Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗНЫХ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Александровна

Статья посвящена проблеме рассмотрения вопроса построения содержания физики для студентов различных медицинских специальностей. Автором исследованы научные труды по данной тематике. Выявлены актуальные тенденции преподавания физики в современных условиях. Отмечаются такие особенности преподавания физики как отсутствие одноименного названия учебной дисциплины. В работе указано, что современные медицинские вузы имеют разноплановое количество часов, отводимых на освоение основных разделов физики, а также при подготовке студентов отсутствуют требования к отбору содержания дисциплин, включающих в себя учебный модуль «Физика». Отмечается отсутствие в теории и методике обучения физики научных исследований, затрагивающих вопросы содержания физики в медицинском вузе для всех медицинских специальностей одновременно. Автором предложена идеи построения содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе на основе комбинированного подхода. Представлено построение содержания тематической лекции для разных медицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICS CONTENT FOR STUDENTS MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem of considering the content of physics for students of various medical specialties. The author has researched scientific works on this topic. The current trends of teaching physics in modern conditions are revealed. Such features of teaching physics as the absence of the same name of the academic discipline are noted. Modern medical universities have a diverse number of hours devoted to mastering the main sections of physics. In medical universities there are no requirements for the selection of the content of disciplines that include the training module "Physics". It is noted that there is no scientific research in the theory and methodology of teaching physics that affects the content of physics in a medical university for all medical specialties at the same time. The author suggests the idea of constructing the content of physics taught at a medical university on the basis of a combined approach. The construction of the content of a thematic lecture for different medical specialties is presented.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

10. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1981. - 240 с.: 8 л. ил. - Текст: непосредственный.

11. Хватцев, М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их / М.Е. Хватцев // Ученые записки. Т. 13. Факультет особых школ / Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена и Гос. ин-т науч. педагогики (ГИНП). - Ленинград: [Издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена], 1938. - С. 127-156. - URL: http://tlib.gbs.spb.ru/dl/095_248074.pdf (дата обращения: 23.08.2022). - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 378.147.227

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры ОЗиЗ№1 Пономарева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет»(г. Оренбург)

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблеме рассмотрения вопроса построения содержания физики для студентов различных медицинских специальностей. Автором исследованы научные труды по данной тематике. Выявлены актуальные тенденции преподавания физики в современных условиях. Отмечаются такие особенности преподавания физики как отсутствие одноименного названия учебной дисциплины. В работе указано, что современные медицинские вузы имеют разноплановое количество часов, отводимых на освоение основных разделов физики, а также при подготовке студентов отсутствуют требования к отбору содержания дисциплин, включающих в себя учебный модуль «Физика». Отмечается отсутствие в теории и методике обучения физики научных исследований, затрагивающих вопросы содержания физики в медицинском вузе для всех медицинских специальностей одновременно. Автором предложена идеи построения содержания физики, преподаваемой в медицинском вузе на основе комбинированного подхода. Представлено построение содержания тематической лекции для разных медицинских специальностей.

Ключевые слова: содержание физике в медицинском вузе, построение содержания физики для разных медицинских специальностей.

Annotation. The article is devoted to the problem of considering the content of physics for students of various medical specialties. The author has researched scientific works on this topic. The current trends of teaching physics in modern conditions are revealed. Such features of teaching physics as the absence of the same name of the academic discipline are noted. Modern medical universities have a diverse number of hours devoted to mastering the main sections of physics. In medical universities there are no requirements for the selection of the content of disciplines that include the training module "Physics". It is noted that there is no scientific research in the theory and methodology of teaching physics that affects the content of physics in a medical university for all medical specialties at the same time. The author suggests the idea of constructing the content of physics taught at a medical university on the basis of a combined approach. The construction of the content of a thematic lecture for different medical specialties is presented.

Key words: the content of physics in a medical university, the construction of physics content for different medical specialties.

Введение. Модернизация высшего медицинского образования в России предусматривает возникновение и последующее решение целого ряда актуальных на данном этапе проблем. Физическое образование студентов медицинских вузов, как неотъемлемая часть профессиональной подготовки будущего врача-специалиста, претерпевает трансформации. Противоречивость физического образования студентов медицинского вуза в изменяющихся законодательных условиях связана с потенциальной фундаментальностью физического образования и с современным уровнем реализации физического образования студентов медицинских вузов с одной стороны, и существующими требованиями ФГОС ВО 3 ++ по специальности, с другой стороны [4; 5; 7].

