Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО МНОЖЕСТВА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ'

ПОСТРОЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО МНОЖЕСТВА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БЕЗГИРОСКОПНЫЕ ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Соловьев Александр Николаевич, Алексеев Валерий Евгеньевич, Саблин Александр Владимирович

Рассмотрен вариант построения безгироскопной навигационной инерциальной системы (Б-ИНС) на основе распределенного множества акселерометров. Показано, что предлагаемый 12-сенсорный вариант имеет более высокие точностные характеристики расчета навигационных параметров (координат и угловой ориентации).Composing the gyro-free inertial navigation system (INS) on the basis of the distributed set of accelerometers has been considered. It has been shown that the proposed 12-sensors variant has more accurate characteristics of the navigation parameters calculation (coordinates and angle velocity).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Соловьев Александр Николаевич, Алексеев Валерий Евгеньевич, Саблин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО МНОЖЕСТВА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ»

УДК 621.396.98(100):519.673

Построение навигационной инерциальной системы на основе распределенного множества полупроводниковых акселерометров

А.Н. Соловьев

Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН

В.Е. Алексеев, А.В. Саблин Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассмотрен вариант построения безгироскопной навигационной инерциальной системы (Б-ИНС) на основе распределенного множества акселерометров. Показано, что предлагаемый 12-сенсорный вариант имеет более высокие точностные характеристики расчета навигационных параметров (координат и угловой ориентации).

Ключевые слова: инерциальные навигационные системы, безгироскопные инерциальные навигационные системы.

Инерциальная навигационная система (ИНС), являющаяся ключевым компонентом построения интегрированных навигационных систем (ИНС & ГЛОНАСС/GPS), содержит два типа сенсоров: акселерометры и гироскопы. Достаточно привлекательной является реализация ИНС на основе одного (более простого и дешевого) типа сенсоров -акселерометров, что позволяет сократить стоимость ИНС и получить дополнительные функциональные возможности. Известно много подходов построения ИНС на основе только акселерометров (безгироскопные ИНС - Б-ИНС). Однако основным недостатком данных решений является то, что погрешности расчета основных навигационных параметров (координат и угловой ориентации) значительно превышают погрешности традиционных ИНС, реализованных с использованием гироскопов. Это в значительной степени ограничивает область применения Б-ИНС в реальных разработках. Поэтому построение дешевых Б-ИНС, обладающих точностными характеристиками, соизмеримыми с точностными характеристиками традиционных ИНС, является актуальной задачей. В настоящей работе предлагаются варианты реализации подобных Б-ИНС.

Существующие подходы к реализации безгироскопных инерциальных систем. Концепция построения ИНС на основе только акселерометров (all-accelerometer approach или gyro-free approach) изложена более 40 лет назад. Все предложенные за это время подходы можно условно разделить на две группы:

- использование эффекта кориолисова ускорения, при котором один или несколько акселерометров вращаются (или вибрируют) по заданной траектории [1-6] (данные акселерометры фактически эквивалентны гироскопам в классической ИНС);

- прямой подход определения углового ускорения путем установки двух или более акселерометров в фиксированное положение относительно некоторой подвижной системы координат [7-13].

В обоих подходах акселерометры также измеряют линейные ускорения, что необходимо для получения навигационного решения. В [1] впервые предложено полное навигационное решение на основе только акселерометров. Однако данное решение имеет

© А.Н. Соловьев, В.Е. Алексеев, А.В. Саблин, 2012

ограничения на величину угловой скорости. В [10] впервые предложена конфигурация, которая содержит шесть акселерометров и обеспечивает получение полного навигационного решения без каких-либо ограничений на величину угловой скорости. При этом показано, что шесть - это минимальное число акселерометров, на основе которых может быть построена Б-ИНС, позволяющая получить полное навигационное решение. В настоящее время данная 6-сенсорная модель является основой построения современных Б-ИНС. Этот подход обладает серьезным недостатком по сравнению с традиционным вариантом постоения ИНС на основе гироскопов: значительно более быстрый рост погрешности определения навигационных параметров.

