Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО PR-СООБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО PR-СООБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / PR-СООБЩЕСТВО / ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркина Юлия Михайловна, Пестова Яна Николаевна

В настоящее время все больше актуализируется проблема роли и потенциала профессиональных сообществ в развитии гражданского общества. При этом остается за кадром деятельность тех из них, чей функционал напрямую связан с выстраиванием коммуникации между всеми заинтересованными группами общества: властью, СМИ, бизнес-структурами, некоммерческими организациями -сообществами специалистов по связям с общественностью. Данная статья посвящена анализу функций профессионального PR-сообщества Дальневосточного региона и его потенциала в развитии гражданского общества. Эмпирической базой исследования послужили результаты экспертного опроса специалистов по связям с общественностью Дальневосточного федерального округа. Сделан вывод о том, что сегодня существует готовность самоорганизованного PR-сообщества к консолидации своих функций в решении социальных вопросов и выстраиванию диалога среди ключевых акторов гражданского общества, однако данный процесс нуждается в координации и ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маркина Юлия Михайловна, Пестова Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF THE FAR EASTERN PROFESSIONAL PR-COMMUNITY IN THE DEVELOPMENT OF A CIVIL SOCIETY

Currently, the problem of the role and potential of professional communities in the development of a civil society is becoming more and more relevant. At the same time, the activities of such professional communities which functionality is directly related to building communications between all interested groups of the public: the government, the media, business structures, non-profit organizations, namely, communities of public relations specialists remain behind the scenes. The present study provides the analysis of the functions of professional PR community of the Far Eastern region and its potential in the development of a civil society. The results of an expert survey of public relations specialists in the Far Eastern Federal District made an empirical basis of the study. It is concluded that nowadays the self-organized PR community is ready to consolidate its functions related to solving decisions and conducting a dialogue between the key actors of a civil society, although this process needs coordination and resources.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО PR-СООБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316.3

Маркина Юлия Михайловна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью

Тихоокеанского государственного университета Пестова Яна Николаевна

начальник отдела

коммуникационного сопровождения Корпоративного университета РЖД

ПОТЕНЦИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО PR-СООБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Markina Yulia Mikhailovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations, Pacific National University

Pestova Yana Nikolayevna

Head of PR Support Department, Corporate University of Russian Railways

POTENTIAL OF THE FAR EASTERN PROFESSIONAL PR-COMMUNITY IN THE DEVELOPMENT OF A CIVIL SOCIETY

Аннотация:

В настоящее время все больше актуализируется проблема роли и потенциала профессиональных сообществ в развитии гражданского общества. При этом остается за кадром деятельность тех из них, чей функционал напрямую связан с выстраиванием коммуникации между всеми заинтересованными группами общества: властью, СМИ, бизнес-структурами, некоммерческими организациями -сообществами специалистов по связям с общественностью. Данная статья посвящена анализу функций профессионального PR-сообщества Дальневосточного региона и его потенциала в развитии гражданского общества. Эмпирической базой исследования послужили результаты экспертного опроса специалистов по связям с общественностью Дальневосточного федерального округа. Сделан вывод о том, что сегодня существует готовность самоорганизованного PR-сообщества к консолидации своих функций в решении социальных вопросов и выстраиванию диалога среди ключевых акторов гражданского общества, однако данный процесс нуждается в координации и ресурсах.

Ключевые слова:

профессиональное сообщество, PR-сообщество, функции профессионального сообщества, гражданское общество, Дальний Восток России

Summary:

Currently, the problem of the role and potential of professional communities in the development of a civil society is becoming more and more relevant. At the same time, the activities of such professional communities which functionality is directly related to building communications between all interested groups of the public: the government, the media, business structures, non-profit organizations, namely, communities of public relations specialists remain behind the scenes. The present study provides the analysis of the functions of professional PR community of the Far Eastern region and its potential in the development of a civil society. The results of an expert survey of public relations specialists in the Far Eastern Federal District made an empirical basis of the study. It is concluded that nowadays the self-organized PR community is ready to consolidate its functions related to solving decisions and conducting a dialogue between the key actors of a civil society, although this process needs coordination and resources.

