Научная статья на тему 'Методический подход к формированию Достойной Цели и поиску исследовательских тем для развития Творческой Личности'

Методический подход к формированию Достойной Цели и поиску исследовательских тем для развития Творческой Личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
ЖСТЛ / Творческая Личность / Достойная Цель / изобретательское мышление / прогноз развития цивилизации / ТРИЗ-цивилизация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубина Наталия Викторовна

Одной из важнейших задач для развития Творческой Личности является формирование Достойной Цели. Один из путей решения этой задачи это вовлечение подростков и старших школьников, масштабную исследовательскую деятельность высокого уровня. Здесь в свою очередь возникает проблема мотивации, формирования интереса к изобретательской и исследовательской деятельности. Как правило, подростки и старшие школьники хотят чувствовать себя и быть вовлеченными в масштабную, актуальную, полезную деятельность. Перед преподавателями встает задача поиска исследовательских тем для подростков и старших школьников: тема должна быть затрагивающей цивилизацию в целом, чтобы мотивировать подростков и старших школьников, и одновременно должна быть узкотехнической, узконаучной, узко-художественной, чтобы быть доступной для реализации подростками и старшими школьниками. В статье предлагается методический подход к решению этих проблем. На конкурсе МА ТРИЗ 2002 года и в Кубке ТРИЗ Саммита 2021 года участникам была предложена задача о «Черном ящике» цивилизации. Задача вошла в задачник по ЖСТЛ. Задача не потеряла своей актуальности, более того появились новые аспекты как в постановке задачи, так и в технологических возможностях ее решения, обострились угрозы существованию человеческой цивилизации. В статье будут рассмотрены некоторые представления участников конкурса разного возраста о ключевых проблемах цивилизации и возможности передачи информации на далекое время. Будет также отражен методический аспект работы с задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию Достойной Цели и поиску исследовательских тем для развития Творческой Личности»

Б01: 10.24412/С1-37095-2023-1-259-268

Рубина Н.В.

Методический подход к формированию Достойной Цели и поиску исследовательских тем для развития Творческой Личности

Аннотация. Одной из важнейших задач для развития Творческой Личности является формирование Достойной Цели. Один из путей решения этой задачи - это вовлечение подростков и старших школьников, масштабную исследовательскую деятельность высокого уровня. Здесь в свою очередь возникает проблема мотивации, формирования интереса к изобретательской и исследовательской деятельности. Как правило, подростки и старшие школьники хотят чувствовать себя и быть вовлеченными в масштабную, актуальную, полезную деятельность. Перед преподавателями встает задача поиска исследовательских тем для подростков и старших школьников: тема должна быть затрагивающей цивилизацию в целом, чтобы мотивировать подростков и старших школьников, и одновременно должна быть узкотехнической, узконаучной, узко-художественной, чтобы быть доступной для реализации подростками и старшими школьниками. В статье предлагается методический подход к решению этих проблем. На конкурсе МА ТРИЗ 2002 года и в Кубке ТРИЗ Саммита 2021 года участникам была предложена задача о «Черном ящике» цивилизации. Задача вошла в задачник по ЖСТЛ. Задача не потеряла своей актуальности, более того появились новые аспекты как в постановке задачи, так и в технологических возможностях ее решения, обострились угрозы существованию человеческой цивилизации. В статье будут рассмотрены некоторые представления участников конкурса разного возраста о ключевых проблемах цивилизации и возможности передачи информации на далекое время. Будет также отражен методический аспект работы с задачей. Ключевые слова: ЖСТЛ, Творческая Личность, Достойная Цель, изобретательское мышление, прогноз развития цивилизации, ТРИЗ-цивилизация.

1. ВВЕДЕНИЕ

В сборнике «Как стать еретиком», 1991 в «Задачнике по ЖСТЛ» предложена задача «О «Черном ящике» цивилизации [1]. Кратко условия задачи сформулированы так: «Через 100-150 лет произойдет исчезновение всякой жизни с Земли. Возможное время восстановления - миллиард лет. Как передать «черный ящик» на такую временную дистанцию? Что в него записать?»

