Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития алтарной части христианских церквей'

Особенности формирования и развития алтарной части христианских церквей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
242
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ / АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ ЦЕРКВИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / HISTORY OF ARCHITECTURE / CHRISTIAN CHURCHES / ALTAR PART OF THE CHURCH / FUNCTIONAL PROCESS / SPACE-PLANNING DECISIONS OF BUILDINGS / ARCHITECTURAL ELEMENTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зейферт Марина Германовна

Постановка задачи. Цель исследования выявить особенности формирования и развития архитектуры алтарной части христианских церквей. Основные результаты исследования состоят в следующем: Результаты. 1. В раннехристианских церквях требование ориентации главного алтаря на восток не всегда выполнялось. Расположение зданий зависело от многих факторов: градостроительной ситуации, использования при строительстве уцелевших фрагментов античных построек, местных традиций. 2. Особенностью христианских церквей, оказавшей влияние на формирование структуры церковных зданий, является наличие захоронений первоначально почитаемых мучеников, в память о которых и были построены мартириумы и церкви, а в дальнейшем знаковых для религии людей. Появились нижние пределы церкви места для захоронений крипты и конфессио. Произведена классификация крипт и конфессио римских церквей в соответствии с их влиянием на архитектурную композицию алтарной части здания. 3. Установлено, что изменения требований к церковным ритуалам оказывает влияние на алтарную часть церкви и соответственно на объемно-планировочное решение здания в целом. Вместе с тем развитие архитектуры и совершенствование конструкций культовых зданий влечет за собой преобразования главной сакральной части церкви -санктуария (алтарной зоны). 4. Выявлено, что со временем границы между алтарной частью церкви и пространством, предназначенным для прихожан, стираются. Во многих церквях отсутствует алтарная преграда, киворий над престолом, в некоторых случаях все церковное помещение перекрывается общим куполом, объединяющим «земное и божественное». Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении особенностей влияния функционального процесса на формирование и развитие зданий и архитектурных элементов, на примере алтарной части христианских церквей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation and development of the Christian churches’ altar part

Problem statement. The purpose of the study is to reveal the peculiarities of formation and development of the architecture of the altar part of the Christian churches. The main results of the study are as follows. Results. 1. In the early Christian churches, the requirement of orientating the main altar to the east was not always fulfilled. The location of the buildings depended on many factors: the urban development situation, the use of surviving fragments of ancient buildings, local traditions in the construction. 2. The peculiarity of the Christian churches that influenced the formation of the structure of church buildings is the presence of the burial places of the originally revered martyrs, in memory of which the martyrs and churches were built, and later the people that are important for religion. The lower limits of the church for burial places appeared crypts and confessions. The classification of the crypts and confession of the Roman churches according to their influence on the architectural composition of the altar part of the building was made. 3. It is established that changes in the requirements for church rituals have an effect on the altar part of the church and, accordingly, the volumetric and planning decision of the building as a whole. At the same time, the development of architecture and the improvement of the construction of religious buildings entail the transformation of the main sacred part of the church the sanctuary (altar zone). 4. It is revealed that with time the boundaries between the altar part of the church and the space intended for the parishioners are being erased. In many churches there is no choir screen, ciborium over the throne, in some cases the entire church room is overlapped by a common dome combining «earthly and divine». Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture consists in revealing the features of the influence of the functional process on the formation and development of buildings and architectural elements, on the example of the altar part of Christian churches.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития алтарной части христианских церквей»

УДК 72.032/033

Зейферт Марина Германовна

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: zeyfertm@mail. ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Особенности формирования и развития алтарной части христианских церквей

Аннотация

Постановка задачи. Цель исследования - выявить особенности формирования и развития архитектуры алтарной части христианских церквей. Основные результаты исследования состоят в следующем:

Результаты. 1. В раннехристианских церквях требование ориентации главного алтаря на восток не всегда выполнялось. Расположение зданий зависело от многих факторов: градостроительной ситуации, использования при строительстве уцелевших фрагментов античных построек, местных традиций.

2. Особенностью христианских церквей, оказавшей влияние на формирование структуры церковных зданий, является наличие захоронений первоначально почитаемых мучеников, в память о которых и были построены мартириумы и церкви, а в дальнейшем знаковых для религии людей. Появились нижние пределы церкви места для захоронений - крипты и конфессио. Произведена классификация крипт и конфессио римских церквей в соответствии с их влиянием на архитектурную композицию алтарной части здания.

3. Установлено, что изменения требований к церковным ритуалам оказывает влияние на алтарную часть церкви и соответственно на объемно-планировочное решение здания в целом. Вместе с тем развитие архитектуры и совершенствование конструкций культовых зданий влечет за собой преобразования главной сакральной части церкви -санктуария (алтарной зоны).

