Научная статья на тему 'Построение корпоративной социальной сети в российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова на платформе IBM Connections'

Построение корпоративной социальной сети в российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова на платформе IBM Connections Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТАЛ ВУЗА / UNIVERSITY PORTAL / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / IBM CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Елисейкин Е.В., Закиров Р.Т.

Предложена идея внедрения в портал РЭУ имени Г.В. Плеханова корпоративной социальной сети на базе IBM Connections. Описаны возможные выгоды от такого внедрения, потенциальные проблемы, а также изменения в функционировании как существующего портала, так и процесса обучения и ведения научной деятельности в университете в целом. Определены условия требуемого функционирования уже существующего портала университета и выработаны предложения по построению аппаратно-программного комплекса, отвечающего всем поставленным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Елисейкин Е.В., Закиров Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CORPORATE SOCIAL NETWORKS FOR SUPPORTING RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AT PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS POWERED BY IBM CONNECTIONS

The authors proposed the idea of implementation of the corporate social network based on IBM Connections in the web portal of Plekhanov Russian University of Economics. The article describes the possible benefits of such implementation, potential problems, changes in the functioning of the current web portal and the process of education and scientific work in the university. It also determines some requirements for current web portal to make it work successfully and proposals to build a hardware-software system that meets all the requirements.

Текст научной работы на тему «Построение корпоративной социальной сети в российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова на платформе IBM Connections»

ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В РОССИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА НА ПЛАТФОРМЕ IBM CONNECTIONS

DEVELOPING CORPORATE SOCIAL NETWORKS FOR SUPPORTING RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AT PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS POWERED BY IBM CONNECTIONS

Елисейкин E. В. - студент факультета информатики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Закиров Р.Т. - студент факультета информатики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Eliseykin E.V. - Student of Faculty of Informatics, Plekhanov Russian University of Economics

Zakirov R.T. - Student of Faculty of Informatics, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация

Предложена идея внедрения в портал РЭУ имени Г.В. Плеханова корпоративной социальной сети на базе IBM Connections. Описаны возможные выгоды от такого внедрения, потенциальные проблемы, а также изменения в функционировании как существующего портала, так и процесса обучения и ведения научной деятельности в университете в целом. Определены условия требуемого функционирования уже существующего портала университета и выработаны предложения по построению аппаратно-программного комплекса, отвечающего всем поставленным требованиям.

Abstract

The authors proposed the idea of implementation of the corporate social network based on IBM Connections in the web portal of Plekhanov Russian University of Economics. The article describes the possible benefits of such implementation, potential problems, changes in the functioning of the current web portal and the process of education and scientific work in the university. It also determines some requirements for current web portal to make it work successfully and proposals to build a hardware-software system that meets all the requirements.

Ключевые слова: портал вуза; социальная сеть; IBM Connections.

Key words: University portal; social network; IBM Connections.

В настоящее время роль корпоративных социальных сетей в крупных компаниях стремительно возрастает, что обусловлено высоким уровнем конкуренции на мировом рынке, а грамотное построение информационной политики и переоценки информационных технологий в управлении организацией играет важную роль в том, насколько компания будет успешна по сравнению с ее конкурентами. Главным факторами компании, посредством которых добиваются конкурентных преимуществ, являются инновации. На данный момент в России внедрения социальных платформ в образовательные учреждения крайне малы, поэтому конкурентное пространство практически не развито. В сфере образования участвует самая активная часть пользователей социальных сетей — школьники, студенты и аспиранты. Использование данной информационной технологии, к примеру, в высших учебных заведениях будет являться частью инновационной инфраструктуры института, поскольку инновации невозможны без социальной сети, а также средством автоматизации учебного процесса в образовательной и научной деятельности. Одним из примеров готового решения в сфере высшего образования является Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого - НовГУ вместе с Genus Technologies, которые разработали и внедрили в октябре 2011 года проект корпоративной социальной сети в высшее учебное заведение на платформе IBM Connections 4.0. Внедрение Connections является важным шагом в развитии корпоративного портала НовГУ, построенного на базе OpenSource технологий, который объединяет все базы данных и информационные системы университета с 65000 профилей студентов, сотрудников и выпускников. Ежедневно корпоративный портал НовГУ посещают более пяти тысяч уникальных пользователей.

