Научная статья на тему 'Исследование и прогноз развития способов планирования ТРИЗ-проектов'

Исследование и прогноз развития способов планирования ТРИЗ-проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
внедрение ТРИЗ / планирование ТРИЗ-проекта / дорожная карта ТРИЗ-проекта / автоматизация ТРИЗ / руководитель проекта / планирование проекта

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков А.В.

Объектом ТРИЗ являются сложные, нестандартные задачи. Для успешного решения этих задач, а тем более внедрения найденных решений, помимо навыков использования отдельных инструментов ТРИЗ необходимо уметь выстраивать последовательности применения инструментов ТРИЗ в зависимости от конкретной задачи. Кроме того, ставший популярным, не без оснований, проектный подход подразумевает планирование последовательности работ внутри проекта и их распределение среди участников команды проекта. Для опытных руководителей ТРИЗ-проектов процесс планирования не вызывает никаких трудностей и выполняется с требуемой точностью. Однако автор в своей профессиональной деятельности при массовом внедрении ТРИЗ на предприятиях столкнулся со следующим противоречием если обучать неопытного руководителя ТРИЗ-проекта, то повышается эффективность (точность) планирования и выполнения проектов, но это сопряжено с высокими затратами времени на обучение. При этом чем масштабнее внедрение ТРИЗ, тем сильнее обостряется это противоречие. Автором приводятся результаты исследования ряда работ, позволяющих планировать ТРИЗ-проекты. Введена классификация этих работ по признаку охвата этапов ТРИЗ-проекта и на основании этой классификации выделены достоинства и недостатки существующих методов. Автором предложен и применен подход к развитию инструментов ТРИЗ с помощью самих инструментов ТРИЗ. С помощью этого подхода были выявлены ключевые противоречия в методах планирования ТРИЗ-проектов как системе, сформулирован ИКР, проведен элепольный анализ и анализ линий развития систем. На основании полученных результатов автором были сформулированы направления развития методов планирования ТРИЗ-проектов, которые могут быть использованы в отдельности или в совокупности для последующих разработок в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование и прогноз развития способов планирования ТРИЗ-проектов»

дои

Кулаков А.В.

Исследование и прогноз развития способов планирования ТРИЗ-проектов

Аннотация. Объектом ТРИЗ являются сложные, нестандартные задачи. Для успешного решения этих задач, а тем более внедрения найденных решений, помимо навыков использования отдельных инструментов ТРИЗ необходимо уметь выстраивать последовательности применения инструментов ТРИЗ в зависимости от конкретной задачи. Кроме того, ставший популярным, не без оснований, проектный подход подразумевает планирование последовательности работ внутри проекта и их распределение среди участников команды проекта. Для опытных руководителей ТРИЗ-проектов процесс планирования не вызывает никаких трудностей и выполняется с требуемой точностью. Однако автор в своей профессиональной деятельности при массовом внедрении ТРИЗ на предприятиях столкнулся со следующим противоречием - если обучать неопытного руководителя ТРИЗ-проекта, то повышается эффективность (точность) планирования и выполнения проектов, но это сопряжено с высокими затратами времени на обучение. При этом чем масштабнее внедрение ТРИЗ, тем сильнее обостряется это противоречие.

Автором приводятся результаты исследования ряда работ, позволяющих планировать ТРИЗ-проекты. Введена классификация этих работ по признаку охвата этапов ТРИЗ-проекта и на основании этой классификации выделены достоинства и недостатки существующих методов. Автором предложен и применен подход к развитию инструментов ТРИЗ с помощью самих инструментов ТРИЗ. С помощью этого подхода были выявлены ключевые противоречия в методах планирования ТРИЗ-проектов как системе, сформулирован ИКР, проведен элепольный анализ и анализ линий развития систем. На основании полученных результатов автором были сформулированы направления развития методов планирования ТРИЗ-проектов, которые могут быть использованы в отдельности или в совокупности для последующих разработок в этой области.

Ключевые слова: внедрение ТРИЗ, планирование ТРИЗ-проекта, дорожная карта ТРИЗ-про-екта, автоматизация ТРИЗ, руководитель проекта, планирование проекта.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день мировая практика внедрения ТРИЗ располагает несколькими форматами практического применения ТРИЗ в деятельности компаний. Наиболее полный список по мнению автора приведен в работе [1]: ТРИЗ-личность, ТРИЗ-консалтинг, ТРИЗ-стартап, ТРИЗ-R&D компании, ТРИЗ-инфраструктура предприятия. Рассмотрение первых четырех форматов в отдельности в рамках данной статьи нецелесообразно по той причине, что для части из них понятие «внедрение» как направленный процесс не применимо, а для других - мировое ТРИЗ-сообщество имеет обширный релевантный опыт и большинство ключевых проблем, связанных с этим, уже решено.

Из представленного перечня наиболее молодым и наименее проработанным с методической стороны является «ТРИЗ-инфраструктура предприятия». Данный формат подразумевает применение ТРИЗ на промышленных предприятиях с небольшими исследовательскими подразделениями (или без них) и ограниченными инвестиционными возможностями для инноваций.