Keywords:

professional community, PR community, professional community functions, civil society, Russian Far East

Современная ситуация развития гражданского общества в России связана с ростом неин-ституционализированной активности населения, под которой понимается деятельность неформальных сообществ и объединений. Именно усиление низовой самоорганизации является сегодня трендом, в рамках которого создаются механизмы для участия граждан в процессе выработки и принятия решений [1]; продолжается и процесс становления основных общественных институтов.

В российской науке можно выделить несколько исследовательских групп и научных школ, которые занимаются изучением проблематики гражданского общества и роли профессиональных сообществ в его развитии. Они функционируют на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института социологии Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета и др. В исследовательские коллективы входят такие ученые, как И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон, Н.В. Ковалева, Е.В. Исраелян, Л.Г. Ионин, А.Л. Нездюров, А.Ю. Сунгуров, Г.И. Абдрахманова, Н.В. Ковалева, С.В. Санович и другие [2]. Отмечается, что самоорганизованные профессиональные сообщества могут быть актором гражданского общества, когда «выполняют роль посредника между ним и властью в интересах профессиональной сферы» [3].

Профессиональные сообщества - это неформальные объединения специалистов одной сферы деятельности, связанных общими ценностями и интересами и ориентированных на развитие профессиональных навыков. Подобные структуры являются результатом самоорганизации представителей одной профессии и решают широкий круг задач: от узкой ориентации на достижение узкопрофессиональных целей до активного участия в решении общественно-значимых вопросов.

Также подобное объединение специалистов может рассматривать членов гражданского общества как партнеров и/или объектов для реализации своей социальной ответственности. К примеру, профессиональное PR-сообщество может оказывать консультационные и/или образовательные услуги некоммерческим организациям по продвижению и повышению значимости гражданских инициатив, реализовывать коммуникационные проекты по популяризации лучших практик некоммерческого сектора и многое другое.

В современных научных исследованиях эмпирической базой для изучения профессиональных сообществ и их самоорганизации в России чаще всего выступают объединения специалистов классических профессий - врачей, учителей, юристов, в поле зрения социологов находятся также политологи, специфика деятельности которых связана с изучением общественной ситуации [4]; журналисты, оперирующие социальной информацией, то есть касающейся общества и человека [5]. Однако сегодня коммуникационные специальности должны рассматриваться шире, нежели в рамках одной журналистской среды. В условиях развития информационного общества приобретает значимость изучение объединения специалистов по связям с общественностью [6], а также проблема самоорганизации профессионального PR-сообщества.

Можно обозначить стратегически важную закономерность функционирования профессионального PR-сообщества, которая повышает ценность изучения его потенциала в развитии гражданского общества в двух параметрах. С одной стороны, это связано с самой миссией и ценностями деятельности по формированию общественного мнения и сознания, выстраиванию доверительных связей с людьми и двусторонних коммуникаций, диалога между всеми субъектами, что является ценностями гражданского общества. С другой стороны, процесс самоорганизации и самоидентификации самих специалистов по связям с общественностью является подтверждением высокого уровня развития, ответственности, самоконтроля и рефлексии данной профессиональной группы, что позволяет говорить о формировании именно сообщества.

Сегодня профессиональные PR-сообщества объединяют представителей профессии специалиста по связям с общественностью организаций, работающих в органах власти, СМИ, коммерческих и некоммерческих организациях, то есть обеспечивают взаимодействие между представителями разных сфер деятельности. Более того, тенденция развития профессионального РР-сообщества направлена на вовлечение в дискуссии и проекты журналистов, социологов, политологов и т. д. Следовательно, подобные объединения являются территорией межсекторального социального партнерства. Объединение активов каждого из его участников может обладать синергетическим эффектом в реализации инициатив профессионального сообщества, в том числе направленных на решение общественно-значимых вопросов.

