Научная статья на тему 'Построение модели обеспечения устойчивого развития региона'

Построение модели обеспечения устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисянц Галина Владимировна, Рокотянская Виолетта Валерьевна

В статье разработана и предложена модель обеспечения устойчивого развития региона, обладающая универсальной адресной направленностью. Разработаны принципы функционирования модели, направленные на развитие, эффективное планирование и использование функционального, ресурсного, компетентностного, технологического, организационно-структурного, методико-инструментарного и иных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саркисянц Галина Владимировна, Рокотянская Виолетта Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение модели обеспечения устойчивого развития региона»

УДК 338.24

Г.В. Саркисянц, В.В. Рокотянская ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье разработана и предложена модель обеспечения устойчивого развития региона, обладающая универсальной адресной направленностью. Разработаны принципы функционирования модели, направленные на развитие, эффективное планирование и использование функционального, ресурсного, компетентностного, технологического, организационно-структурного, методико-инструментарного и иных видов внутрипроизводственных потенциалов региона.

Региональное развитие, модель устойчивого развития, региональная экономика.

The model of sustainable development of the region with universal address orientation is developed and proposed in the paper. The principles of the model's functioning aimed at development, effective planning and use of functional, resource, competence, technological, organizational and structural, methodical-instrumental and other types of industrial potentials of the region are developed in the paper.

Regional development, model of sustainable development, regional economy.

Различные аспекты проблем регионального развития рассмотрены многими отечественными экономистами. Большинство из них сходится во мнении, что в современных условиях развития экономики кластерная стратегия представляет собой один из самых важных инструментов государственной политики повышения конкурентоспособности региона.

Согласно теории М. Портера, наиболее развитые кластеры в отдельной стране благоприятствуют более высокому уровню жизни населения и повышению конкурентоспособности предприятий. При этом государству приходится выделять на реализацию кластерной политики немалые средства, что может себе позволить не каждая страна. Тем не менее, кластерную политику проводят во многих развитых и развивающихся странах таких, как: Япония и Южная Корея, Сингапур и Финляндия, Словения и Канада.

Изучение кластерной политики опирается на практические разработки, влияющие на успешное применение политики. При этом кластерная политика соответствует стадиям разработки, проходя путь от начального замысла до оценки выполнения: «исследование региональной экономики позволяет выбрать уникальные кластеры и определить цели их развития; применение нормативно-правовой базы для изучения кластерного подхода; разработку стратегии развития кластера, ориентированного на результат; реализацию мероприятий по поддержке развития кластеров в регионе, предусмотренных программами создания кластерной политики; постоянный контроль за выполнением мер по реализации кластерной политики; исследование факторов, влияющих на развитие кластера в регионе» [4].

Проводимые в европейских странах исследования кластеров позволили выявить несколько существенных различий в политиках развития кластеров. Во-первых, кластерные политики различных регионов заметно различаются масштабами, что характеризуется системой финансирования в зависимости от размера проектов. Во-вторых, различия проявляются в непосредственных целях и инструментах кластерной политики [2].

В мировой практике выделяют две основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная

политика в отдельных странах, - либеральную и ди-рижистскую. Либеральная кластерная стратегия характерна для тех стран (США, Великобритания, Австралия и Канада), которые по традиции проводят либеральную экономическую политику и многое отдают на откуп рынку. Дирижистскую кластерную политику, соответственно, проводят власти тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь страны. Среди них, например, Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения [6].

Принято различать следующие основные формы стимулирования предприятий в рамках кластерных промышленных систем: прямое финансирование за счет субсидий и займов, предоставление беспроцентных ссуд, выделение дотации на проведение научно-исследовательских работ, создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска, безвозмездные ссуды, снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей, отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии; бесплатное предоставление консультационных услуг

[7].