Инерциальные параметры объекта и данные, снимаемые с акселерометра. На рис.1 представлена связанная система координат (ССК), т.е. система координат, жестко связанная с твердым телом, на котором установлен акселерометр, а также параметры установки акселерометра (аеевГ) в данной системе координат:

- координаты установки акселерометра:

Я,

ассе1 '

Я

X

Яу Я

ориентация чувствительных осей аксе-

"е.

лерометра: е

ассе1'

'X

где ех (еу,е2) -

косинус угла между чувствительной осью акселерометра и осью X (У, 7) ССК соответственно.

Движение объекта, с которым жестко связана ССК, относительно некоторой неподвижной системы координат (НСК) характеризуется следующими параметрами:

параметры поступательного движения: А - ускорение ССК относительно НСК, заданное в НСК; О - вектор гравитации, заданный в НСК; параметры вращательного движения:

- углы поворота ССК относительно НСК: ах, а¥, ы2 (угол поворота вокруг соответствующей оси);

- угловая скорость Ж и ускорение Ж ССК относительно НСК, заданные в ССК:

ж=[жх ,жу ]Т, №= [Жх № № ]т;

- угловая ориентация ССК относительно НСК

С,

ъм ■

При

и тот же вектор имеет координаты в ССК и НСК Я^пег и ЯЪоду

этом если один соответственно,

то Яп

= СЪЫЯЪос1у •

Если обе системы координат являются ортогональными, то выполняются следую-

щие условия: СЬМ = См и как следствие С1шСъ^м = I.

Значение Съм полностью определяется значениями Жх ,Жу ,Ж2 в соответствии со следующими выражениями:

у

г

)=

0 - Щ (11) Фу (11)

Щ (11)

0 - ^ (11)

- Щ (г1) жх (11) о СЬм ^ ) - Сш (^-1) ■ е™ , - ^ - ^-,

где е^ - функция матричной экспоненты.

Если для момента времени заданы все инерциальные параметры

А(^ ), Щ), Ф(ti), то показания акселерометра могут быть определены как

Рассеи (^ ) = Фассеи, Р + Ф хЩ X ^ + Фх ^ ) , (1)

где Г - «кажущееся» ускорение объекта в подвижной системе координат:

Р =

X

Ру

= С'ш (А+о), а =

о о

9,8

; К - координаты установки акселерометра у;

Ж - угловая скорость.

Выражение (1) может быть также представлено в матричном виде:

Рассе1] '

(2)

где

от] -

9 X]

9У Ру

92]

КУ] 92] - К2] 9У] Щх

К2] 92] - К2] 9У] Щу

КХ]9X] - КХ]92] -(КТ]9Т] + К2] 92] ) , Р- Ф2 Щ?

(КХ]9X] + К2]92] ) щ2

(КУ]9У] + X])

КУ]9 X] + К^9У] ФхФу

К2]9 X] + ^]9 2]

КУ]92] + К2]9У] _ ФуФ2

Очевидно, что значение Р может быть определено на основе решения системы линейных уравнений (2):

Р - 0 1рассе1.

(3)

При этом матрица Q целиком и полностью определяется параметрами установки

акселер°метр°в ЯассеЬ 9ассе1 ■

Сравнительный анализ точностных характеристик классической ИНС и 6-сенсорной (традиционной) Б-ИНС. Анализ точностных характеристик традиционной ИНС. Основным источником погрешностей современных ИНС являются: низкочастотный (bias) и высокочастотный (noise) шумы акселерометров baccel, aaccel и гироскопов bgyr^o, аgyr.o соответственно [14]. Поэтому оценка точностных характеристик будет проведена с учетом данных параметров инерциальных сенсоров.

1. Высокочастотный шум сенсора а имеет характеристики «белого шума» и обычно задается в виде спектральной мощности а0 = deg/ secVHz . Если показания сенсора интегрируются n раз, то получается n-кратный интеграл «белого шума», для которого as определяется как

a22n-1t 2n-1At (2n -1)!

(4)

где t - время интегрирования; At - дискрет интегрирования.