Задача о «черном ящике» цивилизации» была предложена как генератор новых исследовательских тем, источник Достойных Целей для исследователей. С этой точки зрения задача имеет большой методический потенциал. Мы рассмотрим один из возможных подходов к формулировке тем для исследователей разных возрастов и специализаций, будет представлена картотека заданий, которые могут быть предложены в качестве курсовых работ для претендентов на сертификаты 3 уровня по системе «Икар и Дедал» в номинации Юниоры.

Мы проанализируем работы участников конкурса и выясним почему в них нет сильных решений и новых подходов к решению предложенной задачи.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2002 году мы получили 62 работы, связанные с решением задачи о «черном ящике» цивилизации», а в 2021 году только 4. Можно сделать парадоксальный вывод: угрозы исчезновения человеческой цивилизации за 20 лет только возросли, а интерес к проблеме упал.

Мы обсудим вопрос о возможности использования задачи о «черном ящике» цивилизации» и разных ее аспектов для формирования исследовательских и метапредметных навыков на занятиях по ТРИЗ и школьных занятиях разных направлений.

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин выделяют три яруса тем:

- темы узкотехнические, узко-научные, узко-художественные, например, изобретение ракет;

- темы общетехнические, общенаучные, общехудожественные, например, развитие космонавтики;

- темы, затрагивающие цивилизацию в целом (социально-технические, социально-научные, социально-художественные и пр.), например, проектирование космической цивилизации или цивилизации с телевидением.

С исследовательской точки зрения эффективнее всего работать с темами третьего яруса - на уровне общечеловеческих проблем. Здесь самый большой простор для развития тем, наименьшая вероятность «застрять» на мелкотемье или оказаться в ситуации острой конкуренции с другими исследованиями. «В качестве примера можно привести хотя бы одну проблему общечеловеческого уровня. Речь пойдет о проблеме создания «черного ящика» на случай всемирной катастрофы». («Как стать еретиком», Карелия, 1991, стр. 166-168).

В таком подходе есть одна проблема: темы третьего яруса недоступны ученикам младшего и среднего возраста. Возникает противоречие: темы исследований для младших школьников должны быть высокого уровня, чтобы эффективно формировать навыки исследовательской деятельности, и одновременно не должны быть высокого уровня, чтобы оставаться доступными для самостоятельного исследования младшими школьниками. Возможным вариантов решения этого противоречия является постепенное усложнение заданий, формирование нужных навыков при систематической работе с заданиями, сформулированными на основе сложной задачи третьего яруса тем.

В статье будет представлен опыт формулировки таких заданий для участников конкурса МА ТРИЗ (2002 г.) и Кубка ТРИЗ Саммита (2021 г.), а также методические материалы для работы с темой 3 яруса для разных возрастных категорий учащихся как на занятиях по ТРИЗ, так и на других предметах школьного обучения.

3. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Задача о «черном ящике» цивилизации» как источник исследовательских тем.

Задача о «черном ящике цивилизации» - пример тем 3-го яруса по классификации Г.С. Альтшуллера, И.М. Верткина.

На 1-й международной конференции по ТРИЗ для школьников и студентов «ИКАРиа-да-2001» в качестве общей темы была предложена задача «о черном ящике цивилизации». В ходе обсуждения задачи была предложена таблица для формулировки исследовательских тем по разным аспектам.

Таблица 1. Анализ задачи о «черном ящике» цивилизации»

1. Какой объект 1.1 Семья 1.2. Дом 1.3. Город 1.4 Страна 1.5. Весь мир

2. Кому, куда 2.1. Другим людям 2.2. Другому государству 2.3. Потомкам через 50 (100, 1000) лет 2.4. Иноземным цивилизациям 2.5. Необитаемой планете

3. Цель 3.1. Сохранить информацию 3.2. Избежать ошибок 3.3. Сохранить цивилизацию 3.4. Возродить цивилизацию 3.5. Расширить границы цивилизации 3.5. Позвать помощь

4. Ресурсы 4.1. Ресурсы сохраняемой системы 4.2. Ресурсы уничтожающей силы 4.3. Ресурсы современной внешней среды 4.4. Ресурсы среды, в которую попадает "Черный ящик"

5. Причина катастрофы 5.1 Естественные 5.2. Социальные конфликты 5.3. Природные катаклизмы 5.4 Межличностные конфликты 5.5. Террор и преступления

Эта таблица может быть использована для формулировки множества подзадач, например, вариант (1.3-2.3-3.2-4.1-5.1) может быть сформулирован следующим образом: как сохранить информацию о современном Петрозаводске для поколения людей 22-го века в целях избегания повторения допущенных ошибок силами самого города, если он будет меняться в результате естественной эволюции. Уровень формулированных задач и их остроту можно изменять по собственному вкусу.

