УДК 371.398 ББК 74.484.39 П 81
А.А. Гречко
Соискатель кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
А.А. Клименко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета; E-mail: [email protected]
А.А. Русанов
Доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного аграрного университета; E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ И УЧЕБЕ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
(Рецензирована)
Аннотация. Возможность готовить высококвалифицированных специалистов в системе высшего образования в определяющей степени обеспечивается качественным общим средним образованием обучающихся. Однако в России, по свидетельству подавляющего большинства педагогов - теоретиков и практиков, многие российские абитуриенты не имеют возможности поступить учиться в ведущие вузы, а студенты испытывают серьезные затруднения в полноценном освоении профессиональных образовательных программ. Это справедливо и для системы военно-профессионального образования: исследователи отмечают, что одной из его проблем является низкий базовый уровень интеллектуальной, морально-психологической и физической подготовленности курсантов, отсутствие у них установки на длительную военно-профессиональную деятельность. На наш взгляд, для решения указанной проблемы целесообразно использовать потенциал дополнительного образования, до сих пор недостаточно изученный и учитываемый в качестве организационно-содержательного ресурса модернизации российского образования, повышения его качества.
Ключевые слова: общее образование, военно-профессиональное образование, дополнительное образование, подготовка к поступлению в вузы.
A.A. Grechko
Applicant of Department of the General and Social Pedagogy of the Kuban State University; E-mail: [email protected]
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the General and Social Pedagogy of the Faculty of Pedagogics, Psychology and Communicativistics of the Kuban State University; E-mail: [email protected]
A.A. Klimenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Training
Department of the Kuban State Agricultural University; E-mail: klimenkoa71@
mail.ru
A.A. Rusanov
Associate Professor of Physical Training Department of the Kuban State
Agricultural University; E-mail: [email protected]
POTENTIAL OF COMPLEMENTARY EDUCATION IN OPTIMIZATION OF TRAINING YOUNG MEN FOR ENTRANCE AND STUDY IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. An opportunity to train highly qualified specialists in the system of the higher education in the defining degree is provided with quality of general secondary education of students. However in Russia, according to the vast majority of teachers - theorists and practitioners, many Russian entrants have no opportunity to come to study to the leading higher education institutions, and students experience serious difficulties in full development of professional educational programs. It is fair also for the system of military professional education: researchers note that one of its problems is the low basic level of intellectual, moral, psychological and physical competence of cadets, and lack of mental attitude at them to long military professional activity. In our opinion, in order to solve the specified problem it is expedient to use the potential of complementary education which is still insufficiently studied and considered as an organizational and substantial resource of modernization of Russian education, increase in its quality.
Keywords: General education, military professional education, complementary education, preparation for entering higher education institutions.
Профессиональные образо-
вательные программы высших военно-учебных заведений отличаются более высоким уровнем сложности и большей содержательной и структурной насыщенностью, нежели программы многих гражданских вузов. Помимо общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, программы включают усиленную физическую, боевую и морально-психологическую подготовку, к освоению которых курсанты должны быть готовы уже при поступлении в военный вуз. Современные требования к уровню и объему содержания военного образования, к личностным качествам офицеров, их морально-психологической, боевой и физической подготовленности однозначно свидетельствуют о необходимости целенаправленной
довузовской подготовки молодых людей к поступлению и учебе в военно-учебных заведениях, а по их окончании - к продолжению военной службы в качестве офицера. Данная подготовка должна быть направлена на формирование у молодых людей установки на военную службу и предусматривать осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, усиленную морально-психологическую подготовку (в том числе - патриотическое воспитание), повышение базового уровня общеобразовательной подготовки, а также дополнительную физическую подготовку.
Ведущими государственными документами, в соответствии с которыми определяется политика, стратегия и тактика строения, развития, модернизация российской системы образования, являются
Федеральный закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования», Концепция модернизации Российской системы образования, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 и др. Во всех основополагающих документах выделяются в числе требований к системе образования доступность, качество и личностная ориентированность [1-4 и др.]. Обеспечение личной ориентированности образования предполагает ряд мер, среди которых:
- функционирование системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Данный механизм сегодня задействован лишь в некоторых городских школах (чем дальше регион от центра, тем меньше в нем школ с профильными классами) и практически не работает в сельских школах;
- обеспечение многообразия образовательных учреждений: расширение системы специализированных школ, лицеев, гимназий и т.п.; ситуация, аналогичная профильным классам;
- развитие системы социальной и профессиональной ориентации молодежи, предполагающей психологическую поддержку, выявление профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей личности в освоении конкретной профессии, предоставление информации о состоянии и реальных потребностях рынка труда и т.п. Данная система до сих пор не создана, фиксируются лишь единичные случаи работы центров профессиональной ориентации, преимущественно - на платной основе.
