СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 323
Любовь ФАДЕЕВА, Дмитрий ПЛОТНИКОВ
ПРОБЛЕМНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛДОВЫ: "БОИ ЗА ИСТОРИЮ"
Аннотация: в статье характеризуются актуализирующиеся в Молдове дискуссии о национальной и политической идентичности, "бои за историю" как инструмент легитимации внешнеполитического курса в рамках дилеммы: на румынизацию и европеизацию либо на сближение с Россией. Рассматривается противоборство внутри политической элиты страны и влияние внешних акторов - Румынии, ЕС, России - на конструирование коллективной памяти и политики идентичности. В статье сопоставляется интерпретация истории Молдовы в школьных учебниках с заявлениями и выступлениями политических лидеров страны. Авторы доказывают, что политические элиты используют предлагаемую ими интерпретацию истории в качестве инструмента легитимации политического курса, а "война" интерпретаций ключевых исторических событий сказывается на формировании внешнеполитической идентичности. Европейская идентичность Молдовы, которая активно выстраивалась элитами с начала независимости, проблематизируется как в связи с нарастанием внутренних проблем, так и с изменением расстановки сил на международной арене.
Ключевые слова: национальная идентичность, Европа, Молдова, Россия, политика памяти, бои за историю.
Интерпретация прошлого как инструмент идентичности
"Изобретение Европы", создание образа "своей Европы" и другие аналогичные метафоры нередко оказываются, по меткому выражению американского историка Ларри Вульфа, "отлиты в металле геополитических реалий" [Вульф, 2003: 32]. С окончанием холодной войны возникли надежды на то, что может быть неизбежным
© Фадеева Любовь Александровна - доктор исторических наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета. Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. E-mail: [email protected] Плотников Дмитрий Сергеевич - кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук ИПФ Пермского государственного национального исследовательского университета. Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15. Email: [email protected]
взгляд на Европу как на "единое целое", однако вместо этого, как пишет Вульф, сформировались "сложные культурные стратегии сопротивления, присвоения, защиты, совиновности и ответных атак" [Вульф, 2003: 33; 538]. В этих стратегиях существенное место отводится интерпретации прошлого, причём "прошлое как чужая страна" (Лауэнталь) всё чаще превращается в "прошлое как ресурс и объект современной политики" (Малинова) [Лауэнталь, 2004; Малинова, 2015].
В странах бывшего Восточного блока и в особенности в постсоветских государствах национальная идентичность и национальная идея конструировалась политическими акторами, стремившимися использовать прошлое для самоутверждения, в том числе в противопоставлении соседям и бывшим союзникам. В этих целях своя история переписывалась как наиболее героическая и драматичная (Фрэнсис Тэйпон называет виктимизм характерной чертой всех этих стран) [Тароп, 2010].
Крах коммунистической идеологии, связанных с ней героев обусловил необходимость поиска пантеона новых героев в собственном прошлом (Тамерлана в Узбекистане, Стефана Великого в Молдове, Самани в Таджикистане, Тиграна Великого в Армении или вымышленного богатыря Манаса в Кыргызстане), посредством которых происходит как легитимация границ новых государств, так и возвеличивание своего народа. Внешние акторы при этом играют существенную роль. Так, в Азербайджане принята концепция одного народа - двух государств, где Турция воспринимается в качестве "старшего брата". Балтийские страны заявляют о своей исключительно европейской идентичности, усиленную с их вступлением в Европейский Союз.
В 2016-2017 гг. существенно обострилась борьба в Молдове по вопросу о её внешнеполитических дилеммах и политической идентичности. Так, весной 2016 г. бывший советник премьер-министра Румынии П. Пую обнародовал план объединения Румынии и Молдовы в одно государство к 2018 г., с одномоментным включением Молдовы в ЕС и НАТО1. 2018 год - год столетия с включения Бессарабии в состав Румынии, события, которое по одной трактовке стало торжеством исторической справедливости, а по другой - началом оккупации Молдовы.
Замысел данной статьи заключается в том, чтобы оценить новые "бои за историю" как инструмент легитимации внешнеполитического курса в рамках дилеммы: на румынизацию и европеизацию либо на сближение с Россией. "Политика памяти" остаётся прерогативой политических элит, при этом внешнеполитические акторы стремятся повлиять на этот процесс [Ачкасов, 2013]. Наиболее отчётливо влияние внешнеполитических акторов на формирование "политики памяти" можно проследить на примере Молдовы, где Румыния и Россия используют "мягкую силу", правда, с разной степенью интенсивности (Румыния - значительно интенсивнее). Как и в других странах постсоветского пространства, после распада СССР и образования независимого государства Республика Молдова актуализировался вопрос конструирования исторической памяти, в которой существенная роль отводилась Румынии. Акцентирование на общих корнях с Румынией проявляется в официальной символике Республики Молдова. Так, в Молдове после образования независи-
1 В Бухаресте опубликована "Дорожная карта Воссоединения Румынии с Республикой Молдова". Режим доступа: http://www.pan.md/politika/v-buhareste-opublikovana-dorojnaya-karta-vossoedineniya-rumyinii-s-respublikoy-moldova (обращение 10.11.2016).
