Научная статья на тему 'Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников'

Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / МЕТОД CASE-STUDY / CASE-STUDY METHOD / FSES (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD) / COMMUNICATIVE PRACTICAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полева Елена Александровна, Шкарабейникова Ирина Анатольевна

Выделены три группы факторов (социокультурных, психосоциальных, предметных, т. е. филологических), обосновывающих актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у современных школьников; анализируются факторы, осложняющие ее решение (сложившаяся система предметной подготовки, принципиальные несовпадения в критериях результативности обучения во ФГОС и в системе итоговой аттестации); предлагаются методологические основания развития данных (метапредметных) компетенций посредством метода case-study в рамках элективного курса, построенного по принципу коммуникативного практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полева Елена Александровна, Шкарабейникова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE CASE-STUDY METHOD IMPLEMENTATION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

This research substantiates the importance of the communicative competence development of modern schoolchildren, analyzing factors complicating the solution of the issue; gives methodological grounds for the development of these competences by means of the case-study method as part of the elective course built in form of a communicative practical course. The methodological bases for the development of the communicative practical courses are as follows: the psychological and pedagogical personality theory, the teamwork concept, philosophical and cultural research papers on semiotics, hermeneutics, philological concepts (the theory of speech genres, text interpretation and text analysis, the speech act theory). Considering the potential of the contemporary educational system and the requirements to schoolchildren educational results, it is suggested to implement the method of real-life communication situations modeling in order to develop transdisciplinary and personal competences. By means of the case-study method schoolchildren develop their skills of selection and use of efficient communication strategies and techniques to reach particular goals.

Текст научной работы на тему «Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ

УДК 371; 373.1

Е. А. Полева, И. А. Шкарабейникова

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА CASE-STUDY ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Выделены три группы факторов (социокультурных, психосоциальных, предметных, т. е. филологических), обосновывающих актуальность проблемы формирования коммуникативных компетенций у современных школьников; анализируются факторы, осложняющие ее решение (сложившаяся система предметной подготовки, принципиальные несовпадения в критериях результативности обучения во ФГОС и в системе итоговой аттестации); предлагаются методологические основания развития данных (метапредметных) компетенций посредством метода case-study в рамках элективного курса, построенного по принципу коммуникативного практикума.

Ключевые слова: ФГОС, современное образование, коммуникативные компетенции, коммуникативный практикум, элективные курсы, метод case-study.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали необходимой мерой, принятой для приведения системы образования в соответствие с реальными требованиями современного социума. В демократической среде на первое место в ценностном плане выходит личность и признание за всеми участниками социальной (в том числе и образовательной) деятельности, включая учащихся, права быть субъектом, активным созидателем своей жизни. Этим обусловлено наполнение ФГОС не только (и не столько) содержательно, но и функционально - на уровне формулировок универсальных учебных действий, т. е. компетенций, овладение которыми является предпосылкой личностной успешности учащегося.

Значимость коммуникативных компетенций отражена и в нормативных документах в сфере образования (перечни компетенций во ФГОС [1]), и в программных выступлениях государственных деятелей: «Изменения, происходящие в обществе и экономике, требуют от человека умения адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, быстро мыслить, прогнозировать события и явления, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми» (Д. Медведев; цит. по [2]).

Приоритетность и актуальность развития коммуникативных компетенций у современных школьников обосновывается рядом факторов:

1. Социокультурные. Тип современного общества определяется как информационный, большая часть социальной жизни в котором наполнена именно коммуникацией, которую нужно уметь выстраивать. Успешное существование в таком типе общества обусловлено не только освоением инструментальной, технической базы (компьютерных технологий), но и языковых (шире - семиотических) ресурсов, лежащих в основе человеческой коммуникации. Информационное общество - то, в котором социальные контакты, во-первых,

разнородны в жанровом, иллокутивном, функционально-стилевом отношении, во-вторых, частотны. Поэтому личности нужно уметь проявлять себя в разных социокоммуникатив-ных ролях. И «задача... школы - подготовить успешного выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни» [2].

