Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Александровна

Статья посвящена проблеме рассмотрения вопроса содержания практического курса физики для студентов различных медицинских специальностей. Автором предложена идеи построения содержания практического курса физики, преподаваемой в медицинском вузе на основе комбинированного подхода. Рассмотрение содержания физики в медицинском вузе в рамках комбинированного подхода позволяет учесть особенности профессиональной подготовки студентов по разным специальностям. Научная идея комбинации принципов основывается на совокупности ведущих образовательных принципов: профессиональной направленности в построении содержания физики; фундаментальности содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе; сочетания конвергенции и интеграции (конвергентно-интеграционный принцип) при построении содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе; принцип систематичности и последовательности в построении содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе. В работе представлено построение содержания практических занятий для разных медицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE CONTENT OF A PRACTICAL PHYSICS COURSE AT A MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of considering the content of a practical physics course for students of various medical specialties. The author suggests the idea of constructing the content of a practical physics course taught at a medical university based on a combined approach. Consideration of the content of physics in a medical university within the framework of a combined approach allows us to take into account the peculiarities of professional training of students in different specialties. The scientific idea of the combination of principles is based on a set of leading educational principles: professional orientation in the construction of the content of physics; the fundamental nature of the content of physics taught at a medical university; a combination of convergence and integration (convergent-integration principle) in the construction of the content of physics taught at a medical university; the principle of systematicity and consistency in the construction of the content of physics taught at a medical university. The paper presents the construction of the content of practical classes for different medical specialties.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

компетентностного подхода к образованию / И.А. Кондратьева, Т.Д. Рогачева, В.Н. Малина. - Текст: электронный // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5, №1. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/04PDMN117.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

7. О Концепции федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016-2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. № 2647-р. - Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ): информационно-правовой портал. - URL: garant.rmproducts ipo/prime/doc/70731962 (дата обращения: 25.08.2022)

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502060025 (дата обращения: 27.08.2022)

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287: (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). -Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027. - (дата обращения: 27.08.2022).

10. Полякова, Н.П. Методический практикум формирования лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка: методическое пособие / Н.П. Полякова. - Москва: ИПТК "Логос ВОС", 2021. - 156 с. -(Круг чтения. Издание для слабовидящих) (В помощь учителю). - ISBN 978-5-419-05149-2. - Текст: непосредственный.

11. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования слепых обучающихся // Ассоциация руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушением зрения: [сайт]. -Москва, 2019. - URL: https://aroodnz.ru/wp-content/uploads/2022/03/Примерная-адаптированная-основная-образовательная-программа-основного-общего-образования-слепых-обучающихся.pdf (дата обращения: 26.08.2022). - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 378.147.227

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры ОЗиЗ№1 Пономарева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» (г. Оренбург)

ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме рассмотрения вопроса содержания практического курса физики для студентов различных медицинских специальностей. Автором предложена идеи построения содержания практического курса физики, преподаваемой в медицинском вузе на основе комбинированного подхода. Рассмотрение содержания физики в медицинском вузе в рамках комбинированного подхода позволяет учесть особенности профессиональной подготовки студентов по разным специальностям.

Научная идея комбинации принципов основывается на совокупности ведущих образовательных принципов: профессиональной направленности в построении содержания физики; фундаментальности содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе; сочетания конвергенции и интеграции (конвергентно-интеграционный принцип) при построении содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе; принцип систематичности и последовательности в построении содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе. В работе представлено построение содержания практических занятий для разных медицинских специальностей.

Ключевые слова: содержание практического курса физики, медицинский университет.

Annotation. The article is devoted to the problem of considering the content of a practical physics course for students of various medical specialties. The author suggests the idea of constructing the content of a practical physics course taught at a medical university based on a combined approach. Consideration of the content of physics in a medical university within the framework of a combined approach allows us to take into account the peculiarities of professional training of students in different specialties.

The scientific idea of the combination of principles is based on a set of leading educational principles: professional orientation in the construction of the content of physics; the fundamental nature of the content of physics taught at a medical university; a combination of convergence and integration (convergent-integration principle) in the construction of the content of physics taught at a medical university; the principle of systematicity and consistency in the construction of the content of physics taught at a medical university. The paper presents the construction of the content of practical classes for different medical specialties.

