Научная статья на тему 'Психосемантический анализ самоописаний «я» в структуре образа мира студентов'

Психосемантический анализ самоописаний «я» в структуре образа мира студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1048
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ПСИХОСЕМАНТИКА / WORLD IMAGE / PERSONALITY IDEA / PSYCHOSEMANTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Долгор Раднанимаевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме исследования образа «Я» современных студентов с помощью теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я?». В статье показаны результаты исследования самоописания «Я» среди студентов-психологов и спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosemantic analysis of «I» self-depiction in the structure of students' world image

The article is devoted to the urgent problem of the «I» image research of modern teenagers, with the help of M.Kuhn and T. Makpartland test «Who I am?». The article shows the results of «I» self-depiction among psychologists and sportsmen.

Текст научной работы на тему «Психосемантический анализ самоописаний «я» в структуре образа мира студентов»

установленному стандарту.

В третий фактор вошли следующие шкалы, по тесту MMPI: SI «социальная интроверсия» (0,6). По тесту Розенцвейга Ode «фиксация на препятствии - экстрапунитивная» (0,5). По тесту Холан-да «предприимчивый тип» (-0,5). Психологическая нагрузка данного фактора показывает, что респондентам контрольной группы свойственны замкнутость, сниженный уровень включенности в социальную среду, трудности при установлении новых контактов, застревание на неудачах, погружение в переживания, эмоциональная инерция.

Факторный анализ данных показал явные различия факторных структур у респондентов экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. У респондентов с высоким и очень высоким уровнем креативности четко проявляется личностная автономия в таких чертах личности, как независимость в своих поступках, стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Высокий уровень реализации потребности в самоактуализации, уверенность в себе, ясное осознание целей собственной жизни, выраженная потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, осознание собственного предназначения, настойчивое стремление к реализации внутреннего призвания.

2. У респондентов с низким и средним уровнем креативности доминируют такие черты личности,

как снижение мотивации достижения, отсутствие спонтанности, непосредственность поведения, невыраженное честолюбие. Из-за отсутствия лидерских черт и независимости им гораздо труднее достигнуть состояния принятия себя.

Полученные результаты показали сложность и специфику проблемы взаимодействия креативности и личностной автономии как структурных компонентов потенциала личности. Они выступают показателями личностного здоровья и психической устойчивости, индикатором позитивного направления личностного развития, что подчеркивает важность и необходимость исследования в данной области.

Литература

1. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е., Плотникова А.В., Рассказов Е.И. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социальноэкономического развития современной России: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 259-260.

2. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: лич-

ность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: материалы IV Междунар. конф. по-свящ. памяти Л.С. Выготского: - М.: Изд-во РГГУ, 2004. - С. 214-223.

3. Трещева О.А. Проблема актуализации автономии личности в контексте личностно-

профессионального развития молодых людей // Омский научный вестник. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - №3. - С. 104-108.

4. Ryan R., Deci E., Grolnick W. Autonomy, relatedness, and the self: Their relation to development and

psychopathology // Developmental psychopathology / Eds. D. Cicchetti, D. Cohen. - N.Y.: Wilev, 1995. V. 1. - P.618-655.

Павлова Анастасия Вячеславовна - аспирант кафедры организационной психологии Томского государственного университета (г Томск). E-mail: pavlova13@mail.ru

Pavlova Anastasia Vyacheslavovna - post-graduate student of department of organizational psychology of Tomsk State University (Tomsk). E-mail: _pavlova13@mail.ru

УДК 159.94 Д.Р. Базарова

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМООПИСАНИЙ «Я»

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ

Данная статья посвящена актуальной проблеме исследования образа «Я» современных студентов с помощью теста М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я?». В статье показаны результаты исследования самоописания «Я» среди студентов-психологов и спортсменов.

Ключевые слова: образ мира, личностный смысл, психосемантика.

D.R Bazarova

psychosemantic analysis of «i» self-depiction in the structure of students’ world image

The article is devoted to the urgent problem of the «I» image research of modern teenagers, with the help of M.Kuhn and T. Mak-partland test «Who I am?». The article shows the results of «I» self-depiction among psychologists and sportsmen.

Key words: world image, personality idea, psychosemantics.

