Научная статья на тему 'Кластерная стратегия: системный подход'

Кластерная стратегия: системный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1298
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER SYSTEMS (CS) / КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ / CLUSTERS STRATEGY OF / КЛАСТЕРНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА ЛОКАЛИЗАЦИИ / HUMAN AND INFRASTRUCTURAL POTENTIAL / ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА / CENTERS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL / INVESTMENT / INNOVATIVE / PURPOSES OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF CS ALLOCATION REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Владимир Анатольевич

Рассмотрены вопросы разработки кластерной стратегии развития экономики, как варианта модернизации страны путем формирования «центров развития» на отдельных территориях. Основная идея стратегии заключается в том, чтобы, во-первых, максимально использовать потенциал территории (природно-ресурсный, производственно-технологический, инвестиционный, инновационный, человеческий и инфраструктурный) и, во-вторых, обеспечить достижение целей и решение проблем социально-экономического развития каждой территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clusters Strategy - System Approach

The clusters strategy of economic development is showed. Clusters strategy is the way to create the centers of social and economic development. Each center is considered as a cluster system (CS), what may be created in several territories, most based on their industrial-technological, investment, innovative, human and infrastructural potential. СS integrates territorial and branch of industries aspects of economic development. One of the main functions of СS is the assistance in achieving the purposes of social and economical development of the regions and the country as a whole. The clusters strategy success may be achieved with the government support.

Текст научной работы на тему «Кластерная стратегия: системный подход»

КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

В.А. Агафонов

Рассмотрены вопросы разработки кластерной стратегии развития экономики, как варианта модернизации страны путем формирования «центров развития» на отдельных территориях. Основная идея стратегии заключается в том, чтобы, во-первых, максимально использовать потенциал территории (природно-ресурсный, производственно-технологический, инвестиционный, инновационный, человеческий и инфраструктурный) и, во-вторых, обеспечить достижение целей и решение проблем социально-экономического развития каждой территории.

Ключевые слова: кластер, кластерная стратегия, кластерная система, государственная поддержка, региональное развитие, потенциал региона локализации, предпосылки формирования кластера.

1. ПОНЯТИЕ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

В настоящее время одним из актуальных практических вопросов в рамках экономической теории является формулирование принципов и разработка механизмов участия государственных структур в социальном и экономическом развитии страны. Одно из направлений развития должно быть ориентировано на решение ряда хронических проблем, среди которых в первую очередь необходимо отметить следующие:

• технологическое отставание в большом числе макропроизводств (Варшавский, Сиротин, 1999), усугубляемое также значительным износом основных производствен-

© Агафонов В.А., 2010 г.

ных фондов, низкая инновационная и инвестиционная активность в реальном секторе экономики, низкая конкурентоспособность продуктов и услуг;

• уровень развития человеческого потенциала во многих регионах неадекватен современным тенденциям динамики мирохозяйственных процессов, задачам современного социально-экономического развития (экономика знаний, формирование постиндустриального общества, инновационный путь развития). Иными словами, уровень культуры, демографическая ситуация, квалификационно-образовательный уровень населения, социально-экономическая активность и мобильность населения не отвечают требованиям, которые предъявляет к ним динамика социально-экономического развития;

• рост дифференциации регионов по уровню социального и экономического развития, наличие депрессивных, проблемных и кризисных регионов на территории страны. В частности, усиливающийся разрыв между динамично развивающимися и проблемными и депрессивными регионами, а также появление новых кризисных регионов;

• дезинтеграция социального и экономического пространства страны, выражающаяся в низком уровне межрегиональных социальных и экономических связей, снижении мобильности населения, затруднение в обмене капиталами, людьми и товарами, неудовлетворительном уровне развития межрегиональных рынков продукции, нарушении межрегиональных кооперационных связей. Дезинтеграция экономического пространства является следствием дифференциации, так как предприятия с устаревшим производственным аппаратом и технологией не могут эффективно включаться в кооперационные производственно-технологические связи;

• несистемность и несбалансированность процессов социально-экономического развития на макро-, мезо- и микроуровнях. Это проявляется в наличии узких мест в производственных системах, дефиците квалифицированного и неполной занятости неквали-

фицированного персонала, слабом развитии инфраструктуры как в региональном (производственной, транспортной, социальной, рыночной), так и отраслевом (образование, сфера НИОКР, информационное обеспечение, менеджмент и др.) масштабах.

Проблемы социально-экономического развития по-разному проявляются в различных регионах (от причин до последствий), они имеют различную остроту и приоритеты решений. Поэтому разрабатывать стратегию технологической и социально-политической модернизации страны в целом, без учета стратегий социального и экономического развития регионов, непродуктивно. В то же время решать проблемы развития отдельных регионов без учета приоритетных направлений технологического и социального развития страны в целом, а также общей экономической политики невозможно.

При таких проблемах необходимо разрабатывать стратегии модернизации социально-экономического развития страны по «очаговому» принципу - формировать в регионах «центры развития». Такие центры могут интегрировать территориальный и отраслевой аспекты экономического развития и вносить вклад в решение проблем социального развития как регионах их локализации, так и страны в целом. Такие центры должны обеспечивать системный принцип организации социально-экономического пространства. В статье предлагаются системные подходы к разработке стратегии такого «очагового развития» на основе экономических кластеров. При этом рассматриваются два вопроса: методология разработки стратегии развития кластеров в отдельных регионах и подходы к интеграции этих частных стратегий в единую кластерную стратегию более высокого, межрегионального уровня.

В качестве теоретической основы представляется целесообразным обратиться к работам А. Маршалла, Ф. Перру, М. Портера, М. Энрайта и ряда других экономистов, исследовавших процессы «очагового» развития экономики.

