Научная статья на тему 'ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МОЛДАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ КОНСТРУКТА МОЛДАВСКОЙ НАЦИИ К РУМЫНСКОЙ ПЕРИФЕРИИ'

ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МОЛДАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ КОНСТРУКТА МОЛДАВСКОЙ НАЦИИ К РУМЫНСКОЙ ПЕРИФЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молдова / румынизация / унионизм / молдовенизм / идентичность / конструирование / постсоветское пространство / Moldova / Romanianization / unionism / Moldovanism / identity / construction / post-Soviet space

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плотников Дмитрий Сергеевич

В статье раскрывается внешнеполитический фактор в области конструирования идентичности в Молдове в контексте внутриполитической борьбы. Противостояние молдовенистов и румынистов (унионистов) происходило с чередованием у власти сторонников этих направлений, что сказывалось на резкой смене векторов политики идентичности (носило маятниковый характер). В 2022 году ЕС пересмотрел политику в отношении Молдовы в пользу интеграции страны в общесоюзное пространство. Данное обстоятельство обусловило усиление позиций Румынии в Молдове (предстающей в роли «адвоката Молдовы в ЕС»), что сказалось на дальнейшем росте популярности румынистов. В 2022–2024 годах происходит слом прежней системы конкуренции в области конструирования идентичности, что выводит из равновесия хрупкий межэтнический баланс, установившийся в Молдове после конфликтного периода начала 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-SOVIET TRANSFORMATION OF MOLDAVAN IDENTITY: FROM THE CONSTRUCT OF THE MOLDAVAN NATION TO THE ROMANIAN PERIPHERY

The article reveals the foreign policy factor in the field of identity construction in Moldova in the context of internal political struggle. The confrontation between Moldovanists and Romanians (unionists) occurred with the alternation of supporters of these directions in power, which affected a sharp change in the vectors of identity politics (it had a pendulum nature). In 2022, the EU revised its policy towards Moldova in favor of integrating the country into the all-Union space. This circumstance led to the strengthening of Romania’s position in Moldova (presenting itself in the role of “Moldova’s lawyer in the EU”), which affected the further growth of the popularity of Romanians. In 2022–2024, the previous system of competition in the field of identity construction is being broken, which will unbalance the fragile interethnic balance that was established in Moldova after the conflict period of the early 1990s.

Текст научной работы на тему «ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МОЛДАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ КОНСТРУКТА МОЛДАВСКОЙ НАЦИИ К РУМЫНСКОЙ ПЕРИФЕРИИ»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Политология. Международные отношения

УДК 327.8(478.9+498)(045) Д.С. Плотников

ПОСТСОВЕТСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МОЛДАВСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ОТ КОНСТРУКТА МОЛДАВСКОЙ НАЦИИ К РУМЫНСКОЙ ПЕРИФЕРИИ

В статье раскрывается внешнеполитический фактор в области конструирования идентичности в Молдове в контексте внутриполитической борьбы. Противостояние молдовенистов и румынистов (унионистов) происходило с чередованием у власти сторонников этих направлений, что сказывалось на резкой смене векторов политики идентичности (носило маятниковый характер). В 2022 году ЕС пересмотрел политику в отношении Молдовы в пользу интеграции страны в общесоюзное пространство. Данное обстоятельство обусловило усиление позиций Румынии в Молдове (предстающей в роли «адвоката Молдовы в ЕС»), что сказалось на дальнейшем росте популярности румынистов. В 2022-2024 годах происходит слом прежней системы конкуренции в области конструирования идентичности, что выводит из равновесия хрупкий межэтнический баланс, установившийся в Молдове после конфликтного периода начала 1990-х гг.

Ключевые слова: Молдова, румынизация, унионизм, молдовенизм, идентичность, конструирование, постсоветское пространство.

DOI: 10.35634/2587-9030-2024-8-3-343-353 Ссылка на статью:

Плотников Д.С. Постсоветская трансформация молдавской идентичности: от конструкта молдавской нации к румынской периферии // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2024. Т. 8, вып. 3. С. 343-353. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2024-8-3-343-353

Введение

Постсоветское пространство, в условиях переформатирования идентичностей, представляет собой конкурентное поле борьбы смыслов и интерпретаций самовосприятия. В регионе сформировались собственные зоны притяжения, сочетаемые со спецификой политического курса и историческими трансформационными особенностями. Размежевания по линии идентичности пролегают не только между, но и внутри государств постсоветского региона. Наиболее отчетливо демаркационные линии идентичностей наблюдаются в Молдове, где на протяжении всего периода независимости сохраняются споры относительно идентичности основной массы населения Республики. Политические элиты и общество разделено на два лагеря: «молдовенистов» - считающих молдаван отдельной самостоятельной нацией и «румынистов» - воспринимающих Молдову как неотъемлемую часть Румынии, населенную румынами лишь по историческому недоразумению оторванных от «Родины - матери» [1].

События последних двух лет создают новую конфигурацию для Молдовы как в международном, региональном и локальном форматах.

Во-первых, на протяжении постсоветского периода Молдова стремилась лавировать между ключевыми региональными акторами, постепенно отдаляясь от России по мере расширения ЕС и роста конфликтности на постсоветском пространстве. В 2022 - 2024 году наблюдается стремительное сближение Молдовы и ЕС, что создает вызов устоявшимся практикам поликультурной идентичности государства, где разные части страны находили поддержку у тех или иных внешнеполитических акторов (ЕС или России). Во-вторых, сближение Молдовы и ЕС обуславливает рост влияния Румынии (входящей с 2007 г. в ЕС), а, следовательно, популяризацию «румынистского» идентификационного проекта в ущерб позициям «молдовенистов», что обостряет внутриполитическую борьбу за идентичность. В-третьих, стремительное сближение Молдовы и ЕС (а также Румынии) воспринимается как вызов и угроза идентичности составными частями Молдовы - Гагаузией и Приднестровьем (де-юре считающимся частью Республики Молдова, де-факто самостоятельным актором, тесно связанным экономически с Россией, Молдовой и ЕС).