В мае 2009 г. в Москве был проведен масштабный форум под названием «Экология души и молодежь». Это еще раз подтвердило актуальность исследований молодежи России, и не только. Зрелое поколение осознает все большую ответственность перед возрастающим поколением, которое стремится расширить свой кругозор, создать позитивный образ мира (без войн, насилия).

Категория «образ мира» является одной из основных в современной психологии. Все большее количество авторов обращается к данному понятию в рамках собственных исследований, развивая тем самым концепцию образа мира. Образ мира в методологии психологии выступает как интегративное, многоуровневое, иерархическое образование, объединяющее такие феномены человеческой психики, как сознание, личность, интеллект. По сути, образ мира выстраивается в сознании человека в процессе интеллектуальной обработки, осмысления и интерпретации тех жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, причем объяснение и понимание сути данных ситуаций осуществляется в контексте жизненного опыта человека и особенностей его личности.

Образ или картина мира - достаточно разработанные категории в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, ВС. Мухина, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, В.П. Серкин и многие другие).

Рассматривая понятие «образ мира», А.Н. Леонтьев отмечал, что проблема психического должна ставиться в ракурсе построения в сознании индивида многомерного образа мира как образа реальности. Исходя из теоретических воззрений

А.Н. Леонтьева, в сознаваемой картине мира можно выделить три слоя сознания: 1 - чувственные образы; 2 - значения, носителями которых выступают знаковые системы, формируемые на основе интериоризации предметных и операциональных значений; 3 - личностный смысл, то есть то, что индивид вкладывает в конкретные события, яв-

ления или понятия, осознание которых может существенно не совпадать с объективным смыслом. Личностный смысл выражает «значение-для-меня» жизненных объектов и явлений, отражает пристрастное отношение человека к миру.

индивидуальное сознание отражено в языке, организующем систему значений, которая представляет собой категориальную сетку взаимосвязанных смыслов (коннотативное значение). Таким образом, изучая семантический пласт, мы изучаем особенности индивидуального сознания, проникаем во внутреннюю структуру картины мира. изучение индивидуальных категориальных структур и значений возможно при использовании психосемантического подхода, и это во многом благодаря исследованиям В.Ф. Петренко,

A.Г. Шмелева, О.В. Митиной, Е.Ю. Артемьевой,

B.П. Серкина и др.

Психосемантика - область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующих процесс восприятия, мышления и памяти.

Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантических пространств Ч. Осгуда (так называемый метод семантического дифференциала) и теории личностных конструктов Дж. Келли (метод репертуарных решеток) и включает в себя использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.

исследование индивидуального сознания предполагает реконструкцию различных содержательных сфер обыденного сознания, описания их в системе категорий, отличных от понятийных.

Цель данного исследования - провести психосемантический анализ важного компонента образа мира - «образа Я» студентов как представителей современной молодежи по тесту «20 высказываний» М.Куна и Т.Макпартлэнда («Кто Я?»).

Молодежь - это относительное понятие, в эту категорию входят старшеклассники, стоящие перед выбором своей будущей профессиональной деятельности, студенты, определившиеся в дан-

ном выборе, и работающая молодежь, в основном студенты заочного обучения. именно в эти возрастные периоды социализации происходит устойчивое становление личности как носителя определенных норм и ценностей общества, развивается самосознание личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. В связи с изменением ценностей молодежи, их образа жизни, в отличие от прошлых поколений, можно предположить, что современная молодежь по-иному смотрит на мир, на свое место в нем и их отношение к жизни отличается своим новым, свежим взглядом.

Выборка студентов вуза и ССУЗов г. Улан-Удэ включала психологов - 48 студентов БГУ; 40 студентов БЭПи; спортсменов - 42 студента колледжа спорта и сервиса.

Направления в изучении образа мира определяются исследованием его структурных элементов:

когнитивного (содержательного), эмоциональноаффективного и конативно-поведенческого. В работе использовался комплекс из трех групп взаимодополняющих методов исследования. тест «Кто Я?» М. Куна, Г. Макпартлэнда относится к первой группе психодиагностических методов исследования когнитивного компонента образа мира.

Согласно технике М. Куна, Г. Макпартлэнда «Кто Я?», респондентам предлагалось высказать 20 самооценочных суждений за 12 минут. Методика позволяет выявить этноним (самоназвание -«Я - бурят(ка)») как показатель этнической идентичности в ряду других идентичностей: половой, семейной, профессиональной, личностной и т.д.. а тем самым выявить степень актуальности этнического знания о себе.