Международный конкурс по ТРИЗ «Кубок ТРИЗ Саммита» проводится по 5 возрастным категориям (8-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет, студенты и преподаватели) и по пяти номинациям («Изобретательство», «Фантазирование», «Инструменты ТРИЗ», «Исследования в ТРИЗ», «видеоролики по ТРИЗ»). Из таблицы 1 можно сформулировать задания и для разных возрастных категорий, и по разным номинациям. Мы используем обычное для морфологического анализа кодирование заданий - последовательность номеров ячеек.

В приложении 1 приводится картотека заданий для «Кубка ТРИЗ Саммита» (* помечены задания, которые уже предлагались для участников Кубка ТРИЗ Саммита или конкурса МА ТРИЗ).

3.2. Анализ работ участников конкурса МА ТРИЗ и Кубка ТРИЗ Саммита по заданиям, связанным с Задачей о «черном ящике» цивилизации».

Конкурс МА ТРИЗ 2002 года был посвящен задаче о «черном ящике» цивилизации. Предварительно на 1 -й международной конференции для школьников и студентов «ИКА-Риада-2001» Задача обсуждалась с участниками конференции. На основе таблицы 1 были сформулированы задания для конкурса. Несколько заданий мы повторили для участников Кубка ТРИЗ Саммита 2021.

Работы распределились по типам заданий следующим образом

Таблица 2. Распределение работ участников конкурсов по типам заданий

Код работы Возраст участников Количество работ Комментарий

1.1-2.1-3.1-4.1-5.1 8-10, 11-14 32 Сказки детей рассказывают об истории семьи, происшествий смешных и поучительных

1.1-2.1-3.1-4.1-5.1 11-14 11 Сказки о химических элементах и их свойствах

1.1-2.1-3.1-4.1-5.1 15-17 1 Семейное древо

1.3-2.4-3.1-4.1-5.1 11-14 3 История города, город химических элементов

1.3-2.1-3.5-4.1-5.5 8-10 2 Сигнальная система в средние века

1.4-2.2-3.2-4.1-5.5 11-14 1 Сказка о лисе и еже (Израиль, США, ООН)

1.5-2.1-3.4-4.4-5.3 8-10 2 Сказка, в которой герой спасает мир от экологической катастрофы, с помощью волшебства Фантастический рассказ, в котором «черный ящик» - это робот, который запоминает всю информацию о Земле и людях. Причина катастрофы -вирус.

1.5-2.1-3.1-4.1-5.1 11-14 5 Сказки о звездах, планетах, явлениях природы воссоздание цивилизации после взрыва звезды,

1.5-2.1-3.1-4.1-5.1 15-17 3 Крио-камеры для специалистов, сохраняющих нужную информацию микроорганизмы как «черный ящик» живого

1.5-2.3-3.1-4.4-5.1 8-10 1 Выявление возможных реальных причин возникновения мифических сюжетов

1.5-2.5-3.5-4.1-5.1 11-14 1 Возможности заселения Луны

Всего выполнено 11 типов заданий, причем большая часть из работ относится к простому сбору информации, подаче ее в сказочной или юмористической форме и не содержит изобретательских решений.

1.3-2.1-3.5-4.1-5.5 - 2 работы категории 8-10 лет, Варианты сигнальной системы

1.4-2.2-3.2-4.1-5.5. - Сказка о лисе и еже. Категория 11-14 лет

Одна страна передает другой стране с целью избежать ошибок с помощью собственных ресурсов информацию о террористической угрозе.

Сказка актуальна для жителей страны, подвергающихся террористической угрозе.