В силу особенностей исторического развития промышленные предприятия России, занимающиеся серийным или массовым производством, имеют в своем распоряжении в лучшем случае лишь небольшие конструкторско-технологические подразделения, которые загружены текущим поддержанием технологических процессов в стабильном состоянии. В свою очередь

отраслевые конструкторские бюро и исследовательские институты в организационно-техническом плане удалены от этих производств. При этом постоянное давление энергетического и сырьевого рынков на эти производства делает борьбу «за расходники» не на жизнь, а на смерть. Повышение эффективности использования ресурсов на грани физических пределов становится не чьей-то романтической мечтой, а суровой реальностью предприятий. При таком положении дел совсем не удивительным становится запрос на внедрение методик, позволяющих вырабатывать нестандартные решения для максимально эффективного использования ресурсов предприятия.

Практика последних лет показывает, что формат «ТРИЗ-инфраструктура предприятия» востребован как минимум на российских предприятиях, поэтому методические разработки по этому направлению могут быть востребованы у широкого круга специалистов, занимающихся внедрением ТРИЗ.

Реализация формата «ТРИЗ-инфраструктура предприятия» подразумевает массовое внедрение ТРИЗ на промышленных площадках. Под массовым внедрением понимается применение инструментов ТРИЗ в нескольких подразделениях и многими сотрудниками сразу. Такой подход связан со спецификой серийного и массового производства:

1. Сотрудники не освобождены от своих операционных обязанностей, поэтому фонд времени на овладение и использование инструментов ТРИЗ критически мал;

2. Техническая верификация решений зачастую возможна только в периоды регламентных работ на оборудовании, поэтому от момента выработки решения до его практической верификации может пройти достаточно много времени.

Это приводит к обострению некоторых противоречий. Так, например, при массовом внедрении ТРИЗ на предприятии возникает дефицит опытных руководителей ТРИЗ-проектов, в свою очередь становление опытного руководителя ТРИЗ-проекта требует значительного времени, т. е. срок внедрения ТРИЗ может растянуться на годы, что является неприемлемым для компаний. Это делает необходимым разработку типовых подходов к выполнению ТРИЗ-проектов, в том числе методов планирования ТРИЗ-проектов.

Учитывая обозначенную специфику формата «ТРИЗ-инфраструктура предприятия», а также накопленный автором опыт массового внедрения ТРИЗ на промышленных площадках можно выделить и использовать в целях исследования следующие требования к методу планирования ТРИЗ-проектов:

- Быстрое (в пределе моментальное) формирование дорожной карты ТРИЗ-проекта на основе уже имеющейся информации о проблемной ситуации;

- Работоспособность метода при неглубоких (в пределе поверхностных) знаниях пользователем инструментов ТРИЗ;

- Точное формирование дорожной карты ТРИЗ-проекта (необходимый и достаточный набор инструментов и переходов между инструментами ТРИЗ для качественного продвижения ТРИЗ-проекта);

- Возможность изменять дорожную карту в ходе ТРИЗ-проекта, т.к. информированность об объектах в течение проекта обязательно меняется;

- Метод должен способствовать развитию у новоиспеченного руководителя ТРИЗ-про-екта навыков выстраивания логики ТРИЗ-проектов.

ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ПЛАНИРОВАНИЮ ТРИЗ-ПРОЕКТОВ

При сборе картотеки для исследования подходов к планированию ТРИЗ-проектов использование узкого запроса «дорожные карты ТРИЗ-проектов» дает крайне маленькую выборку, поэтому запрос был расширен до «способы планирования проектов с использованием инструментов ТРИЗ» (далее - «подходы»). Наличие в подходе пошаговой структуры дает возможность выстраивать дорожную карту, состоящую из отдельных конкретных блоков с проверяемыми результатами и переходов между этими блоками. Данный шаг позволил расширить выборку подходов, с помощью которых так или иначе можно выстроить логику ТРИЗ-проекта и использовать ее для дальнейшего планирования работ.

Известна группа подходов, в которых содержатся пошаговые инструкции и рекомендации, позволяющие выполнить анализ задачи. К этой группе можно отнести АРИЗ-56 [2], АРИЗ-59 [Ошибка! Источник ссылки не найден.], АРИЗ-61 [4], АРИЗ-82А [5], АРИЗ-82Б [6], АРИЗ-85Б [7], АРИЗ-85В [8]. Ниже приведен текст части 1 «Анализ задачи» АРИЗ-85В [8]:

«ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ Шаг 1.1. Условия мини-задачи

Шаг 1.2. Конфликтующая пара: изделие и инструмент

Шаг 1.3. Графические схемы ТП-1 и ТП-2

Шаг 1.4. Что является главным производственным процессом

Шаг 1.5. Усилить конфликт

Шаг 1.6. Формулировка модели задачи

Шаг 1.7. Применение стандартов»

В представленном примере имеются отдельные конкретные шаги, результаты выполнения которых можно проверить. Имеется последовательность шагов и результаты предыдущих шагов влияют на последующие шаги. Т. е. на основании этих пошаговых инструкций возможно спланировать ТРИЗ-проект, однако на входе в этот проект должна быть уже готовая задача, не требующая уточнений. Дорожная карта такого ТРИЗ-проекта может иметь следующий вид:

Известны подходы, отличающиеся от первой группы тем, что помимо анализа задачи в них имеются предварительные шаги, направленные на уточнение задачи. В качестве примера таких подходов можно привести [9], [10], [11], [12], [13]. Для примера ниже приведен фрагмент из методики [13], в котором имеются шаги, направленные на уточнение задачи:

«Шаг 1.1. Определить ключевую систему. Определяется система, в которой наиболее вероятно возникает конфликт. Модель системы, системный оператор, ФСА. Строится структура системы.

