Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Primo aspectu
ВАК
Область наук
Ключевые слова
внеучебная деятельность / потенциал / гибкие навыки / игровые виды спорта / футбол. / extracurricular activities / potential / flexible skills / game sports / football.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович, Банников Сергей Евгеньевич, Аверин Артем Максимович

Проведенное исследование стало продолжением работы, не первый год проводимой на кафедре организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) по изучению влияния различных направлений внеучебной деятельности на развитие коммуникативных, интеллектуальных, управленческих и других важнейших для будущих специалистов навыков. Рассматривается потенциал занятий спортом как одно из важнейших направлений вузовской внеучебной работы на формирование гибких навыков у студентов. Показана эффективность для их формирования занятий популярным у молодежи игровым видом спортафутболом. Представлены данные по росту показателей сформированности навыков у футболистов по годам обучения. На основании результатов экспертного опроса делается вывод о том, что занятия футболом у большинства обучающихся носят осознанный характер и способны оказать влияние на успешность их будущей профессиональной карьеры. Определены конкретные навыки, на развитие которых футбол оказывает наибольшее воздействие: командная работа, способность принимать решение в сложных ситуациях, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки. Установлено, что футбол способствует самообразованию студентов во многих областях знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович, Банников Сергей Евгеньевич, Аверин Артем Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF GAMING SPORTS IN THE FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The conducted research was a continuation of the successful work carried out for several years at the Department of Youth Organization of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) to study the degree of influence of various areas of extracurricular activities on the development of communicative, intellectual, managerial and other skills that are important for future specialists. The potential of sports activities as one of the most important areas of university extracurricular work for the formation of flexible skills among students is considered. The effectiveness of football, a popular game sport among young people, has been shown for their formation. Presented data on the growth of indicators of the formation of selected skills among football players by years of study. Based on the results of an expert review the survey concludes that football lessons for the majority of students are of a conscious nature and can have an impact on the success of their future professional career. The specific skills that football has the greatest impact on are identified: teamwork, the ability to make decisions in difficult situations, stress tolerance, and communication skills. It has been established that football contributes to the self-education of students in many fields of knowledge.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 796.332:378 ББК 75.578+74.48

DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-49-55

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE POTENTIAL OF GAMING SPORTS IN THE FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

ПОНОМАРЕВ Александр Владимирович

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]

БАННИКОВ Сергей Евгеньевич

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]

АВЕРИН Артем Максимович

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. Проведенное исследование стало продолжением работы, не первый год проводимой на кафедре организации работы с молодежью Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) по изучению влияния различных направлений внеучебной деятельности на развитие коммуникативных, интеллектуальных, управленческих и других важнейших для будущих специалистов навыков. Рассматривается потенциал занятий спортом как одно из важнейших направлений вузовской внеучебной работы на формирование гибких навыков у студентов. Показана

PONOMAREV Alekxander V.

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia E-mail: [email protected]

BANNIKOV Sergey E.

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia E-mail: [email protected]

AVERIN Artem M.

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russi E-mail: [email protected]

Abstract. The conducted research was a continuation of the successful work carried out for several years at the Department of Youth Organization of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (UrFU) to study the degree of influence of various areas of extracurricular activities on the development of communicative, intellectual, managerial and other skills that are important for future specialists. The potential of sports activities as one of the most important areas of university extracurricular work for the formation of flexible skills among students is

© Пономарев А. В., Банников С. Е., Аверин А. М., 2024.

эффективность для их формирования занятий популярным у молодежи игровым видом спорта - футболом. Представлены данные по росту показателей сформиро-ванности навыков у футболистов по годам обучения. На основании результатов экспертного опроса делается вывод о том, что занятия футболом у большинства обучающихся носят осознанный характер и способны оказать влияние на успешность их будущей профессиональной карьеры. Определены конкретные навыки, на развитие которых футбол оказывает наибольшее воздействие: командная работа, способность принимать решение в сложных ситуациях, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки. Установлено, что футбол способствует самообразованию студентов во многих областях знаний.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, потенциал, гибкие навыки, игровые виды спорта, футбол.

considered. The effectiveness of football, a popular game sport among young people, has been shown for their formation. Presented data on the growth of indicators of the formation of selected skills among football players by years of study. Based on the results of an expert review the survey concludes that football lessons for the majority of students are of a conscious nature and can have an impact on the success of their future professional career. The specific skills that football has the greatest impact on are identified: teamwork, the ability to make decisions in difficult situations, stress tolerance, and communication skills. It has been established that football contributes to the self-education of students in many fields of knowledge.