Низкочастотный шум сенсора Ь имеет характер случайного марковского процесса (значение в момент ti сильно коррелированно со значением в момент ti-\). При аналитической оценке погрешностей величину Ь можно считать детерминированной, а результат ее и-кратного интегрирования оценивать как

bll n!

(5)

С учетом выражений (4) и (5) определение угловой ориентации ПСК относительно земной системы координат путем интегрирования показаний гироскопа приводит к появлению следующей погрешности угловой ориентации:

аа а bias,а + аnoise,а. ■

где

аbias,а bgyrot, а

noise,а а gyro

4ш.

Определение линейных ускорений, снимаемых с акселерометров, за счет компенсации вектора гравитации g приводит к появлению погрешности компенсации g:

ag = 8аа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет координат путем двойного интегрирования показаний акселерометров (т.е. трансформации его погрешностей baccel,aaccel) приводит к следующему выражению для оценки погрешности традиционной ИНС:

a* (t) = аь r (t) + аnoise,R (t) ,

где

ab, R =

- bgyrogt + baccef . a (t)= la2 +a2

+ . anoise,R(t) = Va1,R + a2,R

6

2

a 2,R =ga

gyro

15AtB

30

а1, R =a

accel

gyro

13AtB„

l

3

В итоге выражение для оценки погрешности расчета координат на основе традиционной ИНС имеет вид

Ъ 2t3 h /2

_ gyroA , Ъaccel , Cr = 6 + 2

t3At 9 9 t5At

2 1 A' 2 2 t At

Gaccel-^- + g agyro^~• (6)

Анализ точностных характеристик 6-сенсорной Б-ИНС. С учетом алгоритма расчета, представленного в [10], определяются погрешности:

- значений угловой скорости путем интегрирования значений углового ускорения:

G

gyro

accel t accel ^JtAt

где г - расстояние от центра ССК до точки установки акселерометров [10]; - угловой ориентации путем интегрирования значений угловой скорости:

baccel ,2 , О —/ t3 At

= accel t2

a 2r r V 3

- линейных ускорений, снимаемых с акселерометров за счет компенсации вектора гравитации:

= g^a.

С учетом расчета координат путем двойного интегрирования значений линейных ускорений имеем

(t) = °Ъ ,R (t) + аnoise,R (t),

bacceigt bacceit I 2 ' 2

где ab,R =-+-e-; anoise,R (t) = V®1,R +a2,R , al,R = ^accel

13At

^2, R = g

2 ' ^noiseRV) — \ W1,R 1 W2,R > u 1,R " u accel ^

Гл

®accel

3

r

t7 At

630

В итоге выражение для оценки погрешности 6-сенсорной Б-ИНС имеет вид

_ gt4 t2

С R = baccel(^^ + + С accel^

3 r2 630 .

Сравнение выражений (7) и (6) показывает, что существующая 6-сенсорная модель А-ИНС значительно проигрывает по своим точностным характеристикам традиционной ИНС.

Реализация Б-ИНС на основе 12-сенсорной модели. Расчет значений угловых скоростей. Ключевым вопросом построения Б-ИНС является определение значений угловых скоростей , которые в традиционной ИНС определяются на основе

гироскопов. Из (2) можно записать:

12 12 12 Е А Е А- Е зй

г = ^-; ЖхЖ7г = ^-; ЖхЖ7г = ^-, (8)

х ёе1(® ; х 7 ёе1(0) ; х 2 ёе1(0) , ( )

где qi j - элементы матрицы Q_1 (обратной Q), det(Q) - детерминант матрицы Q.

r

r

Для оценки погрешностей вычисления необходимо выполнить диффе-

ренцирование правой и левой частей выражений в (8). После преобразования полученных выражений имеем

12

Е ^ М-

АШХ = 1=1

2Жхг ёе1(0'

у

12 Ш

Е (2 • $-0,1 )АА1

АШу = -Шх-; (9)

7 2 -Шхт ёе1(® ' ^

12 Ш

Е (2$ш - Щч-,)-м

АШ = -щХ-.

