаимосвязь личностной автономии и креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of the person: creativity and personal autonomy

The problem of creativity and personal autonomy as structural formations of the potential of a person is considered. Results of the research in which the specific interrelation of personal autonomy and creativity is presented are given.

Текст научной работы на тему «Потенциал личности: креативность и личностная автономия»

ственной деятельности у детей различных возрастов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. С.24.

11. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: сб. ст. / ред.-сост. И. Ренчлер. - М.: Мир, 1998. -335 с.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

- М.: Мысль, 1975. - 304 с.

13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. - 254 с.

14. Мелик-Пашаев А.А. Звучание жизни. - Тбилиси, 1985; М., 1989. С. 112.

15. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М., 2000. -245 с.

16. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А., Адаскина

Н.С. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 46.

17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Наука, 1973. - 423 с.

18. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966. - 289 с.

19. Шадриков В.Д. Философия образования и образование личности. - М.: ЛОГОС, 1993. - 231 с.

20. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativity / R.J. Stemberg (Ed.). - Cambridge Univ. Press, 1988. - P. 32-72.

Ларкина Нина Владимировна - соискатель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ). [email protected]

Larkina Nina Vladimirovna - competitor of department of general and social psychology of Buryat State University, senior teacher of department of pedagogy and psychology of East Siberian State Academy of Culture and Arts (Ulan-Ude). kafedra_osp_bsu@mail. ru

УДК 159.922 А.В. Павлова

ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: КРЕАТИВНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ

Рассматривается проблема креативности и личностной автономии как структурные образования потенциала личности. Представлены результаты исследования, в которых прослеживается специфическая взаимосвязь личностной автономии и креативности.

Ключевые слова: личностный потенциал, креативность, личностная автономия.

A.V. Pavlova

POTENTIAL OF THE PERSON: CREATIVITY AND PERSONAL AUTONOMY

The problem of creativity and personal autonomy as structural formations of the potential of a person is considered. Results of the research in which the specific interrelation of personal autonomy and creativity is presented are given.

Key words: personal potential, creativity, personal autonomy.

В условиях современной ситуации гуманизации общества, центром и ценностью которого становятся человек, его способности и возможности, особенно остро встает проблема потенциала современной личности.

По словам Д.А. Леонтьева (2002), «личностный потенциал - это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности»« [1, с. 259]. Личностная автономия представляется как стержень личности, являясь в то же время и вектором ее развития. Понятие личностной автономии наиболее представ-

лено и разработано в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. В их последних работах это понятие выходит на передний план, количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным «Я» [4].

Понятие автономии относится как к процессу личностного развития, так и к его результату. Оно предстает в работах Э.Деси и Р. Райана не просто как одна из тенденций личности, но как универсальный критерий и механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития [4].

О.А. Трещева определяет личностную автономию как «форму личностного бытия, интегральная сущность которой проявляется в следующих характеристиках личности: самостоятельном

целеполагании, осознании своих подлинных интересов, ценностях и убеждениях, развитой критической компетентности, ответственности за

свободно принятые решения, гибкости и креативности мышления и деятельности» [3, с.]. Данное определение не характеризует личностную автономию как некую сущность, скорее, оно направлено на описание ее форм проявления. Креативность является следующим понятием, входящим в область нашего исследования, которая не просто форма проявления личностной автономии, а «характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношения с миром» [2, с.]. Креативность позволяет человеку совершенствоваться, стремиться и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Несмотря на многочисленные исследования в области креативности, все еще нет однозначного ответа о природе креативности как личностной особенности, и что ее обусловливает.

С целью изучения содержательных особенностей потенциала личности, а также взаимосвязи автономности и креативности как значимых характеристик личностного потенциала было проведено эмпирическое исследование. Выборка была сформирована случайным образом и в нее вошло 297 студентов гуманитарных факультетов первого курса Томского государственного университета. Исследование проводилось в период с 2007 по 2009 г. и состояло из двух этапов. На первом этапе с помощью опросника креативности Джонсона были выделены две группы респондентов: контрольная и экспериментальная. В экспериментальную группу вошло 168 человек с высоким и очень высоким уровнем креативности, в контрольную - 129 человек со средним и низким уровнем креативности.

На втором этапе были использованы следующие методики для определения характеристик личностного потенциала в экспериментальной и контрольной группах: MMPI, ОЛО (Опросник личностных ориентаций Э. Шострома в адаптации А.А. Рукавишникова), Фрустрационный тест С. Розенцвейга, Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности. Обработка полученных данных проводилась с использованием факторного анализа с Varimax - вращением. Анализировались факторные нагрузки, либо равные, либо выше 0,5. Все данные соответствовали уровню значимости (при p<0,05). Сравнивая данные, полученные в ходе факторного анализа, были выявлены различия в факторных структу-

рах характеристик личности в двух группах.

