Научная статья на тему 'Построение внутреннего пространства католических церквей Германии. Середина XX – начало XXI века'

Построение внутреннего пространства католических церквей Германии. Середина XX – начало XXI века Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные католические храмы Германии / развитие алтарного пространства / варианты построения апсиды / канон и новаторство в храмостроении / modern Catholic churches in Germany / the development of the altar space / options for the construction of the apse / canon and innovation in church building

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гусейнова Дарья Вадимовна, Ермоленко Елена Валентиновна

В статье приведены результаты исследования, посвященного выявлению характерных черт построения внутреннего пространства католических храмов Германии середины ХХ – начала XXI века. На базе анализа более 70 церквей определены характерные тенденции в современной интерпретации храмового пространства. Выделены три наиболее часто встречающихся типа построения главного зала храма: центрическое, протяженное и фронтальное. Особое внимание уделено структурным элементам храма, в первую очередь алтарному пространству. Определены наиболее устойчивые формы апсиды в современном храме и их варианты развития. Выявленные тенденции, с одной стороны, показывают, что современные архитекторы стремятся привнести что-то принципиально новое в храмовое зодчество, но в то же время убедительно иллюстрируют и то, что значительная часть приемов формообразования заимствованы из исторических примеров романских базилик и готических соборов Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of the internal space of Catholic churches in Germany. Middle XX – early XXI century

The article presents the results of a study devoted to identifying the characteristic features of the construction of the internal space of Catholic churches in Germany in the mid–twentieth early twenty-first century. Based on the analysis of more than 70 churches, characteristic trends in the modern interpretation of the temple space have been identified. The three most common types of construction of the main hall of the temple are identified: centric, extended and frontal. Special attention is paid to the structural elements of the temple, primarily the altar space. The most stable forms of the apse in the modern temple and their variants of development are determined. The revealed trends, on the one hand, show that modern architects strive to bring something fundamentally new to temple architecture, but at the same time convincingly illustrate that a significant part of the shaping techniques are borrowed from historical examples of Romanesque basilicas and Gothic cathedrals of Europe.

Текст научной работы на тему «Построение внутреннего пространства католических церквей Германии. Середина XX – начало XXI века»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 81-96

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 726.036:272(430)"19/20" DOI : 10.24412/1998-4839-2022-4-81-96

Построение внутреннего пространства католических церквей Германии. Середина XX - начало XXI века

Дарья Вадимовна Гусейнова113, Елена Валентиновна Ермоленко2

^Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия [email protected] [email protected]

Аннотация. В статье приведены результаты исследования, посвященного выявлению характерных черт построения внутреннего пространства католических храмов Германии середины ХХ - начала XXI века. На базе анализа более 70 церквей определены характерные тенденции в современной интерпретации храмового пространства. Выделены три наиболее часто встречающихся типа построения главного зала храма: центрическое, протяженное и фронтальное. Особое внимание уделено структурным элементам храма, в первую очередь алтарному пространству. Определены наиболее устойчивые формы апсиды в современном храме и их варианты развития. Выявленные тенденции, с одной стороны, показывают, что современные архитекторы стремятся привнести что-то принципиально новое в храмовое зодчество, но в то же время убедительно иллюстрируют и то, что значительная часть приемов формообразования заимствованы из исторических примеров романских базилик и готических соборов Европы.

Ключевые слова: современные католические храмы Германии, развитие алтарного пространства, варианты построения апсиды, канон и новаторство в храмостроении Для цитирования: Гусейнова Д.В. Устройство католических церквей Западной Европы. Середина XX - начало XXI века / Д.В. Гусейнова, Е.В. Ермоленко // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. № 4(61). С. 81-96. URL:

https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/05 guseinova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-481-96

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Construction of the internal space of Catholic churches in Germany.