мого государства был принят схожий с румынским национальный флаг, гимн (до 1994 г. в Молдове официально был признан в качестве гимна румынский -("Проснись, румын!"), а валюта и в Румынии, и в Молдове носит наименование
Модели осмысления прошлого Молдовы
Молдавский культуролог Ирина Цвик провела скрупулезный анализ моделей осмысления прошлого, отразившихся в написании национальной истории Молдовы [Цвик, 2009]. Она фиксирует и детально иллюстрирует примерами развернувшиеся в Молдове "бои за историю" по линии "своё-чужое", где "своё - румынское: язык, история, государство", а чужое - "советское (русское): советская история, русский язык, Российская империя" [Цвик, 2009: 52].
Понятно, что в этом контексте основной раскол в обществе вызывала оценка событий 1917-1918 гг. и 1940-1950-х. В школьных учебниках истории, написанных в 1990-е годы, нашла отражение концепция "большой румынской нации", но в 2006 г. был введён курс "интегрированной истории", что вызвало протесты "румынистов". В начале 2000-х годов большая часть политической элиты придерживалась концепции самостоятельного в своей истории Молдавского государства, во внешней политике доминировал лозунг: "С Россией и с Европейским Союзом" [Цвик, 2009: 59].
Радикальная оппозиция предпочитала румыноцентричную и русофобскую модель. В научной среде появились "младоисторики", которые делали акцент на румынской идентичности как составном элементе идентичности европейской и называли себя румынофилами, но не русофобами. Но политическая борьба в 2009 г. в ходе выборов президента и парламента существенно обострила дискуссии по поводу национальной идентичности и вектора развития Молдовы. Прогноз И. Цвик, что в ближайшее десятилетие не стоит ожидать смягчения противоборства, а также, что Россия и Румыния сохранят свое влияние и в плане интерпретации истории и образов прошлого, оказался весьма точным.
Американский исследователь инструментализации и политизации истории в постсоветских странах Элизабет Андерсон посвятила Молдове главу "Молдавские герои. Обзор молдавской истории в постсоветских учебных пособиях и социальной памяти" в своей монографии "Национальная идентичность и реформа образования: оспариваемые классы" [Anderson, 2014]. Она указывает на широкий размах дискуссии об историческом прошлом, в которую включились не только профессионалы, но и "таксисты и домохозяйки" [Anderson, 2014: 20]. Опыт включенного наблюдения в Кишинёве и Комрате авторов данной статьи и материалы взятых ими в августе-сентябре 2016 г. экспертных интервью подтверждают суждение американского исследователя. Молдавская публика демонстрирует политизированность, интерес к оценке прошлого, резкий критический настрой к элите. Многие наши эксперты, как профессура и академические работники, так и таксисты, и медицинские работники, с которыми приходилось общаться, говорили, что современные политики имеют такие проевропейские настроения потому, что они учились на Западе, прошли "промывку мозгов", в результате чего утратили национальные чувства, интерес к своей стране и готовы отдать её "хоть когда и кому угодно", "обеспечили себе ресурсы за рубежом", "равнодушны к судьбе страны",
"им бы только успеть пересечь границу", "мы не знаем, в какой стране проснёмся завтра"1.
Такие оценки коррелируют с выводами другого исследователя, шотландского профессора Рика Фэйвена, который объясняет возросшее влияние Румынии в отношении молдавской идентичности тем, что "молодые румыно-говорящие чиновники из МИД "часто проводили время в Бухаресте, обучаясь в румынских национальных школах по направлению изучения политики и государственного управления, становясь, с течением времени, новым поколением профессионалов во внешней политике". Посвящённый Молдове раздел книги он озаглавил "Маркировка временем в срединной земле: оспариваемая идентичность и молдавская внешняя пoлитикa"[Fawan, 2014: 160].
Взаимосвязь внешней политики и идентичности на постсоветском пространстве очевидна для многих исследователей. Так, авторы книги "Идентичность и внешняя политика: балтийско-российские отношения и европейская интеграция" рассматривают, каким образом конфликт идентичностей в странах Балтии сказывается на внешней политике [Е1Ы, еЫп, 2009: 51]. В подобном контексте становится актуальной "внешнеполитическая идентичность" как "совокупность представлений о государстве, его роли и месте в мире, которые формируются через его соотнесение с другими государствами и политическими сообществами" [Маринин, 2017].