А. Маршалл (Маршалл, 1993) одним из первых обратил внимание на феномен территориальной локализации эффективных производств и сформулировал предпосылки и факторы этого процесса. В качестве основных он выделил следующие факторы:

• территориальная локализация платежеспособного спроса на высококачественные продукты и услуги;

• благоприятные природно-географи-ческие условия;

• развитый человеческий потенциал. «Когда какое-либо производство выбрало для себя местонахождение, то вероятнее всего, что оно будет оставаться там долго, поскольку уж очень велики выгоды, извлекаемые людьми, принадлежащими к одной квалифицированной профессии, из близкого соседства друг с другом»;

• единое информационное пространство. «Тайны профессии перестают быть тайнами, но как бы пронизывают всю атмосферу...». «Если один предложил новую идею, ее подхватывают другие и дополняют собственными соображениями, и она, таким образом, становится источником, в свою очередь порождающим новые идеи»;

• возможность возникновения обеспечивающих производств. «Вскоре в округе возникают вспомогательные производства, снабжая основное инструментами и материалами, организуя для него средства сообщения и разнообразными методами способствуя экономии потребляемого им сырья;

• диверсификация производства. «Если одна из них (отраслей) временно потерпит неудачу, другие, вероятно, окажут ей косвенную поддержку, причем они дадут возможность местным лавочникам продолжать снабжение рабочих отрасли, попавшей в трудное положение»;

• формирование вторичного рынка для высококвалифицированного труда - привлекательность труда.

На наш взгляд, для понимания роли и места стратегии стимулирования формирования «центров развития» в социально-

экономическом развитии России весьма важными могут стать выводы теории «полюсов роста», разработанной Ф. Перру (Перру, 2000), которая в свою очередь строится на основе выявленной им объективной асимметричности экономических отношений и принципа доминирования. Для наших условий важен аспект этой теории, заключающийся в том, что существуют отрасли с высоким потенциалом развития, которые являются центрами «вовлечения» в свою экономическую сферу влияния других производств, являющихся поставщиками ресурсов или потребителями их продукции и услуг. После этого разворачиваются процессы технологической, инфраструктурной, финансовой, научно-образовательной и социокультурной поляризации.

На современном этапе рассмотренные Ф. Перру закономерности наиболее ярко проявляются в процессах формирования экономических кластеров. В основе всех вариантов понимания кластера как объективного феномена экономической жизни лежит определение Майкла Портера (Портер, 1993), которое признается базовым в огромном числе публикаций, посвященных кластерной тематике: «Кластер, или промышленная группа, - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».

В работах М. Энрайта, в частности (Enright, 1996, 2000), внимание было сфокусировано на региональном аспекте экономического развития национальных экономик, показана роль кластеров в развитии экономики регионов. Он сформулировал постулат, согласно которому конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и образовательный потенциал. Энрайт разработал также основные принципы и формы государственной поддержки формирования кластеров.

В последующем во многих работах зарубежных и отечественных ученых и специалистов были сформулированы основные значимые характеристики кластеров, описаны механизмы реализации определенных эмер-джентных эффектов, описаны практические результаты формирования кластеров в различных странах. В ряде отечественных работ последнего времени кластер стали трактовать как сложную структуру, в общем случае включающую предприятия: производящие конкурентоспособный конечный (базовый) продукт для внешнего и внутреннего потребления (ведущее производство), или «ядро» кластера; использующие базовый продукт в качестве важнейшего фактора производства; обеспечивающие ядро основными факторами производства, а также предприятия инфраструктуры, научные организации и образовательные учреждения.

Во многих работах предлагается типология кластеров. В частности, Т. Цихан в (Цихан, 2003) приводит основные характеристики кластеров, на комбинации которых, по его мнению, базируется выбор той или иной кластерной стратегии: географическая характеристика пространственного распространения - от местных до глобальных; специфика горизонтальной, вертикальной или латеральной организации кластера; технологическая специфика кластера, если он представлен группой организаций, базирующихся на общей технологической платформе, как, например, биотехнологический кластер (сюда же можно добавить и общую сырьевую платформу); специфика фокусной организации, когда кластер фирм образуется вокруг одного центра - предприятия-лидера, НИИ или учебного заведения; механизм взаимодействия и сотрудничества организаций внутри кластера.

В работе (Марков, Ягольницер, 2008) обосновывается отсутствие общепринятого определения кластера в силу их разнообразия и предлагается классифицировать кластеры как мезоэкономические системы. Приводится обзор различных характеристик кластеров, которые могут использоваться как класси-

фикационные признаки. Авторы предлагают перейти от одномерной классификации, когда выделяется наиболее важная с точки зрения конкретного исследователя, характерная черта кластера, а затем рассматриваются ее различные проявления, - к многомерной классификации, в основе которой лежат различные сочетания нескольких классификационных признаков. Предлагается оригинальная классификация в трехмерном пространстве: типология индустриальных районов, типология с инновационно-технологической точки зрения и, наконец, совокупность одномерных критериев. По сути, получается иерархическая двухуровневая классификация, где второй уровень задает совокупность одномерных критериев. Это весьма интересный подход, но, на наш взгляд, на практике удобнее пользоваться одноуровневой классификацией, но с увеличением размерности пространства классификационных характеристик.