1.5-2.1-3.4-4.4-5.3. - Сказка «Зеленый оазис». Категория 8-10 лет

Мир подвергается экологической опасности. Остался только один «Зеленый оазис». Герой находит волшебных помощников (из ресурсов «Зеленого оазиса»), чтобы возродить цивилизацию после природного катаклизма.

Единственная работа категории 8-10 лет, в которой обсуждаются экологические проблемы.

Фантастический рассказ, в котором «черный ящик» - это робот, который запоминает всю информацию о Земле и людях. Причина катастрофы - вирус и неразумное использование ядерного взрыва.

1.5-2.1-3.1-4.1-5.1. - 11 работ категории 11-14 лет.

- сказка о том, как появились звезды

- сказка о планете Химия

- сказка о системе Менделеева, как о фантастическом мире

- сказка, в которой главная героиня Вода, похожа на Золушку

- попытка анализа задачи. Практически не использованы инструменты ТРИЗ - анализ получился умозрительным

Представленные сказки отличаются только объектом - это «Весь мир», но это по-прежнему, попытка в сказочной форме представить информацию, которая должна быть сохранена

1.5-2.3-3.1-4.4-5.1 - Выявление возможных реальных причин возникновения мифических сюжетов

1.5-2.5-3.5-4.1-5.1 - Возможности заселения Луны

1.5-2.1-3.1-4.1-5.1 - 3 работы категории 15-17 лет.

- красивая идея о том, что микроорганизмы могут быть хранителями и передатчиками информации о живом

- обозначены проблемы: экологическая ситуация обостряется; что именно записать в «черный ящик»; как обеспечить прочтение (предлагается сохранять видеоинформацию и распределить ее по различным местам: Луна, Марс, Венера, астероиды и т. д.)

- идея крио-камер для специалистов, которые хранят и передают необходимую информацию

Эти три работы предлагают идеи решения разных аспектов Задачи о «черном ящике» цивилизации».

К сожалению, эти решения находятся в направлении вектора инерции и не разрешают сформулированные противоречия.

3.3. Методические рекомендации по работе с Задачей о «черном ящике» цивилизации.

Задача о «черном ящике» цивилизации» включает в себя несколько аспектов для исследования:

- техника передачи информации (способы шифрования и сохранения информации; способы передачи информации на далекие временные расстояния; обеспечение адекватного восприятия переданной информации)

- содержание «черного ящика»

- причины катастрофы и рекомендации по ее предотвращению

- возможности восстановления разумной жизни

- универсальный язык для передачи информации

- сохранение генофонда флоры и фауны

- сохранение культурного фонда человеческой цивилизации

- сохранение научного фонда человеческой цивилизации

- оперативный «самописец» для фиксирования всех изменений, происходящих на Земле (постоянное обновление информации о состоянии Земли; фиксирование причин катастрофы)

- критерии отбора информации

Темы для исследовательских работ могут быть сформулированы по этим направления.

При выборе темы необходимо учитывать возраст учащихся.

Ниже приводится описание этапов выполнения исследовательского проекта с применением методов ТРИЗ. Для категорий 8-10 лет и 11-14 лет не все этапы могут быть выполнены в полном объеме.

Этапы работы в исследовательском проекте с применением методов ТРИЗ.

1. Выбор темы. Тему, предложенную в тексте конкурсных заданий, необходимо конкретизировать с учетом интересов детей. Кроме того, тема, как правило сформулирована в общем виде, попробуйте сформулировать ее так, чтобы выделить такой аспект, в котором есть понятная и актуальная проблема.

2. Формулировка целей и задач. После корректировки темы, важно определиться с целями исследования. Цели исследования можно разбить на группы:

- решить обозначенную в теме исследования проблему;

- освоить необходимые для решения проблемы методы и инструменты (это могут быть конкретные инструменты ТРИЗ для решения задач или специальные экспериментальные методы, а также методы ведения исследовательской работы и т. д.);

- исследовательский проект - это возможность расширить кругозор, попробовать себя в разных видах деятельности - проект может стать частью профориентационной работы. Такой эффект исследовательского проекта также может быть выделен как важная, осознанная цель.

Формулировка конкретных задач исследования может проходить в несколько этапов: предварительно, а затем в ходе исследования.