Евроинтеграционные устремления Молдовы усиливаются особыми отношениями с Румынией, с которой страна в условиях вступления в ЕС «сольется» под тенью европейского единства. Настроения подобного рода характерны и для политических акторов Румынии. Экс-Президент Румынии Т. Бэсэску неоднократно озвучивал планы объединения двух стран в 2000-е годы. Весной 2016 года бывший советник премьер-министра Румынии П. Пую обнародовал план объединения Румынии и Молдовы в одно государство к 2018 году, с одномоментным включением Молдовы в ЕС и НАТО1. 2018 год - столетие с включения Бессарабии в состав Румынии2 использовалось румынистами для популяризации идеи сближения Молдовы и Румынии. В мае 2024 г. премьер-министр Марчел Чолаку заявил, что: «Румыния будет оказывать поддержку Молдове на ее интеграционном пути, потому что там все являются румынами и никем другим. Нет молдаван, не существует молдавского языка, это румынский язык и это румыны»3. Исследователь А.И. Драган объясняет политику Бухареста идеями «Великой Румынии» и ««имперскими» намерениями Румынии присоединить соседнюю Молдову, что ставит под угрозу молдавскую идентичность» [2]. Согласно исследователю С. Диголу, в Молдове «концепция нациестроительства имела двунаправленный характер и диаметрально противоположным образом трактовала историю и закономерность возникновения национального государства, во многом стала уникальной для постсоветского пространства» [3].

Цель статьи - выявить роль и динамику румынского фактора в конструировании идентичности в Молдове на протяжении периода независимости, с акцентом на трансформацию этой роли в последние два года (замысел статьи - отразить тренды в области конструирования идентичности в Молдове с учетом внешнеполитических изменений 2022-2024 годов).

Под внешнеполитическим фактором понимается влияние международных акторов (в данном случае Румынии, поддержанной дипломатией ЕС и России) на конструирование идентичности в Молдове посредством культурно-гуманитарной политики, а именно - «мягкой силы», описанной в исследованиях Дж. Ная [4].

В рамках данной статьи мы исходим из теории социального конструктивизма, согласно которой образ прошлого конструируется политическими элитами [5]. Политика идентичности понимается в статье как целенаправленная деятельность политических акторов по выстраиванию, конструированию, распространению макрополитической идентичности, т. е. ключевых представлений о своей стране, присущих ей характеристиках, включая систему отношений Мы/Они, Другие, Чужие, Враги [6].

Ключевым методом исследования выступает кросс-темпоральный сравнительный анализ, а также дискурс-анализ риторики ключевых политических акторов Молдовы и Румынии в области политики идентичности. Отсюда вытекает источниковая база исследования, основу которой составляют выступления, заявления, интервью политических акторов Молдовы и Румынии.

Степень изученности темы исследования

Исторические вехи нациостроительства в Молдове в контексте политики Румынии и России рассмотрены в плеяде работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Стремление ответить на вопрос: «какая идентичность превалирует в Молдове: молдавская или румынская?» с опорой на исторический контекст и внешнюю политику Румынии и России прослеживается в статье «Молдова: мол-доване или румыны», вышедшей в 2007 году, но не потерявшей своей актуальности [7]. Авторы фокусируют внимание на попеременном влиянии Румынии и России на конструирование молдавской идентичности. Сопоставление стратегий нациостротельства в Румынии и Молдове, на основании глубинных интервью с академическими кругами, описаны в статье «Проблемы национального развития и консолидации политических пространств (на примере Молдовы и Румынии)» [8]. А.Л. Бардин вместе с И.И. Бариновым указывают на стабилизирующую роль ЕС для Румынии и отсутствие таковой для Молдовы. Зигзаги исторической политики Молдовы в контексте борьбы румынистского и

1 В Бухаресте опубликована «Дорожная карта Воссоединения Румынии с Республикой Молдова». URL: http://www.pan.md/politika/v-buhareste-opublikovana-dorojnaya-karta-vossoedineniya-rumyinii-s-respublikoy-moldova (дата обращения 10.11.2023)

2 Событие, которые по одной трактовке стало торжеством исторической справедливости, а по другой - началом оккупации Молдовы.

3 Премьер Румынии заявил, что молдаван и молдавского языка не существует. URL: https://ria.ru/20240515/ moldavia-1946226635.html (дата обращения 10.07.2024)

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

молдовенистского проектов конструирования идентичности рассмотрены в статье «Проблемная европейская идентичность Молдовы: «Бои за историю» [1]. Формирование и трансформация унионист-ского проекта идентичности разобраны в статье «Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма» [9]. В. Кириллов и И. Путинцев обращают внимание на процессы румынизации, охватывающие систему высшего и среднего образования, молодежь и интеллектуальные круги. Рассматриваются политические процессы в Молдове сквозь призму политической активности унионистов, которые «трижды участвовали в управлении государством на национальном уровне (к моменту написания статьи - скорее, четырежды). В фокусе внимания профессора Т.П. Млечко находится языковая политика Молдовы, тесно переплетенная с вопросами молдавской/румынской идентичности [10]. Противоборство молдовенистского и румынистского проектов идентичности рассмотрены в ряде статей, где одни авторы фокусируют внимание на внутриполитических процессах [11], другие - на внешнеполитических [12-14]. Некоторые статьи отдельно фокусируются либо на молдовенистском проекте [15], либо на румынистском [16] при описании политики идентичности Молдовы. Отдельно следует выделить работы по гагаузской идентичности и его тюркской составляющей [17-19].

Внимание исследователей к проблеме идентичности Молдовы, а именно - борьбы молдовенистского и румынистского проекта рассматривается в контексте отсутствия со стороны ЕС шагов на пути евроинтеграции Молдовы, что было верно до недавнего времени. Ряд авторов указывают, что «собирательный образ ЕС активно используется унионистами» [9]. В 2022 году контекст взаимоотношений Молдовы и Румынии претерпел существенные изменения, заключающиеся в интенсификации сотрудничества Молдовы и ЕС4, что, на наш взгляд, существенно усиливает позиции Румынии и румынистов в Молдове (поскольку Румыния предстает в роли адвоката Молдовы в ЕС, использует ресурс и привлекательность ЕС для молдаван с целью продвижения мягкой силы).