Как уже отмечалось, с 1990 по 2006 г. в молдавских школах в качестве обязательного преподавался курс "история румын", подрастающее поколение усваивало со школьной скамьи, что молдаване по сути своей - румыны, несправедливо отдаленные от своей "Родины-матери". На протяжении 1990-х гг. "молдавская национальная идентичность в значительной мере отождествлялась с румынской2. Приход к власти коммунистов во главе с В. Ворониным сдвинул тренд в пользу формирования промолдавской национальной памяти. Победа на парламентских выборах праволиберальной коалиции в 2009 г. вновь реанимировала процесс румынизации, который нашёл отражение в образовательной политике. Так, в 2011 г. министерство образования Молдовы приняло решение о возобновлении обязательного школьного курса под названием "История румын и Всемирная история". При этом Бухарест взял на себя финансирование переоснащения молдавских школ. По заявлению посла Румынии в Молдове Мариса Лазуркэ, "Румыния уже отправила 450 тысяч отпечатанных в Бухаресте учебников по "Всемирной истории" и "Истории румын", которые будут единственным рабочим материалом для учащихся"3. Министр просвещения Молдовы Михай Шляхтицкий проинформировал СМИ о том, что "учебники по "Истории румын" и "Всеобщей истории" будут переизданы при поддержке правительства Румынии"4.
1 Экспертные интервью 23, 27, 20, 31 августа 2016. Из архива авторов.
Молдавский учебник как альтернатива истории. Режим доступа: http://www.svoboda.org/a/24522154.html (Обращение 20.11.2016).
3 Посол Румынии: История в школах Молдовы будет изучаться по румынским учебникам. Режим доступа: http://gzt.md/article/кyльтypa,_иcтopия/5613/ (Обращение 12.02.2017).
4 Учебники "История румын" и "Всеобщая история" будут переизданы. Режим доступа: http://ru.publika.md/uchebniki-istoriya-rumyn-i-vseobshhaya-istoriya-budut-pereizdany_215091.html (Обращение 17.02.2017).
В школьных учебниках по курсу "История румын и всемирная история" разделение Румынии и Молдавии оценивается как искусственно созданная историческая несправедливость. В период независимости происходили неоднократные переоценки ключевых событий молдавской истории. Общим в трактовке истории Молдовы является признание "золотым веком" правления Штефана III Великого (1457-1504), причисленного к лику святых. В честь правителя Молдавского княжества Штефана Великого названа центральная улица Кишинева, а на главной площади города ему воздвигнут памятник. Профиль Штефана Великого есть на молдавском лее, изображения святого Штефана украшают молдавские храмы. Штефан III остался в памяти как великий полководец и собиратель молдавских земель. "Стремясь к консолидации государства, ослабленного внутренними усобицами и вторжением польских панов, венгерских князей и турецких захватчиков, Штефан Великий восстанавливал и укреплял автократическое правление и расширял пределы господарской власти"1. Последующая история оценивается если не как упадок, то как некое движение по нисходящей линии, где молдаване и молдавско-румынское государство страдали от внешних агрессоров.
Так, при описании русско-турецких войн второй половины XVIII века в учебниках "История румын и всеобщая история" продвижение российской армии описывается как акт насилия в отношении местного населения: "Российские военные части во главе с генерал-фельдмаршалом Б.К. Минихом повели себя в Молдове, подобно туркам и татарам, как настоящие захватчики" [История румын..., 2002]. Присоединение Бессарабии к России в 1812 г. в школьных учебниках трактуется как "аннексия", после которой "Бессарабия, как и соседние с ней губернии юга Украины составляли внутреннюю колонию... "[История румын., 1999]. Понятие "аннексия" в отношении присоединения Бессарабии к России в 1812 г. имеет устойчивую форму и сохраняется в школьных учебниках разных лет. Так, словосочетание "аннексия Россией Бессарабии" присутствует в учебниках 1999, 2002 и 2015 годов, выражение "царская оккупация (1812-1918)" используется в экспозиции Национального музея истории Молдовы.
Восприятие событий 1812 г. в качестве оккупации Молдовы русскими транслируется рядом молдавских политиков. Так, экс-президент Молдовы, лидер Либеральной партии Михай Гимпу предложил объявить 16 мая днём национального траура, заявив, что "16 мая 1812 г. Царская Россия подписала с турками договор и аннексировала Бессарабию, надвое разрезав сердце Молдавского княжества. ... с оккупацией 1812 г. связано всё, что мы имеем сейчас: нищета, коррупция, коммунизм"2. С ним согласен другой экс-президент Молдовы, лидер Демократической партии Мариан Лупу, который также утверждает, что "Молдова была оккупирована в 1812 году"3, хотя он и заявляет о том, что "не поддерживает политизацию "исто-
1 Штефан III Великий. Режим доступа: http://rn.moldovenii.md/ru/people/684/ (Обращение 12.02.2017).