4. Выявлено, что со временем границы между алтарной частью церкви и пространством, предназначенным для прихожан, стираются. Во многих церквях отсутствует алтарная преграда, киворий над престолом, в некоторых случаях все церковное помещение перекрывается общим куполом, объединяющим «земное и божественное».

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении особенностей влияния функционального процесса на формирование и развитие зданий и архитектурных элементов, на примере алтарной части христианских церквей.

Ключевые слова: история архитектуры, христианские церкви, алтарная часть церкви, функциональный процесс, объемно-планировочные решения зданий, архитектурные элементы.

Введение

Зарождение первых христианских церквей происходило задолго до 313 г. время признания христианства религией равноправной со всеми другими вероисповеданиями. Общины, опасаясь гонений, собирались тайно в жилых домах, синагогах, катакомбах. Это было время становления религии, требований к культовым зданиям нового типа, формирования пространства церкви. Основными составляющими объемно-планировочной структуры церкви является пространство для размещения верующих и сакральное место для совершения литургии - алтарная часть здания - санктуарий. По словам П.А. Флоренского: «Пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец. Храм, как разъяснено было ранее, есть лестница Иаковлева, и от видимого она возводит к невидимому, но весь алтарь, как целое, есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство не-от-мирное» [1, с. 87].

Целью данного исследования являются особенности формирования, и развития архитектуры алтарной части христианских церквей.

В работе использованы метод натурного обследования и фотофиксации 32 церквей Рима, а также материалы из литературных источников по данному вопросу. Рассмотрены примеры организации алтарной части церквей следующих типов:

- продольный (линейный) тип сооружения, трех-пятинефная базилика;

- продольный (линейный) тип сооружения, трех-пятинефная базилика с трансептом;

- продольный (линейный) тип сооружения, трех-пятинефная базилика с эмпорами;

- центрический тип сооружения, круглый или восьмиугольный план;

- сочетание продольного (линейного) сооружения с куполом на парусах;

- пилястровая церковь с трансептом и куполом на парусах над средокрестием;

- купольная церковь с крестообразным планом (византийское влияние).

Особенности ориентации алтарной части христианских церквей

Важным вопросом создания культовых зданий разных конфессий являются особенности их размещения. Ориентация алтарной части раннехристианских церквей на территории обширной римской империи была различной. В один и тот же промежуток времени в восточной части империи соблюдали правило направления сакральной части церкви на восток, только с V в. это правило стало обязательным для всех христианских церквей. Направление алтаря на восток, символизировало устремление молящихся к «Востоку свыше», т. е. к Христу. Многие ранние римские церкви имели западную ориентацию. Возможно, это было связано с распространением в центральной части империи митраизма. Вход в небольшие, часто подземные, храмы Митры был с восточной стороны [2, с. 9]. Западную ориентацию алтарной части имеют главные римские церкви -Сан Пьетро и Сан Джованни ин Латерано, построенные при императоре Константине. Здания неоднократно перестраивались, но сохранили первоначальную ориентацию алтаря. Огромная апсида с санктуарием, объединяющая три нефа, церкви Санти Кватро Коронати в Риме также ориентирована на запад.

Рассматривая примеры церковных зданий расположенных в Риме и на территории римской империи можно отметить, что на расположение зданий влияли многие факторы. Часто при возведении раннехристианских церквей использовались сохранившиеся конструкции античных сооружений. Большой интерес представляют раннехристианские церкви римской провинции Бизацен Северной Африки. Алтарная часть церкви «I» Ве11а1ог в городе Сбейтла, располагаемая в апсиде античной базилики, ориентирована на юг. Прихожане попадали в здание через боковые нефы с западной и восточной стороны. [3, с. 15]. Расположение алтарной части раннехристианских церквей исторически сложившихся городов зависело от градостроительной ситуации, практики приспособления для церквей ранее существующих зданий другого назначения, например церковь Санта Мария дельи Анджели встроена Микеланджело в монументальные руины терм Диоклетиана [4, с. 14]. Апсида с алтарной частью собора Святой Софии в Константинополе была ориентирована на восток. С 1453 г. христианский Константинополь стал мусульманским Стамбулом, а собор Святой Софии в течение 481 года служил мечетью. Молельная ниша мечети - михраб должна быть направлена на Каабу (Мекку). Для Стамбула это юго-восток. Появление михраба в здании, повлекло за собой смещение алтарной части изначально христианского собора к югу. [5, с. 63]. Так в здании, с 1934 г. ставшим музеем, мирно существуют сакральные зоны двух конфессий.