В ситуации многообразия определений кластера и описаний их важнейших свойств представляется целесообразным различать кластеры и кластерные системы, или кластерные структуры. Под кластерами, следуя определению (Клейнер и др., 2007), будем понимать группы организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции, ее реализации или потребления ресурсов. Кластерной системой (КС) будем называть территориально-локализованную социально-экономическую систему, образованную группой экономических субъектов, стабильно взаимодействующих друг с другом путем обмена услугами, людьми, идеями и информацией и получающих в результате этого взаимодействия определенные конкурентные преимущества перед аналогичными «несистемно организованными» экономическими субъектами. Как правило, для КС характерна сложная иерархическая структура и отношения взаимозависимости и взаимообусловленности между элементами.

В данной работе предлагается сформулировать классификационные признаки

в соответствии с характеристиками КС как социально-экономических систем (СЭС). Для этого необходимо установить соответствие между характеристиками кластеров, предлагаемыми различными авторами, и основными свойствами СЭС, которые в свою очередь базируются на принципах и категориях общей теории систем. Существенно, что в ходе такого системного описания различные аспекты и механизмы функционирования КС приходится трактовать и относить к различным общесистемным характеристикам и, наоборот, в ряде аспектов КС проявляют различные общесистемные характеристики.

Признаки классификации КС.

Миссия, роль и место в надсистеме. Целевые функции в надсистеме региона локализации или страны: стимулирование развития какого-то приоритетного вида производств, социальное развитие территории, общеэкономическое развитие региона локализации и уменьшение уровня дотационности и т.п. Функция КС служит полюсом роста в над-системе.

Масштаб деятельности - муниципальный, региональный федеральный, отраслевой.

Структура и основные участники. Структура ядра КС (моно- или полиобъектное), соотношение вертикальных и горизонтальных структур, спектр обеспечивающих производств и «глубина» технологических цепочек. Прочие организации в составе КС и уровень разнообразия.

Системообразующий фактор и ведущие элементы. Центр системообразования. Базовое научное учреждение, генерирующее новые технологии, уникальное сырье, новые технологические направления, специфические трудовые ресурсы, уникальные природно-экологические факторы и т.д.

Уровень «зрелости». По М. Энрайту (Еш^Ы:, 2000) - работающие, потенциальные, латентные, политически управляемые, желательные КС.

Этап жизненного цикла. Различные авторы описывают его в различных терминах,

но с одинаковым содержанием: потенциальная КС как исходная агломерация предприятий, латентная или зарождающаяся КС, развивающаяся КС, зрелая КС, трансформирующаяся КС.

Отраслевая принадлежность, специализация и диверсификация - специализированные, комплексные и многоотраслевые КС.

Положение в пространстве технологий. Технологическая ориентация (сырье или высокие технологии).

Уровень инновационности. Прорыв или производство конкурентоспособной продукции, динамика обновлений технологий и выпускаемых продуктов и услуг.

Регион локализации. Депрессивный или динамичный. Роль КС в этом регионе: «вытаскивающая» или «ускоряющая». Уровень развития и характер потенциала в регионе локализации. Достаточность предпосылок для формирования КС и проблемы их обеспечения.

Система и принципы управления. Уровень централизации управления. Принципы целеполагания развития КС. Уровень координации и доминирования. Роль государства в управлении процессами развития КС.

Факторы и механизм формирования и развития - эволюционное развитие на основе рыночных механизмов (снизу) или дирижизм со стороны государства (сверху). Основные механизмы: добровольная инициативная кластеризация или государственный политический заказ. Механизмы взаимодействия (конкуренция однородных фирм, группировка вокруг одной или нескольких крупных компаний).

Внешняя среда, доминирующие элементы внешней среды. Уровень открытости КС. Внешние факторы развития (политические, природные, технологические, правовые, культурные, социальные и пр.).

Основные виды взаимодействий между подсистемами КС - через трудовой потенциал, производственную, социальную, инновационно-технологическую, ресурсную, информационную и другие подсистемы, а

также через элементы этих подсистем на оси «сотрудничество - конкуренция». Эффекты доминирования по Ф. Перру (2000) и ведущие элементы. Например, предприятия «ядра» предъявляют требования к уровню квалификации персонала, научно-прикладным разработкам, услугам инфраструктуры, или крупный научный центр формирует потенциал производств, обеспечивающих продвижение генерируемых инноваций, и т.п.

Механизмы получения конкурентных преимуществ. Экономия на масштабе, облегчение доступа к знаниям, рыночной и технологической информации, обмен знаниями и навыками, экономия на трансакционных издержках, фактор доступности специфических природных ресурсов или других уникальных местных активов, оптимизация рынков факторов, прочие выгоды от географического положения.

Основные выгодополучатели и их ожидания. Государство, частный бизнес, население региона.

Данные системные характеристики задают пространство стратегических параметров, в котором формулируется желательное состояние КС. В этом же пространстве формулируется траектория перехода из начального состояния потенциальной КС в желательное. Стратегия формирования КС в каждом случае представляет свой «план мероприятий», обеспечивающих этот переход. В работах автора 1980-х гг. (Агафонов, 1985, 1990) и др. была предложена концепция стратегического планирования в социально-экономических системах, где стратегия определялась как совокупность способов решения проблем их развития. С этой точки зрения смысл предлагаемого подхода к классификации КС заключается в том, что каждый их тип имеет свою желательную конфигурацию, поэтому может быть создана оптимальная траектория перехода из существующего состояния потенциальной КС в желательное. В соответствии с принципами стратегического планирования ид ентифициру-ются проблемы, которые необходимо решить для обеспечения этого перехода, и пути их ре-

шения. Индивидуальность проблем предполагает и индивидуальность стратегий формирования КС для каждой конкретной отрасли или региона с учетом его потенциала развития. Таким образом, задачей методологии является формулирование принципов и методов выработки таких стратегий. На наш взгляд, в современных условиях наиболее актуальными с точки зрения стратегической методологии представляются потенциальные, или латентные КС, локализованные в дотационных промышленных районах (следуя классификации, предлагаемой в (Шувалов, 2007)). Это связано с тем, что создание КС в этих районах является, на наш взгляд, особенно важным с точки зрения снижения уровня их дотационности и межрегиональной дифференциации.

