Научная статья на тему 'Влияние личностной автономии на процесс интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность'

Влияние личностной автономии на процесс интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL AUTONOMY / SELF-DETERMINATION / PERSONAL POTENTIAL / INNOVATIVEENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Эмма Ивановна, Ларионова Анастасия Вячеславовна

В статье рассматривается проблема личностной автономии как структурного компонента личностного потенциала. Проблема личностной автономии наиболее широко представлена в теориях зарубежных авторов, в отечественной психологии данная проблема только обретает актуальность, что обуславливает необходимость ее теоретического изучения и эмпирического исследования. В работе представлены результаты корреляционного анализа личностной автономии и индивидульно-психологических характеристик студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательскую деятельность, на основе которых установлено, что развитие личностной автономии будет способствовать более успешной интеграции студентов в инновационнопредпринимательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова Эмма Ивановна, Ларионова Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF A PERSONAL AUTONOMY ON THE PROCESS OF STUDENTS INTEGRATION IN INNOVATIVE-ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article considers the problem of a personal autonomy as a structural component of personal potential. The problem of a personal autonomy is most widely presented in theories of foreign authors. In domestic psychology the given problem only finds an urgency that causes necessity of its theoretical studying and empirical research. The work presents results of the correlation analysis of a personal autonomy and individual-psychological characteristics of the students involved in is innovative-entrepreneurial activity. Basing on these results it is established that development of a personal autonomy will promote more successful integration of students into innovative-entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Влияние личностной автономии на процесс интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность»

УДК 159.922 ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ НА ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мещерякова Э.И., Ларионова А.В.

В статье рассматривается проблема личностной автономии как структурного компонента личностного потенциала. Проблема личностной автономии наиболее широко представлена в теориях зарубежных авторов, в отечественной психологии данная проблема только обретает актуальность, что обуславливает необходимость ее теоретического изучения и эмпирического исследования. В работе представлены результаты корреляционного анализа личностной автономии и индивидульно-психологических характеристик студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательскую деятельность, на основе которых установлено, что развитие личностной автономии будет способствовать более успешной интеграции студентов в инновационнопредпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: личностная автономия; самодетерминация; личностный потенциал; инновационная и предпринимательская деятельность.

THE INFLUENCE OF A PERSONAL AUTONOMY ON THE PROCESS OF STUDENTS INTEGRATION IN INNOVATIVE-ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Mescheriakova E.I., Larionova A.V.

The article considers the problem of a personal autonomy as a structural component of personal potential. The problem of a personal autonomy is most widely presented in theories of foreign authors. In domestic psychology the given problem only finds an urgency that causes necessity of its theoretical studying and empirical research. The work presents results of the correlation analysis of a personal autonomy and individual-psychological characteristics of the students involved in is innovative-entrepreneurial activity. Basing on these results it is established that development of a personal autonomy will promote more successful integration of students into innovative-entrepreneurial activity.

Keywords: personal autonomy; self-determination; personal potential;

innovative- entrepreneurial activity.

В последнее время обострение интереса к феномену «личностной автономии» в современной гуманитарной науке вызвано такими причинами, как: интервенция социального пространства в личное, потеря контроля над продуктами современных информационных технологий, обозначением и сохранением границ личной идентичности, утрата чувства онтологической безопасности, необходимостью постоянного поддержания и конституирования своей автономности. Актуальным для междисциплинарного познания остается анализ автономии как личностной диспозиции и ресурса, что связанно с мсследованием более широкого контекста релевантных ей личностных феноменов [4].

В современной психологии проблему личностной автономии человека рассматривают преимущественно в рамках теории самодетерминации, разработанной Э. Деси и Р. Райаном. Она основывается на проблеме собственной активности человека, его способности самостоятельного выбора направления саморазвития. Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые также могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Психологическим критерием самодетерминации является гибкость человека в управлении собственными взаимодействиями со средой. Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями. Самодетерминация включает в себя управление своей средой или своими действиями, направленными на результат, но может также включать в себя и отказ от контроля. Если сравнивать значения понятий самодетерминации и личностной автономии, то можно отметить, что четкой границы между этими понятиями нет, часто их используют как синонимичные, однако личностная автономия рассматривается как более широкое понятие, поскольку допускает и иные трактовки [2; 5].

В отечественной психологии проблема личностной автономии и самодетерминации рассматривается в контексте личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, О.Е. Дергачева, О.А. Сергеева и другие). Так, Д.А. Леонтьев для наиболее глубокого понимания понятия личностной автономии предлагает выделить четыре его значения: 1) отделение человека от

окружающего контекста (эмансипация); 2) как черта личности; 3) базовая потребность, движущая сила, проявляющаяся на всех стадиях развития; 4) своезаконие (собственные жизненные принципы, система ценностей) [6]. Личностная автономия означает возможность выхода для человека за пределы конкретной ситуации, в которой он находится, возможность абстрагирования от

непосредственных внешних воздействий и выбор поведения на основе собственных внутренних критериев. Таким образом, человек сам является причиной своих поступков, исходя из определения понятия автономии -своезакония, сам формулирует принципы и основания, по которым он живет.