Middle XX - early XXI century

Daria V. Guseinova1H, Elena V. Ermolenko2

12Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia [email protected] [email protected]

Abstract. The article presents the results of a study devoted to identifying the characteristic features of the construction of the internal space of Catholic churches in Germany in the mid-twentieth - early twenty-first century. Based on the analysis of more than 70 churches, characteristic trends in the modern interpretation of the temple space have been identified. The three most common types of construction of the main hall of the temple are identified: centric, extended and frontal. Special attention is paid to the structural elements of the temple, primarily the altar space. The most stable forms of the apse in the modern temple and their variants of development are determined. The revealed trends, on the one hand, show that modern architects

12 © Гусейнова Д.В., Ермоленко Е.В., 2022

strive to bring something fundamentally new to temple architecture, but at the same time convincingly illustrate that a significant part of the shaping techniques are borrowed from historical examples of Romanesque basilicas and Gothic cathedrals of Europe.

Keywords: modern Catholic churches in Germany, the development of the altar space, options for the construction of the apse, canon and innovation in church building For citation: Guseinova D., Ermolenko E. The structure of Catholic Churches of Western Europe. From the middle of XX to the beginning of XXI. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 4(61), pp. 81-96. Available at:

https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/05 guseinova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-481-96

Введение

В мире архитектуры храмовое зодчество всегда занимало особую роль. Известный немецкий зодчий ХХ века Эгон Эйерманн (рис. 1) утверждал, что каждый архитектор мечтает хоть раз в жизни спроектировать стул и церковь. Эйерманн объяснял свое умозаключение тем, что при проектировании как стульев, так и церквей, обычные условия коммерческой выгоды и эффективности, важные для инвесторов и застройщиков в вопросах проектирования жилых или офисных зданий, не применимы. Иными словами, архитектор волен сам искать форму и структуру церкви, не ограниченный строительными нормами и правилами.

а) б) в)

Рис. 1. Архитектор Эгон Эйерманн: а) портрет Эгона Эйерманна; б) дизайн стула, архитектор Эгон Эйерманн; в) Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, архитектор Эгон Эйерманн

Описать и проанализировать атмосферу сакрального пространства непростая задача. Не удивительно, что вопрос - как проектировать современную церковь, до сих пор тревожит умы многих архитекторов и не имеет однозначного ответа. Интересно отметить, что для многих обывателей ответ на этот вопрос прост: именно те церкви, которые были спроектированы в романском или готическом стиле, для многих являются образцами христианской архитектуры. Однако для профессионалов, которые стремятся отвечать требованиям быстротекущего времени, обращение к историзму и проектирование церквей в неороманском или неоготическом стиле (рис. 2) - вряд ли может служить ответом на поставленную задачу, это лишь дорога, которая ведет к прошлому, в тупик.

В поисках пути развития современного храмового зодчества архитекторы экспериментируют, трансформируют пространство и форму церквей, нередко находясь под влиянием исторических событий. Причин, повлиявших на изменения архитектуры храмов,

было несколько. Во-первых, церковные реформы XX века, вследствие которых происходит включение пространства алтаря в литургию, устранение дистанции между священнослужителем и прихожанами [12]. Во-вторых, безусловно, огромное значение имело изобретение новых инновационных материалов [8], развитие инженерной мысли, и, конечно, переворот в сознании человека, смена картин мира [6].

а) б) в)

Рис. 2. Неороманские и неоготические церкви: а) Собор Святых Петра и Павла, Лубумбаши, 1920 год; б) Церковь Франциска Ассизского, Вена, 1900 год; в) церковь Святых Петра и Павла, Бельгия, 1899 год

Одним из главных поворотных моментов в проектировании современных церквей было время окончания Второй мировой войны. Трагический опыт и боль, страдания, вызванные фашизмом, побудили людей к духовному единению с Богом. Начиналась реставрация и реконструкция очень многих старых, разрушенных во время войны церквей, а также проектирование новых религиозных сооружений. Именно через церковные здания передовые архитекторы того времени выражали свое «Я». Не удивительно, что значительная часть новых с точки зрения стилистики церквей середины XX века были построены на территории Германии.