Таким образом, профессиональные сообщества обладают потенциалом развития гражданского общества и как его акторы, и как партнеры.

Представляет интерес опыт локальных объединений и реализация функций профессионального PR-сообщества Дальневосточного региона в развитии гражданского общества.

В ходе проведенного исследования был задействован метод экспертного опроса в форме онлайн-интервью РР-специалистов Дальневосточного федерального округа (п = 281) по теме «Профессиональная самоорганизация специалистов по связям с общественностью ДФО». География респондентов: Хабаровский край - 19 %, Приморский край - 15 %, Республика Саха (Якутия) - 12 %, Амурская область - 10 %, Сахалинская область - 9 % Забайкальский край - 8 %, Республика Бурятия - 7 %, Камчатский край - 6 %, Чукотский автономный округ - 6 %, ЕАО -5 %, Магаданская область - 3 %. Опрос проходил в августе - ноябре 2020 года. Эксперты отмечают, что тенденция к самоорганизации профессионального сообщества в регионе наблюдается с 2015 года и приобрела уже осязаемые формы. На момент проведения исследования в Дальневосточном федеральном округе функционировали три профессиональных РР-сообщества -«Дальневосточная гильдия работников пресс-служб», «Дальневосточная школа PR», «Медиа-школа: дальневосточный репортер».

В ходе опроса респондентам было предложено проранжировать степень задействования известных им региональных сообществ в области связей с общественностью Дальнего Востока России в реализации функций профессиональных сообществ, в том числе как акторов гражданского общества. Указанные функции условно можно разделить на две группы по целевому признаку:

1. Функции, направленные на развитие профессионального PR-сообщества и ориентированные на внутреннюю аудиторию (актуализация профессионального стандарта, формирование, реализация, корректировка образовательного стандарта при обучении студентов по направлению PR, формирование внутрипрофессионального комьюнити, нетворкинг, выполнение функций профсоюза: оказание повсеместной помощи представителям профессии, повышение квалификации).

2. Функции, способствующие повышению статуса профессии во внешней среде (формирование престижа профессии, лоббирование интересов отрасли в органах власти, оценка уровня компетенций представителей профессии: проведение сертификаций, развитие сферы публичных коммуникаций, анализ и продвижение трендов, популяризация лучших практик, реализация благотворительных проектов, формирование этических норм и трансляция моральных ценностей).

Экспертный опрос показал, что представители профессии «Специалист по связям с общественностью» оценивают функционал региональных PR-сообществ как широкий (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «В реализации каких функций участвуют известные вам региональные профессиональные Р^сообщества?», %

№ Вариант ответа Принимают активное участие Участвуют, но не в полной мере Не участвуют, а участвовать необходимо Не участвуют, и это не требуется

1 Влияние на повышение социального статуса профессии, формирование престижа профессии 47 22 22 9

2 Формирование, реализация, корректировка образовательного стандарта при обучении студентов по направлению РК 45 27 17 11

3 Актуализация профессионального стандарта 44 34 12 10

4 Формирование внутрипрофессионального комьюнити, нетворкинг 40 29 24 7

5 Развитие сферы публичных коммуникаций, анализ и продвижение трендов, популяризация лучших практик и т. п. 38 32 22 8

6 Повышение квалификации 34 38 18 10

7 Формирование этических норм и трансляция моральных ценностей 33 29 23 15

8 Оценка уровня компетенций представителей профессии: проведение сертификаций и т. п. 26 36 23 15

9 Лоббирование интересов отрасли в органах власти 26 31 22 21

10 Реализация благотворительных проектов 25 38 25 12

11 Выполнение функций профсоюза: оказание повсеместной помощи представителям профессии 18 22 34 26

Каждый третий респондент видит еще не в полной мере реализованный потенциал профессиональных сообществ в осуществлении таких функций, как лоббирование интересов отрасли в органах власти, оценка уровня компетенций, реализация благотворительных проектов и повышение квалификации. По мнению экспертов, оказание разносторонней помощи представителям PR-профессии является значимым, но игнорируется отраслевыми сообществами.