3. Обсуждение и обдумывание актуальности исследования. Это важный аспект для мотивации участников проекта. Дети должны «присвоить себе» тему, цели и задачи, сформулированные вместе с педагогом. Каждый участник проекта должен почувствовать заинтересованность в определенном виде деятельности, тематике, получении навыков и т. д. внутри проекта. Важно обсудить как именно видят участники проекта свою роль в проекте. Результатом такого обсуждения и обдумывания должно стать краткое изложение актуальности исследования в отчете по его выполнению.

4. Определение предполагаемых результатов проекта. Важно с самого начала определиться с тем какие именно результаты (какой продукт) должны быть получены в итоге. Проекты с применением методов ТРИЗ могут иметь уникальные продукты:

- Идеи изобретений (или полезных моделей); заявки на изобретения или на полезную модель;

- Тематические картотеки изобретательских задач; примеров, иллюстрирующих применение конкретных инструментов ТРИЗ; игр и упражнений; биографий творческих личностей; и т. д.;

- Фантастические рассказы; сказки; мультфильмы; видео-ролики;

- Выставки работ, моделей, игровые программы; программное обеспечение и т. д.

Форма представления результатов должна быть также выбрана заранее.

5. Планирование работы. Необходимо составить план работы по проекту, учитывая дату окончания и даты презентации проекта (представления отчета, отправку на конкурс, конференцию), а также промежуточные даты получения определенных результатов. План может и дол-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жен корректироваться в ходе выполнения проекта. В ходе работы над проектом может потребоваться обучение (освоение новых инструментов), которое также нужно запланировать.

6. Выполнение проекта. При составлении плана проекта необходимо предусмотреть какие работы могут выполняться параллельно разными группами, на каком этапе результаты работы отдельных групп должны быть синхронизированы. Проекты могут быть очень разными, но есть виды работ, которые необходимы в любом проекте:

• сбор и анализ картотеки;

• выдвижение гипотез;

• проверка гипотез на фактическом материале;

• выбор и применение инструментов ТРИЗ для решения задач;

• выявление закономерностей и формулировка выводов;

• прогнозирование развития систем (планирование дальнейшего развития) с использованием инструментов ТРИЗ;

• создание продукта (возможно, решение вторичных задач);

• подготовка отчета;

• презентация проекта.

7. Презентация проекта. Это важный этап в работе над проектом. Для участников полезно получить новые навыки, расширить кругозор, но не менее важной задачей является подготовка и проведение презентации своей работы. Необходимо выбрать и представить самые интересные и необычные результаты работы, выделить роль каждого участника проекта. Очень удачно, если у участников есть возможность предварительно проверить какое впечатление производит их презентация, какие вызывает вопросы на «дружелюбной аудитории» (например, одноклассников, родителей, друзей), часто это очень сильно изменяет представление о проекте и особенностях его презентации.

8. Подведение итогов. Очень важно по окончании работы над проектом, а затем после презентации обсудить итоги работы, осмыслить результаты проекта, выделить сильные стороны работы группы, обратить внимание на то, что не получилось, обсудить выводы и наметить следующие шаги.

Формы представления итогов проекта.

Исследовательский проект, рассматриваемый на Кубке ТРИЗ Саммита обычно представляется в виде текстовых файлов или презентаций. Отчет о проекте может сопровождаться фото и видеоматериалами, аудиофайлами (например, интервью и, скажем, записями голосов птиц и т. д.)

В любом случае, важно наличие определенной информации:

- Название проекта;

- Состав проектной группы;

- Руководитель проекта;

- Цели и задачи проекта;

- Актуальность выбранной темы;

- Короткая аннотация;

- Предполагаемые результаты;

- Инструменты ТРИЗ, выбранные для работы над проектом, в том числе для решения изобретательских задач;

- Описание хода исследования;

- Описание результатов;

- Выводы и направление дальнейшего развития проекта;

- Использованная литература и др. источники;

- Приложения, включающие возможно более полное представление о полученных результатах и продуктах.