Шаг 1.2. Выявить конфликт. Уточняется конфликт(ы). Причинно-следственный анализ, ДА, ЗРТС и др. для определения конфликта. Построить модель желаемой ситуации и оценить затраты на устранение конфликта.

Шаг 1.3. Выдвинуть гипотезы по устранению конфликта и сформулировать задачи. А потом решать задачи по очереди.»

Представленные шаги могут лечь в основу дорожной карты проекта, в котором есть задача, но она требует уточнений перед самим анализом задачи. Т. е. спектр ТРИЗ-проектов, которые могут быть спланированы с использованием этих методов шире. Однако алгоритмы данной группы не предусматривают процедуры выбора задач.

Известна группа подходов, отличающаяся от первой и второй группы тем, что помимо анализа задачи и уточнения задачи в них имеются предварительные шаги, направленные на выбор задачи. К таким подходам относятся АРИЗ-62 [14], АРИЗ-63 [15], АРИЗ-64 [16], АРИЗ-65 [17], АРИЗ-68 [18], АРИЗ-71 [19], АРИЗ-71Б [20], АРИЗ-71В [21], АРИЗ-77, Упрощенный АРИЗ-2010 [22]. Ниже приводится фрагмент Части 1. Выбор задачи АРИЗ-71В [21]:

«1.1. Определить конечную цель решения задачи:

а) Какова техническая цель решения задачи (Какую характеристику объекта надо изменить?);

б) Какие характеристики объекта заведомо менять нельзя при решении задачи?

в) Какова экономическая цель решения задачи (Какие расходы снизятся, если задача будет решена?);

г) Каковы (примерно) допустимые затраты?

д) Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?

1.2. Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально нерешима, какую другую -более общую задачу надо тогда решить, чтобы получить требуемый конечный результат?

1.3. Определить, решение какой задачи целесообразнее - первоначальной или обходной?

а) Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники;

б) Сравнить первоначальную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники;

в) Сравнить обходную задачу с тенденциями развития данной отрасли техники;

г) Сравнить обходную задачу с тенденциями развития ведущей отрасли техники;

д) Сопоставить первоначальную задачу с обходной. Произвести выбор. Использовать «Общую схему развития технических систем».

1.4. Определить требуемые количественные показатели.

1.5. Внести в требуемые количественные показатели поправку на время, необходимое для реализации изобретения.

1.6. Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения:

а) Учесть особенности внедрения, в частности допустимую степень сложности решения;

б) Учесть предполагаемые масштабы применения.

1.7. Выбрать желательный уровень решения, использовав системный оператор...»

Действительно, в приведенной цитате из АРИЗ-71В имеются шаги 1.2, 1.3, которые позволяют выбирать задачи для решения, а значит могут входить в дорожную карту ТРИЗ-проекта.

Известна группа подходов, отличающаяся от рассмотренных ранее наличием шагов, позволяющих проводить анализ исходной ситуации. В практической проектной деятельности далеко не всегда руководитель проекта имеет дело с конкретной задачей. Зачастую в распоряжении руководителя проекта имеется весьма смутное описание исходной ситуации, из которой необходимо достать задачи. Поэтому наличие в дорожной карте таких шагов является необходимостью. К этой группе можно отнести АРИЗ-82 [23], АРИЗ-82В, АРИЗ-82Г [24], АРИЗ-85А [25], АРИЗ-Универсал-2010 [26], АРИЗ-СМВА-91(Э2) [27], АРИП-2009ПТ [28]. Ниже приводится часть АРИЗ-Универсал-2010:

«Часть 1. Формулировка и уточнение задачи

1.1. Название задачи. Автор разбора по АРИЗ, вариант, дата.

1.2. Сформулировать исходную ситуацию в свободной форме. Если задачи нет, но ее необходимо сформулировать, используя методы постановки задач.

1.3. Нужно ли решать поставленную задачу? Что сделать, чтобы поставленную задачу вообще не нужно было решать? Какие другие задачи при этом возникают? При необходимости вернуться к 1.1.

1.4. Перечислите компоненты (элементы и поля взаимодействия), из которых складывается уточненная задача?

1.5. Укажите возможные аспекты рассмотрения системы. Нужно ли изменить аспект ее рассмотрения и вернуться к формулировке уточненной задачи с п. 1.1?».

Известна группа подходов, отличающаяся тем, что в них логика проекта выстраивается в зависимости от текущего уровня развития продукта, который выпускается предприятием. К таким подходам можно отнести [29], [30], [31]. К примеру, выделяются следующие проблемные ситуации, связанные с уровнем развития продукта:

1. В процессе эксплуатации продукт генерирует какое-либо вредное воздействие, ухудшающее его характеристики.

2. Выпускаемый продукт удовлетворяет требованиям, но необходимо снизить затраты на его производство.

3. Продукт выпускается достаточно долго, однако требования к нему со стороны Заказчика выросли.

4. Выпускаемый продукт удовлетворяет требованиям, но необходимо увеличить рынок сбыта или его функциональность.

5. К производству готовится новый продукт и необходимо выяснить возможные проблемы (при производстве, эксплуатации, с конкурентами и т. п.).