Опираясь на общее понятие предпринимательства как самостоятельной, экономической деятельности, можно утверждать, что основой этой деятельности является именно самостоятельность или автономия субъекта. На сегодняшний день проблемы предпринимательской деятельности имеют междисциплинарный статус и разрабатываются в научных знаниях психологии, философии, социологии и экономики. По мнению Г.Л. Багиева и А.Н. Асаула, предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности, основание нового предприятия, внедрение новых методов организации производства или новых технологий [1]. Следовательно, ведущими принципами предпринимательской деятельности являются автономия и инновационность.

Э.Ф. Зеер и А.М. Павлова (2008) в своих работах отмечают, что предпринимателей от других социально-профессиональных групп отличает доминирование установки доводить начатое дело до конца, стремление к познанию себя, готовность брать на себя ответственность. По их мнению, личностная автономия является мерой функциональной способности субъекта к использованию им собственных потенциальных возможностей при разрешении проблемных ситуаций в деятельности и взаимодействии с внешним социальным пространством [3].

С целью изучения влияния и взаимосвязи личностной автономии и индивидуально-психологических особенностей студентов, вовлеченных в

инновационно-предпринимательскую деятельность, было проведено эмпирическое исследование. Выборку исследования составили студенты г. Томска, включенные в инновационно-предпринимательскую деятельности. Основными критериями отбора являлись: участие в научных мероприятиях (конференции, олимпиады, гранты и т.п.), участие в ГПО (групповое проектное обучение), участие в работе бизнес инкубатора. Общее количество участников -362 человека (170 мужчин (47%) и 192 женщины (53%)), в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст составил 20 лет).

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы следующие методики: 1. тест «Мини-мульт», позволяющий оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению;

2. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева, позволяющий изучить смысложизненные ориентации личности, составляющих основу образа «Я»; 3. «Опросник личностной ориентации» (ОЛО),

разработанный Э. Шостромом в адаптации А.А. Рукавишникова, предназначенный для измерения степени самоактуализации личности.

Полученные эмпирические данные прошли проверку на нормальность распределения. Для выявления значимых взаимосвязей личностной автономии и индивидуально-психологических особенностей был использован коэффициент корреляции Пирсона (г). Обработка статистических данных производилась с помощью компьютерных программ STATISTICA 6.0.

Опираясь на теоретические представления Э. Деси и Р. Райана, конструкт личностной автономии был исследован через эмпирические критерии: «Ориентацию на себя» (шкала I теста ОЛО), «Принятие себя» (шкала Sa теста ОЛО), «Локус контроля «Я» (тест СЖО), «Локус контроля жизни» (тест СЖО). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимые корреляции между эмпирическими критериями личностной автономии и индивидуально-психологическими

характеристиками студентов

Показатели «Ориентация на себя» ОЛО «Принятие себя» ОЛО «Локус контроля-Я» СЖО «Локус контроля- жизни» СЖО

«Эмоциональная насыщенность жизни» СЖО Q,496** Q,39* Q,827** Q,68**

«Удовлетворенность самореализацией» СЖО Q,564** Q,396* Q,797** Q,751**

«Локус контроля-Я» СЖО Q,388* - 1 Q,689**

«Локус контроля-жизнь» СЖО Q,44** Q,363* Q,689** 1

Общий показатель СЖО Q,421** Q,343* Q,891** Q,823**

«Пессимистичность» MM ^^2** -Q,487** -Q,563** -Q,623**

«Эмоциональная лабильность» ММ - - -Q,337* -Q,386*

«Импульсивность» ММ - - -Q,485** -Q,4Q5*

«Ригидность» ММб - - -Q,522** -Q,445*

«тревожность» ММ ^^б** - -Q,454** -Q,465**

«Индивидуалистичность» ММ - - -Q,476** -Q,436**

«Ориентация на других» ОЛО -Q,958** -Q,733** -Q, 428** -,443**

«Ориентация на себя» ОЛО 1 Q,734** Q,388* Q,44**

«Гибкость поведения» ОЛО Q,634** Q,443** - -

«Самопринятие» ОЛО Q,734** 1 - -

«Контактность» ОЛО 0,791** 0,485** - -

«Спонтанность» ОЛО 0,82** 0,579** 0,398* 0,434**

«Самоуважение» ОЛО 0,708** 0,512** 0,596** 0,476**

«Принятие агрессии» ОЛО 0,689** 0,585** - -

«Сенситивность к себе» ОЛО 0,673** 0,383* - -

«Ценностные ориентации» ОЛО 0,632** 0,39* 0,447** 0,441**

«Представление о природе человека» ОЛО - - 0,408* 0,408*

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

Выделенные эмпирические критерии личностной автономии («Ориентация на себя», «Принятие себя», «Локус контроля «Я», «Локус контроля жизни») коррелируют практически с идентичным набором психологических характеристик, что свидетельствует о правомерности объединения этих критериев в единый конструкт.