4. ВЫВОДЫ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

• Задача о «черном ящике» цивилизации» имеет большой методический потенциал - задача является генератором новых исследовательских тем, источником Достойных Целей для исследователей. Однако для работы с исследовательскими темами такого уровня необходимы и высокого уровня навыки исследовательской и проектной деятельности. Один из вариантов решения этой проблемы -формулировка на основе задачи о «черном ящике» цивилизации тем более низкого уровня и актуализация этих тем для конкретных учащихся.

• В статье представлены методические подходы к проведению исследований с использованием методов ТРИЗ. Необходима организация работы по повышению уровня преподавателей ТРИЗ в области исследовательской деятельности.

• Анализ конкурсных работ по задаче о «черном ящике» цивилизации» показывает достаточно поверхностный взгляд участников конкурса и руководителей на предложенную проблему. В большинстве работ нет оригинальных идей, они содержат изложение информации, которую участники получили при просмотре фантастических фильмов или чтения фантастической литературы. Работы не содержат информацию о применении методов ТРИЗ для анализа или решения задачи.

• Возможным вариантом продолжения работы с задачей о «черном ящике» цивилизации» может быть предложение тем для исследований, проектной или изобретательской деятельности в рамках сертификации Юниоров и педагогов по системе «Икар и Дедал».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАДАЧИ О «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ» ЦИВИЛИЗАЦИИ»

*1.8-10. Номинация «Изобретательство». 1.4 - 2.1 - 3.2 - 4.1 - 5.2

В древние времена сторожевые крепости строились на расстоянии многих километров друг от друга, но в зоне прямой видимости. С помощью огня можно было передавать определенную информацию от одной сторожевой башни к другой, например, "идет враг", "нужна помощь", "выводите конный отряд" и т. д. Количество таких важных команд могло достигать 20-30. Азбуки Морзе, естественно, не было. Как с помощью огня удавалось передавать информацию между сторожевыми башнями?

*2.8-10. Номинация «Инструменты ТРИЗ». 1.1 - 2.1 - 3.1 - 4.1 - 5.1

Сказки, мифы, легенды - часто это единственная возможность узнать, как жили наши далекие-далекие предки. А ведь так интересно, что происходило на нашей Земле много веков назад, какие рассказывали истории, какие были дома, о чем думали, о чем мечтали наши прародители. А вы хотели бы, чтобы о вашей семье, о ваших друзьях, о вашем городе узнали люди через много тысячелетий? Придумайте сказку, миф, легенду, фантастический рассказ такой интересный, чтобы его рассказывали и сотни лет спустя.

3.8-10. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.1 - 2.2 - 3.2 - 4.2 - 5.2

Предположим, что существует государство, в котором, отсутствует семья. С какими сложностями могут столкнуться люди такого общества? Как рассказать им что такое семья, зачем нужна семья?

4.8-10. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.1 - 2.3 - 3.2 - 4.3 - 5.3

Соберите картотеку домов, характерных для разных климатических зон, для разных эпох. Как изменялись строительные материалы, технологии строительства? Какие ограничения возникали при строительстве домов в разных климатических условиях, при использовании доступных материалов; как решались возникающие проблемы? Какие проблемы выживания в сложных климатических условиях решались при строительстве домов?

5.8-10. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.1 - 2.4 - 3.4 - 4.4 - 5.3

Как объяснить жителю далекой планеты что такое дом, когда, в какой области Земли и зачем люди начали стоить дома. Какие проблемы возникали у самых первых строителей домов, как они решались? Есть ли элементы древних домов, которые сохранились в современных домах?

*1.11-14. Номинация «Инструменты ТРИЗ». 1.1 - 2.1 - 3.1 - 4.1 - 5.1

Сказки, мифы, легенды - часто это единственная возможность узнать, как жили наши далекие-далекие предки. А ведь так интересно, что происходило на нашей Земле много веков назад, какие рассказывали истории, какие были дома, о чем думали, о чем мечтали наши прародители. А вы хотели бы, чтобы о вашей семье, о ваших друзьях, о вашем городе узнали люди через много тысячелетий? Придумайте сказку, миф, легенду, фантастический рассказ такой интересный, чтобы его рассказывали и сотни лет спустя.

*2.11-14. Номинация «Исследования в ТРИЗ». Обобщенное задание

Выберете одну клетку в морфологической таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), сформулируйте исследовательскую тему, подзадачу. Соберите примеры, задачи по выбранной вами теме. Какие выводы можно сделать на основе собранной вами информации?