Key words: the content of the practical course of physics, medical university.

Введение. Исторически подготовка медицинских специалистов предполагает изучение физических знаний в том или ином объеме и содержании. Будущие медицинские специалисты осваивают физические знания согласно ФГОС ВО 3++. Принятие данных стандартов образования в медицинском вузе обуславливает тот факт, что при освоении студентом всех дисциплин ОПОП ВО согласно направлению подготовки, требования предъявляются только к формируемому результату образования.

На сегодняшний день во многих медицинских университетах нашей страны прослеживается тенденция отсутствия единства в названии дисциплин, объёме часов и тематическом содержании физического образования по таким специальностям как 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета), 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета), 33.05.01 Фармация (уровень специалитета), 32.05.01 Медико-профилактическое дело (уровень специалитета).

Изложение основного материала статьи. Реализация практической подготовка при изучении физики в медвузе, а также исследования, проводимые в теории и методике обучения физики, например, Е.В. Плащевой, О.В. Иванчук [10], Н.В. Нигей [9], И.Ф. Боциева [1], Н.А. Читалина [15], С.А. Коробковой [5] свидетельствуют о необходимости рассмотрения вопроса конструирования курса физического образования на научном уровне. В ряде научных трудов представлены разнообразные взгляды на вопрос «Каким должно быть содержание физики в медвузе сегодня?». Педагогами и методистами предприняты многочисленные попытки обосновать принципы организации содержания физики при подготовке будущих медицинских специалистов, например, встречаются вопросы наполнения физического образования для отдельных медицинских специальностей (исследования Е.В. Плащевой, О.В. Иванчук), рассматриваются вопросы обучения физике студентов из разных стран в условиях российской высшей медицинской школы (исследования С.А. Коробкова),

прорабатывались идеи обязательного единства пересечения тематической информации физики со статистикой (исследования М.А. Шмоновой [17], Л.В. Ланиной [7] и др.). и т.п. Однако, все имеющиеся на сегодняшний день научные исследования, затрагивающие проблемы содержательной стороны физического образования в медицинском вузе (С.И. Десненко, А.Н. Кобзарь [2], Н.В. Нигей [9], Е.В. Плащевая [9], М.А. Шмонова [17], Н.А. Читалин [15], Ю.И. Никитина [l5], Л.В. Ланина [7], А.В. Тарасова [14]. С.А. Калашникова [3], О.В. Мирзабекова [8], Н.А. Ладнич [6], С.А. Коробкова [5] и др.) не охватывают данный вопрос полностью, учитывая одновременно подготовку по разным профилям.

Рассмотрение вопроса организации содержания физики при обучении студентов медицинского вуза в рамках комбинированного подхода позволяет синхронно соотнести и учесть фундаментальные основы физического образования с особенностями профессионально-направленного обучения. Научная идея сочетания образовательных принципов, согласно которым подготовка по физике в медвузе основывается на совокупности таких принципов как, профессиональной направленности содержательной части физического образования студентов медицинского вуза (по Ю.К. Бабанскому); фундаментальных основ медицинской физики (Е.В. Плащевая, О.В. Мирзабекова, Л.В. Масленикова и др.); сочетания конвергенции и интеграции при конструировании содержимого учебного материала физики; принцип систематичного и последовательного изложения учебного материала по физике (по Ю.К. Бабанскому). Главной особенностью конвергентно-интеграционного принципа при планировании содержательной части физического образования в медвузе, является выделение в содержании курса физики одновременно 2-х частей: неизменного инвариантного содержания и изменчивой части, отражающей профиль медицинской специальности [11; 12; 13; 16].

Акцентируя внимание на вопросах заполнения физики учебным материалом, необходимо отметить важность практической стороны при подготовки студентов. Содержательная сторона инвариантной части практического курса физики включает в себя физические понятия школьной физики, а также термины ряда дисциплин базовой части ОПОП ВО по специальности. Вариативная часть практического курса физики наполнена физическими понятиями, которые отражают прикладной характер физических знаний при выполнении практических манипуляций в ходе профессионально-направленных действий. Представим подробнее наполнение содержательной части практической подготовки по физике для студентов медицинского вуза (см. таблицу 1). При отборе учебного материала для практики согласно идеи комбинированного подхода необходимо:

1. Изложение темы, цели, задач, плана занятия, перечисление всех вопросов практики определить через сочетание инвариантных и вариативных физических понятий.

