Научная статья на тему 'Построение модели системы качества профессионального образования: гуманитарно-развивающий подход'

Построение модели системы качества профессионального образования: гуманитарно-развивающий подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CИСТЕМА КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / SYSTEM OF QUALITY / VOCATIONAL EDUCATION / HUMANITARIANISM OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUALITY ASSESSMENT MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Ражева Светлана Владимировна

В статье рассматриваются условия и принципы построения модели системы качества профессионального образования педагогического колледжа, основные критерии и результаты исследования гуманитарных аспектов его среды как развивающейся системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Ражева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a model of system of quality of vocational education: humanities-and-developmental approach

The article considers the conditions and principles of the model of the system of vocational education quality in a pedagogical college, the basic criteria, and the study of humanitarian aspects of its environment as an evolving system

Текст научной работы на тему «Построение модели системы качества профессионального образования: гуманитарно-развивающий подход»

И. И. Соколова, С. В. Ражева

(Санкт-Петербург)

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГУМАНИТАРНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются условия и принципы построения модели системы качества профессионального образования педагогического колледжа, основные критерии и результаты исследования гуманитарных аспектов его среды как развивающейся системы

Повышение эффективности современного отечественного образования непосредственно связано с созданием в образовательном учреждении системы менеджмента качества. В конкурентном мире система менеджмента качества позволяет образовательному учреждению добиваться оптимального использования ресурсов, которыми оно обладает.

Наличие системы менеджмента качества является также одним из критериев аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования. Согласно Положению об аккредитации образовательных учреждений и научных организаций целью государственной аккредитации является подтверждение уровня реализуемых образовательных программ, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям [1].

Рекомендованной для образовательных учреждений среднего профессионального образования стала «Типовая модель системы менеджмента качества для учреждений среднего профессионального образования», основанная на стандарте ^0 9000:2000 [2].

Данная модель представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства образовательным учреждением с целью гарантии качества в образовании и его улучшения.

В теоретических и практических разработках отечественных авторов (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, О. Е. Лебедев, П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко, Д. Ш. Матрос и др.] много внимания уделяется процессам построения и функционирования систем качества. Но для эффективной работы учреждения, обеспечения режима его функционирования необходимо развитие системы. В современном ме-

неджменте принято считать, что не изменяющаяся организация обречена на гибель.

Независимо от выбранной модели, система качества профессионального образования в образовательном учреждении работает согласно законам существования систем. Образовательная система педагогического колледжа является сложной открытой социальной динамической системой, состоящей из множества взаимосвязанных, взаимодействующих подсистем и реализуемых ими процессов, имеющих свою специфику. Эту специфику должна отражать и система менеджмента качества [5].

В основу проектирования системы качества профессионального образования (СКПО) в педагогическом колледже в нашей экспериментальной адаптивно-развивающейся модели положены следующие принципы:

- адаптивности - предусматривает обеспечение приспособляемости системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям;

- ритмичности - обусловливает регулярность повторения процессов в равные промежутки времени (согласно семестровой организации образовательного процесса];

- простоты - предусматривает использование наиболее доступных и несложных методов, принципов и процедур действия СКПО;

- непрерывности развития - все процессы, обеспечивающие построение и успешную работу системы, должны быть непрерывны и приводить к переходу ее в более совершенное состояние;

- комфортности - предусматривает создание для субъекта образовательного процесса условий для творческой работы и реализации своих возможностей;

- оперативности - обеспечивает своевременное принятие решений по предотвращению и (или] оперативному устранению отклонений.

- комплексности - реализует увязку всех элементов и подсистем СКПО;

- перспективности - обеспечивает перспективу развития образовательного учреждения как системы;

- устойчивости - предусматривает удержание системы в относительно стабильном состоянии на этапе устойчивого развития в режиме функционирования и обеспечивает выживание образовательного учреждения в условиях конкуренции.

Такой выбор принципов обусловлен применением интеграции системного и синергетического подходов, обуславливающих рассмотрение образовательной системы педагогического колледжа в развитии, на основе деятельностей и взаимодействий ее субъектов [6].

Нами были определены условия развития системы качества профессионального образования (на уровне образовательного учреждения СПО] на основании синергетического подхода, а именно:

- система должна быть открытой для взаимодействия и взаимообмена информацией и «энергией» с окружающей средой;

- система подпитывается высококачественной информацией, «энергией» высокого порядка, содержит активное, «энергетическое» начало, характеризующееся проявлением инициативы у участников образовательного процесса, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности образовательного процесса;

- она обладает свободой выбора, заключающейся в способности определять пути развития без осуществления давления, нажимов извне;

- имеет реальный «энергетический» выход, т.е. выходит на реализацию выдвигаемых инициатив с доведением результатов до положительных с получением эмоциональной удовлетворенности от учебной и практической деятельности;

- может развиваться только в случае обеспечения диалогического взаимодействия на различных уровнях;

- должна быть сориентирована на цели саморазвития, развитие личности студентов, формирование ценностных ориентиров.