Влияние крипт и конфессио на объемно-планировочное решение алтарной части церковного здания

Одним из мест собрания приверженцев новой религии были катакомбы -подземные кладбища, расположенные за городской чертой. Со II в. помимо языческих захоронений в подземных некрополях появились могилы и саркофаги христиан пострадавших за веру. В местах захоронений в капеллах и криптах проводился ритуал поминовения усопших. В капеллах устанавливали алтарь, стены покрывали фресками. Казни апологетов зарождающейся религии происходили в черте города, в память о мучениках на местах казни или погребения стали возводить мартириумы, а позднее церкви. Церковь IV в. Санти Кватро Коронати построена на месте захоронения четырех

воинов, замученных за отказ казнить скульпторов не согласившихся ваять языческих идолов [6, с. 12].

Христианство не представляло собой единую церковь. На огромной территории римской империи создавалось множество общин со своей историей возникновения, языковыми различиями, местными традициями. Поэтому перенос места поминовения и почитания мучеников с кладбищ в раннехристианские церкви происходил по разным причинам. В Северной Африке существовал языческий обычай погребальных трапез на кладбище. Подобные шумные поминовения совершались и на могилах христианских мучеников. Для искоренения языческих традиций и привлечения общины в церковь епископами была предпринята попытка преобразования погребальной трапезы в евхаристическое жертвоприношение Богу. «Остановить разгульные трапезы на кладбищах не только в Ш-1У вв., но и в V в. было, скорее всего, невозможно, поэтому Августин (епископ Августин Иппонский) дал епископу Карфагенскому Аврелию четкие рекомендации по перенесению почитания святых внутрь церкви [7, с. 13]. Останки почитаемых мучеников переносили с кладбищ в церкви. Появились церкви с двумя апсидами. В трехнефной базилики «I» Бе11а1;ог в городе Сбейтла в северной апсиде находился пресбитерий, а в южной гробницы святых. Алтарь располагался в центре среднего более широкого нефа. Подобным же образом решена пятинефная базилика в Кастеллум Тингитанум (ныне Орлеанвиль). Две скрытые стенами апсиды замыкают главный неф с востока и запада, а входы в церковь находятся с южной и северной стороны. Практически все церкви Рима связаны с захоронениями почитаемых мучеников, с памятными местами или предметами - святынями. Например, в базилике 440 г. Сан Пьетро ин Винколи хранятся вериги, которыми в Мамертинской темнице был закован Апостол Петр. Опасаясь грабительских набегов лангобардов, оставшиеся в катакомбах мощи святых по распоряжению папы Павла I (757-767 гг.) были перенесены в церкви. Святые реликвии привлекали в церкви многочисленных паломников.

В работе проведены исследования объемно-планировочных решений и структурных элементов алтарной части церквей построенных в Риме и римских провинциях. На основе проведенного анализа выявлено, что наличие в структуре христианских церквей крипт и конфессио, в некоторых случаях оказывает существенное влияние на объемно-планировочное решение алтарной части здания. Произведена классификация крипт и конфессио римских церквей в соответствии с их влиянием на архитектурную композицию санктуария.

В первом случае конфессио, крипты находятся достаточно глубоко под землей и не оказывают влияния на архитектурную композицию санктуария. Вход в нижний предел осуществляется из боковых нефов или вспомогательных помещений. В качестве примера можно привести церковь Санта Кроче ин Джерузалемме. Из правого нефа в капеллу Святой Елены ведет пологая лестница с редкими ступенями - соМопа1а. Пол алтарной части церкви выше нефов всего на две ступени.

Во втором случае конфессио располагается под алтарной частью церкви. Попасть туда можно по лестницам из среднего или боковых нефов. Алтарная часть церкви приподнята за счет меньшего заглубления конфессио. Подобным образом решен нижней предел церкви Санта Прасседе. Вход в вытянутую крипту с саркофагами Пракседы и Пуденцианы находится в центре под алтарем. Вниз ведут 11 ступеней, санктуарий приподнят на 7 ступеней.

В третьем случае нижний предел открыт в помещение церкви и является важным элементом организующим санктуарий. Конфессио церкви Санта Мария Маджоре переделано в XIX в. из древней капеллы и предназначено для хранения яслей младенца Христа. В конфессио, расположенном под, а частично перед, алтарем, ведут две двухмаршевые лестницы с правой и левой стороны от кивория. От нефов конфессио огорожено красивой полукруглой балюстрадой (рис. 1 а).

Функциональное зонирование и развитие алтарной части церковного здания

Церковные здания с многовековой историей неоднократно достраивались и изменялись благодаря новым архитектурным веяниям, совершенствованием конструктивных решений. В свою очередь усложнение и развитие ритуалов требовали

изменения архитектурной среды церкви и в первую очередь ее алтарной части. Алтарная часть церкви состоит из трех зон. В центральной зоне находится алтарь, за алтарем пресбитерий, перед алтарем хор. Главным элементом сакральной зоны церкви является алтарь, престол, менза (лат. alta ara - возвышенное место для жертвоприношений).