Keywords: extracurricular activities, potential, flexible skills, game sports, football.

В научной литературе имеется достаточно большое количество работ, рассматривающих различные аспекты формирования и развития гибких (надпрофессиональных) навыков у студентов высших учебных заведений. Международный опыт по формированию soft skills в университетской среде приводят в своем обзоре И. К. Цаликова и С. В. Пахотина (2019). Глубокий анализ необходимости развития гибких навыков у выпускников технических вузов сделан в исследовании О. Я. Пономаревой (2018). Не ставится под сомнение необходимость ориентации процесса вузовской подготовки на выпуск специалистов, способных эффективно применять не только свои профессиональные знания, но и благодаря сформированным навыкам контактировать с другими людьми, оперативно справляться со сложными ситуациями, творчески выполнять поставленные задачи. В то же время в отличие от профессионального обучения, проходящего по государственным образовательным стандартам, отмечается отсутствие в вузах единой системы, выработанной в вопросах формирования и критериев оценки уровня сформи-рованности гибких навыков у студентов. Это приводит к необходимости поиска наиболее эффективных средств и методов развития гибких навыков обучающихся с использованием возможностей каждого университета.

Особая роль в решении поставленных задач, на взгляд авторов статьи, должна отводиться поиску оптимальных форм организации внеучебной работы, способной охватить значительную часть контингента обучающихся. Исследования, проведенные И. А. Щегловой в Высшей школе экономики, показали положительный эффект от вовлеченности студентов в различные внеучебные мероприятия на формирование важнейших для выпускников гибких навыков: критического мышления и умения работать в команде (2019). Рассматривая влияние внеаудиторных мероприятий на развитие ряд гибких навыков у студентов, И. В. Оренбурова отмечает, что в основе их успешности и результативности лежит кропотливая, организованная и целеустремленная работа на протяжении всего периода обучения (2023). На кафедре организации работы с молодежью УрФУ уже не первый год ведется работа по изучению степени влияния различных направлений внеучебной деятельности на развитие коммуникативных, интеллектуальных, управленческих и других важнейших для будущих специалистов навыков. Выявлен

значительный потенциал в формирования гибких навыков у студентов движения студенческих отрядов (Пономарев, Костин 2021), деятельности органов студенческого самоуправления (Подковыркин, Пономарев 2022), проведения фестивалей по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (Пономарев, Обухова 2023). В продолжение этих исследований интересно рассмотреть и потенциал занятий спортом как одного из важнейших направлений вузовской внеучебной работы на формирование гибких навыков занимающихся.

Актуальность настоящего исследования определяется сравнительно небольшим количеством приведенных работ по предлагаемой тематике. В публикации Т. А. Федоровой, О. Л. Рыбниковой, А. Ю. Жмыховой и И. В. Жа-фяровой проблемы подготовки студентов факультетов физической культуры рассматриваются не только в контексте профессионального образовательного стандарта, но и с учетом овладения необходимыми надпрофессио-нальными навыками (2021). Н. А. Кузнецова делится опытом, накопленным в период пандемии коронавируса 2021-2023 годов, по организации занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в рамках системы дистанционного обучения. Отмечается необходимость использования таких форм занятий, которые развивают у студентов умение работать в команде даже находясь далеко друг от друга, навыки самоанализа, творческого мышления и других необходимых в будущей профессиональной деятельности качеств (2021).

В настоящее время в УрФУ насчитывается более 30 сборных команд по различным видам спорта. Однако, по мнению авторов статьи, наибольшим потенциалом для формирования гибких навыков у будущих специалистов обладают командные игровые виды спорта. Именно здесь наиболее полно должны формироваться не только личностные, но и коллективные качества занимающихся.

Выбор футбола в качестве объекта данного исследования обусловлен рядом факторов. В первую очередь, его огромной популярностью как в стране и мире, так и в среде студенческой молодежи. Это находит свое подтверждение в исследованиях В. Ю. Гордюшкина, З. П. Череп и Т. А. Ан-дреенко (2019). Занятия футболом дают студентам наибольшие возможности для развития своих интеллектуальных, творческих и организаторских навыков. К тому же высокий уровень развития футбола в УрФУ обусловливает наличие достаточного количества квалифицированных игроков, подходящих для проведения исследования.

Целью исследования является изучение влияния футбола на формирование гибких навыков у молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что занятия футболом, являясь эффективной формой организации внеучебной работы со студентами вузов, способствуют развитию у них целого ряда качеств и навыков, необходимых для успешности будущей профессиональной карьеры.

