Научная статья на тему 'Постсоветская историография развития транспортной системы в Западной Сибири в XIX веке'

Постсоветская историография развития транспортной системы в Западной Сибири в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / транспортная система / Западная Сибирь / XIX век / Транссибирская магистраль / постсоветская историография / development / transportation system / Western Siberia / XIX century / post-Soviet historiography / post-Soviet historiography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ладович А. А.

Историография транспортной системы Западносибирской части России XIX века сложена из нескольких ключевых аспектов. В этом плане она представлена сюжетами, посвященными специфике собственно транспорта, а также суждениями и оценкой истории транспорта. Немаловажное значение имеют общеисторические, даже концептуальные проблемы. В статье рассмотрены обширные литературные источники, книги и научные статьи непосредственно посвященные развитию транспортной системы Западной Сибири, дан их анализ с точки зрения комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ладович А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-soviet historiography of the development of the transport system in Western Siberia in the XIXth century

The historiography of the transport system of the Western Siberian part of Russia of the XIX century consists of several key aspects. In this regard, it is represented by stories devoted to the specifics of transport itself, as well as judgments and assessments of the history of transport. General historical, even conceptual problems are of no small importance. The article considers extensive literary sources directly devoted to the development of the transport system of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Постсоветская историография развития транспортной системы в Западной Сибири в XIX веке»

Ладович А.А.

Аспирант кафедры истории и документоведения. Курганский государственный университет.

Постсоветская историография развития транспортной системы в Западной Сибири в XIX веке*

Аннотация. Историография транспортной системы Западносибирской части России XIX века сложена из нескольких ключевых аспектов. В этом плане она представлена сюжетами, посвященными специфике собственно транспорта, а также суждениями и оценкой истории транспорта. Немаловажное значение имеют общеисторические, даже концептуальные проблемы. В статье рассмотрены обширные литературные источники, книги и научные статьи непосредственно посвященные развитию транспортной системы Западной Сибири, дан их анализ с точки зрения комплексного подхода.

Ключевые слова: развитие, транспортная система, Западная Сибирь, XIX век, Транссибирская магистраль, постсоветская историография.

Ladovich A.A.

Postgraduate student of the Department of History and Documentology Kurgan State University.

Post-soviet historiography of the development of the transport system in Western Siberia in the XIXth century

Abstract. The historiography of the transport system of the Western Siberian part of Russia of the XIX century consists of several key aspects. In this regard, it is represented by stories devoted to the specifics of transport itself, as well as judgments and assessments of the history of transport. General historical, even conceptual problems are of no small importance. The article considers extensive literary sources directly devoted to the development of the transport system of Western Siberia.

Key words: development, transportation system, Western Siberia, XIX century, post-Soviet historiography, post-Soviet historiography.

*

© Ладович А.А., 2024.

Широкий спектр вопросов, имеющих отношение к развитию транспортной инфраструктуры в Западной Сибири, до сих пор остается актуальным, научно и теоретически значимым, так как дает возможность сформировать представление о ключевых исторических аспектах развития экономической и хозяйственной системы региона.

Среди исследователей, занятых изучением формирования транспортной инфраструктуры за Уралом следует отметить Н.А. Миненко, проанализировавшую складчатость Западно-Сибирского участка Московского тракта, транспортную организацию и особенности расселения. По ее мнению, возникновение новых дорог привело к усилению всех миграционных течений и концентрации населения вдоль дорожной сети1.

Г.П. Ерохин установил связь между планированием отдельных городов региона и динамикой развития транспортного сообщения2. О.Н. Катионов выдвинул тезис о том, что развитие транспортной артерии коррелирует с увеличением плотности населения. Согласно его мнению, именно общесистемный подход позволяет проследить ретроспективный опыт развития транспорта на территории Сибири и применим при анализе транспортной инфраструктуры Алтайского края в целом3.