В данной статье обратимся к анализу католических церквей Германии второй половины ХХ - начала XXI века. Отметим основные тенденции формообразования внутреннего пространства храмов, уделим внимание формообразованию алтарного пространства. Для раскрытия данной темы во всем ее разнообразии было проанализировано более 70 церквей, вычерчены фрагменты планов и выявлены наиболее распространенные тенденции организации внутреннего пространства.

Переход от протяженного и фронтального к центрическому построению внутреннего пространства церкви

Традиционно, построение внутреннего пространства церковного зала принято разделять на три типа: центрическое, протяженное и фронтальное [5]. Противостояние этих трех концепций идет, начиная с 4-го века [11, с.13], наиболее характерным примером служит Собор Святого Петра, проект, который повлек за собой много споров относительно конфигурации внутреннего пространства храма. Современные архитекторы в своих проектах не привнесли радикально новых идей относительно этого вопроса, однако добавили вариативности.

Исследование показало, что с середины ХХ века постепенно происходит переход от использования протяженного и фронтального плана в пользу центрического. Придерживаясь продольного построения в своих проектах, современные архитекторы зачастую подвергаются критике, такой подход в середине XX - начале XXI века относят к наиболее консервативному и приписывают ему характер отнюдь не единения, на который направлена католическая месса, а разделения: священник и прихожане находятся в разных частях церкви, они как будто противостоят друг другу, а не стоят рядом.

Примером протяженного построения плана является церковь Святого Сердца, спроектированная А. Саттллером в Германии (рис. 3а). Она организована таким образом, что между священником и прихожанами образуется пустота, ничем не заполненное пространство, такое построение можно сравнить с театральным залом. Церковь Св. Верена, архитектор Вальтер Белц, 1968 год (рис. 3б), имеет схожие черты.

В ходе анализа планировочной структуры церквей второй половины ХХ века была определена важная тенденция: постепенно продольные планы «сокращались», длина уменьшалась, и план начинал тяготеть к фронтальному восприятию. Отметим сразу, что и фронтальные структуры практически не получили своего развития в XXI веке. Пример фронтального построения внутреннего пространства церкви мы можем видеть в проекте церкви Св. Петра, архитектурное бюро «KLUMPP + KLUMPP Architekten» (рис. 3в), а также в церкви Преображения Господня, архитектор Райнер Дисс, 1965 год (рис. 3г). Здесь пространство выглядит более камерным, однако вопрос дистанции и отстраненности не решается.

Наибольшее распространение в рассматриваемый период получила центрическая планировка. Одним из вариантов центрического построения является крестообразный в плане храм. Отметим, что центрический план - древнейший. В любую эпоху можно встретить религиозные сооружения в форме креста: крипта, подземная часовня римских христиан, романские, готические храмы (рис. 4а). Крест имел сакральное значение: крест, на котором был распят Иисус, символизировал собой победу над физической формой, над смертью, а в более поздней интерпретации - ощущение души, побеждающей смерть в теле [4]. С архитектурной точки зрения, форма креста достигалась за счет того, что в структуре плана устраивался поперечный неф, трансепт, что увеличивало пространство перед алтарем и тем самым подчеркивало сакральность последнего. В храмах середины XX - начала XXI века также часто используется тема креста, однако она формируется не столько геометрией плана, но распределением мест для прихожан вокруг алтаря.

а)

б)

в)

г)

Рис. 3. Протяженное и фронтальное построение внутреннего зала церкви: а) интерьер и план. Церковь Святого Сердца, архитектор А. Саттлер, 2000 год; б) интерьер и план. Церковь Св. Верена, архитектор Вальтер Белц, 1968 год; в) интерьер и план. Прямоугольная апсида. Церковь Св. Петра, архитектурное бюро «KLUMPP + KLUMPP Architekten», 2015 год; г) Церковь Преображения Господня, архитектор Райнер Дисс, 1965 год

Церковь Св. Антония, спроектированная Марией и Рудольфом Шварцем в 1959 году (рис. 4б), состоит из единого объема. На плане мы можем отчетливо видеть, что в «трансепте» архитектор устанавливает алтарь, а по его сторонам располагает места для верующих, таким образом во время мессы, когда зал полон, молящиеся образуют собой форму креста, образно становясь ближе к Богу. Более современные примеры - Церковь Св. Духа, архитектор Дитер Георг Баумеверд, 1966 год (рис. 4в) и Церковь Святой Марии в Шиллиге, архитектурное бюро «Königs Architekten», 2015 год (рис. 4г) - иллюстрируют аналогичный подход, однако форма самого креста трансформируется и в итоге представляет собой модернизированный объем из ломанных или плавных линий. В рассмотренных проектах наблюдается стремление архитектора расположить алтарь в самом сердце церкви - на пересечении нефа и трансепта, в средокрестии.