Среди анализируемых функций нет ни одной, которая была бы оценена экспертами как принципиально неактуальная. При этом стоит отметить, что наблюдается небольшое противоречие в ответах об участии в осуществлении функции лоббирования интересов отрасли в органах власти: четверть респондентов считает, что профессиональные сообщества не реализуют эту функцию, при этом половина опрошенных отмечает необходимость такой деятельности, а оставшиеся не считают ее целесообразной. Позиция респондентов по этому вопросу объясняется сферой дея-

тельности эксперта: специалисты по связям с общественностью государственных и муниципальных организаций указывают на необязательность выполнения рассматриваемой функции, в то время как их коллеги из коммерческого сектора отстаивают обратное, и это логично.

Стоит отметить, что есть и другие существенные различия в ответах экспертов при срезе по сферам деятельности. По мнению респондентов, работающих в коммерческой сфере, профессиональные сообщества в области PR принимают активное участие в формировании, реализации, корректировке образовательного стандарта при обучении студентов по направлению «Сязи с общественностью» (55 %), обеспечении внутрипрофессионального комьюнити и нетвор-кинга (54 %), актуализации профессионального стандарта (53 %). При этом PR-специалисты, работающие в государственной сфере, настаивают на активном участии профессиональных сообществ в реализации функций, направленных на внешнюю среду: влияния на повышение социального статуса профессии, формирования престижа профессии (38 %), развития сферы публичной коммуникации, анализа и продвижения трендов (38 %).

Интересен и тот факт, что PR-специалисты государственного сектора не видят потенциальной значимости участия профессиональных сообществ в реализации функций профсоюзов (40 %), в то время как их коллеги из коммерческого сектора считают, что именно это и необходимо (41 %). Обнаруженный факт может быть объяснен выраженной профсоюзной деятельностью в государственных структурах и абсолютным отсутствием таковой в коммерческих организациях.

В реализации таких функций, как организация благотворительных проектов, формирование и трансляция этических норм, помощь коллегам по цеху в решении личных и рабочих вопросов эксперты видят еще одно проявление потенциала профессиональных сообществ в роли актора гражданского общества. Здесь профессиональные компетенции данного сообщества могли бы способствовать развитию системной благотворительности, ответственного общества. Результаты экспертного опроса показывают, что данные функции оцениваются представителями профессии «Специалист по связям с общественностью» как важные, но реализуемые не в полном объеме.

Таким образом, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, дальневосточное самоорганизованное PR-сообщество уже сейчас осознает свою готовность к консолидации функций, касающихся решения социальных вопросов и выстраивания диалога среди ключевых акторов гражданского общества, однако данный процесс нуждается в координации. Представители PR-профессии осознают важность участия в гармонизации общества, выражающегося в повышении уровня ответственности в вопросах этики и морали, в заботе и поддержке коллег по цеху, в реализации благотворительных инициатив.

Во-вторых, дальневосточные PR-специалисты отмечают роль профессиональных сообществ в развитии сферы связей с общественностью: прежде всего, в формировании престижа профессии, участии в корректировке образовательных вузовских программ, актуализации профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью. Все это позволяет охарактеризовать дальневосточное PR-сообщество как профессиональное объединение, нацеленное на реализацию своих приоритетных функций и намеренное участвовать в развитии коммуникационной отрасли и гражданского общества.

Ссылки:

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М., 2017. 100 с.

2. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества - СMCUS» / Л.И. Якобсон [и др.]. М., 2011. 60 с.

3. Мерсиянова И.В., Чешкова А.Ф., Краснопольская И.И. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России. М., 2011. 196 с.

4. Карягин М.Е., Сунгуров А.Ю. Современное российское политологическое сообщество - первые шаги к анализу // Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 8-20. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.02.02.

5. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Журналистское сообщество в оценках журналистов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 5. С. 78-94.

6. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: профессиональные объединения и их влияние на сферу PR // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 96-106. https://doi.org/10.31857/S013216250012552-0.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.