2 2ШхГ ёе1(®

Принимая |Ш7| <|ШХ| для (9), получим итоговое выражение для оценки

погрешностей расчета Шх,Шу,Ш7 :

12 12 12

Е Ч-,1 АА1 Е (2Ч-0,1 - Ч-,1 )АА Е (2Ч1-1,1 - Ч-,1 )АА1

АШХ = -*=-; АШу = -; АШ7 = -. (10)

х 2ШХг ёе^) 7 2ШХг ёе^® 7 2ШХг ёе^®

Вариант реализации Б-ИНС. Следует отметить, что оценка точностных характеристик Б-ИНС (10) в значительной степени зависит от величины ёе1;(®, которая, в свою очередь, определяется выбором координат расположения акселерометров и ориентации его чувствительных осей. В табл.1 и 2 представлены координаты установки акселерометров и ориентации их чувствительных осей для предлагаемой 12-сенсорной модели Б-ИНС, а также графическая интерпретация данной модели (рис.2).

Достоинством предложенной модели являются:

- симметричность (три симметричные платы с установленными на них 2-осевыми акселерометрами). При этом каждая плата может быть изготовлена, протестирована и откалибрована отдельно, что значительно упрощает изготовление данного модуля;

- конструктивная простота (данная модель при ее конструктивной реализации значительно проще традиционной 6-сенсорной модели Б-ИНС).

Таблица 1

Координаты установки акселерометров

^ассе1 Асс 1 Асс 2 Асс 3 Асс 4 Асс 5 Асс 6 Асс 7 Асс 8 Асс 9 Асс 10 Асс 11 Асс 12

X 0 0 г г 0 0 -г -г 0 0 0 0

У г г 0 0 -г -г 0 0 0 0 0 0

2 0 0 0 0 0 0 0 0 -г -г г г

Таблица 2

Ориентация чувствительных осей акселерометров

^ассе1 Асс 1 Асс 2 Асс 3 Асс 4 Асс 5 Асс 6 Асс 7 Асс 8 Асс 9 Асс 10 Асс 11 Асс 12

X 0 0 0 -1 -1 0 0 1 1 0 0 0

У 0 -1 0 0 0 1 -1 0 0 0 1 0

2 1 0 -1 0 0 0 0 0 0 1 0 -1

Рис.2. Размещение акселерометров для 12-сенсорной модели

Калибрация Б-ИНС. При изготовлении и сборке Б-ИНС реальное расположение акселерометров и ориентация их чувствительных осей отличается от идеальных значений (см. табл.1,2). Для учета данных значений используется процедура начальной ка-либрации, аналогичная процедуре калибрации, представленной в [15] для 6-сенсорной Б-ИНС. Данная процедура состоит в последовательном выполнении 2-х этапов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учете реальной ориентации чувствительных осей акселерометров (см. табл.2) путем последовательной установки каждой из своих шести граней Б-ИНС на горизонти-рованную (относительно вектора гравитации) плоскость;

- учете координат установки акселерометров (см. табл.1) за счет определения взаимного расположения акселерометров. Для этого Б-ИНС последовательно устанавливается каждой из своих шести граней на горизонтированную поверхность, которая вращается с заданной (эталонной) угловой скоростью.

Значения, снятые с акселерометров при выполнении обоих калибровочных этапов, обрабатываются специальной процедурой калибрации, которая позволяет определить (и учитывать в дальнейшем) значения параметров (см. табл.1 и 2).

Анализ точностных характеристик предложенной Б-ИНС. Для предложенной модели реализация виртуального гироскопа имеет следующие оценки погрешности:

gyro bias-, bgyro =

b

accel

gyro noise- a

G

accel

2пг ~ 2жг

где н - угловая скорость вращения объекта, на которой установлена данная ИНС. При этом погрешность угловой ориентации будет оцениваться как

Ga Gb,a ^ Gnoise,а.,

tb

accel

Gnoise, a G gyro _ GF

4tKt =G

accel

где °Ь,а tbgyro_СР ' _* 2м>Г

Проводя преобразования, получим итоговое выражение для оценки погрешности расчета координат на основе предложенной 12-сенсорной модели Б-ИНС:

GR = baccel(

g^ + + а

12wr 2 acceh

t At

g 2 t5 At 3 (2wr)2 30

(11)

Сравнение выражений (11) и (6) показывает, что погрешность Б-ИНС сопоставима с погрешностью традиционной (на основе гироскопов) ИНС.