в) г)

Рис. 4. Церкви в плане, приближенные к форме креста: а) интерьер и план. Пизанский собор, 1063 год; б) интерьер и план. Церковь Св. Антония, архитекторы Мария и Рудольф Шварц, 1959 год; в) интерьер и план. Церковь Св. Духа, архитектор Дитер Георг Баумеверд, 1966 год; г) интерьер и план. Церковь Святой Марии в Шиллиге, архитектурное бюро «Königs Architekten», 2015 год

Изменение и вариативность алтарного пространства

Помимо общего построения храма, важнейшую роль в построении пространства играет апсида.

Исторически сложилось так, что из всех аксессуаров Христианского богослужения алтарь всегда являлся первым по значимости и важности. Строго говоря, церковь строилась для алтаря, а не алтарь для церкви. В случае необходимости христианское богослужение могло производиться под открытым небом, без какого-либо укрытия, но священный обряд никогда не проводился без алтаря, не важно, насколько он был мал или прост. Алтарь - смысловой центр церкви и большое внимание в проектировании храма было направлено именно на него и, как следствие, на формирование алтарного пространства. Поэтому форма апсиды - проекция неба в плане, - выступает объектом всеобщего внимания и играет немаловажную роль.

В ХХ веке апсиды чаще проектировались с использованием прямоугольной формы, однако постепенно вариантов решения алтарной части храма становится значительно больше. В современных храмах прямоугольная апсида применяется преимущественно при протяженном построении, которое, как было сказано ранее, встречается сегодня редко. В рассмотренном выше проекте Церкви Святого Сердца (рис. 3а) апсида имеет прямоугольную форму. Такое архитектурное решение можно сравнить с приемом, используемым в готических соборах Англии: Собор в Питерборо, Собор в Винчестере, Солсберийский собор и т.д. [7].

При проектировании прямоугольной апсиды архитекторы часто оставляют фронтальную стену за алтарем белой и устанавливают на ней иконы, реликвии, либо расписывают стену в определённой живописной манере. Стена за алтарем играет очень важную роль в пространстве главного зала, как, например, в проекте церкви Св. Маврикия (рис. 5а), дизайн этой церкви был создан художником Отто Гербертом Хайеком. Вся церковь была оформлена в едином стиле: алтарь, кафедра, мощевик, но наиболее важную роль играет то, как решен центральный горельеф стены за алтарем. Он разделен на две части: желтую и белую, на их пересечение образуется точка, откуда ось церкви берет свое начало, художник хотел показать, что все начинается с креста.

Небольшое распространение получили треугольные апсиды. Следует сказать, что апсиды данной формы встречались в проектах романских и готических соборов, к примеру, в соборе в Вормсе, сооруженном в романском стиле. Форма треугольника происходит от образа Великой Троицы и ее появление в проектах современных церквей символично. Данный вид апсиды проектируется не только по главной оси церкви, но и по диагонали, как в рассмотренном раннее проекте церкви Преображения Господня (рис. 3г), что создает акцент на алтарном пространстве. Эффект зачастую усиливается игрой света, как в случае с церковью Пакс Кристи Хайнца Демена, 1979 год (рис. 5б), где архитектор работает на контрасте и комбинирует глухие стены с витражом в пол.