В работах авторов, которые рассматривают сибирскую тематику, следует отметить устойчивую тенденцию, тесно связанную с развитием транспортной инфраструктуры в регионе. А.В. Матвеев делает акцент на обусловленности развития дорог естественными коридорами (зонами микрорельефа)4.

В коллективной монографии А.Н. Дюнца, В. Исаева и других сложность адаптации транспортной инфраструктуры к нуждам промышленного комплекса связана с обширностью и неоднородностью ландшафта Верхнего Обь-Иртышского региона, а также с дефицитом финансовых и людских ресурсов5.

Между тем в большинстве публикаций до сих пор не рассматривается формирование транспортных коммуникаций в региональном аспекте, особенно в контексте производственной сферы или управленческих аспектов региона.

1 Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. Новосибирск, 1990. 124 с.

2 Ерохин Г.П. Влияние внешних транспортных коммуникаций на архитектурно-планировочную организацию городов Западной Сибири: автореф. дис... канд. арх. Новосибирск, 1998. 25 с.

3 Катионов О.Н. Итоги изучения истории Московско-Сибирского тракта в XVII-XIX вв. // Вестник Томского гос. ун-та. 2005. № 288. С. 34-39.

4 Матвеев А.В. История сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья (Средневековье - Новое время). Омск, 2014. 198 с.

5 Дунец А.Н., Исаев В.В., Рыгалова М.В., Колокольцев М.Г. Дороги Алтайского края: от первых верст до наших дней. Барнаул, 2017. 150 с.

И только в диссертации А.А.Любимова предпринята попытка всесторонне осветить транспортную составляющую производительных сил в Сибири. В результате исследователь показал каким образом в связи с введением в эксплуатацию Сибирской железной дороги складывалась система индустриального транспорта в Прииртышье, как важнейшей составляющей региональной рыночной экономики6.

Высокая историческая и экономическая значимость Сибирского тракта заключалась в том, что близлежащие населённые пункты, а также территория послужили отправной точкой, которая способствовала росту, как самой губернии, так и населения, позволила сблизить провинцию и города по уездам, активному заселению и динамическому развитию региона.

Для местного населения транспортная отрасль приносила немалый доход, к тому же грузовые перевозки представляли собой компонент, связывающий аграрный сектор, что стало стимулом для роста сельскохозяйственной деятельности крестьян. Развитие транспортной инфраструктуры также повлекло за собой укрепление капиталистических отношений на территориях, которые соседствовали с Московско-Сибирской магистралью, динамично развивалась торговля товарами и сырьем с Китаем7.

Освоение отдаленных регионов Сибири, становление и развитие транспортной инфраструктуры сформировало масштабный предмет систематического исторического исследования. На фоне централизации власти в России и благодаря привлечению жителей прилегающих территорий процесс развития существенным образом интенсифицировался.

Территория Западной Сибири в плане становления транспортной системы в достаточно полном объеме с точки зрения историографии описана местными историками, такими как: В.А. Ламин, В.Ю. Пленкин,

B.Я. Ткаченко и А.И. Тимошенко, которые провели серьезное исследование вопроса и показали аналитику транспортного освоения Западной Сибири8. Монографии авторов акцентируют внимание на том, что транспортная система в России прошла период развития, где рост отрасли и ее инфраструктуры был обеспечен по радиальной схеме. В итоге дороги стремились и выходили из центра страны и ее политического могущества9.

6 Любимов А.А. Развитие индустриального транспорта в Среднем Прииртышье 90-е гг. XIX в. - 1914 гг. [Текст]: автореф. канд. ист. наук / А.А. Любимов. - Омск, 2000. С. 3-11;

C. 18-19.

7 Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в ХУ11-Х1Х вв. [Текст] / О.Н. Катионов; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - 2-е изд. - Новосибирск: НГПУ, 2014. 568 с.

8 Ламин В.А., Тимошенко А.И. Роль транспортных путей в освоении Сибири // Уральский исторический вестник. № 2 (35). Екатеринбург, 2012. С. 37-47.

9 Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999.

