Научная статья на тему 'Потенциал использования интернет-технологий в региональных социальных сервисах для молодежи'

Потенциал использования интернет-технологий в региональных социальных сервисах для молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
662
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / INTERNET TECHNOLOGY / SOCIAL SECTOR / GLOBALIZATION / YOUTH / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суркова Ирина Юрьевна

В статье делается акцент на дилемме использования инновационных виртуальных форм взаимодействия социальных работников и клиентов. С одной стороны, обеспечивается широкий доступ молодежи к социальным услугам и соблюдается социальная безопасность. С другой стороны, провоцируются социальные риски и зависимости от виртуального мира. В статье представлены результаты опроса молодых людей г. Энгельса, демонстрирующие их оценку потенциальных возможностей использования интернет-технологий в социальных сервисах для молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR USING INTERNET TECHNOLOGY IN REGIONAL SOCIAL SERVICES FOR YOUNG PEOPLE

The paper highlights the dilemma of using innovative virtual forms of interaction between social workers and their clients. On the one hand, it ensures broad access of young people to social services and helps maintain social security. On the other hand, it may instigate social risks and dependence on the virtual world. The paper presents the results of a survey of young people in the town of Engels showing their assessment of the potential of Internet technology in social services for young people

Текст научной работы на тему «Потенциал использования интернет-технологий в региональных социальных сервисах для молодежи»

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 004.946:316.74

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСАХ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

OPPORTUNITIES FOR USING INTERNET TECHNOLOGY IN REGIONAL SOCIAL SERVICES FOR YOUNG PEOPLE

Суркова Ирина Юрьевна

Surkova Irina Yurievna

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

PhD (Social Sciences), associate professor, professor of the department of sociology, social anthropology and social work, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov

e-mail: irina_surkova@mail.ru

В статье делается акцент на дилемме использования инновационных виртуальных форм взаимодействия социальных работников и клиентов. С одной стороны, обеспечивается широкий доступ молодежи к социальным услугам и соблюдается социальная безопасность. С другой стороны, провоцируются социальные риски и зависимости от виртуального мира. В статье представлены результаты опроса молодых людей г. Энгельса, демонстрирующие их оценку потенциальных возможностей использования интернет-технологий в социальных сервисах для молодежи.

Ключевые слова: интернет-технологии, социальная сфера, глобализация, молодежь, социальные услуги.

The paper highlights the dilemma of using innovative virtual forms of interaction between social workers and their clients. On the one hand, it ensures broad access of young people to social services and helps maintain social security. On the other hand, it may instigate social risks and dependence on the virtual world. The paper presents the results of a survey of young people in the town of Engels showing their assessment of the potential of Internet technology in social services for young people.

Keywords: Internet technology, social sector, globalization, youth, social services.

Глобализационные процессы, происходящие в современном обществе, во многом обусловлены развитием компьютерных и информационных технологий, которые опутывают экономику, политику и культуру, влияют на межличностные, межгрупповые и международные отношения. Формируется новый тип интеракций посредством создания виртуальной реальности, в которой пользователи интернета зачастую взаимодействуют друг с другом анонимно, используя разнообразные ресурсы компьютерного параллельного мира. С одной стороны, это способствует обеспечению социальной безопасности при обращении в социальные сервисы, а с другой - разрушает реальные межличностные связи, подменяя их никами, скрывающими личные данные пользователей. Обратим внимание, что по данным Омнибуса СЖ, в настоящее время количество пользователей интернета в возрасте от 16 лет и старше составило 84 млн человек [3], подавляющее большинство этой аудитории - молодежь.

Именно молодежь представляет одну из самых перспективных социальных групп, попадающих в фокус социальной работы. Молодые люди сами по себе являются ресурсом развития государства, однако их нерешенные социальные проблемы провоцируют разного уровня конфликты, мешающие реализации их потенциальных возможностей, которые приобретают особый вид свободы в желаемом образе жизни [9]. Эта свобода обеспечивается и доступом в интернет.