Корпоративный портал с интегрированной социальной сетью в высшем учебном заведении - эффективный инструмент для накопления, хранения и передачи знаний, который повышает эффективность взаимодействия студентов и сотрудников в ведении совместных образовательных и научных проектов, а также обеспечивает пользователям непрерывный доступ к базам знаний. Внедрение данной технологии во многом облегчает работу сотрудников и студентов, и сделает её более оперативной. Учебная

социальная платформа решает ряд задач для обеспечения инновационного процесса в образовательной и научной деятельности внутри высшего учебного заведения:

1. Создание и доступ к персональной странице сотрудников и студентов университета с возможностью размещения информации о себе, статуса в учебном заведении, фотографий, файлов, а также применения функции добавления в друзья, интеграции расписания занятий на страницу пользователя.

2. Эффективное взаимодействие сотрудников и студентов, совместные проекты с помощью технологий Web 2.0, форумов, доски объявлений, блогов, операций;

3. Возможность создания виртуальных учебных и научных групп, а также сообществ по интересам внутри института;

4. Простота и удобство поиска знаний и пользователей с помощью внутренней поисковой системы индексирующая объекты по тегам и ключевым словам;

5. Возможность оперативному обмену учебных материалов, структурированных в соответствии с классификационными признаками, в режиме реального времени;

6. Проведения конференций и семинаров в режиме реального времени;

7. Накопление, хранение и обмен знаниями, а также внедрение электронного документооборота.

Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова является одним из самых крупных экономических ВУЗов страны, занимающий лидирующие позиции в рейтингах высших образовательных учреждений. Удобный, многофункциональный корпоративный портал является визитной карточкой университета, без которой в современном информационном мире невозможно обойтись. Поэтому одной из основных задач для Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова на данный момент является развитие информационно-образовательной среды, то есть развертывание корпоративного портала университета на мощной платформе IBM Connection, что позволит решить многие проблемы в сфере информатизации процесса обучения, а также обеспечить значительный прорыв в технологической оснащенности отделений университета.

IBM Connections - это программное обеспечение социальной сети, в которое входят приложения, позволяющие устанавливать динамические сети для связи с пользователями одной организации и получения необходимой информации. Данное решение при

построении корпоративной социальной сети для поддержки научно-образовательной деятельности в Российском Экономическом Университете имени Г. В. Плеханова на платформе будет оптимальным по финансовым и техническим требованиям.

Являясь лидером в области социального программного обеспечения, IBM предоставляет десять ключевых компонентов (главная страница, профили, сообщества, блоги, закладки, деятельность, файлы, вики, форум, поиск), которые помогают создавать мощные профессиональные сообщества. Использование сервис-ориентированной архитектуры и Web 2.0 дает возможность подключаться к Connections с помощью других приложений, таких как IBM Notes, IBM Sametime, IBM WebSphere Portal и Microsoft Office. Connections обеспечивает за счет приложения IBM WebSphere Application Server и IBM DB2 полную безопасность и масштабируемость корпоративного проекта.

Внедрение IBM Connections для Российского Экономического Университета имени Г. В. Плеханова будет обеспечивать всем пользователям рабочее место с удобным доступом ко всем интегрированным данным, приложениям и коммуникативным возможностям посредством веб-браузера или приложения на мобильном устройстве, необходимым для учебных, научных и административных процессов.

Проектируемый университетский портал ставит своей задачей обработку запросов пользователей, разбитых по категориям, к электронным ресурсам, предоставление возможности коммуникации в режиме реального времени, позволить вести совместные работы над различного рода проектами, обеспечить соответствующий функционал для создания, хранения, передачи, управления и обработки информации внутри ВУЗа.

Предлагаемая структура функционирования портала РЭУ имени Г.В. Плеханова представлена ниже на рисунке 1.

В университетском портале определены четыре основные группы пользователей:

Обучающиеся - студенты и аспиранты - авторизованные пользователи, информация о которых храниться в базе данных управления студентами РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Преподаватели и остальные сотрудники - авторизованные пользователи, информация о которых храниться в базе данных отдела кадров университета.

Партнеры университета - представители партнеров университета -авторизованные пользователи, информация о которых храниться в базе данных отдела по работе с партнерами.

Прочие пользователи - гости - неавторизованные пользователи, которые не являются учащимися, сотрудниками или партнерами университета.

Рис. 1. Структура функционирования портала

Помимо упомянутых в использовании баз данных портал включает в себя работу с другими источниками информации, такими как база данных университетской библиотеки, бухгалтерией университета, организационной составляющей учебного процесса (расписание занятий, учебный план) и так далее.