Специфической особенностью педагогического колледжа является гуманитарность его образовательной среды. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которо-

го происходит личностное взаимообогаще-ние и развитие. В связи с этим особого осмысления в педагогическом образовании с ценностно-смысловой и технологической точек зрения требует процесс трансляции (передачи] социального опыта от одного человека к другому. Другими словами, здесь речь идет не только о процессе самоопределения человека в окружающем мире, но и о процессе самоопределения в этом мире или образования (понимаемого прежде всего как развитие] другого человека. Более того, такое рассмотрение связывается с представлениями об образовании как сфере формирования (производства] человека, которое происходит в условиях существенного влияния гуманитарной среды.

Нужно заметить, что эти процессы имеют в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, поскольку в педагогическом колледже образовательный процесс в силу его общей гуманитарной направленности является составляющей процесса профессионального становления.

Образовательная среда представляется рядом исследователей (Д. Н. Кавтарадзе, Д. Ж. Маркович, В. И. Слободчиков, К. Д. Ушинский, Г. П. Шедровицкий, В. А. Ясвин и др.] «как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» субъекта» [4].

Основной характеристикой гуманитарной образовательной среды, которая в первую очередь относится к концентрируемому в ней содержанию образования (куда входят не только сами знания, но и эффективные способы деятельности], является интегратив-ность. Именно это свойство, объективно присущее явлениям мира человека, должно стать определяющим в построении образовательного процесса, а следовательно, характеризовать образовательную среду. Своеобразным свойством гуманитарной образовательной среды, выступающим как продолжение (следствие] свойства целостности, является ее многоаспектность. Именно целостность предполагает понимание и изучение явления в разных его аспектах, с разных точек зрения.

Важным свойством педагогического образования является его универсальность, предполагающая вооружение обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые

могут понадобиться при решении неизвестных пока задач с гуманитарной спецификой.

Одним из качеств гуманитарной образовательной среды является ее обширность (перенасыщенность], которая необходима для личностного выбора обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями. Это качество характеризует принципиальную избыточность в элементах гуманитарной образовательной среды по сравнению с технократической, создает возможности для осуществления вариативного образовательного процесса как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, что, несомненно, придает ему ярко выраженный гуманитарный характер. Идея гуманизации внутренне созвучна с целями и задачами педагогического образования.

В ходе практического исследования гуманитарной составляющей образовательной среды педагогического колледжа с использованием разработанных нами методик «Изучение социального компонента качества профессиональной образовательной среды колледжа» и «Изучение качества гуманитарной составляющей взаимодействия субъектов в образовательном процессе колледжа» были опрошены студенты выпускных курсов и педагоги педагогических колледжей, использующие типовую модель системы менеджмента качества (СМК] и созданную нами адаптированную модель системы качества профессионального образования (СКПО].

Гуманитарная составляющая образовательного процесса во многом отражается в ощущении субъектами образовательного процесса комфортной обстановки в ходе проведения занятий, что подтверждают результаты проведенного исследования. При ответе на вопросы анкеты студенты Педагогического колледжа, где применяется разработанная нами модель СКПО, отметили высокий уровень комфортности обстановки в образовательном процессе, тогда как у студентов Педагогического колледжа, где используется СМК, этот показатель несколько ниже.

Взаимодействие субъектов в контексте исследования гуманитарности среды имеет количественную (количество взаимодействий вне урока] и качественную (широта и глубина взаимодействий] сторону. В ответах на вопросы, касающиеся количества взаимодействий, их уровень оценивается студентами колледжа с использованием СМК как низкий, а в колледже с СКПО - выше среднего.

С нашей точки зрения, это связано с тем, что в колледже с использованием СКПО организации взаимодействия субъектов образовательного процесса как на уроках, так и вне аудиторных занятий уделяется больше внимания.

Важным показателем гуманитарности среды образовательного учреждения является качественная характеристика эмоционального состояния субъектов. При положительной оценке взаимодействий с другими субъектами образовательного процесса студенты отмечают: есть общие интересы, студенты других групп - хорошие приятели и друзья, коллеги, общение происходит во время занятий в театральной студии.

