Научная статья на тему 'Построение системы управления мотивацией реализации ТРИЗ-проектов на предприятии'

Построение системы управления мотивацией реализации ТРИЗ-проектов на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
мотивация / проектные роли / матрица ролей / ТРИЗ-инфраструктура предприятия / Кубок по ТРИЗ / ТРИЗ-проекты на предприятиях

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трантин А.В., Рубин М.С., Кулаков А.В.

Управление мотивацией проектных команд является острой темой для любой системы, которая базируется на выполнении проектов, особенно в ситуациях, когда проектные команды состоят из сотрудников операционного блока. Сложности работы с мотивацией в ТРИЗ-проектах, реализуемых на промышленных предприятиях цветной металлургии, обусловлены самой существующей моделью подхода к проектам улучшений\изменений, в которой сосуществуют противоречия обеспечения производственного плана и внедрения новых решений. В рамках доклада будут проанализированы некоторые основные особенности такого проектного подхода, будет освещена тема по созданию системы управления мотивацией через немонетарные аспекты развития мотивации, будут разобраны конкретные примеры, демонстрирующие эффективность авторских решений для создания системы управления мотивацией проектных команд, реализующих проекты на предприятиях цветной металлургии и смежных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение системы управления мотивацией реализации ТРИЗ-проектов на предприятии»

СЕКЦИЯ «ТРИЗ В БИЗНЕСЕ». 15 октября 2023 года

дои

Трантин А.В., Рубин М.С., Кулаков А.В.

Построение системы управления мотивацией реализации ТРИЗ-проектов на предприятии

Аннотация. Управление мотивацией проектных команд является острой темой для любой си-стемы, которая базируется на выполнении проектов, особенно в ситуациях, когда проектные команды состоят из сотрудников операционного блока. Сложности работы с мотивацией в ТРИЗ-проектах, реализуемых на промышленных предприятиях цветной металлургии, обусловлены самой существующей моделью подхода к проектам улучшений \изменений, в кото-рой сосуществуют противоречия обеспечения производственного плана и внедрения новых решений. В рамках доклада будут проанализированы некоторые основные особенности такого проектного подхода, будет освещена тема по созданию системы управления мотивацией через немонетарные аспекты развития мотивации, будут разобраны конкретные примеры, демон-стрирующие эффективность авторских решений для создания системы управления мотива-цией проектных команд, реализующих проекты на предприятиях цветной металлургии и смежных отраслей.

Ключевые слова: мотивация, проектные роли, матрица ролей, ТРИЗ-инфраструктура предприятия, Кубок по ТРИЗ, ТРИЗ-проекты на предприятиях.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая статья посвящена разработке такой темы, как развитие ТРИЗ-инфраструк-туры предприятия [1, 3]. Прежде, чем перейти непосредственно к описанию особенностей системы управления мотивацией реализации ТРИЗ проектов на предприятии, необходимо остановиться на особенностях, присущих интеграции ТРИЗ в операционную деятельность предприятий. Среди таковых можно выделить:

1) Наличие небольших исследовательских подразделений, которые применяют ТРИЗ в своей работе (или вообще их отсутствие);

2) Ограниченные инвестиционные возможности для новаторства и инноваций на предприятия;

3) Внедрение решений сразу на действующем производстве (при фактически минимальном времени на верификацию решений).

Вышеобозначенные особенности во многом являются следствием того, что предприятия, в первую очередь, производят продукцию, а не являются полигоном для нововведений в технологические процессы. И это порождает невысокую заинтересованность руководителей в долгих исследованиях-проектах, которые могут и не вывести на эффективное решение, но, при этом, потребуют трудовых и финансовых ресурсы предприятия. Отсюда вытекают определенные ключевые проблемы, с которыми сталкиваются компании, решившие внедрить ТРИЗ в операционную деятельность своих предприятий:

1) У сотрудников нет времени решать сложные проблемы и тем более нет времени учиться решать эти проблемы - сотрудники заняты своими основными штатными обязанностями по достижению производственного плана;

2) Длительная проверка решения (заказчиком или лицом, принимающим решение) и внедрение решений - оборудование должно продолжать работать, чтобы обеспечить достижение производственного плана;

3) Цена ошибки внедренного решения - невыполнение плана производства.