Рис. 1. Примеры организации конфессио под алтарем христианских церквей: а) открытое конфессио ц. Санта Мария Маджоре; б) пример кольцевой крипты размещенной под главным алтарем церкви [источник: 8, с. 41]

Первые христианские алтари размещались в жилых домах, где тайно собирались общины и в катакомбах. Примером оформления алтаря является папский склеп в катакомбе Каллиста. Алтарь защищает решетчатая каменная преграда, перед ней стоят две колонны перекрытые архитравом. Над купелью домашнего баптистерия в Дура-Европос покоится арочная сень на четырех расписанных колоннах, на плафоне сени изображено небо со звездами. Подобным же образом украшались мартириумы. Мартириум Святого Петра на месте распятия апостола представлял собой нишу с эдикулой в стене и навес на двух колоннах над алтарем [9, с. 677]. В оформлении крипт, мартириумов, а позднее церквей использовался опыт античных архитекторов.

Престол выделяется в общем пространстве церкви. Довольно часто над престолом располагается киворий (лат. сЛогшш - коробка), называемый также сенью или балдахином. В работе рассмотрены 32 церкви, в алтарную часть 18 включены кивории. В церкви Сант' Аньезе фуори ле Мура престол, инкрустированный мрамором, находится между постаментов четырех колонн кивория. Покрытие кивория представляет собой сооружение в виде купола с фонарем на восьмиугольном барабане (рис. 2, а). На плафоне кивория, как правило, изображена птица - символизирующая святой дух. Существующие в настоящее время кивории раннехристианских церквей, как и некоторые другие архитектурные элементы зданий, возведены в более позднее время. Так киворий IX в. работы Космати украшает церковь VI в. Сан Джорджо ин Велабро. Кивории многих церквей решены в готическом стиле, либо с использованием элементов барокко.

Санктуарий от места размещения прихожан отделяет триумфальная арка и алтарная преграда. В православной церкви преградой является иконостас. Перед ним находится возвышенное пространство - солея с полукруглым выступом в середине - амвоном и клиросами по бокам. У католиков значение амвона (бема, вима) несколько иное - это парапет с кафедрами для чтения проповедей и Евангелия, размещенными по сторонам хора. Хор (греч. сИогш) место для присутствующего на богослужении духовенства. Хор приподнят на несколько ступеней относительно пола нефов. Алтарная преграда представляет собой невысокий парапет, выполненный чаще всего из мрамора, реже из

НАРУЖНАЯ АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ.

а)

б)

дерева или металла. Деревянная преграда с балясинами между столбиками и тремя двухстворчатыми дверями отделяет санктуарий церкви Санти Козма э Дамиано. С левой стороны расположена деревянная кафедра, которая со временем заменила амвон. Чаще всего алтарная преграда изготавливалась из мраморных сплошных или решетчатых плит, либо представляла собой невысокую мраморную балюстраду. В церкви Санта Катерина да Сиена а Маньянаполи балюстрада выполнена из мрамора двух цветов, а двери в центре преграды из кованого металла. В церковном строительстве Венеции прослеживается тесная связь с культурой Византии. Алтарная преграда собора Сан Марко выполнена в виде восьми колонн поставленных на парапет из инкрустированных резных мраморных плит. Колонны несут архитрав с фигурами святых. Круглая в плане лестница в пять ступеней ведет в центральный проход к престолу. Подобная алтарная преграда стала основой для формирования многоярусного православного иконостаса. Скромная алтарная преграда церкви Санта Мария ин Космедин в Риме также состоит из колонн несущих архитрав.

а) б)

Рис. 2. Примеры архитектурной композиции алтарной части католических церквей Рима: а) ц. Сант'Аньезе фуори ле Мура, IV в., перестроена по византийским канонам в VII в; б) ц. Иль Джезу, арх. Бароцци Виньола, Джакомо делла Порта, 1568-1584 гг.

За престолом находится пресбитерий (греч. рге8Ьу:егюп - совет старейшин) место для священников между престолом и алтарной стеной. В православии это пространство называется - горнее место. В некоторых апсидах раннехристианских церквей, например в церкви Святой Ирины в Константинополе присутствовал синтронион - поднимающиеся амфитеатром ряды для священников [10, с. 20]. Со временем не прижившийся в церковной архитектуре амфитеатр был преобразован в скамью для пресвитеров, в центре которой находилась кафедра епископа. В дальнейшем кафедра заняла место слева от алтаря. Подобные алтарные скамьи, обычно из мрамора, имеются во многих церквях. В церкви Санти Козма э Дамиано обшивка нижней части алтарной стены и сидения выполнены из дерева, а в церкви Санти Джованни э Паоло центральный трон кардинала из инкрустированного мрамора приподнят на две ступени, а скамьи разрываются постаментами пилястр, украшающих алтарную нишу. С двух сторон от пресбитерия располагаются вспомогательные помещения с предметами необходимыми для богослужения. В ряде церквей в алтарной стене имеются двери, с северной стороны дверь ведет в помещение, называемое протезис, с южной стороны - в ризницу.