Если для отдельного региона формирование адекватных кластерных структур является эффективным инструментом решения проблем социально-экономического развития, то далее возникает общий вопрос о принципах формирования кластерных структур в макрорегионах и для страны в целом. В ряде работ сформулировано понятие кластерной политики. Например, М. Энрайт (Enright, 2000) выделяет четыре типа кластерной политики, которые отличаются друг от друга по роли государства при ее проведении:

• каталитическая, когда правительство играет роль эффективного коммуникатора отношений между субъектами формирования кластера;

• поддерживающая, при которой каталитическая функция государства дополняется мерами, направленными на развитие инфраструктуры, образования и социальной среды в регионах локализации кластеров;

• директивная, когда поддерживающая функция государства дополняется программами, нацеленными на стимулирование и поддержку трансформации экономической структуры регионов на основе формирования и развития кластеров;

• интервенционистская, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции берет на себя большую

часть ответственности (принимает главные решения) за дальнейшее развитие кластеров посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирований, а также осуществляет активный контроль над фирмами, формирующими специализацию кластера.

При этом отмечалось, что чаще реализуются каталитическая и поддерживающая политики. Если спроецировать их на предложенный М. Портером ромб конкурентных преимуществ, рассматриваемый в региональном разрезе (факторне условия, условия внутреннего спроса, людские и природные ресурсы, потенциал смежных и обслуживающих отраслей), варианты возможной политики позволяют сформулировать разнообразные направления стимулирования и поддержания процессов кластеризации экономики нашей страны. Основная идея здесь состоит в том, чтобы спроецировать вариант политики на элемент конкурентных преимуществ.

Согласно (Пилипенко, 2008), кластерная политика представляет собой комплекс мероприятий, который может способствовать решению главных задач: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышению инновационности различных отраслей экономики, ускоренному развитию малого и среднего бизнеса, стимулированию инициативы на местах и активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом. В (Валицкий, 2010) кластерная политика определяется как система государственных мер и механизмов стимулирования и поддержки кластеров, обеспечивающих устойчивое, сбалансированное экономическое развитие регионов и страны в целом, внедрение инноваций, реализацию сравнительных (конкурентных) преимуществ данных территорий. А. Скоч (2007) полагает, что кластерная политика правительства должна поддерживать рост существующих или зарождающихся региональных кластеров, а не пытаться создавать совершенно новые. При этом кластерная политика предполагает смещение «центра тяжести» от отдельных фирм к

местным или региональным системам фирм. По мнению автора, эта политика основана на идее «выбора победителей», поскольку в центре внимания - стимулирование крепких или потенциально сильных сторон региональной промышленности, а также социальных процессов, например сотрудничества между местными партнерами на основе доверия, путем распространения знаний. Согласно (Цихан, 2003) в рамках кластерного подхода «усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений». Таким образом, большинство авторов трактует кластерную политику как действия государственных органов национального и регионального уровней, направленные на поддержку процессов кластеризации экономики в целях повышения конкурентоспособности производства.

Кластерная политика в современных условиях заключается во всемерной поддержке проектов опережающего развития латентных кластеров и КС в депрессивных регионах. Она заключается в поиске таких экономических конструкций, которые позволили бы максимально стимулировать потенциальные «ростки нового» в каждом регионе. Да, конечно, если решать задачу оптимизации эффективности использования бюджетных средств, такая политика не является оптимальной. Но кроме экономической целесообразности, еще существуют и целевые, системные критерии. С этой точки зрения важнейшее место в целях кластерной политики должен занимать блок целей, связанных с решением наиболее острых социально-экономических проблем развития регионов, а также с необходимостью реализации приоритетных направлений технологического развития.

В данной работе под кластерной стратегией понимается экономического развития страны, предусматривающий активное участие органов управления федерального и регионального уровней в создании кластерных систем, адекватных уровню развития социального и экономического потенциала регионов их локализации, отвечающих принципам

и критериям политики модернизации, обеспечивающих достижение важнейших целей и решение актуальных проблем социально-экономического развития территорий и поддерживающих приоритеты технологического развития. Таким образом, кластерная стратегия направлена на интеграцию отраслевого и территориального принципа управления.

Кластерная стратегия социально-экономического развития, во-первых, способствует решению такой актуальной задачи, как сближение регионов по уровню социально-экономического развития за счет создания в депрессивных регионах современных эффективных производств в составе КС, во-вторых, позволяет максимально использовать научно-производственный и образовательный потенциал регионов для ускоренного развития приоритетных отраслей экономики в рамках модернизационного сценария. Иными словами, можно утверждать, что кластерная стратегия реализует системный подход к организации экономического пространства страны или региона.

В кластерной стратегии необходимо выделить две составляющих. Первая связана с эволюционным развитием КС на основе механизмов самоорганизации. Здесь проявляется системный эффект телеологичности (Исследования..., 1969). Вторая составляющая - активное участие органов государственного управления различного уровня в формировании КС. Первая составляющая может быть эффективно реализована при выполнении важнейшего условия: свободы межрегионального и межотраслевого перетекания людей, информации и капиталов. Это означает, что наличие развитых рыночных механизмов обеспечивает взаимодействие между экономическими субъектами и высокий уровень демократизации общества.