Таким образом, предложенная 12-сенсорная Б-ИНС по своим точностным характеристикам практически эквивалентна традиционной ИНС. Реализация данного варианта Б-ИНС, содержащего только акселерометры, является значительно более простой и технологичной при использовании в составе полупроводниковой микросистемы.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (ГК № 01.426.11.0024).

Литература

1. Krishnan V. Measurement of Angular Velocity and Linear Acceleration Using Linear Accelerometers // J. of the Franklin Institute. - 1965. - Oct.

2. Merhav S.J. A Nongyroscopic Inertial Measurement Unit // J. Guidance. - 1982. - May - June. - Vol. 5, N 3.

3. Klass P.J. Inertial Sensor Utilizes Coriolis Effect // Aviation Week and Space Technology. -1983. - 10 Oct.

4. Norling B. Accelerometers: Current and Emerging Technology // Symposium on Kinematic Systems in Geodesy, Surveying and Remote Sensing, Symposium N 107 (Banff, Alberta, Canada, September 10-13, 1990). - 1990.

5. Merhav S. Aerospace Sensor Systems and Applications. Chap. 6. Coriolis Angular Rate Sensors. -N. Y.: Springer-Verlag, 1996.

6. Sun G., Gu Q. Accelerometer Based North Finding System // IEEE Position, Location and Navigation Symposium (March, 2000). - 2000.

7. Schuler A.R., Grammatikos A. and Fegley K.A. Measuring Rotational Motion with Linear Accelerometers // IEEE Trans. On Aerospace and Electronic Systems. - 1967. - May. - Vol. AES-3, N 3.

8. Padgaonkar A.J., Krieger K. W. and King A.I. Measurement of Angular Acceleretion of a Rigid Body Using Linear Accelerometers // J. of Applied Mechanics. - 1975. - September.

9. Monaco S.J., Audley D.R. and Okubo S. Schuler Tuned Vertical Indicating System // J. of Guidance and Control. - 1978. - November - December - Vol. 1, N 6.

10. Chen J., Lee S. and DeBra D. Gyroscope Free Strapdown Inertial measurement Unit by Six Linear Accelerometers // J. of Guidance. - Control and Dynamic. - 1994. - March-April. - Vol. 17, N 2.

11. Soloviev A.N., Mostov K.S. and Koo T.J. Initial Attitude Determination and Correction of Gyro-Free INS Angular Orientation Parameters // IEEE Intelligent Transportation System Conference Proceedings. -1997. - November.

12. Mostov K.S. Design of Accelerometer-Based-Gyro-FREE Navigation Systems: Ph.D. Dissertation. -University of California, Berkeley, 2000.

13. Tan C., Park S., Mostov K. and Varaiya P. Design of Gyroscope-Free Navigation Systems // IEEE Intelligent Transportation Systems Conference Proceedings. - 2001. - August.

14. Soloviev A., V. Frank Graas Review of potential applications of low-cost GPS/INS for general aviation // Proc. ION GPS. - 2002.

15. Chao-Yu Hung and Sou-Chen Lee. A Calibration Method for Six-Accelerometer INS, International Journal of Control, Automation and Systems. -2006. - October. - Vol. 4, N 5. -P. 615-623.

Статья поступила 31 марта 2011 г.

Соловьев Александр Николаевич - доктор технических наук, главный научный сотрудник ИППМ РАН. Область научных интересов: спутниковая навигация GPS/GLONASS, многоантенные навигационные системы.

Алексеев Валерий Евгеньевич - научный сотрудник НИИ вычислительных средств и систем управления МИЭТ. Область научных интересов: спутниковая навигация GPS/GLONASS, инерциальные навигационные системы. E-mail: valerbas@mail.ru

Саблин Александр Владимирович - младший научный сотрудник НИИ ВС и СУ МИЭТ. Область научных интересов: сверхширокополосные системы, GPS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.