Однако довольно сложно представить ситуацию, когда топ-менеджмент примет решение отказаться от проектов улучшений даже несмотря на существующие сложности. И здесь ТРИЗ тоже может быть полезна. Можно сформулировать противоречие, которое основано на указанных выше причинах, и разрешить его через существующие инструменты:

ЕСЛИ «Учить сотрудника использовать ТРИЗ»,

ТО выполняется требование «Решить сложные производственные проблемы»,

НО НЕ выполняется требование «Сохранить операционную эффективность».

Работая с данным противоречием, можно выйти на приемы:

1. Дробления

а. Разделить объект на независимые части

б. Выполнить объект разборным

в. Увеличить степень дробления объекта

16. Частичного или избыточного действия

Если трудно получить 100% требуемого действия или эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше» - задача при этом может существенно упроститься

В развитие данных приемов, авторами было предложено решение «Матрица компетенций (матрица ролей)», которое позволило во многом упростить реализацию ТРИЗ-проектов, одновременно повысив их эффективность и управляемость.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Построение системы управления мотивацией реализации ТРИЗ-проектов на предприятии невозможно без формирования четкого и единообразного понимания, как минимум, трех важных составляющих. Во-первых, уже должна сложиться определенная практика выполнения ТРИЗ-проектов, позволяющая зафиксировать «ЧТО» такое ТРИЗ-проект, какие он имеет границы, этапы, стадии и основные вехи. Безусловно, это занимает не один месяц, однако без этой базы невозможно выстраивать дальнейшие мероприятия по повышению эффективности проектов улучшений с применением ТРИЗ. Решению данной задачи на самом верхнем уровне служит фиксация данных требований в регламентирующих документах Компании.

Во-вторых, участники проектных команд должны четко понимать «ЧТО» и «КАК» они могут (и должны) делать в рамках ТРИЗ-проектов. И это касается, как определенных инструментов проектного управления, так и знания ТРИЗ-инструментария. Для реализации данного направления возможно использовать инструмент «Матрица компетенций» подробнее о котором будет рассказано ниже.

В-третьих, важно понимать, что материальная мотивация показывает ограниченный потенциал к долгосрочному стимулированию сотрудников участвовать в проектной деятельности, а также, в целом, не способствует повышению качества получаемых проектных решений.

Матрица ролей

При широкомасштабном внедрении ТРИЗ на предприятиях в условиях ограниченного времени система управления компетенциями является неотъемлемой частью ТРИЗ-инфра-структуры предприятия. Необходимость в управлении компетенциями по ТРИЗ возникает ввиду того, что становление эффективного специалиста по ТРИЗ занимает не один год, при этом на рынке труда не так много готовых специалистов, а еще меньше подходящих под специфику конкретного предприятия. В таких условиях возникает острая необходимость в формировании компетенций по ТРИЗ внутри предприятия. Матрица ролей является базой для выстраивания системы управления компетенциями по ТРИЗ.

Из проектного опыта авторов необходимый и достаточный набор ролей в ТРИЗ-проекте включает в себя следующие роли: Задачедатель, Куратор, Руководитель проекта, Методист, Члены проектной группы. Подробнее остановимся на каждой из ролей.

Задачедатель - владелец бизнес-процесса, в чьих интересах реализуется ТРИЗ-проект. Он формирует требования к результатам проекта и принимает результаты. В зависимости от масштабов предприятия и решаемых задач в ТРИЗ-проекте данную роль могут выполнять от линейного руководителя до руководителя предприятия.

Куратор ТРИЗ-проекта - сотрудник, помогающий руководителю проекта разрешать вопросы, выходящие за рамки полномочий руководителя проекта или требующие привлечения дополнительных ресурсов. Роль куратора ТРИЗ-проекта может выполнять тот же круг сотрудников, что и роль задачедателя, в зависимости от масштабов проекта и возникшей в проекте проблемы.

Руководитель ТРИЗ-проекта - сотрудник, который наделен полномочиями для управления ТРИЗ-проектом на всех этапах жизненного цикла и несет ответственность за достижение целей ТРИЗ-проекта. В его обязанности входит формирование общего видения проекта и дорожной карты, планирования, оформление документов проекта, распределение работ в проекте между членами проектной группы и их координация, защита результатов проекта перед задачедателем, коммуникация с куратором и контрагентами.

Методистом является сотрудник, оказывающий поддержку всем участникам ТРИЗ-про-екта вне зависимости от исполняемой роли в части корректного выполнения ТРИЗ-проекта согласно жизненного цикла, использования методик и инструментов ТРИЗ. Это наиболее опытный и искушенный в ТРИЗ-проектировании участник команды проекта. Соответственно, чем сильнее и опытнее команда проекта, тем меньше методист вмешивается в ее работу.