Примечательно, что в постсоветской историографии рост транспортной отрасли в западносибирском регионе в XIX в. изучается с прицелом значимости этих территорий в динамике роста страны с учетом этнополи-тики и экономики в контексте рассмотрения социокультурных слагаемых каждой территории.

Ссылаясь на постсоветскую историографию, отрасль транспорта в Западной Сибири XIX века развивалась от таких базовых структурных слагаемых как водные виды транспорта, а также всех вариантов наземных транспортных средств, рост которых по мере интенсивности наиболее резко стремился к пику в 1838-1843 гг. Самые крупные города соединялись магистралями, ведущими на Москву или Сибирь, а наиболее развитые города лежали на трассе «Екатеринбург - Тюмень - Омск - Томск - Красноярск - Иркутск - Верхнеудинск - Чита». По грунтовым дорогам можно было добраться в Тару, Бийск, Барнаул, Минусинск, Енисейск, Якутск.

Дороги государственного значения в XIX веке обслуживались и содержались при участии представителей генерал-губернаторств, а также губерний, которые были созданы, начиная с 1822 года в качестве самостоятельных отделов10. На местное население была возложена обязанность следить за сухопутными дорогами и обслуживать мосты.

Государство на постоянной основе становилось главным проводником промышленной модернизации. К началу XX столетия в стране были достигнуты очень высокие темпы развития промышленного сектора, сопоставимые с мировыми масштабами, благодаря этому удалось сократить разницу с наиболее развитыми странами11.

Строительство Сибирской железной дороги было чрезвычайно важным шагом в стратегическом развитии страны и дало импульс практически всем сферам жизни в Сибири. Для постсоветской историографии иссле-доване строительства Транссиба характерно тем, что исследователями, в подавляющем большинстве случаев, не вводятся в научный оборот новые архивные материалы, а используется информация, опубликованная авторами в предыдущих периодах.

Помимо прочего, авторы 1990-2000-х гг. большее внимание уделяют узко-профильным проблемам рассматриваемой темы, чем всему процессу

10 Ладович А.А. Характеристика транспортной системы в западной Сибири в XIX в // Лебедевские чтения: сб. ст. по материалам XXIV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году педагога и наставника и 80-летию образования Пензенского государственного университета. 2023. С. 286-289

11 Ладович А.А. Транспортная система Западной Сибири в XIX веке // Яковлевские чтения: сб. науч. ст. II Межведомственная научно-практическая конференция с международным участием: в 2 частях. Ч. 1 / Под общ. ред. В. В. Косухина. - Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 203-208.

строительства Транссиба, что обнаруживается как в сжатых хронологических или географических рамках, так и в ограничении целей исследования экономико-управленческих вопросов12.

Современная историография строительства Великой Сибирской железной дороги представлена значительным разнообразием литературы. Первая большая группа публикаций представлена статьями в разнообразных журналах - от узких профессиональных железнодорожных журналов до изданий, выпускаемых российскими писательскими орга-низациями13.

Вторую часть публикаций характеризуют разные юбилейные издания, выпущенные в связи с разнообразными памятными событиями и значимыми датами14. И, наконец, третью группу литературных источников представляют разного уровня и направленности справочные и энциклопедические издания15.

К сожалению, большинство исследователей либо успешно собирают материал из предыдущих периодов, или высказывают восхищение размерами и масштабами этого великого сооружения, а также перспективности использования Транссиба в условиях современной России. К примеру, в статье Б. Соколова приводятся предварительные сведения, которые могут вызвать интерес к данной теме у нынешних и будущих историков16. В. Ганичев с энтузиазмом описывает строительство трассы, большое

12 Первопроходцы восточных магистралей России / авт.-сост. В.Ф. Зуев. Хабаровск: Частная коллекция, 2001 352 с.; Вивдыч М.А. Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX века // Гуманитарный вектор. 2011 № 3 С. 40-44; Дальневосточная магистраль. Промышленность Сибири в феодальную эпоху (конец XVI - середина XIX в.) Новосибирск, России / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев. Хабаровск: Частная коллекция, 1997. 352 с.