В процессе эксплуатации требования к церковным зданиям изменялись, возросло количество паломников, особенно в юбилейные годы или годы канонизации. На развитие архитектуры церковных зданий оказывали влияние христианские императоры, начиная с Константина, а позднее понтифики. Главное требование Тридентского Собора к

церковному зданию состояло в том, чтобы здание вмещало большое количество прихожан, действие богослужения было хорошо видно, а проповедь священника отчетливо слышна с любого места помещения [2. с 86]. Кардинал Алессандро Фарнезе в 1568 г. писал Виньоле: «Церковь должна состоять не из центрального и двух боковых нефов, а из одного главного нефа, обрамленного с двух сторон капеллами.... Основное пространство должно быть перекрыто куполом, чтобы хорошо был слышен голос» [11, с. 141]. Первой церковью, построенной по новым требованиям стала Иль Джезу -пилястровая церковь с трансептом и куполом на парусах над средокрестием.

Усложнялась пространственная композиция церквей, для приближения паствы площадь перед санктуарием расширялась за счет перпендикулярного нефа - трансепта. При сохранении осевой направленности к алтарю, симметрия нарушалась за счет пристраиваемых капелл, вспомогательных помещений. Так к левому нефу церкви V в. Санта Сабина в XVI в. была пристроена капелла покрытая куполом с фонарем. С увеличением размеров церкви в плане возрастала высота зданий, изменялась и алтарная часть церкви. Изменение функциональных требований повлияло на объемно-планировочное решение зданий, по словам П. Флоренского «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего» [1, с. 95].

Шире и выше становилась стена апсиды, поэтому ее поверхность членилась по вертикали пилястрами или лопатками, по горизонтали - промежуточными карнизами, подоконными тягами, поясами. В некоторых случаях при оформлении церквей использовались одинаковые приемы. Например нижний регистр алтарной стены церквей Сант Аньезе фуори ле Мура и Санта Сабина облицован мрамором двух цветов, на светлом фоне выделяются темные лопатки завершенные широким поясом того же цвета. В верхнем регистре апсиды церкви Сан Сабина расположены три окна с трансеннами из селенита.

Одновременно с величиной здания возрастают размеры кивория. Высота балдахина собора Сант Пьетро, созданного Джан Лоренцо Бернини, 28,5 м, при высоте подкупольного пространства 96 м. В монументальной конструкции кивория Бернини объединил архитектурные и скульптурные элементы. По замыслу архитектора балдахин должен быть увенчан фигурой Христа, но из-за большого веса статуи она была заменена шаром с крестом - символом триумфа христианства в мире [12, с. 283]. В православных церквях также с увеличением размеров зданий увеличивается высота иконостасов, в XVI в. появляется пятый ряд икон - праотеческий, а позднее еще два ряда.

Со временем решение алтарной ниши усложнялось, использовалась ордерная система, живопись, дополненная объемной скульптурой. Алтарная ниша становилась главной в оформлении санктуария, ее восприятию мешали массивные колонны кивория. Интересный прием использован при организации санктуария церкви Санти Джованни э Паоло. Пышно оформленная стена апсиды не скрыта колоннами кивория, тем ни менее сохранена традиция, над престолом подвешена верхняя часть кивория - бронзовый балдахин. В большинстве церковных зданий без кивория алтарная ниша оформлена в виде эдикулы, состоящей из четырех, реже двух колонн покрытых раскрепованным антаблементом (рис. 2 б). Композицию завершает разорванный треугольный или лучковый фронтон. В центре эдикулы размещено живописное полотно либо небольшая икона в богатом обрамлении. Конхи алтарной ниши покрыты росписью или золотофонной мозаикой в византийском стиле. Во многих церквях без кивория отсутствует и алтарная преграда. Тем ни менее, чтя традиции, некоторые современные культовые здания оформляются по образцам раннехристианских церквей. В период с 1915 по 1927 гг. в престижном квартале Рима, созданного архитектором Джино Коппеде, возводится трехнефная базилика Санта Мария Аддолората с эмпорами, алтарной преградой и киворием. Интересно, что в завершении кивория использован аналог античного храма, но количество колонн по фасаду 7, центральная колонна подчеркивает крест на тимпане фронтона.

Освещение алтарной части церковного здания

С развитием объемно-планировочной структуры зданий изменяются приемы освещения. Особенности освещения нефов и алтарной части христианских церквей на территории Рима и римской империи представлены в таблице.