6. Проектируется принципиально новый продукт и для его создания необходимо выяснить наиболее перспективные принципы его работы.

Далее в указанных подходах предлагается воспользоваться рекомендациями по использованию тех или иных инструментов в соответствии с определенным типом проблемной ситуации - уровнем развития продукта. Данный поход позволяет вовлечь в дорожную карту ТРИЗ-проекта широкий спектр аналитических инструментов ТРИЗ. К недостатку данного подхода можно отнести то, что переходы от одного инструмента к другому четко не обозначены. Связывать инструменты ТРИЗ друг с другом в единую логику проекта даже при наличии рекомендаций по выбору инструментов приходится руководителю проекта. Это накладывает дополнительное требование к высокой квалификации руководителя проекта. Как было обозначено во введении настоящей статьи, количество квалифицированных руководителей проектов и время на их обучение при масштабном внедрении ТРИЗ весьма ограничены.

Известен подход [32], в котором выбор дорожной карты осуществляется не только на основании уровня развития продукта в исходной ситуации, но и на основании инновационной стратегии предприятия. Общий алгоритм имеет следующий вид:

Рис. 1. Общий алгоритм [32]

Данный алгоритм предполагает либо наличие инновационной стратегии у предприятия, либо ее определение после проведения определенных аналитических процедур (выделено желтым цветом на блок-схеме). Иными словами, алгоритм применим для предприятий с ярко выраженной инновационной составляющей, вплоть до наличия у них инновационной стратегии, но напрямую не применим для предприятий, имеющих производственные и иные другие проблемы без самоопределения предприятия относительно его инновационности и более того, без претензии предприятий на инновационность производства и продукции.

Стоит также отметить отдельную группу подходов, в которых предусмотрена цикличность шагов в зависимости от результатов, полученных на предыдущих шагах. К таким подходам можно отнести ряд АРИЗов, [30],[31],[32] и др. Это придает гибкость при формировании дорожной карты проекта, дает возможность изменять дорожную карту в ходе выполнения проекта при получении результатов, отличающихся от ожидаемых или целевых.

Ниже приведена сравнительная таблица, на основании которой были описаны все группы подходов:

Анализ проблемной ситуации Выбор задачи Уточнение задачи Анализ задачи Цикличность Продукт Рынок

АРИЗ-56 +

АРИЗ-59 + +

АРИЗ-61 + +

АРИЗ-62 + + +

АРИЗ-63 + + +

АРИЗ-64 + + +

АРИЗ-65 + + +

АРИЗ-68 + + +

АРИЗ-71 + + + +

АРИЗ-71Б + + + +

АРИЗ-71В + + + +

АРИЗ-77 + + + +

АРИЗ-82, 82В, 82Г + + + + +

АРИЗ-82А, 82Б + +

АРИЗ-85А + + + + +

АРИЗ-85Б + +

АРИЗ-85В + +

Упрощенный АРИЗ-2010 Петрова В.М. + + +

АРИЗ-Универсал- + + + + +

2010, Рубин М.С.

АРИЗ-СМВ А-91 + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Э2) Злотина Б.Л.,

Зусман А.В.

АРИЗ-91 Литвин + + +

С.С.

АРП-2008 Иванов + + + +

Г.И.

АРИП-2009ПТ Ива- + + + +

нов Г.И.

Пяти-(десяти-)ша- + +

говка Подкатилин

А.В.

Общая схема реше- + + +

ния практических задач, Кынин А.Т.,

Хан С-Х., Ли Ю Х-Д

Иванов Г.И., Быст- + +

рицкий А.А., Алгоритм Выбора Инженерных Задач

Литвин С.С., Любо- + + + + +

мирский А.Л. Общая

логика концептуаль-

ного проекта.

Литвин С.С., Любо- + + + + +

мирский А.Л. Innovative

Technology of Designä Методиче-

ский справочник (Guide)

Комплексный метод + + +

поиска новых техни-

ческих решений, Голдовского Б.И.,

Ванермана М.И.

Метод Guided + + +

Brainstorming (Направленная Гене-

рация Идей)

«Рождественская + +

елка», Шпаковский

Н., Новицкая Е.

Герасимов О.М. Тех- + + +

нология выбора ин-

струментов иннова-

ционного проектиро-

вания на основе

ТРИЗ-ФСА

Приведенный обзор показывает, что в настоящий момент достаточно много работ, на основании которых можно спланировать ТРИЗ-проект. Из этой картотеки было выделено 7 групп подходов:

1. Имеется только анализ уже сформулированной задачи;

2. Имеется уточнение уже сформулированной задачи и ее анализ;

3. Имеется выбор задачи, ее уточнение и анализ;

4. Имеется анализ исходной ситуации, выбор задачи, уточнение и анализ;

5. Логика проекта выстраивается в зависимости от текущего уровня развития продукта, который выпускается предприятием;

6. Логика проекта выстраивается на основании уровня развития продукта в исходной ситуации и инновационной стратегии предприятия.

7. Предусмотрена цикличность выполняемых шагов.

Из приведенных групп очевидна потребность в охвате как можно большего количества этапов ТРИЗ-проекта. В идеале методика должна быть способна выстраивать дорожные карты от анализа исходной ситуации до верификации конкретных решений.