Компьютер для молодежи перестал служить простым способом хранения и передачи информации, это фактически портал в новый мир повседневности, где форма потребления социальных услуг зачастую осуществляется посредством гаджетов. Этому способствует увеличение количества провайдеров («Билайн», «МТС», «Мегафон», «ТТК», «Дом.ру», «Каскад», «Дом ТВ») и их техническим территориальным охватом, ростом техники с возможностью использования и передачи интернет-информации (смартфоны, ноутбуки, нет-буки, ьрас1). Пользование услугами интернет предоставляется по приемлемой цене, а свободный доступ многократно расширяет пространство выхода в сеть - в торговых центрах, парках, аллеях, университетах и кафе с помощью бесплатного \vi-fi. У пользователей интернета появляется возможность найти необходимую и разностороннюю информацию, заказать себе еду, одежду, мебель, вызвать такси, забронировать билет на самолет, созвониться или даже увидеть человека, который находится на дальнем расстоянии. Интенсификация интернет-технологий приводит к расширению

потребительского потенциала практически во всех сферах реальной жизнедеятельности, в том числе в области социальных сервисов.

Социальные сервисы являются структурными элементами, выполняющими инструментальную функцию социальной политики. Именно через них происходит предоставление социальных услуг населению, то есть «действий в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой, в том числе срочной, помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Несмотря на широкий перечень предоставляемых услуг, работа социальных служб с молодежью ведется фрагментарно. Это происходит из-за отсутствия у молодого поколения культуры обращения в социальные службы за помощью и малой информированностью данной категории клиентов о социальных учреждениях, что актуализирует тематику статьи.

Социальные аспекты исследования интернет-технологий

в эпоху информатизации общества

Современный мир становится похожим на «глобальную деревню», где взаимозависимость является результатом взаимодействия причин и следствий во всеобщей структуре [5], а информационные потоки, благодаря новейшим техническим средствам, создают масштабную сеть коммуникаций/телекоммуникаций и уплотняют пространственно-временные дистанции. Структурно-функциональный анализ использования интернет-технологий в социальной сфере позволяет представить информационные потоки в качестве агентов, обеспечивающих либо социальную безопасность, либо провоцирующих социальную угрозу, что в значительной мере определяет уровень устойчивости общества как системы. Такая двойственная природа инновационных технологий в пространстве интернета порождает многочисленные риски. Так, риском стабильности системообразующих элементов могут стать дисфункции [7], проявляющиеся латентно через последствия виртуальной деятельности, которую участники не подразумевали (зависимость от интернета, потеря социальных функций, сложности коммуникаций в реальной жизни). Кроме того, в виртуальном пространстве слабо развиты механизмы контроля использования интернет-источника,

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

то есть происходят отклонения от принятой нормативной модели общества.

Однако представленные дисфункции и их последствия всецело компенсируются позитивным эффектом, продиктованным анонимностью информации (передаваемой через интернет), возможностью реализовать свои представления и фантазии, способностью находить интересующую информацию и заводить новые знакомства, относительной безопасностью и простотой использования. Кроме того, люди, чья социализация в реальности затруднена, находят выход и возможность общения в виртуальном мире, когда создается своя собственная реальность, далеко выходящая за границы повседневных практик взаимодействия. М. Маклюэн заметил, что люди, использующие интернет-технологии, отличаются от своих оппонентов, формируя новое информационное поколение [6]. Прогресс коммуникативных технологий приводит к возникновению новой социокоммуникативной реальности, широкого социокультурного контекста, в котором само актуализируется современное общество [ю].

Действительно, использование компьютеров, удаленного доступа, интернета конструирует новый взгляд на мир, совершенно отличный от предыдущего поколения ожидания, способ мышления и интеракции с окружающим миром. Новое интернет-поколение выстраивает свою жизнь вокруг точки доступа, когда можно делать практически все (заказывать продукты, общаться, работать), не выходя из дома. В связи с этим ощущается явная необходимость перехода социальных сервисов, ориентированных на социальную поддержку молодежи, на новые формы использования практик виртуального общения и консультаций.

Интернет-технологии распространяются гораздо быстрее, чем внедряются в повседневность общества [2], и чем современнее становится программно-техническое обеспечение среды, тем выше производительность трудового процесса. Несмотря на это, социальная сфера по-прежнему остается ригидной к инновациям, что обусловлено ориентированностью на клиентов старшей возрастной группы, с трудом воспринимающей прогрессивные формы использования компьютерных технологий, что вполне объяснимо и в какой-то мере оправдано. Кроме того, активное использование информационных технологий провоцирует «информационное неравенство», которое затрагивает потенциальных клиентов социальных сервисов, имеющих ограниченный доступ к информационным, коммуникационным и компьютерным технологиям [4].