Член проектной группы - сотрудник, выполняющий в ТРИЗ-проекте отдельные аналитические и/или решательные процедуры с последующей защитой результатов перед руководителем проекта. Руководителю проекта при формировании проектной группы следует обращать внимание на сбалансированность проектной команды - в ней должны быть аналитики, решатели и критики. Подробнее об элементах изобретательского мышления в [2].

Для формирования эффективной команды ТРИЗ-проекта необходимо соотносить масштаб задачи ТРИЗ-проекта и уровни сотрудников на роли. Ниже приведена матрица подбора сотрудников на роли:

Уровень ТРИЗ-проекта Задачедатель или Куратор Руководитель проекта

Предприятие Руководитель бизнеса Руководитель предприятия

Производство/цех Руководитель предприятия Руководитель производства/цеха

Участок Руководитель производства/цеха Руководитель участка

Для каждой из выделенных ролей был разработан характерный набор компетенций по ТРИЗ и уровень знаний по 5-ти бальной шкале системы сертификации Икар и Дедал.

Тема (инструменты) Задачедатель/ Руководитель Член про-

Куратор проекта ектной группы

Изобретательская задача. 2 5 3

Техническое и физическое противоре-

чия (противоречия требований и свой- 2 5 3

ства)

Оперативная зона (ОЗ) и оперативное время (ОВ). 2 5 3

Принципы и приемы разрешения проти-

воречий. Таблица разрешения противо- 2 5 3

речий

АРИЗ 0 5 3

Модель функции. Типы функций. Функ-

циональный анализ + компонентно- 2 5 3

структурный анализ

Причинно-следственный анализ. 2 5 3

Командообразование 0 5 0

Подготовка презентационных материа- 0 5 2

лов

Модель ТРИЗ 1 5 1

Идеальный конечный результат (ИКР) 2 5 3

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) 0 5 3

Описание нежелательного эффекта и

шаблон описания задачи. Администра- 2 5 3

тивное противоречие.

Сошртпо-ТКК 2 5 3

Управление проектом через формирова- 2 5 0

ние и контроль вех

Бенчмаркинг 0 5 3

Управление ресурсами 0 5 0

ФСА 0 4 1

Веполь. Правила вепольных преобразо- 0 4 2

ваний. Стандарты

Диверсионный анализ. 0 4 2

Анализ процессов 0 4 0

Потоковый анализ 2 4 2

Системный оператор 0 4 2

ФОП. Информационный поиск (ФОП,

патентный поиск, применение поиско- 1 2 2

вых систем)

Анализ пределов развития 0 2 0

Наставничество и онлайн ТРИЗ-коучинг 2 2 1

Жизненный цикл ТРИЗ-проекта 2 4 1

Ландшафт проблем 3 4 0

Реестр исходных задач 3 4 0

Дорожные карты 2 4 1

Матрица проектов 2 5 0

Миссия направления ТРИЗ на предприя-

тии. Роль ТРИЗ в формировании и вы- 5 3 0

полнении стратегических целей пред-

приятия.

Где,

0) не требуется

1) может объяснить, что это означает

2) может привести примеры использования

3) есть опыт применения в учебных заданиях с подсказками (справками)

4) есть опыт применения в учебных заданиях без подсказок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) есть опыт применения в практической деятельности

Разработанные наборы компетенций по ТРИЗ ложатся в основу разработок форматов, программ обучения сотрудников на роли в ТРИЗ-проектах и методических материалов. На основе представленного набора авторами были разработаны и реализованы ТРИЗ-сессии для руководителей предприятий, ТРИЗ-практикумы для членов проектных групп, программа обучения руководителей ТРИЗ-проектов, ТРИЗ-сессии для методистов, разработано методическое пособие по ТРИЗ для предприятий.

Мотивация

Затрагивая тему мотивации, нельзя не обратиться к теме развития сотрудников. В рамках своей профессиональной деятельности авторы придерживаются четырёхкомпонентной модели развития сотрудников по направлению ТРИЗ. (Рис 1.)

□ Мотив-ТРИЗ-Коучинг;

□ Навыки - Наставничество;

□ Умения - Консультации;

□ Знания - Обучение.

