образования и функционирования, обе эти формы организации практически идентичны по реальной модели управления, которая зачастую препятствует освоению управленческих инноваций. Вопреки известному выражению, утверждающему, что государство является плохим собственником, практика исследований выявляет иную закономерность: стиль управления в муниципальных, государственных и в большинстве частных компаний с высокой концентрацией капитала одинаков.
Методы доходного подхода к оценке стоимости бизнеса
Довольно часто акценты исследовательского интереса смещаются на методы доходного подхода к оценке стоимости бизнеса, в частности, на метод дисконтирования денежных потоков (DCF) как своего рода локомотив концепции VBM. Основным фактором стоимости становится способность компаний генерировать денежные потоки в будущем, а вовсе не результаты прошлых лет [1, 6, 9].
Монополию исключительного использования модели дисконтирования в управлении стои- составляет 64%
доля компаний с доминирующим положением одного или двух собственников, в руках которых сосредоточено более 50% акций (или долей),
..стиль управления в муниципальных, .государственных _и в большинстве
_частных компании
_с высокой
_концентрацией
капитала одинаков
мостью укрепляет широко рекламируемый показатель экономической добавленной стоимости (EVA®). Кампания по продвижению EVA, начатая Stern Stewart&Co, активно поддерживается отечественными и зарубежными авторами, предлагающими свои варианты использования показателя [10, 17, 21].
Расчет EVA эффективен в рамках финансового анализа, где особенно важно комплексное обоснование полной стоимости капитала - и собственного, и заемного. Однако внедрение показателя в систему планирования стоимости предприятия весьма осложнено методологическими недостатками EVA, которые отмечают даже некоторые его сторонники [16]. Высокая трудоемкость расчета с многочисленными корректировками бухгалтерских данных, а также практически полное игнорирование фактора времени требуют дополнительных усилий на адаптацию показателя к конкретным условиям ведения бизнеса, что, как правило, не устраивает корпоративное руководство.
аздо реже встречаются исследования, в кото-.IX прямо или косвенно говорится о недостат-х общепринятых методов оценки и управления стоимостью, в частности дисконтировании денежных потоков [2, 12, 14, 16, 17]. Особенно остро модель DCF критикует В.Н. Тришин [14], предлагая более тщательно осмыслить ее справедливость. Он полагает что, главный принцип прогноза доходов служит законно установленным способом манипуляции стоимостью бизнеса, обусловленным высокой чувствительностью этой величины к изменению предполагаемых доходов. Ш. Пратт, по мнению В.Н. Тришина, не доказывает правильность метода DCF, а приводит многочисленные примеры его использования. Хотя некоторые из замечаний вполне обоснованны и требуют дальнейшей проработки, на наш взгляд, следует более взвешенно подходить к анализу методологических основ управления стоимостью имущества. Метод дисконтирования относится к малочисленной группе общепринятых инструментов корреляции между стоимостью бизнеса и генерируемыми им доходами. Его элементы составляют основу многих совре-
....
менных разработок в области стратегического управления стоимостью компании: модели Эдвардса-Белла-Ольсона, подхода Уолша, модели Блэка-Шоулза, подхода Мордашова, подхода Егерева и др.
Заключение
Современный процесс создания и корректировки стратегии предприятия немыслим без использования управленческих инноваций, в том числе и стоимостных. Рожденная методами финансового анализа и оценки концепция управления стоимостью бизнеса в настоящее время рассматривается как самостоятельный подход к стратегическому управлению его потенциалом. Стоимостная оценка предприятия универсальна, благодаря чему получила всемирное признание и активно внедряется в нашей стране. Инструментарий этого подхода расширяется пропорционально развитию методов определения ценности предприятий и прогнозирования возможных вариантов их развития. Особенно большое значение имеет поиск возможностей совместного использования известных инструментов анализа и новых подходов и методов корпоративного управления в рамках концепции ценностно-ориентированного управления бизнесом. Наиболее привлекательным направлением работы представляется разработка синтетических методов оценки и управления стоимостью бизнеса.