Среди существующего множества описания характеристик кластера наиболее известной моделью считается «бриллиантовая» или ромбовидная модель (diamondmodel), предложенная Майклом Портером и Гарвардской школой бизнеса [8]. Данная модель включает в себя следующие составляющие: структура компании и конкуренция; локальные потребности; смежные компании и компании поддержки; факторные условия (навыки, инфраструктура, научное исследование, капитал).

Другой часто применяемой моделью является взаимосвязь в виде пирамид, где наверху расположены ведущие компании-экспортеры, затем ниже - поставщики и поставщики услуг, в заключение, в виде основания, пять основополагающих факторов: квалифицированные и адаптируемые трудовые ресурсы; доступная технология; доступность капитала; прогрессивная материальная инфраструктура; налоги и законодательство в области конкуренции [8].

Региональные власти вправе применять любую из

вышеуказанных моделей, но при этом самое главное провести существующих в региональной экономике кластеров, причем заключается он в распознавании и моделировании кластера, продвигаясь к координации работы и развитию данного кластера с учетом местных особенностей [4].

Экономические модели относительно недавно стали применяться в системе регионального моделирования. Следует отметить, что зарубежные межрегиональные модели рассматривают регион как некую и единственную точку в пространстве. Однако внутрирегиональные модели характеризуют пространственные связи, применяя анализ и прогнозирование процесса регионального роста и используя для прогнозирования экономической активности [1].

Таким образом, сложность объекта исследования повышения конкурентоспособности региональной экономики порождает множество методов, среди которых важнейшими являются: балансовый, системного анализа и моделирования, систематизации, картографический.

По мнению У. Изарда, «балансовая модель фактически является общегосударственной моделью, дезагрегированной на составляющие регионы. Экономические балансы представляют собой эффективное средство пространственных и региональных исследований, роль которых возрастает в регулировании комплексного развития регионов в период становления рыночных отношений в стране» [1].

Система применения балансов позволяет определить основные экономические связи в экономике и межрегиональном пространстве, отбирать из них с наименьшими затратами и способных удовлетворять потребности населения и отраслей региональной специализации, выбирать место для строительства тех или иных предприятий по рациональному использованию сырья, топлива, воды и других ресурсов. Наиболее известными балансами являются материальные и межотраслевые. Так, в регионах применяют балансы по отраслям специализации. Однако материальные балансы позволяют анализировать и прогнозировать состояние товарных рынков, могут быть использованы маркетинговыми службами предприятий, соответствующими департаментами администраций всех уровней [1].

Применяя метод системного анализа и моделирования, включающего общее изучение экономики региона и его пространственных структур, происходит постепенная формулировка целей и задач развития кластера. При этом основной упор делается на предпочтения потребителей. С постепенным совершенствованием и усложнением взаимодействия пространственных субъектов появляется необходимость разработки и применения экономико-математических моделей территориальных экономических процессов [1].

В России переходный процесс преобразования экономической и политической систем с середины 1980-х гг. способствовал созданию качественно новых условий для регионального развития и межрегиональной пространственной кооперации, которые усложняются и удлиняются в значительной мере из-

за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. В соответствии с таким положением можно выделить наиболее подверженные рискам группы регионов:

- регионы, специализирующиеся на производстве товаров, в одночасье потерявшие покупательский спрос и в результате ставшие убыточными;

- регионы, в которых цены на продукцию оказались ниже транспортных тарифов;

- регионы, оставшиеся без федеральных дотаций на развитие производства.

Так, к депрессивным регионам можно отнести многоотраслевые территории с некоторыми отраслями военно-промышленного комплекса, текстильной, машиностроительной и горно-добывающей промышленности. Данный факт объясняется в первую очередь снижением спроса на выпускаемую продукцию, низкой конкурентоспособностью и нерентабельностью производства в рыночных условиях. Региональные проблемы часто обусловливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие реального рынка жилья, способствующего мобильности рабочей силы, медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из реконструируемых крупных предприятий [1].