2. Входной контроль знаний состоит из учебных заданий, содержание которых, контролирует понимание теоретического материала лекций из сочетания инвариантных и вариативных физических понятий.

3. Основная часть аудиторной работы по рассмотрению и закреплению на практике учебного материала в формате семинара, решения физических задач, выполнения лабораторной работы, организация учебной экскурсии наполнена практическим овладением содержания вопросов инвариантного и вариативного блоков.

4. Заключительная часть практики предполагает подведение итогов, обобщение, систематизация всех вопросов практики - содержание которых представляет сочетание инвариантных и вариативных физических понятий. В завершении практики по физике преподаватель озвучивает вопросы самостоятельного внеаудиторного освоения.

Таблица 1

План построения содержания практики по физике в медицинском вузе (обобщенный формат)

Этап Построение содержания практики

комбинирование физических понятий инвариантного и вариативного содержания

Вступительный = до 25 минут сообщение темы, цели, задач Изложение плана практики, перечисление всех вопросов практики - сочетание инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 9 вопросов.

входной контроль Содержание учебных заданий, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на предыдущих лекциях и выучен ими самостоятельно. Проверка усвоения инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 9 вопросов.

Основной = до 55-60 минут аудиторная работа по рассмотрению и закреплению на практике учебного материала в формате семинара, решения физических задач, выполнения лабораторной работы, учебная экскурсия 9 вопросов 7 вопрос из инвариантного содержания+ 2 вопроса из вариативного содержания

2 вопроса из инвариантного содержания+ 7 вопросов из вариативного содержания

7 вопросов 2 вопроса из инвариантного содержания + 5 вопросов из вариативного содержания

5 вопросов из инвариантного содержания + 2 вопроса из вариативного содержания

Заключительный = до 10 минут подведение итогов, обобщение, систематизация Обобщение всех вопросов практики - сочетание инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 9 вопросов.

задание для внеаудиторной самостоятельной работы Вопросы самостоятельного внеаудиторного освоения - сочетание инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 7 вопросов (2 вопроса из инвариантного содержания + 5 вопросов из вариативного содержания / 5 вопросов из инвариантного содержания + 2 вопроса из вариативного содержания).

Таблица 2

План построение содержания лабораторной работы по физике

Этапы лабораторного учебного занятия Построение содержания лабораторной работы

комбинирование физических понятий инвариантного и вариативного содержания

Вступительный (=3-5 минут) Изложение цели лабораторной работы, перечисление всех задач лабораторной работы -сочетание инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 9.

Основной (= 60 минут) Поэтапное выполнение лабораторных заданий: 1 этап -фронтально, 2 этап - работа в группах или индивидуально Выполнение лабораторной работы фронтально - вся группа выполняет одну работу под руководством преподавателя. 9 понятий, каждый из которых наполнен сочетанием: 7 понятий из инвариантного содержания+ 2 понятия из вариативного содержания

5 понятий, каждый из которых наполнен сочетанием: 5 понятий из вариативного содержания

После выполнения фронтальной работы можно давать задания на выполнение лабораторных работ в группах из двух-трех студентов или индивидуально. 7 понятий 2 понятия из инвариантного содержания + 5 понятий из вариативного содержания 5 понятий из инвариантного содержания + 2 понятия из вариативного содержания

Заключительный (= 20 минут) Подведение итогов и обработка результатов - сочетание инвариантных и вариативных физических понятий в общем количестве не более 9.

Для демонстрации применения комбинированного подхода к отбору учебного физического материала по практике, рассмотрим план построения содержания лабораторной работы по физике (см. таблицу 2).