В 5 и 6 группах часть предпроектных работ лежит за пределами дорожной карты - анализ текущего уровня развития продукта и анализ инновационной стратегии предприятия. В проектируемой методике построения дорожной карты ТРИЗ-проекта этот недостаток должен быть устранен.

Ключевые противоречия в методиках планирования ТРИЗ-проектов

В процессе исследования опыта применения методик планирования ТРИЗ-проектов были выявлены и верифицированы следующие ключевые противоречия:

Исходное описание ситуации Противоречие требований

1. Планирование проекта является обеспечивающим этапом проекта, т.к. стоимости продукту проекта не добавляет и чем меньше будет потрачено времени и ресурсов на планирование, тем быстрее команда проекта приступит к непосредственному выполнению проекта. Однако, от точности плана напрямую зависит эффективность использования ресурсов проекта. ЕСЛИ планировать каждый проект отдельно, ТО точность планирования высокая, НО на планирование нужно потратить время. ЕСЛИ использовать унифицированный план проекта, ТО планирование проекта происходит мгновенно, НО при этом низкая точность планирования.

2. При массовом внедрении ТРИЗ возникает дефицит в руководителях проектов. Их обучение занимает значительное время. Можно сократить часы на обучение и дать только базовые знания, однако от этого начинает страдать качество выполнения проектов. ЕСЛИ обучать руководителей проектов методике планирования, ТО достигается высокая точность планирования проектов, НО при этом тратится значительное время на обучение. ЕСЛИ не обучать руководителей проектов методике планирования, ТО на обучение не затрачивается время и РП сразу приступают к проекту, НО при этом точность планирования и, как следствие, эффективность выполнения проекта снижается.

Противоречие требований Приемы Противоречие свойств, ИКР Линия развития

1. ЕСЛИ планировать каждый проект отдельно, ТО точность планирования высокая, НО на планирование нужно потратить время. ЕСЛИ использовать унифицированный 34. Отброса и регенерации частей 10. Предварительного действия 24. Посредника Количество шагов в методике планирования должно быть равно нулю, чтобы быстро (в пределе мгновенно) планировать ТРИЗ-проект и шагов должно быть много, чтобы достигать высокой точности планирования. Большинство шагов в методике планирования делается автоматически и зависит от нескольких ключевых шагов.

план проекта, ТО планирование проекта происходит, НО при этом низкая точность планирования. ИКР: X-ресурс (из ресурсов системы) на месте элемента методика планирования, сохраняя его характеристику много шагов, должен САМ в течение оперативного времени в пределах оперативной зоны обеспечивать возможность выполнять требование Быстро (в пределе мгновенно) планировать ТРИЗ-про-ект.

2. ЕСЛИ обучать руководителей проектов методике планирования, ТО достигается высокая точность планирования проектов, НО при этом тратится значительное время на обучение. ЕСЛИ не обучать руководителей проектов методике планирования, ТО на обучение не затрачивается время и РП сразу приступают к проекту, НО при этом точность планирования и, как следствие, эффективность выполнения проекта снижается. 24. Посредника 34. Отброса и регенерации частей Руководитель проекта должен уметь пользоваться методикой, чтобы точность планирования проектов была высокой и не должен уметь пользоваться методикой, чтобы не тратить время на обучение. ИКР: X-ресурс (из ресурсов системы) на месте элемента руководитель проекта, сохраняя его характеристику не умеет пользоваться методикой, должен САМ в течение оперативного времени в пределах оперативной зоны обеспечивать возможность выполнять требование Высокая точность планирования проектов. На этапе планирования проекта посредник с умением планировать компенсирует недостаток навыков у руководителя проекта.

ЛИНИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРИЗ-ПРОЕКТОВ

Для выявления перспективных направлений и обоснованного развития методов планирования ТРИЗ-проектов автором был проведен анализ линий развития методов планирования ТРИЗ-проектов. Для этого анализа была взята собранная картотека, о которой шла речь в предыдущем разделе.

Модель взаимодействия метода планирования ТРИЗ-проектов и исходной информации о проблемной ситуации может быть представлена в виде элеполя:

п

Э1 Э2

где Э2 - метод планирования ТРИЗ-проекта, Э1 - исходная информация о проблемной ситуации на любом носителе, П - информационное поле взаимодействия, носителем которого является руководитель ТРИЗ-проекта.

На основе собранной картотеки ниже приведены линии развития.

Линии развития методов планирования ТРИЗ-проектов

Линия введения элементов Линия введения и развития полей взаимодействия Линии согласования-рассогласования и структуризации Линия дробления и динамизации Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень) Линии коллек-тивно-индивиду-ального использования систем

- . АРИЗ-56, 59, 61, 62, 63, 68, 71, 71Б, 71В, 77, 82, 82А, 82Г, 85А, 85В, [22], АРИЗ-Уни-версал-2010, АРИЗ-СМВА-91 (Э2), АРИЗ-91, АРИП-2009ПТ, [9], [11] (всего 22)

АРИЗ - 59, 62, 63, 64, 65, 71, 71Б, 77, 82Б, 82В, 82Г, 85А, АРИЗ-Универсал-2010, АРИЗ-СМВА-91 (Э2), АРИЗ-91, АВИЗ, [13] (всего 17) АРИЗ-59, 68, АРИЗ-Универ- сал-2010, АРИЗ-СМВА-91 (Э2) (всего 4) АРИЗ-82А, 82Б, 85Б, 85В (всего 4)