У респондентов с высоким и очень высоким уровнем креативности выделилось один фактор, в состав которого вошла следующая плеяда переменных. По тесту ММР1 шкалы: D «депрессия - пессимистичность» (-0,6), Ра «ригидность» (-0,6), Рt «тревожность» (-0,6), Sc «индивидуали-стичность» (-0,7), Si «социальная интроверсия» (-0,5). По тесту ОЛО шкалы: Т1 «прошлое, будущее» (-0,5), О «ориентация на других» (-0,8), ТС «настоящее» (0,7), I «ориентация на себя» (0,8), SAV «ценность самоактуализации» (0,6), Ех «гибкость поведения» (0,5), Fr «реактивная чувствительность» (0,6), S «спонтанность» (0,5), Sr «самоуважение» (0,5), Sa «принятие себя» (0,5), Sy «целостность» (0,5), А «принятие агрессии» (0,7), С «способность к интиму» (0,7). Отталкиваясь от внутреннего содержания фактора, мы назвали его «Автономность». Респонденты экспериментальной группы характеризуются жизнерадостностью, они лишены тревожности, пессимистичности, полны решительности, им свойственна определенная гибкость мышления и взглядов, они мобильны, хорошо адаптируются к окружению, проявляя уверенность в себе, испытывают потребность в самоактуализации, свободны от ригидной приверженности социальному давлению и социальным ожиданиям, в отношениях с окружающими проявляют эмоциональную отзывчивость.

У респондентов со средним и низким уровнем креативности выделилось три фактора. В состав первого фактора вошли следующие шкалы по тесту ММР1: Ну «эмоциональная лабильность» (-0,5), PD «импульсивность» (-0,6). По тесту ОЛО: Ех «гибкость поведения» (-0,5), Fr «реактивная чувствительность» (-0,5), Sa «принятие себя» (-0,5), А «принятие агрессии» (-0,5). Этот фактор был назван «Консерватизм». Для респондентов данной группы свойственно отсутствие лидерских черт и независимости, приверженность общепринятым нормам поведения, тенденция к сохранению постоянных установок, интересов и целей, конформизм, склонность к ин-троверсии и скептицизму.

Во второй фактор вошли по тесту ММР1: L «ложь» (0,6), К «коррекция» (0,7), МА «оптимизма и активности» (-0,6). По тесту Голланда «конвенциональный тип» (-0,6). Второй фактор обнаруживает, что респондентам свойственна пассивность жизненной позиции, их поведение зависит от социального одобрения, они следуют

установленному стандарту.

В третий фактор вошли следующие шкалы, по тесту MMPI: SI «социальная интроверсия» (0,6). По тесту Розенцвейга Ode «фиксация на препятствии - экстрапунитивная» (0,5). По тесту Холан-да «предприимчивый тип» (-0,5). Психологическая нагрузка данного фактора показывает, что респондентам контрольной группы свойственны замкнутость, сниженный уровень включенности в социальную среду, трудности при установлении новых контактов, застревание на неудачах, погружение в переживания, эмоциональная инерция.

Факторный анализ данных показал явные различия факторных структур у респондентов экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. У респондентов с высоким и очень высоким уровнем креативности четко проявляется личностная автономия в таких чертах личности, как независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Высокий уровень реализации потребности в самоактуализации, уверенность в себе, ясное осознание целей собственной жизни, выраженная потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, осознание собственного предназначения, настойчивое стремление к реализации внутреннего призвания.

2. У респондентов с низким и средним уровнем креативности доминируют такие черты личности,

как снижение мотивации достижения, отсутствие спонтанности, непосредственность поведения, невыраженное честолюбие. Из-за отсутствия лидерских черт и независимости им гораздо труднее достигнуть состояния принятия себя.

Полученные результаты показали сложность и специфику проблемы взаимодействия креативности и личностной автономии как структурных компонентов потенциала личности. Они выступают показателями личностного здоровья и психической устойчивости, индикатором позитивного направления личностного развития, что подчеркивает важность и необходимость исследования в данной области.

Литература

1. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е., Плотникова А.В., Рассказов Е.И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социальноэкономического развития современной России: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М., 2005.

- С. 259-260.

2. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: лич-

ность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: материалы IV Междунар. конф. по-свящ. памяти Л.С. Выготского: - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - С. 214-223.

3. Трещева О.А. Проблема актуализации автономии личности в контексте личностно-

профессионального развития молодых людей // Омский научный вестник. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - №3. - С. 104-108.

4. Ryan R., Deci E., Grolnick W. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and

psychopathology // Developmental psychopathology / Eds. D. Cicchetti, D. Cohen. - N.Y.: Wilev, 1995. V.

1. - P.618-655.

Павлова Анастасия Вячеславовна - аспирант кафедры организационной психологии Томского государственного университета (г. Томск). E-mail: [email protected]

Pavlova Anastasia Vyacheslavovna - post-graduate student of department of organizational psychology of Tomsk State University (Tomsk). E-mail: [email protected]

УДК 159.94 Д.Р. Базарова

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООПИСАНИЙ «Я»

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ

Данная статья посвящена актуальной проблеме исследования образа «Я» современных студентов с помощью теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я?». В статье показаны результаты исследования самоописания «Я» среди студентов-психологов и спортсменов.

Ключевые слова: образ мира, личностный смысл, психосемантика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.