Научная статья на тему 'Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе'

Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛОЙ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Александр Константинович

В статье рассматриваются особенности создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе; актуализируется задача формирования культуры управления жизнедеятельностью образовательного учреждения в условиях профильного обучения; характеризуются педагогические условия управления профильным обучением с позиции системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе»

волшебник «Раскал» усыпил и забрал его полное радости сердечко. Задействование эмоций младших школьников чрезвычайно эффективно для коллективной работы и творчества. Младшие школьники полностью погружаются в занятие и занимаются творчеством сами того не замечая.

Для создания такой атмосферы необходим урок-проект с четким сюжетом, с сюжетом, цели и задачи которого понятны для ребят.

Конкретное мышление младших школьников требует конкретных заданий, для развития творческих способностей. Ребята будут с удовольствием работать творчески, когда они будут прекрасно осознавать, для чего они это делают. Так например на урок-путешествии ребятам необходимо было пересечь границы разных европейских государств, для этого на каждой таможне необходимо было оставить дань. Командам были даны разные предметы в задачи игроков входило: отдать за пересечение границы тот или иной предмет, но описать его характеристики таким образом, чтобы таможенники с радостью согласились забрать предмет предложенный одной из команд. В роли таможенников могли быть, как ученики той же языковой группы, так и учащиеся других классов.

При заданиях такого рода необходимо задействование каждого участника команды, и не страшно, если поначалу некоторые младшие школьники

будут копировать идеи одноклассников, мы должны помнить: творчество - процесс, которому также учатся, а учеба без работы по образцу редкое явление. Младшие школьники постепенно осваивают формулы творчества для развития беглости творческого мышления. Первоначально ответы ряда младших школьников будут кальками ответов одноклассников или ранее предлагаемых творческих заданий, но мало-помалу ребята научатся «выуживать» необычное и оригинальное из обычных явлений и предметов. Постепенно младшие школьники овладеют умениями и навыками наделять необычными качествами и свойствами предметы и вещи, находить нестандартные пути их использования. А это и будет помогать дальнейшему развитию и актуализации врожденных творческих способностей младших школьников.

Библиографический список

1. Веретенникова Л.К. Педагогические основы деятельности социального педагога по гражданскому воспитанию школьников // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практич. конференции. - М., 2006.

2. Веретенникова Л.К., Сотникова Н.Н., Ус-кова Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении. - Ставрополь, 2006. - 144 с.

А.К. Павлов

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются особенности создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе; актуализируется задача формирования культуры управления жизнедеятельностью образовательного учреждения в условиях профильного обучения; характеризуются педагогические условия управления профильным об/учением с позиции системного подхода.

Ключевые слова: системный подход, профильная школа, профильное обучение, управление профильной школой, управление профильным обучением, педагогические условия.

В данной статье представлены теоретические и практические основания создания системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе.

Система профильного обучения включает в себя следующие элементы это: выпускники 9-х классов основной школы, учителя, оборудование, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, внутренняя и внешняя информация о требованиях к созданию системы

профильного обучения и его состояния в школе, организационные, мотивационные, финансовые ресурсы, необходимые для ведения данной системы, а также время, распределяемое на процессы её введения, поддержание функционирования и дальнейшее развитие.

При создании системы профильного обучения основные требования, важные для её эффективного функционирования, задаются внешней средой. К этим требованиям относятся: результа-

482

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© А.К. Павлов, 2009

ты образования, исходящие от государства, родителей, учащихся, системы среднего специального и высшего профессионального образования, производства и требования, исходящие от сети учреждений, в которые интегрирована школа.

Требования, предъявляемые внешней средой к профильной школе, в определённых ситуациях будут достаточно высокими и жёсткими, что объясняется наличием конкуренции между школами со сходными профилями и непрерывным развитием требований высшей школы. Эти требования к выходу системы будут служить существенными ограничениями при выборе школой миссии и дальнейшей стратегии развития, а также формировании основного входа в систему. Отсюда следует, что в профильной школе будет актуальна маркетинговая деятельность, цель которой состоит в выявлении потребностей учащихся в профильном обучении и комплектовании профильных классов [1, с. 9].

В настоящее время наработаны следующие формы и методы поиска и привлечения учащихся в профильную школу: анкетирование, рейтинговые состязания, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, тестирование, конкурсы, портфолио и т.д. Все перечисленные формы обладают высоким мотивационным потенциалом. Однако, помимо них, для привлечения школьников нужно использовать и такие мероприятия, через которые ребёнок и его родители не только получают информацию о профильной школе, но и устанавливают личные контакты со своими будущими учителями и одноклассниками. Это дни «открытых дверей», презентации школьных образовательных программ, программ элективных курсов, школьные выставки-ярмарки. Практика показывает, что больше преобладают методы, предполагающие непосредственное общение с теми людьми, с которыми в дальнейшем предстоит совместно учиться или работать. Однако при определённых условиях (например, отдалённость мест проживания учащихся от школы), не менее эффективными могут быть различные рекламы профильной школы через СМИ, создание собственных Интернет-сайтов, разнообразную печатную продукцию, информирующую и одновременно мотивирующую на обучение именно в этой профильной школе.

