Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

3. Кульков В.М. Экономика и неоэкономический контекст. В кн.: Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева. - СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1996.

4. Здесь и далее использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области «О производстве и использовании валового регионального продукта Воронежской области за 2008-2011 годы» - Воронеж, 2013.

5. Здесь и далее использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области «Дифференциация заработной платы по категориям персонала и профессиональным группам работников Воронежской области». - Воронеж, 2013.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1996.

Дурдыева Е. К.

Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Рыночный тип отношений, существующий в настоящее время, предполагает быстрое реагирования организации на изменения внешней среды. Для адаптации фирмы к внешним условиям требуется не только выпуск новых товаров на рынок, но и эффективность работы персонала организации. С переходом к инновационной экономике, чтобы оставаться конкурентоспособной, организация должна повысить инновационную активность персонала. Чтобы подготовить персонал к переходу на совершенно новый тип деятельности и повысить его инновационную активность, следует обратить внимание на влияние организационной культуры на деятельность предприятия и работников.

Понятие организационной культуры включает в систему разделяемых коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. Влияние организационной культуры на деятельность предприятия в целом проявляется в достижении главной цели организационной культуры - в обеспечении самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала, повышении трудового потенциала организации, который является составляющей общего экономического потенциала фирмы [1]. По мнению некоторых ученых, занимающихся вопросом изучения организационной культуры, следует основываться, прежде всего, на понятии «культура»; но также существует мнение, что организационную культуру следует отделять от культуры «обычной».

Организационная культура, как и всякая культура, не является чем-то неизменным. Как живой и функционирующий организм, она подвергается воздействию множества факторов: как внешних, так и внутренних. К внешним факторам влияния на организационную культуру можно отнести: политику государства, законы, традиции, моду, конкуренцию [2]. К внутренним факторам относится: стратегия развития фирмы, организационная структура предприятия, цели, с которыми работники приходят на предприятие и т.д., поэтому к её разработке следует подойти всесторонне.

Для каждой организации существует своя модель построения культуры. В настоящее время существует множество моделей, но между ними можно вывести определенную закономерность: организационная культура должна быть тесно связанной с миссией организации; ценности и убеждения сотрудников должны быть направлены на повышение эффективности труда. Созданием и построением организационной культуры обычно занимаются управленческие кадры. Именно они соотносят развитие организации и существующий уровень корпоративной культуры, изменяя его под требования внешней среды. Прежде всего, разрабатывается стратегия управления персоналом, выявляются психологические особенности людей, которые подходят для работы в данной организации. Все это делается для того, чтобы цели фирмы совпадали с целями работника, в противном случае, на предприятии не избежать ситуаций, из-за которых будет наблюдаться снижение производительности труда. Так, например, организационная культура влияет на некоторые составляющие профессионального развития работника: особенности самореализации, адаптации новых сотрудников к условиям и к требованиям труда, построении карьерного роста сотрудника (наличие определенной кадровой политики фирмы) [3]. В исследовании А. Ф. Шуплецова и П. В. Харитоновой было выявлено, что уровень развития организационной культуры напрямую отражается на рентабельности продаж и рентабельности произведенной продукции: чем выше уровень развития, тем выше рентабельность [4].

В большинстве предприятий организационная культура носит консервативный характер: компания поддерживает стабильность, старается сохранить позиции на рынке, но с переходом к инновационной экономике предприятие должно быть готовым к изменениям и, прежде всего, к изменениям должны быть готовы работники организации. Подготовить фирму к процессу модернизации может организационная культура. Ни для кого не является секретом, что организационная культура - это своеобразное отражение взглядов и целей руководителя. Чтобы подготовить персонал к совершенно другому процессу деятельности, требуется выстроить новую систему ценностей и ориентаций. Для предприятий консервативного типа это может быть нелегко. Работники привыкли выполнять свои обязанности в рамках существующей системы, что значительно усложняет процесс модернизации.