3.11-14. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.5 - 2.3 - 3.1 - 4.2 - 5.1 (5.3)

Петроглифами (по-древнегречески летро^ - камень, уХиф'л - резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии. В Карелии наскальные святилища всегда - в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил. Возраст Петроглифов 5-6 тысяч лет. Соберите информацию о петроглифах (или других древних наскальных изображениях), ответьте на вопросы: как именно наносились эти изображения на камень, что позволило этим изображениям сохраниться до наших дней, какую информацию хотели передать древние художники, какие функции несли эти изображения?

4.11-14. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.5 - 2.3 - 3.1 - 4.2 - 5.2 (5.5)

Языки древних цивилизаций исчезают иногда бесследно... особенно сложно восстановить устную речь. Удивительная история произошла с языком индейцев майя. Многочисленные надписи на стенах и внутри храмов майя сохранились очень хорошо, но к тому времени, когда они были обнаружены исследователями XX столетия, прочитать их уже никто не мог. Расшифровал язык майя русский ученый Юрий Кнорозов (увлекательную книгу написал об этом В. Кузьмищев «Тайна жрецов майя»). История расшифровки языка майя - это почти детективная история, которая началась почти 500 лет назад. Что помогло языку майя сохраниться? Приведите примеры, когда то, что разрушает систему, одновременно сохраняет ее на века.

*1.15-17. Номинация «Инструменты». Обобщенное задание.

С помощью морфологической таблицы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) сформулируйте исследовательскую тему, подзадачу для задачи о "черном ящике" цивилизации. Соберите примеры, задачи по выбранной вами теме. Проанализируйте собранную информацию. Какие способы передачи информации о современной цивилизации вы можете предложить? Что, по-вашему мнению, можно сделать сегодня для сохранения информации о нашей цивилизации?

*2.15-17. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.1 - 2.3 - 3.1 - 4.1 - ...

В каждой семье есть истории, передающиеся из поколения в поколение: от деда, который приехал из Чикаго в Россию, от бабушки, которая спасала жизнь на фронте и т. д. Бывают случаи трагичные, бывают смешные, но все они запоминаются своей яркостью, их с удовольствием пересказывают по много раз, передают от отца к сыну. Реальные истории обрастают легендарными подробностями. Опишите историю своей семьи: с каких времен, и из каких мест берет начало ваша семья, какие особые поступки совершили ваши предки, какие особые истории сопровождали вашу семью. Напишите то, что вам хотелось бы написать о вашей семье.

Закончив рассказ о вашей семье, сделайте комментарий к этой истории, представьте себе, что ваш рассказ прочитали в XXV веке, и ничего другого о нашей эпохе им неизвестно. Как будет выглядеть наша цивилизация, если ее будут изучать только на основе истории вашей семьи.

*3. 15-17. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.5 - 2.3 - 3.3 (3.4) - 4.1 (4.3) - 5.3

В одной из далеких галактик существует цивилизация, очень похожая на Земную: с такими же условиями существования, с таким же уровнем технологий и науки. В ближайшие 10 -12 месяцев эта цивилизация может погибнуть из-за взрыва ближайшей звезды. В этой галактике нет планет с подходящими условиями. Есть совершенно безжизненные планеты, напоминающие наш Марс или Венеру. Как этой цивилизации сохранить себя ли воссоздать в других условиях?

*1. Студенты. Номинация «Изобретательство». 1.5 - 2.3 - 3.1 - 4.3 - 5.2 (5.5)

В фантастической повести Г. Альтова описывается ситуация, в которой добывается информация из "архива Промышленной Лиги". В этом архиве хранились тайные документы, ключи ко многим загадкам истории последних полутора веков. Вся правда о войнах, переворотах, убийствах, расизме, вся правда об изощренной эксплуатации, о механике наживы, о политиканстве, о подкупах и демагогии, вся правда о днях, когда не раз стоял вопрос "быть или не быть цивилизации"... Архив искали в джунглях Амазонки, в Антарктиде, на континентальных шельфах Атлантики и Тихого океана. Экспедиция ООН спускалась в кратер Везувия. Сколько тогда было шума. А архив оказался за пределами Солнечной системы. Архив находится на корабле, идущем по вытянутой орбите. Каждые 17 лет корабль приближается к Солнечной системе, доходит до орбиты Нептуна, и снова возвращается в межзвездное пространство.