Рис. 1

Реализация ТРИЗ-проектов, что, как минимум следует из самого термина и описано в предыдущем разделе, подразумевает определенное владение инструментами ТРИЗ. Для максимизации эффективности в применении инструментов ТРИЗ, сотрудник должен пройти по всей вертикали развития «знания-умения-навыки-мотив». И каждому этапу соответствует свой способ взаимодействия (Рис. 2.)

Профессиональный рост участников проектных команд

Рис. 2

Относительно первых трех составляющих существует более-менее доступное большинству понимание, как и что делать, например, как провести консультацию или обучение, хотя, безусловно, от подходов к консультациям и обучению зависит многое, и можно достаточно легко уничтожить энтузиазм и полностью лишиться поддержки вышестоящего руководства в случае непрофессионального подхода к этим процессам. Но формирование устойчивой мотивации - это наиболее сложная сфера, от успешности развития которой зависит успешность проектной деятельности в целом (Рис. 3.).

Рис. 3

В чем же главные сложности мотивации при управлении проектными командами на производственных предприятиях? По опыту авторов, для многих предприятий металлургического комплекса, с которыми работают авторы, можно выделить, как минимум, 4 таких сложности.

Во-первых, главное для предприятий (как уже упоминалось ранее) - это выполнение производственного плана. Выполнение проектов наоборот может быть направлено на разрушение уже сложившихся производственных устоев (Рис. 4).

Рис. 4

Таким образом, в первую очередь, руководство заинтересовано выполнить план (получить прибыль), а не попробовать что-то новое, пусть даже и помогающее в решении каких-либо существующих проблем. Более того, зачастую, выполнение производственного плана -это часть KPI, поэтому сложно ожидать от сотрудников любого уровня каких-либо действий, которые бы могли помешать этому.

Следующая сложность, в какой-то степени связана с предыдущей, однако имеет самостоятельное значение. Она характеризуется довольно долгим внедрением эффективных решений, что обусловлено тем, что производственные циклы оборудования не могут быть снижены: нельзя остановить производство до момента какой-либо ранее запланированной остановки, иначе будут проявляться риски невыполнения производственного плана.

Если первые 2 пункта являются довольно общими для многих предприятий, то 2 последующих могут быть более уникальными и не характерными для подавляющего большинства компаний, однако, в том или ином виде, на взгляд авторов, они также могут быть обнаружены.

Третья сложность обусловлена существующими локальными нормативными актами, регулирующими проектную деятельность, которые привязывают монетарную мотивацию сотрудников - премиальную проектную выплату, в случае подтверждения успешного выполнения ТРИЗ-проекта - к закрытию финансового года. Ввиду этого существует временной разрыв, когда проектные выплаты удалены от фактического завершения ТРИЗ-проекта. Таким образом, нередки случаи, когда сотрудники получают выплаты через год и более после завершения ТРИЗ-проекта (а между наиболее активным внедрением решений и фактической выплатой эти сроки могут составлять свыше полутора лет). То есть, монетарная мотивация перестает быть движителем для проектной деятельности.

В-четвертых, со стороны для неопытного сотрудника ТРИЗ представляется сложной и запутанной методологией. Это объясняется разными причинами: большое многообразие разноплановых инструментов, которые предлагает ТРИЗ; погруженность сотрудников в другие методологии, в первую очередь, в гораздо более распространенные бережливое производство и TPS; отсутствие выверенной системы обучения ТРИЗ, в которых основной упор делается на попытке «объять необъятное» без оглядки на реальные проектные роли сотрудников и их штатные должности.

Однако преодоление вышеобозначенных сложностей не является чем-то невозможным. В рамках данной статьи авторы детально не рассматривают, например, разрешение противоречий «Операционная деятельность - Проектная деятельность» или эффективные программы обучения персонала, но направляют свой фокус на прикладной инструмент управления мотивацией сотрудников при реализации ТРИЗ-проектов через систему конкурсов.

Управление мотивацией через систему конкурсов

В целях минимизации влияния вышеизложенных сложностей, а также для повышения информированности и популяризации ТРИЗ среди сотрудников и руководителей, авторами была предложена система управления мотивацией и стимулирования проектной активности через учреждение системы кубков по ТРИЗ.

Для того, чтобы максимально охватить сотрудников различных уровней, а также учитывая сложную холдинговую структуру компании, первоначально авторами была предложена система кубков по ТРИЗ, состоящая из 5 номинаций (Таблица 1).