Таблица

Особенности освещения нефов и алтарной части христианских церквей на территории Рима и римской империи

Город, наименование, время возведения и реконструкции церкви Тип церковного здания Освещение нефов, алтарной части

Рим, ц. Сан Джорджо ин Велабро, VI в., построена над каменным строением II-III вв. (арка серебряников) Продольный (линейный) тип сооружения. Трехнефная базилика -форма трапециевидная. Одна полукруглая апсида по среднему нефу. Потолок в главном нефе плоский с нарисованными кессонами. Три окна прямоугольные с полуциркульным завершением в апсиде, трансенны. В верхнем ряду центрального нефа (клирестории) окна прямоугольные.

Рим, ц. Сант'Аньезе фуори ле Мура, IV-VII вв. (византийские каноны) Продольный (линейный) тип сооружения. Трехнефная базилика с эмпорами. Плафон плоский - кессоны, роспись. Эмпоры над боковыми нефами и нартексом - орган. Два ряда колонн с архивольтами. Верхний ряд окон центрального нефа - (клирестории). Окна прямоугольные с циркульным завершением.

Рим, ц. Санта Констанца, IV в., до 1256 г. мавзолей. Центрический тип сооружения, круглый план, купол в центре, амбулакр (амбулаторий) перекрыт бочарным сводом. Барабан купола опирается на 12 пар колонн из гранита, перекрытых арками. 12 прямоугольных окон с циркульным завершением и трансенами в барабане купола. Окна в бочарном своде амбулакра.

Рим, ц. Санта Пуденциана, IV в. Сочетание продольного (линейного) сооружения с куполом на парусах. Две дорические колонны с аркой, между пилонами купола - отделяют алтарную часть от нефов. Балконы (орган) с боковых сторон между парусами. Четыре круглых окна на барабане. Прямоугольные окна над входом и в боковых нефах.

Рим, ц. Санти Кватро Коронати, IV в. Продольный (линейный) тип сооружения. Трехнефная базилика. Три нефа завершены одной большой полуциркульной апсидой с конхой. Эмпоры. Три больших прямоугольных окна в верхнем регистре апсиды. Освещение нефов и эмпор через окна над входом.

Рим, ц. Санта Сабина, основана в 422 г. Продольный (линейный) тип сооружения. Трехнефная базилика. Плоский плафон, узкие боковые нефы с открытыми стропилами. Из левого нефа вход в капеллу ХУ1 в. покрытую куполом. Три окна в апсиде, верхний ряд окон центрального нефа -(клирестории), пять окон над входом в церковь. Все окна прямоугольные с циркульным завершением, узкими простенками. Трансенны из селенита. Круглые окна в барабане капеллы.

Венеция, собор Сан Марко, освящен в 1094. Купольная церковь с планов в виде греческого креста. Пять квадратных в плане ячеек, перекрыты полусферическими куполами на парусах и соединены широкими подпружными арками. Под сводами, соединяющими купола, устроен второй ярус на аркадах. Окна окружают барабаны пяти куполов. Каждая из трех апсид имеет три окна под конхой. Второй ярус освещен окнами в закомарах. Все окна прямоугольные с циркульным завершением.

Рим, ц. Иль Джезу, арх. Бароцци Виньола, Джакомо делла Порта, 1568-1584 гг. Сочетание продольного (линейного) сооружения с куполом на парусах над средокрестием. Пилястровая церковь с трансептом. Трансепт равен по ширине среднему нефу. Диаметр полукруглой апсиды равен диаметру купола, опирающегося на четыре мощных пилона. Люнеты с каждой стороны в своде над нефом, окна в трансепте над алтарями. Между барабаном и куполом аттик с 8 окнами, 4 прямоугольных окна в барабане, фонарь. Два окна в апсиде и два круглых окна в нижней части конхи. Большое окно с полуциркульным завершением над входом.

