УДК 371.214.46 ББК Ш 12/17-9
Е. А. Москалева, Л. В. Красильникова
Построение системы языкового образования в гимназии
В статье представлен опыт работы гимназии в рамках ЦИО по созданию системы современного языкового образования. Особое внимание уделено проблемам субъектности ученика, изменению роли и функций учителя, сочетания урочной и внеклассной деятельности. Подчеркнута необходимость расширения языкового образования за счет повышения лингвистической культуры.
Ключевые слова: система языкового образования; коммуникативная компетенция; субъект-ность в обучении; языковой лагерь; проектная и клубная деятельность; модульная программа повышения квалификации учителей иностранного языка.
Тема исследования ЦИО - «Создание системы современного языкового образования в гимназии». К актуальности проблемы можно отнести усиление взаимодействия между людьми разных культур, необходимость языкового общения носителей разных языков.
Современное представление о гимназии связывается с социальным заказом на развитие универсальных способностей, под которыми понимается склонность к учению вообще. Это связано с тем, что внешний мир стремительно меняется, его многообразие становится главной чертой современности. Идет усложнение человеческой мысли и деятельности: сегодня востребованным становится не просто знание, не только постижение причинно-следственных связей, а глубокое проникновение в иной мир, жизнь в нем, осмысление себя как субъекта иных отношений.
Любой участник социальных отношений становится прежде всего собеседником. Функционирование гимназии в целом, исходя из философских и культурологических оснований, в психолого-педагогическом аспекте конструируется из деятельности, общения и рефлексии. Среди черт гимназического образования - универсальности, целост-
ности, культуросообразности, креативности, индивидуализации - в контексте заявленной темы выделяется классичность, понимаемая как ориентация на образцы мировой философской и научной мысли, культуры, обучение всеобщим знаковым системам, изучение языков как средства интерпретации, понимания и общения.
Знание иностранных языков является ключевым фактором конкурентоспособности молодого специалиста. Приоритетность языкового образования в системе образования связана с его особой ролью в жизни общества. Язык является средством познания и общения, развития и воспитания, воздействия и самореализации.
Иностранный язык как учебный предмет обладает богатыми возможностями для реализации обновления содержания, процесса и форм образования независимо от того, преподается он как первый или как второй иностранный язык. В соответствии с современными тенденциями в обновлении содержания образования основная задача гимназии № 5 состоит не только в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, но и в том, чтобы сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность,
которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур. Перед образовательным учреждением стоит задача формирования у учащихся осознанной необходимости перехода от идеи «хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «образования через всю жизнь». В процессе инновационной работы, проводимой в нашей гимназии, создана концепция языкового образования. В соответствии с ней основное назначение
обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. В гимназии осуществляется одновременно изучение языка и культуры, формируется интерес к другому и другой культуре. Осуществлен системный подход к обучению, построена система языкового образования, модель которой представлена на рисунке.
Длительное
^?>/Учебная
I
ф
Встречи с носителями языка
Гимназические встречи Дучителя -/ченики)
деятельность:
1 кл. - факультатив
2-11 кл. - 1 язык ■--8-9,10-11 кл. — 2 язык
образов;
Под гото в ка к международ ным экзаменам
01 Языковой лагерь
<0\ «Дружба» %
Интерактивный проект
\ Специальные, электив^ ные, краткосроч-З^Ч^ные курсы/^1сследова_> 4 тельская
деятельность
Клуб для родителей «Учимся вместе»
Родителе
Школа «Ступени^,
Клубы
Культурно-образовательные] туры
Участие в конкурса>с
Социальное /О продюси- //&/' рование ^/фУ/
Рис. Система языкового образования в гимназии
Разнообразная деятельность педагогов и учащихся по обучению иностранному языку соответствует современным вызовам и требованиям со стороны общества. Главным принципом функционирования системы является принцип субъектности, базирующийся на субъектной активности, ценностных ориентациях, самоопределении и субъектном опыте. Реализация этого принципа предполагает свободу выбора и проявление ответственности. Родители являются полноправными участниками этой системы.