Реализация требования доступности образования, помимо
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатности образования других уровней (в пределах, установленных законодательством РФ), предполагает обеспечение равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи. На деле же наблюдается ситуация, когда указанные возможности декларируются, но не всегда могут быть использованы по причинам не только экономическим, но и субъективным - недостаточности базовой подготовленности обучающихся. То есть немаловажным фактором доступности профессионального образования является уровень (качество) подготовки выпускников общеобразовательных школ. К сожалению, приходится констатировать, что ни одно из основополагающих требований к системе образования сегодня не выполняется в полной мере, что не может не сказаться негативно на эффективности реформационных процессов.
Низкое качество общего образования снижает доступность получения профессионального образования. На наш взгляд, ярким показателем того, насколько качественно среднее образование, является способность выпускников школ поступать в вузы без дополнительной подготовки. С этой точки зрения российское общее среднее образование нельзя назвать качественным, поскольку, по данным фонда «Общественное мнение», в России существует оформившийся контингент лиц, остро нуждающихся в дополнительных образовательных услугах, и среди них - лица, готовящиеся к поступлению в вуз.
Опрос, проведенный нами среди абитуриентов и студентов некоторых центральных и региональных вузов, выявил, что, во-первых, подавляющее большинство школьников нуждается в дополнительной
подготовке для поступления в вуз (93,5% лиц, поступивших в вузы, подтвердили получение дополнительных образовательных услуг, тогда как 95,6% выпускников школ, не поступивших в вузы, такими услугами не пользовались) и, во-вторых, в России стихийным образом сложилась система подготовки к поступлению в вузы, наиболее распространенными компонентами которой являются институт репетиторства и подготовительные курсы при вузах. Отдельное место здесь занимает учеба в профильных классах (школах), строго говоря, не относящаяся к системе дополнительного образования.
мере ожиданиям и потребностям абитуриентов и их родителей. Между тем уровень подготовленности выпускников школ (особенно в регионах, тем более - в сельской местности) явно недостаточен для поступления в вузы, по крайней мере, в ведущие вузы страны. Об этом, помимо прочего, свидетельствуют статистические данные по итогам ЕГЭ.
Крома того, сами вузы, ввиду снижения средних баллов по ЕгЭ, вынуждены снижать и проходные баллы. Таким образом, студентами / курсантами становятся все менее подготовленные абитуриенты, со
Среди требований к дополнительным образовательным услугам и пожеланий к условиям их предоставления абитуриентами и их родителями были названы следующие: углубленное изучение отдельных предметов, дисциплин; не слишком высокая стоимость услуг; близость к месту жительства. Сложившиеся на сегодня способы подготовки к поступлению в вузы, как показывают результаты исследования, не в полной мере удовлетворяют интересы и ожидания потребителей дополнительных образовательных услуг (таблица 1).
Как видно из таблицы, ни одна структура не соответствует в полной
снижающимся уровнем базовой, общей подготовленности. Естественно, они не в состоянии в полной мере на необходимом уровне освоить образовательные программы, следовательно, и программы постепенно упрощаются. Таким образом, происходит постепенное снижение качества профессиональной подготовки.
Еще одной проблемой является то, что далеко не все школьники могут самостоятельно определить, в каких видах профессиональной деятельности их способности могут быть реализованы наиболее полно. Отсутствие организованной системы
Таблица 1
Положительные и отрицательные стороны разных способов подготовки
к поступлению в вузы
Способ подготовки Положительные стороны Отрицательные стороны
Специализированные школы, профильные классы углубленное изучение блока предметов в соответствии со способностями и интересами учащихся не всем доступно получение образования в данных структурах ввиду их отсутствия или удаленности от места жительства
Услуги репетиторов целевая подготовка к сдаче экзаменов по конкретным дисциплинам высокая стоимость услуг
Подготовительные курсы целевая углубленная подготовка по отдельным предметам в соответствии с требованиями конкретного вуза жесткая привязка к требованиям конкретного вуза, не всегда соответствующим требованиям ЕГЭ
профессиональной ориентации, избыточность противоречивой, а зачастую и сомнительной, информации привели к тому, что большинство школьников осведомлены в основном о наиболее «престижных» и «денежных» профессиях. Именно на получение этих специальностей они и ориентируются, не осознавая, что рынок труда диктует свои законы, он не примет избыточного количества специалистов определенного профиля.