Анализ современных нормативных и учебно-методических источников, согласно которым происходит образовательный процесс в медицинских вузах, позволил выявить актуальные тенденции преподавания физики:

- отсутствие одноименного названия учебной дисциплины;

- разноплановое количество часов, отводимых на освоение основных модулей и частей при изучении физики;

- отсутствие требований к наполнению дисциплин учебной информацией, включающих в себя учебный модуль по физике;

- отсутствие в теории и методике обучения физики научных исследований, отражающих проблему содержательного аспекта физического образования будущих медицинских специалистов [4; 7].

Изложение основного материала статьи. Одна из задач нашего научного исследования связана с анализом научных трудов в теории и методике обучения физики, которые освещали понимание вопроса подготовки студентов медицинских вузов при освоении физики с позиции информационного наполнения учебным материалом.

Прорабатывая научное направление, связанное с видением учебных материалов при изучении медицинской биофизики, исследователи отмечали важность адаптационной составляющей учебной информации при подготовке студентов (труды И.В. Щербаковой, Е.М. Стариковой и др.) [6, 8]; внимание уделено поэтапному рассмотрению законов симметрии при познавании физических понятий у С.В. Бабина [1]; учебная информация при подготовке в рамках изучения физики опирается на содержание философско-методологических сюжетов научных революций в естествознании у О.Е. Баксанского и А.В. Коржуева [2]; в подготовке по физике студентов стоматологического факультета присутствует применение компетентностно-ориентированных лабораторных работ и ситуационных заданий в работах Н.В. Нигей и Е.В. Плащевой [3].

Однако, все представленные выше научные исследования, не рассматривают одновременно проблему содержательной стороны освоения фундаментальных физических знаний студентами всех факультетов медицинских вузов.

Организация освоения фундаментальных физических знаний возможна с точки зрения применения в образовательном процессе медицинского вуза идей комбинированного подхода. Коррелируя между собой ведущие образовательные принципы при освоении фундаментальных физических знаний, а именно систематичности и последовательности у Ю.К. Бабанского; фундаментальности физики при обучении в медицинском вузе у Е.В. Плащевой, О.В. Мирзабековой, Л.В. Маслениковой и др.; профессиональной направленности при подготовке студентов по физике; сочетание конвергенции и интеграции при отборе учебной информации, возможно выстроить содержательные линии учебного материала физического образования. Данные содержательные линии учебного материала физического образования будущих

медицинских специалистов состоят из базовой неизменной содержательной части по физике и изменчивой части, согласно профессиональному профилю медицинской подготовки.

Рассматривая подготовку студентов медицинского вуза с позиции физического образования, необходимо отметить, что физические понятия, входящие в состав содержательных линий учебного материала физического образования определяются набором фундаментальных физических понятий со школы и дисциплин ОПОП ВО (обязательно изучаемых на всех специальностей) и физических терминов, которые имеют важное значение при освоении профильных дисциплин ОПОП ВО по специальности.

Для иллюстрации практического применения идеи комбинированного подхода представим построение содержание лекции по физике на тему «Биофизика звука» для разных медицинских специальностей (см таблицы 1-5).

Таблица 1

План лекции на тему «Биофизика звука» для специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

№ вопроса лекции Инвариантное содержание вопроса Вариативное содержание вопроса

1. Колебания, виды, характеристики. Механические волны. Интенсивность волны.

2. Звуковая волна. Физические характеристики звуковой волны. Закон Вебера-Фехнера. Шум. Виды шума. Звуковые методы диагностики (аускультация, фонокардиография, перкуссия).

3. Ультразвук, способы получения. УЗ-эхолокация. Применение УЗ в хирургии, офтальмологии, гинекологии и т.п.

4. Инфразвук и его характеристики.

5. Биофизика слухового анализатора.

Таблица 2

План лекции на тему «Биофизика звука» для специальности 33.05.01 «Фармация»

№ вопроса лекции Инвариантное содержание вопроса Вариативное содержание вопроса

1. Колебания, виды, характеристики. Механические волны. Интенсивность волны.

2. Звуковая волна. Физические характеристики звуковой волны. Закон Вебера-Фехнера. Шум. Виды шума. Эффект Доплера, физические основы доплерографии.

3. Ультразвук, способы получения. Кавитации. Применение УЗ для экстракции, при растворении, получении эмульсий, суспензий, изготовлении микрогранул, стерилизации и фонофорезе.

4. Инфразвук и его характеристики.

5. Биофизика слухового анализатора.

Таблица 3

План лекции на тему «Биофизика звука» для специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело»

№ вопроса лекции Инвариантное содержание вопроса Вариативное содержание вопроса

1. Колебания, виды, характеристики. Механические волны. Интенсивность волны.