Все меняется, когда акцент внимания специалистов по социальной работе смещается в сторону молодых людей, представляющих интернет-поколение, у которых в арсенале нет поведенческих стратегий и навыков обращения в социальные службы.

В социальной сфере интернет-технологии выступают в качестве способа социально-правового просвещения клиентов, помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, решении социальных проблем. Более интересны в данном контексте латентные функции, поскольку посредством интернет-технологий можно оказать быструю, своевременную помощь, поддержать необходимую в ряде случаев анонимность. При этом снижаются материальные затраты, не нужна дополнительная аренда помещений, обеспечивается достаточно высокий уровень социальной защиты клиентов.

Прибегая к использованию интернет-технологий в социальной работе, можно воздействовать на общество, например, мгновенно распространять социально значимую информацию (адреса социальных центров, номера телефонов, перечень их услуг, социальную рекламу). Возможно распространять информацию о социальных государственных программах, контактировать с клиентом посредством онлайн видео- или аудиообщения (минимальные затраты, так как оплата производится лишь за интернет-трафик, а на звонки и видеозвонки не распространяется), обмен опытом и информацией социальных организаций (необходимая документация, статьи, научные работы, создание форумов для организаций социальной сферы).

Оценка деятельности

социальных сервисов молодежью: региональный контекст

Очевидно, что информационные технологии, активно используемые в различных сферах, являются спутниками глобализации, однако региональный компонент вносит серьезные коррективы в их распространение. Далеко не во всех российских регионах руководство социальных служб активно внедряет в свою деятельность инновационные способы виртуального общения с клиентами. Чаще всего инициаторами такого механизма взаимодействия между социальными работниками и клиентами является Министерство социального развития. Директивы вышестоящего руководства исполняются в основном для отчетности, а не для реального повышения эффективности работы организаций социальной сферы. В результате молодежь как целевая группа социальных сервисов не может

использовать доступные интернет-поколению девайсы. В данном контексте целесообразно провести исследование, позволяющее оценить деятельность учреждений, реализующих на практике молодежную социальную политику.

В эмпирическом исследовании использовалась количественная методология, представленная анкетным опросом1. Отбор респондентов производился с использованием кластерной выборки, представляющей собой ориентацию на естественные группировки единиц наблюдения [1]. Первоначальный отбор кластеров базировался на региональной принадлежности, в результате чего в отбор попал г. Энгельс - второй по числу жителей город Саратовской области. Следующим этапом был отбор учреждений молодежной социальной сферы, в результате чего проводился опрос посетителей муниципального бюджетного учреждения «Энгельсская молодежь» в декабре 2015 г. Выборочную совокупность составили 115 респондентов (52 мужчины и 63 женщины). Тендерное различие в выборке с допустимой погрешностью соответствует параметрам генеральной совокупности (45,6 % - мужчины; 54,4 % - женщины, проживающие в городе Энгельс) [8]. Возраст молодых людей варьировался от 16 до 30 лет. Респонденты имеют различный срок проживания в конкретном населенном пункте, что может оказать влияние на дальнейшие ответы в анкете. В связи с этим целесообразно проанализировать зависимость уровня информированности респондентов о структуре социальной сферы (наличии социальных центров, центров социального обслуживания населения, детских домов) от длительности их проживания в городе.

Анализируя срок проживания в населенном пункте, мы получили следующие показатели. Оказалось, что самый большой процент информированных о наличии социальных сервисов (58,3 % знают об их существовании, но не знают, где они находятся; 50 % информированы о местоположении нескольких таких организаций; 23,1 % точно могут сказать, где они находятся), проживают в данном населенном пункте более 20 лет. Те же респонденты, которые приехали в город недавно и проживают там менее одного года, всего в 15,4 % случаев знакомы с местоположением социальных сервисов, а 8,3 % не знают, где конкретно они находятся.

1 Исследование проводилось при участии Д.С. Ко-робко - внештатного сотрудника Социологического центра Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Среди граждан, которые знают о существовании социальной инфраструктуры своего населенного пункта, но не имеют представления

06 их местоположении, 58,3 % составляют проживающие более 20 лет; 16,7 % - проживающие от и до 20 лет; и по 8,3 % - проживающие менее года, 1-3 года и 4-10 лет. Данное распределение показывает нам, что молодое население, проживающее в Энгельсе от ю и более лет, мало информировано о расположении социальных организаций.