Усиление дифференциации регионов возможно охарактеризовать следующими аспектами: наличием рыночной конкуренции, различной степенью способности реагировать на меняющиеся рыночные условия; снижением роли государства в регулировании рыночных процессов, сопровождающейся сокращением федеральной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов [1].

Современное экономическое пространство страны включает проблемные регионы, неспособные самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы и поэтому требующие активной поддержки государства. Недостаточность собственных возможностей для обеспечения своего нормального функционирования и развития может сопровождаться политической дестабилизацией, антропогенными природными катастрофами и в целом отразиться на стратегическом развитии страны.

Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были более развитыми и по некоторым производствам занимали видное место в масштабе страны. Обусловлено это тем, что им присущ достаточно высокий уровень накопленного экономического потенциала, значительная доля промышленного производства в структуре хозяйства, высокий уровень квалификации местных трудовых ресурсов. Однако в силу сложившихся обстоятельств эти регионы потеряли свое былое значение и относительные преимущества. Так, среди депрессивных регионов выделим два вида

[1]: «дореформенные», спад которых начался еще до рыночных преобразований, и «новые» депрессивные регионы, недавно попавшие в кризисную ситуацию и неспособные выйти из нее.

В связи с такими обстоятельствами необходимо разработать наиболее эффективные мероприятия по выходу депрессивных регионов из стадии спада [1]:

- финансирование мероприятий за счет государственных средств. В настоящее время такие меры предусматриваются для некоторых северных районов страны, переживающих наибольшие трудности, например, разработка программы по государственной поддержке северных районов Иркутской области. При этом упор делается на исследовании инвестиционной привлекательности регионов;

- перепрофилирование отраслевой структуры производства, реализуемое за счет государственного создания новых производств;

- предоставление государственных льгот и дотаций вновь образованным предприятиям и организациям, действующим в передовых отраслях, создание систем инфраструктуры при поддержке органов власти, создание совместных организаций с частными фирмами, технологических центров;

- совершенствований технологий по использованию собственного природно-ресурсного потенциала и развитие соответствующих местным условиям конкурентоспособных производств.

Устойчивое развитие конкурентных преимуществ регионов зависит от разработки стратегии такого развития для каждого региона. При этом региональные стратегии различных типов регионов могут отличаться друг от друга и от усредненных характеристик сводной национальной стратегии. При этом движение к устойчивому эколого-социо-экономичес-кому развитию одних регионов не должно осуществляться за счет деградации других [8].

Учитывая все эти обстоятельства, действующие структуры управления ресурсным потенциалом региона должны претерпеть определенные преобразования» [5]. «...Исходя из полицентрической модели развития экономики, следует признать, что эффективность народного хозяйства в равной мере определяется эффективностью управления, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных территориальных систем. Предлагается выделить три основных вида организационных структур: стратегический, проектный, оперативный» [5].

К стратегическим организационным структурам управления следует отнести постоянно действующие органы государственного управления территориальной системой. Эти органы реализуют функции стратегического, долгосрочного планирования социально-экономического развития, непрерывность сбора данных и их анализа, определения целевых показателей развития, разработки мероприятий по развитию регионов, организации проектов развития регионов и контроля за их реализацией. Стратегические организационные структуры управления отличаются централизованным характером, необходимым для обеспечения единства принимаемых стратегических решений и долгосрочного развития региона.

1. Политическая - характеризуется двумя сторонами влияния. С одной стороны, администрация региона активно участвует в формировании концепции национальной безопасности России. В нынешних условиях вопросы национальной безопасности принимают первоочередное значение. Это связано еще и с тем, что Ставропольский край, в состав которого входит регион, носит приграничный статус. Регион имеет многонациональный состав, перенаселен, в силу своей привлекательности подвержен миграционным процессам. С другой стороны, политическая функция администрации региона связана с активным участием населения в реализации программ социально-экономического развития городов и районов, входящих в состав региона через органы местного самоуправления и государственные администрации. Указанная функция приобретает довольно конкретный характер, когда проводятся выборы в органы местного самоуправления и субъекта федерации. Реализация отношений администрации региона и населения происходит через выборы руководителей (политическую поддержку партий и движений), которые в рыночные отношения включают механизмы социальной, экономической и правовой защиты интересов населения.