2. Звуковая волна. Физические характеристики звуковой волны. Закон Вебера-Фехнера. Шум. Виды шума. Физические параметры шума. звуковое давление, частота колебаний, амплитуда. Влияние различных видов и уровней шумовых воздействий на здоровье и работоспособность человека. Вибрация. Физические параметры вибрации. Источники вибрации. Влияние вибрации на здоровье и работоспособность человека.

3. Ультразвук, способы получения. Получение, применение, влияние на организм человека.

4. Инфразвук и его характеристики. Получение, применение, влияние на организм человека.

5. Биофизика слухового анализатора.

Таблица 4

План лекции на тему «Биофизика звука» для специальности 31.05.03 «Стоматология»

№ вопроса лекции Инвариантное содержание вопроса Вариативное содержание вопроса

1. Колебания, виды, характеристики. Механические волны. Интенсивность волны.

2. Звуковая волна. Физические характеристики звуковой волны. Закон Вебера-Фехнера. Шум. Виды шума. Роль зубов при звукообразовании. Ударно-волновая терапия в стоматологии.

3. Ультразвук, способы получения. Свойства ультразвуковой волны, особенности распространения ультразвука. Закон поглощения ультразвука веществом. Взаимодействие ультразвука с веществом: деформация, кавитация, выделение тепла, химические реакции. Биофизическое действие ультразвука. Ультразвуковые методы в лечении и диагностике в стоматологии.

4. Инфразвук и его характеристики. Воздействие инфразвука на человека.

5. Биофизика слухового анализатора.

Таблица 5 План лекции на тему «Биофизика звука» для специальности 31.05.02 «Педиатрия»

№ вопроса лекции Инвариантное содержание вопроса Вариативное содержание вопроса

1. Колебания, виды, характеристики. Механические волны. Интенсивность волны.

2. Звуковая волна. Физические характеристики звуковой волны. Закон Вебера-Фехнера. Шум. Виды шума. Физические основы звуковых методов исследования в клинике (аускультация, фонокардиография, перкуссия).

3. Ультразвук, способы получения. УЗ-эхолокация. Применение УЗ в педиатрии.

4. Инфразвук и его характеристики. Применение инфразвука в педиатрии.

5. Биофизика слухового анализатора.

Выводы. В ходе исследования вопроса содержательной части физического образования студентов медицинского вуза выявлено:

- наличие разных научных подходов отбора учебного материала;

- наличие научно-педагогических исследований, сфокусированных в рамках идеи отбора учебного материала по физики для одной конкретной медицинской специальности;

- отсутствие в теории и методике преподавания физики научных исследований, чьи идеи направлены на рассмотрение физического содержания одновременно по ряду специальностей.

Применение идеи комбинированного подхода при подготовке студентов медицинского вуза по физике, дает возможность содержательные линии физического образования студентов по разных направлениям подготовки заполнить уникальной подборкой фундаментальных физических понятий со школы и дисциплин ОПОП ВО (обязательно изучаемых на всех специальностей) и физических терминов, которые имеют важное значение при освоении профильных дисциплин ОПОП ВО по специальности.

Литература:

1. Бабин, С.В. Методика изучения закона сохранения и превращения энергии в курсе медицинской и биологической физики: автореферат дис...канд. пед. наук: 13.00.02 / Бабин Сергей Владимирович. - Челябинск, 2003. - 24 с.

2. Баксанский, О.Е. Философско-методологические сюжеты научных революций в естествознании в обучении физики в медицинских вузах / О.Е. Баксанский, А.В. Коржуев // Сеченовский вестник. - 2015. - № 2(20). - С. 60-67

3. Нигей, Н.В. Формирование профессиональной компетенции (ПК9) на занятиях по физике в медицинском вузе / Н.В. Нигей, Е.В. Плащевая // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №11. -С. 161-163

4. Пономарева, Е.А. Организационно-педагогические проблемы физического образования студентов медицинских вузов / Е.А. Пономарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2022. - Том 10. - № 6. - С. 44-46

5. Пономарева, Е.А. Подготовка будущих врачей на основе модели методики обучения физике студентов медицинского вуза / Е.А. Пономарева, С.А. Шемякина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИОГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 4. - C. 158-163

6. Старикова, Е.М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза: автореферат дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Старикова Елена Михайловна. - Челябинск, 2009. - 23 с.

7. Шемякина, С.А. Практическая потребность и теоретические основы построения содержания физики в медицинских вузах / С.А. Шемякина, Е.А. Пономарева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32206 (дата обращения: 15.12.2022).

8. Щербакова, И.В. К проблеме профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза / И.В. Щербакова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2014. - Том 4. - № 3. - С. 210-212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.