Большинство опрошенных (50,9 %) едино-разово пользовались услугами социальных учреждения (56,6 % - мужчины и 43,4 % - женщины), 42,1 % пользуются на постоянной основе (40,8 % - мужчины и 59,2 % - женщины) и лишь

7 % не обращались за помощью в связи с отсутствием нуждаемости. Как мы видим по процентным показателям, востребованность социальных сервисов достаточно высока, причем женщины предпочтительно пользуются социальными сервисами постоянно, а мужчины чаще единоразово.

В социальной сфере с каждым годом происходят изменения, так или иначе оказывающие влияние на деятельность социальных сервисов. Такие изменения нуждаются в оценке респондентов (использовалась пятибалльная шкала). Так, респонденты полагают, что за последние годы выросла возможность получать высококвалифицированное социальное обслуживание, услуги (3,28), образование (3,43), пользоваться дорогими социальными услугами (2,86), улучшить бытовые условия проживания за счет социальной помощи (2,48), условия труда при помощи социальных сервисов (2,72), повысить свой материальный статус (2,67). Появление чувства уверенности в завтрашнем дне респонденты оценили на 3,03. Обратим внимание, что более высокие оценки связаны с практиками получения образования и социальных услуг, однако все остальные показатели имеют оценку ниже медианного значения, что наглядно демонстрирует отсутствие зависимости между полученными социальными услугами и положительными изменениями в реальной жизни респондентов.

Существует большая вероятность повышения эффективности работы социальных сервисов за счет внедрения в их деятельность информационных технологий. Нами было выяснено, что энгельсская молодежь относится к распространению интернет-технологий в большинстве своем позитивно (79,8 %), связывая это с социальной активностью (40,4 %) и жизненной необходимостью (27,3%). Однако около ю % молодежи воспринимают процессы информатизации в обществе весьма критично.

Научно-практнческгш журнал. ISSN 1995-5731

Анализ тендерных различий использования интернет-технологий в повседневной жизни респондентов показал, что для женщин данный способ взаимодействия с окружающим миром более востребован (75 %), чем для мужчин (65,7 %). Также женщины оценивают важность получения информации через интернет на 13,3 % выше, чем мужчины. Для мужчин информационные технологии в большей степени связаны с организацией развлечений и виртуальных игр (70 %), а для женщин лишь (36,6 %). Однако не было выявлено тендерных различий при оценке важности использования информационных технологий в сфере получения социальных услуг: и для мужчин, и для женщин данный способ обращения в социальный сервис важен на 40 % (± 5 %). Тем не менее очевидно, что целевая аудитория молодежных социальных сервисов ориентирована на нововведения, способные облегчить доступ к социальным услугам через интернет-порталы.

Молодые люди, принимавшие участие в опросе, полагают, что применение интернет-технологий в социальной сфере будет способствовать ликвидации социально-правовой безграмотности населения, поскольку появится еще один канал (интернет-ресурсы) информирования потенциальных или реальных клиентов о социальных услугах, предоставляемых со-циозащитными учреждениями (33 %). 24,2 % респондентов уверены, что данное нововведение повысит заинтересованность молодых людей и увеличит количество обращений в социальные сервисы. Для 22 % молодых людей информационные технологии в социальной сфере позволят улучшить уровень жизни молодого поколения. И лишь ю % респондентов посчитали использование интернет-технологий в социальных службах бесполезным занятием.

Наиболее популярным целевым назначением использования интернет-технологий в социальных сервисах оказалась возможность получать необходимую информацию о документах при оформлении социальной помощи (79,6 % респондентов). Возможность сохранения анонимности клиентов при обращении в социальные службы поддержали 67,7 % респондентов. На третьем по значимости месте находится возможность следить за появлением

новых социальных услуг с перспективой их использования (67,4 %). Перспективой использовать интернет-ресурсы для волонтерской помощи нуждающимся могут воспользоваться 6о,8 % респондентов. В целом для взаимодействия с социальными учреждениями 64 % респондентам будет удобнее использовать интернет-технологии, при этом женщин такой вариант устроил на и % больше, чем мужчин. И, наконец, медианное значение оценки положительных изменений в молодежном социуме вследствие активного использования интернет-технологий в социальной сфере (возможность узнать о социальных программах, оформить необходимые документы, получить социальные услуги онлайн, общаться с социальным работником, используя интернет ресурсы) составило 7 (по десятибалльной шкале), что свидетельствует о серьезной перспективе привлечения в социальные сервисы молодых людей.