2 Гимпу предложил объявить 16 мая днем национального траура. Режим доступа: http://dosug.md/ru/news/28792/ Обращение 31.08.2016).
3 Мариан Лупу: Молдавия была оккупирована в 1812 году. Режим доступа: https://www.newstube.ru/media/marian-lupu-moldaviya-byla-okkupirovana-v-1812-godu (Обращение 01.09.2016).
рических дат"1. Попытки увязать проблемы современной Молдовы с "первой оккупацией 1812 года" наблюдаются у ряда других политиков2. Критика России в связи с "оккупацией" Бессарабии в 1812 г. увязывается с текущей политикой России в регионе. Так, в канун 200-летия заключения Бухарестского договора президенту России были направлены письма от представителей правящей на тот момент Либеральной партии, где указывалось, что "вхождение в состав России в 1812 г. стало для молдаван трагическим событием. Трагедия, по мнению авторов послания, не закончилась до сих пор. "Русские войска всё ещё оккупируют часть суверенной территории Республики Молдова на левом берегу"3. Вывести российские войска из Приднестровья требовали участники "траурного марша", приуроченного к 200-летию вхождения Бессарабии в состав России4.
В то же время, представители коммунистической партии Молдовы и их лидер экс-Президент Владимир Воронин оценивают 1812 г. как "год освобождения нашей земли от Османского ига и воссоединения с духовно-близкими братьями по вере"5. С ним согласен лидер социалистической партии Молдовы, избранный президентом в 2016 г. Игорь Додон, который заявил, что "200 лет "русской аннексии" были скорее благотворными, чем наоборот"6. Стремясь повлиять на восприятие этих событий, российские официальные лица участвуют в проведении различных круглых столов и конференций. Например, в мае 2012 г. Ассоциация историков и политологов "pro-Moldova", информационно-аналитический портал ava.md, фонд "Содружество" и Российский центр науки и культуры в Республике Молдова провели совместный круглый стол по итогам научной конференции "Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдаво-российско-украинского сотрудничества, на котором присутствовали представители МИД РФ в Молдове7. В молдавской прессе публиковались материалы о молдавских добровольцах, сражавшихся на стороне России против Турции8.
Другим историческим событием, используемым современными политиками Молдовы для легитимации своих внешнеполитических действий, является включение Бессарабии в состав Румынии в 1918 г., которое трактуется в учебниках "исто-
1 Гимпу: У меня ощущение, что Молдавия до сих пор оккупирована Россией. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1530158.html (Обращение 02.09.2016).
2 Либерал Валерий Мунтяну: В Молдове мало лесов из-за России. Режим доступа: http://bloknot-moldova.md/news/liberal-valeriy-muntyanu-v-moldove-malo-lesov-iz-z-745738 (Обращение 02.09.2016).
3 Молдаване потребовали от Путина исправить ошибки Александра I. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2012/05/15/letter/ Обращение 10.09.2016).
4 Там же.
5 Воронин: 1812 год - год освобождения нашей земли от Османского ига и воссоединения с духовно-близкими братьями по вере. Режим доступа: https://forum.md/ru/896125/2 (Обращение 10.09.2016).
6 Правящая партия Молдавии призвала Путина "смириться" с независимостью "молдавских румын". Режим доступа: https://regnum.ru/news/1531462.html (Обращение 10.09.2016).
Присоединение Бессарабии к России. Режим доступа: https://ava.md/2012/05/16/prisoedinenie-bessarabii-k-rossii/ (Обращение 12.02.2017).
8 Война 1806-1812 гг. и молдавские добровольцы. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/Voina_18061812_Gg_I_Moldavskie_Dobrovoltsy (Обращение 12.02.2017).
рии румын" как исторически закономерный процесс объединения румынских земель, стоящий в одном ряду с объединением Валашского и Молдавского княжеств или объединение Буковины и Трансильвании с Румынией. В учебниках это преподносится как "Великое Объединение" и "национальный праздник Румынии "[История румын..., 1999: 104; История румын..., 2014: 194], как отклик Бухареста на призывы местных румын с гуманной целью защиты своих соотечественников [История румын., 2013: 57].