Разработанная система явилась результатом обобщения индивидуальной и совместной работы учителей иностранного языка, классных руководителей, организаторов внеклассной деятельности учащихся. Система является динамичной и открытой. В соответствии с основными положениями системы преподавание иностранного языка ведется с 1-го по 11-й класс; с 8-го класса изучаются 2 языка; в 10-11-м классах возможно уров-невое обучение по выбору в базовой или профильной группе, а также продолжение изучения 2-го языка; проводятся спецкурсы,
краткосрочные курсы, элективы, подготовка к сдаче экзаменов международного уровня; 2 раза в год работает интеллектуальный языковой лагерь «Дружба»; осуществляются разнообразные проекты учебного и творческого характера, организуется исследовательская деятельность.
В рамках программы инновационной деятельности ЦИО был разработан и защищен проект «Создание системы современного языкового образования в гимназии». Работа была организована по 2 направлениям: создание и реализация содержания модульной программы «Together. Создание системы современного языкового образования в гимназии» и собственно работа с учащимися по развитию языковой культуры
Программа образовательного (модульного) курса была создана так, чтобы показать слушателям особенности построения системы и познакомить с современными тенденциями в сфере языка и лингвистики. Она включала следующие блоки: «Современный урок как управление собственной образовательной деятельностью учащимися», «Применение политехнологий», «Связь урока с дополнительным образованием, исследовательской работой», «Образовательные ресурсы», «Ученический и учительский консультарий», «Современный школьник, его новая активная позиция и его роли», «Новые функции педагогической деятельности и роли учителя», «Создание индивидуальной образовательной программы ученика», «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности ученика и социальное продюсирование как продвижение в социальную сферу», «Опыт организации исследовательской работы в языковом образовании», «Тьюторские функции учителя в руководстве исследовательской деятельностью ученика».
Для учащихся были предложены следующие темы: «Язык и мир», «Мир языков», «Одноязычие и многоязычие», «Лингвистические джунгли», «Язык - мост или стена?»,
«Естественные и искусственные языки», «Виртуальная языковая личность», «Интер-нетлингвистика».
Одним из результатов обучения по программе ЦИО мы считаем возможность повышения профессионального мастерства педагогов как в сфере методики и методологии преподавания иностранных языков, так и в сфере лингвистической культуры.
Второе направление работы в рамках ЦИО - это непосредственная работа с учащимися по ряду направлений.
1. Создание индивидуальных учебных планов (62 плана в старшей школе и 15 в 9-х кл.), индивидуальных учебных программ и индивидуальных образовательных траекторий. Вариативными ресурсами служили учебные курсы первого и второго иностранного языка, спецкурсы, краткосрочные курсы и элективные курсы в соответствии с принятой в гимназии системой обучения иностранным языкам.
2. Организация деятельности языкового лагеря «Дружба» предполагает целенаправленную работу по обеспечению учебного сотрудничества и совместной деятельности ребенка с учителем и школьниками разного возраста; развитие умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Особое место в этом процессе занимала проектная деятельность во всем ее разнообразии. Конечно, полностью выучить за 2 недели иностранный язык в лагере невозможно, но преодолеть языковой барьер и сделать попытку свободно говорить со сверстниками вполне реально.
Языковой лагерь хорош тем, что объединяет в себе увлекательный отдых с интересными занятиями и общением с ровесниками на иностранном языке. В такой атмосфере возможен положительный результат в обучении, поскольку дети преодолевают языковой
барьер, им приходится говорить, используя для начала небольшое количество известных слов; затем лексикон расширяется, добавляются новые понятия, обороты, формы, конструкции. Так как обучение языку в российских условиях практически исключает реальное общение с носителями языка, работа в лагере ориентирована на моделирование ситуаций общения, приближенных к этнокультурным условиям жизни в странах изучаемого иностранного языка - английский завтрак, «five o' clock», игры, песни, праздники. В программу работы лагеря было включено и приглашение гостей - носителей языка.