Целевая группа для исследования - студенты-спортсмены, имеющие 1-2 спортивные разряды или звание кандидата в мастера спорта.

Исследование проводилось в декабре 2023 - феврале 2024 гг. методом анкетного онлайн-опроса (Яндекс-форма). В опросе приняли участие 63 студента-футболиста: 78,1 % юношей и 21,9 % девушек, 92, 0 % из которых занимается в сборных командах университета по футболу и мини-футболу. Распределение футболистов по курсам: 1 курс - 54,7 %, 2 курс - 14,1 %, 3 курс -21,9 %, 4 курс - 9,3 %. Возраст более 50 % футболистов - 18-19 лет и менее 5 % - 17 лет, более 60 % респондентов - студенты технических специальностей.

Вниманию респондентов был предложен список из 10 гибких навыков, которые по версии «Атласа новых профессий», являются необходимыми для становления будущих специалистов: коммуникативные навыки, креативное мышление, критическое мышление, когнитивная гибкость, управление собственным развитием, управление проектом, командная работа, эмоциональный интеллект, способность принимать решения в сложных ситуациях, стрессоустойчивость (2020).

На вопрос о месте, которое занимает в Вашей жизни спорт, 48,4 % опрошенных не считают его основным жизненным приоритетом и готовы заниматься им только на любительском уровне, а еще 9,4 % занимаются им для поддержания здоровья. В то же время достаточно большое количество респондентов (42,2 %) называют спорт одним из главных дел в жизни и готовы относиться к нему профессионально. На любительском уровне успешное формирование гибких навыков во многом связано с умением тренерского состава вузовских команд организовать качественный учебно-тренировочный процесс, сделать занятия интересными и привлекательными для студентов, создать здоровый дружный коллектив. Эффективность процесса усилят комфортные условия проведения тренировок и возможность регулярного участия спортсменов в профессионально организованных массовых соревнованиях внутри вуза и всероссийских студенческих турнирах. В этом плане УрФУ имеет одну из лучших футбольных инфраструктур в регионе, а сборные команды университета по футболу и футзалу одержали не мало побед на престижных студенческих соревнованиях в стране и за рубежом. При оценке уровня организации спортивно-массовых футбольных мероприятий в университете более 61 % опрошенных назвали его хорошим или высоким.

Для достижения успехов в профессиональном футболе необходимы ежедневные многочасовые тренировки, постоянное участие в выездных учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Для совмещения таких занятий с успешной учебой в университете студент должен проявлять не только высокие морально-волевые качества, организованность и трудолюбие, но и развивать такие гибкие навыки, как управление временем, самомотивация, стрессоустойчивость, способность принимать решения в сложных условиях, коммуникабельность.

По результатам опроса 56,3 % спортсменов представляют цели своего развития и конкретные пути их достижения. Это показывает, что занятия футболом у большинства респондентов носят осознанный характер и спо-

собствуют успешности их будущей профессиональной карьеры. Опрос показывает, что футбол не является преградой для самообразования студентов во многих областях знаний. По его результатам 79,7 % респондентов регулярно занимаются саморазвитием. Для этого используются электронные ресурсы Интернета, изучение опыта других специалистов, работа с дополнительной литературой, посещение курсов и мастер-классов. Подавляющее число опрошенных (96,9 %) уверены в необходимости формирования у них гибких навыков и считают, что занятия футболом способствуют их развитию.

Отвечая на вопрос о том, какие гибкие навыки Вы считаете самыми необходимыми для своей будущей профессиональной деятельности, студенты проранжировали их в порядке убывания значимости следующим образом: стрессоустойчивость, способность принимать решения в сложных условиях, командная работа, эмоциональный интеллект, управление собственным развитием, коммуникативные навыки, критическое мышление, когнитивная гибкость, креативное мышление, управление проектом.

Интересно было узнать и мнение игроков сборных УрФУ по вопросу о том, какие гибкие навыки могут, прежде всего, формироваться у них при занятиях футболом. По результатам опроса был составлен следующий рейтинг навыков, расположенных в порядке убывания их значения: командная работа (16,0 %), способность принимать решения в сложных условиях и креативное мышление (по 13,8 %), стрессоустойчивость (12,4 %), коммуникативные навыки (11,6 %), критическое мышление (9,9 %), эмоциональный интеллект (9,7 %), управление собственным развитием (9,4 %), когнитивная гибкость (1,9 %), управление проектом (1,5 %).