Литература
1. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2005.
2. Оценка бизнеса: учебное пособие / Под ред. В.Е. Есипова, Г.А. Маховиковой. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2010. - 512 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. - М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. - 544 с.
4. Волков А.И. Перспективы использования скорин-говых моделей в управлении стоимостью бизнеса // Всероссийская научно-практическая конференция
...концепция управления стоимостью бизнеса в настоящее время рассматривается как самостоятельный подход к
стратегическому управлению его потенциалом
«Система управления современной организацией», 2009г.: [материалы] / отв. ред. А.А. Огарков [и др.]. -М.: ООО «Глобус», 2009. - 416 с.
5. Волков Д.Л. Управление ценностью // Российский журнал менеджмента. - 2005. - Том 3.- № 4. -С. 67-76.
6. Даббах А. Парадоксы добавленной стоимости // Калужский бизнес-журнал. - 2008. - № 15. -С. 40-43.
7. Долгопятова Т. Изменение структуры собственности на предприятиях обрабатывающей промышленности (по данным мониторинга) // Вопросы экономики. - 2009. - № 12. - С. 111-124.
8. Зарубинский В.М., Демьянов Н.И., Кушлык Е.Я., Семеренко И.В. К вопросу о справедливой стоимости акции // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 6.
- С. 52-60.
9. Ильинская С.А. Оценка стоимости предприятия в системе финансового менеджмента предприятия // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 84-92.
10. Качур О.В., Казанцева Т.Я. Оптимизация налоговых выплат как фактор управления стоимостью организаций // Финансовый менеджмент. - 2007. - № 1.
11. Кокин А.С., Чепьюк О.Р. Разработка стратегии развития компании на базе концепции управления стоимостью // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 12.
12. Мертенс А. Стоимость компаний в теории и на практике // Финансовый директор. - 2007. - № 5(9).
- С. 82-86.
13. Пузов Е.Н., Чепьюк О.Р. Моделирование системы принятия решений на базе стоимости компании // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 1.
- С. 39-45.
14. Тришин В.Н. О методе дисконтированных денежных потоков и стандартах оценки // Российский оценщик. - 2007. - № 1. - С. 17-31.
15. Федотова М.Ю. Оценка стоимости бизнеса и использование ее результатов в целях повышения эффективности деятельности компании // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 5. - С. 3-22.
16. Федотова М., Плескачевский В., Рутгайзер В., Будицкий А. Поведенческая оценка: концепция поведенческих финансов и ее применение в оценке бизнеса // Вопросы экономики. - 2009. - № 5. -С. 104-117.
17. Черемушкин С.В. Взаимосвязь между экономической добавленной стоимостью и рыночной стоимостью компании: исследование критики показателя EVA // Финансовый менеджмент. - 2009. -№ 4. - С. 106-127.
18. Борисов Р., Борисовский И. Управление акционерной стоимостью компании - план на 2009 год: [Электронная версия]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/969163.
19. Горина М. Как заставить работать концепцию управления стоимостью в вашей компании: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. iteam.ru.
20. Нейман Е.И. Предложения по созданию системы стоимостного анализа и по определению ацикличных цен на основе рыночной стоимости бизнеса компаний: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/184861. html.
21. Young S., O'Byrne S. EVA and Value-Based Management: A Practical Guide to Implementation. New York: Tata McGraw Hill, 2003.
Andrey I. Volkov
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor of the Chair of Business Administration, Kaluga Branch of Moscow State Technical University named after NEBauman
Valuation of Business in Managing its Value
_Abstract
Tlhe paper analyzes the common methods of business valuation from the perspective of their practical application and use within the concept of the company's value-oriented management. The advantages and disadvantages of evaluation techniques are identified.
Keywords: evaluation techniques, value of the business, value-oriented management (management of value) socio-economic potential of the business