Содержание, оборудование, число лабораторных работ и их объем, выносимых для освоения в рамках практической подготовки по физике в медицинском вузе, достаточно сильно определяется материально-техническими возможностями образовательной организации. Ход выполнения лабораторной работы по физике, применяемые материалы и методы должны в достаточной мере отражать специфику профессиональной подготовки студента. Отбор учебного материала лабораторной работы по физике согласно идее комбинированного подхода позволяет наполнить образовательный процесс учебными материалами, раскрывающими взаимосвязи текущей темы и практических методов работы с будущей профессиональной деятельностью.

Выводы. Рассмотрение вопроса о построении содержания практики по физики для студентов медицинского вуза согласно идеи комбинированного подхода позволяет увидеть непосредственную практическую реализацию ведущих научно-педагогических принципов обучения при подготовке будущих медицинских специалистов. Особую значимость в курсе практической подготовки по физике приобретают учебные практические задания, содержание которых напрямую отражает физические основы профиля медицинской специальности.

Литература:

1. Боциева, Н.И. Преподавание физико-математических дисциплин в медицинском вузе / Н.И. Боциева, И.Ф. Боциев // Известия ВГПУ. - 2012. - № 5(69). - С. 104-107

2. Десненко, С.И. Профессионально ориентированное содержание физики в медицинском вузе / С.И. Десненко, А.Н. Кобзарь // Учёные записки ЗабГу. - 2018. - Том 13. - №(32). - С. 71-76

3. Калашникова, С.А. Физика в медицинском вузе: исторический аспект / С.А. Калашникова // Учёные записки ЗабГу. -2011. - № 6 (41). - С. 23-27

4. Калениченко, Е.И. Реализация компетентностного подхода в преподавании физики и математики в медицинских вузах / Е.И. Калениченко, Е.И. Дискаева, О.В. Вечер, С.В. Батурина // Актуальные проблемы экономического, промышленного, научно-технического и образовательного потенциала России в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. - 29-30 апреля 2015 г. - Пятигорск: Северокавказское издательство МИЛ. - 2015. - С. 45-48

5. Коробкова, С.А. Концептуальные подходы к обучению физике иностранных студентов медицинского вуза: монография / С.А. Коробкова. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ. - 2015. - 340 с.

6. Ладнич, Н.А. Возможности математического моделирования в преподавании эколого-ориентированного курса физики в медицинском вузе / Н.А. Ладнич // Физическое образование в вузах. - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 111-116

7. Ланина, Л.В. Интеграция математических и медико-биологических знаний студентов медицинских вузов / Л.В. Ланина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 562.

8. Мирзабекова, О.В. Реализация принципа профессиональной направленности обучения физике в системе открытого образования в процессе подготовки инженерных кадров / О.В. Мирзабекова. - Астрахань. Изд-во: Сорокин Роман Васильевич. - 2009. - 152 с.

9. Нигей, Н.В. Формирование профессиональной компетенции (ПК9) на занятиях по физике в медицинском вузе / Н.В. Нигей, Е.В. Плащевая // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. -№11. - С. 161-163

10. Плащевая, Е.В. Содержание курса физики в медицинском вузе: проблема и перспектива решения / Е.В. Плащевая, О.В. Иванчук // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN519.pdf (дата обращения 02.03.2023)

11. Пономарева, Е.А. Пути реализации междисциплинарных связей физики в медицинском вузе / Е.А. Пономарева // В сборнике: Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития. материалы V Международной научно-методической конференции. - Москва. - 2020. - С. 208-210

12. Пономарева, Е.А. Подготовка будущих врачей на основе модели методики обучения физике студентов медицинского вуза / Е.А. Пономарева, С.А. Шемякина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИОГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 4. - C. 158-163

13. Пономарева, Е.А. Организационно-педагогические проблемы физического образования студентов медицинских вузов / Е.А. Пономарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2022. - Том 10. - № 6. - С. 44-46

14. Тарасова, А.В. Компоненты содержания дисциплины «Физика» в медицинском вузе / А.В. Тарасова // Высшее образование сегодня. - 2012. - №7. - С. 57-59

15. Читалин, Н.А. Профессионализация курса физики и математики для медицинского вуза / Н.А. Читалин, Ю.И. Никитина // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (42). - С. 112-120

16. Шемякина, С.А. Практическая потребность и теоретические основы построения содержания физики в медицинских вузах / С.А. Шемякина, Е.А. Пономарева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. -URL: https://science-education.ru/ru /article/view?id=32206 (дата обращения: 15.12.2022)

17. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в процессе обучения математике / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №.32. - С. 88-94

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье обоснована стратегия развития профессионально-педагогической направленности студента педвуза в соотнесенности с потребностями образовательной ситуации в РФ и регионе. Выявлено, что под стратегией развития профессионально-педагогической направленности студента следует учитывать внешние условия: ту общую направленность, которая отражена в нормативных документах подготовки студента педвуза, а также внутренние условия: установки, которые связаны со спецификой и осознанностью выбора педагогической профессии в целях обучения, воспитания и развития отдельной личности обучающегося и детского коллектива. Вхождение студента в профессию (не только в моделируемых условиях вуза, но и в реальных условиях образовательной организации) носит многоуровневый характер: адаптационно-прогностический; проектировочно-программный; исследовательско-аналитический.

Ключевые слова:стратегия, развитие, профессионально-педагогическая направленность личности студента.

Annotation. The article substantiates the strategy for the development of the professional and pedagogical orientation of a pedagogical university student in relation to the needs of the educational situation in the Russian Federation and the region. It is revealed that under the development strategy of a student's professional and pedagogical orientation, external conditions should be taken into account: the general orientation that is reflected in the normative documents of the pedagogical university student's training, as well as internal conditions: attitudes that are associated with the specifics and awareness of the choice of a pedagogical profession related to the training, upbringing and development of an individual student and a children's team. The student's entry into the profession (not only in the simulated conditions of the university, but also in the real conditions of the educational organization) has a multi-level character: adaptive-prognostic; design-program; research-analytical.

Key words: strategy, development, professional and pedagogical orientation of the student's personality.the choice of a pedagogical profession related to the training, upbringing and development of an individual student and a children's team.

Введение. Существенные изменения во всех сферах (социальной, духовной) жизнедеятельности общества и государства, а также развитие инновационных процессов в образовании способствуют выбору и обоснованию стратегии подготовки студента педагогического вуза.

Несомненно и другое: важно учитывать, какой педагог востребован в условиях высокого уровня информатизации; каковы на сегодняшний день индивидуальные и групповые образовательные потребности, запросы современных школьников; каковы же, наконец, пути принятия решений и выбора профессиональных действий педагога в многообразном спектре возникающих проблем.

Иерархия вопросов может касаться и проблемы, которая связана с возрастающим интересом к такому образованию, которое «признает» способность личности (педагога и обучающегося) к персонализации, то есть умению жить, работать, общаться в гармонии с собой и окружающими людьми.

В современной образовательной ситуации развитие профессионально-педагогической направленности студента как личностного качества является актуальным, поскольку требуется обоснование стратегии подготовки компетентного педагога к сотрудничеству и сотворчеству с детьми не только на содержательном уровне, но и на процессуально-технологическом в информационно-медийном пространстве в том числе.

Изложение основного материала статьи. Под стратегией развития профессионально-педагогической направленности студента следует прежде всего понимать ту общую направленность (внешние условия), которая отражена в нормативных документах подготовки студента педвуза, а также в установках, связанных со спецификой формирования личности современного педагога;осознанность выбора профессии (внутренние условия) и ответственность за воспитание отдельной личности обучающегося и детского коллектива.

В условиях вуза осуществляется все-таки опосредованное управление процессом формирования личности педагога на основе осознания важности гуманизации, гуманитаризациии, профессионализации подготовки студента, осмысления имеющихся противоречий между реальным состоянием обучения в вузе и общей социокультурной ситуацией в стране и мире.

Хотелось бы подчеркнуть взаимосвязь таких составляющих развития профессионально-педагогической направленности личности студента: образование, с одной стороны, - основа преобразования общества, в то же время образование - это возможность определить индивидуальную жизненную стратегию. При этом существует важный для педагога вопрос: каково оно - «общество сегодня» и «общество завтра»?

Проведенный анализ позволяет в заявленном аспекте не только предположить, но и констатировать, что образование создает условия для того, чтобы вписаться в развивающееся общество, сформировать новое мышление, новое видение смысла жизни и профессиональной деятельности человека [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.