Таблица 1

Номинация Уровень номинации Дата проведения

1 Предприятие ТРИЗ-технологий Руководители предприятий День металлурга

2 Ротор ТРИЗ Руководители подразделений предприятия День металлурга

3 ТРИЗ-проект года Проектные команды предприятия День металлурга

4 Лидер бизнеса в ТРИЗ Руководители направления ТРИЗ в бизнесах Международный день ТРИЗ

5 ТРИЗ-профессионал в бизнесе Руководители бизнесов Международный день ТРИЗ

Для поддержания интереса и дополнительного стимулирования сотрудников к реализации ТРИЗ-проектов (и, соответственно, к участию в конкурсе) был введен информационный рейтинг:

где

Я - рейтинг в номинации,

- факторы, влияющие на рейтинг в номинации, N - количество факторов для номинации,

Ы - коэффициент важности данного фактора (сумма коэффициентов для каждой номинации составляет 100 баллов).

Для каждой номинации подбираются свои факторы и коэффициенты.

Таким образом в период проведения Кубка участники могут достаточно активно влиять на свою позицию в рейтинге, например, путем ускорения внедрения решений, открытия новых ТРИЗ-проектов или вкладываюсь в подготовку и последующую сертификацию сотрудников по ТРИЗ.

Каждый фактор рассчитывался в относительных единицах по формуле:

Гг = ^¿-результат / Г 1-эталон

где

-результат - достигнутое значение фактора в тех или иных натуральных величинах (рубли, количество или иные измеряемые значения)

^-эталон - эталонное значение фактора в натуральных величинах (рубли, количество или иные измеряемые значения).

На формирование эталонных показателей повлиял накопленный опыт предприятий, учи-тывающий сроки, эффективность, команду и др. показатели по выполненным ТРИЗ-проектам с 2018 года.

В качестве примера рассмотрим структуру эталонных показателей некоторых номинаций для Кубков 2022 -2023 гг. (Рис. 5).

Ротор ТРИЗ (Цех)

ОЭЭ, млн. руб. ФЭЭ, млн. руб. Плотность ФЭЭ

Сертификация

Качество материалов

где

ТРИЗ-проект года

Эталонные Пропорции показатели

20 20 нет 3/1/1

Эталонные Пропорции показатели

1/4/8 (15) 1

20 50 20 100

20 30 80 70

нет нет нет 1,4

30 10/2/1

нет нет 1/4/8 (26)

30 нет нет нет

100 100

Предприятие ТРИЗ-технологий(Завод)

Эталонные Пропорции показатели

10 60 20

10

нет 100

Рис. 5

ОЭЭ - ожидаемый подтвержденный техническими и финансовыми службами экономический эффект на момент открытия ТРИЗ-проекта (то, что мы планируем заработать\сэкономить),

ФЭЭ - фактический подтвержденный техническими и финансовыми службами экономический эффект по факту завершения ТРИЗ-проекта (то, что мы заработали\сэкономили),

Плотность ФЭЭ - показатель, который рассчитывается в млн. рублей на один месяц выполнения завершенных ТРИЗ-проектов или для портфеля завершенных ТРИЗ-проектов (то, что мы зарабатываем\экономим по всем ТРИЗ-проектам в пересчете на 1 месяц),

Сертификация - показатель, который отражает уровень повышения за выделенный период квалификации участников ТРИЗ-проектов для проектной команды или для завода в целом (то, сколько людей смогли подтвердить свои компетенции по ТРИЗ на уровни ассистента специалиста по ТРИЗ /1 уровень / 2 уровень по системе Сертификации «ИКАР и ДЕДАЛ» [4]), Качество материалов - показатель, который отражает качество подготовленных презентационных материалов по ТРИЗ-проекту (то, как в проекте применялся ТРИЗ и какие результаты достигнуты).

Как видно на Рисунке 5, для каждой конкретной номинации получается своя уникальная комбинация учитываемых факторов, эталонных показателей и пропорциональных весов каждого из факторов.