Российская империя, как и Советский Союз, представлены в учебной литературе Молдовы в качестве деспотий, где господствовал национальный гнёт, в противопоставлении политическому режиму в Румынии как "демократическому конституционному государству на протяжении 1923-1938 гг.". В логике этого повествования включение в состав СССР Бессарабии в 1940 году воспринимается как очередной акт агрессии со стороны России, называемый "реаннексией Бессарабии" [История румын., 2014: 94]. В таком же духе описываются события Второй мировой войны. Так в параграфе "Румынская армия в антисоветской войне" объясняется, что "...Румыния, вместе с Германией и её сателлитами, действовала поначалу с целью возвращения Бессарабии и Северной Буковины, а затем послала войска вглубь территории СССР, в результате чего оказалась в состоянии войны со всеми крупнейшими державами "Сообщества Объединённых Наций". Вторжение румынских войск вглубь территории СССР объясняется военной необходимостью. Ион Ан-тонеску на страницах учебников характеризуется как "румынский государственный и военный деятель, маршал, премьер-министр Румынии в 1940-1944 гг., вступив в войну на стороне нацистской Германии, преследовал цель: возврат Бессарабии и Буковины " [История румын., 2002: 278]. Ни в одном из учебников не упомянуто о взятии Берлина войсками Красной Армии, хотя ключевые события Второй мировой войны включают сражения в Северной Африке, высадку в Нормандии и т.д.
Послевоенное развитие рассматривается в учебнике как бесконечная череда бесчеловечных экспериментов советской власти над населением, в то время как постсоветский период развития Молдовы озаглавлен "Республика Молдова - 20 лет независимости. Европейский курс интеграции Республики Молдова" [История румын., 2013: 133]. Таким образом, история Молдовы представлена через систематические попытки России захватить земли и поработить народ, в то время, как население Бессарабии на протяжении столетий тянулось к своей исторической матери - Румынии. Это нацеливает на то, что современная Молдова имеет будущее только вместе с демократической и процветающей Европой. Данное восприятие истории легитимирует курс на сближение Молдовы с ЕС (флаг ЕС наряду с Молдавским украшает большинство правительственных зданий в Кишинёве), охлаждение отношений с Россией и политику румынизации, особенно характерный для Михаила Гимпу как и.о.президента Молдовы в 2009-2010 гг. В мае 2010 г. М. Гимпу отказался ехать на парад Победы в Москву, а затем издал указ "О провозглашении 28 июня 1940 года днём советской оккупации"1, который предусматривал отказ от проведения культурно-развлекательных мероприятий и возложение цветов
1 Указ Михая Гимпу о провозглашении 28 июня 1940 года днём Советской оккупации вступил в силу. Режим доступа: http://ru.publika.md/ukaz-mikhaya-gimpu-o-provozglashenii-28-iyunya-1940-goda-dnem-sovetskoy-okkupacii-vstupil-v-silu_24771.html (Обращение 15.02.2017).
к могилам, памятникам и мемориалам жертв советской оккупации и коммунистического режима1. По этому случаю перед Домом правительства был установлен памятный камень, открытый 28 июня 2010 года2. Апелляция к истории была призвана обеспечить общественную поддержку давлению на Россию вывести российские войска из Приднестровья. Бурная общественная реакция на действия и.о. Президента в конечном счёте привела к признанию этого указа неконституционным, по решению КС Молдовы3. Тогда летом 2012 г. Либеральная партия (возглавляемая М. Гимпу) зарегистрировала в парламенте законодательную инициативу, касающуюся осуждения тоталитарного коммунистического режима и запрета коммунистической символики4.
Историческая память как обоснование европейской идентичности Молдовы
М. Гимпу использовал историческую память в качестве обоснования сближения Молдавии и Румынии. Он подарил премьер-министру Румынии карту этой страны образца 1918-1940 года, на которой Молдова изображена румынской провинцией5. При этом сближение с Румынией, с позиции политика, является исторической закономерностью, которой не может помешать Россия. "Объединение произойдёт. Когда - это уже другой вопрос. Объединение не остановил ни Сталин, ни Ленин. Никто этому не помешал. И тем более не помешают матрёшки из Кремля"6. Президент Молдовы Николае Тимофти призвал парламент отменить 13 статью Конституции7, провозглашающую официальным языком Молдовы молдавский.
По вопросу объединения Румынии и Молдовы в одно государство "за" выступают "унионисты", против - "молдовенисты". Приход к власти "праволибераль-ной" коалиции усилил позиции унионистов, хотя основная масса населения Молдовы по-прежнему выступает против объединения двух государств. Особенно негативно настроены в отношении идеи объединения Молдовы и Румынии в одно государство многочисленные национальные меньшинства Молдавской Республики (гагаузы, болгары и т.д.).
1 Там же.
2 Недовольный житель Кишинева требует сноса камня, установленного перед зданием правительства. Режим доступа: http://enews.md/news/view/6456/ (Обращение 18.02.2017).
3 КС Молдавии: День советской оккупации - неконституционный. Режим доступа: http://www.rbc.ru/spb_sz/16/09/2016/57dc09599a79476e9570d9f0 (Обращение 17.02.2017).
4 Опрос eNews: Нужен ли Молдове закон об осуждении тоталитарного коммунистического режима? Режим доступа: http://enews.md/articles/view/2576/ (Обращение 17.02.2017).