На данном этапе очень важно провести исследование существующей организационной культуры, выявить влияние существующей системы ценностей организации на деятельность сотрудников; определить уровень инновационной активности персонала. На основе полученных данных следует сделать анализ результатов и выявить стратегию корректировки организационной культуры. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры должно носить комплексный характер и включать мероприятия, которые позволят персоналу идентифицировать себя с организацией. На этом этапе очень важно уделить внимание влиянию организационной культуры на мотивацию персонала к инновационной деятельности: следует мотивировать персонал к творческой деятельности материальными и нематериальными средствами стимулирования. Следует учесть, что на предприятии инновационного типа разработка предложений и изменений происходит не на уровне каждого работника организации.

При корректировке организационной структуры, не следует забывать о необходимости изменения в сознании людей отношения к переменам. Основным способом изменения отношения персонала к новым идеям - это вовлечение его в работу с такими проектами, которое реализуется через участие персонала в анализе, обсуждении и внедрении новшеств [5, с. 33].

Подбор персонала также играет важную роль в процессе корректировки организационной культуры. Именно на этапе подбора, выявляются тенденции кандидата к инновационной деятельности, степень соответствия его внутренних целей с миссией организации, выделяются индивидуальные особенности, способные соотнести кандидата с определенной частью рабочего коллектива.

Процесс построения и корректировки организационной культуры является достаточно долгим и дорогостоящим, поэтому для получения более полного эффекта следует проводить постоянный мониторинг, отслеживать все изменения и направлять процесс развития организационной культуры в нужное для организации русло.

Использованные источники:

1. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие // Ульяновск: УлГТУ - 2007 - 127 с.

2. Выпряжкин Б. С. Организационная культура как инструмент повышения эффективности деятельности корпорации (на примере ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ») // Армия и общество - 2008 - №4. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http ://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-korporatsii-na-primere-oao-rossiyskaya (дата обращения 07.02.14)

3. Демидова Т. Е. Организационная культура как психологический фактор карьерных ориентаций личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена - 2010 -№125. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-kak-psihologicheskiy-faktor-kariernyh-orientatsiy-lichnosti (дата обращения: 07.02.2014)

4. Шуплецов А. Ф., Харитонова П. В. Организационная культура предпринимательской деятельности и ее влияние на эффективность результатов хозяйствования // Известия ИГЭА - 2012 - №3. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-predprinimatelskoy-deyatelnosti-kompanii-i-ee-vliyanie-na-effektivnost-rezultatov-hozyaystvovaniya (дата обращения: 07.02.2014).

5. Безлепкин М. Н. Организационная культура как социальная технология развития инновационной активности персонала // Известия РГПУ им. А.И. Герцена - 2008 - №69. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-kultura-kak-sotsialnaya-tehnologiya-razvitiya-innovatsionnoy-aktivnosti-personala (дата обращения: 08.02.2014).

Дьяков С.А., к.э.н. доцент кафедры экономики ФГБОУВПО СКФ «РАП» Дудник Т.А.

ассистент кафедры экономики предприятий

ФГБОУ ВПО КГАУ Россия

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЛИ В СИСТЕМЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из важнейших элементов воспроизводства в отрасли сельского хозяйства является воспроизводство плодородия земли.

Термин «земля», обладает большой научной ёмкостью, он включает в себя такие понятия как: планета; территория, пространственный базис существования государства; средство производства в сельском хозяйстве; почва; земельный участок - объект гражданского оборота и т.д. [1], при этом, независимо от того, в каком контексте используется термин «земля», всегда подразумевается её естественное, независящее от воли человека, происхождение, поэтому, если рассматривать землю в качестве объекта управления, необходимо учитывать что в первую очередь, земля является природным объектом и подлежит особой охране[2].

В процессе сельскохозяйственного производства, по причине потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности осуществляемой человеком, земля подвергается негативному воздействию со стороны производителя, выступающего в данном случае в качестве природопользователя, поскольку, при осуществлении сельскохозяйственного производства, преимущественно эксплуатируется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.