ЛК> АРИЗ-71, 77, 82, АРИЗ-Универ-сал-2010, АРИЗ-СМВА-91 (Э2), [29], [12] (всего 7) [30], [31], [11] АРИЗ-Универсал-2014

./Чт",/4» [32], [33] [32], [33] [32], [33] [32]

Примеры реализации линий развития Добавление новых шагов, блоков, инструментов Добавление циклов в методике, Изменения последовательности ша- Разделение шагов на более Часть шагов, блоков выполня-

автоматизация шагов гов, уточнение и согласование шагов друг с другом мелкие и точные, методика подстраивается под конкретную ситуацию ется задачедате- лями, либо надсистема организована так, что отпадает надобность их выполнять

Образы возможных реализаций линий развития Добавление поля взаимодействия методики планирования с текущими результатами проекта Согласование последовательности применения инструментов ТРИЗ на основе исходной информации и результатов применения инструментов, согласование планирования с уровнем подготовки пользователя Пользователь может изменять последовательность шагов; при изменении/ появлении новых инструментов ТРИЗ они безболезненно могут быть добавлены в методику планирования Методика по планированию становится частью системы выполнения ТРИЗ-проектов Несколько пользователей могут работать над планированием проекта;

31 - исходная информация о проблемной ситуации на любом носителе

32 - методы планирования ТРИЗ-проекта с шагами анализа задачи

33 - добавляемые шаги, блоки в методику (например, на уточнение задачи, выбора задачи, анализ проблемной ситуации, др. инструменты)

П1 - информационное поле взаимодействия, носителем которого является руководитель ТРИЗ-проекта. По существу - поле реализуется за счет когнитивных способностей пользователя сопоставлять и трансформировать информацию из разных источников.

П2 - новое поле взаимодействия

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРИЗ-ПРОЕКТОВ И ВЫВОДЫ:

1. Наибольшее количество методических разработок было сделано по линии введения новых элементов - как минимум 24 источника свидетельствуют об этом. Это вполне ожидаемый результат, т.к. данная линия напрямую связана с развитием инструментов ТРИЗ, например, появлением новых шагов в версиях АРИЗов или новых отдельных инструментов ТРИЗ. Потенциал развития методов планирования ТРИЗ-проектов по этой линии значительно исчерпан и ожидать столь же активной фазы не стоит. При этом с учетом наблюдаемых тенденций в ТРИЗ можно сформировать следующие образы будущего методов планирования ТРИЗ-проектов:

1.1. Добавление к методу планирования ТРИЗ-проектов элемента - компьютер. Несмотря на очевидность этого шага, его осуществление позволит успешно реализовать развитие методов планирования ТРИЗ-проектов по ряду других линий.

1.2. Добавление в метод планирования ТРИЗ-проектов инструментов, связанных с поиском задач. Как показала практика масштабного внедрения ТРИЗ на предприятиях вопрос направленного поиска задач для проработки методами ТРИЗ до настоящего момента остается актуальным. Проблемы формулируются задачедателями на верхнем уровне понимания ситуации, т. е. до как таковых задач еще нужно дойти.

2. Как минимум 22 методическая разработка была сделана по линии согласования-рассогласования и структуризации. Данный результат вполне закономерен - при бурном росте количества шагов и блоков в методиках непременно возникает потребность в увязывании нововведений с уже существующими блоками и шагами. Данная линия связана с развитием уже существующих инструментов ТРИЗ. Потенциал развития методик планирования ТРИЗ-проектов по этой линии имеется, при этом он жестко завязан на уточнение существующих инструментов ТРИЗ, а также на появление новых инструментов ТРИЗ. В рамках развития методик планирования ТРИЗ-проектов автором были получены следующие образы:

2.1. Согласование последовательности применения инструментов ТРИЗ на основе исходной информации и результатов применения инструментов ТРИЗ. В процессе реализации проекта по мере получения результатов дорожная карта перестраивается в соответствии с этими результатами.

2.2. Согласование уровня детализации и обширности планирования с уровнем подготовки руководителя ТРИЗ-проекта. Методика планирования ТРИЗ-проекта выдает разные по наполненности дорожные карты в зависимости от уровня подготовки и осведомленности об исходной ситуации руководителя проекта.

2.3. Рассогласование методики планирования ТРИЗ-проекта с понятиями и определениями в ТРИЗ. Уточнения отдельных инструментов ТРИЗ, понятий и определений не приводит к разрушению или кардинальному изменению методики планирования ТРИЗ-проекта. Более того, выращивание профессиональных ТРИЗ-методистов занимает огромное количество времени, поэтому методика планирования ТРИЗ-проекта должна позволять строить дорожные карты без глубоких теоретических знаний по ТРИЗ.