5 Михай Гимпу подарил Дачиану Чолошу карту "Великой Румынии". Режим доступа: http://bloknot-moldova.md/news/mikhay-gimpu-podaril-dachianu-choloshu-kartu-velik-773995 (Обращение 22.02.2017).
6 Гимпу: Объединение с Румынией не остановили ни Сталин, ни Ленин. Режим доступа: http://bloknot-moldova.md/news/gimpu-obedinenie-s-rumyniey-ne-ostanovili-ni-stali-753307 (Обращение 22.02.2017).
7 Тимофти: "Мы этнические румыны, хотя и называем себя молдаванами" . Режим доступа: http://newsmaker.md/rus/novosti/timofti-my-etnicheskie-rumyny-hotya-i-nazyvaem-sebya-moldavanami-27029(0бpaщeниe 22.02.2017).
В то же время вступление Румынии в ЕС усилило стремление граждан Молдовы приобрести румынское гражданство, поскольку это облегчает молдаванам трудоустройство в Евросоюзе. Официальный Бухарест активно выдаёт румынские паспорта гражданам Молдовы с целью расширения своего влияния в этой стране. По данным Министерства юстиции Румынии, с января 2002 по апрель 2016 г. было одобрено 385 167 заявлений о предоставлении румынского гражданства для граждан Молдовы1. Конституционный суд Молдовы в декабре 2013 г. официально признал государственным языком Молдавии румынский язык2. Языковой вопрос и тенденции румынизации Молдовы существенным образом отразились на росте напряженности в Приднестровье в период распада СССР, а также в современной Гагаузии, где основные языки - гагаузский и русский. И в Приднестровье, и в Га-гаузии российские исторические деятели, такие как A.B. Суворов, М.И. Кутузов и Екатерина Великая, остаются значимыми фигурами, города украшены растяжками и плакатами о значении дружбы с Россией.
Россия оказывает поддержку образовательной системе ПМР, что находит выражение в поставке учебной литературы, написанной по российским стандартам. Так, в начале сентября 2015 г. Д. Рогозин сообщил о поставках более 500 тыс. учебников в ПМР3. Надэтническое самосознание формируется в духе советских лозунгов о братства народов4, а мирным и созидательным периодом её истории считается существование в рамках российского государства. Такой исторический фокус способствует легитимации пророссийского курса официального Тирасполя, что поддерживается общественным мнением [Цвятков, 2016].
Отдельное место, как в политическом, так и культурном плане в Молдове занимает Гагаузия. В Гагаузии сильно российское влияние, а регион часто воспринимается как пророссийский. Об этом свидетельствуют проведение 2 февраля 2014 г. "консультативного референдума" о внешнеполитическом тренде республики, где подавляющее большинство высказалось "за восточный вектор внешней политики Молдовы и против вступления в ЕС" [Цвятков, 2015]. Более того, гагаузы проголосовали за право выйти из Молдовы в том случае, если она войдёт в состав Румынии5.Этому способствует совокупность обстоятельств, в том числе экономических. Экономические преференции для Гагаузии были получены после встречи в Москве башкана Гагаузии П. Влах и вице-премьера России Д. Рогозина в мае 2015 года6. Формирование региональной идентичности находит отражение в создании соб-
1 Сколько румынских паспортов выдано молдаванам? Режим доступа: http://m.noi.md/ru/news/82562 (Обращение 24.02.2017).
2 Государственным языком Молдавии признали румынский. Режим доступа: https://rn.lenta.ru/news/2013/12/05/language/
3 Россия подарила школьникам Приднестровья более 500 тысяч учебников. Режим доступа: https://m.point.md/ru/novosti/obschestvo/rossiya-podarila-shkoljnikam-pridnestrovjya-bolee-500-tisyach-uchebnikov (Обращение 26.02.2017).
4 История Приднестровской Молдавской Республики. Под ред В.Я. Гросула, Н.В. Бабилун-ги, Б.Г. Бомешко. Тирасполь. 2000. В 3 томах.
5 Ирина Влах сообщила главе Евросовета, что Гагаузия не приемлет проекта евроинтегра-ции страны. Режим доступа: http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=17909 (Обращение 26.02.2017).
6 Россия зажгла зелёный свет для Гагаузии, Евросоюз - для Приднестровья. Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2015-04-22/1_gagauzy.html (Обращение 26.02.2017).
ственных учебников по истории, где говорится: "наша Родина Молдова, малая Родина - Гагаузия" [История родного края, 2014: 5]. Внедрение школьных курсов по истории края - сложный процесс, в котором Комрат наталкивается на противодействие со стороны Кишинёва.