Данные по СМК. Положительную оценку дали 27% опрошенных студентов колледжа, работающего по СМК. Отрицательно оценили ситуацию 19% опрошенных. Использовались такие ответы: «студенты других групп - чужие люди; не интересны; люди Х, которые откуда-то знают меня». Свои ощущения данная категория опрошенных респондентов характеризовала как «подавленное состояние, ощущение принудиловки, усталость». Нейтрально высказались 49% опрошенных студентов.

В ответах педагогов положительную оценку дали 54% опрошенных. В ответах использовались следующие характеристики: «радость, удовлетворение, эмоциональный подъем, комфортность, положительная атмосфера». Нейтрально высказались 28% преподавателей, а 18% дали отрицательные характеристики: «разрушение традиций, формальная работа, усталость, неперспективность учебного заведения».

По нашему мнению, полученные данные в полной мере подтверждают значимость для успешной деятельности учреждения педагогического образования гуманитарных аспектов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Широта охвата и глубина такого взаимодействия напрямую влияет на качество результата. Качество результата отражается в сформированной мотивации студентов на будущую профессиональную деятельность. Ответы студентов колледжа, работающего по СМК, на вопросы анкеты, отражающие мотивационную готовность к профессиональной деятельности, показали, что только у 38% она сформирована. У 51% опрошенных нет мотивации работать по выбранной специальности, а 3% высказались резко негатив-

но по отношению к получаемой профессии, 8% респондентов не ответили на данный вопрос.

Данные по СКПО. Несколько иная картина в ответах студентов в колледже с использованием СКПО: у 57% опрошенных можно уверенно констатировать сформированную готовность к профессиональной деятельности, 40% не высказали желания работать по выбранной специальности, при этом 1% респондентов высказались негативно о получаемой профессии и 2% респондентов не ответили на вопрос.

При внедрении в практику работы образовательного учреждения системы менеджмента качества возникает необходимость отслеживать, анализировать и оценивать результаты различных видов деятельности, так как именно качество деятельности - ведущая основа менеджмента качества.

Создавая модель системы оценки качества деятельности субъектов образовательного процесса педагогического колледжа, мы выделили основные группы таких субъектов: «студенты» - учащиеся колледжа; «педагоги»

- сотрудники колледжа (преподаватели, руководство колледжа]; «потребители» образовательных услуг (работодатели, государство]; «родители» студентов и абитуриентов; «абитуриенты», «выпускники».

Оценивая качество деятельности друг друга, представители каждой из выделенных групп перечисляют существенные, по их мнению, факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в колледже, а также указывают зависимости между этими факторами и начальные тенденции их изменения (то есть описывают, как они видят текущее положение дел]. Кроме того, «субъекты» определяют критерии оценки качества среднего образования.

В предлагаемой модели СКПО установлены связи между парами субъектов деятельности образовательного процесса, где один из партнеров является потребителем. Таким образом, при диагностировании деятельности субъектов образовательного процесса оценка происходит с точки зрения потребителя. Так, в паре взаимодействия субъектов «педагог - студент» в первом случае студенты, выступающие в роли потребителя, оценивают педагогов. В этой же паре в другом случае педагог выступает в роли потребителя и оценивает деятельность студентов. Для педагога пары взаимодействия, помимо уже на-

званной, где он выступает в роли потребителя, могут быть такими: «педагог - родители», «педагог - абитуриенты», «педагог - педагог». В другом случае родители и абитуриенты могут выступать в роли потребителей по отношению к педагогу в этих же парах взаимодействия.

Для каждой рассмотренной ситуации выбирается два или более способа оценки деятельности субъекта образовательного процесса с точки зрения потребителя. Для оценки эффективности существующих взаимосвязей между субъектами образовательного процесса мы предлагаем и используем разные методы работы, а именно: портфолио, рейтинговую оценку, самооценку, маркетинговые исследования, социальные опросы. Все эти методы являются составляющими системы мониторинга качества образовательного процесса педагогического колледжа.

В модели системы СКПО важнейшим элементом является внутреннее взаимодействие между элементами системы, характеризуемой различными видами связей:

- порождения (П], когда один элемент выступает как основание, вызывающее к жизни другой элемент;

- управления (У], строящиеся на основе программы развития и представляющие собой способ ее реализации;

- развития (Р], влекущие изменения в строении объекта, в формах его жизни.

Все представленные типы связей отвечают условиям развивающейся системы, а именно: открытость, взаимообмен информацией, проявление инициативы у участников педагогического процесса, стремление к самосовершенствованию, свобода выбора, заключающаяся в способности определять пути развития, реализация выдвигаемых инициатив, диалогическое взаимодействие на различных уровнях, ориентация на цели саморазвития, развитие личности студентов.