Проблема набора учащихся и комплектования профильных классов решается за счёт расширения той территории, на которой школа орга-

низует свою деятельность. Чем острее конкуренция профильных школ между собой и чем менее востребован предлагаемый профиль, тем шире должна быть территория, на которой школа проводит свои рекламные акции.

Важной является также задача комплектования профильных классов. Необходимо, чтобы в школу были зачислены те учащиеся, которые, с одной стороны, показали наивысшую из всех детей, принявших участие в конкурсе, степень готовности к обучению, а с другой - те, которым сама школа может гарантировать качественную подготовку по избранному профилю. Для этого с помощью анкетирования, собеседования и данных портфолио необходимо выявлять ожидания и намерения школьников, их личные планы в отношении дальнейшего способа получения образования. Качество набора зависит от проведения процедуры оценивания учащихся при зачислении и используемых в ней методов. Оценивание школьников должно носить объективный характер. Нужно, чтобы результаты учебной деятельности ребёнка были рассмотрены многосторонне. При этом наиболее внимательно должны быть проанализированы и оценены те качества, которые важны для успешности обучения по избираемому профилю. Объективность и справедливость оценки достигается распределением функций обучения и оценивания между разными людьми. Многосторонность и объективность оценивания обеспечиваются также через привлечение компетентных экспертов, например, преподавателей вузов, учителей других школ и т.п. [1, с.10].

В результате диагностики и мониторинга, проведенных среди выпускников основной школы МОУ «СОШ .№48» г. Петрозаводска Республики

Рис. 1. Предпочтения учащихся основной школы в 2007-2008 учебном году

Суадшгеущщыег

тды

-и-"

-і/

Существующий

процвес

обучения

с>

Процесс ст® мовлені ИЯ профильного ©бучен-

Необходимые [ для профильного [ обучения ВХОДЫ [

Результаты профильного

іОііЙйЯиі/віиііиіО

ииуліеігиіШтІ

Рис. 2. Переход от существующей системы обучения к системе профильного обучения

Карелия, предпочтения учащихся в 2007-2008 учебном году выглядели следующим образом (см. рис. 1).

Необходимо, чтобы планирование набора в профильные классы должно осуществляться не только на ближайший учебный год, но и на перспективу. Это будет способствовать стабильности функционирования профильной школы и её дальнейшему развитию. Так, например, уменьшение конкурса должно служить для школы сигналом к изменению плана набора, а может быть и миссии школы.

Таким образом, для эффективного функционирования системы профильного обучения, достижения качественно новых результатов необходимо изменить:

- состав учащихся, обеспечив набор тех школьников, которые наиболее подготовлены к обучению по предлагаемым профилям;

- входы или ресурсы, создав те, которые необходимы для становления, функционирования и последующего развития системы профильного обучения (рис. 2).

Управление профильной школой призвано обеспечивать её движение в направлении к максимально возможному уровню развития. Необходимо определить, при каких условиях управление профильной школой будет эффективным. При этом нет и не может быть создано одной единственной эффективной при всех условиях деятельности системы управления. При её создании нужно учитывать особенности социальной

Кадры

|\ 'л г V л

шфтті® 1 „ Процесс Функции

[ Рвсдесы Технологии 1. реализации V-

1/ - ) функций ^ )

Структура

Рис. 3. Модель системы управления профильным обучением

организации. Так, чтобы создать систему управления профильной школой, нужно учесть, какова миссия школы, её прежняя управленческая система, размер учреждения, зрелость педагогического коллектива, сложившийся стиль управления и организационная культура.

Исходя из понимания системы управления как совокупности принципов, методов, средств, форм и процессов управления [3, с. 18], основными составляющими всякой системы управления, в том числе и управления образовательной системой, являются (см. рис. 3): входы (информация и ресурсы); функции управления; структура управления; управленческие технологии; кадры; процесс реализации функций; результаты (решения, принимаемые в рамках системы управления).

Таким образом, система управления профильным обучением - это совокупность различных по своей природе и свойствам компонентов, связанных между собой так, что оптимально осуществляется процесс реализации функций управления, обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности системы профильного обучения.