В данной статье предпринята попытка рассмотреть молдово-румынский кейс идентичности не как уникальный, как его описывают исследователи, но как некую модель «примыкающей стратегии» в области идентичности, смысл которой заключается в стремлении опереться на поддержку сильного регионального актора, на основании социокультурной близости, для решения социально-политических и экономических задач.

Рост противостояния между Россией и странами «Запада» наиболее остро ощущается на западном фланге постсоветского пространства, представляющего собой лимитрофное пространство, где после 2022 года не остается «серых зон». Об этом свидетельствует пересмотр политики ЕС в отношении Молдовы и Украины5, которым был предоставлен статус кандидатов на вступление в ЕС.

Таким образом, отношения ЕС + Румыния и Россия в отношении Молдовы и ее идентичности все больше становятся игрой с нулевой суммой, где выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.

Исторический контекст молдово-румынского сближения

В молдавском кейсе в области политики идентичности имеет место, используя терминологию теории игр, борьба с нулевой суммой внешнеполитических акторов, заинтересованных в конструировании противоположных идентификационных установок. Если Румыния стремится «удобрять» ру-мынистские (унионистские) проекты в области политики идентичности в Молдове, то Россия заинтересована в поддержке «молдовенистской» идентичности. В 1812 году, в результате русско-турецкой войны, часть Молдавского княжества (Бессарабия) вошла в состав Российской империи. Другая часть Молдавского княжества после объединения с Валахией образовала Королевство Румыния в 1859 году. Как указывают проф. Д.И. Фурман и К. Батог: «Власти империи. опасались влияния на (бессарабских крестьян - прим авт.) процессов создания современной румынской нации и национального государства и возникновения в Бессарабии ирредентизма, и старались максимально ограничить их контакты с Румынией» [7]. Отыгралась Румыния в межвоенный период, используя Гражданскую войну в России для установления контроля над Бессарабией и провозгласив «историческое воссоединение» румынских земель. В этот краткий, но важный исторический период (с 1918 по 1940 гг.) Румыния приложила усилия по конструированию на территории Молдовы румынской идентичности.

4 23 июня 2022 г Молдова получила статус кандидата на вступление в ЕС, 14 декабря 2023 года Совет ЕС принял решение о начале переговоров о вступлении Молдавии в Европейский союз.

5Пересмотр политики ЕС касается не только указанных стран, но и Грузии, Армении, а также государств Центральной Азии, что не входит в исследовательский фокус данной статьи.

Очередной исторический переворот произошел в 1940 году вследствие присоединения Бессарабии к Советскому Союзу и образования Молдавской ССР. Д. Фурман и К. Батог указывают на продолжение политики Российской империи со стороны советского руководства, направленного на конструирование отдельной молдавской нации и ее отдаления от Румынии и румын. «Советская власть запретила использование принятой в Румынии латинской графики, молдавская письменность была переведена на кириллицу, что должно было сблизить молдаван с русскими. ... Период пребывания Бессарабии в Румынии объявлялся периодом «оккупации», «колонизации» и «национального гнёта», культивировались образы румынского жандарма, румынских помещиков и румынских фашистов. Контакты с Румынией были практически невозможны, литература из Румынии недоступна» [7]. С ними согласны другие исследователи. Согласно политологу А. Бардину и историку И. Баринову, молдовенистский проект оформился во второй половине 1940-х и тесно связан с советской национальной политикой, которая «преследовала взаимоисключающие цели. С одной стороны, власти стремились сформировать на основе титульного этноса «молдавскую социалистическую нацию», которая должна была занять свое место в семье советских народов. Вместе с тем, это нациестроитель-ство должно было быть нацелено на максимальное сближение с русской нацией и одновременно максимальное отдаление от румынской» [8]. Политика общесоюзного руководства вызывала сопротивление части молдавской интеллектуальной среды. В Советской Молдавии во второй половине 1940-х существовала подпольная организация «Лучники Штефана», выступавшая за объединение с Румынией, охватывавшие немногочисленных представителей интеллигенции, подвергшихся репрессиям в дальнейшем. В Румынии исходили из посыла согласно которому Молдова есть неотъемлемая часть Румынии, лишь по историческому недоразумению оторванная от последней. Если нахождение Молдовы в составе Румынии в межвоенный период оценивалось в СССР и современной России как «оккупация», то румынистами этот период как в Молдове, так и в Румынии воспринимается как восстановление исторической справедливости. В подтверждение своих позиций используются аргументы сходства языка, общая история и исторические деятели, почитаемые как в Румынии, так и в Молдове (например, Штефан Великий). Таким образом, к моменту независимости Молдовы у Румынии уже существовала определенная база для сближения, в которой были заинтересованы обе страны - Молдова нуждалась в помощи и поддержке, румынские власти в легитимации своей власти посредством формирования собственной оси притяжения с апелляцией к исторической закономерности.

Румынизация Молдовы на заре независимости

Исторические предпосылки обусловили стремление Молдовы после обретения независимости опереться на поддержку Румынии, которая первой признала суверенитет постсоветской Республики. Оба государства имеют схожий герб, флаг, общий гимн (до 1994 г. в Молдове официальным был румынский гимн «Проснись, румын!»), а валюта в обеих странах носит наименование лей. Как указывает С.Я. Лавренов: «.попытка "возвращения" Молдовы была предпринята на закате «перестройки», когда Бухарест инициировал создание Народного фронта Молдовы (1989 г.), намереваясь с его помощью "воссоединиться" с Молдовой. Реальная угроза подобного хода событий стала одной из главных причин развития конфронтации с Гагаузией и Приднестровьем, не принявших румыно-унионистский проект.» [16]. Румыния поддержала языковую реформу, предполагающую переход молдавского алфавита с кириллической на латинскую азбуку, что послужило росту опасений среди национальных меньшинств Молдовы, опасавшихся румынизации (одна из ключевых причин детонации приднестровского конфликта). Национальные меньшинства, в особенности население Приднестровья, поддержала Россия, не позволившая силой решить приднестровскую проблему (несмотря на поддержку территориальной целостности Молдовы со стороны Румынии и румынских добровольцев). После революции и свержения режима Н. Чаушеску, Румыния находилась в затяжном социально-экономическом кризисе, что не позволяло направить существенные ресурсы Молдове на заре независимости6. В прессе появляются утверждения, что процессы нациостроительства и обращение к «этническим корням», которое повсеместно происходило на постсоветском пространстве в конце 1980-х начале 1990-х, в Молдове закономерным образом привело к всплеску румынизма. «По словам молдавского поэта В. Барды, сказанным в 1989 году, «ещё два года некоторые верили, что они - про-