3. По линии введения и развития полей взаимодействия в методиках планирования ТРИЗ-проектов работ значительно меньше по сравнению с первыми двумя пунктами - всего 9 источников. Полем взаимодействия между методом планирования ТРИЗ-проекта и информацией об исходной ситуации является информационное поле, которое реализуется за счет когнитивных способностей пользователя сопоставлять и трансформировать информацию из разных источников. При этом взаимодействии пользователю необходимо понимать приемлемость полученного результата и критерии перехода к следующему шагу. Ряд работ был направлен на усиление этого поля за счет введения в алгоритмы циклов с условиями. Отдельно стоит отметить работы, в которых обозначенное поле взаимодействия усиливается за счет автоматизации шагов и создания цикла творческого мышления, например в [26]. Потенциал развития методик планирования ТРИЗ-проектов по этой линии, как видится автору, весьма огромный. Остановимся на каждом из полученных автором образов:

3.1. Добавление полей взаимодействия, которые помогают структурировать имеющуюся у руководителя проекта информацию об исходной ситуации, тем самым получить более точную дорожную карту;

3.2. Добавление поля взаимодействия методики планирования с текущими результатами ТРИЗ-проекта. Успешность или не успешность применения того или иного инструмента ТРИЗ будет влиять на последующие шаги в проекте - дорожная карта проекта будет всегда в актуальном состоянии. Вполне закономерна и наиболее эффективна частичная или полная реализация этого направления с применением возможностей компьютерного программирования;

3.3. Добавление поля взаимодействия методики планирования с результатами других успешных или неуспешных ТРИЗ-проектов. Сравнение дорожных карт нескольких проектов с выдачей рекомендаций. Таким образом, внутрь методики планирования ТРИЗ-проекта может быть введена функция самоуточнения. Вероятна реализация с помощью компьютерного программирования;

3.4. Добавление поля взаимодействия методики планирования ТРИЗ-проектов с программами проектного управления. При наборе статистики по временным затратам на применение инструментов ТРИЗ план-графики проектов могут выстраиваться и редактироваться автоматически;

3.5. Добавление поля взаимодействия методики планирования ТРИЗ-проектов с системой учета и развития компетенций специалистов. Вместе с получаемой дорожной картой проекта выдаются рекомендации по минимально необходимому составу и структуре команды проекта.

4. Линия дробления и динамизации развития методов планирования ТРИЗ-проектов представлена 5 работами. В ряде работ в целях повышения точности понимания логики формулировок шаги детализируются и умельчаются. Это дает возможность углубить понимание пользователем и повысить точность применения инструментов ТРИЗ и как результат, качество результатов применения инструментов. Также имеются работы, направленные на индивидуализацию дорожных карт под какие-то конкретные исходные ситуации. В рамках этой линии автором были получены следующие образы:

4.1. При изменении уже существующих инструментов ТРИЗ или появлении новых инструментов ТРИЗ методика планирования ТРИЗ-проектов безболезненно подстраивается к нововведениям - переход от дорожных карт из отдельных шагов к дорожным картам с укрупненными блоками и инструментам;

4.2. Переход от обобщенных и типовых дорожных карт к индивидуальным дорожным картам для каждого конкретного проекта;

4.3. Пользователь вносит изменения в дорожные карты (добавляет/убирает/переставляет местами шаги, блоки, инструменты ТРИЗ) по своему усмотрению, если не согласен с рекомендациями методики;

4.4. Методика позволяет учитывать изменения в проекте и корректировать дорожную карту в ходе реализации проекта.

4.5. Сценарность проекта. Методика позволяет построить разные дорожные карты ТРИЗ-проекта в зависимости, например, от необходимой глубины проработки, располагаемых сроков проекта, требуемого уровня изобретений и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень) представлен 4 работами. Часть из тех шагов, блоков, которые раньше выполнялись пользователем, передано другим ролям и выполняются в надсистеме. Например, в АРИЗ-85В по сравнению с ранними версиями убраны части с выбором и уточнением задач. Предполагается, что задачедатель знает какие именно задачи можно решать с помощью АРИЗ и поэтом надобность в этих шагах просто отпадает. В рамках этой линии автором были получены следующие образы:

5.1. На основе описания исходной ситуации строится дорожная карта. На её основе и на основе состава располагаемой команды проекта строится план-график проекта с рекомендациями по загрузке участников проекта.

5.2. Методика планирования ТРИЗ-проекта расширяется до методики выполнения любого проекта, т.к. жизненный цикл ТРИЗ-проекта является наиболее полным с точки зрения

событий и результатов. Некоторые ряд инструментов ТРИЗ, например, диверсионный анализ, может применяться в любом проекте.

5.3. Методика планирования ТРИЗ-проекта позволяет проверять компетенции руководителей ТРИЗ-проектов после обучения, проводить переаттестацию.

5.4. Методика планирования ТРИЗ-проекта выявляет наименее эффективные инструменты ТРИЗ и позволяет выявить причины низкой эффективности.

6. Линии коллективно-индивидуального использования систем представлены всего одной работой. Программный комплекс Compinno-TRIZ - является первым шагом по этой линии. Перенос АРИЗ-Универсал-2010 в компьютерную среду позволяет перейти от индивидуального использования метода к коллективному, при этом вклад каждого из участников может быть персонализирован. Это только вопрос времени и технической реализации.

6.1. Методика планирования ТРИЗ-проектов позволяет организовать индивидуально-групповую работу над проектом - дорожная карта рекомендует состав команды. И наоборот -дорожная карта формируется исходя из располагаемого состава команды.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Планирование является обеспечивающим этапом ТРИЗ-проекта, который не приносит добавленной стоимости проекту. В таком случае требование минимизации расходования ресурсов на этот этап закономерно и оправданно. Однако от тщательности выполнения планирования напрямую зависит эффективность использования ресурсов и достижение целей ТРИЗ-проекта.

