Научная статья на тему 'Построение системы ценностно-ориентированного управления на основе социально-экономического потенциала бизнеса'

Построение системы ценностно-ориентированного управления на основе социально-экономического потенциала бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БИЗНЕСА / SOCIAL AND ECONOMIC POTENTIAL OF BUSINESS / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / VALUE-ORIENTED MANAGEMENT / ЦЕННОСТЬ БИЗНЕСА / BUSINESS VALUE / СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / TRUE BUSINESS VALUE / МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ / MODELING OF COMPLEX SYSTEMS / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / INTEGRATED MANAGEMENT MODEL / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков А. И.

В статье рассмотрены основы понятия социально-экономического потенциала бизнеса и концепции ценностно-ориентированного управления. Исследуется возможность создания многокритериальной интегрированной модели управления бизнесом на основе стоимостного измерения потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article considers the basics of the concept of social and economic business potential and the concept of value-oriented management. The author studies the possibility of establishing a multi-criteria integrated model of business management based on measuring the potential value of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Построение системы ценностно-ориентированного управления на основе социально-экономического потенциала бизнеса»

Волков А.И.

аспирант Института управления, бизнеса и технологий, специалист по управлению стоимостью бизнеса ООО «Управляющая компания «Автоэлектроника», г. Калуга anCrew.volkov@inbox.ru

управление на основе

социально-экономического потенциала бизнеса

построение системы

ценностно-ориентированного управления на основе социально-экономического

потенциала бизнеса

_Аннотация

В статье рассмотрены основы понятия социально-экономического потенциала бизнеса и концепции ценностно-ориентированного управления. Исследуется возможность создания многокритериальной интегрированной модели управления бизнесом на основе стоимостного измерения потенциала предприятия.

Ключевые слова: социально-экономический потенциал бизнеса, ценностно-ориентированное управление, ценность бизнеса, стоимость бизнеса, моделирование сложных систем, интегрированная модель управления, стратегический менеджмент

В настоящее время становится все более очевидным разрыв между теоретическими разработками и практическими потребностями в сфере корпоративного управления, Менеджмент испытывает острую нехватку сравнительно простых и понятных показателей, которые можно использовать в работе, Основным препятствием на пути создания таких инструментов стоит, на наш взгляд, отсутствие системного подхода, который охватывал бы все аспекты деятельности компании в ракурсе

соответствия целей и функций системы конкретного бизнеса, Данные предпосылки положены в основу исследования возможности создания системы управления на основе стоимостной оценки социально-экономического потенциала промышленных предприятий,

Социально-экономический потенциал бизнеса

Принятие стратегических решений напрямую зависит от внутренних или внешних ресурсов, что придает осо-

менеджмент испытывает

острую нехватку сравнительно простых и понятных показателей,

которые можно использовать в работе

бую значимость исследованию сущности социально-экономического потенциала компании. Г.Б. Клейнером [3, с. 276] социально-экономический потенциал фирмы определен как «совокупность находящихся в распоряжении предприятия стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях». Увеличение социально-экономического потенциала реализуется через соответствующие стратегии развития его элементов: товарно-рыночную, ресурсно-рыночную, интеграционную, инвестиционно-финансовую, социальную и стратегию управления [6, с. 18].

При формировании стратегии в любом бизнесе руководство должно выходить на конкретные задачи с измеримыми контрольными показателями. На данном этапе основная трудность связана с тем, что потенциал предприятия является абстрактной категорией, его границы расплывчаты, а факторы не вполне определены, влияние на текущие процессы опосредовано. [3, с. 276] Возникает проблема перевода теоретического обоснования социально-экономического потенциала предприятия в практическую плоскость. Поиск оптималь-

ного пути решения этой задачи имеет значительную научно-практическую ценность и может быть реализован через систему ценностно-ориентированного управления.

Методики управления стоимостью предприятия

Рынок выступает основным связующим звеном между производителями, потребителями и инвесторами, учитывая интересы каждого из этих субъектов. Как следствие, главным критерием ценности того или иного имущества выступает его рыночная стоимость [1, с. 191]. Большинство отечественных исследований направлено на изучение именно этого показателя, что, на наш взгляд, существенно сокращает возможности применения системного подхода в управлении компанией. Необходимо расширить границы практических изысканий, включив разработку методик оценки внутренней стоимости бизнеса. На запросы бизнеса о новых подходах к управлению, адекватных объективно сложившимся реалиям современной российской действительности, российские исследователи предлагают множество методик управления стоимостью бизнеса, среди которых:

- концепция управления акционерным капиталом [4, с. 221];

- трехфокусная модель принятия решений на базе оценки рыночной стоимости бизнеса [7, с.40-43];

- использование эффективной ставки налогообложения как механизма создания дополнительной стоимости [2, с. 71-76];

- комплекс структурно-управленческих мероприятий, направленных на максимизацию рыночной стоимости [8, с. 99-103] и др.