6 Речь идет о постсоветской Республике Молдова, которую не следует путать с внутрирумынской Молдовой. Обе Молдовы исторически тесно переплетены.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

сто молдаване. Сегодня они сознают, что они - румыны. Возможно, мы в большей степени националисты, чем румыны, потому что мы были оккупированы» [7, с.43]. Вместе с тем, в этот период политические круги Румынии сами переживали турбулентное состояние (связанное с коллапсом диктатуры экономии Н.Чаушеску) и не желали погружаться в кипящие молдавские воды, насыщенные этническими конфликтами и противоречиями7. Отсюда сообщения в прессе о том, что И. Илиеску отклонил предложение М. Снегура об объединении в 1991 году8, уже не выглядят столь беспочвенными. Ранее М. Снегур под давлением унионистов отклонил предложение введения курсов по молдавской истории и языку, выдвинутой правительством А. Сагнели [9].

Борьба за общегуманитарное пространство и историческое наследие в Молдове в контексте стратегии румынизма в 1990-е и 2000-е гг.

Вместо лобовой тактики присоединения, которая знаменовала массу проблем, Бухарест сфокусировался на мягкой силе в Молдове, означающей стремление создать общекультурное пространство с общим пониманием прошлого, а также привлечением молдавской талантливой молодежи. Одним из ключевых направлений в этой области стала сфера гуманитарного образования и историческая политика, подробно рассмотренная автором совместно с профессором Л.А. Фадеевой в статье «Проблемная европейская идентичность Молдовы: «бои за историю»» [1]. С 1990 по 2006 год в молдавских школах в качестве обязательного преподавался курс «история румын», где подрастающее поколение усваивало со школьной скамьи, что молдаване, по сути своей, есть румыны, несправедливо отдаленные от своей «Родины-Матери». На протяжении 1990-х годов «молдавская национальная идентичность в значительной мере отождествлялась с румынской. Некие сбои в румынизации Молдовы имели место в периоды президентства коммуниста В. Воронина (2001-2009) и социалиста И. Додона (2016-2020), которые опирались на молдовенистскую конструкцию идентичности, предполагающую восприятие молдаван как отдельной самостоятельной нации. Во внешнеполитическом плане оба лидера опирались на поддержку России и ее ресурсы, что позволяло сглаживать социально-экономические проблемы в Республике. Тем не менее, на смену молдовенистам приходили еще более убежденные румынисты - в 2009 году (после «кирпичной революции») на посту президента Молдовы оказался яркий сторонник объединения с Румынией М.Гимпу9, которого через некоторое время сменил румынист Н. Тимофти (2012-2016). После поражения И. Додона на выборах президента Молдовы, этот пост заняла гражданка Румынии и сторонница евроинтеграции М. Санду. Таким образом, очевиден крен в сторону румынизма молдавской политики. К 2009 году Румыния в целом создала общегуманитарное пространство и симпатии городской образованной молодежи были на стороне ру-мынистов. Во многом опираясь на городскую молодежь, удалось отстранить от власти пожилого коммуниста В. Воронина в ходе массовых акций протеста с элементами погромов в 2009 году. Вместе с тем, следует подчеркнуть некие границы сближения Молдовы и Румынии в этот период. После «кирпичной» революции 2009 года и прихода к власти «альянса за евроинтеграцию», маятник «мол-довенизм-румынизм» вновь качнулся в сторону Румынии. В этот период Румынию возглавлял наиболее последовательный сторонник объединения двух стран панрумынист Троян Бэсэску (2004-2014), отметившийся одиозными заявлениями, оправдывающими действия И. Антонеску. Т. Бэсэску выдвигал планы объединения Молдовы и Румынии (накануне вступления в ЕС последней), которые способствовали росту противоречий в Молдове. Реакция на инициативы Т. Бэсэску в Молдове весьма противоречива10. Низкая поддержка идеи объединения с Румынией в Молдове и острая реакция этнических меньшинств, опасавшихся ускорения процессов румынизации, привели к блокировке планов слияния двух стран (учитывая потенциалы государств, скорее поглощении Румынией Молдовы).

7 Например, в Гагаузии был принят закон об особом статусе, предусматривающий самоопределение АТО Га-гаузии в случае «изменения статуса Республики Молдова как независимого государства».

8В 1991 году Мирча Снегур предложил Илиеску объединение с Румынией. Илиеску отказался... URL: https://ava.md/ru/stati/moldova/v-1991-godu-mircha-snegur-predlozhil-iliesku/ (дата обращения 10.07.2024)

9 Один из основателей и видный деятель Народного Фронта Молдовы, выступавший за сближение с Румынией.

10 Оценивая высокие заслуги в деле выстраивания взаимоотношений между Румынией и Молдовой, президент последней, Н. Тимофти, летом 2016 года предоставил Траяну Бэсеску молдавское гражданство, но уже в январе 2017 это решение было отменено преемником Тимофти - президентом Игорем Додоном.