В то же время можно указать на ряд препятствий этим процессам, вот основные: неразвитая инфраструктура (производственная, рыночная, информационная и пр.); низкая эффективность производства и инновационная активность; слабая динамика общеэкономиче-

ских и социальных процессов и низкая инвестиционная привлекательность хозяйственной деятельности на большей части территорий страны. По всем этим критериям регионы серьезно отличаются друг от друга. Проблемы второй составляющей связаны с недостатками государственно-бюрократического механизма управления.

Здесь можно выделить две задачи. Во-первых, координация действий региональных и федеральных властей в ходе реализации кластерной стратегии. В интересах региона желательно максимально развивать экономически эффективные виды деятельности. Интересно, что, как показывает анализ региональных стратегий социально-экономического развития, намерения региональных властей часто похожи между собой. Это касается развития транспортно-логистических комплексов, туристически-рекреационных и агропромышленных КС, разработки полезных ископаемых, развития автосборочных производств. В этой ситуации необходимо анализировать сравнительную конкурентоспособность каждой из «желательных» кластерных структур, принадлежащих к различным регионам.

Во-вторых, если предполагается, что данная КС будет развиваться при поддержке федеральных органов исполнительной власти, то необходимо обосновать целесообразность и объем этой поддержки, а также выработать эффективный механизм государственной поддержки процессов формирования КС исходя из решения задач федерального уровня. Общий спектр форм и методов здесь довольно широкий: льготы, гарантии, субсидии, льготные кредиты, прямые инвестиции, политическая поддержка и продвижение результатов деятельности предприятий КС, направленные на обеспечение инвестиционной привлекательности региона и т.д. (Агафонов, 2006).

По нашему мнению, дальнейшее совершенствование методологии формирования кластерной стратегии необходимо, развивать в двух направлениях, отвечая на вопросы: во-первых, как разрабатывать и на основе каких механизмов осуществлять стратегию

формирования конкретного кластера; во-вторых, как строить стратегию формирования кластеров на территории макрорегионов и страны в целом. В рамках второго направления необходимо найти компромисс между стимулированием формирования кластеров в наиболее подготовленных регионах с наиболее высоким потенциалом кластеризации, что вытекает из оптимизационного подхода к использованию ограниченных государственных ресурсов, и необходимостью решения социально-политических проблем депрессивных регионов, невзирая на косвенный ущерб для потенциала развития «доноров». Еще одной задачей второго направления является определение производств, наиболее приоритетных с точки зрения стимулирования формирования соответствующих промышленных кластеров.

2. РОЛЬ И МЕСТО КЛАСТЕРНЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

При определении КС возникает естественный вопрос: «где кончается КС и начинается внешняя для нее экономическая среда?». На наш взгляд, критерий отнесения организации к КС - степень зависимости результатов деятельности КС в целом от результатов функционирования данного предприятия, и наоборот. В этой связи целесообразно выделять в рамках КС несколько групп предприятий. Во-первых, производители продукции и услуг, конкурентоспособных на внешнем рынке и образующих базовое производство, иногда их называют «ядром» кластера. Во-вторых, предприятия, обеспечивающие «ядро» материальными факторами производства. Существенно, что производственные связи между ядром и обеспечивающими производствами имеют жесткий и взаимообусловленный характер, поскольку базовые производства обеспечивают устойчивость кластера в целом. Эти предприятия образуют первый уровень КС.

Помимо предприятий первой и второй группы можно выделить предприятия второго уровня, выполняющие «обеспечивающие» функции для организаций первого уровня. Связь между ними более мягкая, она обусловлена в основном экономической, социальной и политической целесообразностью. Организации второго уровня могут обслуживать не только предприятия кластера, но и «внешний мир». Такие организации обеспечивают поставки комплектующих, это организации инфраструктуры, науки, образования, социальной сферы. По нашему мнению, степень, формы и механизмы государственной поддержки организаций первого и второго уровней должны быть различными. В рамках одной КС желательно объединить несколько базовых производств, которые, с одной стороны, обеспечат отношения конкуренции, а с другой - позволят реализовать эффекты от совместного использования научно-образовательной, технологической и инфраструктурной базы.

В то же время применительно к условиям нашей страны можно ожидать формирования кластерных структур вокруг одного ведущего предприятия, обладающего мощной научно-исследовательской и производственной базой. Одним из факторов эффективного функционирования КС является формирование вокруг крупных предприятий, образующих основу КС, комплекса предприятий малого и среднего бизнеса, которые создают своеобразную сеть или общеэкономическую инфраструктуру, позволяя более крупным предприятиям действовать в режиме аутсорсинга. С этой точки зрения базовые производства КС должны исполнять функцию «центров кристаллизации» экономической деятельности на данной территории.

Роль и место КС в социально-экономическом развитии регионов и отраслей определяется их вкладом в достижение приоритетных целей и решение проблем социально-экономического развития регионального и общефедерального уровня. Особо необходимо отметить роль КС в социальном

развитии региона ее локализации, поскольку она создает не только новые рабочие места, но и соответствующие функции организаций образования, стимулирует развитие институтов гражданского общества, формирует новые стандарты деятельности судебных и правоохранительных органов, новые стандарты потребления и образа жизни части населения в целом.

Роль КС в активизации инновационных процессов обусловлена тем, что конкурентные позиции предприятий практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ в технологиях производства, подготовке персонала, управлении и организации продвижения товаров. Кластерная организации производства стимулирует инновации как результат совместной деятельности ряда организаций, объединенных общей целью обеспечения совокупной конкурентоспособности. Разнообразие потенциальных источников новых технологий и информации, а также гибкость межпроизводственных связей являются важной предпосылкой инновационной активности в регионе локализации КС. Объединение определенных видов деятельности в КС формирует не «случайную» концентрацию разнообразных технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации результатов научных исследований в инновации и далее в конкурентные преимущества является формирование эффективной рыночной инфраструктуры, ориентированной на активизацию инновационных процессов и продвижение инноваций в реальное производство.