Полукруглая или овальная, сложной плавной формы апсида, пожалуй, встречается наиболее часто. Отметим, что также как и в предыдущих вариантах, форма восходит к раннехристианским базиликам, как например, в пятинефной базилике Св. Петра (330 г.). В романской архитектуре также можно встретить ряд каноничных примеров: базилика Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, Собор Санта-Мария ла Нуова в Монреале, кафедральный собор в Пизе (рис. 4а).

Полукруглая апсида в современных храмах - это, без сомнения, отсылка к традиционным формам древнехристианских, романских и готических храмов. В качестве примера можно привести церковь Святого Винценца, архитектор Герман Баур, 1972 год (рис. 5в). Развитие данной темы мы можем наблюдать в проектах, где апсида становится частью округлой формы церкви и не выделена отдельным объемом, как в церкви Святого Антония Падуанского, архитектор Эрих Вебер, 1969 год (рис. 5г).

Рис. 5. Современная интерпретация формы апсиды: а) интерьер и план. Прямоугольная апсида. Церковь Св. Маврикия, архитектор Мартин Браунсторфингер, 1968 год; б) интерьер и план. Треугольная апсида. Церковь Пакс Кристи, архитектор Хайнц Демен, 1979 год; в) интерьер и план. Круглая апсида. Церковь Святого Винценца, архитектор Герман Баур, 1972 год; г) интерьер и план. Круглая апсида. Церковь Святого Антония Падуанского, архитектор Эрих Вебер, 1969 год

Одной из главных особенностей заключающего блока апсид является то, что зачастую они встречаются в церквях, имеющих центрическую структуру плана, что приводит нас к следующей обширной теме - зарождению и развитию темы амфитеатра во внутреннем устройстве храма.

Зарождение и развитие темы амфитеатра во внутреннем устройстве храма

Тенденция к вовлечению прихожан в процесс богослужения в середине ХХ века постепенно привела к тому, что алтарь, кафедра и распятие начинали перемещаться из сакрального пространства апсиды в центр главного зала. Благодаря проведенным в середине ХХ века реформам начинается переосмысление расположения алтаря, происходит возвращение к концепции, согласно которой алтарь рассматривается как стол Тайного Вечеря, за которым собирается народ, в контраст оторванному от людей, удаленному алтарю, установленному у дальней стены апсиды. Вводится новый принцип: священник теперь должен находится ближе к народу во время мессы, встать в один ряд с прихожанами [11]. Это позволило устанавливать алтарь в любое место, будь то апсида или пространство среди прихожан в нефе церкви. Результатом данных изменений стало появление структуры амфитеатра в устройстве храма - окружение алтаря с трех сторон, а в некоторых проектах - с четырех (рис. 6г).

Начало этой тенденции можно зафиксировать в церкви Св. Лаврентия, спроектированной Э. Стеффаном в 1962 году в Германии (рис. 6а). Церковь состоит из единого объема, в плане приближенного к квадратной форме. По главной оси расположены места для верующих и алтарь. В главном зале читается структура зарождающегося амфитеатра. Мы можем наблюдать установление мест для верующих по обе стороны от алтаря. И хотя алтарь установлен на небольшую возвышенность, из-за отсутствия пространства перед ним и наличия боковых мест для верующих по сторонам, он получился проходным.

Развитие темы амфитеатра видно в целой серии проектов, например - в церкви Иисуса Христа Доброго Пастыря, спроектированная Гюнтером Пфайфером, 2000 год (рис. 6б). Церковь состоит из единого объема, в плане приближенному к прямоугольной форме, по главной оси расположены места для верующих и алтарь. В данном примере алтарное пространство подчёркивается стеной, выступающей за общий объем церкви в виде небольшого ризалита. Ряд церквей, которые представлены на рисунке 6, наглядно иллюстрирует процесс того, как места для верующих начинают появляться по разные стороны от алтаря, и их количество растет. В проекте церкви Св. Марии, архитектор Гисберт Хюльсманн, 1975 год (рис. 6в), мы можем наблюдать процесс того, как количество боковых мест увеличилось и превысило по количеству места перед алтарем. Интерьер церкви Св. Николая, архитектор Хансякоб Лилл, 1963 год (рис. 6г) полностью ориентирован на центральную алтарную часть, что является отражением идеи литургического движения: прихожане должны собираться вокруг алтаря и активно участвовать в литургии, они как бы образуют собой живой крест, на котором совершается жертва Христа.