348_Д.С. Плотников_

2024. Т. 8, вып. 3 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Молдовенистско-румынистские «качели» и фактор ЕС

Вступление Румынии в ЕС в 2007 году привело к трансформации риторики румынизма в Молдове, которыми был взят на вооружение лозунг «вступление в ЕС через объединение с Румынией» [9, с. 39]. Румынский паспорт после вступления последней в Европейский Союз приобрел большую популярность в Молдове, поскольку позволял беспрепятственно жить и работать в странах Евросоюза. В интервью И. Дудю11 президент Молдовы М. Санду в 2024 году указала, что что «у миллионов наших людей есть румынский паспорт, это означает и европейский паспорт. У Европейского Союза уже есть миллион граждан в Молдове. Это должно сделать наш путь в Европейский Союз еще короче»12. Румынисты стремились расширить базу поддержки объединения двух стран под тенью Евросоюза. Проблема заключалась в том, что ЕС не был заинтересован в идее расширения Союза за счет Молдовы до 2022 года, ограничиваясь общими формулировками «партнерства». В этих условиях риторика румынизма оказалась весьма уязвлённой. В этот период, как отмечает А.И. Драган, происходит интенсификация в сфере образования через взаимное признание дипломов: «В марте 2010 г. в Кишиневе начали официально функционировать румынские органы политической власти. Это и парламентское бюро румынского сенатора, и совместные органы власти.. В апреле 2010 г. обе страны подписали Декларацию о стратегическом сотрудничестве в европейской интеграции. ... Румыния воздействует на молдавское население посредством финансирования институтов науки и культуры и предоставления стипендий» [2]. Тем не менее, политическое руководство стремилось дистанцироваться от риторики слияния двух стран. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически»13. В 2016 году президентский пост в Молдове занял представитель молдовенистов - социалист И. Додон, который сменил на этом посту румыниста Н. Тимофти (заявлявшего, что «Мы этнические румыны, хотя и называем себя молдаванами»14). И. Додон обрушился с критикой на сторонников румынизма, свернув ряд гуманитарных проектов Румынии, в том числе и в сфере образования, вернув в школы курс по истории Молдовы вместо «истории румын». Вскоре после избрания на пост Президента И. Додон указал на то, что: «идет разрушение молдавской государственности, идет процесс деструктуризации молдавской идентитарной матрицы. ... мы стали терять наш национальный культурный код. Мы пали жертвой идеологической, информационной и психологической кампаний по искоренению молдавской идентичности и нашей исторической памяти»15. Краткий период молдовенизма закончился поражением И. Додона на президентских выборах в 2020 году, когда к власти пришла проевропейский и прорумынский кандидат, обладатель румынского паспорта - Майя Санду. Несмотря на прорумын-ский шлейф политики Молдовы, в области политики сближения двух стран имеют место некоторые ограничители. На это указывают не только социологические опросы, но и политическая карьера самого яркого сторонника унионизма - экс президента Румынии Траяна Бэсэску, который после отставки с высшего поста в 2017 году стал почётным председателем политической партии Молдовы, именуемой «Партия национального единства», ставящей целью объединение Молдовы и Румынии в одно государство. Тем не менее, такая повестка не помогла партии выйти за рамки маргинальной и войти в парламент страны. Румынский союзник «Партии национального единства» - «Партия народного движения» - ориентированная на поддержку Траяна Бэсэску (после его разрыва с Демократической либеральной партией) также не добилась существенных успехов на электоральном поле, имея поддержку в районе 5-6 %. Таким образом, идеи объединения Румынии и Молдовы имеют ограниченную электоральную поддержку в обеих странах. Более того, наиболее одиозные представители румынского унионизма, выступающие за уничтожение Молдавской государственности, являются

11 Признан иностранным агентом.

12 Майя Санду - интервью с президентом Молдовы / Maia Sandu - Moldovan President Interview URL: https://www.youtube.com/watch?v=cb35OPC9HFI (дата обращения 10.07.2024)

13 «Говорят, что я жесткий и беру пример с Путина». URL: https://www.kommersant.ru/doc/1252312 (дата обращения 10.07.2024)

14 Президент Молдавии призвал изменить конституцию, переименовав молдавский язык в румынский. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3580903 (дата обращения 10.07.2024)

15 Додон И. Идентичность и история являются опорами молдавской государственности URL: https://www.presedinte.md/rus/presa/igor-dodon-identitatea-si-istoria-sint-pilonii-statalitatii-moldovenesti (дата обращения 10.07.2024)

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

персонами нон-грата в Молдове. Например, лидер партии «Альянс за объединение Румын» Джоржде Симион, обозначивший свою позицию следующим образом: «Я не вижу никаких аргументов для того, чтобы второе румынское государство продолжало существовать в ином составе, нежели в составе родины-матери... я люблю Румынию от Днестра до Тисы»16. Молдавские власти оценивают такую позицию как враждебную, что проявляется, в частности, в запрете въезда в Молдавию наиболее последовательным приверженцам унионизма, таким как Джордже Симион.

Таким образом, в 2010-е гг. происходит институционализация румынского влияния в Молдове, которое охватывает широкие круги интеллигенции и городского населения (особенно молодежи). Вместе с тем, политические элиты Молдовы (за исключением периода президентства В. Воронина и И. Додона) разделяют румынскую идентичность, реализуют румынистские установки, но с осторожностью воспринимают идею слияния двух стран, которую поддерживает меньшинство населения страны - 40 % против 50,3 % по данным опросов на июнь 2023 г17 (в 2017 г. за объединение выступало 23 % населения, в том числе 37 % среди молодежи [9]).

Румынизация через европеизацию

Приход к власти проевропейского политика М. Санду ознаменовал дальнейший курс на румы-низацию страны. Наиболее ярко это проявляется в дискуссии о языке. В марте 2023 в Молдове вступил в силу закон, согласно которому в официальных документах, включая Конституцию, «молдавский язык» заменяется на «румынский язык», благодаря чему утверждается логика, согласно которой нет никакого молдавского языка, а есть единый румынский язык, который используется в Молдове в качестве официального. Доктор филологических наук Т.П. Млечко указывает, что еще до изменений в Конституцию «де-факто» «в системе образования язык называется румынским, соответственно, учебники тоже по румынскому языку, и учебные заведения называются - с румынским языком обучения. Таким образом, система образования формирует румынскую, а не молдавскую языковую идентичность у нового поколения граждан Республики Молдова» [10].