Сравнительный анализ двух вышеприведенных рейтингов говорит о том, что занятия футболом эффективно формируют у студентов целый ряд навыков, имеющих первоочередное значение в их будущей профессиональной деятельности: командная работа, способность принимать решения в сложных условиях, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки.

В ходе исследования студентам-футболистам так же было предложено оценить уровень сформированности их собственных гибких навыков. Респонденты расставили предложенные навыки по шкале от 10 до 1 балла по убыванию уровня их сформированности. На основании полученных данных и сведений по количественному составу участников опроса по курсам обучения были вычислены средние величины сформированности предложенных гибких навыков у студентов в баллах, исходя из времени занятий футболом (см. таблицу).

Как видно из таблицы, в той или иной степени происходит рост показателей сформированности всех исследуемых гибких навыков у студентов-футболистов УрФУ по мере увеличения стажа занятий этим видом спорта.

Проведенные исследования показали эффективность использования футбола для формирования и становления важнейших гибких навыков у будущих специалистов.

Уровень развития гибких навыков

№ Гибкий навык Баллы

п/п 1 курс 3 курс

1 Коммуникативные навыки 6,5 7,4

2 Креативное мышление 7,1 7,3

3 Критическое мышление 6,7 7,3

4 Когнитивная гибкость 6,4 7,3

5 Управление собственным развитием 6,7 7,3

6 Управление проектом 5,9 6,5

7 Командная работа 7,0 7,9

8 Эмоциональный интеллект 7,1 7,3

9 Способность принимать решения в сложных условиях 6,9 7,3

10 Стрессоустойчивость 6,9 7,5

11 Средняя оценка по всем навыкам 6,7 7,3

Выявлены потребность и желание студентов в формировании и совершенствовании своих гибких навыков путем занятий футболом.

На основе анализа полученных данных сделан вывод о том, что регулярные занятия футболом способствуют сформированности показателей развития необходимых гибких навыков, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Практическим результатом работы стала возможность рекомендовать занятия футболом как эффективное направление организации вузовской внеучебной работы, способствующее повышению качества подготовки будущих специалистов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Цаликова, И. К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. - 2019. - № 8. - С. 187-207.

2. Пономарева, О. Я. Сформированность гибких навыков как условие адаптации современного поколения к рынку труда / О. Я. Пономарева // Материалы II Междунар. научно-прак-тич. конф. «Актуальные проблемы социального профессионально-экономического вхождения молодежи в региональную общественно-производственную среду». - 2018. - С. 29-33.

3. Щеглова, И. А. Может ли вовлеченность студентов во внеучебные мероприятия способствовать развитию мягких навыков? / И. А. Щеглова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6 (154). - С. 111-121.

4. Оренбурова, Л. В. Эффективность внеаудиторной деятельности в развитии гибких навыков студентов / Л. В. Оренбурова // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 6. -С. 128-132.

5. Подковыркин, М. Н. Студенческое самоуправление как фактор субъективности в развитии навыков жизнедеятельности / М. Н. Подковыркин, А. В. Пономарев // Материалы Меж-дунар. молодежной научно-исследовательской конф. «Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью», г. Екатеринбург, 1 апреля 2022 г. / под общ. ред. А. В. Пономарева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2022. - 240 с. -Режим доступа: URL: https: // elar.urfu.ru / handle / 10995 /115906 (дата обращения 06.02.2024 г.).

6. Пономарев, А. В. Формирование навыков будущего в среде студенческих отрядов / А. В. Пономарев, Н. А. Костин // Primo aspectu. - 2021. - № 3 (47). - С. 55-59.

7. Пономарев, А. В. Гибкие навыки у будущих специалистов по организации работы с молодежью и технологии их развития / А. В. Пономарев, О. В. Обухова // Primo aspectu. -2023. - № 3 (55). - С. 76-82.

8. Федорова, Т. А. Soft skills педагога по физической культуре / Т. А. Федорова, О. Л. Рыбникова, А. Ю. Жмыхова, И. В. Жафярова // Педагогические исследования. - 2021. - № 3 (7). -С. 44-57.

9. Кузнецова, Н. А. Опыт формирования надпрофессиональных навыков у студентов педвузов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения / Н. А. Кузнецов // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 6-1. - С. 165-169.

10. Гордюшкина, В. Ю. Популярные виды спорта среди студентов / В. Ю. Гордюшкина, З. П. Череп, Т. А. Андреенко // Наука-2020. - 2019. - № 10 (35). - С. 53-57.

11. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллект. Лит., 2020. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.