В целом Россия остаётся притягательной страной для граждан Молдовы как в области обучения, так и трудоустройства. Несмотря на различные интерпретации истории Молдовы и российско-молдавских отношений, в честь русских классиков названы улицы в центре молдавской столицы, действует благотворительный и просветительский фонд, а также библиотека имени A.C. Пушкина1, одна из библиотек Кишинева носит имя М. Ломоносова, в ряде школ изучается предмет "История, культура и традиции русского народа", инициированный русскими общинами Молдовы и поддержанный российскими учёными2. В рамках этого курса Россия трактуется в качестве защитницы христианских народов Балкан от Османской империи (Попов, 2013: 195). Поддержку русскоязычному населению Молдовы оказывает русский информационный центр в Молдове, который предлагает ряд образовательных программ, в том числе организуя дистанционное обучение, что даёт возможность молдавским школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступить в российские вузы3.
Некоторые выводы
Во втором десятилетии XXI века наблюдается обострение борьбы за конструирование исторического самосознания в Республике Молдова. Внутриполитический раскол относительно трактовок прошлого в Молдове имеет политическое измерение, которое выражается в участии России и Румынии в проведении "политики памяти" в Молдове.
Республики Молдова находится между двумя интеграционными объединениями - ЕС с одной стороны, ЕвзАзЭС с другой. Полиэтнический характер Молдовы и наличие территориальных образований с разной степенью самостоятельности усложняют процесс выработки консенсуса относительно собственного прошлого, делая его практически недостижимым в обозримой перспективе (де-факто независимое Приднестровье и существенная автономия Гагаузии).
Острый социально-политический раскол молдавского общества и политического класса относительно трактовок собственного прошлого позволяет активнее действовать внешнеполитическим игрокам. Исторические трактовки напрямую сказываются на формировании внешнеполитической идентичности и выборе партнеров по взаимодействию.
Список литературы
1 Дом-музей A.C. Пушкина в Молдове. Режим доступа: http://www.pushkinmuseum.ru/ ?q=com-push-mus/dom-muzey-pushkina-v-moldove (Обращение 03.03.2017).
2 Министерство просвещения Молдовы - против истории, культуры и традиций русского народа. Режим доступа: http://novostipmr.com/ru/news/13-03-14/ministerstvo-prosveshcheniya-moldovy-protiv-istorii-kultury-i (Обращение 03.03.2017).
3 Русский интеллектуальный центр. Режим доступа: http://ric.krorm.ru/ (Обращение 05.03.2017).
Современная Европа, 2017, №6
Агульников С., Булгар С. (2014) История родного края. Буджак. Древнейшая история Буджака. Уч. пос. для учащихся и преподавателей. Гагаузия. Комрат.
Атлас Приднестровская Молдавская Республика. (2005) История.
Ачкасов В.А. "Политика памяти" как инструмент строительства постсоциалистических наций. Режим доступа: http://www.jourssa.ru/sites/all/fïles/volumes/2013_4/Achkasov_2013_4.pdf (Обращение 12.12.2016).
Вульф Л. (2003) Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2003.
Девятков А.В. (2014) "Европейский выбор" Молдовы: международный и внутренний контекст // Россия и мир: анатомия современных процессов. М.: Международные отношения, 2014.
Зевелёв И. Границы русского мира. Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Granitcy-russkogo-mira--16582 (Обращение 10.01.2017).
История Приднестровской Молдавской Республики. (2000) Иод ред В.Я. Гросула, Н.В. Бабилун-ги, Б.Г. Бомешко. Тирасполь. 2000. В 3 томах.
История румын занимательные страницы (1999) Учебник для IV класса под ред. Г. Гонца, В. Хахеу, Н. Петровски и др. Кишинев.
История румын и всеобщая история в схемах и таблицах III. Новое время. (2015) Иод ред. Долгих А., Феля, Панчева Н. Кишинев.
История румын и всеобщая история. Новое время. (2014) Под ред. Н. Кикуша; И. Шарова; П. Чербушки и др. Кишинев.
История румын и всеобщая история. Пособие для сдачи экзаменов за гимнастический курс (2013) Под ред Демитра Драгнева. Кишинев.
История румын с древнейших времен до наших дней. (2002) Учебник Драгнев Д., Драгнев Е., Мискеева В. Кишинев.
Лаэунталь Д. (2004) Прошлое - чужая страна. СПб.: Владимир Даль.
Малинова О.Ю. (2015) Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: РОССПЭН.
Маринин М.О. "Внешнеполитическая идентичность страны" в регионоведении. Режим доступа: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-03-27/347—ql--r--q.html (Обращение 14.01.2017).
Попов Д.Н., Докина С.А., Савельев Ю.Н. (2013) История, традиции и культура русского народа. Кишинев.
Цвик И. (2009) Национальная история Молдовы: модели осмысления прошлого // Национальные истории на постсоветском пространстве - II / Под редакцией Фалька Бомсдорфа и Геннадия Бордюго-ва. М.: Библиотека либерального чтения.
Цвятков Н.В. (2016) Голос Приднестровья. Эхо великой страны. Кишинев: Intellect group, 2016.