Роль КС как «полюса роста» связана с выполнением следующих условий:

• включение в систему межотраслевых связей, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, который и обеспечивает рост системы в целом. Наибольший эффект при этом достигается, когда развитие одной из точек роста инициирует появление другой, связанной с ней точки;

• высокая норма добавленной стоимости, которая затем распределяется по всей совокупности сопряженных производств;

• создание новых рабочих мест. Это требование вытекает из необходимости повышения качества жизни в регионе;

• вклад в решение проблем социально-экономического развития и достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны;

• устойчивый внешний спрос на производимую продукцию.

Последнее вытекает из требований долгосрочного исполнения роли «полюса роста» (Агафонов, 2008).

3. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КС

К настоящему времени наиболее исследованной областью стратегического планирования является разработка корпоративных стратегий. Среди большого числа публикаций можно выделить работы (Экономическая стратегия...., 1995; Клейнер и др., 1997; Клейнер, 2008; Ансофф, 1989; Минцберг и др., 2000; Аакер, 2007) и др., в которых сформулированы основные методологические принципы разработки корпоративных стратегий, а также важнейшие методические подходы. Поскольку кластер представляет собой совокупность предприятий, постольку методологические принципы стратегического планирования и управления на корпоративном уровне могут быть весьма полезны. В то же время с точки зрения стратегического управления между фирмой и кластерной системой существуют значительные различия. Они проявляются в совокупности целей и интересов всех участников процессов, связанных с формированием и развитием КС, целях разработки стратегии, а также в наборе инструментов, которыми располагают субъекты управления для дости-

жения своих целей. В корпоративной методологии субъектом управления является руководство корпорации со своим комплексом целей и представлений о миссии корпорации.

Основными участниками и субъектами управления процессами формирования и развития КС выступают государство в лице как региональных, так и федеральных органов управления, частный бизнес регионального и межрегионального уровней, население региона локализации потенциальной кластерной системы. У каждого - свои цели и ожидания, каждый предъявляет свои требования к целевым результатам функционирования КС. КС представляет собой «добровольное» объединение многих организаций, преимущественно частного бизнеса, и поэтому она не имеет формального органа управления. В то же время множество организаций частного бизнеса, объединенных общим интересом стабильного развития и процветания КС в целом, могут формировать «распределенный» орган управления, основанный на неформальных связях, обмене идеями, информацией и людьми. Одним из результатов его деятельности будет взаимно согласованный долгосрочный план действий, ориентированный на обеспечение стабильного развития.

Ожидания населения региона локализации КС связаны в основном с общеэкономическими результатами его развития, выражающимися в росте доходов, создании рабочих мест и социальном развитии региона в результате роста собственной доходной базы. Основные ожидания государственных органов и населения связаны с решением наиболее важных проблем и достижением целей социально-экономического развития, перечисленных в начале статьи. В решении этих проблем заинтересован и частный бизнес. Поэтому стратегия формирования КС должна базироваться на достижении баланса интересов между участниками процессов формирования КС.

О стратегии развития определенной социально-экономической системы целесообразно говорить, когда существует орган

управления данной системой, способный сформулировать цели ее развития и имеющий возможности управлять достижением этих целей. В этом смысле принимаемые на разных уровнях государственного управления стратегии развития социально-экономических систем типа субъектов Федерации, или отраслей, или их подсистем представляют собой специфические документы. В них органы государственного управления декларируют цели социального и экономического развития, в то время как процесс достижения этих целей обеспечивается в значительной степени деятельностью частного бизнеса и населения.

Таким образом, в отношении подобных стратегий возникает вопрос: «действия какого субъекта управления она определяет?». С этой точки зрения понятие стратегии применительно к КС может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, в контексте действий органов государственного управления, направленных на стимулирование развития КС исходя из ее роли в решении актуальных проблем и достижение целей социально-экономического развития страны в отраслевом и региональном аспектах. Во-вторых, стратегию можно рассматривать как документально закрепленную договоренность хозяйствующих субъектов, включая администрацию и общественные институты, о намерениях в части совместных действий.

При этом не следует понимать кластерную стратегию как реализацию неких командных функций государственных органов управления. КС формируется как совокупность подсистем, погруженных в систему более высокого уровня. Орган управления надсистемой обеспечивает координацию целей и интересов подсистем, образующих КС. Таким образом, стратегия кластера представляет собой своего рода «общественный договор» между субъектами разработки и реализации стратегии органами государственного управления, частным бизнесом и населением. Стратегия при этом формируется как коллективный документ исходя из представлений об экономических интересах бизнеса и на-

селения региона локализации и приоритетов социально-экономического развития страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место государства в формировании и развитии КС обусловлено его ролью - носителя общенациональных интересов, заинтересованного в получении долгосрочных стратегических результатов функционирования КС и в силу имеющихся в его распоряжении механизмов и инструментов влияния и управления на общие процессы формирования и развития КС. И с этой точки зрения стратегия определяет деятельность органов государственного управления, которые должны обеспечить согласование всего комплекса целей, интересов и ожиданий участников в реализации тех стратегических направлений и программ их реализации, которые записаны в конкретном документе.