Рост напряженности между Россией и Европейским Союзом привел к пересмотру политики ЕС в отношении Молдовы, Украины и, частично, Грузии, которым был предоставлен статус кандидатов на вступление в ЕС. Интенсификация ЕС по вопросу евроинтеграции Молдовы18 (которая была заморожена до 2022 года) придала импульс румынистскому проекту, который в текущих реалиях не предполагает юридического объединения двух стран, но обуславливает сближение в рамках Европейского Союза. Открытие границ в совокупности со схожестью языка, культуры, экономической интеграции приводят к формату существования Молдовы в качестве румынской периферии, откуда центр черпает ресурсы, включая студенческую молодежь и рабочие руки (часть из которых, не задерживаясь в Румынии, следует дальше в более развитые в экономическом смысле государства ЕС и близкие по языку, в частности, в Италию). М. Санду воспринимается как политик, достигший успеха в направлении евроинтеграции и одновременно политический лидер, отстаивающий идеи сближения Румынии и Молдовы. М. Санду использует украинский кризис для позиционирования Молдовы как части «европейского пояса безопасности»19, что, по ее мнению, обуславливает «место Молдовы в ЕС»20. При этом президент отмечает «недостаточность» в молдавском обществе идеи «воссоединения с Румынией», провозглашая в качестве стратегической задачи стремление к интеграции в ЕС21.

20 октября 2024 года в Молдове должны пройти выборы президента, где на этот пост будет претендовать действующий президент М. Санду. Для усиления собственных позиций на предстоящих выборах и мобилизации сторонников, М. Санду инициировала проведение, одновременно с прези-

16 Румынский политик выступил против существования молдавского государства URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/20037847 (дата обращения 10.07.2024)

17 Что жители Молдовы думают о вступлении в НАТО, ЕС и объединении с Румынией: опрос WatchDog.MD URL: https://newsmaker.md/rus/novosti/chto-zhiteli-moldovy-dumayut-ovstuplenii-ves-nato-iobedinenii-srumyniej-opros-watchdogmd/ (дата обращения 10.07.2024)

18 23 июня 2022 г Молдова получила статус кандидата на вступление в ЕС, 14 декабря 2023 года Совет ЕС принял решение о начале переговоров о вступлении Молдавии в Европейский союз.

19 A Conversation With Maia Sandu URL: https://geopolitique.eu/en/2023/05/22/a-conversation-with-maia-sandu/ (дата обращения 10.07.2024)

20 Там же.

21 Там же.

дентскими выборами, референдума о вступлении Молдовы в ЕС. Данный шаг обострил дискуссии об идентичности в Молдове и месте страны в системе международных отношений. Как Комрат, так и Тирасполь крайне настороженно относятся к сближению Молдовы и Румынии, воспринимая этот процесс как вызов и угрозу собственной идентичности. Вследствие чего руководство Гагаузии поддерживает «молдовенистов». Так, после объявления М. Санду референдума по вопросу вступления Молдовы в ЕС, лидер оппозиционного движения И. Шор (преследуемый молдавскими властями), как и башкан Гагаузии Е.Гуцул, призвал граждан Молдовы голосовать против вступления страны в ЕС, мотивируя это «потерей идентичности»22. Оба политика вошли в оппозиционный блок «Победа», выступающего против евроинтеграции и за вступление страны в ЕАЭС23. Против проведения референдума о вступлении в ЕС высказался и лидер социалистов экс-президент И. Додон: «Мы категорически против этого референдума. Не против переговоров с Евросоюзом, не против ЕС. Мы против этого инструмента, используемого Майей Санду в узкопартийных и личных интересах. Поэтому наш призыв к населению, и по этому поводу будет общенациональная кампания, - не участвовать в этом ре-ферендуме»24. Одновременно этот же набор политических акторов выступает категорически против «румынизации» Молдовы25. С позиции молдовенистов и политических элит Гагаузии, интеграция Молдовы в ЕС даст импульс сближению с Румынией, что, в свою очередь, приведет к очередной волне румынизации и насаждения всего румынского, что неприемлемо для данных политических сил.

Заключение

Обострение конкуренции на постсоветском пространстве не оставляет «серых зон». Как ЕС в европейской части постсоветского региона, так и Китай в азиатской (или Турция в случае с Азербайджаном) стремятся сформировать собственные зоны лояльности26. В этих условиях позиции молдовенистов (традиционно опирающихся на поддержку России) становятся более уязвимыми. Открытие европейских перспектив для Молдовы неминуемо означает увеличение влияния Румынии, которое к настоящему времени лишь усиливается. Правительство М. Санду стремится выгодно «продать» европейские перспективы, удачно с политтехнологической стороны совмещая президентские выборы с референдумом о вступлении в ЕС. С другой стороны, усиливаются в том числе и судебные преследования критиков проевропейского курса, стоящих на молдовенистских позициях. Стремление понизить статус баш-кана Гагаузии, традиционно критикующего сближение Румынии и Молдовы, считывается как попытка расчистить дорогу евроинтеграции и румынизации страны. Политика М. Санду опирается на безоговорочную поддержку лидеров ЕС и Румынии. Таким образом, в историческом контексте наблюдается постепенный дрейф Молдовы в сторону румынской периферии, предполагающий в качестве мейн-стрима тактику примыкания к ресурсам Бухареста со стороны молдавских политиков через апелляцию к общей румынской идентичности. За последовавшие после распада СССР тридцать с лишним лет наблюдается ослабление влияния молдовенистского проекта, опирающегося на ресурсы России, которые становятся менее доступными (сокращение молдавской миграции в Россию, экспорта молдавской сельхозпродукции, а также экономических субсидий, включая льготные энергоресурсы). Напротив, ру-мынистский проект становится более привлекательным после вхождения Румынии в состав ЕС, а также пересмотром политики Евросоюза в отношении Молдовы в 2022 году. Мягкая румынизация (фокусирующаяся идея привлекательности Румынии и всего румынского в Молдове, что способствует распространению румынской идентичности), подкрепленная европейзацией, представляет собой привлекательную модель развития для существенной массы населения Молдовы (за исключением Приднестро-