В качестве примере более подробно рассмотрим факторы, учитываемые в номинации «ТРИЗ-проект года». Стоит отметить, что в данной номинации экономические показатели

имели несколько сниженный приоритет. Это объясняется тем, что в конкурсе участвует большое количество предприятий совершенно разного масштаба - от производящих миллионы тонн продукции до всего нескольких тысяч в год, и в таких случаях крайне сильно работает эффект масштаба - сэкономленный доллар себестоимости на 1 миллион тонн принесет 1 миллион долларов экономического эффекта и совсем крохотный эффект для завода с мощностью в несколько тысяч тонн. По этой причине для сохранения возможности победы участниками с небольших предприятий в итоговых формулах расчета дополнительно применялся ограничивающий максимум экономического эффекта на один проект. Например, если экономические показатели ТРИЗ-проекта составили 45 миллионов рублей, в расчете рейтинга экономический эффект считался равным 30 млн. Таким образом, подобная балансировка позволила соревноваться командам совершенно разных по масштабу предприятий. Также можно заметить, что по сравнению с номинациями «Ротор ТРИЗ» и «Предприятие ТРИЗ-технологий», пропорциональный вес фактора ФЭЭ значительно ниже. Это также объясняется тем уровнем влияния, которое есть у лиц, принимающих участие в номинации: если на уровне проекта - это команда, в которой много рядовых сотрудников, то, например, в номинации «Ротор ТРИЗ» соревнуются начальники цехов, которые обладают достаточно мощным административным ресурсом и могут повлиять на ускорение внедрения найденного в ТРИЗ-проекте решения.

Большое значение в номинации «ТРИЗ-проект года» придавалось сертификации. И это важно, так как недостаток квалифицированного персонала довольно значительно ограничивает «проектные мощности» предприятий, поэтому авторами было принято решение уделить данному фактору достаточно много внимания. Это привело к тому, что за период конкурса количество сертифицированных по ТРИЗ сотрудников составило 24 человека - это 25% от общего количества всех сертифицированных сотрудников в Компании (за период с 04.2020 по 03.2023 - количество сертифицированных сотрудников составило 77 человек). Таким образом, впоследствии данное количество квалифицированных участников проектной деятельности позволило дополнительно инициировать 6 новых ТРИЗ-проектов.

Немаловажной задачей, которая решалась с помощью критерия «Качество материалов», была задача по повышению уровня подготовки презентационных материалов участниками проектных команд. Без данного навыка невозможно защитить свои результаты перед руководящим составом, и в целом умение обрабатывать различные данные является необходимым сквозным навыком для современного сотрудника. Дополнительным сверхэффектом, который авторы получили от включения данного фактора в расчет номинации, стало серьезное пополнение «Базы лучших практик», а также методических примеров, которые теперь используются на проводимых в Компании ТРИЗ-сессиях.

Всего в «Кубке по ТРИЗ» 2022-2023гг участвовало 23 завода, 43 подразделения и 94 ТРИЗ-проекта. Рост портфеля ТРИЗ-проектов за период проведения конкурса составил +45% от общего портфеля ТРИЗ-проектов с начала года.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие ключевые особенности управления мотивацией через систему Конкурсов «Кубок по ТРИЗ».

1. Система показателей динамична и меняется в зависимости от состояния портфеля проектов, а также планов по его изменению.

2. Динамичный вес показателей для регулирования наполненности портфеля проектов и качества отдельных проектов.

3. Кубок задает стандарты качества ТРИЗ-проектов, так как формирует определенную культуру проектных работ.

4. Медийное сопровождение (Корпоративные газеты, Домашний сайт, Корпоративное ТВ и Радио и др.) довольно сильно повышает интерес сотрудников к проектной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Построение системы немонетарной мотивации для реализации ТРИЗ-проектов является необходимым звеном для успешного внедрения ТРИЗ в привычную деятельность предприятия.

Система конкурсов позволяет гибко и динамично (от года к году) корректировать рост необходимых показателей, а также менять качественные характеристики эффективности внедрения ТРИЗ в зависимости от конкретных существующих и ожидаемых условий.

Развитая система немонетарной мотивации позволяет влиять на скорость реализации ТРИЗ-проекта, при этом существенную поддержку этому оказывает плотная работа с корпоративными СМИ и другими источниками информации об активностях в Компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубин М.С., Лопатин С.В., Щедрин Н.А., Краев О.А., Методические аспекты развития инфраструктуры ТРИЗ на производственных предприятиях. / https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f3031_93/Rubin_zavod_TRIZ.pdf

2. Рубина Н.В., Изобретательское мышление: формирование и диагностика // Концепт. -2015 - № 02 (февраль) Изобретательское мышление: формирование и диагностика (cyberleninka.ru).

3. Рубин М.С., Основы ТРИЗ для предприятий // КТК Галактика. 2022. ISBN 978-56045098-9-0.

4. О системе повышения и подтверждения уровня знаний по ТРИЗ «ИКАР и ДЕДАЛ», https://triz-summit.ru/certif

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.