В трехнефных базиликах свет в помещение попадает через верхний ряд окон центрального нефа - клирестории, апсиды ряда церквей имеют оконные проемы в верхнем регистре алтарной ниши. В центрической церкви IV в. Санта Констанца подкупольное пространство освещается через 12 прямоугольных окон с циркульным завершением в барабане и окна, прорезанные в бочарном своде амбулакра. В базилике Сан Паоло фуори ле Мура одинаковые по размеру и рисунку витражей окна расположены в верхнем ряду центрального нефа, над входом в здание и по периметру трансепта. Ряд окон, чередующихся с нишами, освещают боковые нефы церкви, что происходит довольно редко. С появлением линейных церквей с куполом над средокрестием система освещения усложняется. Средокрестие иезуитской церкви Иль Джезу венчает купол с фонарем. Свет проникает через 4 окна в барабане и 8 аттиковых окон купола. Неф освещают люнеты на своде и большое окно с циркульным завершением над входом. Такие же окна освещают трансепт. Дополнительно, двумя прямоугольными окнами в алтарной стене и двумя круглыми проемами в нижней части конхи, освещается пресбитерий. Прослеживается тенденция выделения алтарной части церкви при помощи света. В некоторых зданиях для создания контраста пространство нефов перед санктуарием затеняется. Овальный купол с фонарем церкви Сант' Андреа аль Квиринале, возведенной в 1658 г. Бернини, прорезан окнами с витражами. «Бернини использует витражи, в которых варьируются различные тона синего цвета, постепенно высветляющиеся по мере приближения к центральной нише. Где бы ни расположился наблюдатель, алтарь неизменно выглядит главной, кульминационной точкой композиции» [13, с.40]. В базиликальных церквях освещенных только через клирестории недостаток дневного света компенсируется искусственной подсветкой кивория и витражей на конхе. Несомненно, во время вечерних литургий большое значение имеет искусственное освещение. Так Дэвид Уоткин описывает искусственное освещение одной из главных церквей Рима. «В большей своей части она (церковь Сан Джорджи ин Латерано) была сооружена из облицованного кирпичом бетона и постоянно изменялась и расширялась, но мы знаем, что внутренние помещения первоначально были украшены семью золотыми алтарями и мозаикой, сиявшими в свете от более чем 100 люстр и 60 золотых или серебряных подсвечников» [11, с. 56].

Со временем границы между алтарной частью церкви и пространством, предназначенным для прихожан, стираются. В частности этому способствует использование «ложной перспективы» при росписи плафонов. Например, Андреа Поцци в 1688-1694 гг. создает композицию «аллегория миссионерской работы иезуитов» на своде церкви Сант Иньяцио ди Лайола, в которой рисованные архитектурные детали сливаются с реальными конструкциями здания, создается иллюзия близости «земного и божественного». В ряде церковных зданий отсутствует алтарная преграда, престол не защищен киворием. В церквях XVII в. Сант' Андреа аль Квиринале, Сант' Иво алла Сапиенца, Сан Карло алле Кватро Фонтане санктуарий и прихожане находятся в едином пространстве, под общим куполом. Санктуарий выделяется за счет пышного убранства эдикулы за престолом, с использованием ордерной системы, живописи, скульптуры, освещения.

Заключение

«Одним из принципов сохранения культурного наследия, впервые прозвучавшего в Квебекской хартии ИКОМОС в 2008 г. является принцип сохранения духа места (гения места). Раскрывая суть понимания духа места конкретного объекта архитектурного наследия, ИКОМОС призывает многосторонне изучать его различными методами, раскрывая при этом связь с прошлыми временами и людьми» [14, с. 202].

Многочисленные церкви неотъемлемая часть Рима, по ним можно изучать историю римской империи, зарождение и развитие христианства, стилевые особенности архитектуры. Каждая церковь на протяжении веков многократно реконструировалась, в соответствии с новыми требованиями к ритуалам, к архитектуре зданий. В структуре церкви появлялись: трансепт, купол над средокрестием, капеллы, пристраивались кампанилы, изменялась алтарная часть, тем ни менее бережно сохранялся дух времени и дух места, вплетенные в поздние конструкции архитектурные фрагменты античных зданий, древние фрески и мозаики. В каждую церковь вложили свой талант и душу великие архитекторы, живописцы и скульпторы.

Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении особенностей влияния функционального процесса на формирование и развитие зданий и архитектурных элементов, на примере алтарной части христианских церквей.

Список библиографических ссылок

1. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М. : Мысль, 1996. 224 с.

2. Зейферт М. Г. Архитектура Рима: преемственность и стили. Казань : КГАСУ, 2016. 230 с.

3. Урбанович Ю. Я. Христианская архитектура IV-VI вв. в североафриканских городах области Бизацен (Byzacena) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С.7-21.

4. Зейферт М. Г. Практика инкорпорирования и слияния элементов зданий различных эпох в памятниках архитектуры Рима // Известия КГАСУ. 2015. № 1 (31). С. 11-17.

5. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. М. : АСТ: Corpus, 2016. 688 с.

6. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma : Viella s.r.l., 2009. 96 p.

7. Урбанович Г. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (4-5 вв.) в связи с традицией поминовения и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 4 (20). С.7-21.

8. Кох Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности. М. : ЗАО БММ, 2008. 528 с.

9. Маркузона В. Ф., Михайлова Б. П. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Т. 2. Архитектура Античного мира. М. : Стройиздат, 1973. 711 с.

10. Зейферт М. Г. Особенности образования и развития архитектуры раннехристианских церквей // Известия КГАСУ, 2017, № 4 (42). С. 15-22.