3. Гимназические лекции. Тематика лекций отвечает интересам языкового образования и рассчитана на учителей и учащихся филологического профиля: «Что такое лингвистика?», «Происхождение языка и языков», «Естественные и искусственные языки», «История английского языка», «Английский как мировой язык и процессы, происходящие в нем», «Библия и ее переводы».
На публичных лекциях вместе с учащимися формировалось понимание целостности языкового мира, его сложности, разнообразия и многообразия явлений и связей. Эти лекции показали недостаточность и необходимость одновременно целостного лингвистического образования не только в гимназии, но и в школе. Ученики проявили неподдельный интерес к обсуждаемым вопросам, переходя от понимания человеческого языка, как одного из чудес света, к легенде о Вавилонской башне и о Вавилонском столпотворении: от мысли о первом «языке-матери» - к многообразию языков (население Земли пользуется к настоящему времени приблизительно пятью тысячами языков); от рассмотрения языка как барьера, как помехи для коммуникации - к поиску рационального языка, единого для всех людей; от одной науки о языке - к другой, от сложившейся интерлингвистики - к зарождающейся ин-тернетлингвистике.
4. Организация клубной деятельности и участия в конкурсах. Данная работа ведется с учащимися по 2 направлениям. В первом ученикам предлагается прежде всего ознакомиться с перечнем образовательных ресурсов города по изучению иностранных языков (бывают платные и бесплатные). При необходимости и при желании, принимая совместное решение с родителями, ученик выбирает тот или иной ресурс, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию. Важно отметить, что по этому пути в настоящее время идут единицы, что объясняется как финансовыми, так и временными затратами.
Во втором направлении учащимся предлагается участие в клубной деятельности и в конкурсах. Здесь складывается все гораздо успешнее, поскольку больше срабатывает внешняя мотивация: привлекательно, интересно, не требуется регулярных усилий. Так, учащиеся в «ACR», в американском уголке библиотеки им. Горького, участвовали в музыкальном фестивале «Singing Winter», в музее Современного искусства PERMM прослушали лекцию «Культура Англии и Шотландии», посещали занятия в рамках проекта «Чердак». С педагогической точки зрения здесь осуществляется социальное продюсирование, учитель помогает вывести образовательную программу ученика в социальную сферу, создать условия для участия в конкурсах, выставках и пр.
5. Разнообразная проектная деятельность. В гимназии сложилась система соу-правления в работе над проектами. Каждый ученик может обратиться в конкурсную комиссию со своим проектом. Проект может разрабатываться как индивидуально, так и в группе. Оформление проекта происходит по определенному алгоритму с обязательным привлечением и указанием социальных партнеров. В нем есть и экономическая часть - создается смета. В итоге проект защищается. По результатам защиты
он либо поддерживается, либо отклоняется. Педагоги-организаторы или учителя-предметники, связанные с проектом, становятся кураторами проекта и сопровождают деятельность учеников вплоть до получения результатов.
Примером может послужить проект «Фестиваль песни на иностранных языках». Инициатором данного проекта выступила группа старшеклассников. В фестивале приняли участие более 50 учащихся - сольные исполнители, ансамбли от классных коллективов, члены жюри и организаторы фестиваля.
Выступления шли по номинациям: «Лучший дуэт», «Лучший ансамбль», «Лучшее вокальное исполнение» и «Лучшее произношение». Присуждалась премия Гран-при.
Интерес к языку со стороны учащихся характерен для каждой школы. Есть клубы и встречи, занятия и курсы. Но именно создание системы языкового образования открывает перспективы построения у учащихся языковой картины мира, порождает проявление толерантности как интереса к инакому, другой культуре, способствует расширению межкультурной коммуникации.