22 Шор призвал жителей Молдавии высказаться против евроинтеграции. URL: https://ria.ru/20240524/moldaviya-1948093878.html (дата обращения 10.07.2024)

23Илан Шор объявил о создании оппозиционного блока Молдавии «Победа—Виктория». URL: https://www.kommersant.ru/doc/6662821 (дата обращения 10.07.2024)

24 Экс-президент Додон призвал молдаван бойкотировать конституционный референдум о евроинтеграции. URL: https://sng.today/kishinev/35840-jeks-prezident-dodon-prizval-moldavan-bojkotirovat-konstitucionnyj-referendum-o-evrointegracii.html (дата обращения 10.07.2024)

25Граждане Молдавии не позволят объединить страну с Румынией, заявил Додон. URL: https://ria.ru/20240412/ moldaviya-1939557784.html (дата обращения 10.07.2024)

26 Почему Россия уступает позиции в Центральной Азии. Китай и Евросоюз одновременно провели мероприятия со странами региона. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/05/2023/64677fc49a79472fac8cab00 (дата обращения 10.07.2024)

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

вья, Гагаузии и ряда сельских районов). В ракурсе постсоветского пространства молдавский кейс опоры близкого по этнокультурным параметрам партнера, располагающего большими ресурсами, не является уникальным. Схожую стратегию «примыкания» к более сильному актору в условиях политической турбулентности и поиска моделей идентичности использовали политические элиты Азербайджана (в случае с Турцией) или Беларуси (с опорой на Россию).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фадеева Л.А., Плотников Д.С. Проблемная европейская идентичность Молдовы: «бои за историю» // Современная Европа. 2017. № 6. С. 132-143.

2. Драган А.И. Политика Румынии в отношении Республики Молдова на современном этапе. Проблемы постсоветского пространства. 2019. № 6(1). С. 74-83. URL: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-74-83

3. Дигол С. Парадигмы и парадоксы концепции национального государства в постсоветской Молдавии: язык, государственность и национальная идентичность // Ab Imperio. 2005. № 2. С. 499-551.

4. Nye J. Soft power. URL: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/page/joseph_nye_soft_ power_journal.pdf (дата обращения: 02.08.2024)

5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М., 2016.

6. Шмитт К. Государство и политическая форма М.2010.

7. Фурман Д., Батог К. Молдова: молдоване или румыны (Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова) // Современная Европа 2007 № 3. С. 40-56.

8. Бардин А.Л., Баринов И.И. Проблемы национального развития и консолидации политических пространств (на примере Молдовы и Румынии) // Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 99-111. URL: https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.07.

9. Кириллов В., Путинцев И. Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма // Современная Европа. 2018. № 3. С. 37-48.

10. Млечко Т.П. Уникальность коллизий в типичном сценарии: языковая политика Республики Молдова // Мир русскоговорящих стран. 2021. №2 (8). С. 5-27. DOI 10.20323/2658-7866-2021-2-8-5-27

11. Павлюк К.А. Молдавская идентичность: два проекта, два пути развития страны // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2021. Т. 18, № 3. С. 142-159. URL: https:// doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_142.

12. Васильев В.И. Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность // ИМЭМО РАН. 2019. № 3. С. 59-72. DOI: 10.20542/afij-2019-3-59-72.

13. Dorina Baltag & Isabell Burmester (2022) Quo vadis, Moldova? The role of social and political elites in the norm internalization process, Democratization. 29:3. P. 487-506. DOI: 10.1080/13510347.2021.1963237.

14. Кузьмина Е. М. Эволюция внешних связей Молдовы периода независимости // ЭКО. 2022. № 3. С. 62-83. DOI: 10.30680/EC00131- 7652-2022-3-62-83/

15. Косяк Н. Концепция молдовенизма в Республике Молдова (1989-2009 гг.) // Журнал международного права и международных отношений. Минск, 2022. № 3-4. С.39-46.

16. Лавренов С.Я. Унионистский проект для Молдовы: основные риски и перспективы (к 100-летию присоединения Румынией Молдовы) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки г. Мытищи. 2018. №5. С.273-284.

17. Фадеева Л.А., Завадская М.А. Гагаузия (Молдова) URL: http://identityworld.ru/maps_aera/profile/gagauzia.pdf (дата обращения: 07.08.24).

18. Turkic but Pro-Russian Gagauz Autonomy in Moldova: A Model for Separatist Conflict Resolution? URL: https://www.researchgate.net/publication/344893962_Turkic_but_Pro-Russian_Gagauz_Autonomy_in_Moldova_ A_Model_for_Separatist_Conflict_Resolution (дата обращения: 07.08.24).

19. Квилинкова Е.Н. Гагаузы в Молдове и Беларуси: грани идентичности и стратегия самосохранения. Минск: Белорус. наука, 2023. 383 с.

Статья поступила в редакцию 09.08.2024 Передана на рецензирование 10.08.2024 Рекомендована к публикации 17.08.2024

Плотников Дмитрий Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук историко-политологического факультета.

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614068, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6846-044X

D.S. Plotnikov

POST-SOVIET TRANSFORMATION OF MOLDAVAN IDENTITY: FROM THE CONSTRUCT OF THE MOLDAVAN NATION TO THE ROMANIAN PERIPHERY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.35634/2587-9030-2024-8-3-343-353

The article reveals the foreign policy factor in the field of identity construction in Moldova in the context of internal political struggle. The confrontation between Moldovanists and Romanians (unionists) occurred with the alternation of supporters of these directions in power, which affected a sharp change in the vectors of identity politics (it had a pendulum nature). In 2022, the EU revised its policy towards Moldova in favor of integrating the country into the all-Union space. This circumstance led to the strengthening of Romania's position in Moldova (presenting itself in the role of "Moldova's lawyer in the EU"), which affected the further growth of the popularity of Romanians. In 2022-2024, the previous system of competition in the field of identity construction is being broken, which will unbalance the fragile interethnic balance that was established in Moldova after the conflict period of the early 1990s.

Keywords: Moldova, Romanianization, unionism, Moldovanism, identity, construction, post-Soviet space.