Результаты обработки полученной вербальной продукции по ее содержанию представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание самоописаний по методике «Кто Я» в различных группах

Категории Исследуемые группы студентов

психологи спортсмены

частота упоминаний ранговые значения частота упоминаний ранговые значения

Семья, родственные отношения Бгу Бэпи Бгу Бэпи 2,4 10

3,9 4,5 3 4

Гражданство, место жительства 6,9 4,7 10 5 3,7 9

Социальные характеристики 5,9 5,2 6 6 4,7 2

Анкетные данные 4,3 5,8 4 7 3,0 6

Увлечения, предпочтения, вкусы, интересы 6,8 6,0 8 8 3,9 5

Деловая активность 6,8 6,8 9 9 3,3 1

Этноним 4,4 7,3 5 10 3,0 8

Положительные личностные характеристики 2,1 2,3 1 1 3,5 3

Нейтральные личностные характеристики 3,2 2,5 2 2 5,3 7

Индивидные характеристики 6,1 4,4 7 3 3,3 4

Все ответы были отнесены к одной из двух категорий: объективное и субъективное упоминание. Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «дочь», «брат», «борец», «будущий психолог», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным статусам и классам. Примерами субъективных категорий являются такие, как «целеустремленный», «уверенный», «скромный», «активный» и т.д.

Как следует из таблицы, описывая себя, участники эксперимента наиболее часто упоминают положительные личностные характеристики, деловую активность, нейтральные личностные и социальные характеристики, родственные отношения и индивидные характеристики.

При этом порядок использования названных категорий несколько различен в исследуемых группах. Вопрос «Кто Я?» часть испытуемых, в большей степени в группе психологов, склонна заменять вопросом «Какой Я?», стремясь отразить свойства личности, характера, преобладающее настроение. В связи с этим приоритетной для студентов - психологов БГУ и БЭПИ является категория «положительные личностные характеристики», в которую входит перечисление достоинств (вдумчивый, добрый, умный, понимающий и др.). В группе студентов - спортсменов названная категория находится на третьей позиции, приоритетной для данной группы является деловая активность (указания на профессию, место работы, отношение к труду), у психологов она находится на девятом месте. Вторую позицию в группах психологов занимают нейтральные индивидные личностные характеристики, в группе спортсменов данное место занимают социальные характеристики.

Среднюю позицию в самоописаниях у спортсменов заняли суждения, касающиеся увлечений, предпочтений, интересов. В имеющемся материале доля суждений, связанная с гражданством, местом жительства, этнонимом в группе психологов (и у спортсменов тоже) занимает по-

следнюю позицию в самоописаниях.

Как видим, основной объективной категорией в структуре образа мира студентов является категория «Я - студент». В психосемантике данного понятия студенты - психологи и спортсмены - выделяют адекватные компоненты. Так, на первом месте у них стоит «учеба (пары, занятия)», что является вполне актуальным для них в данном возрасте; на втором месте у студентов - «экзамены, сессия»; на третьем месте - «общага», это определение делает акцент на то, что большинство студентов приехало из близлежащих районов, поэтому они уделяют большое внимание учебе и месту жительства; на четвертом месте - «цель» (будущая профессия, получение диплома). Стипендия для студента, конечно, значима, но она стоит на пятом месте в приоритетах исследуемой молодежи. В силу возраста и неполного становления личности студентов в процессе обучения шестое место в иерархии их образа мира заняла категория «молодая жизнь». В целом картина их мировоззрения вполне логична для современного студента.

Таким образом, в самооценочных характеристиках исследуемых групп в качестве первостепенных выделяется ряд тем, часть которых была указана еще А. Адлером. Он полагал наличие трех проблем, с которыми сталкиваются люди - это работа, дружба и отношения в сообществе, в котором человек живет, любовь и брак. Наше исследование выделило несколько приоритетных тем в группе психологов: «моя личность», «моя семья». В группе спортсменов: «деловая активность», «социальные характеристики». Полученные данные выявили особенности когнитивного компонента образа мира студентов. В целом результаты исследования выявили позитивную групповую и личностную идентификацию студентов.

Литература

1. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 180-187.

Базарова Долгор Раднанимаевна - аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии БГУ (г. Улан-Удэ). E-mail: monsonova@rambler.ru

Bazarova Dolgor Radnanimaevna - post-graduate student of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: monsonova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.