Корабль построен в конце 70-х годов XX столетия, и снабжен огромным количеством ловушек для всякого, кто захочет овладеть "архивом Промышленной Лиги". В момент максимального приближения к Нептуну не заметно для локаторов корабля десанту удалось попасть на корабль. В состав десанта входил робот-"паук" с дистанционным управлением и 13-летняя девочка Юна, прошедшая специальную подготовку и на профессиональном уровне владеющая многими специальностями: специалист по нейроавтоматам, пилот, навигатор и т. д. Робот-"паук" выбрался из корабля на 14-й минуте, вид у него был неважный: ноги передвигались рывками, на корпусе зияли дыры, камера шаталась. Юна отремонтировала робота, и вместе с ним вошла в корабль. Путь к архиву пролегал через узкий, изгибающийся вправо коридор. Шагах в 10-ти на полу лежали пять человек в старых скафандрах, которые, видимо, пытались добраться до архива 17 лет назад в прошлый прилет корабля. Судя по всему, ловушки срабатывали не сразу. В начале они пропускали внутрь коридора, и только потом начиналась стрельба. Ловушки нельзя отключить. Уничтожение или вмешательство в электронную аппаратуру, которой начинены все внутренности корабля, также не остановят работу мин и ловушек: они действуют совершенно автономно. Нельзя разрушить обшивку корабля и войти в него с другой стороны.

Задания.

1. Как называется повесть, которая описана в этой задаче? Где она издана?

2. Сформулируйте противоречие и ИКР для этой задачи. Какие приемы и ресурсы могут быть использованы для ее решения?

3. Предложите возможные решения возникшей задачи: не только то, которое описано у автора повести.

4. Предложите свое продолжение этой истории и будущее ее героев.

*2. Студенты. Номинация «Изобретательство». 1.5 - 2.3 - 3.3 (3.4) - 4.1 (4.3) - 5.3

В одной из далеких галактик существует цивилизация, очень похожая на Земную: с такими же условиями существования, с таким же уровнем технологий и науки. В ближайшие 10 -12 месяцев эта цивилизация может погибнуть из-за взрыва ближайшей звезды. В этой галактике нет планет с подходящими условиями. Есть совершенно безжизненные планеты, напоминающие наш Марс или Венеру. Как этой цивилизации сохранить себя ли воссоздать в других условиях?

*3. Студенты. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.1 - 2.3 - 3.1 - 4.1 - ...

В каждой семье есть истории, передающиеся из поколения в поколение: от деда, который приехал из Чикаго в Россию, от бабушки, которая спасала жизнь на фронте и т. д. Быва-

ют случаи трагичные, бывают смешные, но все они запоминаются своей яркостью, их с удовольствием пересказывают по много раз, передают от отца к сыну. Реальные истории обрастают легендарными подробностями. Опишите историю своей семьи: с каких времен, и из каких мест берет начало ваша семья, какие особые поступки совершили ваши предки, какие особые истории сопровождали вашу семью. Напишите то, что вам хотелось бы написать о вашей семье.

Закончив рассказ о вашей семье, сделайте комментарий к этой истории, представьте себе, что ваш рассказ прочитали в XXV веке, и ничего другого о нашей эпохе им неизвестно. Как будет выглядеть наша цивилизация, если ее будут изучать только на основе истории вашей семьи.

*4. Студенты. Номинация «Исследования в ТРИЗ». 1.5 - 2.3 - 3.3 (3.4) - 4.1 (4.3) -

5.3

В одной из далеких галактик существует цивилизация, очень похожая на Земную: с такими же условиями существования, с таким же уровнем технологий и науки. В ближайшие 10-12 месяцев эта цивилизация может погибнуть из-за взрыва ближайшей звезды. В этой галактике нет планет с подходящими условиями. Есть совершенно безжизненные планеты, напоминающие наш Марс или Венеру. Как этой цивилизации сохранить себя ли воссоздать в других условиях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.