13 Сенин А.С. «Мы в начале пути. Нас ждет Сибирь...» // Транспортное строительство. 1991. № 7 С. 44-48; Илларионов В. Азия - Европа: российский транзит // Экономист. 2001. № 4. С. 35-38; Привалихин В. Великий Сибирский рельсовый путь // Уральский следопыт. 1997. № 7 С. 15-16; Гилько М.А. Транссибирская магистраль: для кого и за чей счет // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. С. 92-96

14 Богачев Е. На дальней станции сойду. Иркутск, 2002; Дальневосточная магистраль России: 100-летию Дальневосточной железной дороги посвящается, 1897-1997 / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев; под общ. ред. В.А. Крапивного, А.А. Забелина. Хабаровск: Частная коллекция, 1997. 351 с.; Дорога - это жизнь. [К 100-летию Забайкальской ж.д.]. Чита: Заб-транс, 2000; Ременцев А.Н., Савельев Ю.Е. Из истории создания Великого транссибирского железнодорожного пути (вековой юбилей Транссиба). М.: МАДИ, 2003. 70 с.

15 Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг. / сост. Г.М. Афонина. М.: Изд-во МПС РФ, 1995; Транссиб - история, интересные факты, рекорды // URL: http://www.modelzd.ru/ ustroystvo-zhd/history/transsib.html (Дата обращения: 02.07.2021).

16 Соколов Б. Великий евразийский путь // Родина. 2003. № 9 С. 76-77.

внимание уделяет людям, построившим Транссиб17, которые поддержали строительство дороги.

В статье, опубликованной в 2001 г. в журнале «Человек и труд» детально описывались вопросы, связанные с возведением и значительными сложностями развития Транссиба, осуществлен сравнительный анализ с подобными крупными стройками на территории других государств18.

К теме значимости Транссиба следует отнести электронное издание С. Сигачева и М. Крайнова, как наиболее полный информационный сборник по Транссибу из когда-либо изданных в России19, в котором объектом исследования впервые стала Транссибирская магистраль. Однако авторы описывают не столько историю ее строительства, сколько современную магистраль, которая, конечно, мало связана с историографией строительства Транссиба. Заслуживает внимания книга А.В. Юдиной, задуманной как продолжение «Путеводителя по Великому Сибирскому пути», изданному более ста лет назад, в ней представлена попытка взглянуть на Транссиб глазами современного путешественника20.

Историография строительства Транссиба развивается достаточно медленно. В дополнение к обобщенной информации, давно известной исследователям, одиночно появляются новые свидетельства, которые могли бы придать новый импульс развитию историографии по этому вопросу.

К отрицательным моментам следует отнести редкое обращение к архивным и ранее неопубликованным материалам, в том числе Новосибирской и Иркутской областей.

Современная российская историография Западной Сибири XIX века в целом и транспортной системы в частности весьма разнообразна по своему составу и концептуально неоднородна. Однако по большей части она фокусируется на нескольких ключевых вопросах: оценка общего характера развития региона, дипломатико-пограничный дискурс, административное строительство и формирование производственно-экономического (производственного и территориального) комплекса.

В ближайшие годы, наряду с продолжением развития данных вопро-

17 Ганичев В. Дорожник: Москва - Дальний Восток: [путевые заметки к 100-летию Транссибирской магистрали] // Наш современник. 2001. № 12 С. 165-198.

18 Транссиб: огромный потенциал, который будет реализован: [Беседа ведущих специалистов ж.-д. транспорта о перспективах развития Транссибирской железнодорожной магистрали со спец. корреспондентом журн.] / П. Шевоцук, С. Гапеев [и др.] // Человек и труд. 2001. № 10 С. 20-25.

19 Сигачев С., Крайнов М. Транссибирская магистраль: Web-энциклопедия // URL: http://transsib.ru/about.htm (Дата обращения: 02.07.2021).