11. Дэвид Уоткин. История западноевропейской архитектуры. Лондон: Кёнеман, 1999. 423 с.

12. Уве Геезе. Скульптура эпохи барокко в Италии, Франции и центральной Европе. / В. кн. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. / Под ред. Рольфа Томана. Кёльн : Кёнеман, 2004. 500 с.

13. Вольфганг Юнг. Архитектура итальянских городов от эпохи раннего барокко до неоклассицизма. / В. кн. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. / Под ред. Рольфа Томана. Кёльн : Кёнеман, 2004. 500 с.

14. Надырова Х. Г. Хартии ИКОМОС и охранно-реставрационная деятельность в республике Татарстан : сб. ст. V Международной научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация» / КГАСУ, Казань, 2017. С. 198-203.

Zeyfert Marina Germanovna

candidate of architecture, associate professor E-mail: zeyfertm@mail. ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Features of formation and development of the Christian churches' altar part Abstract

Problem statement. The purpose of the study is to reveal the peculiarities of formation and development of the architecture of the altar part of the Christian churches. The main results of the study are as follows.

Results. 1. In the early Christian churches, the requirement of orientating the main altar to the east was not always fulfilled. The location of the buildings depended on many factors: the

urban development situation, the use of surviving fragments of ancient buildings, local traditions in the construction.

2. The peculiarity of the Christian churches that influenced the formation of the structure of church buildings is the presence of the burial places of the originally revered martyrs, in memory of which the martyrs and churches were built, and later the people that are important for religion. The lower limits of the church for burial places appeared - crypts and confessions. The classification of the crypts and confession of the Roman churches according to their influence on the architectural composition of the altar part of the building was made.

3. It is established that changes in the requirements for church rituals have an effect on the altar part of the church and, accordingly, the volumetric and planning decision of the building as a whole. At the same time, the development of architecture and the improvement of the construction of religious buildings entail the transformation of the main sacred part of the church - the sanctuary (altar zone).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. It is revealed that with time the boundaries between the altar part of the church and the space intended for the parishioners are being erased. In many churches there is no choir screen, ciborium over the throne, in some cases the entire church room is overlapped by a common dome combining «earthly and divine».

Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture consists in revealing the features of the influence of the functional process on the formation and development of buildings and architectural elements, on the example of the altar part of Christian churches.

Keywords: history of architecture, Christian churches, altar part of the church, functional process, space-planning decisions of buildings, architectural elements.

References

1. Florensky P. A. Selected works on art. M. : Mysl, 1996. 224 p.

2. Zeyfert M. G. Architecture of Rome: continuity and styles. Kazan : KGASU, 2016. 230 p.

3. Urbanovich G. Christian architecture of the IV-VI centuries in the North African cities of Byzacena Region. // Vestnik PSTGU. Ser. V: Questions of history and theory of Christian art. 2017. V. 25. Р. 7-21.

4. Zeyfert М. G. Practice of incorporation and merging elements from buildings of different epochs in the monuments of Rome // Izvestiya KGASU. 2015. № 1 (31). Р. 11-17.

5. Ivanov S. Walking around Istanbul in search of Constantinople. М. : AST: Corpus, 2016. 688 p.

6. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma : Viella s.r.l., 2009. 96 p

7. Urbanovich G. The external shape of North African Church architecture (V-VI centuries) in connection with the tradition of remembrance and veneration of martyrs // Vestnik PSTGU. Ser. V: Questions of history and theory of Christian art. 2015. V. 4 (20). Р. 7-21.

8. Koch Wilfried Encyclopedia of architectural styles. Classic European architecture from antiquity to the present. М. : ZAO BMM, 2008. 528 p.

9. Marcuson V. F., Mikhailov B. P. General history of architecture. In 12 volumes. V. 2. The Architecture of the Ancient world. M. : Stroiizdat, 1973. 711 p.

10. Zeyfert М. G. Peculiarities of formation and development of the early Christian churches architecture // Izvestiya KGASU. 2017. № 4 (42). Р. 15-22.

11. Watkin David. History of Western Architecture. London: Konemann, 1999. 423 p.

12. Uwe Geese. Sculpture of the Baroque in Italy, France and central Europe. Architecture. Sculpture. Painting. Ed. Rolf Thoman. Cologne : Konemann, 2004. 500 p.

13. Wolfgang Jung. The architecture of Italian cities from the early Baroque to neoclassicism. / V.K. Baroque. Architecture. Sculpture. Painting. Ed. Rolf Thoman. Cologne : Kohnemann, 2004. 500 p.

14. Nadyrova K. G. The charters of icomos and conservation and restoration activities in the Republic of Tatarstan : Sat. Art. V International scientific and practical conference «Cultural heritage in the XXI century: preservation, use, popularization» / KGASU, Kazan, 2017. P. 198-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.