Таким образом, проведенный анализ показал, что потенциал использования интернет-технологий в социальных сервисах для молодежи достаточно большой. Это связано с процессами глобализации и униформизации мира, когда единое мировое пространство воплощается в сети интернет. В виртуальное общение вовлекается, в первую очередь, молодежь, представляющая серьезную целевую клиентскую группу для социозащитных организаций. Тем не менее, в настоящее время региональные социальные организации для молодежи зачастую используют традиционные формы общения с клиентами, с трудом изменяя привычные формы взаимодействия. Это становится барьером для реализации молодежной социальной политики в регионах. Молодые люди в большей степени ориентированы на использование интернет-технологий, что связано с преимуществами дистанционного способа взаимодействия, сохранением анонимности, ускорением процесса предоставления социальной услуги или консультации посредством доступности электронных форм заполнения документации, а также информированием потенциальных и реальных клиентов о социальном законодательстве и социальных услугах, которые можно получить в том или ином учреждении социальной защиты.

Библиографический список (References)

1. Багуцкий Н.В., Печенкин В.В., Суркова И.Ю. Количественные исследования в маркетинге, рекламе, социальной работе и антропологии. Этап подготовки статистических данных : учеб. пособие. Саратов : Изд-во СГТУ, 2008.

Bagutskiy N.V., Pecheiikiii V.V., Surkova I.Y11. (2008) Kolichestvennyye issledovaniya v marketinge, reklame, sotsial'noy rabote i antropologii. Etap podgotovki statisticheskikh dannykh: ucheb. posobiye [Quantitative

Research in Marketing, Advertising, Social Work and Anthropology. Preparation of Statistical Data: textbook], Saratov: Izd-vo SGTU.

2. Земнухова Л.В. Информационные технологии как профессиональная среда // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 49-58.

Zemiiukhova L.V. (2013) Inforinatsionnyye tekhnologii как professional'naya sreda [Information technology as a professional environment] // Sotsiologicheskiy zhurnal [Journal of Social Studies]. № 4. 49~58pp.

3. Исследование GfK. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-20i5-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek (дата обращения 27.01.2016).

Issledovaniye GfK [GfK Research]. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-20l5-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek (date of access: 27.01.2016).

4. Кадомцева C.B., Манахова И.В. Социальные противоречия как фактор нестабильности информационной экономики // Информационная безопасность регионов. 2015. № 4. С. 60-64.

Kadomtseva S.V., Manakhova I.V. (2015) Sotsial'nyye protivorechiya kak faktor nestabil'nosti informatsionnoy ekonomiki [Social clashes as a factor of instability in information economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov [Regional Information Security]. № 4. 6o-64pp.

5. Мак-Люэн M. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев : Ника-Центр, 2003.

Mak-Lyuen М. (2003) Galaktika Gutenberga: sotvoreniye cheloveka pechatnoy kul'tury [The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man]. Kiyev : Nika-Tsentr.

6. Маклюэн M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с анг. В. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2003.

Maklyuen М. (2003) Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka / per. s ang. V. Nikolayeva [Understanding Media.The Extensions of Man]. Moscow ; Zhukovskiy : KANON-press-TS : Kuchkovo pole.

7. Мертон P. Явные и латентные функции. М.: Директ-Медиа, 2007.

Merton R. (2007) Yavnyye i latentnyye funktsii [Manifest and Latent Functions]. Moscow: Direkt-Media.

8. Сайт Государственного комитета статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bi2_i4t/IssWWW.exe/ Stg/priv/ saratov.htm.

Sayt Gosudarstvennogo komiteta statistiki [Official Site of the State Statistics Committee]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/bi2_i4t/IssWWW.exe/Stg/priv/saratov.ht1n.

9. Сен А. Развитие как свобода / под ред. P.M. Нуреева. М.: Новое изд-во, 2004.

Sen А. (2004) Razvitiye kak svoboda / pod red. R.M. Nureyeva [Development as Freedom / ed. by R.M. Nureyev]. Moscow : Novoye izd-vo.

10. Черных С.И. Феномен виртуальной личности в современной философии // Философия образования. 2011. № 3. С. 72-78.

Chernykh S.I. (2011) Fenomen virtual'noy lichnosti v sovremennoy filosofii [The Phenomenon of Virtual Self in Modern Philosophy] // Filosofiya obrazovaniy [Philosophy of Education]. № 3. 72-78PP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.