2. Технологическая. В настоящее время администрация региона проводит структурную перестройку хозяйственного комплекса, учитывая закономерности рыночных отношений и особенностей геополитического и социально-экономического развития территории с целью повышения конкурентоспособности. Руководитель администрации региона с помощью специальных органов управления влияет на состояние и изменение структуры народнохозяйственного комплекса. Чтобы способствовать стратегической линии развития региона, необходимо мобилизовать действующие производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса, социальной и производственной инфраструктуры.

3. Экономическая. Администрация региона, учитывая технологическую концепцию структурной перестройки, формирует экономический механизм, обеспечивающий реализацию и развитие программных мероприятий, направленных на структурную перестройку народнохозяйственного комплекса региона.

4. Социальная. Данная функция занимает самое важное значение в деле реализации конечных социально-экономических целей и вовлечения населения региона в процесс выполнения общерегиональной стратегической задачи. Для этого администрация региона формирует систему органов управления, в составе которой должны быть как государственные региональные, так и коммерческие, общественные и международные организации, заинтересованные в новой парадигме социально-экономического развития региона.

Кластерной структуре экономики должна соответствовать адекватная ей модель системы государственного управления, способствующая обеспечению развития конкурентных преимуществ региона.

Чтобы установить необходимые направления преобразований в экономике, необходимо проведение макроэкономического анализа региона. Это означает, что требуется изучение совокупности макропоказателей, характеризующих все составляющие экономики региона как социально-экономической подсистемы национальной экономики [3].

Модель результативного государственного управления развитием экономики региона состоит из совокупности элементов, основана на целеполага-нии, четком регламентировании ответственности, материальном стимулировании за достижение результата. Исходным элементом этой модели является разработка долгосрочной стратегии (индикативного стратегического плана) социально-экономического развития региона [3].

Нами предложена и обоснована модель обеспечения устойчивого развития конкурентных преимуществ региона (см. рисунок), обладающая универсальной адресной направленностью, поскольку делает возможным включение механизмов управления по самым различным векторам функционирования жизни региона, будь то вопросы формирования органов регионального менеджмента, определения цели, текущих и стратегических задач, основных тенденций и закономерностей, принципов и путей реализации программ регионального развития до микроэкономических процессов эффективного планирования и использования функционального, ресурсного, компетентностного, технологического, организационно-структурного, методико-инструментарного, иных видов внутрипроизводственных потенциалов.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Системности

Иерархич- Сбаланси- Синергетиче- Агрегиро- Саморазвития

ности рованности ского эффекта ванности

X

Органы власти и аппарат управления региона

Объекты управления (население, предприятия, домашние хозяйства, ресурсный потенциал и др.)

Инструментарий

Стратегия и прогнозы регионального развития; целевые программы развития; кластеризация; налоговые льготы, дотации, субсидии и др.; целевые проекты поддержки и развития предпринимательства; тарифное и ценовое регулирование, оптимизация аппарата управления и т.д.

Стратегические императивы экономической политики

Стимулировать активизацию инновационной активности предпринимательских структур; повысить уровень инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности региона; создать специализированные факторы производства посредством развития системы профильного образования, научно-исследовательских центров, интеграции образования, науки и производства; стимулировать развитие системы регионального менеджмента и маркетинга; обеспечить внедрение международных стандартов производства и управления; развивать экономическую и инженерную инфраструктуру и др.