Портал РЭУ имени Г.В. Плеханова ежедневно посещает несколько тысяч человек, в связи с чем он должен поддерживать соответствующую нагрузку и быть готов к её увеличению в результате повышения количества запросов к новым сервисам портала после подключая к нему социальной составляющей. Сам университет представляет собой крупный учебный и научный центр с инновационной составляющей и его портал обязан подходить по всем параметрам промышленным решениям. В связи с этим надежность,

гибкость и эффективность работы портала должная обеспечиваться соответствующей аппаратно-программной платформой, которая в свою очередь обязана подходить по следующим требованиям : интегрируемость, распределенность, адаптируемость,

масштабируемость, поддерживаемость и соответствие стандартам.

Держа во внимании сформулированные требования, лучшим выбором будет использование в качестве платформы для портала программного обеспечения IBM WebSphere Portai Server. Для поддержания работы портала, основанного на данном решении, необходимо будет обучить соответствующий персонал университета по разработанному учебному курсу, сертифицированному корпорацией IBM.

В качестве необходимых функциональных возможностей портала, которых можно добиться путем внедрения соответствующих технологий корпорации IBM, можно назвать следующие:

• Авторизация пользователей и средства управления учетными записями (LDAP-решение IBM - IBM Tivoli Directory Server);

• Работа с документами: публикация и редактирование, в том числе и совместное (Workplace Web Content Manager);

• Обеспечение коммуникации ме^ду пользователями: форум, средство мгновенного обмена сообщениями, аудио - и видеоконференции (IBM Sametime);

• Обеспечение доступа к базам данных университета;

• Органайзер пользователя, включающий в себя управление электронной почтой, заметками, напоминаниями, календарем, телефонным справочником и так далее;

• Система управления новостями, поддерживающая их создание, публикацию и управление, привязанных к конкретным подразделениям ;

• Расширенный поиск информации в той полноте, которая дана согласно выданным правам пользователю.

В результате внедрения IBM Connections могут возникнуть следующие проблемы в использовании, которые со временем могут быть разрешены в большинстве случаев путем грамотного взаимодействия с пользователями:

■ Трудности внедрения в существующий рабочий процесс;

■ Нежелание людей работать с чем-то новым;

■ Не все функции понятны и очевидны.

■ Недопонимание возможных выгод от использования системы;

■ Техническая несовместимость на начальных этапах;

■ Использование пользователями других аналогичных сторонних

сервисов.

В заключении можно сказать, что насколько бы перспективным не было внедрение и поддержание соответствующих информационно-коммуникационных технологий в процесс функционирования университета, необходимо одновременно совершенствовать сопутствующие аспекты, такие как непосредственное академическое управление и поддержание на должном уровне информационной базы учебного процесса. Стоит отметить большую роль в этом вопросе Министерства образования и науки РФ, которое должно содействовать такого рода развитию порталов ВУЗов страны, обеспечивать оснащенность компьютерами и мотивировать персонал учебных заведений к обучению новым технологиям.

Библиографический список

1. Обзор системы от производителя [электронный ресурс] // Официальный сайт компании IBM [сайт]. 2012. URL: http://www-01 .ibm.com/software/lotus/products/connections

2. Новгородский государственный университет использует социальные сети для повышения качества образования [электронный ресурс] // Официальный сайт компании IBM [сайт]. 2012. URL: http://www.ibm.com/news/ru/ru/2011/10/05/k717948d53605l30.html

3. Герасимов В.В. - Технологии построения Интернет-порталов [электронный ресурс] // Новгородский государственный университет [сайт]. 2009. URL: http://www.novsu.ru/file/897824

4. IBM Lotus Connections в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого [электронный ресурс] // Официальный сайт компании IBM [сайт]. 2012. URL: http://www.novsu.ru/

Контактная информация:

119296, г. Москва, Университетский пр-т, 9

Тел.: 8 917 542 4746; E-mail: evgeniy1990@gmail.com

111672 г. Москва, ул. Городецкая, 9-1

Тел.: 8 962 928 5448; E-mail: reval911@yandex.ru

Contact links:

119296, Moscow, Universitetskiy pr., 9

Tel.: 8 917 542 4746; E-mail: evgeniy1990@gmail.com

111672, Moscow, ul. Gorodetskaya, 9-1

Tel.: 8 962 928 5448; E-mail: reval911@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.