Рассмотрим взаимодействие субъектов педагогической системы педагогического колледжа, используя данную классификацию связей. В таблице представлены пары взаимодействующих субъектов : по вертикали -ведущий, по горизонтали ведомый. Тип связи обозначен как: П - порождение, У - управление, Р - развитие.

Связи управления наблюдаются в парах взаимодействия субъектов, где ведущим субъектом, то есть инициирующим общение, выступает администрация, и в случае, где пе-

Таблица

Взаимодействие субъектов педагогической системы

Объекты Педагоги Студенты Администрация педагогического колледжа Родители студентов Выпускники Абитуриенты

Педагоги Р У - Р П - Р П П Р

Студенты П - Р Р П П Р Р

Администрация педагогическог о колледжа У У Р У Р У - Р

Родители студентов П У П Р Р Р

Выпускники Р Р Р П Р Р

Абитуриенты Р Р Р Р Р Р

дагоги и родители инициируют общение со студентами. Связи порождения проявляются гораздо реже в случаях взаимодействия пар субъектов «студенты - педагоги», «родители

- педагоги», «педагоги - администрация», «родители студентов - администрация», «педагоги - родители студентов», «педагоги -выпускники», «студенты - родители студентов», «выпускники - родители студентов». Это обусловлено тем, что данные элементы взаимодействуют между собой эпизодически (за исключением пар «студенты - педагоги», «педагоги - администрация»].

В остальных же случаях мы наблюдаем связи развития. Это говорит о том, что для развития системы необходимо планировать и способствовать проявлению многообразия связей этих пар субъектов.

Педагогический процесс предполагает регулярное общение педагогов и студентов. Для осуществления взаимодействия других пар субъектов образовательному учреждению необходимо специально организовывать условия, при которых взаимодействие может состояться и привести к развитию.

Наличие условий, определяющих гумани-тарность среды, позволяет субъектам осуществлять взаимодействие, то есть устанавливать описанные выше связи. Положительный опыт приводит к укреплению мотивов самостоятельно выстраивать подобные связи, что в свою очередь приводит к усложнению, а следовательно, к развитию системы.

Для развития системы качества профессионального образования необходимо включить механизмы активного воздействия субъектов образовательного процесса, направленные как на улучшение их деятельности, так и на взаимодействие самих субъектов. Чтобы не только поддерживать существующую систему, но и вносить изменения для ее эффективного развития, рекомендованного в типовой модели подхода недостаточно. Требуются дальнейшие шаги по интеграции теории образовательных систем и теории систем менеджмента качества, понимаемые в контексте задач развития интегративной методологии. В этом смысле мы придаем большое значение фактору активности преподавателей как субъектов образовательного процесса, направленной на эффективное развитие системы качества в учреждении среднего профессионального образования.

Таким образом, интегративное использование системного и процессного подходов позволяет создать систему менеджмента качества, действующую в режиме функционирования. Для обеспечения развития системы необходимо учитывать специфику педагогического процесса, что, с нашей точки зрения, поможет сделать использование синергетического подхода в комплексе с системным и процессным подходами.

На основе интеграции системного, средо-вого, процессного и синергетического подходов к оценке качества профессионального об-

разования нами были разработаны критерии качества профессионального образования, отслеживаемые в процессе мониторинга. Качество профессионального образования рассматривается в модели СКПО с ряда позиций: качества деятельности субъектов, качества результата образования, качества протекания процессов, качества ресурсов.

В ходе нашего исследования удалось выявить связи субъектов развивающейся педагогической системы и их влияние на систему качества профессионального образования.

Количество, широта и глубина связей, их характер в плане «развития» способствуют созданию гуманитарной среды и определяют развивающий потенциал системы качества профессионального образования, что подтверждено результатами многолетнего мониторинга системы качества профессионального образования, разработанной и реализованной в педагогическом колледже. Определяющим условием развития системы качества является гуманитарность образовательной среды.

Литература

1. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций : утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 № 414, от 19.01.2010 № 16].

2. Типовая модель системы менеджмента качества образовательного учреждения для учреждений среднего профессионального образования / Федеральное агентство по образованию. - СПб., 2007.

- 149 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

5. Ражева С. В. Специфические особенности системы менеджмента качества педагогического колледжа // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2010. - С. 218223.

6. Ражева С. В., Соколова И. И. Проблема выбора критериев оценки качества профессионального образования // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика.

- СПб.: УРАО ИПО, 2010. - С. 121-128.

7. Ражева С. В. Применение интегративного подхода к развитию системы менеджмента качества в образовательном учреждении // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. науч. ст.. - СПб.: УРАО ИПО, 2009. - С. 86-89.

8. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. -116 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.