Цвятков Н.В. (2015) Голос Гагаузии. Гагаузская автономия глазами её жителей. Кишинев: Intellect group.
References
Achkasov V.A. "Politika pamyati" kak instrument stroitel'stva postsocialisticheskih nacij. Rezhim dostupa: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_4/Achkasov_2013_4.pdf (Obrashchenie 12.12.2016).
Agul'nikov S., Bulgar S. (2014) Istoriya rodnogo kraya. Budzhak. Drevnejshaya istoriya Budzhaka. Uch. pos. dlya uchashchihsya i prepodavatelej. Gagauziya. Komrat.
Anderson Elizabeth Worden. (2014) National identity and educational reform. Washington.
Atlas Pridnestrovskaya Moldavskaya Respublika. (2005) Istoriya.
Cvik I. (2009) Nacional'naya istoriya Moldovy: modeli osmysleniya proshlogo // Nacional'nye istorii na postsovetskom prostranstve - II / Pod redakciej Fal'ka Bomsdorfa i Gennadiya Bordyugo-va. M.: Biblioteka liberal'nogo chteniya.
Cvyatkov N.V. (2016) Golos Pridnestrov'ya. EHkho velikoj strany. Kishinev: Intellect group.
Cvyatkov N.V. (2015) Golos Gagauzii. Gagauzskaya avtonomiya glazami eyo zhitelej. Kishinev: Intellect group.
Devyatkov A.V. (2014) "Evropejskij vybor" Moldovy: mezhdunarodnyj i vnutrennij kontekst // Rossiya i mir: anatomiya sovremennyh processov. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya.
Eiki Berg, Ehin Piert. (2009) Identity and Foreign policy: Baltic-Russian Integration. Tarty.
Fawan Rick. Ideology and National identity in post-communist Foreign policies. London: Routlege.
Istoriya Pridnestrovskoj Moldavskoj Respubliki. (2000) Pod red V.YA. Grosula, N.V. Babilun-gi, B.G. Bomeshko. Tiraspol'. V 3 tomah.
Istoriya rumyn zanimatel'nye stranicy (1999) Uchebnik dlya IV klassa pod red. G. Gonca, V. Ha-heu, N. Petrovski i dr. Kishinev.
Istoriya rumyn i vseobshchaya istoriya v skhemah i tablicah III. Novoe vremya. (2015) Pod red. Dolgih A., Felya, Pancheva N. Kishinev.
Istoriya rumyn i vseobshchaya istoriya. Novoe vremya. (2014) Pod red. N. Kikusha; I. SHarova; P. CHer-bushki i dr. Kishinev.
Istoriya rumyn i vseobshchaya istoriya. Posobie dlya sdachi ehkzamenov za gimnasticheskij kurs (2013) Pod red Demitra Dragneva. Kishinev.
Istoriya rumyn s drevnejshih vremen do nashih dnej. (2002) Uchebnik Dragnev D., Dragnev E., Miskeeva V. Kishinev.
Laehuntal' D. (2004) Proshloe - chuzhaya strana. SPb.: Vladimir Dal'.
Malinova O.YU. (2015) Aktual'noe proshloe: simvolicheskaya politika vlastvuyushchej ehlity i di-lemmy rossijskoj identichnosti. M.: ROSSPEHN.
Marinin M.O. "Vneshnepoliticheskaya identichnost' strany" v regionovedenii. Rezhim dostupa: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-03-27/347—ql--r--q.html (Obrash-che-nie 14.01.2017).
Popov D.N., Dokina S.A., Savel'ev YU.N. (2013) Istoriya, tradicii i kul'tura russkogo naroda. Kishinev.
Tapon F. (2010) Hidden Europe. What Eastern Europeans can teach us. San-Francisko.
Vul'f, Larri. (2003) Izobretaya Vostochnuyu Evropu: karta civilizacii v soznanii ehpohi Pro-sveshcheniya. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
Zevelyov I. Granicy russkogo mira. Rezhim dostupa: http://www.globalaffairs.ru/number/Granitcy-russkogo-mira--16582 (Obrashchenie 10.01.2017).
Problems of European Identity: Battles for History in Moldova
Authors: Fadeeva L., Professor of Politics, Perm State University. Address: 15, Bukireva Str., Perm, 614990. E-mail: [email protected]
Plotnikov D., Associate Professor, Perm State University. Address: 15, Bukireva Str., g. Perm, 614990. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the debates in Moldova regarding the national and political identity when the actors use a new "struggle for history" as a tool to legitimize the political orientation. The authors characterize the impact of historical interpretations on shaping the political identity. The political elites have been constructing the European identity of Moldova since 1991 (independence of Moldova) but such kind of identity has became problematic because of changes in domestic and international situation.
Key words: national identity, Europe, Moldova, Russia, Memory politics, struggle for history.