Следующая проблема, характерная именно для военно-профессионального образования, была выявлена в результате опроса родителей школьников, абитуриентов и курсантов. Выяснилось, что многие курсанты-первокурсники испытывают значительные трудности с адаптацией к специфическим условиям жизни и обучения в военных вузах. Это подтверждают результаты ранее проведенных научных исследований. В частности, Л.А.Золотовская обосновывает наличие следующих проблем:
- в области социально-бытовой адаптации; на формирование привычки к соблюдению армейского режима жизни требуется около 5 месяцев (на протяжении которых большинство курсантов испытывают негативные эмоции относительно необходимости соблюдать соответствующий распорядок, выполнять дисциплинарные требования и т.п.), а на то, чтобы полностью втянуться в ритм армейской жизни, - 6-7 месяцев; относительная удовлетворенность новыми условиями жизни и деятельности наступает только окончанию первого года обучения;
- в области дидактической адаптации; на формирование навыков самообразования, убеждения в правильности сделанного профессионального выбора, снятие отрицательного эмоционального напряжения от учебной деятельности требуется от 1,5 до 2 лет обучения;
- в области адаптации к социальному окружению; относительно
полная нормализация отношений курсантов с командирами и преподавателями, а также установление устойчивых товарищеских отношений с однокурсниками наступают через 1,5 года обучения [5].
Таким образом, определилась еще одна группа ожиданий - к системе военно-профессионального образования: помощь будущим первокурсникам в адаптации к новым социальным условиям и к новым условиям образования. Данная проблема, равно как и вышеназванные, не решается целенаправленно ни школой, ни вузом, ни системой дополнительного образования. Следовательно, необходимо задуматься о создании структур, предназначенных для решения задач, соответствующих требованиям потребителей. Несомненно, что подобные структуры должны относиться к системе образования, однако ниша до сих пор остается свободной. Чтобы выяснить, какие образовательные учреждения могли бы занять эту нишу, необходимо проанализировать структуру российской системы образования.
Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы, целью которых является формирование общей культуры личности и создание базы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, представлены программами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы (программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского образования) направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов
соответствующей квалификации. Дополнительные образовательные программы реализуются для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и общества. К ним относятся образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях, а также в специализированных учреждениях дополнительного образования и посредством индивидуальной педагогической деятельности [6].
Ни одна образовательная программа не должна являться тупиковой. Предполагается преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Однако преемственность между образовательными программами общего и высшего образования существенно нарушена либо в силу несогласованности требований со стороны школы и вуза к содержанию и качеству образования, либо из-за действительно низкого качества общего образования.
Проанализировав целевые установки и задачи, которые решаются в системе профессионального образования, мы пришли к выводу, что в их рамках задачи профессиональной ориентации и отбора, качественной подготовки школьников к поступлению и учебе в военных вузах на настоящий момент не могут быть решены достаточно эффективно. Ясно, что подготовка к получению профессионального образования должна осуществляться на предыдущем системном уровне. Основной задачей этого уровня является предоставление общего (даже если и с углубленным изучением отдельных дисциплин) образования, уровень которого определен государственными стандартами, по-прежнему ориентированными на так называемого «среднего ученика». Логично предположить, что решение указанной задачи - целенаправленно
готовить школьников к поступлению и учебе в вузах - следует взять на себя системе дополнительного образования, поскольку это вполне согласуется с целевыми установками данной подсистемы, определенными государством.
Необходимость полного цикла образования, в который фактически включается и дополнительное образование, обусловлена современными требованиями к уровню и качеству образованности человека, к его знаниям, культуре, способностям. Образованность человека сегодня определяется не столько предметными знаниями и умениями, сколько разносторонним и гармоничным его развитием как личности, способной к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, его реализации, к самообразованию и самосовершенствованию. Эти требования, как показывает практика, не могут быть удовлетворены лишь формализованным базовым образованием; последнее нуждается в неформальном дополнительном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей и способностей человека, углубления и расширения базовых знаний, социального и профессионального самоопределения человека [7]. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.
В Законе РФ «Об образовании» приводится следующая характеристика дополнительного образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании .... Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [8].
В Законе определяется также понятие дополнительных образовательных услуг, которые оказывают учреждения дополнительного образования: «Это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляющаяся за пределами основных образовательных программ». Приоритетами дополнительного образования являются: предоставление каждому учащемуся (в соответствии с индивидуальными интересами и способностями) возможности реализовать себя в познавательной, творческой деятельности; обогащение жизненного опыта учащихся и т.п. Социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в усилении стартовых возможностей личности, содействии определению ее жизненных планов, в предметной ориентации в базисных видах деятельности с учетом интересов и способностей [9, 10 и др.].