Однако многообразие предлагаемых моделей создает своеобразный «шумовой эффект», в котором практический менеджмент не может определить конкретный набор инструментов управления компанией, Решение этой проблемы, по нашему мнению, заключается в переосмыслении отношения к бизнесу и понимании его как сложной системы, управление которой строится на принципах системности, многомодельности и многокритери-альности,

Исследование возможности интеграции подходов

По сути, и управление социально-экономическим потенциалом предприятия и концепция ценностно-ориентированного управления направлены на выбор наиболее оптимального управленческого решения из множества имеющихся альтернатив, При этом положительные или отрицательные колебания ценности компании для всех субъектов, заинтересованных в ее функционировании, дают представление об эффективности использования имеющихся стратегических ресурсов (11, с, 34-36], Ценностно-ориентированное управление представляет собой долгосрочное планирование, нацеленное на увеличение стоимости предприятия, и это принимается за основную стратегическую цель, Ее также называют «истинным севером», который предполагает движение в одном генеральном направлении (к максимизации ценности) независимо от средств достижения поставленной цели: сокращения расходов, расширения доли рынка или продвижения товара, (10], Управление социально-экономическим потенциалом, в свою очередь, предполагает поиск оптимального

сочетания имеющихся ресурсов для постоянного увеличения этого потенциала (3, с, 277],

Оценка основных источников повышения корпоративной стоимости: инноваций, эффективности производства, капиталовложений и стоимости капитала (9] дает возможность измерить потенциал компании в стоимостных показателях, Полученные данные характеризуют уже не рыночную стоимость бизнеса, которая далеко не всегда адекватно оценивает его возможности, а скорее внутреннюю (фундаментальную) стоимость, основанную на субъективных представлениях специалистов-аналитиков о внутренних характеристиках объектов, составляющих потенциал компании (5, с, 21], В данном случае субъективизм оценки, по нашему мнению, не является однозначно негативным фактором, Напротив, специалисты, участвующие в проведении работ на конкретном предприятии и тесно сотрудничающие с его персоналом, имеют комплексное (системное) представление о бизнес-процессах компании, По этой причине их заключение будет более адекватным текущему состоянию бизнеса, чем результаты работы внешних аналитиков,

при формировании стратегии в любом бизнесе руководство должно выходить на конкретные задачи с измеримыми контрольными показателями

Измерение

социально-экономического потенциала

Оценка потенциала компании в рамках ценностно-ориентированного подхода должна подчиняться принципам системности, многомодельности и многокритериальности. Только в этом случае расчетные показатели смогут учитывать многофакторное содержание деятельности современной компании и выполнять роль стратегических ориентиров.

Стоимостное измерение социально-экономического потенциала может быть описано формулой:

где:

Ув - величина ценности социально-экономического потенциала; / - элемент ценности социально-экономического потенциала; N - общее количество элементов социально-экономического потенциала; кI - критерий значимости /-го элемента социально-экономического потенциала;

VI - величина ценности /-го элемента социально-экономического потенциала.

Значения И изменяются в зависимости от особенностей оцениваемого бизнеса. Иными словами, критерий значимости одного и того же элемента потенциала фирмы (например, когнитивного) может отличаться у торговых, сельскохозяйственных или промышленных предприятий. Решающим фактором является степень влияния конкретного элемента на процесс формирования ценности бизнеса. Построение системы измерения соци-

ально-экономического потенциала предприятия на основе стоимостных параметров, характеризующих отдельные компоненты ценности, позволит максимально приблизить теоретические разработки к практике управления современной компанией.

Заключение

Современный менеджмент испытывает нехватку инструментов, с помощью которых можно было бы сравнительно просто и достоверно оценивать эффективность работы всей компании и ее отдельных элементов, а также принимать стратегические управленческие решения.

Создание системы ценностно-ориентированного управления, по нашему мнению, должно строиться на измерении социально-экономического потенциала предприятия с использованием стоимостных показателей. При этом предполагается, что управленческие решения определяются необходимостью (давлением среды) и набором возможностей (потенциалом компании). Указанные требования могут быть интегрированы в стоимостные модели бизнеса, отражающие многокритериальный, многофакторный подход к управлению бизнесом как сложной системой.

Литература

1. Волков А.И. Практическое освоение концепции VBM в России. // Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе: материалы Всероссийской научно-технической конференции. 10-12 декабря 2008 г Т.4. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

2. Качур О.В., Казанцева Т.Я. Оптимизация налоговых выплат как фактор

управления стоимостью организаций, // Финансовый менеджмент, - 2007, - № 1,

3, Клейнер Г,Б, Стратегия предприятия,

- М,: Дело, 2008, - 568 с,

4, Козырь Ю,В, Стоимость компании: оценка и управленческие решения, -М,: Альфа-Пресс, 2009, - 376 с,

5, Коробкин Ю,И, Теория и практика оценки: учебно-практическое пособие, - Калуга: Креатив Центр, 2005, -170 с,

6, Птускин А,С, Решение стратегических задач в условиях размытой информации: монография, - М,: Дашков и Ко, 2003, - 240 с,

7, Пузов Е,Н,, Чепьюк О,Р, Моделирование системы принятия решений на базе стоимости компании, // Менеджмент в России и за рубежом,- 2008,

- № 1,

8, Тренев В,Н,, Тренев Н,Н, Управление стоимостью - новый приоритет управления бизнесом, // Менеджмент в России и за рубежом, - 2006, - № 5,

9, Alzamora H, Supply Chain Management and Value Based Management, (Электронный ресурс], - Режим доступа: http://ezinearticles,com/?Supply-Chain-Management-and-Value-Based-Management,

10, Matheson J, Value-Based Management Defined, (Электронный ресурс], - Режим доступа: http://smartorg,typepad,com/ smartorg_inc/valuebased_management,

11, Young S,, O'Byrne S, EVA and Value-Based Management: A Practical Guide to Implementation, - New York: Tata McGraw Hill, 2003,

Volkov A.I.

Postgraduate Student, Institute of Management, Business and Technologies,

Expert for Business Cost Management, Upravlyayushchaya

Kompaniya Avtoelektronika (Autoelectronics Managing Company) LLC, Kaluga

Building a Value-Oriented Management System Based on Social and Economic Potential of the Business

_Abstract

The article considers the basics of the concept of social and economic business potential and the concept of value-oriented management. The author studies the possibility of establishing a multi-criteria integrated model of business management based on measuring the potential value of an enterprise.

Keywords: social and economic potential of business, value-oriented management, business value, true business value, modeling of complex systems, integrated management model, strategic management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.