20 Юдин А.В. Транссибирская магистраль. Путеводитель // URL: http://fictionbook.ru/ author/aleksandr_yudin/transsibirskaya_magistral_putevoditel/read_online.html?page=1#part36 (Дата обращения: 02.07.2021)

сов, следует ожидать увеличения количества исследований по социокультурной сфере региона. Процессы становления Западно-Сибирской транспортной системы также нуждаются в полной исторической реконструкции.

Выводы: Изучение историографического наследия, касающегося проблемы развития транспортной инфраструктуры в Сибири, позволило выделить совокупность методологических подходов, которые были сформированы историками к исследованию данной предметной плоскости. Кроме всего прочего, обращение к существующим научно-литературным источникам помогает переосмыслить глубину информации и аналитический потенциал относительно известных публикаций на данную тему.

В целом современные историки значительно расширили круг проблем, анализируемых в истории развития транспортной инфраструктуры. Их внимание было сосредоточено на темпах строительства дорог, причинах задержки и недостаточности строительства транспортной инфраструктуры, а также на анализе проблем социального развития, связанных с дорогами.

В настоящее время комплексное исследование историографии дорожного строительства в Западной Сибири как таковое отсутствует. Без внимания остались многочисленные проблемы проектно-изыскательских работ и материально-технического обеспечения, организационного и личного укрепления дорожного строительства, социально-бытовых условий людей, а также ключевые этапы в плане формирования магистральной транспортной сети на территории Западной Сибири.

Библиографический список:

1. Богачев Е. На дальней станции сойду. Иркутск, 2002.

2. Вивдыч М.А. Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX века // Гума-

нитарный вектор. 2011. № 3. С. 40-44.

3. Ганичев В. Дорожник: Москва - Дальний Восток:[путевые заметки к 100-летию Транссибирской маги-

страли] // Наш современник. 2001. № 12. С. 165-198.

4. Гилько М.А. Транссибирская магистраль: для кого и за чей счет // Актуальные вопросы общественных

наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. С. 92-96.

5. Дальневосточная магистраль России: 100-летию Дальневосточной железной дороги посвящается,

1897-1997 / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев; под общ. ред. В.А. Крапивного, А.А. Забелина. Хабаровск: Частная коллекция, 1997. 351 с.

6. Дальневосточная магистраль. Промышленность Сибири в феодальную эпоху (конец XVI - середина

XIX в.) Новосибирск, России / сост. В.Ф. Буркова, В.Ф. Зуев. Хабаровск: Частная коллекция, 1997. 352 с.

7. Дорога - это жизнь. [К 100-летию Забайкальской ж.д.]. Чита: Забтранс, 2000.

8. Дунец А.Н., Исаев В.В., Рыгалова М.В., Колокольцев М.Г. Дороги Алтайского края: от первых верст до

наших дней. Барнаул, 2017. 150 с.

9. Ерохин Г.П. Влияние внешних транспортных коммуникаций на архитектурно-планировочную организа-

цию городов Западной Сибири: автореф. дис... канд. арх. Новосибирск, 1998. 25 с.

10. Илларионов В. Азия - Европа: российский транзит // Экономист. 2001. № 4. С. 35-38.

11. Катионов О.Н. Итоги изучения истории Московско-Сибирского тракта в XVII-XIX вв. // Вестник Том-

ского гос. ун-та. 2005. № 288. С. 34-39.

12. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв. // Новосибирск: НГПУ, 2014.

568 с.

13. Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг. / сост. Г.М. Афонина. -

М.: Изд-во МПС РФ, 1995.

14. Ладович А.А. Характеристика транспортной системы в западной Сибири в XIX в // Лебедевские чтения:

сб. ст. по материалам XXIV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году педагога и наставника и 80-летию образования Пензенского государственного университета. 2023. С. 286-289.

15. Ладович А.А. Транспортная система Западной Сибири в XIX веке // Яковлевские чтения: сб. науч.