Ценность дополнительного образования состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению, углублению знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию учащихся [11]. В условиях дополнительного образования у людей появляется возможность наиболее полной реализации собственного потенциала при условии, что будет полностью реализован потенциал самого дополнительного образования.
Резюмируя, отметим следующее. Потенциал дополнительного образования в подготовке юношей к поступлению и учебе в военных вузах связан с его целевыми ориентирами, организационно-методическими возможностями, характеристиками
традиционно сложившейся практики и заключается, на наш взгляд, в следующем:
- в фактической, а не номинальной ориентации на индивидуальные потребности, запросы личности, реализующейся в форме максимальной вариативности образовательных программ, различающихся и по содержанию, и по уровню сложности;
- в реализуемой установке на профессиональную ориентацию и социальную адаптацию обучающихся и связанной с этим возможностью включать в содержание образовательных программ и мотивационные, и личностно-развивающие профессионально-ориентированные блоки;
- в наличии широкой сети учреждений дополнительного образования, динамично развивающейся и гибко реагирующей на изменение запросов потребителей и требований со стороны государства, общества, что позволяет практически каждому выбрать требуемое содержание дополнительной подготовки;
- в активном использовании системой дополнительного образования ресурсов дистанционного образования, что делает ее услуги доступными и в тех случаях, когда образовательные организации находятся в значительном удалении от места проживания потребителей;
- в достаточно широком «ценовом разбросе», наличии вполне бюджетных образовательных услуг организаций дополнительного образования, особенно в сравнении со стоимостью услуг репетиторов.
Для того чтобы дополнительное образование могло наиболее полно реализовать свой потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы как в образовательном, так и в организационном плане. На наш взгляд, в контексте настоящего исследования организационно-методическим
ядром данной работы (системы) могут стать организации высшего военного образования, к поступлению
в которые осуществляется подготовка обучающихся системы дополнительного образования.
Примечания:
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
2. О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования: постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 20 мая 1998 года № 214-СФ. URL: http://council.gov. ru/activity/documents/4445/
3. Концепции модернизации Российской системы образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. URL: http://elementy.ru/Library9/pr393.htm
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 (с изменениями и дополнениями). URL: http: //base.garant.ru/55170694/
5. Золотовская Л.А. Особенности профессионального становления курсантов в процессе обучения в военном вузе // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1. URL: mino.esrae.ru/157-705 (дата обращения: 03.09.2017).
6. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. № 1. С. 21-35.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2002. 384 с.
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
9. Шевцов В.В., Перов А.Н. Формирование военно-профессиональной пригодности учащихся кадетских классов: состояние и перспективы // Современный этап модернизации российского образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2004. С. 103-105.
10. Шевченко Г.П. Профориентация учащихся на современном этапе / Луганский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко. Луганск, 2004.
11. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р. URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
References:
1. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 751 of October 4, 2000. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
2. On the status and prospects for the development of the system of higher professional education: the Decree of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation of May 20, 1998, No. 214-SF. URL: http://council.gov.ru/ activity/documents/4445/
3. Concepts of modernization of the Russian education system for the period up to 2010: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1756-r of December 29, 2001. URL: http://elementy.ru/Library9/pr393.htm
4. On the Federal Target Program for the Development of Education for 20162020: Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 No. 497 (with amendments and additions). URL: http: //base.garant.ru/55170694/
5. Zolotovskaya L.A. Features of professional formation of cadets in the process of training in a military higher school // Interdisciplinary research in science and education. 2012. No. 1. URL: mino.esrae.ru/157-705 (date of access: 03/09/2017).
6. Talyzina N.F. Teaching technology and its place in the pedagogical process // Modern Higher School. 1977. No. 1. P. 21-35.
7. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology: a textbook for higher schools. M.: Logos, 2002. 384 pp.
8. On education in the Russian Federation: Feder. law of December 29, 2012 No. 273-FZ. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
9. Shevtsov V.V., Perov A.N. Formation of the military professional suitability of students of the Cadet classes: status and prospects // The modern stage of modernization of the Russian education: Proccedings of All-Russian scient. and pract. conf. SPb., 2004. P. 103-105.
10. Shevchenko G.P. Vocational guidance of students at the present stage / Lugansk State Pedagogical Institute of T.G. Shevchenko. Lugansk, 2004.
11. The concept of development of additional education for children: the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r. URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html