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Разработка стратегии

Стратегия развития любой социально-экономической системы, в том числе и КС, определяет деятельность органов государственного управления. Из этого следует, что состав стратегии должен отражать обоснование этих действий, в частности: приоритетные цели и проблемы социально-экономического развития, общие направления их решения и роль потенциальной КС, предпосылки и цели ее формирования и развития, основные направления развития КС и ожидаемые целевые результаты, включая оценки вклада в достижение целей и решение актуальных проблем социального и экономического развития, основные формы и механизмы государственной поддержки и стимулирования проектов формирования КС.

Целесообразность и объем поддержки и стимулирования конкретной КС со стороны государства на федеральном и региональном уровне должны определяться ее вкладом и ролью в достижении целей и решении проблем социально-экономического развития регионального и федерального уровня. Тем самым реализуется целевой принцип государственного регулирования, а КС необходимо рассматривать как целереализующую систему. С этих позиций необходимо рассматривать различные аспекты ожидаемой целевой эффективности развития кластерной системы: социальной, общеэкономической, бюджетной, коммерческой.

Важнейшие макропоказатели развития КС, значения которых могут быть предметом целеполагания с точки зрения органов государственного управления, бизнеса и населения и относительно которых интересы участников формирования КС с высокой вероятностью будут совпадать: профиль специализации базовых производств, объем и динамика выпуска продукции предприятий в составе КС, вклад в рост ВРП региона локализации, увеличение налоговой базы, уровень технологии, число и качество создаваемых рабочих мест, средняя заработная плата и повышение уровня доходов населения региона локализации, развитие человеческого потенциала, рост объема и качества услуг инфраструктуры. С этими макропоказателями тесно связана большая часть целевых показателей социально-экономического развития региона локализации и приоритетных производств. На этой основе должно осуществляться последующее сопоставление и интеграция результатов формирования КС в различных регионах в рамках реализации общей кластерной стратегии развития макрорегионов и страны в целом.

Необходимо выделить основные этапы разработки стратегии развития КС:

• общая оценка потенциала региона, включая анализ проблем и приоритетных целей социально-экономического развития региона локализации КС, формирование его «образа будущего»;

• анализ проблем и оценка конкурентоспособности основных производств экономики региона;

• анализ предпосылок формирования и развития потенциальных кластерных систем;

• формулирование значений параметров, характеризующих желательное состояние КС в регионе;

• формирование стратегических направлений формирования и развития кластерной системы как идеальной траектории (переход в идеальное состояния для данного региона);

• формулирование проблем реализации отдельных стратегических направлений;

• декомпозиционный анализ стратегических направлений, их структуризация и формирование укрупненных проектов развития КС в соответствии с методологией, разработанной в (Агафонов, 1990);

• обоснование форм и объемов поддержки проектов развития КС (Агафонов, 2006).

Важнейшим этапом разработки стратегии является анализ предпосылок формирования КС на данной территории. Задача анализа - оценка уровня развития социально-экономического потенциала региона возможной локализации КС. Основным методическим принципом анализа является сравнительная оценка социально-экономической ситуации в данном регионе с аналогичным. Сопоставление осуществляется по основным стратегическим (целевым) параметрам, характеризующим уровень развития основных элементов социально-экономического потенциала региона локализации: производственно-экономического, инвестиционного, инновационного, инфраструктурного, человеческого, природно-ресурсного, инвестиционной привлекательности и пр. Результатом такого сопоставительного анализа должно стать, во-первых, формулирование проблем развития региона локализации потенциальной КС, во-вторых, идентификация факторов и проблем, влияющих на ожидаемые результаты ее формирования.

Реализация стратегии

Важнейшим принципом при определении меры поддержки процессов развития КС со стороны государства является проектный принцип, когда любые прямые или косвенные затраты бюджетных средств на поддержку того или иного проекта должны впоследствии окупаться в виде дополнительных налогов в соответствующий бюджет. То есть затраты государственных ресурсов на эти цели необходимо рассматривать как инвестиционный проект, реализуемый государственными органами управления. Критерии оценки эффективности здесь следующие: бюджетная эффективность, социальная и общесистемная или целевая. При этом должен соблюдаться критерий окупаемости затрат бюджетных средств за счет налоговых поступлений в ходе реализации всех системных эффектов.

Можно выделить следующие направления государственной поддержки процессов формирования кластерных структур, которые представляются актуальными для нашей страны.

Институционализация желательного состояния формируемой КС на основе баланса интересов. При этом необходимо добиться идентификации общественных ожиданий и мотивации общества с декларируемой миссией КС. Здесь особенно важна роль СМИ, политическая функция органов управления, общественных организаций.

Осуществление функций эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. Необходимо создавать площадки и условия для организации процессов согласования интересов всех участников региональной КС вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности.

Участие в формировании институциональной среды, обеспечивающее свободный обмен информацией, людьми, капиталами и услугами между участниками кластера.

Содействие в продвижении продукции кластера на внешних рынках, включающее программы поддержки экспорта, сертифика-

цию продукции по международным стандартам, проведение маркетинговых исследований, поддержку участия (или организацию) в соответствующих выставках и ярмарках, поддержку выхода предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки.

Формирование информационно-комму-ни кационной инфраструктуры, создание системы постоянного консультирования и информационно-аналитического обслуживания предприятий кластера (прогнозирование, мониторинг, обеспечение технологической информацией и т.п.).

Создание государственных инвестиционных компаний, принимающих долевое участие в реконверсии кризисных и создании новых предприятий, создание в депрессивных регионах инновационных центров и научно-технических парков, стимулирование малых высокотехнологичных фирм, улучшение их инфраструктурного обеспечения и т.п.