в) г)

Рис. 6. Появление мест для верующих по обе стороны от алтаря: а) интерьер и план. Церковь Святого Лаврентия, архитектор Э. Стеффан, Германия, 1962 год; б) интерьер и план. Церковь Иисуса Христа Доброго Пастыря, архитектор Гюнтер Пфайфер, 2000 год;

в) интерьер и план. Церковь Св. Марии, архитектор Гисберт Хюльсманн, 1975 год;

г) интерьер и план. Церковь Св. Николая, архитектор Хансякоб Лилл, 1963 год

Дальнейшее развитие темы амфитеатра (рис. 7а) приводит к доминированию внутреннего устройства в общей структуре плана. Появляются церкви, которые в основе своей имеют секторную структуру, к примеру - церковь Св. Дон Боско, архитектор Томас Векс, 1962 год (рис. 7б); церковь Св. Ансгара, архитектор Джо Фильке, 1974 год (рис. 7в) - проект, в котором всеобщая устремленность к алтарю подчеркивается не только построением плана, но и наклонной кровлей, которая поднимается на 4.5 м над алтарным пространством; церковь Св. Суитберта, архитектор Джозеф Лемброк, 1966 год (рис. 7г).

в) г)

Рис. 7. Становление амфитеатра: а) фото и план. Театр Диониса в Афинах, V в. до н. э.; б) интерьер и план. Церковь Св. Дон Боско, архитектор Томас Векс, 1962 год; в) интерьер и план. Церковь Св. Ансгара, архитектор Джо Фильке, 1974 год; г) интерьер и план. Церковь Св. Суитберта, архитектор Джозеф Лемброк, 1966 год

Можно предположить, что развитие темы амфитеатра и веерное, секторное построение постепенно привели к изменению и в общей форме планов современных церквей. Так, широкое развитие получают квадратные в плане храмы со вписанным внутрь кругом или правильным многоугольником. Алтарь теперь становится центром всей церкви, амфитеатр вокруг него начинает постепенно замыкаться, и мы видим отмеченную раннее тенденцию - появляются места для верующих не только по бокам, но и за алтарем.

Характерными примерами являются Церковь Св. Иосифа, архитектор Герман Баур, 1959 год (рис. 8а); церковь Св. Доминика, архитектор Герман Юнеманн, 1977 год (рис. 8б). Для этих проектов характерна идея взаимодействия мирского и божественного: простые материалы, бетон, стекло, соседствует с устремленным ввысь куполом в середине зала, под которым установлен алтарь - центр всей церкви, центр всех молитв. Церковь К Святым Ангелам, архитектор Йозеф Теодор Видеманн, 1967 год (рис. 8в), состоит из 12 вершин, устремленных ввысь, они символизируют 12 апостолов. Конструкции, которые поддерживают вершины, сходятся в самом центре церкви, над алтарем. Церковь Св. Павла, архитектор Герберт Римпл, 1967 год (рис. 8г) - это восьмиугольное пространство, где посетители собираются вокруг алтаря, которое перекрыто восьмигранной шатровой крышей; здание, символизирующее шатер Бога в этом мире.

в) г)

Рис. 8. Квадратные в плане церкви: а) интерьер и план. Церковь Св. Иосифа, архитектор Герман Баур, 1959 год; б) интерьер и план. церковь Св. Доминика, архитектор Герман Юнеманн, 1977 год; в) интерьер и план. Церковь К Святым Ангелам, архитектор Йозеф Теодор Видеманн, 1967 год; г) интерьер и план. Церковь Св. Павла, архитектор Герберт Римпл, 1967 год

Заключение

Проведенный анализ позволил выявить несколько характерных тенденций в устройстве планов католических церквей Германии. Некоторые из этих тенденций начали формироваться еще в середине ХХ века, а другие получили широкое распространение лишь в наше время. Наибольшее значение для развития внутреннего пространства современных католических церквей Германии имеет переход от протяженной и фронтальной в плане структуры к центрической, усложнение форм апсиды и устройства алтаря, использование темы амфитеатра как основы для построения внутреннего пространства.