2. Психосоциальные. Ученые обосновали взаимосвязь между развитием коммуникативных навыков и формированием свойств личности, психических процессов - памяти, мышления, внимания, мотивации, воли и так далее [3]. Речь является универсальным инструментом самовыражения и позиционирования себя в социальной среде. Поэтому развитие коммуникативных навыков - задача, напрямую связанная с целями современного образования.

3. Собственно филологические. Способность к текстопорождению, к оптимальному использованию коммуникативных средств для достижения целей своей и совместной деятельности является критерием оценки предметных компетенций филологического цикла. Предметные результаты освоения дисциплины «Родной язык» включают: «1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков... 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка... нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.» [1].

Как справедливо заметила А. Б. Ильина, именно коммуникативные, лингвистические, литературоведческие и культурологические компетенции «позволяют сформировать функциональную грамотность как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основные компоненты функциональной грамотности личности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся» [4]. Определяя объем понятия «коммуникативная компетенция», мы следуем за уже существующими формулировками. В работах М. Н. Вятютнева коммуникативная компетенция понимается «как выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения.» [5, с. 38]. В версии Н. Д. Бурвиковой, «коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение литературным языком» (цит. по: [6]). По определению Е. А. Быстровой, «это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д.), умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения - умения речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата» [7] (Курсив наш. -Е. П., И. Ш). Г. Р. Кесанова отметила, что «коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомства), учитывая его способности; поддерживать кон-

такт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения» [6]. Если учитывать данные определения, становится ясно, что коммуникативная компетенция соотносится с целым рядом крайне значимых предметных, метапредмет-ных и личностных компетенций, сформулированных во ФГОС. На это указывают и современные исследователи, например Е. А. Камышанова, Е. В. Лопаткина [8, 9].

Коммуникативная компетенция - метапредметная; в связи с этим она не может функционально совпасть ни с лингвистическими, ни с литературоведческими компетенциями, а должна надстраиваться над ними, обеспечивая развитие способностей применения знаний в конкретных ситуациях жизнедеятельности.

Оторванность от реальных потребностей личности, излишняя теоретизированность содержания образования стали главными аргументами для критиков прежней образовательной системы. Практикоориентированный, антропологический, системно-деятельностный подходы как базовые во ФГОС предполагают, что обучение в школе имеет основной целью подготовить обучающегося к реальной жизни, успешной социальной деятельности, умению отстаивать свою ценностную позицию этически приемлемыми коммуникативными средствами. Однако и ныне существующая практика и логика преподавания русского языка и литературы, как и других предметов, минимизирует социокоммуникативную составляющую подготовки школьника. Дело не в том, что в рамках предметной подготовки у учащихся не формируются навыки коммуникативной деятельности, а в том, что развитость этих навыков либо не становится предметом отдельной оценки и контроля качества образования, либо все же речь идет об умениях и навыках, регистр которых принципиально уже того, что понимается под коммуникативными компетенциями. Внутри системы предметной подготовки сведены к минимуму задания, направленные на формирование навыков поведения личности в ситуациях необходимости выбора коммуникативной стратегии и тактики для достижения конкретных целей. Это при том, что самая первая предметная компетенция дисциплины «Родной язык» подчиняет ее изучение цели привить школьнику навыки «взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения» [1]. На наш взгляд, использование диалоговых и проектных технологий в современной школьной практике лишь отчасти решает задачу, так как оно развивает способности применения коммуникативных навыков преимущественно в одной сфере деятельности - учебной.

Как бы об этом ни говорилось на уровне идей и концепций, учитель русского языка и литературы в рамках урочной системы не имеет возможности отказаться от приоритета зна-ниевого подхода в связи с тем, что предметные компетенции составляют базис образования и проверяются на выходе в системах государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это подтверждают аналитические материалы по реализации воспитательного компонента в школьной практике: «Основное противоречие здесь видится в том, что... в регионах осознается важность обучения и воспитания... а с другой стороны, упор в. школе делается. прежде всего - на подготовку к ЕГЭ.» [10].

Существующие элективные курсы по филологии также, как правило, направлены на углубленное изучение предмета с целью качественной подготовки к сдаче итоговых экзаменов. Подобная ситуация позволяет констатировать, что сегодня и система элективов

чаще всего ориентирована не на живые потребности учащегося, а на поддержание сложившейся системы образования.