Под функцией в управлении понимается та роль, которую выполняет управленческая система по отношению к управляемому объекту, в данном случае - к системе профильного обучения. Это совокупность специализированных действий, в результате которых субъект управления создаёт условия для достижения целей системы профильного обучения. Для этого «функция управления должна иметь чёткое содержание, разработанный процесс её осуществления и определённую структуру, в рамках которой завершается её организационное обособление» [2, с. 192].

Функции или управленческие действия различаются между собой по содержанию и результатам и делятся на две большие группы: управление поддержанием стабильного функционирования системы и управление её развитием. Реализация функций первой группы обеспечивает использование имеющегося потенциала системы, а второй группы - наращивание этого потенциала и повышение эффективности его использования.

Анализ литературы [1; 2; 3] позволяет выделить следующие функции управления: анализ, прогнозирование, планирование, организация, распорядительство, руководство, мотивация, контроль, отчёт, регулирование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство,

ведение переговоров, заключение договоров. Разнообразие выделяемых функций обусловлено тем, что в зависимости от особенностей управляемых объектов по отношению к ним могут выполняться разные управленческие действия. Кроме того, реализация сложных функций (планирование, организация, координация, контроль, руководство) осуществляются посредством выполнения многих действий, которые также являются функциями. Например, планирование развития образовательного учреждения требует анализа, прогнозирования, оценки, принятия решений. Функция контроля может включать функции отчёта, оценки, принятия решений. Состав функций управления определяется условиями, которые необходимо создавать для эффективного протекания управляемых процессов. При этом каждая конкретная функция управления - это определённый вид управленческого действия, ориентированного на подготовку и принятие решений в отношении управляемого объекта.

Основными видами управленческих действий в профильной школе являются планирование, организация, руководство и контроль. В совокупности они образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными, представляя при этом сложные действия, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

Планирование должно включать действия анализа, прогнозирования, целеполагания, оценки эффективности. На уровне управления профильной школой в рамках реализации функции планирования должны осуществляться: анализ внешних факторов (социально-экономических, правовых и т.д.), оказывающих влияние на развитие школы; анализ программно-методического, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения и т.д.; качества образования; качества управления; анализ и прогнозирование изменений в качестве образования, кадровом потенциале, средствах обучения и воспитания, в материально-техническом и финансовом обеспечении, контингенте обучаемых; анализ соответствия результатов деятельности школы потребностям населения; разработка стратегии и основных направлений развития школы: определение целей на долгосрочную и краткосрочную перспективу; установление конкретных сроков их реализации; утверждение планов и смет.

Организация деятельности профильной школы- это функция, содержанием которой является распределение функционала между исполнителями и их группами и поддержание созданной структуры. В ходе выполнения функции организации обеспечивается регламентация деятельности структурных подразделений и должностных лиц: вырабатываются положения об органах управления должностные инструкции, нормативы, методики, технологические карты управления.

Руководство деятельностью профильной школы- функция, в процессе которой ставятся цели перед исполнителями, создаются условия, побуждающие исполнителей прикладывать усилия для достижения целей, осуществляется подбор, расстановка и оценка кадров, создаются условия для их профессионального роста.

Контроль за деятельностью профильной школы - это функция, призванная давать информацию о действительном состоянии дел по выполнению приняты решений. Процедура контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Стандарты - это конкретные цели, которые вырабатываются в процессе планирования и определяются стратегией организации.

Для каждой из перечисленных функций должны быть подобраны или разработаны методы реализации, позволяющие получить результаты выполнения этих функций в соответствии с предъявляемыми в системе требованиями.

Люди, действующие в качестве субъектов управления, - это весь коллектив образовательного учреждения. Наш подход к управлению введением, реализацией и развитием профильного обу-

чения предполагает, что используемые формы и методы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее число педагогов было вовлечено в управление, особенно в выявление проблем, анализ их причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирование их внедрения, реализацию инновационных проектов.

Качество управления профильной школой определяется качеством реализации системой управления её функций, как целого, что, в свою очередь, зависит от работы рассмотренных выше элементов системы управления.

Под нашим руководством проводится опытно-экспериментальная работа по изучению построения, реализации и развития системы управления профильным обучением в общеобразовательных школах (№6, 7, 11, 20, 38, 45), школах-гимназиях (№17, 30, 37), школах-лицеях (№1, 40, Университетский лицей, Державинский лицей) города Петрозаводска и МОУ «СОШ № 1» города Беломорска Республики Карелия, результаты которой будут изложены в последующих публикациях.

Библиографический список

1. Афанасьева Т.П., НемоваН.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 2. Управление профильным обучением старшеклассников / Под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 84 с.

2. Виханский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Просвещение, 1995. - 356 с.

3. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 199. - 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.