Сделанный автором обзор литературы показал, что несмотря на практическую востребованность методов планирования ТРИЗ-проектов, в настоящий момент не так много работ, посвященных этой тематике. Однако существует ряд работ, которые имеют пошаговую структуру и позволяют строить дорожные карты ТРИЗ-проектов, что было продемонстрировано в данной работе.

Автором был проведен анализ собранной картотеки этих работ и выделено 7 групп подходов, которые обеспечивают планирование ТРИЗ-проектов с разной степенью детализации и охватом этапов проекта от анализа исходной ситуации до анализа и решения конкретных задач.

В ходе анализа собранной картотеки автором были выделены ключевые противоречия, сдерживающие применение существующих методик планирования ТРИЗ-проектов. Анализ противоречий требований позволил перейти к противоречию свойств и ИКР. На основании Приемов разрешения противоречий, противоречия свойств и ИКР были сформулированы линии развития методов планирования ТРИЗ-проектов, которые могут лечь в основу будущих разработок.

В целях прогнозирования развития методов планирования ТРИЗ-проектов на основе собранной картотеки был проведен анализ линий развития методов планирования и предложено 20 направлений развития, которые также в комплексе или по одиночке могут лечь в основу будущих разработок методов планирования ТРИЗ-проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубин М.С. Основы ТРИЗ для предприятий. Учебное пособие к базовому курсу по ТРИЗ для промышленных предприятий. - М.: КТК «Галактика», 2022.-354 с.:ил.

2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, № 6,с. 48-49

3. АРИЗ-59 | Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) | www.altshuller.ru

4. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Кн. изд., 1961, 128 с. Книга была сдана в набор 8.06.1961

5. АРИЗ-82-А. Фрагмент | Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) | www.altshuller.ru

6. АРИЗ-82-Б. Фрагмент: части 2-4 | Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) | www.altshuller.ru

7. Петров В. История развития алгоритма решения изобретательских задач - АРИЗ. Информационные материалы. Изд. 2-е, испр. и доп. - Тель-Авив, 2008 - 196 с.

8. АРИЗ-85-В. Часть 1. Альтшуллер Г.С. | Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ) | www.altshuller.ru

9. Пяти (10)-шаговка (ТЭР-1) Подкатилина А.В./ Проблемы технического творчества. Сборник статей. Канер В.Ф., Михайлов В.А., Аминов Р.Б., Гальетов В.П., Королев В.А., Ли-холетов В.В., Михайлов А.Л., Пантюшина Е.Н., Соснин Э.А., Шмаков Б.В.- Уфа: Аэтерна, 2016. 180 с.

10. ТРИЗ САММИТ, TDS. Иванов Г.И. "Алгоритм выбора инженерных задач - АВИЗ" (triz-summit.ru)

11. Комплексный метод поиска новых технических решений (metodolog.ru) Голдовского Б.И., Ванермана М.И.

12. Малкин С.Ю. Метод структурированных инноваций, Метод Guided Brainstorming, http://www.gitoolkit.com/GB30ru/Intro/

13. Шпаковский Н.А., Использование инструментов классической ТРИЗ в диаграмме «Рождественская елка» http://gnrtr.com/tools/ru/a06.html

14. Альтшуллер Г.С. Как работать над изобретением. О теории изобретательства. Азбука рационализатора. Тамбовское книжное издательство, 1963, с. 282

15. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд., 1964, 240 с

16. Корнеев С. Алгебра и гармония. Библиотека новатора вып. 2. Тамбовское книжное издательство, 1964, - Приложение 2. с. 49-51.

17. Альтшуллер Г.С. Внимание: Алгоритм изобретения! - Еженедельник "Экономическая газета" № 35, 1 сентября 1965 года Приложение «Технико-экономические знания» выпуск 27-й (41-й), с. 7.

18. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1969. - с. 89-93.

19. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973. - с. 111-118.

20. Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. - Горький: 1976. - 198 с., с.191- 196.

21. Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ-71В. - Баку. - 7 с.

22. ТРИЗ САММИТ, TDS. Структура АРИЗ-2010. В.М.Петров (triz-summit.ru)

23. Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-82. - Баку, 21 с.

24. Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-82-Г. - М. ИПК М-ва хим. и нефтяного машиностроения, 1983. - 24 с.

25. Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-А. - Баку, 1983, 39 с.

26. ТРИЗ САММИТ, TDS. Рубин М.С. АРИЗ-Универсал-2010. Версия от 15.07.2012. (triz-summit.ru)

27. АРИЗ-СМВА-91 (Э2) | Методолог (metodolog.ru)

28. Nikitin-TDS-2020-ARIP[1].pdf (nubex.ru)

29. Общая схема решения практических задач, Кынин А.Т., Хан С-Х., Ли Ю Х-Д, https://www.metodolog.ru/01157/01157.html

30. Литвин С.С., Любомирский А.Л. Общая логика концептуального проекта.

31. Литвин С.С., Любомирский А.Л. Innovative Technology of Designä Методический справочник (Guide)

32. Герасимов О.М. Технология выбора инструментов инновационного проектирования на основе ТРИЗ-ФСА

33. Иванов Г.И. Какой алгоритм нужен инженеру?, https://metodolog.ru/01311/01311.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.