Научная статья на тему 'Постсоветская эволюция понятия «Государственная гражданская служба»'

Постсоветская эволюция понятия «Государственная гражданская служба» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мингазова Зульфия Раисовна

Проведен анализ развития института государственной гражданской службы, его эволюции в течение постсоветского периода. В качестве одного из важнейших квалификационных показателей и факторов совершенствования самой государственной гражданской службы в настоящее время выделено понятие деловой репутации государственного гражданского служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мингазова Зульфия Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постсоветская эволюция понятия «Государственная гражданская служба»»

УДК 35.08

ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА»

POST-SOVIET EVOLUTION OF THE CONCEPT «STATE CIVIL SERVICE»

З. Р. Мингазова

Z. R. Mingazova

Ключевые слова: модернизация, кадровая политика, государственная служба, деловая репутация государственного гражданского служащего

Key words: modernization, personnel policy, managing reputation of the state civil employee,

public service

Проведен анализ развития института государственной гражданской службы, его эволюции в течение постсоветского периода. В качестве одного из важнейших квалификационных показателей и факторов совершенствования самой государственной гражданской службы в настоящее время выделено понятие деловой репутации государственного гражданского служащего.

ne analysis of the state civil service institute development, its evolution during the Post-Soviet period is carried out. The concept of managing reputation of the state civil employee is emphasized as one of the major qualifying indicators and factors of the state civil service perfection at present stage.

В условиях проводимой в нашей стране глубокой и широкомасштабной модернизации общественного устройства возрастающую роль играет институт государственной гражданской службы, прошедший в своем развитии, с точки зрения его сущностного содержания, значительную эволюцию даже в течение относительно короткого постсоветского периода.

Естественно, что возникновение суверенного российского государства еще в 1991 году, особенно, после распада СССР, привело к необходимости формирования системы полноценной и соответствующей новым общественно-политическим реалиям государственной службы. Проведенный нами анализ публикаций по этой проблеме, диахронное исследование различных нормативных материалов и документов позволил прийти к выводу о том, что постсоветская эволюция понятия «государственная гражданская служба» прошли в своем развитии несколько качественно отличающихся друг от друга этапов.

Первоначально был введен в оборот и широко использовался термин «государственная служба», затем в отдельных научных и прикладных публикациях стало применяться разделение государственной службы на различные ее виды, в том числе на гражданскую государственную службу. Лишь в 2005 г. в специальном Федеральном законе официально закреплено понятие «государственная гражданская служба», которое продолжает развиваться в новейших нормативных документах и научных публикациях.

В целом, на наш взгляд, постсоветский период развития понятия «государственная гражданская служба» необходимо разделить на несколько основных этапов, в рамках которых постепенно происходило формирование современного смысла значения этого важного государственнополитического института.

Первый этап развивался с 1991 по 1994 годы, когда предприняли попытку проведения первой административной реформы в системе государственной службы. В эти годы было образовано Главное управление по подготовке кадров, приняты подзаконные акты, регулирующие прохождение государственной службы. В частности, издан Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. Однако данный указ фактически не вступил в силу, так как определение понятия государственного служащего к этому моменту в законодательстве отсутствовало. В конце 1992 г. началась разработка проекта федерального закона об основах государственной службы в РФ. Однако в связи с событиями 3-4 октября 1993 г., данная работа была свернута [1].

Второй этап формирования понятия «государственная гражданская служба», на наш взгляд, четко детерминируется временем с 1995 по 2003 годы, когда понятие «государственная служба» официально закрепляется в законодательстве как «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» [2]. Государственная служба включает федеральную государственную службу и службу субъектов РФ. Необходимо подчеркнуть, что в этом документе сделан существенный прорыв в правовом регулировании данного вида службы. Был принят специализированный законодательный акт, который закрепил правовой статус

государственных служащих. Что касается научной литературы, то в данный период трактовка государственной службы, в основном, синхронизирована в соответствие с вышеупомянутым законом [3].

Очередной, третий этап эволюции понятия «государственная гражданская служба» начинается, по нашему мнению, с 2004 года и продолжается по настоящее время. Например, значительный эволюционный шаг в сфере государственной службы сделан в связи с принятием Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». В соответствии с этим законом государственной службой признавалась профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации. Кроме этого, сама государственная служба была разделена на три самостоятельных вида: военную, правоохранительную и гражданскую, а два первых ее вида объявлены федеральной государственной службой [4].

В следующем важнейшем документе - специальном Федеральном законе, определяющем смысл понятия «государственная гражданская служба», она подразделяется на федеральный и региональный уровень и трактуется с этого момента как вид государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи [5].

В дальнейшем, по всей видимости, смысловое значение понятия «государственная гражданская служба», закрепленное уже на нормативном уровне и хорошо апробированное в научных исследованиях, будет только уточняться и дополняться теми или иными качественными показателями. Нам представляется, например, что одним из важнейших квалификационных показателей и факторов совершенствования самой государственной гражданской службы в ближайшее врем должно стать понятие деловой репутации государственного гражданского служащего. К сожалению, это понятие пока довольно редко употребляется в научной литературе и почти не закреплено в нормативном смысле. Исключение составляет лишь Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации», где при описании требований к кандидату на должность руководителя субъекта РФ упоминается его деловая репутация [6]. Между тем, этот важнейший на современном этапе показатель профессиональной квалификации государственного гражданского служащего становится одним из наиболее главных критериев оценки служащих и факторов эффективной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы в нашей стране.

Таким образом, понятие «государственная гражданская служба» прошло в своем развитии несколько эволюционных этапов, отражающих уровень развития российской государственности в целом и научного, а также практико-прикладного осмысления важнейших нормативно-правовых документов, регулирующих систему государственной и муниципальной службы в РФ. Дальнейшее совершенствование понимания вербального значения института «государственная гражданская служба» предполагает необходимость уточнения его видовых и функциональных направлений, обязательность введения в научный и практический оборот производных понятий, например, «деловая репутация государственного гражданского служащего» и т.д.

Список литературы

1. Канищев М. В. Первые попытки становления и развития института государственной службы Российской Федерации: 1991 - 1994 гг. // Государство и право. - 2010. - № 7. - С. 103 - 106.

2. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990.

3. Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Кралова М. А. [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 790 с.

4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063. - С. 4522-4530.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215. - С. 6597-6650.

6. Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 2), ст. 5427. - С. 12634-12636.

Сведения об авторе

Мингазова Зульфия Раисовна, аспирантка кафедры «Государственное и муниципальное управление», Башкирский государственный аграрный университет, Республика Башкортостан, г. Уфа, тел.: 83472525569, е-mail: ZR1986@yandex.ru

Mingazova Z. R., post graduate student of Department «State and Municipal Governance», Bashkir State Agricultural University, Ufa, phone: 89279249459

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.