Изменение ситуации видится во внедрении в обучение школьников элективных курсов в формате практикумов, ставящих целью развитие коммуникативных компетенций. Педагогической задачей разработки коммуникативных практикумов должно стать «построение коммуникативного взаимодействия, направленного на развитие гуманистических ценностей и выработку адекватных способов коммуницирования...» [11] «в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [12, с. 19].

Проблема формирования коммуникативных компетенций как инструмента индивидуального и социального развития обучающегося может иметь решение только с опорой на комплекс методологических оснований, привлеченных из разных научных областей:

- психолого-педагогической теории личности (С. Л. Выготский, Л. С. Рубинштейн и др.);

- теории общения и деятельности (А. А. Леонтьев, Ю. К. Бабанский, др.);

- философско-культурологических концепций семиотики, герменевтики (М. Ю. Лотман, Г. Г. Гадамер, М. Фуко, Р. Барт и др.);

- педагогических технологий, диалоговых в своей основе (Г. Н. Прозументова, Е. Н. Ковалевская и др.);

- филологических концепций, включая теорию речевых жанров (М. М. Бахтин), текстовой деятельности и анализа текста (Н. С. Болотнова, Н. С. Валгина и др.), теорию речевого воздействия (Е. Ф. Тарасов, И. А. Стернин, О. С. Иссерс) и т. д.

Вслед за И. А. Гришановой мы полагаем, что оценка уровня сформированности коммуникативных компетенций должна осуществляться комплексно по трем критериям: когнитивному, поведенческому, эмотивному [13]. Предметными основаниями для развития коммуникативных компетенций являются знания по психологии общения и теории коммуникации. Методический же инструментарий реализации электива по коммуникативистике составляют личностно ориентированные педагогические технологии, но при этом крайне важно расширить сферы их применения.

В свете сказанного встает вопрос об отборе конкретных методов работы, способных обеспечить эффективность обучения и проверить качество сформированности конкретных компетенций на когнитивном, поведенческом и эмотивном уровнях. Отвечает этим требованиям метод case-study (кейс-стади), предполагающий моделирование конкретных ситуаций живого общения и отработки навыков коммуникативного поведения:

- в разнообразных сферах деятельности;

- в разных социальных ролях;

- для достижения различных целей [14].

Метод позволяет отработать навыки коммуникативного поведения на всех этапах процесса общения (вступления, развития взаимодействия/воздействия, завершения), учесть особенности коммуникации с разными по социальному статусу адресатами (правила общения со сверстником, взрослым, начальником, подчиненным и т. д.), по коммуникативной роли, в разных форматах (деловая встреча, дружеская беседа, светский разговор, бытовое общение и пр.). Главное, что тренинговой отработке этих навыков в рамках метода кейс-стади предшествует освоение специальных знаний по психологии общения и теории коммуникации (включая коммуникативный кодекс, правила эффективной коммуникации), а завершается все рефлексией и групповым обсуждением возможных вариантов поведения и продуктивности их использования в разных социально обусловленных ситуациях.

Педагогический потенциал кейс-стади был неоднократно отмечен, однако на данный момент приходится констатировать, что метод применяется в вузовской практике обучения

менеджменту, связям с общественностью и др., а в общеобразовательной школе используется крайне редко и только в некоторых своих формах (в формате дебатов, например).

Практический опыт применения этого метода в рамках освоения модуля «Основы светской этики» (см. [15]) показал, что формат кейс-стади привлекателен для детей, поскольку действительно активизирует познавательные, коммуникативные способности обучающихся и является одновременно инструментом развития и проверки уровня сформированно-сти всех типов компетенций (предметных, всех подгрупп метапредметных, личностных).

Перспективным тематическим направлением в разработке кейсов является моделирование ситуаций, связанных с разрешением конфликтов. Это могут быть простейшие ситуации, которые, однако, часто встречаются в реальной жизни и могут быть решены при помощи различных коммуникативных стратегий и тактик. Например, два одноклассника имеют намерение сесть на одно и то же место в классе; впереди стоящий в очереди покупатель хамит продавцу; распространителем известной косметики стала твоя знакомая и навязчиво предлагает ненужный тебе товар и многое другое.