ст. II Межведомственная научно-практическая конференция с международным участием: в 2 частях. Ч. 1 / Под общ. ред. В. В. Косухина. - Новосибирск, 2023. С. 203-208.

16. Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке

страны. Екатеринбург, 1999.

17. Ламин В.А., Тимошенко А.И. Роль транспортных путей в освоении Сибири // Уральский исторический

вестник. Екатеринбург, 2012. № 2 (35). С. 37-47.

18. Любимов А.А. Развитие индустриального транспорта в Среднем Прииртышье 90-е гг. XIX в. - 1914 гг.

Автореф.... канд. ист. наук. Омск, 2000. С. 3-11, 18-19.

19. Матвеев А.В. История сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья (Средневековье - Новое вре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мя). Омск, 2014. 198 с.

20. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. Новосибирск, 1990. 124 с.

21. Первопроходцы восточных магистралей России / авт.-сост. В.Ф. Зуев. Хабаровск: Частная коллекция,

2001. 352 с.

22. Привалихин В. Великий Сибирский рельсовый путь // Уральский следопыт. 1997. № 7. С. 15-16.

23. Ременцев А.Н., Савельев Ю.Е. Из истории создания Великого транссибирского железнодорожного пути

(вековой юбилей Транссиба). - М.: МАДИ, 2003. 70 с.

24. Сенин А.С. «Мы в начале пути. Нас ждет Сибирь...» // Транспортное строительство. 1991. № 7. С. 44-48.

25. Сигачев С., Крайнов М. Транссибирская магистраль: Web-энциклопедия // URL: http://transsib.ru/about.

htm (Дата обращения: 02.07.2021).

26. Соколов Б. Великий евразийский путь // Родина. 2003. № 9 С. 76-77.

27. Транссиб - история, интересные факты, рекорды // URL: http://www.modelzd.ru/ ustroystvo-zhd/history/

transsib.html (Дата обращения: 02.07.2021).

28. Транссиб: огромный потенциал, который будет реализован: [Беседа ведущих специалистов ж.-д. транс-

порта о перспективах развития Транссибирской железнодорожной магистрали со спец. корреспондентом журн.] / П. Шевоцук, С. Гапеев [и др.] // Человек и труд. 2001. № 10. С. 20-25.

29. Юдин А.В. Транссибирская магистраль. Путеводитель // URL: http://fictionbook.ru/author/aleksan-

dr_yudin/transsibirskaya_magistral_putevoditel/read_online.html?page=1#part36 (Дата обращения: 02.07.2021)

Reference

1. Bogachev E. I'll get off at the distant station. Irkutsk, 2002.

2. Vivdych M.A. Railway construction in the Far East at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries //

Humanitarian vector. 2011. № 3. P. 40-44.

3. Ganichev V. Road worker: Moscow - Far East: [travel notes to the 100th anniversary of the Trans-Siberian Rail-

way] // Our contemporary. 2001. № 12. P. 165-198.

4. Gilko M.A. Trans-Siberian Railway: for whom and at whose expense // Current issues of social sciences: sociol-

ogy, political science, philosophy, history: collection. Art. by mother XI international scientific-practical conf. - Novosibirsk: SibAK, 2012. P. 92-96.

5. Far Eastern Railway of Russia: dedicated to the 100th anniversary of the Far Eastern Railway, 1897-1997 / comp.

V.F. Burkova, V.F. Zuev; under general ed. V.A. Krapivny, A.A. Zabelina. Khabarovsk: Private collection, 1997. 351 p.

6. Far Eastern Highway. Industry of Siberia in the feudal era (late 16th - mid 19th century) Novosibirsk, Russia /

comp. V.F. Burkova, V.F. Zuev. Khabarovsk: Private collection, 1997. 352 p.

7. The road is life. [To the 100th anniversary of the Trans-Baikal railway]. Chita: Zabtrans, 2000.

8. Dunets A.N., Isaev V.V., Rygalova M.V., Kolokoltsev M.G. Roads of the Altai Territory: from the first miles to

the present day. Barnaul, 2017. 150 p.