Как видно из табл. 1, «Ориентация на себя» положительно коррелирует со шкалами теста СЖО - «Эмоциональная насыщенность жизни» (г=0,496), «Удовлетворенность самореализацией» (г=0,564), «Локус контроля-Я» (г=0,388), «Локус контроля - жизнь» (г=0,44), «Общий показатель СЖО» (г=0,421), и это свидетельство того, что респонденты с автономной ориентацией стремятся руководствоваться собственными представлениями о целях в жизни, воплощать намеченные планы, при этом они испытывают удовольствие в процессе реализации задуманного. Также шкала «Ориентация на себя» положительно коррелирует со шкалами теста ОЛО: Ех «Гибкость поведения» (г=0,634), SAV «Ценностные ориентации» (г=0,632), Fr «Сенситивность к себе» (г=0,673), S «Спонтанность» (г=0,82), Sr «Самоуважение» (г=0,708), Sa «Самопринятие» (г=0,734), А «Принятие агрессии» (г=0,689), С «Контактность» (г=0,791). То есть автономно ориентированные респонденты проявляют

гибкость в поведении, во взаимодействии с окружающими, способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, ориентируясь на собственною систему ценностей. Они обладают высокой рефлективностью, осознают свои чувства и потребностей, способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с окружающим, при этом принимают себя таким, какие есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков окружающими. «Ориентация на себя» отрицательно коррелирует со шкалами теста Мини-мульт: «Пессимистичность» (г= -0,562), «Тревожность» (г= -0,436), это говорит о том, что респондентам с автономной ориентацией свойственна оптимистичность, жизнерадостность, решительность и самоуверенность.

Показатель «Принятие себя» положительно коррелирует со шкалами теста СЖО - «Эмоциональная насыщенность жизни» (г=0,39), «Удовлетворенность самореализацией» (г=0,396), «Локус контроля - жизнь» (г=0,363), «Общий показатель СЖО» (г=0,343). Со шкалами теста ОЛО: I «Ориентация на себя» (г=0,734), Ех «Гибкость поведения» (г=0,443), SAV «Ценностные ориентации» (г=0,39), Fr «Сенситивность к себе» (г=0,383), S «Спонтанность» (г=0,579), Sr «Самоуважение» (г=0,512), А «Принятие агрессии» (г=0,585), С «Контактность» (г=0,485). Отрицательно коррелирует со шкалой теста Мини-мульт - «пессимистичность» (г= -0,487). Мы не будем повторно характеризовать содержательные особенности этих взаимосвязей, они будут идентичны описанным выше результатам.

Критерий «Локус контроля - Я» положительно коррелирует со шкалами теста СЖО - «Эмоциональная насыщенность жизни» (г=0,827), «Удовлетворенность самореализацией» (г=0,797), «Локус контроля - жизнь» (0,689), «Общий показатель СЖО» (г=0,891). Со шкалами теста ОЛО: I «Ориентация на себя» (г=0,388), SAV «Ценностные ориентации» (г=0,447), S «спонтанность» (г=0,398), Sr «Самоуважение» (г=0,596), № «Представление о природе человека» (г=0,408). Показатель «локус контроля - Я» отрицательно

коррелирует со шкалами теста Мини-мульт: «Пессимистичность» (г= -0,563), «Эмоциональная лабильность» (г= -0,337), «Импульсивность» (г= -0,485), «Ригидность» (г= -0,522), «Тревожность» (г= -0,454), «Индивидуалистичность» (г=-0,476). Помимо описанных выше содержательных особенностей, эти взаимосвязи свидетельствуют об эмоциональной устойчивостью, самоконтролем, устойчивостью интересов, стремлением к лидерству, высокой мотивацией достижения, творческой ориентированностью, адаптивностью к изменяющимся условиям.