Развитие направлений, определяющих потенциальные устойчивые конкурентные преимуществарегиона

Инновационная деятельность

Наука

Малое предпринимательство

т

Туристический бизнес

х

Сельское хозяйство

Обеспечение устойчивого развития региона

Рисунок. Схема модели обеспечения устойчивого развития региона

В этой связи предложенную разработку следует рассматривать как определенный системный шаг в теоретическом осмыслении затронутых региональных трансформаций, имеющий непосредственное практическое значение. Модель обладает свойством системной гармонизации действий всех участников процесса обеспечения устойчивого развития конкурентных преимуществ региона (включая функции, отношения, их взаимодействия между собой), что в значительной мере способствует повышению конкурентоспособности и эффективности управления регионом. Строго определенная последовательность процедур в модели предусматривает совокупность как прямых (непосредственных), так и косвенных мер воздействия (в частности, регулирования, стимулирования, активизации, координации, объединении и др.) на изменяющиеся условия функционирования регионального сообщества с привлечением широкого круга методического инструментария, что способствует позитивной динамике эффективности региональной экономики.

Таким образом, проведенный анализ системы регионального управления, ее специфических черт, позволил сформулировать ряд условий эффективного функционирования разработанной модели: формировать институциональные условия пространственного социально-экономического развития; формализовать целеполагание развития региона сообразно общегосударственному вектору социально-экономической политики и рыночной модели поведения; увязать цели региона с целями национальной экономики, обеспечить гибкость регионального хозяйства и адаптивность к изменяющимся внешним условиям среды; варьировать сочетание факторов поэтапного воспроизводственного развития; обеспечить координацию процессов структурной перестройки региональной экономической системы; обеспечить информационную прозрачность экономической системы; стратегическое видение социально-экономического развития региона; реализовать

намеченные стратегические планы; активизировать и оптимизировать взаимовыгодное сотрудничество между регионами; способствовать повышению конкурентоспособности региона и активизации конкурентных позиций региона в системе глобального разделения рынков труда, товаров, услуг и продукции; повысить эффективность управляемости региональной экономической системой, что положительно отразится на качестве жизни населения региона.

Литература

1. Барышева, Г. Аспекты общности экономического пространства / Г. Барышева, Э. Плучевская. - URL: http:// www.institutiones.com/ theories/221-2008-06-17-11-34-22. html

2. Колошин, А. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров / А. Колошин, К. Разгуляев, Ю. Тимофеева. - URL: http://www.politanaliz. ru/ articles_695.html

3. Миролюбова, Т.В. Государственное управление развитием экономики региона: кластерный подход: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Т.В. Миролюбова. - М., 2008.

4. Поликанин, Е.В. Реализация вектора модернизации региональной экономики на основе кластерного подхода (на материалах Ставропольского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е.В. Поликанин. - Шахты, 2010.

5. Савватеев, Е.В. Направления развития предприятий агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности России / Е.В. Савватеев, В.В. Рокотян-ская // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 3 (2).

6. Скляренко, С.А. Научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий пищевой промышленности: дис. ... канд. экон. наук / С.А. Скляренко. - М., 2011.

7. Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии (Германия) и РФ. - URL: http://www.yarsk. ru/press/

8. http://www.ane.ru/smi-ob-anh/24-03-2006-kommersant-rossiya-pereshla-v-podgotovitelnyi-klaster.html

УДК 631.162

Т.А. Шишигина

СТРУКТУРА КАПИТАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются методики расчета стоимости привлекаемого предприятием капитала, результаты исследований структуры капитала сельскохозяйственных предприятий Вологодского муниципального района, разработана матрица выбора структуры капитала по критериям максимизации уровня финансовой рентабельности капитала и минимизации его стоимости в прогнозируемом периоде.

Собственные и заемные финансовые ресурсы, капитал, стоимость капитала, оптимизация структуры капитала.

The article considers the method of calculating the cost of the company's involved capital and the results of studies of the capital structure of agricultural enterprises of Vologda Municipal District. The author developed the matrix of choice of the capital structure according to the criteria of maximizing the level of financial return on capital and minimizing its cost in the forecast period.

Equity and debt financial resources, capital, cost of capital, capital structure optimization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.