9. Erokhin G.P. The influence of external transport communications on the architectural and planning organization

of cities in Western Siberia: abstract of thesis. dis... cand. arch. Novosibirsk, 1998. 25 p.

10. Illarionov V. Asia - Europe: Russian transit // Economist. 2001. № 4. P. 35-38.

11. Kationsov O.N. Results of studying the history of the Moscow-Siberian tract in the 17th-19th centuries. // Bul-

letin of Tomsk State. un-ta. 2005. № 288. P. 34-39.

12. Kationsov O.N. Moscow-Siberian tract and its inhabitants in the 17th-19th centuries. // Novosibirsk: NGPU,

2014. 568 p.

13. Brief information about the development of domestic railways from 1838 to 1990. / comp. G.M. Afonina. - M.:

Publishing house of the Ministry of Railways of the Russian Federation, 1995.

14. Ladovich A.A. Characteristics of the transport system in Western Siberia in the 19th century // Lebedev

Readings: collection. Art. based on materials from the XXIV All-Russia. scientific-practical conf., dedicated The year of the teacher and mentor and the 80th anniversary of the formation of Penza State University. 2023. P. 286-289.

15. Ladovich A.A. Transport system of Western Siberia in the 19th century // Yakovlev Readings: collection. scien-

tific Art. II Interdepartmental scientific and practical conference with international participation: in 2 parts. Part 1 / Under general. ed. V.V. Kosukhina. - Novosibirsk, 2023. P. 203-208.

16. Lamin V.A., Plenkin V.Yu., Tkachenko V.Ya. Global track: development of the transport system in the east of

the country. Ekaterinburg, 1999.

17. Lamin V.A., Timoshenko A.I. The role of transport routes in the development of Siberia // Ural Historical Bul-

letin. Ekaterinburg, 2012. № 2 (35). P. 37-47.

18. Lyubimov A.A. Development of industrial transport in the Middle Irtysh region in the 90s. XIX century - 1914

Author's abstract... Ph.D. ist. Sci. Omsk, 2000. P. 3-11, 18-19.

19. Matveev A.V. History of land routes of communication in the Omsk Irtysh region (Middle Ages - Modern

times). Omsk, 2014. 198 p.

20. Minenko N.A. Along the old Moscow highway. Novosibirsk, 1990. 124 p.

21. Pioneers of the eastern highways of Russia / author.-comp. V.F. Zuev. Khabarovsk: Private collection, 2001.

352 p.

22. Privalikhin V. The Great Siberian Rail Track // Ural Pathfinder. 1997. № 7. P. 15-16.

23. Rementsev A.N., Savelyev Yu.E. From the history of the creation of the Great Trans-Siberian Railway (centenary

anniversary of the Trans-Siberian Railway). - M.: MADI, 2003. 70 p.

24. Senin A.S. "We are at the beginning of the journey. Siberia awaits us..." // Transport construction. 1991. № 7.

P. 44-48.

25. Sigachev S., Krainov M. Trans-Siberian Railway: Web encyclopedia // URL: http://transsib.ru/about.htm

(07.02.2021).

26. Sokolov B. The Great Eurasian Road // Rodina. 2003. № 9 P. 76-77.

27. Transsib - history, interesting facts, records // URL: http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/history/transsib.

html (07.02.2021).

28. Trans-Siberian Railway: huge potential that will be realized: [Conversation with leading railway specialists.

transport about the prospects for the development of the Trans-Siberian Railway with special. correspondent of the magazine] / P. Shevotsuk, S. Gapeev [etc.] // Man and labor. 2001. № 10. P. 20-25.

29. Yudin A.V. Trans-Siberian Railway. Guide // URL: http://fictionbook.ru/author/aleksandr_yudin/transsi-

birskaya_magistral_putevoditel/read_online.html?page=1#part 36 (07.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.