REFERENCES

1. Fadeeva L.A., Plotnikov D.S. Problemnaya evropejskaya identichnost' Moldovy: «boi za istoriyu» [The problematic European identity of Moldova: "fights for history."]. Sovremennaya Evropa №6 2017. S. 132-143 (in Russian).

2. Dragan A.I. Politika Rumynii v otnoshenii Respubliki Moldova na sovremennom etape. Problemy postsovetskogo prostranstva [Romania's policy towards the Republic of Moldova at the present stage. Problems of the post-Soviet space]. 2019; 6(1): 74-83. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2019-6-1-74-83 (in Russian).

3. Digol S. Paradigmy i paradoksy koncepcii nacional'nogo gosudarstva v postsovetskoj Moldavii: yazyk, gosudar-stvennost' i nacional'naya identichnost'. [Paradigms and paradoxes of the concept of the nation state in post-Soviet Moldova: language, statehood and national identity] - Ab Imperio. 2005. № 2. S. 499-51

4. Nye J. Soft power. URL: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/page/joseph_nye_ soft_power_journal.pdf (data obrashcheniya: 02.08.2024).

5. Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva. Razmyshleniya ob istokah i rasprostranenii nacionalizma [Imagined communities. Reflections on the origins and spread of nationalism] M. 2016. (in Russian).

6. Shmitt K. Gosudarstvo i politicheskaya forma [State and political form] M.2010. (in Russian).

7. Furman D. Batog K. Moldova: moldovane ili rumyny (Vliyanie osobennostej nacional'nogo soznaniya moldavan na politicheskoe razvitie Respubliki Moldova) [Moldova: Moldovans or Romanians (The influence of the characteristics of the national consciousness of Moldovans on the political development of the Republic of Moldova)]. Sov-remennaya Evropa 2007 № 3. S. 40-56. (in Russian).

8. Bardin A.L., Barinov I.I. Problemy nacional'nogo razvitiya i konsolidacii politicheskih prostranstv (na primere Moldovy i Rumynii) [Problems of national development and consolidation of political spaces (on the example of Moldova and Romania)] // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018. № 6. S. 99-111. https://doi.org/10.17976/ jpps/2018.06.07. (in Russian).

9. Kirillov V., I.Putincev Vliyanie Rumynii v Moldavii: formy i evolyuciya unionizma [The influence of Romania in Moldova: forms and evolution of unionism]. Sovremennaya Evropa, 2018, №3, S. 37-48. (in Russian).

10. Mlechko T. P. Unikal'nost' kollizij v tipichnom scenarii: yazykovaya politika Respubliki Moldova [The uniqueness of collisions in a typical scenario: the language policy of the Republic of Moldova] // Mir russkogovoryashchih stran. 2021. №2 (8). S. 5-27. DOI 10.20323/2658-7866-2021-2-8-5-27 (in Russian).

11. Pavlyuk K.A. Moldavskaya identichnost': dva proekta, dva puti razvitiya strany [Moldovan identity: two projects, two ways of developing the country] // Nauchnyj zhurnal «Diskurs-Pi». 2021. T. 18. № 3. S. 142-159. https:// doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_142. (in Russian).

12. Vasil'ev V.I. Evropejskij put' Moldovy: illyuzii i dejstvitel'nost' [European path of Moldova: illusions and reality.]. Analiz i prognoz. ZHurnal IMEMO RAN, 2019, № 3, S. 59-72. DOI: 10.20542/afij-2019-3-59-72. (in Russian).

13. Dorina Baltag & Isabell Burmester (2022) Quo vadis, Moldova? The role of social and political elites in the norm internalization process, Democratization, 29:3, P. 487-506, DOI: 10.1080/13510347.2021.1963237.

14. Kuz'mina E. M. Evolyuciya vneshnih svyazej Moldovy perioda nezavisimosti [The evolution of external relations of Moldova during the period of independence] // EKO. 2022. № 3. S. 62-83. DOI: 10.30680/ECO0131- 7652-2022-362-83/ (in Russian).

15. Kosyak N. Koncepciya moldovenizma v Respublike Moldova (1989-2009 gg.) [The concept of Moldovenism in the Republic of Moldova (1989-2009)]// ZHurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 2022. № 3-4 Minsk S.39-46. (in Russian).

16. Lavrenov S.Ya. Unionistskij proekt dlya Moldovy: osnovnye riski i perspektivy (k 100-letiyu prisoedineniya Rumyniej Moldovy) [Unionist project for Moldova: main risks and prospects (on the 100th anniversary of Roma-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

nia's accession to Moldova)]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki g. Mytishchi 2018 №5 S.273-284 (in Russian).

17. Fadeeva L.A., Zavadskaya M.A. Gagauziya (Moldova) [Gagauzia (Moldova)] URL: http://identityworld.ru/ maps_aera/profile/gagauzia.pdf (data obrashcheniya: 07.08.24). (in Russian).

18. Turkic but Pro-Russian Gagauz Autonomy in Moldova: A Model for Separatist Conflict Resolution? URL: https://www.researchgate.net/publication/344893962_Turkic_but_Pro-Russian_Gagauz_Autonomy_in_Moldova_ A_Model_for_Separatist_Conflict_Resolution (data obrashcheniya: 07.08.24).

19. Kvilinkova E. N. Gagauzy v Moldove i Belarusi: grani identichnosti i strategiya samosohraneniya [Gagauz people in Moldova and Belarus: facets of identity and strategy of self-preservation]. Minsk: Belorus. nauka, 2023. 383 s. (in Russian).

For citation:

Plotnikov D.S. Post-Soviet transformation of Moldavan identity: from the construct of the Moldavan nation to the Romanian periphery // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2024. Vol. 8,

iss. 3. P. 343-353. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2024-8-3-343-353 (In Russ.).

The article was received by the editorial office on 08/09/2024 Submitted for review on 08/10/2024 Recommended for publication on 08/17/2024

Plotnikov D.S., Candidate of Political Science, Associate Professor at Department of Political Science,

Faculty of History and Political Science

Perm State University

Bukireva st., 15, Perm, Russia, 614068

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-6846-044X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.