Источники иллюстраций

Рис. 1а. URL: https://ru.pinterest.com/pin/304907837268889273/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 1б. URL: https://www.vntg.com/146706/vintage-chair-by-egon-eiermann-for-wildespieth-1960s/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022). Рис. 1 в. URL: https://www.penccil.com/gallery.php?show=8260&p=548650897285 (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 2а. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sts. Peter and Paul Cathedral, Lubumbashi (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 2б. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Uерковь Франциска Ассизского (Вена) (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 2в. URL: https://translated.turbopages.org/proxy u/en-ru.ru.0a5fecb0-63222f5f-4f909839-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Sint-Petrus-en-Pauluskerk (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 3а. URL: https://archello.com/project/sacred-structure-with-golden-fleece-herz-iesu-kir (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 3а. URL: https://techsplosion.myblog.arts.ac.uk/2013/04/26/task-8/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 3б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/meckenbeuren-kehlen-st-verena/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 3в. URL: https://turbina.ru/guide/Piza-Italiya-119612/Zametki/Vetchno-padayutstchaya-Piza-62874/photo 1610046/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022). Рис. 3в. URL: http://www.historiasztuki.com.pl/strony/002-00-09-STYLE-R0MANIZM.html (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 3г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/feldberg-schwarzwald-verklaerung-

christi/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 4а. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/wiesbaden-st-mauritius/

(в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 4б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/essen-frohnhausen-st-antonius/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 4в. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/emmerich-leegmeer-heilig-geist/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 4г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/wangerland-schillig-st-marien/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 5а. URL: https://www.archdaily.com/788192/st-paulus-church-klumpp-plus-klumpp-architekten?ad source=search&ad medium=search result projects (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 5б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/krefeld-pax-christi/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 5в. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/untermarchtal-vinzenzkirche/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 5г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/kuenzell-st-antonius-von-padua/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 6а. Maguire, Robert (Robert Alfred). Modern churches of the world/ R. Maguire - London, Studio Vista, Ltd.; New York, Dutton, 1965. С. 150-153.

Рис. 6б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/frankfurt-am-main-jesus-christus-der-gute-hirte/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022). Рис. 6в. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/seligenstadt-st-marien/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 6г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/muenchen-hasenbergl-st-nikolaus/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 7а. URL: https://kulturakumertau.ru/g/teatry-grecii.html (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 7а. URL: https://yuliyakelidi.com/акрополь-театр-диониса-древнегречес/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 7б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/augsburg-st-don-bosco/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 7в. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/bremerhaven-st-ansgar/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/essen-st-suitbert/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 8а. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/merzig-st-josef/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 8б. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/berlin-st-dominicus/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 8в. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/landsberg-zu-den-heiligen-engeln/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Рис. 8г. URL: https://www.strasse-der-moderne.de/kirchen/fulda-st-paulus/ (в авторской обработке) (дата обращения: 14.09.2022).

Список источников

1. Ермоленко Е.В. Архитектура христианского храма в XXI веке // Light and Engineering. Volume 29, November 4. 2021. P.107-116. ISBN 0236-2945

2. Ермоленко Е.В. Естественное освещение новейших христианских храмов / редкол.: Е. М. Самсонова (отв. ред.) и др. // Новые идеи нового века - 2020. Материалы Двадцатой Международной научной конференции. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020. Т. 1. С.171-178. ISSN 978-5-7389-3097-3

3. Жемчугова В.А. Архитектура католических храмов Западной Европы XX века: Тенденции развития и основные вопросы организации пространства: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры, 18.00.01. Москва, 2001. 207 с.