Создание социальной, инновационной, инженерной, транспортной инфраструктуры, необходимой для развития кластера.

Разработка и реализация программ развития малого и среднего бизнеса, который должен создавать экономическую обеспечивающую среду для основных предприятий кластера, и стимулирование включения его в орбиту его деятельности.

Содействие формированию человеческого потенциала, адекватного требованиям, предъявляемым к качеству персонала со стороны предприятий кластера. Содействие мероприятиям по подготовке и переподготовке персонала, привлечению молодых специалистов, кадров высшей квалификации. Формирование необходимой системы образования.

Развитие инновационного потенциала, предусматривающее осуществление финансовой поддержки НИОКР, создание технопарков, выполняющих функцию центров генерации идей, НИОКР и трансферта технологий, консалтингового центра содействия коммерциализации НИОКР. Развитие потенциала фундаментальных и прикладных НИР на базе государственных организаций, создание

бизнес-инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов и т.п.

Формирование центров системообра-зования или центров кристаллизации КС. Это могут быть технопарки как реальная интеграция науки, образования, а также интересов, деятельности и готовности бизнеса. Важно, чтобы каждый технопарк формировался с учетом реального потенциала региона. Технопарк должен играть роль прообраза кластера, иметь аналогичную структуру.

Мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона

Необходимым условием для обеспечения реализуемости кластерной стратегии является выполнение ряда мероприятий.

• Поддержка бизнес-инициатив, предусматривающая налоговые преференции, предоставление льгот, связанных с использованием государственного имущества, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров, стимулирование лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг оборудование на льготных условиях.

• Совершенствование института предоставления государственных гарантий, налоговых льгот, госкредитов, содействия доступу к кредитным ресурсам и других мер финансовой поддержки.

• Нормативно-правовое обеспечение формирования конкурентной среды, обеспечение прозрачности рыночных отношений и управленческих решений.

• Развитие системы межрегиональных контактов и разработки совместных проектов и программ.

• Обеспечение взаимодействия между федеральными и региональными уровнями государственной власти на основе адекватного разграничения полномочий и баланса интересов, в частности создание института возмездного использования ограниченных

региональных ресурсов для федеральных нужд.

Важным принципом формирования целевой программы, реализующей стратегию, является организация конкурса проектов на основании предварительного формирования «эталонного» проекта, параметры которого играют роль своеобразного фильтра, задавая граничные значения стратегических параметров каждого конкретного проекта, которым он должен в определенной мере соответствовать. Принципы формирования такого проекта на основе экономико-математической модели, описывающей систему взаимоотношений экономических субъектов на основе пары «производитель - потребитель», критерий оптимальности их совместных действий как элемента стратегии весьма подробно описаны в работе (Агафонов, 1990). Экономико-математическая модель целевого прогноза основных макропоказателей развития КС на основе моделирования взаимодействия подсистем в составе КС представлена в работе (Агафонов, 2009б).

С учетом вышесказанного, для разработки кластерной стратегии в целом необходимо выполнить следующие исследования:

• сформулировать цели социально-экономического развития страны в разрезе основных отраслей, видов производств и макротехнологий;

• позиционировать регионы относительно сформулированных проблем и возможностей их решения;

• оценить роль кластерных структур в социально-экономическом развитии каждого региона и проанализировать предпосылки их формирования и развития;

• проанализировать предпосылки формирования КС и сформулировать проблемы реализации необходимых предпосылок;

• сформировать стратегические направления формирования кластерных систем в регионах;

• реализовать процедуру межрегионального и межотраслевого согласования сформулированных кластерных стратегий;

• сформировать соответствующие программы реализации стратегических направлений.

Приведенная схема стратегического планирования процессов формирования и развития КС должна стать важной составной частью формирования стратегии территориального развития макрорегионов, а также стратегий социально-экономического развития отдельных субъектов Федерации.

Литература

АакерД. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2007.

Агафонов В.А. Вопросы разработки программы развития горнопромышленного комплекса // Целевые комплексные программы: вопросы разработки, моделирования, использования. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985.

Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.

Агафонов В.А. Стратегическое управление и экономическая безопасность. М.: Академия экономической безопасности, 2006.

Агафонов В.А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экономическая наука современной России. 2008. № 4.

Агафонов В.А. Инновационная стратегия развития региона // Экономическая наука современной России. 2009а. № 3.

ААнсофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

Валицкий Д.А. Формирование кластерной политики как механизма развития экономики промышленных отраслей России // Вестник МГОУ Серия «Экономика». 2010. № 1.

Варшавский А.Г., Сиротин О.С. Научно-технический потенциал // Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы развития экономики / Колл. авт. под ред. акад. Д.С. Львова. М.: Экономика, 1999.

Исследования по общей теории систем / Под ред. Л. фон Берталанфи. М.: Прогресс, 1969.

Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.

Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров / Препринт # WP/2007/216. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.

Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология. 2008. № 1.

Маршалл А. Принципы экономической теории. М.: Прогресс, 1993.

Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.

Перру Ф. Экономика ХХ в. М.: ИНФРА-М, 2000.

Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов».

Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

Скоч А. Эффективность кластеризации региональной экономики // Экономические стратегии. 2007. № 5.

Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Гра-дова. СПб.: Специальная литература, 1995.

Enright M. Regional Clusters. Economic Development: A Research Agenda // Staber U., Schaefer N., Sharma B. (Eds.) Business Network: Prospects for Regional Development. Berlin: Walter de Gruyter, 1996. Р. 190-213.

Enright M.J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper. Institute of Economic Policy and Business Strategy, Competitiveness Program, University of Hong Kong, 2000.

Рукопись поступила в редакцию 06.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.