Научная статья на тему 'Построение лингвистических моделей'

Построение лингвистических моделей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
418
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение лингвистических моделей»

Доброва В.В. ©

Кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

ПОСТРОЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Исследование плана содержания языка представляет собой крайне сложную задачу ввиду своеобразия самого объекта, не данного в непосредственном наблюдении и затрагивающего малоизученные сферы психической деятельности носителей языка. Во всех тех научных областях, где объект науки недоступен непосредственному наблюдению, возникает необходимость в моделировании. В таких случаях он обычно уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Методика «черного ящика» была выдвинута как один из исследовательских приемов кибернетики [1], но в силу своей универсальности получила применение во всех исследованиях, связанных с невозможностью непосредственного наблюдения каких-либо процессов. Задача состоит в том, чтобы узнать содержимое «черного ящика» — тот скрытый от исследователя механизм, который осуществляет переработку исходных материалов в конечные продукты.

Идею «модели» и «моделирования» использовали ещё Демокрит, Эпикур, Леонардо да Винчи. Латинское слово «модель» в первоначальном значении было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках употреблялось для обозначения образа или вещи, сходной в каком-либо отношении с другой вещью. Рассматривая историю возникновения термина «модель», А. Ф. Лосев указывает, что впервые он появляется в работах математиков конца XIX века, а в 1944 г. термин появляется в работе американского лингвиста З. Харриса, который с его помощью описывает специфику методологии Э. Сепира. К 60-м годам XX века этот термин только в лингвистике (Л. Хоккет, Н. Хомский, И. И. Ревзин и др.) уже имел свыше 30 значений [2,14].

Термин «модель» употребляется в лингвистике весьма часто, однако при этом в него вкладывается разное содержание. В лингвистике наиболее общепринято следующее его толкование: «абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы» [3], «схема или образец какой-либо единицы, показывающая последовательное расположение составляющих ее частей» [4,182]. Из основополагающего определения структурной модели вытекают следующие свойства:

- каждому объекту-оригиналу может соответствовать множество моделей, связанных с определёнными задачами (при этом реализация задачи также предполагает вариативность), потому модель всегда лишь приблизительно соответствует оригиналу;

- модель/моделирование обязательно предполагает наличие активного субъекта-творца, воспроизводящего в своём творении черты реальности, существующей или потенциальной, гипотетический;

- итогом рассуждений (интерпретаций) исследователя становится вывод о том, что «исторически сложившиеся научные понятия, непосредственно или опосредованно связанные с объективной реальностью, - законы, теории, научные картины мира - суть модельные конструкты. Все наши научные представления о мире природы, общества и техники, наши знания о самих себе, о мышлении и его закономерностях носят модельный характер» [6,11].

Как отметил В. А. Штофф, отличие модели от теории состоит в способе отражения объекта: «В то время как содержание теории выражается в виде совокупности суждений, связанных между собой законами логики и специальными научными законами..., в модели это же содержание представлено в виде некоторых типичных ситуаций, структур, схем,

© Доброва В.В., 2016 г.

совокупностей идеализированных (т.е. упрощенных) объектов и т.п...., в которых выполняются сформулированные в теории законы, но, так сказать, «в чистом виде». Поэтому модель - всегда некоторое конкретное построение, в той или иной форме или степени наглядное, конечное и доступное для обозрения или практического действия» [5,15].

Как можно убедиться на основе всего сказанного выше, термин моделирование в отношении языковых единиц употребляется в трех смыслах: 1) специфическое отображение действительности языковыми единицами; 2) строение и построение языковых единиц по определенным образцам, эталонам; 3) научное описание строения, образования и функционирования языковых единиц в соответствии с изложенными выше методологическими принципами. Первый смысл отражает связь языкового знака и его денотата, второй - типовую связь знака и его значения, третий - связь знака как объекта исследования и метаязыка его описания. Все три смысла взаимосвязаны, но, по мнению В. М. Савицкого, их следует четко разграничивать, чтобы избежать смешения понятий, относящихся к объектному уровню и метауровню [7,13].

Остановимся на общих принципах построения лингвистических моделей. Ю.Д. Апресян выделил следующие важные свойства лингвистической модели: 1) Моделировать можно только такие явления, существенные свойства которых исчерпываются их структурными (функциональными) характеристиками и никак не связаны с их физической природой; 2) Модель всегда является некоторой идеализацией объекта; 3) Модель оперирует не понятиями о реальных объектах, а конструктами, т.е. понятиями об идеальных объектах, не выводимыми непосредственно и однозначно из опытных данных, но построенными «свободно» на основании некоторых общих гипотез, подсказанных совокупностью наблюдений и исследовательской интуицией; 4) Всякая модель должна быть формальной т.е. в ней в явном виде и однозначно должны быть заданы исходные объекты, связывающие их утверждения и правила обращения с ними; 5) Всякая модель должна обладать свойством экспланаторности, или объяснительной силы [8].

Таким образом, лингвистическая модель представляет собой идеальную структурную и / или функциональную модель. Она может совмещать в себе черты образной модели, если она включает изобразительные средства (графики, чертежи, схемы и т.д.), и необразной модели, если она содержит неизобразительные средства описания.

Литература

1. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М.: Наука, 1964. 830 с.

2. Лосев А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. Изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 296 с.

3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. Гл. ред. Ярцева В. Н. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.

5. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. 301 с.

6. Мишанкина Н. А. Проблемы моделирования в языке и речи // Метафора в науке: парадокс или норма? Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2010. С. 8- 56.

7. Савицкий В.М. Английская фразеология: проблемы моделирования. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. 172 с.

8. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). М.: Просвещение, 1966. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.