4. Неаполитанский С.М. Сакральная архитектура мира. Созидательные принципы мировой гармонии / С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев. Москва: Амрита-Русь, 2017. 595 с. ISBN 978-5-00053-825-8

5. Павлов Н.Л. Основные стадии развития религии и три типа культовых структур // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №4(45). C.38-54. URL: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/02 pavlov.pdf

6. Уотсон П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло; пер. с англ. М. Завалова, Н. Холмогоровой. Москва: Эксмо, 2017. 784 с. ISBN 978-5-669-97046-9

7. Банистер Ф. История архитектуры; пер. с англ. Москва: Издательство «Архитектура -С», 2012. 186 с. ISBN 978-0-7506-2267-7

8. Albert Christ-Janer. Modern church architecture: a guide to the form and spirit of 20th century religious buildings. New York, Dodge Book Dept., McGraw-Hill, 1962. P. 333.

9. Heathcote E. Church builders. Chichester, West Sussex: Academy Editions, 1997.

10. Maguire R. Modern churches of the world. London, Studio Vista, Ltd; New York, Dutton, 1965.

11. Stegers R. Sacred Buildings: A Design Manual. Birkhäuser Verlag, 2013.

12. Smith G.E. Kidder. The new churches of Europe. Las nuevas iglesias de Europa. Smith -New York, Holt, Rinehart and Winston, 1964.

References

1. Ermolenko E.V. Architecture of the Christian Church in the XXI century. Light and Engineering, Volume 29, November 4, 2021, pp. 107-116. ISSN 0236-2945

2. Ermolenko E.V. Estestvennoe osveshchenie novejshih hristianskih hramov [Natural lighting of the newest Christian churches. New ideas of the new century - 2020. Proceedings of the Twentieth International Scientific Conference]. Habarovsk, 2020, vol. 1, pp. 171-178. ISSN 978-5-7389-3097-3

3. Zhemchugova V.A. Arhitektura katolicheskih hramov Zapadnoj Evropy HKH veka: Tendencii razvitiya i osnovnye voprosy organizacii prostranstva [The architecture of Catholic churches in Western Europe of the twentieth century: Development trends and the main issues of space organization (Cand. Dis)]. Moscow, 2001, 207 p.

4. Neapolitanskij S.M., Matveev S.A. Sakral'naya arhitektura mira. Sozidatel'nye principy mirovoj garmonii [Sacred architecture of the world. Creative principles of world harmony]. Moscow, 2017, 595 p. ISBN 978-5-00053-825-8

5. Pavlov N.L. The main stages in the religion development and three types of iconic structures. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 38-54. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/02 pavlov.pdf

6. Uotson Piter. Epoha pustoty. Kak lyudi nachali zhit' bez Boga, chem zamenili religiyu i chto iz vsego etogo vyshlo [The Age of Atheists: How We Have Sought to Live Since the Death of God]. Moscow, 2017, 784 p. ISBN 978-5-669-97046-9

7. Banister Fletcher. Istoriya arhitektury [A History of Architecture]. Moscow, 2012, 186 p. ISBN 978-0-7506-2267-7

8. Albert Christ-Janer. Modern church architecture: a guide to the form and spirit of 20th century religious buildings. New York, Dodge Book Dept., McGraw-Hill, 1962, 333 p.

9. Heathcote E. Church builders. Chichester, West Sussex, Academy Editions, 1997.

10. Maguire R. Modern churches of the world. London, Studio Vista, Ltd; New York, Dutton, 1965.

11. Stegers Rudolf. Sacred Buildings: A Design Manual. Birkhäuser Verlag, 2013.

12. Smith G.E. Kidder. The new churches of Europe. Las nuevas iglesias de Europa. New York, Holt, Rinehart and Winston, 1964.

ОБ АВТОРАХ

Гусейнова Дарья Вадимовна

Магистрант кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия [email protected]

Ермоленко Елена Валентиновна

Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия тагкЫ [email protected]

ABOUT THE AUTHORS Guseinova Daria V.

Master Student at the Department of «Soviet and Contemporary Foreign Architecture», Moscow

Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia

[email protected]

Ermolenko Elena V.

PhD in Architecture, Associate Professor at the Department of «Soviet and Contemporary Foreign Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia markhi [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.