При составлении кейсов принципиально важно использовать ситуации, актуальные для учащихся. Обучающий кейс должен отвечать ряду требований: «соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень сложности; иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни, иллюстрировать типичные ситуации; развивать критическое мышление; провоцировать дискуссию» [14, с. 8-9]. Посредством метода кейс-стади у обучающихся не просто формируется представление о поливариантности коммуникативного поведения в разных ситуациях, а даются знания о продуктивности разных действий в соотнесении с целями и результатами общения. В итоге у обучающихся формируются компетенции, связанные с применением знаний психологии общения, теории коммуникации, этики, основ безопасности жизнедеятельности, необходимых для успешной социализации учащегося.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu. ru/ (дата обращения: 10.03.2014).

2. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе. URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578?lIYeI7 (дата обращения: 12.03.2014 г.).

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

4. Ильина А. Б. Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся. URL: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rabota-s-tekstom-kak-odin-iz-putey-povysheniya-lingvisticheskoy (дата обращения: 7.03.2014).

5. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.

6. Кесанова Г. Р. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции студентов. URL: http://www.rusnauka. com/28_NII_2012/Pedagogica/5_117878.doc.htm (дата обращения: 14.02.2014).

7. Быстрова Е. А. Компетентный носитель языка // Народное образование. 1998. № 5. С. 70-71.

8. Камышанова Е. А. Формирование читательской грамотности - ресурсный потенциал личностно-ориентированного обучения. URL: openclass.ru>node/357302 (дата обращения: 18.02.2014).

9. Лопаткина Е. В. Совокупность приёмов взаимодействия учащихся с учебным текстом // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 20-23.

10. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации. URL: http://www.net2020.ru/file.php/1/mediateka/Itogi_pervogo_ehtapa/Analiticheskie_materialy.doc (дата обращения: 10.07.2013).

11. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в организации урока и формировании коммуникативной компетенции учащихся. URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/2010/000384108/000384108.pdf (дата обращения: 09.04.2014).

12. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985. № 2. С. 17-24.

13. Гришанова И. А. Успешная коммуникативная деятельность младшего школьника: результаты формирования, анализ, перспективы. URL: Elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6172/2010 Grishanova (дата обращения: 09.04.2014).

14. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие на основе метода case-study. Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. 188 с.

15. Полева Е. А. Основы светской этики: рабочая тетрадь в 2 ч. Томск : Изд-во ТГПУ, 2012. Ч. 2. 48 с.

Полева Е. А., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: polevaea@sibmail.com

Шкарабейникова И. А., магистрант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: polevaea@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 05.08.2014.

E. A. Poleva, I. A. Shkarabeynikova

THE POTENTIAL OF THE CASE-STUDY METHOD IMPLEMENTATION FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

This research substantiates the importance of the communicative competence development of modern schoolchildren, analyzing factors complicating the solution of the issue; gives methodological grounds for the development of these competences by means of the case-study method as part of the elective course built in form of a communicative practical course.

The methodological bases for the development of the communicative practical courses are as follows: the psychological and pedagogical personality theory, the teamwork concept, philosophical and cultural research papers on semiotics, hermeneutics, philological concepts (the theory of speech genres, text interpretation and text analysis, the speech act theory). Considering the potential of the contemporary educational system and the requirements to schoolchildren educational results, it is suggested to implement the method of real-life communication situations modeling in order to develop transdisciplinary and personal competences. By means of the case-study method schoolchildren develop their skills of selection and use of efficient communication strategies and techniques to reach particular goals.

Key words: FSES (Federal State Educational Standard), modern education, communicative competence, communicative practical course, elective courses, case-study method.

References

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [The Federal State Educational Standard for basic general education]. URL: http://standart.edu.ru/ (accessed 10 March 2014) (in Russian).