Эмпирический критерий личностной автономии - «Локус контроля -жизнь» положительно коррелирует со шкалами теста СЖО - «Эмоциональная насыщенность жизни» (г = 0,68), «Удовлетворенность самореализацией» (г =

0,751), «Локус контроля - Я» (г=0,689), «Общий показатель СЖО» (г=0,823). Со шкалами теста ОЛО: I «Ориентация на себя» (г=0,440), SAV «Ценностные ориентации» (г=0,441), S «Спонтанность» (г=0,434), Sr «Самоуважение» (г=0,476), № «Представление о природе человека» (г=0,408). Показатель «Локус контроля - жизнь» отрицательно коррелирует со шкалами теста Мини-мульт: «Пессимистичность» (г= -0,623), «Эмоциональная лабильность» (г=-

0,386), «Импульсивность» (г= -0,405), «Ригидность» (г= -0,445), «Тревожность» (г= -0,465), «Индивидуалистичность» (г= -0,436). Содержательно данные взаимосвязи идентичны взаимосвязям «Локус контроля - Я» и индивидуальнопсихологических характеристик описанным выше.

Все показатели имеют отрицательную корреляцию со шкалой теста ОЛО «Ориентация на других», что является закономерным, так как данная шкала символизирует зависимый тип поведения, внешний локус контроля, несамостоятельность и конформность, что противоречит самой сути личностной автономии.

На основании результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Потребность в автономии позволяет студенту воспринимать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни, действовать в гармонии со своим интегрированным «Я» и выражает стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые средой, то есть выявляется стремление быть компетентным. Следовательно, актуализация личностной автономии будет способствовать более успешной интеграции студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность.

2. Личностная автономия является системообразующим структурным компонентом личностного потенциала, который взаимосвязан с основными психологическими характеристиками субъекта предпринимательской деятельности такими, как высокая самооценка, уверенность в себе, решительность, умение реализовать намеченные планы, целеустремленность, самоактуализация, эмоциональная устойчивость, высокая мотивация достижения, креативность, адаптивность, стремление к лидерству.

3. При разработке психолого-образовательных программ, направленных на оптимизацию инновационно-предпринимательского потенциала, рекомендуется включать в программу блок методов на развитие личностной автономии, что будет способствовать актуализации важных психологический качеств, необходимых для успешной самореализации личности в инновационно-предпринимательской деятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-1670002.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности / Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. СПб, 2001. 231 с.

2. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002. 243 с.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Профессионально-личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности // Образование и наука. 2008. № 7 (55). С. 42-50.

4. Майкова Э.Ю. Личностная автономия: пропедевтика в

образовательных практиках // Глобальный научный потенциал. 2012. №2 (11). С. 58-65.

5. Покровская Е.М., Смольникова Л.В., Ларионова А.В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск, 2012. URL: http://edu.tusur.ru/training/publications/2161 (дата обращения 29.09.2012).

6. Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 25 с.

References

1. Asaul A.N., Bagiev G.L. Organizatsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Organization of business activity]. Ed. prof. G.L. Bagieva. St. Petersburg, 2001. 231 p.

2. Dergacheva O. E. Avtonomiya i samodeterminatsiya v psikhologii motivatsii: teoriya E. Desi i R. Rayana [Autonomy and self-determination in motivation psychology: E.Desya and R. Ryan's theory]. Sovremennaya psikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation]. Ed. D.A. Leonteva. M., 2002. 243 p.

3. Zeer E. F., Pavlova A. M. Obrazovanie i nauka 55, no. 7 (2008): 42-50.

4. Maykova E.Yu. Global'nyy nauchnyy potentsial 11, no. 2 (2012): 58-65.

5. Pokrovskaya E.M., Smol'nikova L.V., Larionova A.V. Sistemnaya integratsiya studentov v innovatsionno-predprinmatel'skuyu deyatel'nost' [System of

students integration in innovative-entrepreneurial activity]. Tomsk, 2012. URL: http://edu.tusur.ru/training/publications/2161 (date accessed 29.09.2012).

6. Sergeeva O.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya avtonomii lichnosti v protsesse podgotovki studentov psikhologov [Psychological and pedagogical conditions of development of a personal autonomy in preparing students of psychology]: Avtoref. dis.... cand. psych. sciences. Astrakhan, 2007. 25 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Мещерякова Эмма Ивановна, доктор психологических наук, профессор

Томский государственный университет

пр. Ленина, 36, Томск, Томская область, 634050, Россия

e-mail: [email protected]

Ларионова Анастасия Вячеславовна, старший преподаватель

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

пр. Ленина, 40, г. Томск, Томская область, 634050, Россия E-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Mescheriakova Emma Ivanovna, Ph.D., professor

Tomsk State University

Lenina Pr., 36, Tomsk, Tomsk oblast, 634050, Russia e-mail: [email protected]

Larionova Anastasia Vyacheslavovna, senior lecturer

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Lenina Pr., 40, Tomsk, Tomsk oblast, 634050, Russia E-mail: [email protected]

Рецензент:

Смольникова Л.В., кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.