2. Verner L. G. Primenenie aktivnykh metodovraboty na urokakh v nachal'noy shkole [Implementation of active work methods at primary school lessons]. URL: http://pedsovet.su/load/145-1-0-45787lIYeI7 (accessed 12 March 2014) (in Russian).

3. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech [Thinking and speech]. Revised edition 5. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (in Russian).

4. Ilyina A. B. Rabota s tekstom kak odin iz putey povysheniya lingvisticheskoy, literaturovedcheskoy i kommunikativnoy kompe-tentsii uchashchikhsya [Working with a text as one of the ways to improve linguistic, literary and communicative competence of students]. URL: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rabota-s-tekstom-kak-odin-iz-putey-povysheniya-lingvisti-cheskoy (accessed 7 March 2014) (in Russian).

5. Vyatyutnev M. N. Kommunikativnaya napravlennost' obucheniya russkomu yazyku v zarubezhnykh shkolakh [Communicative orientation of Russian language teaching at foreign schools]. Russkiy yazyk za rubezhom - Russian language abroad, 1977, no. 6, pp. 38-45 (in Russian).

6. Kesanova G. R. Teoreticheskie aspekty razvitiya kommunikativnoy kompetentsii studentov [Theoretical aspects of the development of students' communicative competence]. URL: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Pedagogica/5_117878.doc. htm (accessed 14 February 2014) (in Russian).

7. Bystrova E. A. Kompetentnyy nositel' yazyka [Competent native speaker]. Narodnoe obrazovanie - National education, 1998, no. 5, pp. 70-71 (in Russian).

8. Kamyshanova E. A. Formirovanie chitatelskoy gramotnosti - resursnyy potentsial lichnostno-orientirovannogo obucheniya [Development of reader's literacy - resource potential of the person-centered education]. URL: openclass.ru>node/357302 (accessed 18 February 2014) (in Russian).

9. Lopatkina E. V. Sovokupnost' priemov vzaimodeystviya uchashchikhsya s uchebnym tekstom [The methods of learners' interaction with an educational text]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2009, no. 5 (83), pp. 20-23 (in Russian).

10. Analiticheskie materialy o sostoyanii grazhdansko-patrioticheskogo obrazovaniya v subyektakh Rossiyskoy Federatsii [Analytical reports on civil and patriotic education in constituent units of the Russian Federation]. URL: http://www.net2020.ru/file. php/1/mediateka/Itogi_pervogo_ehtapa/Analiticheskie_materialy.doc (accessed 10 July 2013) (in Russian).

11. Balakina L. L. Pedagogicheskie printsypy realizatsii kommunikativnogo podhoda v organizatsii uroka i formirovanii kommunikativnoy kompetentsii uchashchikhsya [Pedagogical principles of the communicative approach implementation for lesson structuring and for the development of learners' communicative competence]. URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/2010/ 000384108/000384108.pdf (accessed 09 April 2014) (in Russian).

12. Gez N. I. Formirovanie kommunikativnoy kompetentsii kak obyekt zarubezhnykh metodicheskikh issledovaniy [Development of communicative competence as an object of foreign methodological research]. Inostrannye yazyki v shkole - Foreign languages at school, 1985, no. 2, pp. 17-24 (in Russian).

13. Grishanova I. A. Uspeshnaya kommunikativnaya deyatelnost mladshego shkol'nika: rezultaty formirovaniya, analiz, perspek-tivy [Successful communicative activity of primary school children: development results, analysis, prospects]. URL: Elibrary. udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/6172/2010 Grishanova (accessed 09 April 2014) (in Russian).

14. Vardanyan M. R., Palikhova N. A., Cherkasova I. I., Yarkova T. A. Prakticheskayapedagogika: uchebno-metodicheskoe poso-bie na osnove metoda case-study [Practical pedagogy: teaching aid based on the case-study method]. Tobol'sk, TGSPA im. D. I. Mendeleeva Publ., 2009. 188 p. (in Russian).

15. Poleva E. A. Osnovy svetskoy etiki: rabochaya tetrad' [The fundamentals of social ethics: workbook in 2 parts]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2012. Part 2. 48 p. (in Russian).

Poleva E. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: polevaea@sibmail.com

Shkarabeynikova I. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: polevaea@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.